Научная статья на тему 'Условия психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением в детских оздоровительных лагерях'

Условия психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением в детских оздоровительных лагерях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ / ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ / РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / DEVIANT BEHAVIOR / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SUMMER CAMPS / TROUBLED TEENAGERS / WORK WITH TEENAGERS / PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна, Мишарин Владимир Васильевич

Человеческое общество довольно сложная социальная система, состояние которой обусловливается процессами, происходящими на том или ином этапе его развития и трансформации. Направленность и содержание значительного количества процессов определяются поведением людей, функционирующих в нем, под воздействием различных условий и обстоятельств. Однако поведение личности может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий большей части общества. Такое поведение, не вписывающееся в реальную социальную систему, побуждает общество использовать специальные меры по предупреждению, устранению или нивелированию отрицательных социальных последствий этого рассогласования, как для самой личности, так и для общества в целом. В статье представлен авторский подход к проблеме психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением, находящихся в детских оздоровительных лагерях. По мнению авторов, эффективность реализации методики психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением зависит от комплекса условий образовательного пространства детского оздоровительного лагеря, который учитывает содержание познавательно-творческой деятельности подростков, социальный заказ общества и возможности личностно ориентированного, культурологического и деятельностного подходов и включает в себя: 1) применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения подростков; 2) развитие общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе; 3) организация партисипативных отношений субъектов социокультурной среды детского оздоровительного лагеря. Только совокупность выделенных условий психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением обеспечат качественный стабильный рост формируемых качеств личности и свойств, способов поведения, видов деятельности у детей подросткового возраста, а также позволит оптимизировать процесс их социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна, Мишарин Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN SUMMER CAMPS

Society is a complex system, the state of which is determined by the processes at different levels of its development and transformation. The content of most of the processes is determined by behavior of people under the influence of certain conditions and circumstances. However, some people may behave differently and their behavior may mot coinside with the goals and actions of the majority of the population. Such behavior contradicts the social system and stimulates the society to resort to certain preventive measures, to eliminate it or to reduce its negative effect for the person or society in general. The article presents an author’s approach to the issue of psychological and pedagogical support of teenagers with deviant behavior in summer camps for children. According to the authors, the efficiency of this methodology depends on a number of factors and conditions in summer camp, which should take into account children’s creative abilities, social demand and the opportunities of student-focused, culturological and activity-based approaches. The methodology includes: 1) pre-deviant diagnostics and deviant behavior prevention; 2) development of human values and good relation in a group of teenagers; 3) development of participant relations among teenagers in summer camp. Psychological and pedagogical support is a complex of actions, which ensures stable development of the necessary personal qualities of teenagers, improves their behavior and adjusts their socialization.

Текст научной работы на тему «Условия психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением в детских оздоровительных лагерях»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37.013.42:379.835

ББК Ч466.46 ГРНТИ 14.27.09 Код ВАК 19.00.07

Казаева Евгения Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: kazaevaevg@mail.ru.

Мишарин Владимир Васильевич,

генеральный директор МАУК «Сочинское концертно-филармоническое объединение»; 354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Советская, 26; e-mail: info@skfo.online.

УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: отклоняющееся поведение; педагогические условия; детские оздоровительные лагеря; трудные подростки; работа с подростками; психолого-педагогическая поддержка.

АННОТАЦИЯ. Человеческое общество - довольно сложная социальная система, состояние которой обусловливается процессами, происходящими на том или ином этапе его развития и трансформации. Направленность и содержание значительного количества процессов определяются поведением людей, функционирующих в нем, под воздействием различных условий и обстоятельств. Однако поведение личности может проявляться по-разному и не всегда согласовываться с целями и образом действий большей части общества. Такое поведение, не вписывающееся в реальную социальную систему, побуждает общество использовать специальные меры по предупреждению, устранению или нивелированию отрицательных социальных последствий этого рассогласования, как для самой личности, так и для общества в целом.

В статье представлен авторский подход к проблеме психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением, находящихся в детских оздоровительных лагерях. По мнению авторов, эффективность реализации методики психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением зависит от комплекса условий образовательного пространства детского оздоровительного лагеря, который учитывает содержание познавательно-творческой деятельности подростков, социальный заказ общества и возможности личностно ориентированного, культурологического и деятельностного подходов и включает в себя: 1) применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения подростков; 2) развитие общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе; 3) организация партисипативных отношений субъектов социокультурной среды детского оздоровительного лагеря. Только совокупность выделенных условий психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением обеспечат качественный стабильный рост формируемых качеств личности и свойств, способов поведения, видов деятельности у детей подросткового возраста, а также позволит оптимизировать процесс их социализации.

Kazaeva Evgeniya Anatol'evna,

Doctor of Philology, Professor, Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. Misharin Vladimir Vasil'evich,

General Director of the IAUC "Sochi Concert Philharmonic Association", Sochi, Russia.

CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN SUMMER CAMPS

KEYWORDS: deviant behavior; pedagogical conditions; summer camps; troubled teenagers; work with teenagers; pedagogical and psychological support.

ABSTRACT. Society is a complex system, the state of which is determined by the processes at different levels of its development and transformation. The content of most of the processes is determined by behavior of people under the influence of certain conditions and circumstances. However, some people may behave differently and their behavior may mot coinside with the goals and actions of the majority of the population. Such behavior contradicts the social system and stimulates the society to resort to certain preventive measures, to eliminate it or to reduce its negative effect for the person or society in general. The article presents an author's approach to the issue of psychological and pedagogical support of teenagers with deviant behavior in summer camps for children. According to the authors, the efficiency of this methodology depends on a number of factors and conditions in summer camp, which should take into account children's creative abilities, social demand and the opportunities of student-focused, culturological and activity-based approaches. The methodology includes: 1) pre-deviant diagnostics and deviant behavior prevention; 2) development of human values and good relation in a group of teenagers; 3) development of participant relations among teenagers in summer camp.

Psychological and pedagogical support is a complex of actions, which ensures stable development of the necessary personal qualities of teenagers, improves their behavior and adjusts their socialization.

Любая система, в том числе и методика психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением, результативно действует и развивается на основе соблюдаемых условий. В философской литературе понятие «условие» определяется как взаимоотношения предмета с окружающими явлениями, без которых существование предмета затруднительно или вообще невозможно. Они образуют обстановку или среду возникновения, существования и развития [16].

В педагогической науке условия представляют совокупность факторов, мер, обстоятельств результативного функционирования единой системы. Е. В. Яковлев под педагогическими условиями понимает «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности» [19, с. 158]. А. С. Белкин, Л. П. Качалова, Е. В. Коротаева и др. рассматривают педагогические условия как комфортную среду, способствующую успешности исследуемого процесса [3; 10; 11].

В исследовании проблемы психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением педагогические условия будут пониматься как совокупность необходимых обстоятельств, направленных на результат успешности процесса педагогической поддержки в системе образования.

При разработке методики психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением нужен динамичный комплекс условий, учитывающий специфику образования, так как случайно взятые за основу условия не сказываются на эффективности педагогического процесса.

При выявлении комплекса условий психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением необходимо учитывать:

- теоретико-методическую основу (синтез личностно ориентированного, культурологического и деятельностного подходов), составляющих методологическую стратегию исследуемого процесса;

- категориальный аппарат исследования;

- особенности и специфику методики психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением;

- перспективы адаптивности и развития методики в образовательном пространстве образовательных организаций.

Эффективность реализации методики психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением зависит от комплекса условий образователь-

ного пространства детского оздоровительного лагеря, который учитывает содержание познавательной и творческой деятельности подростков, социальный заказ общества и возможности личностно ориентированного, культурологического и деятель-ностного подходов и включает в себя:

1) применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения подростков;

2) развитие общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе;

3) организация партисипативных отношений субъектов социокультурной среды детского оздоровительного лагеря.

В совокупности вышеперечисленные психолого-педагогические условия раскрывают необходимость их реализации для оптимизации процесса социализации детей подросткового возраста, при этом используя разнообразные формы, методы и средства методики педагогической поддержки подростков с отклонениями в поведении.

Рассмотрим подробно каждое из психолого-педагогических условий. В первую очередь остановимся на использовании предде-виантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Проблема преддевиантной диагностики и профилактики остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей подросткового возраста. Диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального развития подростка, во-вторых, обеспечить правильное определение качественных изменений, в-третьих, скорректировать осуществляемый процесс, руководствуясь избранными критериями и показателями.

Принципами преддевиантной диагностики являются: целесообразность; систематичность, непрерывность и последовательность этапов (вводная, промежуточная, итоговая и т.д.); наличие заранее разработанных соотнесенных с нормативными требованиями показателей и критериев отклоняющегося поведения подростков; использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям; доступность процедур для их проведения педагогами детских оздоровительных лагерей; целостность и преемственность процессов диагностики; прогнозирование и управление профилактическим процессом [18].

Преддевиантная диагностика подростков должна обладать свойством полифункциональности [9]:

1. Ориентировочно-информационная

© Казаева Е. А., Мишарин В. В., 2018

функция - дает возможность получить сведения о состоянии субъекта изучения; об особенностях течения и развития диагностики (трудности, искажения), об обратной связи.

2. Конструктивно-культурологическая функция предполагает то, что при осуществлении диагностики субъект имеет возможность определить характер взаимодействия и проявить собственную позицию.

3. Организационно-деятельностная функция позволяет приступить к подбору и внедрению диагностирующих мероприятий, опираясь на результаты полученной оценки и учитывая недостатки и трудности в поведении ребенка.

4. Коррекционная функция - осуществление «встречных усилий», направленных на преодоление «нестыковок», коррекцию совместных действий.

5. Системообразующая функция - соблюдение принципа научности при проведении преддевиантной диагностики, ее организация на основе системного подхода и научно обоснованных и подтвержденных свою эффективность диагностико-коррек-ционных методик по преодолению социально-негативных форм отклоняющегося поведения подростков [18].

Таким образом, функции преддевиант-ной диагностики подчинены цели профилактики отклонений в поведении подростков, обеспечению научного подхода к управлению профилактической деятельностью, так как научно-методическое обеспечение пред-девиантной диагностики дает возможность педагогу получить оценку состояния возникшей проблемы и способах ее решения.

В рамках исследования преддевиантную профилактику мы определяем как специальную систему мер, ориентированных на создание условий психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением. После сравнительного анализа результатов преддевиантной диагностики и профилактики педагог сможет определить степень отклонения поведения у подростков и эффективность педагогического мониторинга, а затем выработать методи-ко-технологические аспекты педагогической поддержки детей подросткового возраста с отклоняющимся поведением [18, с. 232].

Развитие общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе является следующим педагогическим условием методики психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением.

Подростковый коллектив способствует накоплению социального опыта, который приобретается, в первую очередь, в семье, в свободном общении со сверстниками, при

чтении книг, использовании средств массовой информации и других источников при условии специально планируемого педагогического управления коллективом.

Подростковый возраст является сложным этапом в освоении моральных норм, правил, ценностей и воспитания гуманных отношений. Воспитание гуманности позволяет наиболее успешно развивать такие личностные качества подростка, как милосердие, доброта, справедливость, честность, чуткость, сердечность, отзывчивость, которые способствуют достижению наилучшего результата при психолого-педагогической поддержке подростков с отклоняющимся поведением. В связи с этим педагогам в детских оздоровительных лагерях необходимо уметь создавать условия для формирования у подростков нравственности, самостоятельности, инициативности в социально-приемлемом поведении, познавательной и творческой деятельности.

Концепция воспитания в коллективе (Н. К. Крупская, Т. А. Куракин, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.) [4; 5; 7; 14] заключает идею направленного развития у ребенка субъектной позиции и рассматривает детский коллектив как социальную модель, отражающую атмосферу человеческих отношений.

Во многих педагогических исследованиях представлены формы организации и способы сплочения коллективов (О. С. Богданова, М. Д. Виноградова, М. А. Галагузо-ва, Т. Е. Конникова, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, И. Б. Первин и др.), разработаны методы и принципы стимулирования отношений в коллективе (Л. Ю. Гордин, М. П. Шульц и др.), представлена роль самоуправления в коллективе (В. М. Коротов и др.), предложены модели развития и эффективности деятельности в коллективе (Э. С. Кузнецова, Н. Е. Щуркова и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать совокупность принципов формирования подросткового коллектива:

- организационное единство;

- руководящая роль участников коллектива;

- богатство взаимоотношений, создание и сохранение традиций;

- самодеятельность, творчество, инициатива;

- дисциплина и ответственность за свой труд и поведение.

Развитие общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе как условие психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением происходит в раз-

личных видах и формах методической работы, в основе которой лежат принципы нравственности. Разнообразие методической работы позволяет сделать акцент на разных сторонах человеческих отношений: это и создание проблемных, воспитывающих ситуаций, ролевые игры, их обсуждение; решение коммуникативных задач; поручения; просмотр документальных, публицистических, художественных кинофильмов, их обсуждение; коллективные творческие работы; конкурсно-игровые программы и праздники.

На основании изученного опыта работы детских оздоровительных лагерей мы пришли к выводу о том, что подростковый коллектив не может существовать без определенных требований к его организации. К ним можно отнести совместную устремленность к социально значимым общечеловеческим ценностям и целям деятельности; решение поставленных задач при активном взаимодействии; наличие ответственной зависимости от социально-одобряемого поведения.

Особенностями работы педагога по созданию условия развития общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе при психолого-педагогической поддержке подростков с отклоняющимся поведением являются следующие:

- организация совместной познавательной и творческой деятельности детей;

- разнообразие педагогических форм, средств и методов в жизнедеятельности подросткового коллектива;

- моделирование ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;

- поощрение активности, инициативы, ответственности, доброжелательности, самостоятельности;

- повышение комфортности и психологической безопасности подростков в коллективе;

- развитие коммуникативной культуры;

- развитие взаимоуважения и толерантности друг к другу.

Таким образом, педагогу при работе с подростками, имеющими проблемы в поведении, необходимо уметь обеспечивать в коллективе атмосферу, способствующую креативности, познавательной и творческой активности, а также уметь организовать практическую деятельность, основанную на знании принципов, форм, методов и особенностей процесса психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением.

Еще одно условие психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением - организация партисипатив-ных отношений субъектов социокультурной среды детского оздоровительного лагеря.

В современной отечественной и зарубежной литературе партисипативное управление, означающее в переводе с английского языка «участие», «разделение», характеризуется как направление, которое объединяет различные формы и методы участия членов организации в управлении ею. Мы полагаем, что наличие сформированной организационной культуры педагога будет способствовать эффективному управлению детским коллективом. Важно отметить, что в основе взаимодействия между членами любого коллектива, в том числе и подросткового, лежит доверие. Именно доверие рассматривается и как основа самоуправления в коллективе. Таким образом, доверие, надежность, уверенность, общность признаются ценностными категориями управления любой организационной структуры, основанного на участии [12].

Подчеркнем, что важными составляющими организации партисипативных отношений в подростковом коллективе являются их творческая активность, участие в жизнедеятельности коллектива и самоуправлении совместной деятельностью, достижение общих целей, коллективная ответственность за результаты деятельности и ценности, определяющие поведение каждого члена.

Мы полагаем, что в психолого-педагогической поддержке подростков с отклоняющимся поведением условие организации партисипативных отношений в подростковом коллективе должно обеспечить:

- организационную интеграцию, в рамках которой педагог принимает стратегию управления, тесно взаимодействуя с членами коллектива;

- идентификацию базовых ценностных ориентаций и инициативную реализацию стоящих перед подростковым коллективом задач;

- вариативность постановки педагогических задач и использование активных образовательных технологий:

- социализацию и адаптацию, обеспечивающую гибкость творческого мышления;

- переориентацию работы педагога на индивидуальную работу с подростками с общих ценностей на индивидуализированные интересы и потребности.

При создании условия организации партисипативных отношений субъектов социокультурной среды детских оздоровительных лагерей механизм взаимодействия педагога и подростков должен основываться на переговорах для обнаружения единых взглядов на имеющуюся проблему.

Резюмируя изложенное, мы в исследовании проблемы психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением рассматриваем условие органи-

зации партисипативных отношений субъектов социокультурной среды детских оздоровительных лагерей в составе методики, построенной на восприятии подростка как свободной, целостной и творческой личности, способной к самостоятельному выбору способов социально одобряемого поведения и индивидуализации присваиваемых ценностей на основе соучастия и организации совместной с педагогом познавательной и

творческой деятельности.

Таким образом, считаем, что только совокупность выделенных условий психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением обеспечат качественный стабильный рост формируемых качеств личности и свойств, способов поведения, видов деятельности у детей подросткового возраста, а также позволит оптимизировать процесс их социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 200 с.

2. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 63-80.

3. Белкин А. С. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. -Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. - 128 с.

4. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования : десять концепций и эссе. - 1995. - № 3. - С. 58-65.

5. Данилин Е. М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 21 с.

6. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / под ред. С. А. Беличевой. - М., 1999. - 182 с.

7. Звягина Е. В. Педагогические условия предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006. - 22 с.

8. Казаева Е. А. Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением как актуальная проблема теории и методики дошкольного образования // Актуальные проблемы психологии образования : коллективная монография. - Екатеринбург, 2015. - С. 261-284.

9. Казаева Е. А. Программа преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. -№ 5. - С. 635-639.

10. Казаева Е. А. Теоретико-методическая основа педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы развития личности : Сборник научных трудов / под научной редакцией Н. Н. Васягиной, Е. А. Казаевой. - Екатеринбург, 2016. - С. 7183.

11. Качалова Л. П. Возрастная педагогика: личностная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов. - Шадринск : Изд-во Шадрин. гос. пед. ин-та, 2003. - 203 с.

12. Никитина Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы. - М. : МАНПО, 2006. - 154 с.

13. Полищук И. П. Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения курсантов военного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2007. - 21 с.

14. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях : профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 207 с.

15. Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности. - М. : Наука, 1981. -С. 338-361.

16. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 576 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Хвостунов К. О. Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения подростков в учреждениях дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2004. - 25 с.

18. Шабардина О. Г. Условия педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 7. - С. 227-241.

19. Яковлев Е. В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. - Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

REFERENCES

1. Aleksandrova E. A. Pedagogicheskaya podderzhka kul'turnogo samoopredeleniya kak sostav-lyayushchaya pedagogiki Svobody. - Saratov : Izd-vo Sarat. un-ta, 2003. - 200 s.

2. Anokhina T. V. Pedagogicheskaya podderzhka kak real'nost' sovremennogo obrazovaniya // Klassnyy rukovoditel'. - 2000. - № 3. - S. 63-80.

3. Belkin A. S. Prichiny, diagnostika, preduprezhdenie otkloneniy v povedenii shkol'nikov. - Sverdlovsk : Sred.-Ural. kn. izd-vo, 1996. - 128 s.

4. Gazman O. S. Pedagogicheskaya podderzhka detey v obrazovanii kak innovatsionnaya problema // Novye tsennosti obrazovaniya : desyat' kontseptsiy i esse. - 1995. - № 3. - S. 58-65.

5. Danilin E. M. Problemy vospitatel'noy raboty s pedagogicheski zapushchennymi podrostkami po mestu zhitel'stva : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1998. - 21 s.

6. Diagnostika i korrektsiya sotsial'noy dezadaptatsii podrostkov / pod red. S. A. Belichevoy. - M., 1999. - 182 s.

7. Zvyagina E. V. Pedagogicheskie usloviya preduprezhdeniya i preodoleniya asotsial'nogo povedeniya po-drostkov na osnove tsennostnykh orientatsiy : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2006. - 22 s.

8. Kazaeva E. A. Pedagogicheskaya podderzhka detey starshego doshkol'nogo vozrasta s otklo-nyayushchimsya povedeniem kak aktual'naya problema teorii i metodiki doshkol'nogo obrazovaniya // Aktual'nye problemy psikhologii obrazovaniya : kollektivnaya monografiya. - Ekaterinburg, 2015. - S. 261-284.

9. Kazaeva E. A. Programma preddeviantnoy diagnostiki i profilaktiki otklonyayushchegosya povedeniya detey starshego doshkol'nogo vozrasta // Vospitanie i obuchenie detey mladshego vozrasta. - 2016. - № 5. -S. 635-639.

10. Kazaeva E. A. Teoretiko-metodicheskaya osnova pedagogicheskoy podderzhki detey starshego doshkol'nogo vozrasta s otklonyayushchimsya povedeniem / / Aktual'nye problemy razvitiya lichnosti : Sbornik nauch-nykh trudov / pod nauchnoy redaktsiey N. N. Vasyaginoy, E. A. Kazaevoy. - Ekaterinburg, 2016. - S. 71-83.

11. Kachalova L. P. Vozrastnaya pedagogika: lichnostnaya pedagogika : ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov. - Shadrinsk : Izd-vo Shadrin. gos. ped. in-ta, 2003. - 203 s.

12. Nikitina E. Yu. Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: perspek-tivnye podkhody. - M. : MANPO, 2006. - 154 s.

13. Polishchuk I. P. Pedagogicheskie usloviya profilaktiki otklonyayushchegosya povedeniya kursantov voennogo vuza : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kostroma, 2007. - 21 s.

14. Psikhologicheskaya pomoshch' podrostku v krizisnykh situatsiyakh : profilaktika, tekhnologii, konsul'ti-rovanie, zanyatiya, treningi / avt.-sost. M. Yu. Mikhaylina, M. A. Pavlova. - Volgograd : Uchitel', 2009. - 207 s.

15. Filonov L. B. Determinatsiya vozniknoveniya i razvitiya otritsatel'nykh chert kharaktera u lits s otklonyayushchimsya povedeniem // Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. - M. : Nauka, 1981. -S. 338-361.

16. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' / pod red. E. F. Gubskogo. - M. : INFRA-M, 2000. - 576 s.

17. Khvostunov K. O. Sotsial'no-kul'turnye usloviya profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Tambov, 2004. - 25 c.

18. Shabardina O. G. Usloviya pedagogicheskoy podderzhki detey starshego doshkol'nogo vozrasta s ot-klonyayushchimsya povedeniem // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -2014. - № 7. - S. 227-241.

19. Yakovlev E. V. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov. - Chelyabinsk : Izd-vo RBIU, 2010. - 316 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.