Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 231-236.
удк 355.23.23 ю. А. самедова, с. ю. григороВ, В. н. забавников
Интериоризация духовных ценностей курсантов в условиях военного вуза: психолого-педагогический аспект
В данной статье рассматривается вопрос, связанный с поиском путей повышения эффективности процесса развития системы духовных ценностей курсантов военных вузов. Выявлено, что данная система содержит следующие подсистемы: духовные ценности общегражданского характера, духовные ценности военно-профессиональной деятельности, духовные ценности личностного характера. Совокупность представленных подсистем духовных ценностей представляет собой основу не только духовной жизни, но профессиональной деятельности будущих офицеров. Проблема исследования состоит в преодолении противоречия между осознанием духовных ценностей, как смыслообразующей основы жизни общества и переходом данных ценностей на внутренний сознательный план курсантов, что обеспечивает их результативное освоение военно-профессиональной деятельности. Отмечено, что процесс интериоризации предполагает не только получение и хранение информации, но и преобразование внутренних смыслов будущих офицеров с последующей их реализацией в мотивационной и поведенческой сфере. Авторами выделены психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность процесса интериоризации духовных ценностей в сознание курсантов: использование духовного потенциала воспитательной среды военного вуза, обеспечение единства индивидуального и коллективного подходов к профессиональному обучению и воспитанию курсантов с учётом влияния воинского коллектива на качество профессионального и духовного становления будущего офицера, высокий уровень духовного развития офицерского состава.
Ключевые слова: духовность, ценности, ценностные ориентации, духовные ценности, оценочная деятельность, субъективные ценности, условие, воспитательная среда, психолого-педагогические условия, потенциал воспитательной среды
Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 13 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 231-236.
Ya. A. samedova, s. Ya. Gmgorov, V. N. ZABAVNiK0V
Interiorization of cultural wealth of cadets in the conditions of military higher education institution: psychology and pedagogical aspect
In this article the question connected with search of ways of increase in efficiency of development of system of cultural wealth of cadets of military higher education institutions is considered. It is revealed that this system contains the following subsystems: cultural wealth of all-civil character, spiritual values of military professional activity, cultural wealth of personal character. The set of the presented subsystems of cultural wealth represents a basis not only spiritual life, but professional activity of future officers. The problem of a research consists in overcoming a contradiction between awareness of cultural wealth as smysloob-razuyushchy basis of life of society and transition of these values to the internal conscious plan of cadets that provides their productive development of military professional activity. It is noted that process of an in-teriorization assumes not only receiving and storage of information, but also transformation of internal meanings of future officers with the subsequent their realization in the motivational and behavioural sphere. The author allocated the psychology and pedagogical conditions providing success of process of an interiorization of cultural wealth in consciousness of cadets: use of spiritual potential of the educational circle of the military of higher education institution; ensuring unity of individual and collective approaches to vocational education and education of cadets taking into account influence of military collective on quality of professional and spiritual formation of future officer; high level of spiritual development of officers.
Keywords: spirituality, values, valuable orientations, cultural wealth, estimated activity, subjective values, condition, educational environment, psychology and pedagogical conditions, potential of the educational environment
современном российском обществе проблема развития духовного потенциала личности приобретает особое значение. Именно он в постоянно меняющихся политических и экономических условиях даёт возможность устойчивого и стабильного развития молодого поколения на основе способностей и потребностей в сознательном и ответственном поведении, направленном на активное преобразование социальной среды.
Актуальность данного вопроса связана еще и с тем, что духовный аспект составляет одну из важнейших сторон многих профессий, чьи направленность и целевое назначение носят исключительно гуманистический характер. Среди таких профессий особо следует выделить профессию военнослужащего, в деятельности которого многое зависит от нравственности выбираемых средств, так как для сохранения жизни людей, выполнения приказов необходимы не только профессиональная компетентность, но и духовные качества. Именно поэтому проблема исследования духовного аспекта личности будущего офицера рассматривается как важное звено в формировании военного профессионала.
Понятие «духовность» используется в современных научных исследованиях в различных контекстах. В педагогическом энциклопедическом словаре духовность рассматривается как понятие, образованное от слова «дух» и отражающее стремление человека к высшему идеалу посредством приобщения к высшим ценностям [5, с. 176].
В современном словаре по педагогике под редакцией Е.С. Рапацевич духовность представлена двумя фундаментальными потребностями: потребностью познания и потребностью посвятить свою жизнь на благо другим [7, с. 212].
И.А. Соловцова рассматривает понятие «духовность» в социальном и индивидуальном плане. Если в первом случае духовность представляет собой часть менталитета народа и выражается в понятиях «дух народа», «национальный характер», то во втором случае духовность являет собой способ существования человека, его стремление к саморазвитию [9].
И.В. Силуянова акцентирует нравственный аспект духовности, который позволяет благодаря соотнесению воли и разума человека подняться ему на более высокую ступень саморазвития [8].
Таким образом, несмотря на вариативное множество определений, понятие «духовность» связано с основополагающими компонентами человеческой жизни: постоянным совершенствованием, движением к идеалам и их реализации в отношениях с другими людьми в процессе жизнедеятельности.
Для актуализации духовности человека требуются определенные условия, которые могут либо сложиться спонтанно, либо создаются це-
ленаправленно в процессе специально организованной педагогической деятельности. При этом направленность этой деятельности определяют духовные ценности.
Под ценностью в педагогике понимается жизненно важный для человека или группы людей объект. В качестве ценности могут выступать не только материальные блага, стабильно необходимые для жизнедеятельности, но и духовные идеи, смыслы, которые формируются в сознании человека в процессе освоения культуры [5, с. 416].
Осознание ценности объектов или явлений окружающей действительности осуществляется посредством оценочной деятельности субъекта. Это вид психической деятельности, который предполагает восприятие и освоение содержания предмета или явления окружающей действительности, а также оценку их свойств с точки зрения необходимости, полезности и т.д.
Особенность заключается в том, что в результате оценочной деятельности одни и те же объекты и явления для всех людей имеют абсолютно разную ценность. То есть, у каждого человека существует своя оценка на основе субъективных ценностей.
Осознание субъективной ценности происходит при наличии определённого ориентира, благодаря которому формируются те или иные предпочтения личности. Такое избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности определяет его ценностные ориентации, которые выражаются в его сознании и поведении [3].
На формирование ценностных ориентаций личности оказывает влияние определённая совокупность нравственных норм, принципов, идеалов, которая сложилась на протяжении развития общества, имеет приоритетное значение в жизни всех людей и получившая название «общечеловеческие ценности». В число таких ценностей входят добро, свобода, патриотизм, человеческая жизнь, всё то, что объединяет разные народы, религии, культуры [3].
В XX веке в исследованиях ряда ученых, в числе которых Д.С. Лихачёв, Н.О. Лосский, ценности рассматривались как основа духовной жизни человека. Появилось понятие «духовные ценности», специфика которых анализировалась в работах Л.М. Архангельского, О.В. Вовченко, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова.
Духовные ценности обозначают нематериальную сферу, включающую систему ценностей общества, оказывающую воздействие на совершенствование направленности личности, формирование её мировоззрения, индивидуального взгляда на окружающую действительность [6]. Благодаря этим ценностям человек способен выйти за пределы своего собственного внутреннего «Я», преодолеть ограниченный круг материальных потребностей.
Необходимо отметить, что система духовных ценностей будущих офицеров, содержит несколько подсистем.
1. Духовные ценности общегражданского характера. В их число входят патриотизм, гуманизм, трудолюбие, свобода совести и другие. Они помогают регулировать курсантам их отношения с другими людьми с точки зрения выбора поступков, понятий, в которых находит своё отражение их понимание о достоинстве, человечности, справедливости. Именно с помощью ценностей данной подсистемы курсанты способны осознавать себя частью общества.
2. Духовные ценности, связанные с военно-профессиональной деятельностью - воинский долг, воинская честь, воинская дисциплина, боевые традиции и т.д.
3. Духовные ценности личностного характера. Они формируют мировоззренческие основы человека, его представление о мире, своём месте в нём, жизненные приоритеты, нравственные ориентиры. Главные понятия, относящиеся к данной категории и подвергающиеся постоянному осмыслению - жизнь и смерть, добро и зло, прошлое и будущее.
Все эти три подсистемы духовных ценностей создают своеобразное единство, основу для формирования потребностей, интересов, убеждений, выбора целей, способов и условий деятельности курсантов. Они помогают ответить будущим офицерам на вопрос, ради чего они осваивают военно-профессиональную деятельность.
В. Франкл выделял три уровня существования человека: биологическое, психологическое и духовное. Именно на последнем уровне сосредоточены ценности и смыслы, которые обуславливают поведение [11]. Таким образом, можно сделать вывод, что духовные ценности представляют собой не только системообразующую основу духовной жизни, но и деятельности, а в данном случае - военно-профессиональной деятельности будущих офицеров.
Однако результативное участие курсантов как субъектов в освоении военно-профессиональной деятельности возможно в том случае, если транслируемые духовные ценности перейдут во внутренний план. Только в случае интериориза-ции курсантами всех подструктур духовных ценностей освоение военной профессии становится устойчивым, общезначимым и продуктивным.
В прямом смысле слова интериоризация обозначает «уходить во внутрь». В отечественной психологии Л.С. Выготский рассматривал инте-риоризацию в качестве преобразования внешних действий на внутренний осознанный план человека [1].
В нашем исследовании под интериоризацией мы понимаем перенос общественных представлений в сознание индивида [12]. Данный процесс не сводится лишь к получению информации
«извне» с целью хранения «внутри» определённой знаковой информации. Интериоризация предполагает преобразование внутренних смыслов курсантов с последующей их реализацией в мотивационно-поведенческой сфере.
Развитие психики человека происходит под влиянием внешних социальных факторов. Одним из основных условий являются коллективные формы деятельности, которые путём инте-риоризации переходят в человеческое сознание. Но переход на внутренний план духовных ценностей, транслируемых в процессе коллективной деятельности, формирование на этой основе личностных ценностей курсантов возможно только при сочетании сознательной и эмоциональной стороны восприятия.
И.А. Соловцова отмечает, что только благодаря осознанию смысла общечеловеческих ценностей для человека происходит воздействие данных ценностей на субъективные ценности. Само понятие смысла относят к сфере индивидуального сознания, которое всегда эмоционально вследствие принадлежности живому субъекту. Таким образом, сознание состоит не только из конкретного знания, но и эмоционального отношения [10].
Участие чувств определяет реальность принятия значения ценности самой личностью, а не только её понимание в общем. В свою очередь это позволяет курсантам избирательно относиться к явлениям, событиям, давать им адекватную оценку, устанавливая их субъективную и объективную ценность.
Теоретический анализ данной проблемы позволил выделить структурные компоненты процесса интериоризации духовных ценностей курсантов военных вузов:
• когнитивный компонент, предполагающий усвоение курсантами знаний о духовных ценностях и формирование на этой основе представлений, адекватной оценки субъектом жизненных ситуаций, осмысленности собственного поведения;
• эмоционально-чувственный компонент, включающий положительные эмоции, глубокие переживания удовлетворённости при восприятии и осознании духовных ценностей;
• мотивационно-поведенческий компонент, предполагающий выбор курсантами духовно-нравственных мотивов поведения и деятельности, выработку нравственной позиции.
Выделение данных компонентов позволяет сделать вывод, что в результате длительного восприятия курсантами отдельных ситуаций или событий, транслирующих духовные ценности, складывается определённый способ жизнедеятельности. Духовные ценности оказывают влияние на восприятие курсантов, их способ существования, способность принимать ответственность за свои действия, качество выполнения профессиональной деятельности.
Для успешной интериоризации духовных ценностей в сознание курсантов военных вузов необходимы условия, позволяющие развить ценностно-смысловую сферу личности. «Условие - это то, что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса» [4]. Под условиями мы понимаем целенаправленно создаваемые обстоятельства, необходимые для успешного процесса интериоризации духовных ценностей курсантов в процессе обучения в военном вузе.
Теоретическое исследование проблемы и практический анализ процесса обучения и воспитания курсантов в военном вузе позволили нам выделить следующие психолого-педагогические условия:
• использование духовного потенциала воспитательной среды военного вуза;
• обеспечение единства индивидуального и коллективного подходов к профессиональному обучению и воспитанию курсантов с учётом влияния воинского коллектива на качество профессионального и духовного становления будущего офицера;
• высокий уровень духовного развития офицерского состава.
Воспитательная среда военного вуза - это среда обитания курсантов, благоприятная для развития духовной сферы личности [13]. В ней можно выделить ряд потенциалов, которые могут содействовать успешной интериоризации духовных ценностей в сознание курсантов.
Образовательный потенциал воспитательной среды военного вуза заключается в содержательной части дисциплин. Он стимулирует интеллектуально-познавательную деятельность курсантов, осуществляемую в формах учебных занятий, занятий в военно-научном обществе, конференций.
В результате данной деятельности у курсантов происходит расширение познания и ценностного отношения к явлениям окружающей действительности, формируются научные, этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений. Богатый человеческий опыт, лежащий в основе гуманитарного блока дисциплин, позволяет сориентировать курсантов на восприятие общечеловеческих ценностей, выработать у них определённое отношение, сопровождаемое положительными чувствами.
Событийный потенциал воспитательной среды военного вуза имеет большое значение в процессе интериоризации духовных ценностей. Он включает в себя многообразные по форме и содержанию мероприятия воспитательной направленности.
Военная присяга - первое значимое событие, которое является символом, воинским ритуалом признания личностью своей сопричастности к системе ценностей воинской профессии. Проживание данного события позволяет преодолеть противоречие между погружённостью личности
в событийное пространство военного вуза, характеризуемое изменением условий быта, системы отношений и непричастностью на уровне признания данного пространства как своей части.
В событийный ряд воспитательного пространства военного вуза включены воинские праздники, Дни памяти и воинской славы, Дни мужества, ежегодные парады, посвященные Дню Победы и другие. Значимость данных событий обуславливает становление профессиональной направленности личности курсанта. Эмоционально-окрашенные воспоминания о прошедших событиях помогают регулировать повседневный поведенческий выбор ценностными ориентациями, сформированными на основе ценностей воинства в её историческом и современных контекстах.
Потенциал позиционной динамики курсантов позволяет формировать у них опыт полиролевого поведения, отношений ответственной зависимости. Динамика позиции курсанта связана с процессом его идентификации с ролью офицера Вооружённых Сил Российской Федерации. Оставаясь в доминирующей роли подчиненного в процессе обучения в военном вузе, курсанты готовятся к роли командира, несущего ответственность не только за выполнение приказов, но и за своих подчиненных. Осуществлению данной ролевой динамики способствуют стажировки курсантов выпускных курсов в воинских частях, а также в качестве командиров учебных подразделений первого-второго годов обучения. Практика руководящей деятельности, где курсанты-старшекурсники приобретают опыт патерналистских отношений, позволяет раскрыть такие составляющие духовности, как ответственность, взаимопомощь [2].
Таким образом, выделенные нами потенциалы воспитательной среды военного вуза способствуют осуществлению интериоризации духовных ценностей курсантов.
Учёт влияния воинского коллектива на качество профессионального и духовного становления каждого курсанта является важным условием. Коллектив функционирует на основе совместной деятельности и личностных взаимоотношений его членов. Причем, позитивная направленность данных взаимоотношений во многом определяется возможностью достижения успеха в процессе совместной деятельности, в результате чего складывается общность интересов и потребностей.
Движение к перспективе предполагает переключение внимания курсантов от личных к объединяющим личные и общественные интересы. Возможности личностного развития и развития товарищей в результате достижения общей цели определяют положительное эмоциональное восприятие совместной деятельности, в которой курсанты открывают для себя новые смыслы. Для одних членов коллектива другие выступают в роли ориентира, что способствует усвоению
всеми членами коллектива общих ценностей, которые становятся для каждого курсанта личност-но значимыми.
Процесс развития духовной сферы личности носит взаимообогащающий характер, поэтому в успешности процесса интериоризации духовных ценностей в сознание курсантов важная роль отводится офицерскому составу. В результате взаимодействия офицера и курсанта происходит взаимное влияние субъектов, обмен знаниями, опытом. Инструментом интериоризации духовных ценностей в процессе взаимовлияния является слово, а средством перехода от ситуации к ситуации - речевое действие.
Именно слово выделяет и фиксирует в сознании важнейшие свойства вещей. Правильное употребление слов в педагогическом контексте способствует усвоению курсантами значимых свойств вещей и явлений. Перенимание опыта предыдущих поколений с помощью слов является одним из механизмов интериоризации духов-
ных ценностей. Поэтому от того, насколько высок духовный уровень офицерского состава, зависит эффективность воспитательного процесса.
Данное условие предполагает наличие у офицера сложившейся и устойчивой системы духовных ценностей, которые служат ориентиром при выборе воспитательных средств, эмоциональную включённость в бытийную проблематику курсантов, компетентность, ответственность при взаимодействии с курсантами в рамках воспитательных границ, примерность, готовность к самосовершенствованию.
Таким образом, реализация выделенных нами психолого-педагогических условий инте-риоризации духовных ценностей курсантов военных вузов позволит добиться ряда позитивных изменений, направленных на гармоничное развитие духовной сферы будущих офицеров, их стремление к самореализации и самосовершенствование на основе общечеловеческих и духовных ценностей.
литература
1. Ахутина Т.В. Л.С. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации //Вестник Московского университета. 2004. №3. С. 41-56.
2. Богомолов Г.С. Педагогические условия подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе: автореф. дис. ... к-та пед. наук. Кострома, 2006. 47 с.
3. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2006. 368 с.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986. 789 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. 527 с.
6. Петрий П.В. Духовные ценности российского общества и армия (социально-философский анализ): автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2002. 47 с.
7. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
8. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки. 2000. № 12. С. 14-16.
9. Соловцова И.А. Духовное воспитание в контексте полипарадигмальной педагогической реальности //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Волгоград: Перемена, 2004. С. 149-163.
10. Соловцова И.А. Духовное воспитание: проблемы, перспективы, технологии: учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. 160 с.
11. Тетерин В.Н. Ценности и смыслы Виктора Франкла //Вопросы философии. М., «Наука», 2007. №11. С. 46-56.
12. Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы: учебно-методическое пособие. Воронеж: ВАИУ, 2010. 80 с.
13. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Кемерово, 2002. 246 с.
references
1. Akhutina T.V. L.S. Vygotsky: cultural and historical and natural-science approaches to an interiorization. Bulletin of the Moscow university. 2004, no. 3, pp. 41-56 (in Russian).
2. Bogomolov G.S. Pedagogical conditions of training of future officers for military and social work. Diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of training of future officers for work in the military and social sphere. Kand. ped. sci. diss.] Kostroma, 2006. 47 p.
3. Mardakhayev L.V. The dictionary on social pedagogics: studies a grant for students of higher educational institutions. Moscow, 2006. 368 p.
4. Ojegov S.I. Dictionary of Russian. Moscow, 1986. 789 p.
5. Pedagogical encyclopedic dictionary. Moscow.: Big Russian encyclopedia, 2009. 527 p.
6. Petry P.V. Cultural wealth of the Russian society and army (with-tsialno-philosophical analysis). Diss. dokt. phil. nauk [Social and philosophical analysis of cultural wealth of the Russian society and army. Dr. phil. sci.] Moscow, 2002. 47 p.
7. Rapatsevich E.S. The modern dictionary on pedagogics. Minsk.: «A modern word», 2001. 928 p.
8. Siluyanova I.V. Spirituality as way of activity of the person. Philosophical sciences. 2000, no. 12, pp. 14-16 (in Russian).
9. Solovtsova I.A. Spiritual education in a context poliparadigmal pedagogical reality. Teoretical and metodological problems of modern education. Volgograd: Change, 2004, pp 149-163 (in Russian).
10. Solovtsova I.A. Spiritual education: problems, prospects, technologies: an educational and methodical grant for teachers and students. Volgograd: VGIPK RO publishing house, 2004. 160 p.
11. Teterin V.N. Values and Victor Frankl's meanings. Philosophy questions. Moscow, «Science», 2007, no. 11, pp. 46-56.
¡12. Ustinov I.Yu. Definitions of the main terms of didactics of the highest military school: educational and methodical grant. Voronezh: VAIU, 2010. 80 p.
13. Shmyreva N.A., Gubanova M.I., Kretsan Z.V. Pedagogical systems: scientific bases, management, prospects of development. Kemerovo, 2002. 246 p.
Информация об авторах Самедова Юлия Александровна
(Россия, Воронеж) Старший преподаватель кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации). ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) E-mail: [email protected]
Григоров Сергей Юрьевич
(Россия, Воронеж) Заместитель начальника 34 ОНИ 3 УНИ НИЦ (проблемы применения, обеспечения и управления авиации ВВС). ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) E-mail: [email protected]
Забавников Владимир Николаевич
(Россия, Воронеж) Преподаватель 121 кафедры организации связи и
технической эксплуатации средств связи. ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г.Воронеж) E-mail: [email protected]
Information about the authors
Samedova Yulia Aleksandrovna
(Russia, Voronezh) Senior teacher of depart-ment of moral and psychological providing (fighting actions of aircraft). Military educational scientific center of the Air Force «Military and air academy of a name of professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Voronezh) E-mail: [email protected]
Grigorov Sergey Yuryevich
(Russia, Voronezh) The deputy chief 34 Research Centers (a problem of application, providing and management of aircraft of the Air Force). Military educational scientific center of the Air Force «Military and air academy of a name of professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Voronezh) E-mail: [email protected]
Zabavnikov Vladimir Nikolaevich
(Russia, Voronezh) Teacher of 121 departments of the organization of communication and technical operation of means of communication. Military educational scientific center of the Air Force «Military and air academy of a name of professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin» (Voronezh) E-mail: [email protected]