отклоняющегося поведения подростков; конкретизация критериев и показателей определения уровней сформированное™ позитивной направленности поведения подростков; углубление процессуального обеспечения профилактики девиантного
Библиографический список
поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании с учётом реализации принципа преемственности при взаимодействии разных уровней образования.
1. Казаева Е.А. Программа преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016; 5: 635 - 639.
2. Казаева Е.А., Мишарин В.В. Условия психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением в детских оздоровительных лагерях Педагогическое образование в России. 2018; 4: 107 - 112.
3. Шабардина О.Г. Условия педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014; 7: 227 - 241.
4. Вахрамеева О.А. Социально-культурная деятельность интернатных учреждений как фактор профилактики девиантного поведения детей-сирот. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2012.
5. Казаева Е.А. Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением как актуальная проблема теории и методики дошкольного образования. Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография. Екатеринбург, 2015: 261 - 284.
6. Казаева Е.А. Теоретико-методическая основа педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Актуальные проблемы развития личности: сборник научных трудов. Под редакцией Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой, 2016: 71 - 83.
7. Лемешко С.Б. Распределения статистик критериев согласия типа хи-квадрат при малых выборках. Актуальные проблемы электронного приборостроения АПЭП-2006: материалы 7 Международной конференции. Новосибирск, 2006; Т. 6: 78 - 82.
References
1. Kazaeva E.A. Programma preddeviantnoj diagnostiki i profilaktiki otklonyayuschegosya povedeniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2016; 5: 635 - 639.
2. Kazaeva E.A., Misharin V.V. Usloviya psihologo-pedagogicheskoj podderzhki podrostkov s otklonyayuschimsya povedeniem v detskih ozdorovitel'nyh lageryah Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; 4: 107 - 112.
3. Shabardina O.G. Usloviya pedagogicheskoj podderzhki detej starshego doshkol'nogo vozrasta s otklonyayuschimsya povedeniem Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 7: 227 - 241.
4. Vahrameeva O.A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' internatnyh uchrezhdenij kak faktor profilaktiki deviantnogo povedeniya detej-sirot. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2012.
5. Kazaeva E.A. Pedagogicheskaya podderzhka detej starshego doshkol'nogo vozrasta s otklonyayuschimsya povedeniem kak aktual'naya problema teorii i metodiki doshkol'nogo obrazovaniya. Aktual'nye problemypsihologii obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Ekaterinburg, 2015: 261 - 284.
6. Kazaeva E.A. Teoretiko-metodicheskaya osnova pedagogicheskoj podderzhki detej starshego doshkol'nogo vozrasta s otklonyayuschimsya povedeniem. Aktual'nye problemy razvitiya lichnosti: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej N.N. Vasyaginoj, E.A. Kazaevoj, 2016: 71 - 83.
7. Lemeshko S.B. Raspredeleniya statistik kriteriev soglasiya tipa hi-kvadrat pri malyh vyborkah. Aktual'nye problemy 'elektronnogo priborostroeniya AP'EP-2006: materialy 7 Mezhdunarodnoj konferencii. Novosibirsk, 2006; T. 6: 78 - 82.
Статья поступила в редакцию 13.08.18
УДК 37.035.6
Kalekin A.A., soldier (Anapa, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL STATEMENTS OF EDUCATION OF PATRIOTISM AMONG CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY ON THE BASIS OF CULTUROLOGICAL APPROACH. Culturological approach is a methodological basis of the formation of patriotism among cadets of military schools and ensures the implementation of the idea of giving the Russian cultural values of priority in the process of formation of patriotic consciousness and patriotic items and patriotic orientations that involve the research of the study area of patriotic education of cadets of a military academy, the investigated phenomenon as an integral part, a component of culture as a systemic whole. The article is based on approaches of Russian scientists, it examines the basics of the cultural approach, the basic conceptual provisions and ideas of patriotic education of a military university students on its basis.
Key words: education, culturological approach, cadets of military academy, patriotism, patriotic education, motherland, formation.
А.А. Калекин, военнослужащий, г. Анапа, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Культурологический подход является методологическим основанием формирования патриотизма у курсантов военных вузов и обеспечивает реализацию идеи о придании отечественным общекультурным ценностям приоритетности в процессе формирования патриотического самосознания, патриотической позиции и патриотических ориентаций, что предполагает изучение исследуемой области патриотического воспитания курсантов военного вуза, исследуемого феномена как составной части, компонента культуры, системной целостности. В данной статье на основе подходов российских учёных рассматривается сущность культурологического подхода, основные концептуальные положения и идеи патриотического воспитания курсантов военного вуза на его основе.
Ключевые слова: воспитание, культурологический подход, курсанты военного вуза, патриотизм, патриотическое воспитание, Отечество, формирование.
В современных условиях проблеме формирования патриотизма у курсантов военного вуза стали уделять должное и соответствующее внимание.
Актуальность темы активизации патриотического воспитания курсантов военного вуза обусловлена следующими факторами:
- общегосударственного значения (патриотизму присвоен статус «общенациональной идеи», способной дать новый импульс движения вперёд по пути демократии и укрепления экономической мощи государства;
- общесоциального значения (патриотизм признан единственной силой, способной консолидировать многонациональ-
ной и поликонфесиональный народы, населяющие Российскую Федерацию);
- военно-профессионального значения (патриотизм для будущих военных кадров является одним из важнейших базовых профессиональных качеств);
- военно-политического значения (в условиях возрастания военной угрозы со стороны западных стран, блока НАТО, патриотизм является основой морально-психологического состояния личного состава армии и флота, формирования готовности к защите Отечества в мирное и военное время).
С.Н. Томилина [1] утверждает, что патриотизм является основой боевой готовности личности военнослужащего и воинских коллективов.
Следовательно, патриотизм как профессиональное качество военнослужащих, в том числе и курсантов военного вуза, содержательно включает:
- жизненную позицию, убеждения, которые для военного профессионала являются побудительным мотивом его поступков, действий;
- личностную готовность, определяющую степень приложения своих сил к обеспечению надёжной, гарантированной защиты Отечества;
- основу чести и достоинства военнослужащего, которые проявляются в повседневной жизнедеятельности и боевых традициях армии и флота;
- фактор выбора военной профессии;
- ведущий критерий профессиональной пригодности;
- социальную ответственность личности по защите Отечества и российского народа от внешнего врага.
Выполненный выше анализ позволяет конкретизировать термин «патриотизм курсанта военного вуза», понимаемый как формируемое стержневое профессиональное качество, базирующееся на отечественных ценностях, культуре и традициях, выражающееся в чувстве любви к Отечеству, определяющие его гражданскую и военно-служебную позицию, духовно-нравственную основу, стремление к овладению военной профессией, потребность в достойном служении Родине в мирное и военное время.
Проведённые беседы и опрос курсантов позволили установить, что более 82% из них полагают, что использование в воспитательно-патриотической практике возможности культурологического подхода существенно позволит повысить интерес у самих учащихся военного вуза и результативность воспитания патриотов.
В педагогике теорию культурологического подхода разработали В.А. Сластенин и представители его школы [2]. Основными концептуальными идеями теории культурологического подхода В.А. Сластёнина являются:
- каждый человек превращает в личностный смысл исторически концентрированный опыт;
- личность интерпретирует всё богатство культуры, пропуская его через себя, свои убеждения, цели, взгляды, ценности и др.;
- педагогическая (воспитательная) деятельность связана с передачей социального опыта и культуры от поколения к поколению;
- педагог-воспитатель способствует культуроёмкому развитию личности, учит созидательному действию.
Другой важной теорией для понимания сущности культурологического подхода является концепция Е.В. Бондаревской [3] о личностно-ориентированном образовании культурологического типа, важнейшие положения которой:
- «видение образования через призму культуры»;
- ориентация на воспитание гражданина, человека культуры и нравственности, на смыслопорождающие и охранительно-защитные функции воспитания;
- образование есть культурный процесс, осуществляемый в культурносообразной образовательной среде, «все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей»;
- представление личностно-ориентированного образования как целостной гуманитарной технологии открытого типа, способной влиять на становление человека, общества, культуры; как педагогического механизма социокультурного развития.
Патриотизм курсанта военного вуза, основанный на культурологическом подходе, рассматривается как интегративное
качество личности будущего офицера, содержащее систему патриотических мотивов, установок, направленности, позиции, отношений молодого человека к Отечеству и социуму, российской культуре, истории и традициям и включающее в себя три основных компонента: мировоззренческий (включает патриотические знания, патриотическое сознание и патриотическое мировоззрение), потребностный (содержит интерес к нормативно-правовой базе патриотизма, историко-культурным традициям государства; желание участвовать в патриотической и волонтерской деятельности; потребности и стремления в любых условиях беречь честь и достоинство Отечества, практическими делами укреплять обороноспособность и боевую готовность армии и флота) и деятельностный (проявляется в степени активности в патриотической деятельности, бережном отношении к патриотическим традициям, патриотическое поведение).
Концептуальные положения и идеи воспитания патриотизма у курсантов военного вуза на основе культурологического подхода, являются исходными положениями социального заказа на актуализацию патриотико-культуроформирующей функции современной высшей военной школы. Ведущая идея: отечественные общекультурные ценности должны стать важнейшей движущей силой патриотизма курсантов военного вуза, формирования патриотического самосознания, государственно-патриотической позиции и патриотических ориентаций. Для этого необходимо: воспитание патриотизма, осуществляемое на основе духовно-нравственных ценностей осознания своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к России, гражданской активности, приоритетов общественно-государственных интересов над личными, верховенства закона, ответственности за собственные действия, терпимого отношения к мнениям других, неприятия национальной и религиозной нетерпимости.
Культурологический подход, являясь методологическим основанием научного исследования, требует:
- рассматривать изучаемую проблему через призму культуры «как механизма, имеющего свою структуру и все характеристики системы (горизонтальный срез), а также исследование проблемы (предметной области в целом) в контексте истории культуры (вертикальный срез);
- контекстной конкретизации обобщённой характеристики патриотизма как педагогического явления. Это предполагает обстоятельное изучение исследуемой области патриотического воспитания курсантов военного вуза, исследуемого феномена как составной части, компонента культуры, как системной целостности.
Центральной фигурой педагогического исследования патриотического воспитания является личность курсанта военного вуза.
Основные требования культурологического подхода основываются на формировании у курсанта как гражданина-патриота готовности и способности действовать в процессе жизнедеятельности на основе культурных норм и патриотических ценностей и включают: содержание, качество и направленность поступков личности; индивидуально-личностные особенности действий; принятие и освоение культурных норм и патриотических традиций российского социума и Вооруженных Сил РФ; принятие общезначимых для человечества культурных образцов деятельности и поведения.
Согласно взглядам А.Н. Галагузова [4], культурологический подход применительно к воспитательно-патриотической деятельности требует:
- на уровне воспитательных целей - формирование патриотической культуры воспитанников (курсантов военного вуза);
- на уровне содержания патриотического воспитания -усиления культурологической составляющей;
- на уровне педагогических технологий - направленность на деятельностное усвоение культурно-патриотических норм и ценностей;
- на уровне информационно-образовательной среды - создание культуронасыщенной среды патриотического воспитания;
- на организационно-управленческом уровне - формирование организационной и корпоративной культуры военного вуза;
- на результативном уровне - сформированную личность курсанта как субъекта культуры, как гражданина-патриота.
Основываясь на культурологический подход, можно выделить основные задачи процесса патриотического воспитания
курсантов: принятие курсантами культурно-патриотических ценностей; содействие интеллектуальному развитию личности курсанта; организация культурно-творческой и патриотической деятельности; создание атмосферы сотрудничества, диалога; формирование патриотической позиции; воспитание личной ответственности за сохранение и развитие военных и боевых традиций армии и флота.
В основе культурологического подхода лежит целенаправленная воспитательно-патриотическая деятельность, направленная на поиск, обнаружение и умелое применение «не подвергаемых сомнению ценностных ориентиров для процесса воспитания в пространстве многовековых основ национальной духовности» [5, с. 165]. По мнению В.Е. Мусиной [6] это различные конфессии, государственность, патриотизм, соборность, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценности, необходимые в будущем: инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность.
С точки зрения Г.Х. Ахметшиной и соавторов, важнейшей концептуальной проблемой современной поликультурной образовательной среды является понимание сущности феномена «патриотизм», его глубинного предназначения для российского социума, а также приоритетности направления, ведущего «к соз-
Библиографический список
данию проектов, моделей, программ и технологий патриотического воспитания» [7, с. 165].
Таким образом, культурологический подход представляет собой совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ военно-профессиональной сферы, учебно-воспитательной и воспитательно-патриотической деятельности в военном вузе через призму системообразующих культурологических понятий. Суть данного метода состоит в том, что при изучении объектов, процессов и явлений общественного и личностного плана акцентировано выявляются и анализируются наиболее характерные для них культурные аспекты.
Таким образом, использование в практике патриотического воспитания курсантов военного вуза концептуальных положений и идей культурологического подхода не только изменяет представление об основополагающих ценностях патриотического воспитания как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, но и снимает недостаточную научную ориентированность его содержания и принципов построения воспитательно-патриотической деятельности, расширяет культурные основы содержания процесса патриотического воспитания, вводит критерии продуктивности и творчества в работе преподавателя и курсанта, ориентирует на результативность воспитательно-патриотической деятельности.
1. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение военно-патриотического воспитания военных моряков. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2013.
2. Сластенин В.А. Педагогика. Под редакцией В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. 3-е изд. Москва: Школа-Пресс, 2000.
3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Педагогика. 2007; 8: 44 - 53.
4. Галагузов А.Н. Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности. Педагогическое образование и наук. 2011; 4: 45 - 50.
5. Ахметшина Г.Х. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодёжи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде. Мир Науки, Культуры, Образования. 2015; 1 (50): 164 - 167.
6. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.
7. Ахметшина Г.Х. Концептуальная модель патриотического воспитания учащейся молодёжи как условие формирования гражданской идентичности в поликультурной образовательной среде. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 164 - 167.
References
1. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie voenno-patrioticheskogo vospitaniya voennyh moryakov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2013.
2. Slastenin V.A. Pedagogika. Pod redakciej V.A. Slastenina, I.F. Isaeva, A.I. Mischenko, E.N. Shiyanova. 3-e izd. Moskva: Shkola-Press, 2000.
3. Bondarevskaya E.V. Cennostnye osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. Pedagogika. 2007; 8: 44 - 53.
4. Galaguzov A.N. Kul'turologicheskij podhod kak metodologicheskoe osnovanie obrazovatel'noj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauk. 2011; 4: 45 - 50.
5. Ahmetshina G.H. Konceptual'naya model' patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi kak uslovie formirovaniya grazhdanskoj identichnosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede. MirNauki, Kul'tury, Obrazovaniya. 2015; 1 (50): 164 - 167.
6. Musina V.E. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie. Belgorod: ID «Belgorod» NIU «BelGU», 2013.
7. Ahmetshina G.H. Konceptual'naya model' patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi kak uslovie formirovaniya grazhdanskoj identichnosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 164 - 167.
Статья поступила в редакцию 08.08.18
УДК 373.6
Zautorova E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, leading researcher, Research Institute of Federal Penitentiary Service (Moscow, Russia), ID orcid.org//0000-0002-1334-2654, E-mail: [email protected]
PROFESSIONAL ORIENTATION IS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATIONAL WORK WITH TEENAGERS. Preparing a minor for work is unthinkable without preparing him for a conscious choice of future profession. This pedagogical orientation is carried out in the process of career guidance work with adolescents. Career guidance is an integral part of the educational process of the school, when students are introduced to various types of work activities on the basis of broad general training and their preparation for the choice of profession is timely resolved, taking into account personal inclinations, abilities and social needs. The teacher should help everyone to believe in themselves and make every effort to achieve this goal. There is a need for joint work of teachers, psychologists and doctors on the professional orientation of students. Thus, the increase in the level and efficiency of career guidance is due to the objective conditions of development of our society. At the same time, the main task of professional orientation is a qualified knowledge of the teenager's personality, pedagogical guidance of professional and mental maturation, so that in the future he could rationally apply his abilities in working life.
Key words: professional orientation, choice of profession, educational work, teenagers.
Э.В. Зауторова, д-р пед. наук, проф., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний, г. Москва, E-mail: [email protected]