УДК 378.035.6 + 355.233 ББК Ч400.522 + Ц44
DOI: 10.14529/ped170411
СОЦИООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ
М.И. Банников
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске, Россия
Определяется актуальность проблемы патриотического воспитания курсантов, значение социообразовательной среды в патриотическом воспитании курсантов. Указаны нормативные документы по проблеме. Определены основные направления исследований по проблеме патриотического воспитания, проанализированы позиции ученых на данную проблему. Отмечается необходимость интеграции содержания учебных предметов, в том числе гражданско-правовых дисциплин, воспитательного потенциала специальных курсов, разработанных с учетом новых информационных технологий. Выделяются гражданско-патриотические ценности (мир, Отечество, Родина, долг, честь, достоинство, ответственность, патриотизм, гражданственность и т. д.), способствующие социализации личности курсанта. Особое значение уделено социообразовательной среде как условию патриотического воспитания, проанализировано понятие «среда», выделены функции социообра-зовательной среды. Определены особенности социообразовательной среды военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия». Выделены три социально-психологических параметра социообразовательной среды вуза (активное взаимодействие, субъект-субъектное отношение, жесткая нормативность и авторитарность).
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патрио-тические ценности, среда, социообразовательная среда, социообразовательная среда военного учебно-научного центра, профессиональные ожидания.
Состояние вопроса. Патриотическое воспитание курсантов - одно из важнейших направлений воспитательной работы. На актуальность данной проблемы указывается в нормативных документах: Концепции строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2020 года [6], Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [12], Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [11]; Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [10] и др.
Проблеме гражданско-патриотического воспитания посвящены труды А.С. Гаязова, И.Ш. Валеева, Н.В. Ермоленко, В.И. Лесняк, Г.Х. Мухамедовой, Д.Ю. Мордвинцева,
Н.В. Ипполитовой, А.В. Фахрутдиновой и многих других. В них представлены педагогические концепции, системы, модели, технологии патриотического воспитания. Исследования Д.И. Аминова, К.В. Бедарева, Ю.Н. Зе-ленова, ДН. Зяблова, Г.Н. Чусавитиной, Г.А. Шарипова А.Д. Брагиной, Л.М. Ванюш-
киной, Г.П. Михеевой, К.А. Пащенко и др. посвящены формированию ценностей у курсантов.
В трудах Г.Я. Гревцевой [2-4], Н.В. Ермоленко [5], Д М. Нуждина [9], Ш.Ш. Хай-руллина [13], М.В. Циулиной [4, 14] и др. рассматриваются гражданственность как результат развития гражданского общества, научно-теоретические и практические аспекты социализации в процессе патриотического воспитания, социообразовательная среда как условие воспитания патриотизма, патриотическое воспитание курсантов и т. д.
На основе анализа изученных работ можно сделать вывод, что «большинство авторов рассматривают патриотизм только в рамках объективной педагогической парадигмы, как нечто привнесенное обществом, государством, той или иной цивилизацией или культурой» [1, с. 6]. Понятие «патриотическое воспитание» рассматривается с учетом «естественных» основ патриотизма (Н.Ф. Бунаков, Н.А. Ивашкина, Н.В. Ипполитова, И.А. Ильин, О.В. Лебедева, С.Е. Матушкин и др.). На наш взгляд, не в полной мере изучена роль социо-
Банников М.И.
Социообразовательная среда как одно из условий патриотического воспитания курсантов
образовательной среды в патриотическом воспитании курсантов. По мнению ученых [2, 4], возможности интеграции содержания учебных дисциплин используются не в полной мере. Солидарны и в том, что учебно-воспитательный процесс призван служить гражданско-патриотической социализации курсанта, содействовать освоению гражданско-патриотических ценностей (мир, Отечество, Родина, гражданственность, патриотизм, честь, достоинство, долг, ответственность, независимость убеждений и т. д.).
В условиях современного общества возрастает роль учебных организаций. Целью Челябинского филиала военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (ВУНЦ ВВС «ВВА») является воспитание гражданина-патриота своего Отечества, формирование современных военно-профессиональных знаний, умений, навыков, профессионально-значимых качеств.
Социообразовательная среда. Обратимся к понятию «социообразовательная среда». Обучающую и воспитывающую среду Бим-Бад определяет как «естественную стихию обучения и воспитания» [1, с. 28]. Л.И. Новикова [8] среду представляет как данность, которая не всегда может обладать воспитательным влиянием. Ю.С. Мануйлов [7, с. 32] рассматривает воспитательное пространство как часть среды, в которой преобладает педагогически созданный образ жизни. Социообразо-вательная среда является условием патриотического воспитания курсантов. Социообразо-вательная среда военного учебно-научного центра имеет особенности, специфику. Ее можно определить как комплексное пространство, включающее в себя предметно-пространственный, событийно-поведенческий, информационно-культурный и образовательно-карьерный компоненты, находящиеся в определенной взаимосвязи между собой. Функции социообразовательной среды: организационная, управляющая, воспитательная, образовательная, обучающая, развивающая, мотивирующая, коммуникативная. Целью данной среды является воспитание гражданина-патриота, профессионала, который освоил гражданско-патриотические ценности.
Специфические особенности среды:
• активное взаимодействие, включающее: подчинение, доминирование (позитивное, не-
гативное) и паритетные отношения (сотрудничество, конкуренция);
• субъект-субъектные отношения в процессе взаимодействия;
• зависимое взаимодействие характеризуется субъект-объектными отношениями: жесткой нормативностью и авторитарностью.
Социообразовательная среда вуза содействует формированию успешной личности, дает возможность курсанту развивать мыслительные способности, обретать личностный смысл в жизни, учении, проявлять непрерывную познавательную активность, развивать умение строить межличностные отношения и культуру общения. Кроме этого, у курсанта появляются социальная активность, стремление к саморазвитию, самообразованию, способность включаться в социально значимую, гражданско-патриотическую деятельность, осваиваются гражданско-патриотические ценности.
В целом портрет курсанта - гражданин-патриот Отечества, интеллектуал; личность, сформировавшаяся в процессе овладения общеучебными знаниями, умениями, навыками, ключевыми компетенциями, готовая к профессиональному самоопределению; человек, способный к самореализации, саморазвитию, самоадаптации, саморегуляции, самозащите, самовоспитанию; обладает гражданско-пат-риотическими, нравственными качествами высокогуманной личности; достаточно целостная личность, ответственная и самостоятельная.
Основная направленность социообразова-тельной среды - достижение соответствующего образовательного и культурного уровня; адаптация обучающихся в обществе; воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, гуманизма, любви к окружающей природе, семье; создание основы для осознания выбора выпускниками последующего освоения профессиональных программ.
Выводы. Таким образом, социообразова-тельная среда в челябинском филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» позволяет формировать эффективный механизм взаимодействия всех компонентов внутренней и внешней среды вуза, контролирующих и оптимизирующих его деятельность по формированию успешной личности, повышает уровень профессиональных компетенций как обучающихся, так и педагогов в области формирования духовно-нравственных ценностей курсантов.
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9, № 4. С. 90-94
Теория и методика профессионального образования
Литература
1. Бим-Бад, Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика / Б.М. Бим-Бад // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. -М., 2001. - Вып. 3. - 152 с.
2. Гревцева, Г.Я. Гражданственность и гражданская культура - результат становления гражданского общества / Г.Я. Гревцева // Вестник Челяб. гос. ун-та. - 2012. -№ 18 (272). - С. 55-57.
3. Гревцева, Г.Я. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2013. - № 11. - С. 80-89.
4. Гревцева, Г.Я. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учеб. пособие / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. - 264 с.
5. Ермоленко, Н.В. Патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения военно-специальным дисциплинам в высшем военном учебном заведении: дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Ермоленко. - Челябинск, 2006. - 187 с.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса». -http://base.garant.rU/70170938/#ixzz4xGeT1L4z.
7. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук /Ю.С. Мануйлов. - М., 1997. - 193 с.
8. Новикова, Л. И. Воспитание как педагогическая категория /Л.И. Новикова //Педагогика. - 2000. - № 6. - С. 28-35.
9. Нуждин, Д.М. Педагогические условия патриотического воспитания курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук /Д.М. Нуждин. - Екатеринбург, 2004. - 208 с.
10. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». - http://base.garant.ru/ 71296398/.
11. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». - http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/ #ixzz4xGaHbefV.
12. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» //Рос. газ. -2012. - № 5976 (303).
13. Хайруллин, Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: дис. ... канд. пед. наук /Ш.Ш. Хайруллин. -Челябинск, 1996. - 186 с.
14. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социо-образовательной среды: дис. . канд. пед. наук / М.В. Циулина. - Челябинск, 2012. - 217 с.
Банников Максим Игоревич, майор, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Челябинске, [email protected].
Поступила в редакцию 1 октября 2017 г.
Банников М.И.
Социообразовательная среда как одно из условий патриотического воспитания курсантов
DOI: 10.14529/ped170411
SOCIO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS ONE OF THE CONDITIONS FOR THE CADETS' PATRIOTIC EDUCATION
M.I. Bannikov, [email protected]
Military Educational and Scientific Center of the Air Force "The Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin", branch in Chelyabinsk, Russian Federation
The article defines the urgency of the cadets' patriotic education and the importance of socio-educational environment in the cadets' patriotic education. It analyzes the normative documents, the literature on the patriotic education. The author justifies the need to integrate the academic subjects' content of civil law disciplines designed with the help of new information technologies.
The civil-patriotic values (peace, homeland, duty, honor, dignity, responsibility, patriotism, citizenship, etc.) contributing to the socialization of the cadet's personality were identified. The particular importance was given to the socio-educational environment as a condition for patriotic education. The concept "environment" was analyzed, and the socio-educational environment functions were determined. The paper describes the specific features of the socio-educational environment of the military educational and scientific center of the Air Force "Air Force Academy". Three socio-psychological parameters of the higher school socio-educational environment (active interaction, subject-subject relationship, rigid normativity and authoritarianism) were identified.
Keywords: patriotism, patriotic education, civil-patriotic values, environment, socio-educational environment, professional expectations.
References
1. Bim-Bad B.M. [Teaching and Education through the Direct Environment: Theory and Practice]. Trudy kafedry pedagogiki, istorii obrazovaniya i pedagogicheskoy antropologii Universiteta RAO [Works of the Chair of Pedagogy, History of Education and Pedagogical Anthropology of the University of the Russian Academy of Education]. Moscow, 2001, vol. 3. 152 p. (in Russ.)
2. Grevtseva G.Ya [Citizenship and Civil Culture - the Result of the Civil Society Formation]. Bulletin of Chelyabinsk State University, 2012, no. 18 (272), pp. 55-57. (in Russ.)
3. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. [Patriotic Education and Civil Socialization: Scientific-theoretical and Practical Aspects]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University, 2013, no. 11, pp. 80-89. (in Russ.)
4. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Vospitanie grazhdanina i patriota: teoriya i praktika [Education of a Citizen and a Patriot: Theory and Practice]. Chelyabinsk, Tsitsero Publ., 2014. 264 p.
5. Ermolenko N.V. Patrioticheskoe vospitanie kursantov v protsesse obucheniya voenno-spetsial'nym distsiplinam v vysshem voennom uchebnom zavedenii. Diss. kand. ped. nauk [The Cadets' Patriotic Education in the Process of Military Special Disciplines Teaching in the Higher Military Educational Institution. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2006. 187 p.
6. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2012 g. No. 603 "O realizatsii planov (programm) stroitel'stva i razvitiya Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii, drugikh voysk, voinskikh formirovaniy i organov i modernizatsii oboronno-promyshlennogo kompleksa" [Decree of the Russian Federation President of May 7, 2012 No. 603 "On the Implementation of Plans (Programs) for the Construction and Development of the Armed Forces of the Russian Federation, other Troops, Military Formations and Bodies and Modernization of the Defense Industry Complex"]. Available at: http://base.garant.ru/70170938/ #ixzz4xGeT1L4z (accessed 1.07.2017).
7. ManuylovYu.S. Sredovoy podkhod v vospitanii. Diss. dokt. ped. nauk [Medium-based Approach in Education. Diss. Doct. (Pedagogy)]. Moscow, 1997. 193 p.
8. Novikova L.I. [Education as a Pedagogical Category]. Pedagogy, 2000, no. 6, pp. 28-35. (in Russ.)
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9, № 4. С. 90-94
Теория и методика профессионального образования
9. Nuzhdin D.M. Pedagogicheskie usloviyapatrioticheskogo vospitaniya kursantov voennogo vuza. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical Conditions of Military Cadets' Patriotic Education. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Ekaterinburg, 2004. 208 p.
10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2015 g. No. 1493 "O gosudarstvennoy programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsiina 2016-2020 gody" [Decree of the Russian Federation Government of December 30, 2015, No. 1493 "On the State Program "Citizens' Patriotic Education of the Russian Federation for 2016-2020 Years"]. Available at: http://base.garant.ru/ 71296398/ (accessed 1.07.2017).
11. UkazPrezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. No. 1666 "O Strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda" [Decree of the Russian Federation President of December 19, 2012, No. 1666 "On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period until 2025"]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/ #ixzz4xGaHbefV (accessed 1.07.2017).
12. [Federal Law No. 273 "On Education in the Russian Federation"]. Russian News, 2012, no. 5976 (303). (in Russ.)
13. Khayrullin Sh.Sh. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza v usloviyakh optimizatsii obrazovatel'nogo protsessa. Diss. kand. ped. nauk [Patriotic Education of Military Cadets under the Conditions of the Educational Process Optimization. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 1996. 186 p.
14. Tsiulina M.V. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov vozmozhnostyami sotsio-obrazovatel'noy sredy. Diss. kand. ped. nauk [Patriotic Education of Schoolchildren by the Possibilities of the Socio-Educational Environment. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2012. 217 p.
Received 1 October 2017
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Банников, М.И. Социообразовательная среда как одно из условий патриотического воспитания курсантов / М.И. Банников // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 4. -С. 90-94. БО!: 10.14529^170411
Bannikov M.I. Socio-Educational Environment as One of the Conditions for the Cadets' Patriotic Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 90-94. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170411