5. Лисовская Е. Вектор турпотока. Регион готовится к увеличению внутреннего рынка // Конкурент (приложение к «ВСП»). 2009. 15 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://baikalarea.ru/turizm/vektorturpotoka.htm (01 авг. 20l 3)
6. О ходе реализации Закона Республики Бурятия «О туризме»: постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятии от 24 мая 2012 г. № 1562-IV // Региональное законодательство [Электронный ресурс]. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1697760 (01 дек. 2013).
7. Об утверждении концепции развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 года: Постановление Правительства Республики Бурятии от 29.07.2003 г. № 241 // Туризм и отдых в Бурятии: официальный сайт Республиканского агентства по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://baikaltravel.ru/agency-for-tourism/legislation/ (28 марта 2014).
8. Отчеты о работе агентства по туризму Иркутской области за 2009, 2010, 2011 и 2012 гг. // Иркутская область. Официальный портал. Агентство по туризму Иркутской области
[Электронный ресурс]. URL:
http://tour.irkobl.ru/sites/tour/about/report/2013.php (08 авг. 2013).
9. Ставцева C. Байкальские турфирмы объединились в пул // RATA-news. 2007. 15 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_15032007_4.stm (08 авг. 2013).
10. Туризм в Бурятии: стат. сб. Улан-Удэ: Бурятстат, 2007. 62 с.
11. Туризм в Бурятии: стат. сб. Улан-Удэ: Бурятстат, 2010. 60 с.
12. Туризм и отдых в Иркутской области: стат. сб. Иркутск: Облкомстат, 2002. 15 с.
13. Туризм и отдых в Иркутской области: стат. сб. Иркутск: Иркутскстат, 2006. 32 с.
14. The Russian Federation. The Impact of travel & tourism on jobs and the economy // World Travel & Tourism Council, 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.wttc.org (01 марта 2010).
УДК 378.018
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА В ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
л
© Е.Ф. Ковлакас1
Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 353918, Россия, г. Новороссийск, пр. Ленина, 93.
В основе военного воспитания должна быть опора на мотивацию молодого поколения и стимулирование интереса к государственным делам. Педагоги должны быть в первую очередь сами хорошо подготовлены к такой работе. Заявленный в статье аксиологический или ценностный аспект процесса военного воспитания носит временной характер: все во многом зависит от того, в каком времени мы живем и что мы берем за основу. Каждая ценность в процессе воспитания зависит от потребностей общества. Военное воспитание является конкретно -историческим социальным явлением, что предполагает формирование и учет требований общества к молодому поколению: военное воспитание выполняет социальный заказ общества. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: аксиологический подход; нравственные отношения; единство воинского коллектива; психологическая совместимость.
FORMATION OF VALUABLE AND ORIENTATIONAL UNITY UNDER MILITARY EDUCATION: AXIOLOGICAL APPROACH E.F. Kovlakas
Admiral F.F. Ushakov Maritime State University, 93 Lenin pr., Novorossiysk, 353918, Russia.
Military education should rest on motivation of young generation and stimulation of their interest to state affairs. Teachers are the ones who should be well prepared for such work. The axiological or valuable aspect of military education pronounced in the article has a temporal character. It means that everything depends on the time we live in and what we take as a basis. Each value in upbringing depends on society requirements. Military education is a specific historical and social phenomenon involving the formation and consideration of society requirements to young generation. Military education fulfills the social order of society. 8 sources.
Key words: axiological approach; moral relations; unity of military collective; psychological compatibility.
Молодые люди, поступающие в высшее учебное заведение, являются носителями индивидуальных качеств, но в процессе обучения должны быть ориентированы на коллектив. Одной из общезначимых проблем общества является проблема формирования
единства в коллективе, изучению которой посвящены многие исследования. Но некоторые теоретические и методологические аспекты формирования коллективного единства еще остаются нерешенными. На всех этапах формирования коллективного единства пред-
1Ковлакас Елена Федоровна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры профессиональной педагогики, психологии и культурологии, тел.: 89180566952, e-mail: [email protected]
Kovlakas Elena, Candidate of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Professional Pedagogics, Psychology and Cultural Studies, tel.: 89180566952, e-mail: [email protected]
почтения остаются за духовно-нравственным воспитанием. По мнению Л. Евсеевой, «невозможно недооценить непреходящее значение вечных общечеловеческих ценностей, ведь военный человек в дополнении ко всему - это не только гражданин определенного государства, но и защитник его интересов» [1].
Духовно-нравственное воспитание молодых людей любой национальности и вероисповедания включает:
- формирование потребности выполнения требований общества и соблюдения норм поведения;
- развитие чувства гордости за свое отечество и ответственности перед ним;
- укрепление сплоченности и осознания единой общности народов России.
Именно в тесной связи всех сторон ценностно-ориентированного воспитания достигается формирование устойчивого мировоззрения, проявляющегося в духе истинного коллективизма и межэтнического содружества. Происходящие в обществе процессы обуславливают необходимость комплексного подхода к формированию у граждан, прежде всего молодых людей, высоких морально-нравственных, психологических и этических принципов, среди которых важное значение приобретают гражданственность и патриотизм, ответственность за судьбу России, способность к коллективным действиям. Духовность онтологически присуща любому человеку. Только движимый благородными принципами морали, свято соблюдающий ее требования, правила и нормы поведения человек всегда сумеет остаться на высоте положения в самых сложных жизненных ситуациях [2].
Несмотря на то что современность выдвигает на первый план такие социальные ориентации, как предприимчивость, деловой подход, креативность, чувство хозяина, общечеловеческие ценности - милосердие, терпимость, порядочность, добро, красота, справедливость, честь, достоинство - не потеряли своей актуальности и важности. На духовно-нравственное воспитание личности, формирование активной жизненной позиции огромное влияние оказывает вся система воспитания и обучения. Известный русский педагог А.С. Макаренко говорил, что очень важна философия, определяющая человека и его мировоззрение, что в жизни самое главное не знания, а то, как они уложены в душе [3].
Люди в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются различными нормами и правилами. Норма, являясь образцом для поведения личности, особенно необходима в человеческом общении в современном обществе, где закрепились сложные и многообразные социальные отношения индивидов или целых коллективов. Среди существующих в обществе норм особое положение в деле формирования коллективного единства занимают социальные нормы. Социальные нормы регулируют отношения как между отдельными людьми, так и между коллективами. Они создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, входят в систему общественного сознания и обусловлены уровнем развития общества, его интересами и потребностями.
Созидательная деятельность человека, направленная на построение личных перспектив в жизни, создает основу для материальной независимости, формирует адекватное гражданское самочувствие и чувство достоинства. Это особенно важно в контексте гражданского воспитания, так как отсутствие «серьезной трудовой подготовки ведет к появлению лиц без определенной профессии и социального положения, и в силу профессиональной и личностной несостоятельности они становятся потребителями, иждивенцами семьи и государства, оказываются в оппозиции к закону» [4].
Проблема подготовки к квалифицированному труду особенно остро стоит в наше время, когда наблюдается ослабление «опекунской» роли государства и молодой специалист должен опираться только на собственные силы в обеспечении материального благополучия. Это обуславливает повышение роли ценностей, определяющих успешность человека во взрослом обществе, таких как труд, знания, умения, профессия, способности.
Задача формирования коллективного единства выдвигает на первый план необходимость участия молодого человека в совместной деятельности, способной внести весомый вклад в преумножение богатства родины. Коллективную деятельность необходимо выстраивать таким образом, чтобы в процессе ее у молодых людей воспитывалось чувство ответственности, дисциплинированности. Молодой человек, воспитанный в уважительном отношении к труду, быстрее включается в любой коллектив.
Несмотря на разные подходы в определении понятия коллективное единство, можно выделить общее. Прежде всего, любое единство предполагает взаимодействие. Во-вторых, взаимодействие нередко разворачивается в особых условиях, характеризующихся дисбалансом, первичной несогласованностью между субъектами, единения которых следует достичь. В-третьих, любое взаимодействие преследует главную цель - координацию действий между субъектами, учитывая их степень и характер, которые могут варьироваться в достаточно широких пределах. В-четвертых, конечный результат взаимодействия предполагает достижение определенных изменений во взаимодействующих субъектах.
Само понятие ценностно-ориентированное единство предполагает взаимодействие субъектов и их взаимовлияние.
Молодые люди, поступающие в высшие учебные заведения, являются представителями различных социальных слоев, культур, вероисповеданий, обладают разным мировоззрением и ведут разный образ жизни. Человек вступает в новый для него социум с уже сформированными взглядами и убеждениями и предпочитает «...самостоятельно формировать для себя цели жизни, принимать решения о путях достижения этих целей и их осуществлять» [5].
Но, как показывает практика, адаптироваться к новым общественно-деловым отношениям способен далеко не каждый молодой человек. Например, для курсантов Государственного морского университета
им. адмирала Ф.Ф. Ушакова - вчерашней гражданской молодежи, вхождение в «уставную жизнедеятельность» вуза связано с усвоением особых требований: казарменное проживание, довольно жесткий распорядок дня, строгая дисциплина, субординация, обладающие своей спецификой взаимоотношения в коллективе и др. В большей степени трудности адаптации испытывают курсанты младших курсов, особенно те из них, у кого недостаточный уровень общеобразовательной и физической подготовки. Не меньшее значение имеют социально-психологическая активность и уровень сформированности коммуникативно-адаптивных качеств. Испытываемые трудности могут повлиять на профессиональную ориентированность курсантов: снизить интерес к учебе, изменить мотивацию к обучению. Учитывая перечисленные обстоятельства, становится понятной необходимость формирования единства в коллективе, чувства взаимовыручки, оказания курсантам педагогической поддержки. Все имеющиеся возможности и средства должны быть направлены на формирование у курсантов готовности к преодолению трудностей для успешного обучения в вузе.
Дальнейшая профессиональная деятельность чаще всего выступает средством достижения определенных индивидуальных ценностей, но сам процесс овладения профессией может стать привлекательным сам по себе лишь в тех случаях, когда «ценностное содержание учебной деятельности согласуется с личными ценностными приоритетами» [6]. Поэтому достичь гармонии между общественными ценностными нормами и индивидуальными ценностными ориента-циями можно, на наш взгляд, в процессе ценностно-ориентированного воспитания.
Социальный заказ общества закреплен в нормативно-правовых актах государства, стратегиях работы различных министерств и ведомств, обращениях и резолюциях президента, конференций и собраний. В таких документах формируются те требования государства к уровню социализации гражданина, который включает ценности, основополагающие для данного периода развития страны.
Ученые выделяют три плана ценностей:
- бытийный (жизненные ценности, бытие и созидание);
- нравственный: отношение к высшим нравственным ценностям (добро, истина, свобода, вера, красота и пр.);
- моральный: отношения между людьми (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность и пр.).
Остановимся на формировании моральных ценностей внутри воинского коллектива (хочу подчеркнуть: коллектива курсантов).
Современный этап развития общества характеризуется нарушением ценностного единства воинского коллектива, а это, в свою очередь, ставит проблему психологического комфорта внутри коллектива. Изменения в общественной жизни, экономические проблемы в обществе, формирование новой системы комплектования войск, снижение престижа воинской
службы, изменение мотивации необходимости ее несения, трудности бытового характера повлияли на служебную активность и сплоченность воинских коллективов. Поиск стимулов формирования единства внутри воинского коллектива неразрывно связан в первую очередь с психологическим воздействием одной личности (или группы лиц) на другую. Целью этого воздействия является изменение индивидуальных или групповых ценностных установок. Но на пути процесса проникновения новых, часто противоречивых убеждений может стоять своеобразный фильтр - психологическая защита, отграничивающая воздействия, соответствующие желаниям и потребностям, личностным убеждениям, а также ценностным ориентациям личности или коллектива, от нежелательных [7].
Вторым фактором успешного формирования цен-ностно-ориентационного единства следует считать способность людей воспринимать друг друга внутри коллектива и устанавливать на этой основе взаимопонимание. Именно в процессе восприятия формируется представление о намерениях, способностях, ценностных установках, культуре [8].
Адекватное восприятие курсантами друг друга в коллективе может служить основой психологической совместимости, которая объективируется в бесконфликтности общения, слаженности совместных действий, быстроте реагирования на действия партнера, легкости достижения взаимопонимания.
Говоря о формировании единства коллектива курсантов, необходимо исходить из того, что становление и формирование человека как личности происходит только в социуме в результате взаимодействия людей друг с другом. Только в результате такого взаимодействия происходит формирование ценностных установок.
Воинский коллектив (коллектив курсантов) представляет собой единство людей, объединенных морально-политическими, военно-профессиональными и межличностно-бытовыми целями. Уже в силу этих обстоятельств люди, входящие в состав курсантского коллектива, не могут действовать, не учитывая интересы, потребности и психологию других.
Социолог П. Сорокин обращал внимание на то, что нельзя описывать только внешние формы поведения членов любой социальной группы, потому что тогда социальная жизнь не сможет быть предметом анализа. Социальная жизнь формируется при наличии внутренней зависимости между людьми, а внутренняя зависимость создает предпосылки для взаимодействия людей. В результате такого взаимодействия возникает социальная связь, которая представляет собой социальное действие, учитывающее и ориентирующееся на других людей, и характеризуется ожидаемыми ответными действиями партнера.
Внутри коллектива курсантов социальная связь предстает иначе:
- в форме социального контакта (связь между партнерами по общению поверхностная, не учитывающая ценностных ориентации; партнер по общению в таком случае может быть заменен на другого человека);
- в форме взаимодействия (систематические регулярные отношения партнеров, совокупность связей и взаимовлечений, способных вызвать изменения в поведении и деятельности курсантов или вполне определенную ответную реакцию).
Именно взаимодействие, в результате которого возникают социальные отношения, можно рассматривать как наиболее устойчивую систему взаимоотношений в коллективе курсантов.
Вынужденная зависимость курсантов друг от друга на протяжении процесса обучения делает проблему их межличностных отношений самой существенной. В курсантах следует воспитывать сильнейшую потребность в единении, формировать продолжительные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания за результаты собственной деятельности и деятельности других членов коллектива. Круговая порука, взаимопонимание являются социально-биологическими причинами, способствующими выживанию, эмоциональному комфорту, успешному решению задач, которые ставит перед курсантами учебное заведение и которые они определили для себя самостоятельно.
Обучение в университете или институте, приобретение профессиональных навыков и защита дипломного проекта гарантируют получение высокооплачиваемой престижной работы для многих выпускников, поэтому конкуренция как одни из видов взаимодействия не является характерной для курсантов. Тем не менее, следует культивировать следующие виды общения в коллективе курсантов:
1. Общение, основанное на ритуальном взаимодействии, сотрудничестве. Этот вид общения строится на соблюдении определенных правил, символически выражающих социальные отношения и статус самой социальной группы. Этот вид взаимодействия активно способствует достижению индивидуальных и общих целей совместной учебной и внеучебной деятельности. В этом виде деятельности формируются ценности группы, происходит изменение личностных ценностных установок, переориентация на общепринятые ценности.
2. Операционное (частичное) взаимодействие, осуществляемое во время учебных занятий, где курсант подтверждает свою компетентность, знания и получает подтверждение и одобрение со стороны окружающих. Операционное взаимодействие предполагает совместную деятельность только в случае необходимости (совместное обсуждение каких-либо вопросов на семинарских или практических занятиях).
3. Состязательное взаимодействие, предполагающее достижение четко определенных целей (спортивные игры, интеллектуальные). Но все действия курсантов должны быть соотнесены друг с другом таким образом, чтобы они не вступали в конфликт. Следует всегда поддерживать установку, что «это только игра», хотя при этом премировать курсантов, добившихся лучших результатов, поощряя других на достижение таких же или лучших показателей. Побеждает один или несколько человек, а победа принадлежит всему коллективу. Победа совершается ради коллек-
тива (игра за «честь университета», «честь группы» и т.д.), потому что курсант является органическим целым этого коллектива.
Нежелание вступать во взаимодействие или уклонение от него не является чем-то необычным или ненужным в межличностных отношениях. Наоборот, это способность не вторгаться в личное пространство другого партнера по общению, способность быть ненавязчивым, способность к самоорганизации.
4. Времяпрепровождение представляет собой взаимодействие на основе личных интересов. Далеко не всегда в группу объединены курсанты, имеющие общие интересы. Общение на основе личностных предпочтений может происходить за пределами группы и удовлетворяет потребность в приятном общении, общении по личному желанию. Воспитательный процесс не должен мешать таким взаимоотношениям. Не следует ограничивать общение только рамками коллектива, ведь социальная жизнь гораздо шире, сложнее и насыщеннее.
5. Совместная деятельность, взаимодействие курсантов протекают в условиях, регламентируемых общественными нормами - образцами поведения, этикетом, требованиями трудовой и учебной деятельности. Курсант соотносит формы своего поведения с эталонами, в основе которых лежат ценностные ориентации, отбирает нужные и вступает в процесс взаимодействия. Задача воспитательного процесса - помочь осуществить правильный с точки зрения морали выбор. Если совместная деятельность курсантов основывается на взглядах, включающих в себя необходимость знания, согласие с этими знаниями, понимание сущности совместной деятельности, то можно говорить о высшем уровне проявления единства коллектива курсантов.
Все виды межличностного общения опираются на восприятие людьми друг друга, то есть объективируется перцептивная сторона общения. Человек вступает в социум как личность и должен восприниматься как личность. Человек воспринимает себя через других, используя определенные перцептивные механизмы, к которым, как известно, относятся: способность к познанию и пониманию людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция); познание самого себя в процессе общения (рефлексия); прагматическое общение прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Для повышения эффективности совместной деятельности, формирования единства коллектива курсантов следует опираться на уровневую систему. Наблюдая за поведением курсантов, изучая их сплоченность как в научных целях, так и для решения прикладных воспитательных задач, автором предлагается поэтапное формирование курсантского единства.
I этап - формирование психологической совместимости, которая приводит к снижению межличностных конфликтов во внеучебное время и к чувству эмоциональной взаимной удовлетворенности. Этому способствуют, на наш взгляд, занятия спортом (командные игры), участие в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в учебных заведениях, органи-
зация совместного отдыха. Курсанты бюджетных отделений первые два курса живут в казармах на территории университета, что должно использоваться командирами для усиленной внеучебной работы.
II этап - формирование взаимопонимания, способствующего точности и своевременности совместной деятельности, повышению ее эффективности. Очень развитый в морском техническом университете институт наставничества (командиры) должен использовать выполнение функциональных совместных обязанностей: совместное несение нарядов, дежурств, выполнение хозяйственных работ, строевые подготовки, участие в субботниках.
III этап - формирование доверия. Степень единства коллектива характеризуется степенью доверия входящих в него личностей. На этом уровне формируется общность мировоззрения, которое проявляется в
общности ценностных ориентаций, желании во взаимном сотрудничестве на основе моральных, этических, религиозных и политических предпочтений. Для достижения этих целей особое внимание следует уделять собраниям, внеучебным лекциям, патриотическим благотворительным мероприятиям.
Таким образом, в основе морально-политического единства коллектива курсантов должны лежать общность мировоззрений, побуждений каждой отдельной личности и нежелание усугублять антагонистические противоречия (если таковые есть). Ценностно-ориентационное единство очень важно и требует усиленного внимания и чуткости со стороны не только командиров, но и заместителей по воспитательной работе, всего профессорско-преподавательского состава и самих курсантов.
Статья поступила 28.03.14 г.
Библиографический список
1. Евсеева Л.В., Ковлакас Е.Ф. Патриотическая мотивация как аксиологический аспект военного образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 3. С. 8689.
2. Бондарева Г.Н. Идеи патриотизма в трудах русских историков С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. Краснодар, 2000.
3. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.
4. Макаренко А.С. О воспитании молодежи. Игра: сб. избранных педагогических произведений / под общ. ред. Г.С. Макаренко. М.: Всесоюзное уч.-пед. изд-во «Трудрезевриз-дат», 1951. 274 с.
5. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
6. Бодалёв А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. В кн. Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2001. С. 336-344.
7. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра психолог. наук. Ярославль, 1999. 38 с.
8. Карандашёв В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
УДК 008
ПОГОСТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ СТАРООБРЯДЦЕВ ЗАБАЙКАЛЬЯ
Л
© И.А. Ковригина1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск ул. Лермонтова, 83.
Предпринимается анализ старообрядческого погоста как культурного феномена, выявляется его структурная и содержательная специфика. Рассматривается мера и характер его эволюции в период советской модернизации российского и сибирского общества. Делается вывод: несмотря на то что сообщества забайкальских старообрядцев были более закрытыми, чем сообщества других групп населения, в 60-70-е гг. XX в. они стали испытывать возрастающее влияние советской культуры. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: старообрядцы; семейские; Забайкалье; погост; культура.
GRAVEYARD AS A CULTURAL PHENOMENON OF TRANSBAIKALIAN OLD BELIEVERS I.A. Kovrigina
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article analyzes the Old Believers' graveyard as a cultural phenomenon, reveals its structural and intensional specifics. Having considered the extent and character of its evolution during the Soviet modernization of the Russian and Siberian society the author comes to the conclusion that despite the fact that the communities of Transbaikalian Old Believers were more closed than the other groups of population, in the 1960-1970s they were subjected to the growing influence of the Soviet culture. 6 sources.
1Ковригина Инесса Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 405417, 89149147989, e-mail: [email protected]
Kovrigina Inessa, Candidate of History, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, tel.: (3952) 405417, 89149147989, e-mail: [email protected]