УДК 37.03
Шадрин Александр Сергеевич
Адъюнкт адъюнктуры Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии Яковлева И.К МВД России, [email protected], Новосибирск
Туркин Егор Владимирович
Кандидат педагогических наук, начальник кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии Яковлева И.К МВД России, [email protected], Новосибирск
принципы и подходы формирования профессионально-
деловых качеств офицера у курсанта в процессе обучения в военном институте
Аннотация. В настоящей статье определены принципы, подходы, цели и задачи формирования профессионально-деловых качеств офицера у курсантов в процессе обучения в военном институте внутренних войск МВД России. Авторами рассматриваются два доминирующих подхода и принципы формирования профессионально-деловых качеств офицера у курсантов, используемые в образовательном процессе в военном институте. На основе анализа подходов определены три взаимосвязанных структурных компонента: когнитивный, операционно-деятельностный, мотивационно-ценностный. Раскрыты такие виды компетенций как: коммуникативная, социальная, стратегическая, предметная и профессиональная способствующие развитию у курсанта более глубоких знаний в процессе обучения в военном вузе, формируя профессионально-важные качества и свойства личности офицера. Анализ содержания данных теорий делается вывод об особом положении и характере организации учебного процесса в формировании профессионально-деловых качеств офицера у курсантов.
Ключевые слова: формирование, образование, личностно-ориентированный подход, компе-тентностный подход, образовательный процесс, содержательный компонент, коммуникативная компетентность, профессионально-деловые качества.
Shadrin Alexander Sergeevich
Associate, postgraduate Novosibirsk Military Institute of Internal Troops named Army General Yakovlev IK Russian Interior Ministry, [email protected], Novosibirsk
Turkin Egor Vladimirovich
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Military Pedagogy and Psychology of the Novosibirsk Institute of Internal Military forces of the Army General Yakovlev IK Russian Ministry of Internal Affairs, [email protected], Novosibirsk
the principles and approaches of formation of professional and business qualities of an officer in the learning process at the military institute
Abstract. In this article the principles, approaches , objectives and tasks of forming professional and business qualities officer cadets in training at the Military Institute of Russian Interior Ministry troops. The authors consider two dominant approaches and principles of professional and business qualities officer cadets used in the educational process in the Military Institute. Based on the analysis approaches identified three interrelated structural components: cognitive, operational and activity, motivation and evaluative. Disclose such competencies as: communicative, social, strategic, objective and professional promotional cadet at a deeper knowledge in the learning process in the military college, creating professional - quality and important properties of the individual officer. A content analysis of these theories concludes the special position and nature of the educational process in the formation of professional and business qualities officer cadets.
Keywords: formation, education, student-centered approach, competence-based approach, the educational process, a substantial component of communicative competence, professional-quality business.
На современном этапе развития российского государства реформирование армии и в частности внутренних войск важной целью является укрепления защиты государственных интересов и конституционного строя страны. Это видно по участию внутренних войск во всех событиях, происходящих в стране. Для управления этой силой имеется своя иерархическая структурированная система во главе каждой, из которой стоит офицер. От уровня подготовки, которого зависит продуктивность работы данного подразделения, а значит, это отражается на качестве и оперативности выполнения поставленных задач. Исходя из этого, тщательная подготовка офицерских кадров является главной целью образовательного процесса [1; 7; 10].
Одним из важных требований, предъявляемых к выпускникам военных институтов, является формирование профессионально-деловых качеств офицера как специалиста.
Процесс формирования профессионально-деловых качеств офицера у курсантов, будучи интегративным по своей цели обучения и междисциплинарным по предметному содержанию, обладает значительным потенциалом в расширении образовательного и поликультурного кругозора курсантов, способствуя их продуктивной социализации, готовя их к жизни в условиях открытого, постиндустриального, глобализирующегося мира и информационного общества [10].
Очевидно, что сегодня востребованы, офицеры, умеющие быстро приспосабливаться к любым изменениям, с высокой адаптационной способностью, коммуникабельные, гибкие, способные работать более чем в одном профессиональном направлении, сохраняющие самообладание в условиях непредвиденности и неопределённости [8;10].
Образовательный процесс в высшем военном учебном заведении руководствуется следующими принципами:
1. Приоритет национальной безопасности и национальных интересов России, единства государственной политики в области подготовки офицерских кадров разного вида, рода и специальностей.
2. Принцип соответствия научно-педагогического потенциала и учебно-материального обеспечения военного образования, установленного государством требований к
качеству подготовки офицерских кадров.
3. Аксиологический принцип образования, означающий ориентацию военно-патриотического и ценностного аспекта в подготовке офицерских кадров.
4. Принцип фундаментализации образования означающий ориентацию военно-педагогической науки на новейшие достижения современной науки и техники.
5. Принцип непрерывности и последовательности военного образования.
6. Принцип гуманизации военного образования, основанный на уважении друг к другу, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию.
7. Адаптивный принцип, аккумулирующий адаптационную способность человека к профессиональной среде и его социализацию в обществе.
8. Принцип оптимального сочетания теории и практики.
9. Принцип сочетания коллективного характера и учет индивидуальных особенностей учащихся [1;7; 8; 10].
На протяжении последних десятилетий педагоги многих стран мира всё шире преобразуют установку на создание для учащихся возможностей занимать в образовательном процессе активную, инициативную роль: не просто усваивать учебный материал, но и проявлять активность, вступая с преподавателем в предметный диалог; формировать вопросы и самостоятельно, либо дискуссионно искать на них ответы, не останавливаться на найденном варианте, как на окончательной истине, а подвергать его сомнению и критическому осмыслению. Усвоение знаний, которые курсант получает в процессе обучения в военном институте, не делает его блестящим руководителем, командиром, начальником без умения реализовать полученные знания на практике, иметь высокую морально-психологическую устойчивость всем трудностям, которые непременно возникнут в начале офицерской службы. Так как курсант, становится офицером, его статус возрастает в разы, из военнослужащего, не имеющего подчинённых, он превращается в командира, которому подчиняют людей, за каждого из которых он несёт ответственность. В его обязанности входит воспитание и обучение этих людей, он обязан создать оптимально благоприятную атмосферу в
данном коллективе, которая позволяет максимально качественно выполнять любую поставленную задачу. Офицер должен стать лидером в воинском коллективе. Своими поступками, знаниями и психологическими приемами завоевать непоколебимый авторитет в глазах своих подчинённых. Подавляющее большинство знаний и умений офицер получает в период обучения в военном институте [1; 7; 8; 10].
В процессе обучения в военном институте курсант сталкивается и решает задачи, с помощью и под контролем преподавателей и командиров, с данными задачами он будет сталкиваться, будучи офицером в войсках, и эти задачи он будет решать самостоятельно, руководя своими подчинёнными. В военном институте курсанты действуют в едином воинском коллективе при осуществлении различных видов совместной деятельности, это воспитывает у них единое мировоззрение и одинаковое отношение к службе [2].
В работах ряда известных педагогов и психологов отмечаются различные виды компетенций, к ним в частности относятся следующие:
1. Коммуникативная компетенция офицера - способность к взаимопониманию со всеми категориями военнослужащих в процессе совместной деятельности в соответствии с целями общения в условиях тех или иных обстоятельствах. Базируется же коммуникативная компетенция на ряде других компетенций [5].
2. Социальная компетенция - это умение выбрать нужную социальную форму и способ выражения в зависимости от социального происхождения, условий, ситуации, целей и намерений говорящего [3].
3. Стратегическая компетенция позволяет офицеру восполнить пробелы в познаниях, а также и служебном опыте выполнения служебно-боевых задач [2].
4. Предметная компетенция - это способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере деятельности [3].
5. Профессиональная компетентность приобретается в ходе обучения и практики; она обеспечивает способность к успешной профессиональной деятельности и включает: а) знания имеющие отношение к выбранной профессии; б) умение организовать и
управлять учебно-познавательной деятельностью; в) умение использовать коммуникативную компетентность; г) личностные качества, обеспечивающие эффективность учебного процесса (ответственность, сознательность, трудолюбие и т.д.) [Там же].
Эти особенности способствуют развитию у курсанта более глубоких знаний в процессе обучения в военном вузе, формируя профессионально важные качества и свойства личности офицера. Прогресс и принципиальные изменения методов образовательного процесса, несомненно, связан с инновациями в области психологии личности и коллектива. Психологический фактор профессиональной деятельности любого специалиста по утверждению А. Маслоу выдвигается на лидирующие позиции. В процессе профессиональной деятельности появляется обозначенная потребность в самоактуализации и самореализации [6].
Основой классического подхода является педагогический процесс как всестороннее развитие офицера, а значит, формирование в курсанте таких качеств как мужество, воинский долг, честь, достоинство и других качеств, присущих офицеру. Данные качества необходимо формировать у курсанта с первых дней службы и делать это планомерно и гармонично [4].
Анализ практики в подготовки офицеров выпускников военных институтов проведённый Главным командованием внутренних войск МВД России показывает, что в методическом плане в военном институте сегодня доминируют два подхода - личностно-ори-ентированный и коммуникативный подход, с использованием которых проводится большинство исследований последних лет.
Личностно-ориентированный подход, основывается на том, что внимание преподавателя фокусируется на личности курсанта, развивая не только его интеллектуально-практическое образования, но и морально-волевые, духовно-нравственные, эмоциональные эстетические, творческие задатки и возможности развития средствами учебного предмета. Данный подход создает условия для полноценного проявления, формирования и развития личностных функций субъекта образовательного процесса, которые, в свою очередь адаптируют человека к профессии, обществу и окружающей среде.
Учебный предмет должен помогать курсанту лучше себя выразить и обеспечить максимальную его активность в процессе формирования профессионально-деловых качеств, так как наиболее эффективное формирование происходит в процессе собственной деятельности. Одним из основных методов личностно-ориентированного подхода является интерактивный метод.
В образовательном процессе это означает способность преподавателя при взаимодействии с курсантами максимально заинтересовать их своим предметом, способствовать им в изучении его, раскрыть ему все преимущества и перспективы, которые он приобретет, освоив данную дисциплину. Интерактивный метод выступает специальной формой организации познавательной деятельности, и означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы с кем-либо. Данный метод подразумевает создания оптимальных условий обучения, при которых обучаемые чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Характеризуя данный метод, можно отметить высокий уровень сотрудничества, выражающийся во взаимной направленной активности обучаемых, их эмоциональном и духовном взаимодействии. К интерактивным методам относятся такие методы как эвристическая беседа, «мозговой штурм», дискуссия, тренинги, ролевые (деловые) игры, метод проектов, кейс-метод, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение фильмов и др.
Преподаватель, используя интерактивный метод, инициирует обучаемых к нахождению правильного ответа самостоятельным поиском. В процессе самостоятельной деятельности обучаемых педагог корректирует их работу в правильном направлении. По мнению В. А. Сухомлинского преподаватель добьется большего успеха в создании благоприятной атмосферы занятия, если он проявит подлинный интерес к мнениям учеников, примет участие в обсуждении как собеседник, а не как наставник. Обучающиеся при решении задач обращаются к своему жизненному опыту, опыту других людей, при этом стараются вспомнить всю возможную известную им информацию по данному вопросу[9].
Помимо личностно-ориентированного подхода при формировании профессиональ-
но-деловых качеств офицера также актуализируется коммуникативный подход.
Под коммуникативным подходом понимается процесс, направленный на формирование у курсантов смыслового понимания, восприятия и умения адекватно реагировать на различные служебные ситуации.
Исходя из этого, одной из приоритетных задач образовательного процесса в ввузе является формирование коммуникативной компетентности у курсантов, как части военно-профессиональной подготовки офицера. Данная компетентность специалиста, способствует успешному самоопределению, самореализации и самоактуализации офицера в воинском коллективе, познания психологических свойств характера людей и их коммуникативные способности при общении с ними.
На основе коммуникативного подхода обучение развивает профессиональную коммуникацию. Такое использование коммуникативного подхода позволило выделить его основные принципы:
- интерактивность образовательного процесса и гуманизация обучения;
- насыщение лексикона курсанта военной терминологией в процессе обучения;
- использование психологических приемов общения при решении задач;
- использование аутогенных, подлинно коммуникативных заданий.
В целом, коммуникативный метод должен, в первую очередь, снять страх перед общением, раскрепостить внутренний потенциал курсантов.
Анализ подходов к пониманию сущности коммуникативной компетенции офицера позволил выделить трех взаимосвязанных структурных компонента:
- когнитивного (связующего, компетентность офицера по данному вопросу);
- операционно-деятельностного (как офицер реализует свои знания в служебной деятельности);
- мотивационно-ценностного (как офицер относится к службе во внутренних войсках МВД России).
Когнитивный компонент способствует умственному восприятию и оперативной переработке полученной информации офицером и является основополагающим качеством в коммуникативной компетенции его служебно-боевой деятельности во взаимо-
действии не только в воинском коллективе, но и с гражданской общественностью. Поэтому, качество и результат их профессиональной деятельности будет определяться:
- направленностью личности офицера (ориентация на оппонента, на взаимодействие с ним, взаимопонимание и поддержание отношений);
- соблюдением субординации, тактом и стилем общения (доля ответственности при принятии решения, выполнение своих обязательств в совместной деятельности);
- уровнем толерантности, самообладания (блокирование психических раздражителей на неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей, проявление выдержки).
Операционно-деятельностный компонент содержит опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом. Умение выработать стратегию, тактику и технику активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых значимых целей, умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса, умение прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
Большое значение также имеет мотиваци-онно-ценностный компонент, его гуманистический характер общения, гуманистические этические ценности такие, как: справедливость, честность, патриотизм, прозорливость, благородство, доверие, милосердие, благодарность, забота, ответственность.
В процессе обучение необходимо актуализировать межпредметные связи с ведущими предметами профессиональной специализации, достижение их большей интегриро-ванности в обучении. Междисциплинарные связи должны вырабатываться одновременно с приобретением знаний. В педагогике высшей школы показано, что уровень квалификации специалиста значительно повысится, если научить курсанта с первого года обучения извлекать профессиональные знания из любой изучаемой дисциплины, показав ему взаимосвязь со специальными дисциплинами. Все что даётся курсанту в ввузе должно им использоваться и служить формированию
его профессионально-деловых качеств. Таким образом, выход в данной ситуации может быть только один: профилирование общеобразовательных дисциплин и их большее интегрирование (взаимопроникновение) [4].
Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод. Высоких результатов в службе сможет достичь офицер с высоким уровнем сформированности профессионально-деловых качеств, которые зачастую становятся для офицера определяющим фактором познания всех нюансов воинской службы и их закономерностей, способствующих адекватно оценивать обстановку и принимать верные решения для своевременного выполнения поставленных служебно-боевых задач.
Библиографический список
1. Алексюк Р. А. Анализ сущности традиций, их классификации и роли в жизни армии и общества // Педагогическое образование и наука -2013г. - №1 - С. 75-77.
2. Барабанщиков А. В. Психология и педагогика высшей военной школы. - М.: Воениздат, 1989. - 366 с.
3. Головко Е. А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 20 с.
4. Зибров Г. В. «Научные и прикладные основы военно-профессиональной подготовки офицерских кадров». - Воронеж, Издательство Воронежского государственного университета, 2004. - 326 с.
5. Караяни А. Г., Сулимова Ю. Г. Военная про-фессиология: учебник для вузов - М.: ВУ, 2004. -276 с.
6. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Psylib, 2003. - 138 с.
7. Наумов П. Ю. Педагогические условия развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. - 2013.- № 3. - С. 157-162.
8. Новожилов В. Ю. Использования интеграционных процессов для совершенствования образовательной деятельности в военных вузах // Педагогическое образование и наука. - 2013 г. -№1 - С. 71-74.
9. Сухомлинский В. А. О воспитании. Изд 2. -М.: Политиздат, 1975. - 272 с.
10. Шадрин А. С. Особенности формирования профессионально-деловых качеств офицера в педагогическом процессе военного вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. -С. 121-126.