Научная статья на тему 'Методика педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением'

Методика педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / MODEL / PEDAGOGICAL SUPPORT / PRESCHOOLERS / DEVIANT BEHAVIOR / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабардина Ольга Геннадьевна

Описана модель педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Представлены ученые, чьи работы легли в основу процесса проектирования и моделирования. Выделены и описаны структурные (цель, содержание, результат) и функциональные компоненты (педагогические условия, критерии и показатели эффективности методики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабардина Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Pedagogical Support of Senior Preschoolers Showing Deviant Behavior

The model of pedagogical support of senior preschoolers showing deviant behavior is described in the article. The scholars whose works were the basis of design and modeling are mentioned. Structural (the purpose, the contents, the result) and functional components (pedagogical conditions, criteria and indicators of the efficiency of methods) are allocated and described.

Текст научной работы на тему «Методика педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением»

УДК 37.013.42:316.624-053 «465.001.07» ББК Ч410.026.43

ГСНТИ 14.25.01

Код ВАК 13.00.02

Шабардина Ольга Геннадьевна,

заместитель директора по воспитательной работе, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; педагог дополнительного образования, детский сад № 6 «Журавушка» общеразвивающего вида, г. Салехард; 629008, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий авт. округ, г. Салехард, ул. Губкина, д. зб; e-mail: songl973 @mail.ru

МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модель; педагогическая поддержка; дети дошкольного возраста; отклоняющееся поведение; структурные и функциональные компоненты.

АННОТАЦИЯ. Описана модель педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Представлены ученые, чьи работы легли в основу процесса проектирования и моделирования. Выделены и описаны структурные (цель, содержание, результат) и функциональные компоненты (педагогические условия, критерии и показатели эффективности методики).

Shabardina Olga Gennadyevna,

Deputy Director on Educational Work, Municipal Budgetary Educational Institution Secondary School with Advanced Study of Specific Subjects, Teacher of Additional Education Municipal Pre-school Educational Institution Kindergarten № 6 "Zhuravushka" of General Developmental Type, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Salekhard.

METHODS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF SENIOR PRESCHOOLERS SHOWING DEVIANT BEHAVIOR

KEY WORDS: model; pedagogical support; preschoolers; deviant behavior; structural and functional components.

ABSTRACT. The model of pedagogical support of senior preschoolers showing deviant behavior is described in the article. The scholars whose works were the basis of design and modeling are mentioned. Structural (the purpose, the contents, the result) and functional components (pedagogical conditions, criteria and indicators of the efficiency of methods) are allocated and described.

В

настоящее время убедительно доказано, что любая методика является самостоятельной наукой, так как имеет свой предмет исследования. В узком_смысле методика - это совокупность форм, методов и приёмов работы педагога. В широком смысле методика - это учение о методах обучения.

Применение социально ориентированного, гендерного и ситуационного подходов позволило разработать методику педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.

В. М. Монахов определяет четыре возможных результата педагогического проектирования: 1) педагогическая система; 2) система управления образованием; 3) система методического обеспечения; 4) проект образовательного процесса. На первом этапе проектирования особенно важна экспертиза по следующим направлениям:

- замысел проекта;

- процесс его реализации;

- ожидаемые результаты;

- перспективы развития проекта.

Солидаризируясь с учеными, изучающими проблему моделирования исследова-

тельской деятельности (Н. М. Борытко, Ю. Н. Галагузовой, А. З. Зак, М. К. Мамаар-дашвили, А. М. Новиковым, В. М. Полонским, С. В. Пигузовой, Г. В. Суходольским, В. А. Штофф и др.) считаем, что результатом проектируемой методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением может выступать структурно-функциональная модель.

В исследовании педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением модель методики - это способ представления результатов исследования, объединения их в целостную методическую систему.

Моделирование составляет суть исследовательских действий в образовании, является одним из методов научного исследования, позволяя изучить не сам объект познания, а его изображение в виде модели, но результат исследования при этом переносится с модели на объект. По мнению Н. М. Борытко [1], моделирование придает исследовательской деятельности целенаправленный, технологический характер.

Методика педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с от-

© Шабардина О. Г., 2014

клоняющимся поведением, представляя структурно-функциональную модель, образованна системой взаимосвязанных компонентов (цель, подходы, принципы, функции, условия, этапы, результат) и содержа-тельно-интегративных блоков (мотиваци-онный, информационно-познавательный, перцептивный), базирующихся на принципах педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Специфической особенностью методики выступает совокупность партисипативных методов, подразделяющихся на группы: методы развития самосознания; методы стимулирования поведения и деятельности; методы контроля; методы развития творческого мышления.

Целостность модели, представляющей методику, обеспечивается единством структурных (цель, содержание, результат) и функциональных компонентов (педагогические условия, критерии и показатели эффективности методики):

1) целевой - постановка цели и задач педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением;

2) организационный - выявление подходов, принципов, педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию методики;

3) содержательный - определение этапов педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением;

4) процессуальный - разработка методи-ко-технологических аспектов на основе применения групп партисипативных методов;

5) результативный - выявление результата педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением в соответствии с критериями и показателями эффективности методики.

Структурные компоненты методики раскрывают внутреннее содержание педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением и отвечают за постоянное взаимодействие между элементами данного процесса. Функции обеспечивают работу названных компонентов методики, развитие и совершенствование образовательного пространства ДОУ.

Целевой компонент методики выполняет целеобразующую функцию. Организационный компонент направлен на установочную функцию методики. Содержательный компонент включает когнитивную функцию. Процессуальный компонент регулирует формирующую функцию. Резуль-

тативный компонент методики предусматривает аналитическую функцию.

Рассмотрим каждый из компонентов методики в отдельности.

Важнейшей составляющей разработки методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением является целепола-гание.

Целевой компонент разработанной методики определяет выбор способов педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением и выступает как средство управления, сверки результатов действий с прогнозируемым итогом, а также в качестве критерия, с учетом которого происходит целостное функционирование методики.

Основная цель методики - педагогическая поддержка дошкольников с отклоняющимся поведением, которая направлена на предупреждение поведенческих реакций и устойчивых форм отклонений в поведении, содействие исключению ситуаций, осложняющих процесс социализации детей старшего дошкольного возраста. Основная функция данного компонента - целеобразующая.

Задачами применения методики являются: 1) достижение дошкольниками позитивного уровня поведения в различных ситуациях; 2) осознание дошкольниками необходимости проявления социально одобряемого поведения; 3) овладение способами устойчивых форм социально приемлемого поведения в результате внедрения методики.

Следующей структурно-функциональной составляющей методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением является организационный компонент, выполняющий установочную функцию, направленную на отбор теоретико-методологических оснований исследования, принципов и педагогических условий.

В исследовании проблемы педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением значимым в общенаучном плане явился социально-ориентированный подход. В качестве стратегического основания разработки методики избран гендерный подход, составляющий конкретно-научный уровень методологии исследования. Практико-ори-ентированной тактикой исследования выступил ситуационный подход, назначение которого заключается в раскрытии методи-ко-технологических особенностей, определении механизмов и процедур практического использования педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.

Кроме подходов организационный компонент методики также составляют принципы, заключающие основные требования, предъявляемые к проектированию методики и построению образовательного пространства ДОУ, соблюдение которых обеспечивает решение намеченных задач.

Проектируя методику, мы руководствовались основными требованиями -принципами педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, представляющими классификацию: а) общепедагогические принципы (гуманизации и субъектно-сти); б) принципы, реализующие идеи дошкольного образования (толерантности, коммуникативного партнерства и сотрудничества в группе); в) принципы, ориентирующие на решение проблемы отклонений в поведении дошкольников (законности, социализации и индивидуализации).

Композиционную целостность организационного компонента методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением завершает совокупность условий образовательного пространства ДОУ, которые необходимо создавать в процессе познавательно-творческой деятельности дошкольников, следуя социальному заказу общества, требованиям образовательного стандарта дошкольного образования, выявленной классификации принципов и возможностям социально-ориентированного, гендерного и ситуационного подходов:

1) применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения дошкольников;

2) культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе;

3) организация партисипативных отношений субъектов образовательной среды ДОУ.

Содержательный компонент методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением раскрывает сущность изучаемого педагогического явления и выполняет, в основном, когнитивную функцию.

В содержании данного компонента определены блоки, интеграция которых предполагает определенные знания и навыки, необходимые для педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Опишем их.

Мотивационный блок (Л. И. Белозеро-ва, А. Бандура, А. Берковитц, В. Б. Голицын, Н. В. Гришина, П. А. Ковалев, В. Н. Кудрявцев, К. Лоренц, В. В. Ленеев, А. А. Реан, З. Фрейд, О. И. Шляхтина и др.) способствует снижению конфликтности, вербальной и физической агрессивности среди старших

дошкольников, а также предотвращению определенных отрицательных состояний -досады, обиды, злости, негодованию, гневу, ярость и т. п., осознанию ценности культуры речи и поведения; вступлению в добротвор-ческий диалог с собеседником; желанию приобретать и использовать на практике способы социально-приемлемого поведения.

Информационно-познавательный блок (И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Н. Леонтьев и др.) позволяет обеспечить функциональное использование поведенческих знаний и навыков при планировании собственного речевого и неречевое поведения в зависимости от целей и задач деятельности, умение воспринимать и передавать информацию; строить свое поведение, учитывая взгляды и настроения собеседников; умение воспринимать новые правила и требования, обогащать знания о культуре поведения в своей стране со знаниями о культуре в других странах).

При научно-методическом отборе и обогащении поведенческих знаний и навыков обучающихся педагогу дошкольного образования необходимо учитывать: а) ана-томо-физиологическое строение тела детей (дошкольники, отличающиеся силой и стройностью более склонны к беспокойствам, наделены чувствительностью и нервозностью); б) биологические и генетические особенности родителей дошкольников.

Перцептивный блок (В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков, Б. И. Цуканов, Д. Г. Эль-кин и др.) содержательного компонента методики предполагает правильное восприятие партнера и межличностных отношений; развитие гибкости в использовании форм поведения старшими дошкольниками, критического мышления, способности среди множества способов позитивного поведения выбрать наиболее оптимальный для достижения текущей задачи; положительный настрой во взаимодействии; обучение выбору стратегий и тактик обмена информацией и ее анализу; варьирование способами поведения в зависимости от учебной или жизненной ситуации; развитие компенсаторных умений и навыков.

Выделение процессуального компонента методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением вызвано определением объекта исследования, в котором учитывается тот факт, что социально-коммуникативное развитие дошкольников нельзя осуществить случайным воздействием, поэтому необходимо обеспечить возможность индивидуальной ориентированности процесса, учет факторов, оказывающих влияние на отклонение от норм и правил поведения дошкольников. В связи с этим, деятельность педагогов должна быть

направлена на создание предметно-развивающей среды, способствующей профилактике и устранению девиантного поведения, включенности личности в активный поиск, готовности и стремлению к ее осуществлению. Основная функция данного компонента - формирующая.

Процессуальный компонент способствует разработке методико-технологических аспектов на основе отбора адекватных предмету исследования групп партисипа-тивных методов, подразделяющихся на четыре группы: методы развития самосознания; методы стимулирования поведения и деятельности; методы контроля; методы развития творческого мышления.

Основной организационной формой применения партисипативных методов является групповое взаимодействие. Рассмотрим первую группу партисипативных методов в составе процессуального компонента методики - методы развития самосознания. Самосознание человека охватывает широкое поле человеческого бытия - от природных проявлений до ценностных ориентиров мировоззрения. Данная много-уровневость самосознания предопределяет как многообразие факторов, влияющих на его формирование, так и необходимость выявления в ходе исследований наиболее существенных методов его развития. Ученые, изучающие психологические особенности развития и становления личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Голубе-ва, В. А. Горбачева, Р. Н. Ибрагимова, Н. И. Непомнящая, Е. И. Рогов, С. Л. Рубинштейн и др.) доказали, что в старшем дошкольном возрасте развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка, возникающая на основе знаний и мыслей о себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Я-образа» могут вызывать сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Методами развития самосознания, подтвердившими свою эффективность в практике работы дошкольных образовательных организаций, направленных на педагогическую поддержку детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением стали:

1) ритмопластика (ритмическая гимнастика);

2) театрализация ситуаций;

3) ситуационно-ролевые игры;

4) этические беседы;

5) самооценка;

6) психогимнастика;

7) взаимообучение.

Рассмотрим вторую группу партисипативных методов в составе процессуального

компонента методики - методы стимулирования поведения и деятельности (В. П. Валькова, Д. Б. Годовикова, Т. М. Зем-лянухина, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, Г. А. Свердлова, Е. О. Смирнова, О. К. Тихомиров, Г. Н. Рошка, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.).

Становление в старшем дошкольном возрасте мотивационной сферы является основополагающей проблемой для стимулирования поведения и деятельности дошкольников. Охарактеризуем мотивацион-но-потребностную сферу личности старшего дошкольника:

- планирование своей деятельности;

- обозначение цели деятельности в виде конечного результата;

- устойчивость интересов;

- развитие самоконтроля;

- сдерживание желаний при осознанной необходимости;

- неустойчивость мотивов (достижение успеха, избегание неудач, соревнование, соперничество, поощрение, получение награды и др.).

Исходя из вышеизложенного, интерес как мощный фактор, что стимулирует деятельность, характеризуется такими особенностями: 1) позитивной эмоцией относительно деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции (мне интересно это знать); з) выражением непосредственного мотива, который является типичным для самой деятельности.

Партисипативные методы стимулирования поведения и деятельности, направленные на педагогическую поддержку детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением мы разделили на две подгруппы.

1. Методы стимулирования интереса к процессу деятельности:

• создание ситуации успеха;

• познавательные игры;

• обучающие дискуссии;

• рейтинг.

2. Методы стимулирования ответственности и обязанностей позитивного поведения.

• разъяснение цели при поручении;

• выдвижение правил и убеждение необходимости их выполнения;

• соревновательные мероприятия, конкурсы;

• метод примера;

• поощрение и коррекция поведения.

Рассмотрим третью группу партисипативных методов в составе процессуального компонента методики - методы контроля (К. Ю. Белая, Л. М. Денякина, Л. М. Манев-цова, А. Н. Троян, М. В. Крулехт и др.).

Многие исследователи выделяют контроль в качестве важнейшей функции управления, способствующей установлению развития системы образовательного процесса (Ю. К. Бабанский, С. А. Ильманов, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, И. П. Третьяков, Т. И. Шамова, В. Я. Якунина и др.).

Если говорить о контроле над дошкольной образовательной организацией, то он включает в себя учет различных аспектов ее деятельности: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т. д. Но главный объект контроля в ДОУ -результаты обучения и воспитания старших дошкольников. В таком понимании контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых партисипа-тивных решений. Контроль позволяет создать информационную базу для оценки педагогической деятельности и предусмотреть способы влияния на воспитанников с целью побуждения к позитивному поведению и совместной познавательно-творческой деятельности.

Методами контроля, подтвердившими свою эффективность в практике работы дошкольных образовательных организаций, направленных на педагогическую поддержку детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением стали:

1) наблюдение, учет и анализ;

2) изучение результатов продуктивной деятельности;

3) портфолио;

4) взаимоконтроль и взаимооценка.

Рассмотрим четвертую группу партиси-

пативных методов в составе процессуального компонента методики - методы развития творческого мышления (Л. С. Выготский, Н. Е. Веракса, Дж. Гилфорд, К. Дункер, В. Т. Кудрявцев, Л. Кэррол, А. Н. Лук, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Смит и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследованием установлено, что педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением будет результативна при использовании группы партисипативных методов развития творческого мышления:

1) метод ситуационного анализа;

2) игровое проектирование;

3) взаимное компромиссное согласование;

4) метод вопросов и ответов;

5) групповое консультирование;

6) развивающие игры.

Представленные нами группы парти-

сипативных методов, используемых в качестве технологической составляющей методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с откло-

няющимся поведением, считаются альтернативой в противовес директивности, авторитарности, принуждению и специфической особенностью методики, предполагающей соответствие используемых средств, форм и методов особенностям развития детей старшего дошкольного возраста; оптимизацию воспитательной возможности педагогического процесса ДОУ; поэтапность работы в процессе организации педагогической поддержки; приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям и социальному окружению; сбалансированность ценностей социального поведения и соотнесение их с возможностями детей; включение старших дошкольников в совместную творческую деятельность по решению проблемных ситуаций, направленных на повышение уровня сформированности позитивного поведения.

Опыт исследования показал, что при использовании совокупности партисипа-тивных методов в образовательном пространстве ДОУ между педагогом и дошкольниками поддерживаются доверительные отношения, которые способствуют созданию благоприятного психологического климата в группе, проявлению взаимной заинтересованности, творческой инициативы, уважительности, самостоятельности и ответственности.

Партисипативные методы, по данным нашего исследования, предполагают: голос каждого дошкольника в решении той или иной проблемной ситуации; поиск согласия между воспитателем и воспитанником; целенаправленные, систематизированные попытки выявить и использовать коллективный интеллект обучающихся; совместное выявление проблем и соответствующих действий, возможность создать надлежащие условия и установки, а также механизм улучшения сотрудничества субъектов дошкольного образовательного процесса.

Результативный компонент методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением состоит в выявлении критериев и показателей эффективности методики. Он включает этапы, диагностические методики и методы математической статистики результатов исследования. Неотъемлемой в данном компоненте является подбор адекватных диагностических методик, своевременная и качественная интерпретация результатов, определенность критериев и их соотнесенность с показателями основных достижений в позитивном поведении старших дошкольников.

Результативный компонент направлен на проверку адекватности и эффективности

методики, связанной с опытно-поисковой работой по педагогической поддержке детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. Основная функция данного компонента - аналитическая.

Таким образом, методика характеризуется: а) композиционной целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны,

несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат; б) открытостью, так как встроена в контекст системы дошкольного образования как дополнительное, но самостоятельное звено; в) прагматичностью, так как выступает средством реализации практических действий, т. е. рабочим представлением обозначенной цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Академия, 2008.

2. Казаева Е. А., Шабардина О. Г. Роль профилактики девиантного поведения подростков в учреждениях дополнительного образования / / Преподаватель XXI век. 2012. № 4. Ч. 1. С. 148-152.

3. Коломийченко Л. В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме : дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2008.

4. Штофф В. А. Роль модели в познании. Л. : Ленингр. ун-т, 1993-

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.