УДК 376
Каштанов Виталий Леонидович
соискатель кафедры социальной педагогики и социальной работы
Омского государственного педагогического университета,
подполковник кафедры технического обеспечения и тактики филиала Военной академии материально-технического обеспечения в г. Омске [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Kashtanov Vitaliy Leonidovich PhD applicant,
Social Pedagogy and Social Work Department, Omsk State Teachers’ Training University Lieutenant-colonel, Equipment Support and Tactics Department, Omsk branch of the Military Academy of Logistics [email protected]
EDUCATIONAL CONDITIONS OF SOCIAL UPBRINGING OF STUDENTS IN A MILITARY HIGHER SCHOOL
Аннотация:
В статье рассмотрены возможные педагогические условия социального воспитания курсантов в высшем военном образовательном учреждении в контексте современных тенденций воспитания. Определены приоритеты в формировании содержательной стороны рассматриваемых педагогических условий социального воспитания.
Ключевые слова:
социальное воспитание, педагогические условия, учебно-воспитательный процесс, военный вуз, коллектив, воспитательный потенциал, социальная среда, алгоритм.
Summary:
The article considers appropriate educational conditions of students’ social upbringing in a military school with due regard to the contemporary trends of education. The author defines priorities of the content aspect of the mentioned educational environment enabling the social education.
Keywords:
social upbringing, educational conditions, education, military higher school, team, educational potential, social environment, algorithm.
Социальное воспитание курсантов военного вуза - это деятельность командного, профессорско-преподавательского состава и социума по воспроизводству офицера и сержанта, готового к несению военной службы и жизни в условиях конкретного общества с учетом социальновоспитательных потребностей личности, общества и армии в структуре государства. Для его успешного осуществления в учебно-воспитательном процессе военного вуза и реализации всего его воспитательного потенциала, превращения курсантов в субъектов социального воспитания, необходимы некоторые педагогические условия.
Исходя из анализа практики социального воспитания курсантов полагаем, что к ним относятся:
- условия формирования коллектива курсантов, воспитательный потенциал взвода;
- структура педагогической работы по реализации социального воспитания, согласованная с этапами развития коллектива курсантов;
- алгоритм работы профессорско-преподавательского коллектива по использованию воспитательного потенциала коллектива курсантов в их социальном воспитании;
- система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в военном вузе.
Рассмотрим предложенные условия более подробно.
1. Формирование коллектива курсантов включает изучение социальной ситуации развития поступивших в ВВУЗ курсантов, формирование первичного воинского коллектива, формирование системы духовных ценностей.
Исследование социальной ситуации развития имеет огромную практическую ценность в психо-лого-педагогической работе. Социальный мир юноши, выходит далеко за пределы семьи и образовательного учреждения, становится объектом их воображения, планирования и оценки. Вследствие этого социальная ситуация развития индивидуализируется, определяя дальнейшие пути развития личности. По мнению исследователей на основе адекватной диагностики индивидуальной ситуации развития можно более эффективно, решать проблему профилактики труднообучаемости, трудновоспитуемости и различных социальных девиаций; индивидуализации воспитания, контролировать процесс социального развития (Г.В. Бурменская, Л.Ф. Обухова, А.Н. Поддъяков, М.Ю. Кондратов) [1, с. 380].
Формирование первичного воинского коллектива связано с основными этапами развития коллектива, исследованными И.В. Капустиным. К ним мы отнесем - подготовительный и начальный периоды, и четыре этапа формирования первичных коллективов.
Подготовительный период. Задачами в этот период являются: обеспечение необходимой информацией о содержании профессии офицера и ее социальной значимости, проведении общественных мероприятий патриотической направленности. Временной интервал ограничивается моментом прибытия абитуриентов в учебное заведение на установочный сбор.
Начальный период. Задачами в этот период являются: психолого-педагогические мероприятия, направленные на определение степени пригодности к обучению, мотивации поступления; организация работы администрации сборов абитуриентов и проведение специальной психологопедагогической работы с руководителями первичных коллективов.
Временной интервал - от момента окончания приема личных дел абитуриентов до заседания мандатной комиссии.
Первый этап. Временной интервал - от момента зачисления до принятия Военной присяги. Задачами являются: организация работы по комплектованию подразделений (офицерами, сержантами и курсантами), организация психолого-педагогической работы по адаптации личного состава, организация выполнения программы общевойсковой подготовки, организация работы пунктов психологической помощи, организация педагогической работы с командирами подразделений, корректировка состава первичных коллективов, определение соответствия сержантского состава должностному предназначению.
Второй этап. Задачами второго этапа являются: корректировка официальной структуры первичных коллективов; организация воспитательной и военно-педагогической работы с сержантским составом и курсантами; обеспечение выполнения программы адаптации; прогностический анализ межличностных отношений в первичных коллективах.
Третий этап. Обеспечение положительной направленности воспитательного влияния коллектива на социальное воспитание курсанта.
Задачи этапа: обеспечение привития социально-значимых и профессионально-важных качеств; организация эффективного учебно-воспитательного процесса; продолжение работы по оптимизации межличностных отношений; обеспечение эффективности соревновательного процесса в учебнобоевой деятельности; диагностика и прогностическая оценка развития первичных коллективов и их воспитательных потенциалов; корректировка состава младших командиров.
Четвертый этап. Задачи этапа: обеспечение положительного развития первичных коллективов курсантов и их воспитательных потенциалов; корректировка учебно-воспитательной и психологопедагогической работы по результатам анализов отзывов из войск; определение уровней развития первичных коллективов курсантов и их воспитательных потенциалов; определение динамики и степени привития социально-значимых и профессионально-важных качеств курсантам; анализ динамики и причин отчисляемости курсантов за период обучения [2, с. 101-120].
Каждый этап предполагает наличие собственных целей социального воспитания. При определении целей социального воспитания мы опираемся на исследования, проведенные З.А. Аксютиной [3; 4; 5], которые позволяют аккумулировать исторически сложившиеся цели с целями социального воспитания на современном этапе развития общества. Вместе с тем она предостерегает нас, указывая на то, что «цели социального воспитания обогащаются за счет динамично развивающихся социальных процессов и явлений, связанных с расслоением населения по принципы наличия финансовых ресурсов. Данный подход неизбежно может привести к трансформации всей социальной системы общественной жизни» [6].
Формирование системы духовных ценностей. Духовные ценности в военнопрофессиональном сознании офицерского корпуса характеризуют как совокупность взаимодействующих интересов, идеалов, принципов, норм, чувств и убеждений офицерского корпуса, обусловливающих их мотивацию и оказывающих регулятивное воздействие на социальную активность личности офицера как защитника Отечества.
Духовные ценности обусловливают поступки, действия, смысл и образ жизни людей, выполняя интегрирующую связь между ценностно-познавательной (ценностная оценка), ценностномотивационной (ценностная установка) и ценностно-поведенческой (ценностные ориентации) подсистем в системе общей детерминации личности и общества.
При раскрытии содержания духовных ценностей военно-профессионального сознания офицерского корпуса важно учитывать тот факт, что одной из особенностей военной службы, обусловливающей специфику его деятельности, является духовное воздействие практически на все стороны жизни, быта и деятельности Вооруженных Сил. Вместе с тем, офицер, как гражданин, придерживается тех норм и ценностей, которые действуют в обществе и которые определяют ценностные основания его деятельности. Это, в свою очередь, определяет духовные ценности военнопрофессионального сознания офицерского корпуса, которые могут выступать в следующих видах: а) ценности-цели, б) ценности-нормы и в) ценности-качества [7, с. 14].
2. Воспитательный потенциал взвода.
Воспитательная система - это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса, дающая общий эффект. В структуру воспитательной системы входят следующие компоненты: цели; деятельность; субъекты деятельности; отношения между субъектами воспитательной системы; среда системы; ее управление и развитие.
Традиционно существующая воспитательная система военного вуза содержит ряд потенциалов, которые, по мнению Г.С. Богомолова, могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров:
- целевой потенциал, выражающийся в соотносимости декларируемых и закрепленных в ряде нормативных документов целей воспитания будущего офицера и задачи подготовки курсанта в подразделении;
- образовательный потенциал, заключающийся в возможностях организации освоения курсантами знаний по вопросам социальной направленности в контексте инвариантной и вариативной частей основных образовательных программ высшего военного образования;
- событийный потенциал, определяющийся возможностью организации подготовки будущих офицеров, используя традиционную событийную сеть военного вуза и модернизируя ее в соответствии с задачами каждого этапа исследуемого процесса;
- потенциал позиционной динамики, связанный с характером взаимоотношений в социальной структуре военного вуза и возможностями его использования для формирования у курсанта опыта полиролевого поведения, патерналистских отношений и отношений ответственной зависимости [8].
3. Структура педагогической работы по реализации социального воспитания, согласуется с этапами развития коллектива курсантов.
Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А.С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего в коллектив, должно выступать единоличное требование командиров к курсантам. На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. Коллектив складывается из сложившейся в нем системы самоуправления.
Самое существенное качество коллектива - уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив.
4. Алгоритм работы профессорско-преподавательского коллектива по использованию воспитательного потенциала коллектива курсантов в их социальном воспитании.
Данный алгоритм создается путем анализа воспитательной деятельности ВВУЗ, исследования его потенциальных возможностей, воинских традиций и ресурсов. В процессе разработки данного алгоритма важно помнить о своеобразии личностных проявлений курсантов, об их индивидуальных и типических особенностях. Основные подходы к типологии личности в процессе социального воспитания широко представлены как в психологии, так и в науках о человеке: педагогике, физиологии, социологии и другие. З.А. Аксютиной подробно рассмотрены аспекты типологизации в педагогике и их противоречивость [9]. Они указывает на то, что «перенос проблем типологии личности в сферу теории и методологии социального воспитания остро ставит вопрос об эмпирической интерпретации типологий личности, о соотнесении их с реальными людьми, о нахождении определенных правил сопоставимости типов личности [10].
5. Система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в военном вузе.
Такая система должна включать исследование позиции руководства ВВУЗ, воинскими подразделениями, стиля руководства, уровня потенциальной стабильности коллектива, уровня конфликтности коллектива, служебной и общественной результативности социального воспитания. С опорой на положения системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса возможна разработка технологии социального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза, основные положения которой были раскрыты совместно З.А. Аксютиной и В.Л. Каштановым [11]. Они пишут: «Каждый этап представлен совокупностью действий субъектов образовательного процесса: преподавателя и курсанта в заданном направлении <...>, а реализация технологии социального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе в военном вузе осуществлялась в единстве социального взаимодействия педагогов и курсантов [12].
Обобщая содержательную часть педагогических условий социального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза укажем, что к ним отнесены:
- условия формирования коллектива курсантов, воспитательный потенциал взвода;
- структура педагогической работы по реализации социального воспитания, согласованная с этапами развития коллектива курсантов;
- алгоритм работы профессорско-преподавательского коллектива по использованию воспитательного потенциала коллектива курсантов в их социальном воспитании;
- система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в военном вузе.
Реализация всех педагогических условий социального воспитания курсантов в учебновоспитательном процессе военного вуза позволит развивать личность учащихся в полном соответ-
ствии с социально-образовательными заказами и потребностями современного российского общества, армии и государства.
Ссылки:
1. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2004. 400 с.
2. Капустин И.В. Первичный коллектив курсантов как средство социального воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2003. 171 с.
3. Аксютина З.А. Модели «конечный информационный поток» и «порядок следования целей» в анализе целей социального воспитания // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). 2012. № 10 (26). Т. 1. С. 304-312.
4. Аксютина З.А. Педагогический анализ категории социального воспитания // Омский научный вестник. 2011. № 5 (101). С. 162-166.
5. Аксютина З.А. Теоретические основания социального воспитания личности // В мире научных открытий. 2011. Т. 21. № 9.4. С. 1088-1107.
6. Аксютина З.А. Указ. соч. С. 311.
7. Смирнов Е.В. Духовные ценности в военно-профессиональном сознании офицерского корпуса России: социальнофилософский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2008. 25 с.
8. Богомолов Г.С. Потенциал воспитательной системы военного вуза. URL:
http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=971 (дата обращения: 17.02.2013).
9. Аксютина З.А. Основные подходы к типологии личности в процессе социального воспитания // Вестник Томского гос. ун-та. 2011. № 349 (август). С. 154-161.
10. Там же.
11. Аксютина З.А., Каштанов В.Л. Технология социального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза // Гуманитарные и социальные науки: электрон. журнал. 2013. № 5. С. 242-248. URL: http://www.hses-online.ru/2013/05/13_00_08/26.pdf (дата обращения: 17.01.2014).
12. Там же. С. 243.