Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза как основа военно-педагогической стратегии'

Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза как основа военно-педагогической стратегии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MILITARY PEDAGOGY STRATEGY / AXIOLOGICAL ASPECT / BEHAVIORAL VALUES / PATRIOTIC AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковлакас Е. Ф.

Военно-патриотическое воспитание рассматривается в статье как процесс, направленный на формирование общественного сознания, проявляющегося в отношении к своему народу, его истории и культуре, к государству и системе ценностей. Речь идет о том, что основой военно-патриотического воспитания может стать аксиологический подход. Делается вывод о том, что образовательный процесс в морском вузе, основанный на формировании ценностных установок курсантов, может стать залогом успешной военно-педагогической стратегии патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковлакас Е. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military Patriotic Upbringing of Maritime Higher Educational Institution Cadets as the Basis of Military Pedagogic Strategy

This article considers axiological approach to military patriotic upbringing as the process focused on forming the cadets' awareness of social relations, historical and cultural values. Educational process based on the military pedagogy strategy of modeling maritime cadets' behavioral values results in successful patriotic upbringing.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза как основа военно-педагогической стратегии»

УДК 378.018

Е. Ф. Ковлакас

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА КАК ОСНОВА ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

Военно-патриотическое воспитание рассматривается в статье как процесс, направленный на формирование общественного сознания, проявляющегося в отношении к своему народу, его истории и культуре, к государству и системе ценностей. Речь идет о том, что основой военно-патриотического воспитания может стать аксиологический подход. Делается вывод о том, что образовательный процесс в морском вузе, основанный на формировании ценностных установок курсантов, может стать залогом успешной военно-педагогической стратегии патриотического воспитания.

This article considers axiological approach to military patriotic upbringing as the process focused on forming the cadets' awareness of social relations, historical and cultural values. Educational process based on the military pedagogy strategy of modeling maritime cadets' behavioral values results in successful patriotic upbringing.

Ключевые слова: военно-педагогическая стратегия, аксиологический аспект, ценностные установки, патриотическое воспитание.

Keywords: military pedagogy strategy, axiological aspect, behavioral values, patriotic awareness.

Патриотизм всегда занимал своеобразное и исключительное место в духовной жизни россиян. Этим объясняется целый ряд характерных особенностей российского патриотизма, которые обусловлены неповторимостью исторического развития России и русского народа, прежде всего его культуры, образа жизни, менталитета, национального самосознания.

Особенностью исторического развития патриотизма в нашем Отечестве является его прерывистый характер: за небывало высоким всеобщим подъемом, как правило, следует спад. Это объясняется постоянной борьбой с патриотизмом в России значительных сил, как внешних, так и внутренних, заинтересованных в его ослаблении. Поэтому на протяжении последних столетий, и особенно последнего десятилетия, российский патриотизм был вынужден отстаивать свое право на существование и выживание. Негативно повлияли на процесс формирования патриотизма и тоталитарные тенденции в развитии российского общества в XX в.

В конце XX столетия в результате разрушения социалистической идеологии патриотическое сознание приобрело неопределенный характер: с одной стороны, советский патриотизм уже во-

© Ковлакас Е. Ф., 2010

шел в глубокое кризисное состояние, с другой -российское патриотическое сознание пока еще полностью не сформировалось. Произошла де-патриотизация общества.

В современных условиях патриотическое воспитание строится на принципе межнационального (межгосударственного) общечеловеческого единства. В советский период особое внимание уделялось воспитанию патриотизма и интернационализма. Важное место в интернациональном воспитании молодежи занимали такие понятия, как «единство», «дружба», «равенство», «братство». Воспитание интернационализма строилось на революционной идеологии, предполагавшей единение трудящихся масс разных национальностей. Сегодня, безусловно, ощущается ограниченность этой позиции в связи с изменившимися политическими условиями в стране и мире. Поэтому на современном этапе особую роль приобретает концепция воспитания истинного, гуманистического патриотизма, уважающего патриотизм других наций, и на его основе - межнациональной (межгосударственной) и межэтнической солидарности внутри государства, что позволит предотвратить распространение не только шовинизма, национализма, но и этноцентризма [1].

И этот обновляемый патриотизм как основа возрождения новой России должен явиться одним из факторов консолидации и развития нашего общества, преодоления многих негативных сторон сегодняшней жизни.

В истории можно найти большое количество примеров межнационального сотрудничества и межэтнической солидарности. Вместе с тем история сохраняет в памяти и периоды государственного изоляционизма и межэтнической вражды, причиной которых было укрепление узконациональной идеологии. Россия всегда была и будет государственным объединением этносов, поэтому межнациональное воспитание в России всегда будет играть главенствующую роль в воспитании молодежи. Межнациональное воспитание должно строиться на принципах гуманизма и толерантности, взаимоуважения и взаимопонимания.

Межэтническое воспитание в современной России также приобретает более глубокий смысл, включающий поликультурное и национальное воспитание. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи различных культур, одна из которых (русская культура) в силу традиций и исторически сложившегося развития доминирует. В поликультурном воспитании очень важным является учет этнических особенностей. В связи с этим этническое воспитание должно быть нацелено на формирование личности в условиях этнической культуры и взаимодействие с представителями других этнических культур.

Национальное воспитание граждан России должно строиться не на традициях и культуре какого-то одного этноса, а на традициях формирующегося гражданского общества. В основу такого воспитания должен быть положен принцип формирования общенациональной, российской культуры [2].

Патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование гражданина той или иной этнической общности как части России и мирового сообщества. Межэтническое сотрудничество следует рассматривать как неразрывную составную часть патриотизма.

В связи с этим у молодых людей любой национальности необходимо воспитание:

- потребности выполнения общественных требований и норм поведения;

- гордости за свое отечество и ответственности по отношению к нему;

- сплоченности и осознания единой общности народов России;

- стремление к развитию, укреплению своей страны и защите ее интересов.

Ученые (С. И. Винников, С. А. Митрахович, В. Е. Уткин) в своих исследованиях предлагают различные модели военно-патриотического воспитания, нацеленные на решение проблем, возникающих в процессе гражданского и военно-патриотического воспитания, одним из компонентов которого является и аксиологический.

Акцентирование внимания на аксиологическом аспекте военно-патриотического воспитания в отечественной военной педагогике обусловлено, по нашему мнению, следующими факторами:

- самоценностью патриотического воспитания для формирования личности каждого человека и, конечно же, будущего моряка, призванного представлять свое Отечество в процессе международного общения;

- формированием новой системы ценностей, включающей в себя национальные, моральные и общечеловеческие критерии;

- значимостью совершенствования воспитательной работы в морском вузе;

- доминированием принципов патриотизма и интернационализма в воспитании многонационального состава курсантов.

На протяжении всего периода становления человеческого общества происходило формирование и накопление духовно-ценностного отношения, лежащего в основе военно-патриотического воспитания.

Рассмотрев исторические основы патриотического воспитания, можно сформулировать приоритеты, заложенные в понятии «патриотизм»:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа, к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- забота об интересах Родины, осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества), проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны, гордость за свое Отечество, свой народ, ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины.

По нашему мнению, доминирующим является формирование чувства любви к Родине и своему народу, т. е. длительного позитивного отношения, эмоционального сопереживания. Концептуально «патриотизм» репрезентируется следующими ценностными составляющими:

Выявление ценностных компонентов понятия «патриотизм» позволяет определить содержательные компоненты военно-патриотического воспитания: ценностно-мотивированный, когнитивный, эмоциональный, деятельностный. Согласно аксиологическому подходу военно-патриотическое воспитание включает личностные и соци-

ально значимые ценности. Духовное развитие личности напрямую связано с оценочной сферой сознания. Система ценностей и оценочное сознание могут способствовать преобразованиям в обществе, но и могут препятствовать.

Исследование ценностных предпочтений современной молодежи является залогом успешной активизации военно-патриотического воспитания, в основе которого - доминирование аксиологического компонента. В современных условиях становления общества все труднее сделать мировоззренческий выбор, основанный на общечеловеческих ценностях: гуманизме, сострадании, все-терпимости, способности к сопереживанию. Происходит переоценка ценностей, адаптация собственного видения к реалиям современного мира. Отсутствие четкой картины мира, границ норм морали и нравственности у молодого поколения требует повышенного внимания и решительных действий со стороны государства и педагогической системы в целом.

Фундаментом формирования ценностных установок может служить воспитание чувства патриотизма, в основе которого лежат все общечеловеческие ценности (концептуально представленные на рисунке). Продолжая мысль С. Л. Франка, о сущности истинного патриота, высказанную в работе «Этика нигилизма», мы можем предположить, что цель военно-патриотического воспитания заключается не в формировании чувства любви к своей Родине и своему народу, а в осознании своей принадлежности к ним как общезначимым, общечеловеческим ценностям, осознании и себя частью единого целого.

И. А. Ильин понимал сущность патриотизма в любви к Духу (отсюда духовные ценности), выстраданную, выработанную внутреннюю данность. Суждения И. А. Ильина не лишены религиозно-философской основы, что находит выражение, например, в следующем высказывании: «Нет более глубокого единения, как в одинаковом созерцании единого Бога, но истинный патриотизм приближается к такому единению» [3].

Однако следует обратить внимание на низкий уровень эффективности социальных технологий формирования патриотизма. Причины мы предлагаем классифицировать по трем группам:

- ценностного (аксиологического) характера: переходный характер развития общества связан с неустойчивой, изменяющейся системой ценностей, формирование которой нарушается политическим и религиозным плюрализмом, отсутствием защиты от экспансии СМИ и иностранных приоритетов;

- социального характера: малая заинтересованность государства в развитии патриотического сознания, трудности с продвижением нацио-

нальной идеи, незаинтересованность большинства СМИ в распространении идей патриотизма;

- историко-культурного характера: из-за длительного и упорного процветания в обществе идеи интернационализма снизился уровень внутринациональной сплоченности на фоне общего снижения качества образования и культуры российского населения.

Поэтому актуальным становится выделение основных направлений военно-патриотического воспитания, содержащих условия успешного выполнения поставленных задач по формированию ценностных установок.

1. Научно-педагогическое направление предполагает активизацию научных исследований исторических и социокультурных ценностей в военно-патриотическом воспитании. Основой возрождения военно-патриотического воспитания должна выступить русская идея. Отражающая моральные, духовные и социальные ценности русского самосознания, единые для народностей и этнических групп, входящих в состав Российского государства. Идеология Российского государственного патриотизма должна лежать в основе военно-педагогической стратегии воспитания курсантов.

2. Информационно-педагогическое направление ориентировано на утверждение патриотизма как самоценного компонента военно-патриотического воспитания на основе выполнения конституционного долга служения Отечеству как доминирующей ценности в сознании курсантов.

3. Педагогическое направление актуализирует использование всех методов с учетом особенностей образовательного процесса в морском вузе, объединяющих задачи и цели гармоничного развития личности.

4. Культурно-историческое направление связано не только с процессом обучения, но и с образовательным пространством в целом, куда входят культурно-досуговые учреждения. Такое многоуровневое взаимодействие способствует эффективному военно-патриотическому воспитанию, так как каждая из структур имеет свой информационно-ресурсный фонд, отвечающий поставленным целям.

Например, в образовательном учреждении города Новороссийска «Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова» разработана концепция воспитательной системы, в которой основной акцент сделан на социально-практический характер воспитательной работы.

В Морской государственной академии на общественных началах создан историко-патриоти-ческий центр. В него входят такие объединения и клубы, как «Шхуна ровесников», музей истории академии, литературная гостиная, клуб любителей истории, клуб мореходов.

Сохранились традиции, которые зародились с первых дней основания вуза. С 1975 г. курсанты два раза в год поднимаются на гору «Сахарная Голова», чтобы обновить флаг на месте смерти поэта Павла Когана, погибшего в 1942 г. при обороне Новороссийска. Сегодня этим занимаются члены литературно-патриотической организации «Шхуна ровесников». Совершив восхождение на высоту 1553 м над уровнем моря, они перекладывают каменный календарь с годовщиной разгрома фашистов у стен города Новороссийска, ухаживают за братскими могилами.

С 1975 г. курсанты морской академии активно участвуют во Всероссийской операции «Бескозырка», которая посвящена высадке десанта Цезаря Куникова на Малую Землю и проводится в городе с 1968 г. Именно курсантам доверяют опустить на воду бескозырку на огромном венке из живых цветов в память моряков, погибших в 1942-1943 гг. С 1998 г. курсанты организовали «Бескозырку» в пос. Южная Озерейка в память погибших десантников.

В Морской государственной академии работает поисковая группа. Её участники занимаются перезахоронением останков воинов, найденных в окрестностях города Новороссийска. Так, были обнаружены и перезахоронены в братской могиле на территории академии останки 32 воинов, родственники погибших наконец-то смогли проститься со своими близкими. Курсанты МГА являются постоянными участниками городских мероприятий: парадов, демонстраций, митингов у памятников и мемориалов. Возлагают цветы на площади Свободы, площади Героев, у Мемориального комплекса «Малая Земля». Ежегодно в дни рождения адмиралов российского флота Нахимова, Ушакова и Макарова, чьи бюсты застыли в мраморном зале академии, проводятся ритуалы памяти. Ежегодно проводятся морские походы на ялах «Наследники победы» по Азовскому и Чёрному морям, в ходе которых курсанты посещают места морских сражений адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Предложенные направления военно-педагогической стратегии, основанные на аксиологическом подходе, будут эффективны при ряде условий:

- тщательном анализе современной системы высшего образования, определении роли и места ценностного компонента в военно-патриотическом воспитании будущего защитника Отечества;

- апробации аксиологического подхода в образовательном учреждении как одного из условий военно-педагогической стратегии формирования ценностных установок курсантов;

- разработке модели военно-патриотического воспитания, содержащего в своей основе ценностно мотивированные установки.

В результате анализа образовательного процесса в морском вузе мы пришли к следующим выводам.

1. Ценностный подход к патриотическому воспитанию в системе образовательного процесса в морском вузе должен быть направлен на развитие эмоциональной, мотивационной и деятель-ностной способности и готовности служения Родине. Готовность служения Отечеству следует рассматривать как триединый процесс взаимодействия: качеств личности - социально значимых ориентиров - способности к адекватному отражению действительности.

2. Патриотическое воспитание направлено на развитие приоритетных ценностных качеств личности, приближенных к идеалу, в результате чего происходит нравственное совершенствование. Служение Отечеству и патриотизм становятся востребованными ценностями, обретают прочный мировоззренческий стержень.

3. Аксиологический аспект военно-патриотического воспитания основывается в образовательном процессе на междисциплинарном подходе, что стимулирует курсантов к усвоению гуманистических ценностей на базе знаний различных дисциплин. На основе всех знаний формируется единая картина мира, основанная на ценностных предпочтениях личности и общества.

Примечания

1. Астанин В. Возвращение патриотизма // Основы безопасности жизни. 2002. № 9.

2. Патриотизм народов России: традиции и современность: м-лы межрегион. науч.-практ. конф. М.: Триада-фарм, 2003.

3. Ильин И. А. Родина и мы. Смоленск, 1995. С. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.