УДК 379.8
Kazaeva Е.А., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical
University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: kazaevaevg@mail.ru
Misharin V.V., Director General of the IAUC "Sochi Concert Philharmonic Association" (Sochi, Russia), E-mail: info@skfo.online
THE REALIZATION OF THE MODEL AND CONDITIONS OF PROPHYLAXIS OF DEVIENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN ADDITIONAL EDUCATION. Work to prevent deviant behavior of adolescents requires substantial modernization, filling with new contents, using the potential of socio-cultural activities in this process. Insufficiency of the prevention of deviant behavior leads to risky behaviors: the use of alcohol and psychotropic substances, vagrancy, destructive forms of using a pastime. The article presents the research experience of approbation of the model of prevention of deviant behavior of adolescents developed by means of socio-cultural activity in supplementary education and the pedagogical conditions for its implementation, developed in the framework of the dissertation research: a) the use of pre-deviant diagnostics and prevention of deviant behavior of adolescents; b) development of universal human, sociocultural values and humane relations in a teenage collective; c) organization of participatory relations between subjects of the educational environment of institutions of additional education. The purpose of the developed model for the prevention of deviant behavior of adolescents by means of socio-cultural activities in supplementary education is the education of the positive orientation of adolescents, confidence in their ability to influence their own lives through active inclusion in socio-cultural activities aimed at revealing creative abilities and preventing deviant behavior. The data obtained during the experiment confirmed that the highest results on the prevention of deviant behavior, the development of a positive orientation of adolescents through socio-cultural activities can be achieved only in the case of a comprehensive realization of pedagogical conditions.
Key words: deviant behavior, structural-functional model, pedagogical conditions, adolescent, additional education.
Е.А. Казаева, д-р пед. наук, проф. каф. психологии образования, Уральский государственный педагогический
университет, г. Екатеринбург, E-mail: kazaevaevg@mail.ru
В.В. Мишарин, генеральный директор МАУК «Сочинское концертно-филармоническое объединение», г. Сочи,
E-mail: info@skfo.online
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ И УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Работа по профилактике девиантного поведения подростков требует существенной модернизации, наполнения новым содержанием, использования потенциала социально-культурной деятельности в данном процессе. Недостаточность профилактики девиантного поведения ведёт к рискованным формам поведения: применению алкогольных и психотропных веществ, бродяжничеству, деструктивным формам свободного времяпрепровождения. В статье представлен исследовательский опыт апробации, разработанной в рамках диссертационного исследования, модели профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании и педагогических условий ее реализации: а) применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения подростков; б) развитие общечеловеческих, социокультурных ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе; в) организация партисипативных отношений субъектов образовательной среды учреждений дополнительного образования. Целью разработанной модели профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании является воспитание позитивной направленности подростков, уверенности в своей способности влиять на собственную жизнь посредством активного включения в социально-культурную деятельность, направленную на раскрытие творческих способностей, профилактику девиантного поведения. Полученные в ходе эксперимента данные подтвердили, что наиболее высоких результатов по профилактике девиантного поведения, развития позитивной направленности подростков средствами социально-культурной деятельности можно достичь только в случае комплексной реализации педагогических условий.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, структурно-функциональная модель, педагогические условия, подросток, дополнительное образование.
Подростки особенно уязвимы и податливы к отрицательным влияниям окружающей среды. Подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений с окружающим миром, что определяет всю его дальнейшую жизнь. Именно в этот период происходит переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма, что провоцирует деви-антное поведение. В связи с этим изучение опыта работы с подростками представляет несомненный интерес и является необходимым условием обогащения социально-культурной практики работы с детьми-подростками.
Включение в образовательный и воспитательный процесс учреждений дополнительного образования социально-культурной деятельности позволит решить задачу развития способности преобразования личности и умений взаимодействия с людьми и окружающим миром и, тем самым, снизить риск отклоняющегося поведения. Большое внимание в организации профилактики девиантного поведения подростков должно уделяться развивающим личность формам социально-культурной деятельности, так как организация их свободного времени требует особо тща-
тельного внимания, поскольку бессодержательно проводимый досуг является одной из причин отклоняющегося поведения. Потенциал социально-культурной деятельности состоит в регулировании процессов социализации и индивидуализации личности несовершеннолетних, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности, направленной на рациональную и содержательную организацию свободного времени в целях самосовершенствования, развития физического и духовного здоровья.
Всё это актуализирует поиск путей включения подростков в социально приемлемую систему связей и отношений, способствует открытию новых жизненных перспектив, установок личности, создаёт предпосылки для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.
Использование возможностей социально-культурной деятельности является, на наш взгляд, одним из важных факторов решения проблемы профилактики девиантного поведения подростков и развития позитивно направленной личности.
Суть исследования заключается в необходимости обоснования потенциала социально-культурной деятельности как фактора профилактики девиантного поведения подростков, в разработке и апробации структурно-функциональной модели
о с;
ю
О
Ей
С
Социальный заказ: формирование целостной личности подрастающего человека в современных условиях (жизненных ценностей личности, межкультурно-коммуникативной компетентности, толерантности сознания, творческой самореализации, активной жизненной позиции, адекватной жизненной перспективы, внутренней свободы и ответственности)
Методологические подходы:
системный,
социокультурный,
личностно
ориентированный,
деятельностный
Принципы:
антропологический,
деятельностный,
культурологический,
социализации,
парциальности,
профилактической
направленности
Цель:
воспитание позитивной направленности подростков, уверенности в своей способности влиять на собственную жизнь посредством активного включения в социально-культурную деятельность, направленную на раскрытие творческих способностей, профилактику девиантного поведения
Потенции:
коммуникативная,
информационно-
просветительная,
рекреативно-
оздоровительная,
кул ьту ротво рческая
к
го
3
2 к > 2
¡2 3 св ^
о. X
ю >
8* с
О)
Познавательно-образовательное направление
Социально значимое направление
Культурно-эстетическое направление
Спортивно-оздоровительное направление
о с;
ю
л х л с
га >
и и
О)
о а. П
Индивидуальные занятия, беседы, дискуссия «Мораль и нравственность как категории», тренинговая программа «Хочешь быть счастливым? Будь им!», диспут «Потерянные души», театрализованные конкурсы, дискуссионный киноклуб «Дилемма», посещение выставок, библиотечный час.
Обзорная экскурсия, тренинговая программа, литературно-музыкальные вечера, волонтерская деятельность «Помощь ветеранам», конкурс патриотической песни «Звездочка на погоны», диспут «Общение в трудных жизненных ситуациях», конкурс рисунков «Мое будущее», игра «Круг знакомств», компьютерная игра «Дорога в горы», просмотр и обсуждение нестандартных фильмов: «Под открытым небом», «Возвращение в Бомбей», «Без рук, так без рук», «Правда о табаке», психотерапевтическое зеркало.
Народный календарь, народные игры: «Играем - друзей созываем», Проекты: «Английский клуб в Зимнем театре», «Уроки-экскурсии «В гости к органу»,; музыкальный спектакль «Новогодняя сказка», арттерапия «Назад в будущее», литературно-музыкальная композиция «Спасибо - нет!», тематическая выставка «Дары осени», вечер отдыха «У самовара», музыкальные спектакли, шоу-дискотека «Жизнь стоит того, чтобы жить», «Вернисаж», инсталляции.
Педагогические условия:
- применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения подростков;
- развитие общечеловеческих, социокультурных ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе;
- организация партисипативных отношений субъектов образовательной среды учреждений дополнительного образования
Тестирование, анкетирование, проведение спортивно-игровых программ, игра «Броуновское движение», турпоход «Тропа здоровья», антиникотиновая дискотека «В новый год без вредных привычек», спортивно-игровая программа «Сильней, смелей, лучше», «Веселые старты», «День здоровья», «Общедоступная программа «Фитнес-Театр», «Общедоступная программа «Социальные танцы», эстафеты, турниры, ролевые игры, тренинги. Этапы деятельности педагога:
- включение подростков в социально-культурную среду учреждений дополнительного образования;
- создание и функционирование благоприятной досуговой микросреды и психологического климата, способствующих социализации личности подростков, ее развитию;
- работа с социальным окружением, направленность на повышение самостоятельности в выборе и реализации досуговых потребностей подростков, способности контролировать свое свободное время, формирование ответственного поведения, профилактики вредных привычек и т. д.
X
>
к
го
3
2
>
а. х
г а.
о
е
о Критерии: Показатели: Уровни: Результат:
с; ю Социальный, Сформированность социально-одобряемой активности; Отношение к моральным нормам низкии, сформированность- к
о - Поведенческий, и ценностям; Отношение к познавательной и творческой деятельности. Уровень развития среднии, позитивнои направ- Й к
1 £ Коммуникатив- самооценки и самоконтроля; Устойчивость интересов и потребностей; Внешняя культура высоким ленности подростка О) 5
? 1 ный поведения. Характер взаимоотношений сверстников в группе; Проявление эмпатии и F ?
« й =г р о з 5. м О) а. толерантности к собеседнику; Общая культура общения. X > X <
Рис. 1. Структурно-функциональная модель профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании
профилактики девиантного поведения подростков, инструментально обеспечивающей данный процесс и педагогических условий её реализации: а) применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения подростков; б) развитие общечеловеческих, социокультурных ценностей и гуманных отношений в подростковом коллективе; в) организация партисипативных отношений субъектов образовательной среды учреждений дополнительного образования (рис. 1) [1; 2; 3].
Экспериментальная работа проводилась с 2014 по 2018 год на базе трёх учреждений дополнительного образования: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы г. Сочи»; Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Хоста» г. Сочи; Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 2» г. Сочи.
Всего в работе приняло участие 180 подростков, посещающих учреждения дополнительного образования. У респондентов девиантные формы поведения не наблюдались.
Цель экспериментальной работы - проверить эффективность модели профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании при соблюдении комплекса педагогических условий.
Были сформированы выборочные совокупности: контрольная (1 группа в составе 30 человек) и 4 экспериментальные группы (ЭГ-1 в составе 30 человек; ЭГ-2 - 45 человек; ЭГ-3 - 40; эГ-4 - 35 человек). Такой подход создал возможность проведения вариативного эксперимента. В ЭГ-1 предполагалась реализация первого педагогического условия, в ЭГ-2 - реализация второго педагогического условия, в ЭГ-3 - третьего педагогического условия, в ЭГ-4 - реализация комплекса педагогических условий. Во всех группах реализовывалась разработанная нами модель профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании [4].
Диагностический инструментарий позволил изучить текущее состояние уровня развития позитивной направленности у подростков на констатирующем этапе исследования, выявить признаки уровней развития позитивной направленности и определить направление методико-технологических особенностей практической части исследования проблемы использования профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании. Для определения уровня развития позитивной направленности подростков нами были выявлены критерии, система показателей и способов их диагностирования (Таблица 1).
Признаками, характеризующими уровни развития позитивной направленности подростков, стали выявленные критерии (социальный, поведенческий, коммуникативный) и соответствующие показатели их проявления на низком, среднем и высоком уровнях, отличающиеся поэтапным продвижением в сторону улучшения искомого качества (Таблица 2).
На формирующем этапе обеспечивалось процессуальное сопровождение профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании на основе выявленных особенностей реализации педагогических условий:
а) разработка и реализация программы диагностического обеспечения профилактики отклоняющегося поведения подростков возраста, включающей актуальность, цель, задачи, этапы реализации и содержание, предусматривающее методическое наполнение разнообразными формами, приёмами и средствами обеспечения социально-культурной деятельности учреждений дополнительного образования как инструмента профилактики девиантного поведения подростков;
б) внедрение в среду учреждений дополнительного образования цикла воспитательных мероприятий, объединяющих игры, коллективно-творческие дела, театрально-концертную деятельность, позволяющие преодолеть разрыв между нравственным сознанием и поведением подростков, закрепить привычку морально-нравственной оценки собственного поведения при взаимоотношении с окружающими людьми, сформировать оптимальный уровень развития поведения в процессе восприятия, переживания и осознания общечеловеческих, социокультурных ценностей и гуманных отношений к самому себе, другим людям, родному краю, труду, искусству, семье, природе, коллективу;
в) применение многообразия партисипативных методов, среди которых особый упор делается на методы ритмопластики, психогимнастики, игрового проектирования и портфолио, актуализирующих развитие самосознания подростков и познавательно-творческого мышления в групповом взаимодействии [3].
Анализ данных обобщающего этапа по результатам проведения нулевого, промежуточного и контрольного срезов позволяет говорить о том, что наибольшее количество подростков с высоким уровнем развития поведения по всем показателям зафиксировано в четвёртой экспериментальной группе, где применялась совокупность условий методики, что подтверждается правильностью выбранных положений организации профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании.
Итоговый анализ обобщающего этапа исследовательской работы показал, что в экспериментальной группе, где внедрялась модель профилактики девиантного поведения подростков
Таблица 1
Совокупность критериев, показателей и методов, определяющих уровень развития позитивной направленности подростков
Критерии Показатели Формы и методы диагностики
Социальный 1) Сформированность социально-одобряемой активности; 2) Отношение к моральным нормам и ценностям; 3) Отношение к познавательной и творческой деятельности. наблюдение, индивидуальные беседы, тесты, решение проблемных ситуаций А. Н. Галагузов.
Поведенческий 1) Уровень развития самооценки и самоконтроля; 2) Устойчивость интересов и потребностей; 3) Внешняя культура поведения. Воспитывающая ситуация, наблюдение, анкетирование,тестирование, М.А. Галагузова. Изучение самооценки Дембо-Рубинштейн
Коммуникативный 1) Характер взаимоотношений сверстников в группе; 2) Проявление эмпатии и толерантности к собеседнику; 3) Общая культура общения. Анкетирование, тестирование, решение проблемных ситуаций И.А. Ларионова, Ценностные ориентации М. Рокич, Социометрия, Методика диагностики общей коммуникативной толерантности и выраженности эмпатических способностей В.В. Бойко Методика межличностных отношений Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком.
Таблица 2
Характеристика показателей по уровням развития позитивной направленности подростков
Критерии Характеристика показателей Уровни
Асоциальная направленность поведения; отсутствие установки на познавательную, творческую и трудовую деятельность; преобладание материальных запросов; уход от необходимых видов деятельности, ситуаций, решений; полное или частичное отрицание норм коллективной жизни, равнодушное отношение к общественному мнению; несоблюдение моральных норм низкий
социальный Преобладание определённых планов и намерений при отсутствии жизненных ориентиров; желание считаться с нормами коллектива в зависимости от настроения и самочувствия; некритичный приём правил жизнедеятельности в коллективе с предпочтительной конформистской ролью; неустойчивый баланс между духовными и материальными потребностями и ценностями; избирательное, но добросовестное отношение к познавательной, творческой и трудовой деятельности. средний
Чёткие планы и намерения, положительные жизненные ориентиры; соблюдение и принятие норм и правил коллективной жизнедеятельности с активной и позитивной ролью в нём; преобладание духовных ценностей и потребностей, интересов; положительное отношение к познавательной, творческой и трудовой видам деятельности. высокий
>3 i Полное или частичное отсутствие культурных навыков поведения; изменчивость интересов; неприятие любых педагогических замечаний; пассивное участие в жизни коллектива; слабое развитие волевой саморегуляции поведения, низкий уровень самосознания и самооценки; отсутствие самокритики и способности к самоанализу. низкий
ф » X Ф ^ ф со о Избирательное отношение к замечаниям педагога в зависимости от характера взаимоотношений с ним; участие в социально-одобряемых видах коллективной активности; относительно развитая волевая саморегуляцией поведения; частое проявление самоанализа; принятие моральных норм и правил с учётом собственных позиций. средний
с Склонность к послушанию и восприятие педагогических замечаний; активность и желание организовывать коллективные творческие дела; достаточно развитая саморегуляция поведения, высокий уровень развития самосознания, самокритики и адекватной самооценки; активное неприятие асоциальных проявлений. высокий
>3 i со 3 Отсутствие умения слушать и слышать собеседника, умения конструктивно отстаивать собственное мнение и выражать отношение к происходящему; незнание правил вежливости, непонимание эмоциональных состояний партнеров, развлекательный характер общения не всегда положительной направленности; проявление жестокости и агрессии к окружающим, отсутствие терпимости и сопереживания. низкий
S 1 I Положительное общение в досуговых и познавательных формах; развитая способность к терпимости и сопереживанию, но в основном, к родному и близкому окружению людей и животных; частое проявление навыков культуры поведения и общения. средний
Позитивное общение на основе общности интересов, увлечений и совместных занятий; полное проявление сопереживания и терпимости ко всем людям и животным; развитое чувство вкуса к манерам поведения и культуре речи. высокий
средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании при создании совокупности выявленных научно обоснованных педагогических условий, подростки достигли высокого уровня развития позитивной направленности по сравнению с участниками других групп.
Таким образом, комплексное внедрение выявленных и обоснованных педагогических условий, реализованных в ЭГ-4, способствует повышению уровня развития позитивной направленности подростков. А наглядное представление повышения уровня развития позитивной направленности подростков позво-
ляет сделать вывод о результативности и успешности модели профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании [5].
В таблице 3 представлены результаты изменения социального компонента сформированности позитивной направленности подростков в процессе профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Таблица 3
Группа Количество человек Уровни сформированности
высокий средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
Эг-1(н) 30 2 6,67 6 20,00 22 73,33
Эг-1(к) 30 2 8,00 10 32,00 18 60,00
Эг-2(н) 45 2 5,00 12 25,66 31 68,88
Эг-2(к) 45 3 7,00 15 33,00 27 60,00
Эг-3(н) 40 2 4,00 10 25,00 28 72,00
Эг-3(к) 40 5 12,50 13 32,00 22 55,00
Эг-4(н) 35 1 2,85 7 20,00 27 77,14
Эг-4(к) 35 5 14,28 16 45,71 14 40,00
КГ 30 2 6,67 6 20,00 22 73,33
Сравнительные данные уровня сформированности социального компонента на констатирующем и контрольном этапах исследования
Анализ данных позволил сформулировать следующие выводы. На начало исследования в экспериментальных группах основная часть подростков по данному критерию находилась на низком уровне (72%), на среднем уровне (23%), на высоком (5%). На итоговом этапе исследования количество подростков с высоким уровнем сформированности социального компонента позитивной направленности личности составило в среднем 8%, со средним уровнем - 32%, с низким - 60% подростков. При этом в эГ-4 наблюдается наиболее значительный переход подростков с одного уровня на другой: высокий с 2,85 до 14,28%, средний с 20 до 45,71% и низкий с 72,14 до 40%. В остальных же группах наблюдается стабильный, но не столь значительный переход подростков на более высокий уровень сформированности социального компонента позитивной направленности. В контрольной группе существенных изменений не произошло.
Таким образом, полученные результаты доказывают, что развитие социального компонента позитивной направленности подростков более эффективно при реализации комплекса педагогических условий [6].
В таблице 4 представлены результаты изменения уровня сформированности коммуникативного компонента позитивной направленности на контрольном этапе исследования.
реход подростков с одного уровня на другой: высокий с 7 до 10 %, средний с 22,85 до 27 % и низкий с 73,33 до 64 %. В остальных же группах наблюдается стабильный, но не столь быстрый переход подростков на более высокий уровень сформированности коммуникативного компонента позитивной направленности.
В контрольной группе существенных изменений не произошло.
Результаты контрольного этапа исследования по изменению уровня сформированности поведенческого компонента позитивной направленности подростков представлены в таблице 5.
Анализ данных таблицы 5 позволил нам сформулировать следующие выводы. На начало исследования в экспериментальных группах по данному критерию на низком уровне находилась основная часть подростков (60%), на среднем уровне (28%), на высоком (10%). На итоговом этапе исследования количество подростков с высоким уровнем сформированности поведенческого компонента позитивной направленности составило в среднем 18%, со средним уровнем - 45%, с низким -40% подростков.
При этом в ЭГ-4 количество подростков, имеющих высокий уровень сформированности поведенческого компонента позитивной направленности увеличилось с 9 до 20%. Средний уро-
Таблица 4
Сравнительные данные уровня сформированности коммуникативного компонента на констатирующем и контрольном этапах исследования
Группа Количество человек Уровни сформированности коммуникативного компонента
высокий средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
Эг-1(н) 30 2 7,00 6 20,00 22 73,33
Эг-1(к) 30 3 10,00 8 26,66 19 63,33
Эг-2(н) 45 4 8,88 10 22,22 31 68,88
Эг-2(к) 45 4 9,00 12 27,00 29 64,00
Эг-3(н) 40 2 5,00 10 25,00 28 70,00
Эг-3(к) 40 4 10,00 10 25,00 26 65,00
Эг-4(н) 35 3 8,57 7 22,85 25 74,28
Эг-4(к) 35 5 14,28 10 30,00 20 57,14
КГ 30 2 7,00 6 20,00 22 73,33
На начало исследования в экспериментальных группах по данному критерию на низком уровне находилась основная часть подростков (73,33%), на среднем уровне (22,85%), на высоком (7 %). На итоговом этапе исследования количество подростков с высоким уровнем сформированности коммуникативного компонента позитивной направленности личности составило в среднем 10%, со средним уровнем - 27 %, с низким - 64 % воспитанников.
Следовательно, в ЭГ-4 благодаря внедрению комплекса педагогических условий наблюдается наиболее значительный пе-
вень вырос с 20 до 50% и низкий уровень уменьшился с 71,42 % до 20% (рис. 5).
Следовательно, в ЭГ-4 наблюдается наиболее значительный переход подростков с низкого уровня на средний, а со среднего - на высокий уровень. Данные результаты мы соотносим с тем, что в данной экспериментальной группе реализовался весь комплекс педагогических условий реализации профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании.
Таблица 5
Сравнительные данные уровня сформированности поведенческого компонента на констатирующем и контрольном этапах исследования
Группа Количество человек Уровни сформированности
высокий средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
Эг-1(н) 30 3 10,00 8 26,66 19 63,33
Эг-1(к) 30 5 16,66 12 40,00 13 43,33
Эг-2(н) 45 5 10,00 13 30,00 27 60,00
Эг-2(к) 45 7 15,55 16 35,55 22 48,88
Эг-3(н) 40 5 12,00 11 28,00 24 60,00
Эг-3(к) 40 8 20,00 18 45,00 14 35,00
Эг-4(н) 35 3 9,00 7 20,00 25 71,42
Эг-4(к) 35 10 20,00 18 50,00 7 20,00
КГ 30 3 10,00 8 26,66 19 63,33
Таблица 6
Сравнительные данные уровня сформированности позитивной направленности подростков наконстатирующем и контрнльны х этапах исследования
Группа Количество человек Уровни сформированности
высокий средний низкий
кооово % кол-во % кол-во %
Эг-1(н) 30 2 6,67 6 20,00 22 73,33
Эг-1(к) 30 о 13,33 17 56,66 9 30,00
Эг-2 (н) ■45 2 4,44 12 26,66 31 68,88
Эг-2(к) 65 5 11,11 24 53,33 16 35,55
Эг-3(к) ко 2 5,00 10 25,00 28 70,00
Эг-3(к) 40 6 15,00 22 55,00 12 30,00
Эг-4(н) ЗК З 5,71 7 20,00 26 74,28
Эг-4(к) 35 7 20,00 23 65,71 5 14,28
КГ 3 0 2 6,2У 6 20,00 22 73.33
В контрольной группе существенных изменений не произошло.
Сравнительные результаты экспериментальных групп на констатирующем и контрольном этапеисследове ния по уровню позитивной направленности подростков наглядно представлены втаНовцеС.
Для сопоставления результатов экспериментальных и кон-трольсой грроп, т.н. мнухстотисмеесски использовался статистический метод Пирсона - х2 [7].
Нскестроссном этапе исследования в качестве нулевой (НЦбмтнсформееброланссседующая ^и^по-^^оом^-^сттст^им^тщс-сееве^не^зличеб^твнс^озвотио си^ти^н^(^1иоаорс^вметнс-сти подросснов. Е^ втоС|^ото^«^зм|(сИбыла
принята следующая: существует достоверное различие уровней paзвитоопoнuоувеoй нснесвленносст подрососов.
С^вниооыуныс данные, Пс^ТеНПЫеС помсщью отсго критерия, представлены в таблице 7. В нашем исследовании вспесьоорание стоеиссевесксго фотерис одосртдностс Ыпов зосоу^-б ответоннса в опрос «какая из гипотез верна», а именно: имееуеб ли доснпсерное различие в уровне развития позитивной направленности подростков в экспериментальных группах.
Эвпиричесжси зтечениех2 эотго ориту ния выесслялось по формуле:
г2
/ЬЗМП
( n. _ т±. у
L V лт I г'
= N .M.y N M
i=l ni + m
, где
в.- кнличecрвтчeлoвссв псрвое срнвниваемой группе;
М - количество человек во второй сравниваемой группе;
и.-сисысчле левпеосойгсуп иы. получивших г'-тый балл, ¡=1,2,1
т. - количество человек во второй сравниваемой группе получивших г'-тый балл, ¡=1,2, 1.
L = 3 (низкий, средний или высокий уровень).
Критическое значение х2005 критерия х2для уровня значимости 0,05 равно 5,99 (статистические таблицы).
Сравнивая х2 с критическим значением х2005 = 5,99, делаем выводы:
если х2ЭШ1- Х2005, то характеристики сравниваемых выборок совпадают с уровнем значимости 0,05 (в таблице 6 - зона значимости «-»);
если х2мп > Х20 о5 , то достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95% (в таблице 6 - зона значимости «+»).
В этом случае нулевая гипотеза отвергается, а истинной считают альтернативную гипотезу.
Анализируя результаты экспериментальных групп (после формирующего этапа), мы выявили, что в группах произошли изменения.
Приведём пример расчётов (Х2)эксп на контрольном этапе с целью сопоставления значений (х\ и (Х2)эксп для выявления отсутствия или существования достоверного различия уровней позитивной направленности первой и второй, второй и третьей, первой и третьей экспериментальных групп.
В данном случае в качестве нулевой была сформулирована следующая гипотеза: отсутствует достоверное различие уровней развития позитивной направленности подростков первой и второй группы, второй и третьей, первой и третьей на контрольном этапе. В качестве альтернативной гипотезы (H,) была принята следующая: существует достоверное различие уровней позитивной направленности подростков первой и второй группы, второй и третьей, первой и третьей на контрольном этапе.
Сопоставление значений (х2)к и (Х2)эксп для первой группы позволяет принять нулевую гипотезу и сделать вывод о том, что применение лишь одного педагогического условия не достаточно для сформированности позитивной направленности подростков.
Полученные в ходе эксперимента данные подтвердили, что наиболее высоких результатов по профилактике девиантного поведения, развития позитивной направленности подростков средствами социально-культурной деятельности можно достичь только в случае комплексной реализации педагогических условий.
Таким образом, произошедшие изменения в уровнях позитивной направленности подростков не случайны, а являются следствием реализации структурно-функциональной модели профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании и комплекса педагогических условий.
В то же время заметим, что по итогам исследования открываются и другие возможности проектирования и внедрения модели профилактики девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании, а именно: разработка альтернативных методик преддевиантной диагностики и своевременной профилактики
Таблица 7
Сравнительные данные уровня сформированности позитивной направленности подростков на констатирующем и контрольных этапах исследования по критерию Пирсона
Сравниваемые группы Х2 ^ эмп х2 Статистическая значимость
Эг-1 и КГ 11,38 5,99 +
ЭГ-2 и КГ 10,07 5,99 +
Эг-3 и КГ 12,90 5,99 +
Эг-4 и КГ 25,54 5,99 +
отклоняющегося поведения подростков; конкретизация критериев и показателей определения уровней сформированности позитивной направленности поведения подростков; углубление процессуального обеспечения профилактики девиантного
Библиографический список
поведения подростков средствами социально-культурной деятельности в дополнительном образовании с учётом реализации принципа преемственности при взаимодействии разных уровней образования.
1. Казаева Е.А. Программа преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016; 5: 635 - 639.
2. Казаева Е.А., Мишарин В.В. Условия психолого-педагогической поддержки подростков с отклоняющимся поведением в детских оздоровительных лагерях Педагогическое образование в России. 2018; 4: 107 - 112.
3. Шабардина О.Г. Условия педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014; 7: 227 - 241.
4. Вахрамеева О.А. Социально-культурная деятельность интернатных учреждений как фактор профилактики девиантного поведения детей-сирот. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2012.
5. Казаева Е.А. Педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением как актуальная проблема теории и методики дошкольного образования. Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография. Екатеринбург, 2015: 261 - 284.
6. Казаева Е.А. Теоретико-методическая основа педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Актуальные проблемы развития личности: сборник научных трудов. Под редакцией Н.Н. Васягиной, Е.А. Казаевой, 2016: 71 - 83.
7. Лемешко С.Б. Распределения статистик критериев согласия типа хи-квадрат при малых выборках. Актуальные проблемы электронного приборостроения АПЭП-2006: материалы 7 Международной конференции. Новосибирск, 2006; Т. 6: 78 - 82.
References
1. Kazaeva E.A. Programma preddeviantnoj diagnostiki i profilaktiki otklonyayuschegosya povedeniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2016; 5: 635 - 639.
2. Kazaeva E.A., Misharin V.V. Usloviya psihologo-pedagogicheskoj podderzhki podrostkov s otklonyayuschimsya povedeniem v detskih ozdorovitel'nyh lageryah Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; 4: 107 - 112.
3. Shabardina O.G. Usloviya pedagogicheskoj podderzhki detej starshego doshkol'nogo vozrasta s otklonyayuschimsya povedeniem Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014; 7: 227 - 241.
4. Vahrameeva O.A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' internatnyh uchrezhdenij kak faktor profilaktiki deviantnogo povedeniya detej-sirot. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2012.
5. Kazaeva E.A. Pedagogicheskaya podderzhka detej starshego doshkol'nogo vozrasta s otklonyayuschimsya povedeniem kak aktual'naya problema teorii i metodiki doshkol'nogo obrazovaniya. Aktual'nye problemypsihologii obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Ekaterinburg, 2015: 261 - 284.
6. Kazaeva E.A. Teoretiko-metodicheskaya osnova pedagogicheskoj podderzhki detej starshego doshkol'nogo vozrasta s otklonyayuschimsya povedeniem. Aktual'nye problemy razvitiya lichnosti: sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej N.N. Vasyaginoj, E.A. Kazaevoj, 2016: 71 - 83.
7. Lemeshko S.B. Raspredeleniya statistik kriteriev soglasiya tipa hi-kvadrat pri malyh vyborkah. Aktual'nye problemy 'elektronnogo priborostroeniya AP'EP-2006: materialy 7 Mezhdunarodnoj konferencii. Novosibirsk, 2006; T. 6: 78 - 82.
Статья поступила в редакцию 13.08.18
УДК 37.035.6
Kalekin A.A., soldier (Anapa, Russia), E-mail: volk2388@mail.ru
CONCEPTUAL STATEMENTS OF EDUCATION OF PATRIOTISM AMONG CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY ON THE BASIS OF CULTUROLOGICAL APPROACH. Culturological approach is a methodological basis of the formation of patriotism among cadets of military schools and ensures the implementation of the idea of giving the Russian cultural values of priority in the process of formation of patriotic consciousness and patriotic items and patriotic orientations that involve the research of the study area of patriotic education of cadets of a military academy, the investigated phenomenon as an integral part, a component of culture as a systemic whole. The article is based on approaches of Russian scientists, it examines the basics of the cultural approach, the basic conceptual provisions and ideas of patriotic education of a military university students on its basis.
Key words: education, culturological approach, cadets of military academy, patriotism, patriotic education, motherland, formation.
А.А. Калекин, военнослужащий, г. Анапа, E-mail: volk2388@mail.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Культурологический подход является методологическим основанием формирования патриотизма у курсантов военных вузов и обеспечивает реализацию идеи о придании отечественным общекультурным ценностям приоритетности в процессе формирования патриотического самосознания, патриотической позиции и патриотических ориентаций, что предполагает изучение исследуемой области патриотического воспитания курсантов военного вуза, исследуемого феномена как составной части, компонента культуры, системной целостности. В данной статье на основе подходов российских учёных рассматривается сущность культурологического подхода, основные концептуальные положения и идеи патриотического воспитания курсантов военного вуза на его основе.
Ключевые слова: воспитание, культурологический подход, курсанты военного вуза, патриотизм, патриотическое воспитание, Отечество, формирование.
В современных условиях проблеме формирования патриотизма у курсантов военного вуза стали уделять должное и соответствующее внимание.
Актуальность темы активизации патриотического воспитания курсантов военного вуза обусловлена следующими факторами:
- общегосударственного значения (патриотизму присвоен статус «общенациональной идеи», способной дать новый импульс движения вперёд по пути демократии и укрепления экономической мощи государства;
- общесоциального значения (патриотизм признан единственной силой, способной консолидировать многонациональ-