УДК 76.49 ББК 671
Гордеева Дарья Сергеевна
соискатель
кафедра педагогики и психологии предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Gordeeva Darya Sergeevna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics and Psychology of Subject Methodology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста Development Trajectory of Forming the Pre-School Children’s Cautious Attitude to Nature
В данной статье обосновывается актуальность, уточняются ведущие понятия исследования, его структурные компоненты, теоретико-методическая основа, а также ведущие педагогические принципы.
The article deals with topicality of the problem; specifies the fundamental notions of the research, its structural components, theoretical-and-methodological bases and main pedagogical principles.
Ключевые слова: отношение к природе, бережное отношение к природе дошкольников, экоцентрический подход, ситуационный подход, партисипатив-ный подход, педагогический принцип.
Key words: relation to nature, pre-school children’s cautious attitude to nature, ecocentric approach, situational approach, participative approach, pedagogical principle.
В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области, особенно у молодежи.
В системе отечественного непрерывного образования дошкольное воспитание рассматривается как его начальная ступень. У детей данного возраста необходимо развивать контакты с живой природой, чтобы они осознали вещи, которые оказывают отрицательное влияние на их окружение[2]. В связи с отсут-
ствием достаточного количества методическом литературы россииские воспитатели дошкольных учреждении зачастую пытаются перенести содержание учебников, методику обучения учащихся начальной школы в детский сад. Такой подход ведет к потере интереса детей к этой области знаний и перегрузке излишней информацией. Методика становления бережного отношения к природе не может механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя ее необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о преемственности «дошкольная ступень - начальная школа».
Исследованием установлено, что экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения[5].
При организации процесса становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы[1].
На основе общепедагогического подхода и ретроспективного анализа состояния проблемы формирования отношения к природе, нами уточнено понятие «бережное отношение к природе дошкольников», которое представляет собой действенную, сознательную связь ребенка с объектами природы по ее сохранению, восстановлению и развитию в процессе активной практической деятельности на основе целостного понимания универсальной значимости природы и многообразия ее ценностей.
Педагогическая сущность данного понятия, по нашему мнению, заключается в том, что дошкольник:
• познает природу, то есть воспринимает и осмысливает ее через такие качества как красота, целостность, гармония, величие;
• посредством преподавателя и родителей расширяет свои знания об уникальности природы;
• проявляет разумное поведение в конкретной деятельности с целью преобразования природы;
• творчески взаимодействует с природой, основываясь на познавательной, эстетической и нравственной оценке объекта природы.
Теоретико-методической основой нашего исследования выступает интеграция экоцентрического (общенаучный уровень), ситуационного (конкретнонаучный уровень) и партисипативного (методико-технологический уровень) подходов, выбор которых определялся эвристическими возможностями для исследования теоретических и практических аспектов процесса становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, его осуществления.
Экоцентрический подход, являясь общенаучной основой исследования, предполагает отсутствие противопоставленности ребенка миру природы при восприятии дошкольником природных объектов как полноправных и самоценных партнеров в системе взаимодействия «человек - общество - природа».
Анализ научной литературы показывает, что процесс становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста с точки зрения эко-центрического подхода, характеризуется следующими особенностями:
1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие ребенка и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека.
2. Педагогические доминанты процесса становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, заключающиеся в развитии эмоционально-чувственного восприятия детьми природы, развитии ценностных ориентации и развитии самосознания детей в отношении к природному окружению,
представляют собой приоритетные направления педагогического взаимодействия, обеспечивающие развитие отношения детей к природе на уровне личностной значимости.
3. Бережное отношение дошкольника к природе в разных ситуациях и у разных детей может иметь эстетический, этический или познавательный оттенок. Многообразие явлений природы, окружающей дошкольников, создает для воспитателя условия для организации наблюдений.
4. Характер взаимодействия ребенка с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе равновесие.
5. Природа и все природное воспринимается ребенком как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.
6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействия между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
7. Необходимость бережного отношения к природе продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
На конкретно-научном уровне научного исследования нами был избран ситуационный подход (Г.В. Власова, У. Д. Дункан, Л.Н. Смирнова, Д.С. Синк, Ф. ФидлерТ.Б., Гребенюк, В.А. Сластенин и др.). Возник в конце 60-х гг. ХХ в. и представляет собой общую методологию, способ мышления в области решения организационных проблем. Обозначим слагаемые ситуационного подхода в рамках нашего исследования:
• центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на ребенка в данный момент;
• используя данный подход, исследователь, может качественно выявить, какие формы и методы развития бережного отношения к природе способствуют достижению экологической культуры личности ребенка;
• результаты развития бережного отношения к природе у дошкольников анализируются; выявляются наиболее значимые ситуационные факторы,
влияющие на показатели развития данного процесса в динамике; прогнозируются результаты;
• между ситуационным подходом и экологическими проблемами есть внутренняя смысловая связь. Термин «экология», происходящий от греческого «oikos», в самом широком смысле означает «местопребывание», «жилище»; в свою очередь, понятие «ситуация» в базовом значении латинского слова «situs», переводится как «расположение», «находящийся», «обитающий» и явно несет на себе экологическую нагрузку. Если учесть, что в широком, смысле экология занимается взаимоотношением, между выделенным объектом и его окружением, то ситуационный подход, говорящий о факторах, формирующих обстановку, весьма адекватен экологической проблематике.
В целом ситуационный подход помогает учителю регулировать деятельность детей в созданной ситуации, а также воспитывать навыки экологического мышления путем имитации жизненных ситуаций, в которых участвуют объекты природы и окружающие люди.
Методико-технологической основой исследования является партисипа-тивный подход, разработанный Е.Ю. Никитиной применительно к теории и методике профессионального образования. Данный подход с точки зрения нашего исследования предполагает привлечение к решению проблемы бережного отношения к природе на основе соучастия и включенности дошкольников на паритетных началах с педагогом [4].
Проведенные исследования по реализации в образовательном процессе партисипативного подхода (Е.В. Грош, И.В. Касьянова, И.А. Кравченко, Е.Ю. Никитина, О.Н. Перова, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирнова и др.), показали, что при данном подходе все вопросы должны решаться на основе открытого взаимодействия; желания и интересы обучаемых должны согласовываться с интересами учебной группы путем договоренности: коммуникации являются открытыми и насыщенными; разногласия и конфликты должны считаться жизненно необходимыми для эффективного решения существующих природопользовательских проблем; учитель должен действовать как катализатор группового
взаимодействия и сотрудничества; следует одновременно рассматривать несколько стратегических вопросов и предвидеть ситуации на перспективу; целесообразно усилить внимание к ключевым результатам процесса обучения детей дошкольного возраста и целям, содействующим их образовательной деятельности.
Базируясь на основных идеях синтеза трех подходов, при проектировании педагогической модели методики формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста, мы следовали важнейшему требованию, которое заключается в том, что основу любой методики составляют принципы, определяющие и формирующие ее цели.
Нами выявлены общепедагогические принципы становления бережного отношения к природе дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности, культуросообразности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностич-ности, интеграции, деятельности и др.) и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников.
Принцип системности. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности. Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом.
Принцип культуросообразности. Условия реализации этого принципа в процессе формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста:
- содержание дошкольного экологического образования должно включать в себя, все, что нужно ребенку для строительства и развития собственной личности;
- введение учащихся в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций;
- формирование и развитие у ребенка разнообразных способов деятельности, творческих способностей необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и других видах деятельности[3].
Принцип целостности. Этот принцип присущ именно дошкольному образованию. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую. Необходимо вначале введение ребенка в целостный мир природы и только затем - рассмотрение ее отдельных компонентов (воды, воздуха, почвы и т.п.).
Принцип прогностичности - формирование умений проектировать план и этапы решения проблемы бережного отношения к природе.
Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).
Принцип непрерывности и преемственности - постепенность в формировании бережного отношения к природе.
Процесс познания окружающего мира начинается с перевода его объектов и явлений в понятия определенной предметной области. При этом происходит овладение мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и др.
Особое внимание должно быть уделено формированию личности ребенка, которое также проходит несколько стадий: от определенных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения) к воспитанию познавательного интереса и активности и далее - к диагностике и развитию индивидуальных способностей.
Принцип эмпатии. Проведенный теоретический анализ понятия эмпатии дает нам возможность рассматривать ее относительно дошкольного возраста как способность ребенка эмоционально откликаться на состояние другого,
включающую: умение правильно распознавать эмоциональное состояния другого человека, выражать сопереживание, сочувствие, стремление к содействию
и, наконец, оказывать реальное содействие.
Принцип регионализма. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма. Для целей становлению бережного отношения к природе должны быть подобраны объекты, явления, доступные для ребенка, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
Применение синтеза экоцентрического, ситуационного и партисипативно-го подходов и выявленных педагогических принципов содействовало, по данным проведенного нами исследования, более высокому уровню становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области / Тю-масева З.И., Смирнов Ю.С., Павлова В.И., Цыганков А. А., и др. - Челябинск, 2001 - 67 с.
2. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.- М.: АРКТИ, 2004. - 320 с.
3. Никитина, Е.Ю. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе обучения со значимым взрослым/Никитина Е.Ю., Шилова О.В. -Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009.- №6 - С.119-127
4. Никитина, Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е.Ю. Никитина - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.
5. Соколова, Н.А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. ...канд. пед. наук.- Курган, 2008.- 213 с.
Bibliography
1. Makhaneva, M.D. Ecological Development of Pre-School and Junior Schoolchildren: Methodical Manual for Pre-School Institutions and Primary School Teachers. - M.: ARKTI, 2004. - 320 p.
2. Nikitina, E.Yu. Social Intelligence Development of Senior Preschool and First-Year Children in the Course of Training with Significant Adult / E.Yu. Nikitina, O.V. Shilova // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2009. - №6 - P. 119-127.
3. Nikitina, E.Yu. Theoretical-and-Methodological Approaches to the Problem of Future Teachers’ Training in Educational Differentiation Management / E.Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: ChSPU, 2000. - 101 p.
4. Sokolova, N.A. Primary Schoolchildren’ Careful Attitude Culture for Nature Forming. -Kurgan, 2008 - 213 p.
5. Tyumaseva, Z.I., Smirnov, Yu.S., Pavlova, V.I., Tsigankov, A.A. The Concept of Continuous Ecological Education in Chelyabinsk Region / Z.I. Tyumaseva, Yu.S. Smirnov, V.I. Pavlova, A.A. Tsigankov. - Chelyabinsk, 2001. - 67 p.