УДК 37.9:372 ББК 74.59:74.100
Шабардина Ольга Геннадьевна
заместитель директора по воспитательной работе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, педагог дополнительного образования Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Журавушка» общеразвивающего вида Ямало - Ненецкий автономный округ г. Салехард Shabardina Olga Gennadyevna deputy director on educational work Municipal budgetary educational institution secondary school with advanced study of specific subjects, teacher of additional education Municipal pre-school educational institution kindergarten № 6 "Crane" general developmental type Yamalo - Nenets autonomous okrug Salekhard [email protected] Условия педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением Conditions pedagogical support of children older preschool children
with deviant behavior В статье анализируются условия методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением: применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения дошкольников; культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе; организация партисипативных отношений субъектов дошкольной образовательной среды.
The article analyzes the conditions methods of pedagogical support of children of senior preschool age children with deviant behavior: application predementia detection and prevention of deviant behavior of preschoolers; the cultivation of human values and human relations in the children's team; organization of participatory relations of the subjects of pre-school educational environment.
Ключевые слова: преддевиантная диагностика, общая профилактика, специальная профилактика, воспитательный коллектив, общечеловеческие ценности, гуманные отношения, партисипативные отношения.
Key words: predementia diagnosis, General prevention, special prevention, education team, human values, human relations, participatory relationship.
Эффективность реализации методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением зависит от совокупности условий образовательного пространства ДОУ, который учитывает содержание познавательно-творческой деятельности дошкольников, социальный заказ общества, требования Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, принципы педагогической поддержки, возможности социально-ориентированного, гендерного, ситуационного подходов и перспективы адаптивности и развития методики в образовательном пространстве дошкольных организаций.
Рассмотрим подробно каждое из педагогических условий. В первую очередь остановимся на применении преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения дошкольников.
Проблема преддевиантной диагностики и профилактики остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального развития дошкольника, во-вторых, обеспечить правильное определение качественных изменений, в-третьих, скорректировать осуществляемый процесс, руководствуясь избранными критериями и показателями.
Принципами преддевиантной диагностики являются: целесообразность; систематичность, непрерывность и последовательность этапов (вводная, промежуточная, итоговая и т.д.); наличие заранее разработанных соотнесенных с нормативными требованиями показателей и критериев отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста; использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям; доступность процедур для их проведения педагогами ДОУ; целостность и преемственность процессов диагностики; прогнозирование и управление профилактическим процессом.
При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических методик педагогами должны учитываться их естественность, экономичность и
надежность, соответствие возрастным и тендерным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В качестве традиционных методов, позволяющих выявить степень отклоняющегося поведения и оценить уровень социально-коммуникативного развития детей, предлагаются: наблюдение, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), простейшие эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения игр и пр.), беседы [6].
Преддевиантная диагностика дошкольников должна обладать свойством полифункциональности [2]:
1) Ориентировочно-информационная функция - дает возможность получить сведения о состоянии субъекта изучения; об особенностях течения и развития диагностики (трудности, искажения), об обратной связи.
2) Конструктивно-культурологическая функция предполагает то, что при осуществлении диагностики субъекты имеют возможность сформировать собственные позиции, определить характер взаимодействия между ними.
3) Организационно-деятельностная функция позволяет приступить к подбору и внедрению диагностирующих мероприятий, опираясь на результаты полученной оценки и учитывая недостатки и трудности в поведении ребенка.
4) Коррекционная функция - осуществление «встречных усилий», направленных на преодоление «нестыковок», коррекцию совместных действий.
5) Системообразующая функция - соблюдение принципа научности при проведении преддевиантной диагностики, ее организация на основе системного подхода и научно обоснованных и подтвержденных свою эффективность диаг-ностико-коррекционных методик по преодолению социально-негативных форм отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, функции преддевиантной диагностики подчинены цели профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста, обеспечению научного подхода к педагогическому управлению профилактической деятельностью, т.к. научно-методическое обеспечение преддеви-
антной диагностики дает возможность педагогу получить объективное представление о состоянии проблемы и определить эффективные пути ее решения.
В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется разработке методов коррекции поведения детей (С.А. Бадмаев, Л.М. Зюбин, В.П. Кащенко, А.И. Кочетов, Э.Ш. Натанзон), но недостаточно сведений о мерах профилактики отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста. В энциклопедическом словаре социальной работы под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [3; 4; 5; 7].
Социальные проблемы заставляют разрабатывать профилактику, направленную на устранение причин и условий отклоняющегося поведения детей старшего дошкольного возраста в совокупности с семьей.
Преддевиантная профилактика - совокупность общественных, социально-медицинских, психолого-педагогических и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие социально опасные отклонения в поведении.
1) Психологическая профилактика обеспечивает решение основной задачи - обеспечение помощи родителям и педагогам в решении поведенческих проблем. Задачи психологической профилактики: осуществление заботы о психическом здоровье и психических ресурсах людей, работа с малой степенью эмоциональных, поведенческих и учебных расстройств; работа с «группой риска» (раннее выявление у детей трудностей в поведении, а также преодоление этих трудностей); работа с детьми с ярко выраженными поведенческими про-
блемами, когда основной целью профилактики является коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей [2].
2) Медицинская профилактика направлена на решение специальных задач, таких как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения, а также предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
3) Социальная профилактика изучалась А.С. Макаренко, П.И. Люблинским, С.Т. Шацким, В.Д. Семеновым и др. В своей исследовательской работе они заложили и развили принципы, методы и содержание коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми, где важнейшим выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда, направленная на создание оптимальной социальной ситуации развития детей, способствующей проявлению активности, самостоятельности, уважительности, инициативности, ответственности и изменению в целом позиции ребенка по отношению к социуму.
4) Педагогическая профилактика получила свое отражение в работах Б.Н. Алмазова, Л.А. Грищенко, Р.В. Овчаровой, А.Б. Фоминой и др. и понимается как система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные отклонения в развитии личности. Она осуществляется на фоне культивирования общечеловеческих ценностей и гуманности в детском коллективе, основанном на педагогическом управлении и партисипативных отношениях членов группы [1; 9].
Р.В. Овчарова [9] и др., обосновывая модель комплексной профилактики, раскрывает важнейшие элементы гуманизации педагогического процесса:
- переориентация критериев результативности целостного педагогического процесса;
- создание валеологических условий педагогического процесса;
- реализация разноуровневой модели содержания образования;
- освоение личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми;
- рациональная организация педагогического процесса;
- внедрение методик ранней диагностики и профилактики;
- анализ целостного педагогического процесса.
В современной науке различаются понятия общей и специальной профилактики. Общая профилактика - совокупность мер, направленных на создание благоприятных социокультурных, здоровьесберегающих и социально-педагогических условий, содействующих семье и дошкольным образовательным организациям различных типов в воспитании детей и реализации образовательных функций. Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, предполагающая условия психолого-педагогической поддержки детей, защиты их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды и осуществляемая в тесном взаимодействии с семьей, с досуговой средой и социальными институтами.
Таким образом, преддевиантную профилактику мы определяем как специальную систему мер, ориентированных на создание условий педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. После сравнительного анализа результатов преддевиантной диагностики и профилактики педагог сможет определить степень отклоняющегося поведения у дошкольников и эффективность педагогического мониторинга, а затем выработать методико-технологические аспекты педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.
Культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе является следующим педагогическим условием методики педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства
массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения моральных норм, правил, ценностей и воспитания гуманных отношений. Воспитание гуманности позволяет наиболее успешно развивать такие личностные качества дошкольника: милосердие, доброта, справедливость, честность, чуткость, сердечность, отзывчивость, способствующих получению положительного эффекта при педагогической поддержке детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением. В связи с этим, педагогу дошкольного образования необходимо своевременно создавать условия для формирования у старших дошкольников нравственности, самостоятельности, инициативности в социально-приемлемом поведении и познавательно-творческой деятельности.
Концепция воспитательного коллектива (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Т.А. Куракин, А.В. Луначарский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, С.Т. Шацкий и др.) заключает идею направленного развития у ребенка субъектной позиции и рассматривает детский коллектив его как своеобразную модель общества, отражающую не только форму его организации, но и отношения, атмосферу, систему человеческих ценностей, которая в нем принята.
В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), разработку инструментария педагогической деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволил сформулировать совокупность принципов формирования детского коллектива: • организационное единство;
• руководящая роль участников коллектива;
• богатство взаимоотношений, создание и сохранение традиций;
• самодеятельность, творчество, инициатива;
• дисциплина и ответственность за свой труд и поведение.
Культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе как условие педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением происходит в различных видах и формах методической работы, основываясь на «золотом» правиле нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»:
- создание воспитывающих ситуаций, ролевые игры, их обсуждение;
- решение коммуникативных задач;
- поручения, поощрения;
- чтение рассказов и сказок, их обсуждение;
- коллективные творческие работы;
- конкурсно-игровые программы и праздники.
Изучение опыта работы педагогов ДОУ позволили обобщить признаки детского коллектива, которые сводятся к следующему перечню требований:
1. Совместная устремленность к социально значимым общечеловеческим ценностям и целям деятельности.
2. Совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей.
3. Наличие гуманных отношений и ответственной зависимости от социально-одобряемого поведения.
Особенностями работы педагога по созданию условия культивирования общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе при
педагогической поддержке детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением являются следующие:
- организация совместной познавательной и творческой деятельности детей;
- включение в жизнедеятельность детского коллектива различных педагогических форм, средств и методов;
- формирование ситуаций коллективного сопереживания значимых событий;
- поощрение активности, инициативы, ответственности, доброжелательности, самостоятельности;
- повышение комфортности самочувствия детей в коллективе;
- развитие коммуникативной культуры;
- развитие взаимоуважения и толерантности друг к другу.
Таким образом, педагогу при работе с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении необходимо обеспечить в детском коллективе необходимую атмосферу, а также уметь организовать практическую деятельность, основанную на знании принципов, форм и методов и особенностей процесса педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением.
Подробно раскроем еще одно условие педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением - организацию партисипативных отношений субъектов образовательной среды ДОУ.
В современной отечественной и зарубежной литературе партисипативное управление, означающее в переводе с английского языка «участие», «разделение» характеризуется как направление, которое объединяет различные формы и методы участия членов организации в управлении ею [8]. На наш взгляд, наиболее важным условием управления дошкольной образовательной организацией является формирование такой организационной культуры, главной ценностью которой является доверие. Важно отметить, что феномен доверия рассматривается и как основа самоуправления в детском коллективе. Таким образом, доверие, надежность, уверенность, общность признаются ценностными ка-
тегориями управления любой организационной структуры, основанного на участии.
Результаты проведенного исследования показали, что социальное и культурное творчество дошкольников, их непосредственное участие в самоуправлении совместной деятельностью, взаимопомощь, ясность общих целей и ценностей, определяющих поведение каждого дошкольника, коллективная ответственность - таковы слагаемые педагогического условия организации партисипа-тивных отношений в детском коллективе (О.Ю. Афанасьева, Е.В. Грош, И.В. Касьянова, И.А. Кравченко, Е.Ю. Никитина и др.).
Трактовки ведущих современных теоретиков (В.Р. Веснина, О.С. Вихан-ского, Б.Г. Литвак и др.) содержат следующие аспекты партисипативности: активность участия в общих делах, повышение удовлетворенности, возрастание чувства ответственности за результаты деятельности. В то же время «партиси-пативность» рассматривается в качестве: организационной идеи (И.Е. Воро-жейкин, Д.К. Захаров, В.М. Свистунов и др.); управленческого феномена (А.И. Наумов, Р.А. Фатхутдинов и др.); метода мотивации и организации членов коллектива (Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, Н.М. Малиновская и др.); средства повышения качества организации (И.И. Глущенко, З.Е. Старобинский и др.). По нашему мнению термин «партисипативность» содержит альтернативу авторитарности, директивности, принуждению. Мы полагаем, что в педагогической поддержке детей дошкольного возраста с отклоняющимся поведением условие организации партисипативных отношений в детском коллективе должно обеспечить:
1) Организационную интеграцию, в рамках которой воспитатель принимает стратегию управления, тесно взаимодействуя с членами коллектива;
2) Идентификацию базовых ценностных ориентаций и инициативную реализацию стоящих перед детским коллективом задач;
3) Вариативность постановки педагогических задач и использование активных образовательных технологий:
4) Социализацию и адаптацию, обеспечивающую гибкость творческого мышления;
5) Переориентацию работы педагога на индивидуальную работу с воспитанниками с общих ценностей на индивидуализированные интересы и потребности.
При создании условия организации партисипативных отношений субъектов образовательной среды ДОУ механизм взаимодействия педагога и воспитанников должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на ту или иную проблему.
Анализ научной литературы показал, что понятие «партисипативность» соотносится с такими категориями как «участие», «соучастие», «вовлеченность». Мы солидаризируемся с мнением Е.Ю. Никитиной [8], которая рассматривает категорию «партисипативность» шире понятия «участие», которое многими учеными определяется как метод, способ организации людей при решении организационных проблем. Что касается дефиниции «соучастие», то она в основном рассматривается как совместное решение педагогом и дошкольниками педагогической задачи (Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, О.С. Виханский, Б.Л. Еремин и др.). В своем исследовании проблемы педагогической поддержки детей дошкольного возраста с отклонящимся поведением мы будем рассматривать понятие «партисипативность» как альтернативу авторитарности, дирек-тивности, принуждения. Перечислим слагаемые условия организации партиси-пативных отношений субъектов образовательной среды ДОУ при педагогической поддержке детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением: а) создание ситуации успеха при организации познавательной и творческой деятельности; б) диалогическое взаимодействие, основанное на паритетных началах; в) использование группового и личностного потенциала ребенка; г) вовлеченность и уважительность при выполнении совместной деятельности; д) совместное принятие решений.
Педагог дошкольного образования должен учитывать, что: а) каждый дошкольник - уникальная личность и подход к нему должны быть индивидуальным; б) взаимодополнительность способностей дошкольников в и общность основных ценностных ориентаций и установок обеспечивают полноценное использование их индивидуальных возможностей при достижении общих целей в познавательной и творческой деятельности; в) наличие осмысленного социально-коммуникативного саморазвития, дошкольников, основанного на субъект-ности, языковом такте и толерантности друг к другу; г) планирование совместных действий, принятие решений и достижение положительной оценки и самооценки учебных действий.
Принятие решений и повышение мотивации на выполнение принятого решения (В.П. Залмах, А.В. Карпов, Э.Е. Старобинский и др.) - центральный момент педагогического управления партисипативными отношениями при поддержке дошкольников с отклоняющимся поведением, который определяется особенностями организации самого процесса принятия решения.
Резюмируя изложенное, мы в исследовании проблемы педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением рассматриваем условие организации партисипативных отношений субъектов образовательной среды ДОУ в составе методики, построенную на восприятии дошкольника как свободной, целостной и творческой личности, способной к самостоятельному выбору способов социально одобряемого поведения и индивидуализации присваиваемых ценностей на основе соучастия и организации совместной с педагогом познавательной и творческой деятельности.
Таким образом, организация партисипативных отношений в детском коллективе, избранная в качестве условия педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением позволяет акцентировать внимание на выборе таких методов познавательной деятельности, которые способствуют самостоятельному целесообразному поведению на основе
педагогического управления, соучастия, доверия, взаимной ответственности и диалоге педагога с воспитанниками.
Теоретико-педагогический анализ условий педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением позволил сделать обобщающие выводы:
1. Применение преддевиантной диагностики и профилактики отклоняющегося поведения старших дошкольников как педагогическое условие представляет собой оперативный способ получения педагогом информации о реальном состоянии поведения и тенденциях к изменениям, отклоняющихся от нормы для своевременной комплексной профилактики и коррекции у дошкольников, включающей медико-социальную и психолого-педагогическую совокупность мер;
2. Культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений в детском коллективе является эффективным условием педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением, так как в данный период времени происходит интенсивное освоение ребенком этических правил, моральных норм и нравственных чувств личности на основе детского коллектива, выступающим, прежде всего, своеобразной средой для освоения социокультурного опыта и нравственных привычек поведения.
3. Организация партисипативных отношений субъектов образовательной среды ДОУ как педагогическое условие заключает в себе идею о необходимости системного использования соучаствующего стиля в процессе педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста с отклоняющимся поведением с целью нахождения общности взглядов на ту или иную проблему, принятия единого согласованного решения и обеспечения активности дошкольников в совместной деятельности и общении.
Библиографический список
1. Алмазов, Б.Н., Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых: Учеб. пособие / Свердлов. инж.-пед. инт. - Екатеринбург: СИПИ, 1997. - 78 с.
2. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие для студ. / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. - 240 с.
3. Зюбин, Л.М. Психологические особенности трудных учащихся. — М.: Просвещение, 1998. - 191 с.
4. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. - 3-е изд., доп. - М.: Академия, 2003. - 302 с.
5. Кочетов, А.И., Верцинская, Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1996. - 160 с.
6. Мишанова, О.Г. Основы педагогического управления общением обучающихся: Учебное пособие / О.Г. Мишанова. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011. - 163 с.
7. Натанзон, Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. - М.: Просвещение, 2001. - 96 с.
8. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.
9. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2001. - 480 с.
Bibliography
1. Almazov, B.N., Grishchenko, L.A. Psychology of deviant behaviour and objectives pedagogical rehabilitation of maladjusted: Textbook. manual / Sverdlov. ing.-PED. in-so -Ekaterinburg: SIPI, 1997. - 78 p.
2. Parenting the difficult child: children with deviant behavior: Textbook.-method. book for students. / Edited by M.I. Rozhkova. - M.: Vlados, 2001. - 240 p.
3. Zubin, L.M. Psychological characteristics of difficult students. - M.: Education, 1998. -191 p.
4. Kashchenko, V.P. Pedagogical correction. Correction of defects of character in children and adolescents. - 3rd ed., extra - M.: Academy, 2003. - 302 p.
5. Kochetov, A. I., Vertinsky, N.N. Working with difficult children. - M.: Education, 1996. - 160 p.
6. Mishanova, O.G. The basis of pedagogical management communication students: tutorial / OG Mishanova. - Chelyabinsk: Publishing house IIMC "Education", 2011. - 163 p.
7. Natanson, A.S. Difficult student and teaching staff. - M.: Education, 2001. - 96 p.
8. Nikitina, E.Y. of Pedagogical management communication education students: promising approaches / EJ Nikitin, O.Y Afanasyeva. - M.: the IASP, 2006. - 154 p.
9. Ovcharova, P.W. Reference book of a social pedagogue. - M.: Sphere, 2001. - 480 p.