Научная статья на тему 'Программа преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста'

Программа преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
679
105
Поделиться
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Казаева Евгения Анатольевна

Анализ научной литературы (Б.Н. Алмазова, Л.А. Грищенко, Р.В. Овчаровой, А.Б. Фоминой и др.) [13, 14] позволил осознать, что толкование термина профилактики отклоняющегося поведения направлен в основном на анализ предупредительных способов. Тогда упор необходимо делать не на фрагментарную блокировку отрицательных тенденций в поведении старших дошкольников, а сформированную и последовательную методическую систему работы по педагогической поддержке детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. В качестве педагогической поддержки детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением и профилактики данного явления предлагаем программу преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста. Целью программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения является повышение уровня развития оптимального поведения у детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи программы: 1) Содействие инициативе личности дошкольника в различных видах социальнокоммуникативной и познавательно-творческой деятельности; 2) Формирование интереса к социально-значимым ценностям и труду; 3) Создание условий для осознания дошкольником ответственности, самостоятельности и чувства собственного достоинства. Требованиями к разработке программы являются: а) функциональность содержания; б) прогностичность как способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям реализации; в) интегративность как свойство обеспечения организации мероприятий в совокупности с видами деятельности и педагогическими формами, методами, средствами; г) адресность; д) минимизация негативных последствий; е) когнитивность; ж) активность. Структура программы имеет последовательные содержательные этапы: Подготовительный этап программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста состоит из определения цели, задач и планирования совокупности следующих направлений: 1) Нормативно-установочное направление заключает в себя задачи диагностирования и возможные способы их решения, а также анализ возникших противоречий и определение педагогической проблемы. 2) Диагностико-прогностическое направление предполагает сбор информации по предрасположенности к отклоняющемуся поведению, причинно-следственный анализ накопленных, обработанных в ходе диагностики и полученных данных, вскрытие закономерностей, указание доминирующих причин отклоняющегося поведения для дальнейшей выработки педагогического прогноза профилактических мер. 635 3) Планово-содержательное направление включает разработку плана своевременных профилактических мер. Эффективность плана во многом зависит от требований: обоснованность, реалистичность, сбалансированность используемых ресурсов, контролируемость, конкретность, динамичность. 4) Процессуально-технологическое направление подразумевает непосредственное осуществление процесса диагностической профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста в соответствии с планом и с помощью определенных методов. 5) Промежуточно-диагностическое направление выделяет анализ предварительных результатов диагностической профилактики и их сопоставление с критериями формируемого поведения, установление причин отклонений и стратегии дальнейшей работы. 6) Коррекционное направление предполагает процессуально-технологическое устранение факторов и причин отклоняющегося поведения с помощью методов, решающих профилактические задачи. 7) Итогово-диагностическое направлениевключает конечную оценку состояния уровня сформированности поведения у старших дошкольников, сопоставление с промежуточными результатами и установление степени эффективности профилактической работы. Мотивационный этап программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста направлен на положительное изменение внутренних потребностей, интересов и убеждений старших дошкольников в необходимости проявления социально-одобряемого поведения и позитивных личностных качеств в различных видах социально-коммуникативной деятельности. Исследованием подтверждено, что создание устойчивой мотивации и заинтересованности старших дошкольников в социальной активности и позитивном поведении осуществляется: при учете влияния средовых факторов на развитие личности; на фоне гуманизации образовательного процесса; на основе успешности познавательной и творческой деятельности (учения); при создании эмоционально положительного пространства межличностных и межгрупповых взаимоотношений со сверстниками, педагогами и родителями; благодаря усилению комфортности и психологическойзащищенности детей. Особое значение в этом направлении имеет методика контактного взаимодействия Л.Б Филонова, усиливающая потребность дошкольников в установлении доверительных взаимоотношений, предполагающая сокращение дистанции в контактах, самораскрытие личности в процессе дальнейшего общения, состоящая из нескольких этапов: 1. Расположение к общению; 2. Поиск общего интереса; 3.Выяснение положительных качеств собеседников для общения; 4. Выяснение негативных и демонстративных качеств личности; 5. Требование к соразмерному поведению участников общения; 6. Установление благоприятных взаимоотношений. Организационный этап программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста включает: а) стартовую диагностику отклонений в поведении с помощью наблюдения за взаимодействием детей в процессе познавательной деятельности и социальной активности; наблюдения за эмоционально-обусловленным и произвольным поведением; наблюдения за ходом и результатом игровой деятельности. Также диагностика включает использование экспериментальной игры «Секрет» Т.А. Репиной, методики «Изучение самооценки и морального поведения» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, методики «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной. Кроме того, при диагностировании важно применять метод проблемных ситуаций и осуществлять статистический анализ данных. б) реализацию коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с методами, адекватными поставленным задачам и формами, направленными на потребность в самосознании, самовоспитании, повышении самооценки и включающими организацию воспитывающей среды, ресурсную активизацию личности, информирование, обучение социальным навыкам, организацию альтернативной деятельности, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей. На организационном этапе программой предполагается использование педагогом партисипативных методов педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением, основанных на знании и учете педагогической ценности и целевой направленности следующих групп методов: а) методов развития самосознания старших дошкольников (ритмопластика, детский театр, ситуационно-ролевые игры, этические беседы, психогимнастика, взаимообучение); б) методов стимулирования поведения и деятельности (создание ситуации успеха, познавательные игры, обучающие дискуссии, рейтинг, поручение, убеждение, конкурсы, метод примера, поощрение, коррекция поведения); в) методов развития творческого мышления (метод ситуационного анализа, игровое проектирование, взаимное компромиссное согласование, метод вопросов и ответов, групповое консультирование, развивающие игры). Программа преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста реализует коррекционно-развивающие мероприятия, содержание которых направлено на реализацию средств, методов, приемов и условий педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, соотнесенные с поставленными в программе задачами: 1) Формирование интереса к социально-значимым ценностям и труду: обучающие дискуссии по темам: «Что важнее собственное мнение или окружающих?», «Прав тот, кто сильнее?», «Что я могу сделать для окружающих?», «Для чего необходимо учиться и трудиться» (о мотивации и организации рациональной познавательной и трудовой деятельности, об отвлекающих факторах выполнения этих видов деятельности), «Сочувствие проявление силы или слабости?»; этические беседы: «Мои потребности и ценности», «Люди без которых мне одиноко», «Что такое чувство взрослости?», «Лень это …..»; 2) Содействие инициативе личности дошкольника в различных видах социально-коммуникативной и познавательно-творческой деятельности: час чтения, организованный систематически по различной тематике и жанровой направленности; конкурсы «Лучший дежурный месяца», «Мир моих увлечений» и др.; детский театр, включающий групповые творческие постановки по написанным старшими дошкольниками сценариям к праздникам, фрагментам из прочитанных произведений, сказок, коммуникативных ситуаций и пр.); экскурсии, предполагающие приобщение старших дошкольников к национальной культуре и искусству: посещение выставок народного творчества, театров, краеведческих и исторических музеев и др. 3) Создание условий для осознания дошкольником ответственности, самостоятельности и чувства собственного достоинства: обучающие дискуссии: «Как научиться управлять собой» (способы саморегуляции и установления гармонии с миром и с собой), «Свобода или ответственность?», «Познавай себя?» (формирование Я-концепции, осознание положительных и отрицательных сторон своей личности); этические беседы «Как добиться успеха в жизни», «Что значит стать взрослым?», «Есть слово хочу, а есть слово надо», «Я понимаю тебя …» (коммуникативная культура); Аналитический этап заключает в себе подведение итогов совместной работы по педагогической поддержке позитивных поведенческих проявлений детей старшего дошкольного возраста, а именно: итоговую диагностику, направленную на контроль эффективности разработанной программы и содержания методики педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением, а также своевременную коррекцию по преодолению нежелательных проявлений социально-негативных форм отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста. На завершающем этапе программой преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста предусмотрено применение следующие группы партисипативных методов педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением: методов контроля (наблюдение, учет и анализ, изучение результатов продуктивной деятельности, портфолио, взаимоконтроль, взаимооценка). Аналитический этап программы предполагает анализ диагностического материала, полученного в ходе реализации программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения старших дошкольников; беседы с педагогами и родителями об изменениях в поведении детей старшего дошкольного возраста в целях оказания сопровождения родителей по использованию эффективных воспитательных воздействий на детей и установление доброжелательных взаимоотношений с ребенком; беседы со старшими дошкольниками об изменении их отношения к познанию, труду, самому себе и другим. Данный этап завершается выделением задач дальнейшего педагогического сопровождения старших дошкольников с проблемами в поведении и выработкой рекомендаций родителям по индивидуальной работе с детьми. Таким образом, скоординированность последовательных содержательных этапов программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста создает благоприятные педагогические условия для вхождения детей в систему разнообразной социально обусловленной деятельности, в которой осуществляется проявление индивидуальности и позитивного поведения на основе использования методики педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением.

Текст научной работы на тему «Программа преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста»

Программа преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения

детей старшего дошкольного возраста

Казаева Евгения Анатольевна

ФГБОУ ВПО Уральский государственный педагогический

университет

Ключевые слова:

дошкольный возраст, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, профилактика, профилактика девиантного поведения, программа профилактики

Анализ научной литературы (Б.Н. Алмазова, Л.А. Грищенко, Р.В. Овчаровой, А.Б. Фоминой и др.) [13, 14] позволил осознать, что толкование термина профилактики отклоняющегося поведения направлен в основном на анализ предупредительных способов. Тогда упор необходимо делать не на фрагментарную блокировку отрицательных тенденций в поведении старших дошкольников, а сформированную и последовательную методическую систему работы по педагогической поддержке детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. В качестве педагогической поддержки детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением и профилактики данного явления предлагаем программу преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста.

Целью программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения является повышение уровня развития оптимального поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи программы:

1) Содействие инициативе личности дошкольника в различных видах социально-коммуникативной и познавательно-творческой деятельности;

2) Формирование интереса к социально-значимым ценностям и труду;

3) Создание условий для осознания дошкольником ответственности, самостоятельности и чувства собственного достоинства.

Требованиями к разработке программы являются: а) функциональность содержания; б) прогностичность как способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям реализации; в) интегративность как свойство обеспечения организации мероприятий в совокупности с видами деятельности и педагогическими формами, методами, средствами; г) адресность; д) минимизация негативных последствий; е) когнитивность; ж) активность.

Структура программы имеет последовательные содержательные этапы:

Подготовительный этап программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста состоит из определения цели, задач и планирования совокупности следующих направлений:

1) Нормативно-установочное направление заключает в себя задачи диагностирования и возможные способы их решения, а также анализ возникших противоречий и определение педагогической проблемы.

2) Диагностико-прогностическое направление предполагает сбор информации по предрасположенности к отклоняющемуся поведению, причинно-следственный анализ накопленных, обработанных в ходе диагностики и полученных данных, вскрытие закономерностей, указание доминирующих причин отклоняющегося поведения для дальнейшей выработки педагогического прогноза профилактических мер.

3) Планово-содержательное направление включает разработку плана своевременных профилактических мер. Эффективность плана во многом зависит от требований: обоснованность, реалистичность, сбалансированность используемых ресурсов, контролируемость, конкретность, динамичность.

4) Процессуально-технологическое направление подразумевает непосредственное осуществление процесса диагностической профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста в соответствии с планом и с помощью определенных методов.

5) Промежуточно-диагностическое направление выделяет анализ предварительных результатов диагностической профилактики и их сопоставление с критериями формируемого поведения, установление причин отклонений и стратегии дальнейшей работы.

6) Коррекционное направление предполагает процессуально-технологическое устранение факторов и причин отклоняющегося поведения с помощью методов, решающих профилактические задачи.

7) Итогово-диагностическое направлениевключает конечную оценку состояния уровня сформированности поведения у старших дошкольников, сопоставление с промежуточными результатами и установление степени эффективности профилактической работы.

Мотивационный этап программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста направлен на положительное изменение внутренних потребностей, интересов и убеждений старших дошкольников в необходимости проявления социально-одобряемого поведения и позитивных личностных качеств в различных видах социально-коммуникативной деятельности.

Исследованием подтверждено, что создание устойчивой мотивации и заинтересованности старших дошкольников в социальной активности и позитивном поведении осуществляется:

- при учете влияния средовых факторов на развитие личности;

- на фоне гуманизации образовательного процесса;

- на основе успешности познавательной и творческой деятельности (учения);

- при создании эмоционально положительного пространства межличностных и межгрупповых взаимоотношений со сверстниками, педагогами и родителями;

- благодаря усилению комфортности и психологическойзащищенности детей.

Особое значение в этом направлении имеет методика контактного взаимодействия Л.Б Филонова, усиливающая потребность дошкольников в установлении доверительных взаимоотношений, предполагающая сокращение дистанции в контактах, самораскрытие личности в процессе дальнейшего общения, состоящая из нескольких этапов:

1. Расположение к общению;

2. Поиск общего интереса;

3.Выяснение положительных качеств собеседников для общения;

4. Выяснение негативных и демонстративных качеств личности;

5. Требование к соразмерному поведению участников общения;

6. Установление благоприятных взаимоотношений.

Организационный этап программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста включает:

а) стартовую диагностику отклонений в поведении с помощью наблюдения за взаимодействием детей в процессе познавательной деятельности и социальной активности; наблюдения за эмоционально-обусловленным и произвольным поведением; наблюдения за ходом и результатом игровой деятельности. Также диагностика включает использование экспериментальной игры «Секрет» Т.А. Репиной, методики «Изучение самооценки и морального поведения» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, методики «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной. Кроме того, при диагностировании важно применять метод проблемных ситуаций и осуществлять статистический анализ данных.

б) реализацию коррекционно-развивающих мероприятий в соответствии с методами, адекватными поставленным задачам и формами, направленными на потребность в самосознании, самовоспитании, повышении самооценки и включающими организацию воспитывающей среды, ресурсную активизацию личности, информирование, обучение социальным навыкам, организацию альтернативной деятельности, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.

На организационном этапе программой предполагается использование педагогом партисипативных методов педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением, основанных на знании и учете педагогической ценности и целевой направленности следующих групп методов: а) методов развития самосознания старших дошкольников (ритмопластика, детский театр, ситуационно-ролевые игры, этические беседы, психогимнастика, взаимообучение); б) методов стимулирования поведения и деятельности (создание ситуации успеха, познавательные игры, обучающие дискуссии, рейтинг, поручение, убеждение, конкурсы, метод примера, поощрение, коррекция поведения); в) методов развития творческого мышления (метод ситуационного анализа, игровое проектирование, взаимное компромиссное согласование, метод вопросов и ответов, групповое консультирование, развивающие игры).

Программа преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста реализует коррекционно-развивающие мероприятия, содержание которых направлено на реализацию средств, методов, приемов и условий педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, соотнесенные с поставленными в программе задачами:

1) Формирование интереса к социально-значимым ценностям и труду:

- обучающие дискуссии по темам: «Что важнее - собственное мнение или окружающих?», «Прав тот, кто сильнее?», «Что я могу сделать для окружающих?», «Для чего необходимо учиться и трудиться» (о мотивации и организации рациональной познавательной и трудовой деятельности, об отвлекающих факторах выполнения этих видов деятельности), «Сочувствие -проявление силы или слабости?»;

- этические беседы: «Мои потребности и ценности», «Люди без которых мне одиноко», «Что такое чувство взрослости?», «Лень - это.....»;

2) Содействие инициативе личности дошкольника в различных видах социально-коммуникативной и познавательно-творческой деятельности:

- час чтения, организованный систематически по различной тематике и жанровой направленности;

- конкурсы «Лучший дежурный месяца», «Мир моих увлечений» и др.;

- детский театр, включающий групповые творческие постановки по написанным старшими дошкольниками сценариям к праздникам, фрагментам из прочитанных произведений, сказок, коммуникативных ситуаций и пр.);

- экскурсии, предполагающие приобщение старших дошкольников к национальной культуре и искусству: посещение выставок народного творчества, театров, краеведческих и исторических музеев и др.

3) Создание условий для осознания дошкольником ответственности, самостоятельности и чувства собственного достоинства:

- обучающие дискуссии: «Как научиться управлять собой» (способы саморегуляции и установления гармонии с миром и с собой), «Свобода или ответственность?», «Познавай себя?» (формирование Я-концепции, осознание положительных и отрицательных сторон своей личности);

- этические беседы «Как добиться успеха в жизни», «Что значит - стать взрослым?», «Есть слово хочу, а есть слово надо», «Я понимаю тебя ...» (коммуникативная культура);

Аналитический этап заключает в себе подведение итогов совместной работы по педагогической поддержке позитивных поведенческих проявлений детей старшего дошкольного возраста, а именно: итоговую диагностику, направленную на контроль эффективности разработанной программы и содержания методики педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением, а также своевременную коррекцию по преодолению нежелательных проявлений социально-негативных форм отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста.

На завершающем этапе программой преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста предусмотрено применение следующие группы партисипативных методов педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением: методов контроля (наблюдение, учет и анализ, изучение результатов продуктивной деятельности, портфолио, взаимоконтроль, взаимооценка).

Аналитический этап программы предполагает анализ диагностического материала, полученного в ходе реализации программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения старших дошкольников; беседы с педагогами и родителями об изменениях в поведении детей старшего дошкольного возраста в целях оказания сопровождения родителей по использованию эффективных воспитательных воздействий на детей и установление доброжелательных взаимоотношений с ребенком; беседы со старшими дошкольниками об изменении их отношения к познанию, труду, самому себе и другим. Данный этап завершается выделением задач дальнейшего педагогического сопровождения старших дошкольников с проблемами в поведении и выработкой рекомендаций родителям по индивидуальной работе с детьми.

Таким образом, скоординированность последовательных содержательных этапов программы преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста создает благоприятные педагогические условия для вхождения детей в систему разнообразной социально обусловленной деятельности, в которой осуществляется проявление индивидуальности и позитивного поведения на основе использования методики педагогической поддержки старших дошкольников с отклоняющимся поведением.

Список литературы:

1..Беличева, С.А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации

несовершеннолетних: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1999. - 42 с. 2.Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. Т.21. Проба—Ременсы / Гл. ред. А.М.

Прохоров. 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1975. — 640 с., С.156. 3.Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие. - М.: Академия, 2003. - 288 с.

4.Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. — М., 1996. — С.15-21.

5.Казаева, Е.А. Моделирование социально-культурной деятельности интернатных учреждений как инструмент профилактики девиантного поведения детей-сирот // Мир науки, культуры, образования - № 2 (39). - 2013. - С. 52-56.

6.Казаева, Е.А., Шабардина, О.Г. Роль профилактики девиантного поведения подростков в

учреждениях дополнительного образования // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 4, Часть 1. - С. 148-152.

7.Казаева, Е.А., Шарипова, Г.А. К вопросу об утверждении в молодежной среде социально-значимых духовных ценностей // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013.- № 3 (19). - С. 72-76.

8.Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, при участии "Юрайт-М", 2001. - 160 с.

9.Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.

10.Коэн, А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины ХХ века: Сокр. пер. с англ. / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Прогресс, 1995. - 610 с.

11.Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: МЕДпресс, 2000. - 603 с.

12.Невский, И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 2000. - 116 с.

13. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М.: Сфера, 2001. — 480 с., С.289.

14.Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Академия, 2003. - 448 с.