Научная статья на тему 'Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга как комплексная социально-педагогическая проблема'

Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга как комплексная социально-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Отклоняющееся поведение»

CC BY
2222
189
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Шамсутдинова Дарина Венеровна

В статье дается определение девиантному поведению, выявляются базовые социально-культурные и психологические предпосылки девиантного поведения, а также рассматривается социально-психологическая сущность всех видов и форм девиантного поведения подростков. Особое внимание обращается на социально и личностно-ориентированные технологии, используемые в условиях детского оздоровительного лагеря и создающие благоприятные условия для социализации и самореализации личности.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Шамсутдинова Дарина Венеровна,

PREVENTIVE MEASURES AND CORRECTION OF TENAGERS' DEVIANT BEHAVIOR IN LEISURE SPHERE AS COMPLEX SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article defines the deviant behavior, determines the base socio-cultural and psychological premises of deviant behavior, and also scrutinizes socio-psychological essence of all kinds and forms of teenagers' deviant behavior. The special attention is given to the social and person-oriented technologies, used in conditions of child's health camp and created favorable conditions for socialization and self-realization of personality.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга как комплексная социально-педагогическая проблема»

УДК 379.8+376.5

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СФЕРЕ ДОСУГА КАК КОМПЛЕКСНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© Дарина Венеровна Шамсутдинова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

В статье дается определение девиантному поведению, выявляются базовые социальнокультурные и психологические предпосылки девиантного поведения, а также рассматривается социально-психологическая сущность всех видов и форм девиантного поведения подростков. Особое внимание обращается на социально и личностно-ориентированные технологии, используемые в условиях детского оздоровительного лагеря и создающие благоприятные условия для социализации и самореализации личности.

Ключевые слова: профилактика; коррекция; подростки; девиантное поведение.

Разработка теоретико-методологических основ и совершенствование педагогического инструментария профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков приобретает особое значение в современных условиях - в ситуации расширения спектра деструктивных и зависимых форм девиантной активности, омоложения и феминизация социальной базы ненормативного поведения. Стремительный рост девиантной активности и аддиктивных форм поведения подростков не только разрушает физическое и психиче-

ское здоровье будущего поколения, но и представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. Пространство девиации существенно расширилось в последние два десятилетия - список социокультурных девиаций и зависимостей постоянно увеличивается за счет наращивания таких поведенческих девиаций, как игромания, шопинг, интернет-зависимость и мн. др.

Распространение девиантных форм поведения обусловлено одновременным существованием нескольких групп факторов -

системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, особенности юношеского возраста и т. д. Каждый из этих факторов, взятый в отдельности, не является однозначно провоцирующим спектр зависимого поведения и не может рассматриваться в качестве непосредственной причины наркотизации, игромании или алкоголизма. Но в совокупности они создают общую негативную ситуацию, в которой проходит детство и юношество в современной России, их одновременное воздействие порождает благоприятные условия для расширения форм отклоняющегося поведения.

Базовыми социально-культурными и психологическими предпосылками и условиями девиантного поведения, находящимися в зоне компетенции педагогики, являются: изменение в обществе ценностей по оси «индивидуализм-коллективизм» в сторону большего индивидуализма; специфическая группа психологических качеств личности, препятствующих позитивной социализации; опыт переживания вседозволенности, «избыточности» возможностей удовлетворения потребностей в ситуации отсутствия всяческих помех и препятствий; невозможность разрешить актуальные проблемы, возникающие в значимом социально-психологическом окружении и внутреннем мире личности. Социально-педагогическая минимизация

данных условий позволит существенно ограничить радиус и спектр ненормативного поведения учащихся.

Девиантное поведение - разновидность ненормативного поведения, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых (или подразумеваемых) норм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества - в виде неодобрения, социальных санкций1. В широком смысле девиант - это человек, демонстрирующий ненормативную активность. В

1 Следует отметить, что социальная активность в зоне отклоняющегося поведения имеет двойственный характер. С одной стороны, она становится отрицательным фактором стабильности, с другой стороны, условием развития человека, общества и культуры. Поэтому следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер [1].

современной психокоррекционной литературе отклоняющимся (девиантным) поведением называют поведение, «в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа» [2]. Если рассматривать девиантное поведение как объект социально-педагогического воздействия, то можно выделить несколько его основных групп, характеризующихся видом зависимости, а также определенной мотивационной и поведенческой спецификой: ненормативное поведение, связанное с образом жизни (алкоголизм, употребление наркотиков, проституция); аддик-тивное поведение психологической природы (игровая, компьютерная Интернет-поведен-ческая зависимость, виртуальная аддикция); поведенческие девиации коммуникативнопсихологического характера (агрессивность, суицид).

Социально-психологическая сущность всех видов и форм девинатного поведения подростков - аддиктивный характер их активности, в основе которой лежит глубинный психологический механизм идентификации личности со значимыми элементами социально-культурной среды (кумиром, референтной группой и т. д.). Дефицит позитивной идентичности рождает синдром зависимости, которая выступает псевдо-компенса-торным механизмом обретения личностного Я. Исследования показывают, что девиантная активность личности становится поведенческим атрибутом специфической ценностнонормативной модели, которая принимается подростком в качестве жизненного идеала. Ненормативное поведение в структуре такой модели выступает либо способом решения актуальных личностных проблем, либо средством достижения и позиционирования значимых ценностей. Психологический механизм формирования зависимостей проявляется в виде ложных программ и стереотипов неэффективного поведения в социуме, возникающих в результате сбоя в процессах социализации и адаптации личности в основных сферах жизнедеятельности (и прежде всего в семье и в образовательном учреждении).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В социально-педагогической плоскости анализа поведенческие девиации подростков детерминированы тремя базовыми факторами: психологическими особенностями лич-

ности подростка, обусловленными возрастной динамикой; изменениями в системе ценностей и образа жизни, вызванными общекультурными тенденциями; обстоятельствами, формируемыми ближайшим социальным окружением (семья, школа, характер референтных групп и субкультурных сообществ, влияние СМИ). Анализ современных форм подростковой девиации показывает, что появлению ненормативного поведения предшествует личностный этап формирования ценностно-нормативной модели, которая принимается подростком в качестве жизненного идеала и в которой девиантная активность выступает для подростка способом решения актуальных личностных проблем или средством достижения значимых жизненных ценностей.

Следовательно, проблему ненормативного и зависимого поведения следует рассматривать комплексно, в единстве факторов социально-культурного, личностного и педагогического характера. Общим для этих уровней выступает феномен среды (семейной, образовательной, субкультурной, досуговой), которая для учащегося является важнейшим пространством социализации и самореализации личности. Значимость средового подхода в педагогике профилактики и коррекции зависимого поведения определяется характером экспансии ненормативного поведения. В частности, девиантные формы самовыражения и зависимого поведения можно рассматривать как результат «социальной инфекции», распространение которой происходит внутри социальных групп. Это хорошо видно на примере распространения наркотической зависимости - изолированное существование наркомана в среде невозможно, рано или поздно вокруг него формируется группа, вовлекаемая в сферу потребления наркотиков [3]. Поэтому в ситуации возникновения и экспансии новых форм девиации разработка профилактических технологий должна стать в центре внимания социально-педагогического знания1. Опыт показывает, что более

1 В связи с глобальной экспансией форм ненормативного поведения эта проблема актуальна не только для отечественной педагогики. Во многих странах западной Европы пересматриваются принципы либеральной социальной политики и теоретических основ профилактики девиаций; происходит поиск вариантов компенсации наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными или нейтральными,

эффективными являются методы предупреждения негативного девиантного поведения, способные сократить число факторов, расширяющих пространство ненормативного поведения.

Следует констатировать тот факт, что современное педагогическое знание пока не выработало эффективных социально-культурных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, соответствующих масштабу и глубине проблемы. Несмотря на значительный теоретический потенциал исследований проблемы девиации в рамках социологии, культурологии, права, философии, этики, малоизученными остаются вопросы, касающиеся социально-культурных, социально-психологических и индивидуально-личностных причин подростковой девиации, специфики отклоняющегося поведения молодежи в условиях глобализирующегося мира, возможностей досуговых форм деятельности как средства профилактики и коррекции девиантного и зависимого поведения. Одной из важнейших проблем современной педагогики профилактики и коррекции девиантного поведения является ее разрыв с огромным теоретическим и практическим багажом психологии2, неспособность адаптировать эффективные социально-культурные практики воздействия на сознание и поведение личности, разработанные и апробированные в других областях деятельности (в сфере рекламы, в средствах массовой информации, в практиках сетевого маркетинга и т. д.). Отсутствуют исследования, посвященные разработке и адаптации эффективных социальных технологий, способных минимизировать зону девиации подростков в условиях относительно длительного пребывания подростков в организованных коллективах, в т. ч. и во время летнего отдыха в оздоровительных лагерях.

способов переориентации социальной активности в общественно одобряемые или нейтральные ее формы, методов реадаптации лиц, оказавшихся вне общественных институтов и структур.

2 В частности, подавляющее большинство современных данных об особенностях психологического типа личности с девиантным поведением получено с помощью стандартизированных методик и в условиях амбулаторного или стационарного лечения, поэтому эти данные недостаточно надежны и трудно адаптируемы к задачам педагогики.

В создавшейся ситуации актуальной и социально значимой задачей является профилактика подростковой девиации в пространстве свободного времени, в котором чаще всего и зарождаются формы ненормативного поведения. Особую актуальность проблема конструктивной организации досуга приобретает в каникулярное время, когда подростки получают неограниченные возможности свободной самореализации. Особую роль здесь могут сыграть социально и личностно-ориентированные технологии,

способные в совокупности минимизировать воздействие деструктивных факторов и создать благоприятные условия для социализации и самореализации личности. Опыт организации пребывания подростков в условиях детского оздоровительного лагеря (в рамках проекта «Перекресток») показывает, что конструктивно насыщенный досуг минимизирует возможности расширения ненормативных форм активности - путем создания благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала подростка, формирования его коммуникативных навыков и адекватной самооценки. Идея программы - включить каждого ребенка в активную и общественно полезную деятельность; повысить уровень развития познавательных интересов; сформировать положительную мотивацию подростков по отношению к здоровому образу жизни; развить навыки общения и взаимодействия со своими сверстниками. Планируя работу оздоровительного лагеря, педагогический коллектив исходил из того, что девиантную активность можно блокировать конструктивными формами самореализации и признания - за счет открытия собственного «Я» на социальном и личностном уровнях, понимания своего места в системе человеческих отношений, осознания ответственности по отношению к собственной судьбе и своим близким, ощущения себя субъектом жизнедеятельности и творцом своей судьбы.

Анализ результатов проведенного в оздоровительном лагере формирующего педагогического эксперимента показал, что педагогика профилактики и коррекции девиантного поведения должна стать опытно-рефлексивной и понимающей деятельностью, предполагающей взаимодействие с подростком как носителем целостного жизненного мира. Эффективное педагогическое воздей-

ствие предполагает: деятельно-участную позицию субъекта педагогического воздействия, т. е. непосредственное участие педагога в решении жизненно значимых проблем подростков; осознание особой моральной ответственности педагога, к которому лично обращено ожидание учащегося; полную личностную включенность в процесс педагогической коммуникации; выстраивание диалога на основе понимания и сопереживания проблемам и ожиданиям субъекта.

Профилактика девиантной активности и сокращение «зоны риска» возникновения зависимого поведения в сфере досуга предполагает целенаправленные усилия по развитию личностных потенциалов подростков, оптимизацию социально-психологической

среды обитания личности как пространства непосредственного общения. Профилактическая работа может быть эффективной при условии взаимодополнения огромного потенциала педагогического наследия и новых социальных технологий, сформировавшихся вне педагогического знания.

Трудности профилактики и реабилитации заключаются в том, что зависимые формы активности являются высокоадаптивным способом поведения, отказ от которого является неадаптивным шагом, сопряженным с риском неопределенности. Поэтому основная педагогическая задача реабилитационных программ состоит в том, чтобы сформировать такие жизненные стратегии, которые гарантировали бы эффективное взаимодействие с миром, субъективно воспринимались бы подростками как более успешные в сравнении с зависимым поведением. Важным условием эффективной профилактики является обнаружение всей совокупности условий возникновения и развития психической зависимости - лишь на этой основе возможен поиск психолого-педагогических средств воздействия, разрушающих или модифицирующих условия, порождающие и воспроизводящие психическую зависимость как основу девиации. Профилактика отклонений должна строиться на выявлении всей совокупности причин, побудительных мотивов, обстоятельств и факторов, составляющих явные или скрытые механизмы поведения личности, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения: материалы Московской городской научно-практической конференции / Московский государственный социальный университет. М., 1996.

2. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. М., 1999. С. 6.

3. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березина, К. С. Ли-сецкого, И.Б. Орешниковой. М., 2000. С. 34.

Поступила в редакцию 13.10.2010 г.

UDC 379.8+376.5

PREVENTIVE MEASURES AND CORRECTION OF TENAGERS’ DEVIANT BEHAVIOR IN LEISURE SPHERE AS COMPLEX SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Darina Venerovna Shamsutdinova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of Socio-cultural Activity Department, e-mail: grigorev-tmb@list.ru

The article defines the deviant behavior, determines the base socio-cultural and psychological premises of deviant behavior, and also scrutinizes socio-psychological essence of all kinds and forms of teenagers’ deviant behavior. The special attention is given to the social and person-oriented technologies, used in conditions of child’s health camp and created favorable conditions for socialization and self-realization of personality.

Key words: preventive measures; correction; teenagers; deviant behavior.