Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ ... - . .
Дата публикации: 1.09.2018 И. А. Млчульскля,
№ 4 (34). С. 301-308.
удк 004.5; 378.1 А. В. Млшинл, В. Н. Млшин, А. Ю. Григоров
Образовательная деятельность в контексте развития и формирования коммуникативной компетентности курсантов военных вузов в современных условиях
В данной работе авторами рассматривается образовательная деятельность в контексте развития и формирования коммуникативной компетентности курсантов военных вузов, как необходимое условие эффективности их дальнейшего военно-профессионального становления. Коммуникативная компетентность будущего офицера определяется его коммуникативной деятельностью, которая проистекает в военно-профессиональной и деловой сфере. Совершенствование и формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров средствами интерактивных методов обучения ориентированная на становление у курсантов продуктивной коммуникации, обеспечивающей усвоение курсантами профессиональных и социальных коммуникативных правил и своего поведения в различных ситуациях, повышения активности курсантов как субъектов деятельности, конструирования и интерпретации собственных коммуникативных действий. Главными механизмами интерактивных методов обучения в формировании коммуникативной компетенции являются активность, рефлексия, сотрудничество, культура - образ жизни и мышления, который создается в процессе взаимодействия с другими людьми.
Ключевые слова: образование, коммуникативность, компетентность, военное образование, педагогика, интерактивность
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 301-308.
A. V. Machina, V. N. Mashin, A. Yu. Grigorov
i. A. MACHULSKAYA,
Educational Activities in Context of Communicative Competence Development and Formation in Students of Military Higher Educational Establishments in Modern Conditions
In this paper the authors investigate educational activities in context of communicative competence development and formation in students of military higher educational establishments, as precondition of their further military and professional formation efficiency. Communicative competence of future military officer is stipulated by his communicative activities occuring in military-and-occupational and business sphere. Communicative competence improvement and formation in future military officers by means of interactive methods of training, oriented to formation in military students the productive communication, stipulating learning by military students the professional and social communicative rules and their conduct in various situations, military students' activity increase as the subjects of activities, construction and interpretation of their own communicative actions. Main mechanisms of interactive education methods in communicative competence formation are activity, reflection, cooperation, culture - mode of life and thinking created in process of interaction with other people.
Key words: education; communicativeness; competence; military education; pedagogic; interactivity
А нализ уровня научной разработанно-// сти исследуемой проблемы по формированию коммуникативной компетентности в процессе образования в целом, показывает многогранность исследований данного феномена.
Исследования многих ученых рассматриваются при анализе общих проблем формирования коммуникативной компетентности при определении ее сущности и структуры (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и др.), совокупности получения навыков и умений, необходимых для эффективной коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков и др.) [1].
Коммуникативная компетентность рассматривается и как внутренняя система ценностей отдельной личности (А. Маслоу, Г. Олпорт и др.); проблемами лингвистики (Л.К. Гейхман, Д. Хаймс и др.).
Научный интерес к вопросу создания коммуникативной компетентности выявлен и в ряде западных научных разработках, в исследованиях изучающих психолого-педагогические условия для развития коммуникативной компетентности и развития речемыслительной деятельности (Л.Л. Балакина, М.Н. Вятютнев, П.Я Гальперин, Н.Д. Гальскова, Л.К. Гейхман, Н.Н. Доловова, Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, О.И. Муравьева, Е.В. Клюев, В.Н. Куницына, А.А. Леонтьев, Дж. Остин, Е.И. Пассов и др.) [2].
Анализ образовательной практики в контексте теоретических исследований отражает многогранность понятия коммуникативная компетентность и выделяет его характерные черты, которые проявляются в практической деятельности [3].
Несмотря на большой интерес ученых к исследуемой проблеме, актуальность которой задается на уровне как отечественного, так и международного опыта в сфере образования, обнаруживается недостаток научных знаний и практик, раскрывающих потенциал образовательных возможностей и особенностей в контексте развития и формирования социально-коммуникативной компетентности в частности курсантов военных вузов, как необходимое условие эффективности их дальнейшего военно-профессионального становления, в большей степени технического направления подготовки.
Одна из целей статьи, поставленная авторами - это теоретико-эмпирическое подтверждение проблемы развития коммуникативной компетентности, в образовательном процессе военных вузов, в том числе и на основе, и с применением интерактивных методов обучения.
Методологическую основу составляют теоретические принципы коммуникации, основные подходы к исследованию коммуникативной компетентности, теоретические положения общей психологии, педагогической психологии, педагогики и других наук.
Масштабное реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, требует от современного военного образования умелых и грамотных выпускников, обладающих психолого-педагогическими знаниями, умеющих понимать и ценить общечеловеческие ценности, которые должны стать подлинными воспитателями, авторитетными, заботливыми наставниками своих подчиненных и добиться наибольших результатов в своей профессиональной деятельности [4].
Все выше перечисленные качества в совокупности с профессиональными навыками и умениями, должны гармонично сочетаться с коммуникативной готовностью к военно-профессиональной деятельности, тем самым определять профессиональный облик военного руководителя и педагога и выступать важнейшими средствами воспитательного и образовательного воздействия [5].
Коммуникативную компетентность будущего офицера, как правило, принято оценивать, как необходимый ресурс для решения военно-профессиональных задач.
Возможности образовательной деятельности и образовательного процесса в военном вузе в разрезе развития и формирования коммуникативной компетентности курсантов можно определить следующим образом:
- первое - определить понятие «образовательный процесс»;
- второе - уточнить смысл и сущность понятия «формирование» коммуникативной компетентности курсанта военного вуза;
- третье - выявить и обосновать этапы по формированию коммуникативной компетентности курсантов в самом образовательном процессе.
Совершенствование и формирование коммуникативной компетентности будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Этот процесс никогда не завершается и никогда не бывает законченным. Тем не менее, одним из чувствительных отрезков в жизни человека для формирования коммуникативной компетентности как комплексного качества его личности является возраст юности - курсантские годы.
Курсанты военного вуза - особая социальная категория молодежи, организационно объединенная высшим военным учебным заведением. Из-за особенностей организации учебного процесса в военном вузе, его системности и целенаправленности, курсанты отличаются наиболее высоким образовательным уровнем, общественно активны, достаточно гармонично сочетают в себе интеллект и социальную зрелость, что по сути своей является благоприятной почвой для формирования навыков и знаний успешной коммуникации.
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под «...образованием понимается единый целенаправленный
процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов» [6](далее - Федеральный закон).
В соответствии с данным определением к основным элементам образовательного процесса, составляющим понятие «образование» на наш взгляд, необходимо отнести такие понятия как «результат», «процесс», «ценность».
То есть, приведенное выше определение выявляет три важных момента приведенного понятия. С этой точки зрения, образование можно рассматривать следующим образом:
- это процесс обучения и воспитания обучающегося;
- это результат процесса обучения и воспитания обучающегося;
- это ценность общества в целом и конкретного (в данном контексте) обучающегося в отдельности.
В своих определениях понятия «образование» ученые Ю.К. Бабанский, В.С. Селиванов отмечают «процессуальную и результативную составляющие, понимая под образованием:
- процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущую роль в осуществлении образования играет обучение;
- процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков, усвоение определенного культурного багажа» [7].
Ученые-исследователи Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гав-ров, Н.Д. Никандров, понимают под образованием «непрерывный процесс обучения и воспитания. Они особенно выделяют в этом процессе:
- присвоение человеком ценностей;
- ценностного отношения к жизни;
- наставничество более зрелых и опытных по отношению к менее зрелым для принятия ими целей полезных для личности и общества».
Авторами было отмечено ранее, что данные подходы закреплены в Федеральном законе. В определении понятия «образование» отражены целостность в обучении и воспитании, процессуальной составляющей, которая дает возможность и позволяет использовать его для характеристики процесса, и его результативной составляющей, а также важный аспект по освоению и присвоению отдельной личностью ценностей и культуры общества.
В рамках исследуемой темы, важно отметить значение и содержание понятия «образование»,
данное И. Я. Лернером «на основе анализа человеческой культуры, которое можно понимать как совокупность:
- системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке и т.д.), раскрывающие картину мира;
- опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
- опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей формирование способности человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
- опыта ценностного отношения к миру» [7].
Сделаем краткий анализ приведенного понятия «образование» через призму содержания элементов коммуникативной компетентности.
Полученные знания, приобретенные навыки, усвоенная информация помогают конкретному человеку ориентироваться в окружающем мире. Коммуникативные знания, которые представляют познавательный элемент коммуникативной компетентности, делают более легким этап получения, интерпретации, передачи принятой информации, тем самым, обогащая знания. Привитые способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира.
Коммуникативная деятельность, как деятель-ностный элемент коммуникативной компетентности может дать возможность осуществить действие или взаимодействие посредством коммуникативного акта или с его помощью. Иными словами, благодаря разнообразным формам коммуникативной деятельности происходит усовершенствование практического опыта взаимодействия. Творческая деятельность предполагает перенос, полученных ранее знаний в новую ситуацию, самостоятельное просматривание проблемы и альтернативные подходя для её разрешения, комбинирование ранее изученных способов в новый процесс, что само по себе уже есть проявление компетентности [8].
Общеизвестно, что, как правило, конкретный человек ничего не делает без мотивации и удовлетворения своих потребностей, без соотношения своего дела системе устоявшихся ценностей, то сравнительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает, или преобразовывает. Это «потребности, цели, намерения, стремления, которые стимулируют и поддерживают активность коммуникативной деятельности» [9].
Таким образом, прослеживается прямая связь образовательной деятельности с проявлением коммуникативной компетентности.
Рассмотрение образовательного процесса в контексте совершенствования и формирования коммуникативной компетентности требует пояснения понятия «контекст».
Понятие «контекст» (от латинского «соП:ех^» - тесная связь, соединение) широко использует-
ся в гуманитарных науках и строится вокруг терминов «понимание», «интерпретация». Разбор в любом контексте феномена, а тем более понятия «образовательный процесс», предполагает «сужение его смысла, переход от общего к частному, и одновременно позволяет поставить в исследовании акценты, связанные с изменениями в социальном, культурном, экономическом развитии общества, самой личности»[9]. Исследование образовательного процесса в контексте формирования коммуникативной компетентности требует выделения смысла, который мы вкладываем в понятие «формирование».
В педагогике с общепринятым понятием «формирование» связывают те изменения, которые происходят с конкретным отдельным человеком, с приобретением конкретной личностью строго определенных качеств и свойств. Процесс формирования по времени длится на протяжении всей человеческой жизни, потому, что в ауру его конкретных личных интересов и профессиональной деятельности попадают новые и более сложные вопросы, требующие совершенно новых, инновационных подходов к их разрешению.
Таким образом, понятие «формирование», можем представить следующим образом:
- это процесс эволюции и развития конкретной личности под влиянием внешних факторов воздействия на неё: социальной среды; обучения и воспитания;
- это направленное системное воздействие на конкретного обучающегося, которое подчинено одной цели по созданию условий для возникновения у него совершенно новых психологических качеств;
- это сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи)» [9].
Формирование компетентности - это разноплановый, иерархический и растянутый во времени этап по совершенствованию одних умений и приобретения новых, расширения личностных качеств, обретение уверенности и способности действовать самостоятельно в сложившихся новых ситуациях.
В дополнение к сказанному, необходимо выделить, что, понятие «формирование» именно коммуникативной компетентности также имеет тесную взаимосвязь с понятиями «включение / вовлечение» и «активное взаимодействие» [9], например, включение (вовлечение) курсантов в:
- различные уровни военно-профессиональной и гуманитарной культуры;
- активную деятельность;
- активную коммуникативную деятельность посредством применения интерактивных способов и методов обучения.
Показательно, что в ФГОС высшего образования компетенции, которые формируются в результате изучения русского и иностранного язы-
ков, обобщены в рамках единых требований к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки специалиста.
Так, например, в соответствии с текстом ФГОС будущий офицер «должен достичь следующего уровня теоретико-практической подготовки в области иностранного языка, русского языка и культуры речи:
- логически верно, аргументировано, и ясно строить устную и письменную речь;
- понимать многообразие социальных, культурных, этнических, религиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций;
- проявлять готовность к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности;
- уметь обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения;
- проявлять готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- быть способным вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать конфликты;
- быть способным проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
- быть способным оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях;
- уметь анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции;
- уметь адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности» [10].
В связи с тем, что компетенция формируется в период осознанной деятельности. Авторы считают важным рассмотреть специфику общения как коммуникативную деятельность военного специалиста. Коммуникативная компетентность будущего офицера определяется его коммуникативной деятельностью, которая происходит в период его военно-профессиональной деятельности и деловой сфере. При этом военно-профессиональная её часть - это содержательная сторона общения, а деловая - её выразительная форма.
Военно-профессиональное выпускника военного вуза основывается на языке академическом, научном, публицистическом той сферы деятельности, которой посвящает себя курсант - выпускник военного вуза.
Под деловым общением мы подразумеваем «межличностные отношения военно-профессиональной коммуникации, акт социального взаимодействия, направленный на организацию и оптимизацию военно-профессиональной деятельности» [11].
Деловое общение рассматривается нами во взаимодействии таких элементов, как «общее по телефону по служебным целям», «методика проведения беседы, дискуссии», «работа с деловой корреспонденцией, документацией», «правила и методика проведения деловой встреча, презентации (самопрезентации)», «техника ведения переговоров и взаимодействие с личным составом» и «средства массовой информации», ориентированные на военно-профессиональные сферы будущего офицера [12].
В рамках названного подхода рассматривается проблема общения и компетенции в общении, в процессе подготовки курсантов в любой сфере деятельности с точки зрения военно-профессионально-значимых коммуникативных качеств.
Будущий офицер должен не только владеть знаниями, умениями и навыками в военно-профессиональной сфере, но и уметь продемонстри-
ровать эти знания, показать профессионализм, подтвердить правоту своих взглядов и идей, уметь правильно представлять результаты своей деятельности в письменной и устной речи [13].
Авторами был проведен опрос среди курсантов. При оценке своих возможностей по проведению и организации дискуссии на определенную тему, будущие офицеры выставили себе: низкий балл - в среднем 55,99%, средний балл - 39,61%, высокий балл - всего 4% (см. табл. 1).
При этом важно отметить, что количество курсантов, выставивших себе низкий бал на пятом - выпускном курсе (64,44%) на 21,9% больше чем на первом (42,5%). Иными словами можно сделать вывод о том, что в войска выпускается почти 65% офицеров, которые не могут организовать и провести диалог на определенную тематику. Причина - отсутствие привитие навыков коммуникативности в процессе обучение.
Таблица 1
Оценка возможностей курсантов по проведению и организации дискуссии на определенную тему
Баллы Высокий конкурс Низкий конкурс В среднем 1 курс 3 курс 5 курс В среднем
1 балл 51,35% 59,87% 55,99% 42,50% 58,77% 64,44% 55,99%
2 балла 44,02% 35,92% 39,61% 53,13% 35,09% 33,33% 39,61%
3 балла 04,25% 03,88% 04,05% 04,38% 05,70% 01,67% 04,05%
00,39% 00,32% 00,35% 00,00% 00,44% 00,56% 00,35%
С другой стороны, отвечая на вопрос: «должен ли современный офицер участвовать в дискуссии и публично выступать и вступать в межличностные профессиональные контакты?» «да» ответило в среднем 76,41% курсантов, «нет» - 9,15%, затруднились с ответом -13,56%.
Из приведенных результатов видно, что, потребность в развитии исследуемых такого навыка, как коммуникативная компетентность достаточно высока. Так, если на первом курсе данный показатель составлял 65,63%, то на третьем уже -82,02% (прирост на 16,4%), однако к пятому курсу показатель снизился до 78,89% (см. табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Должен ли современный офицер участвовать в дискуссии и публично выступать и вступать в межличностные профессиональные контакты?»
Высокий конкурс Низкий конкурс В среднем 1 курс 3 курс 5 курс В среднем
Да 67,95% 83,50% 76,41% 65,63% 82,02% 78,89% 76,41%
Нет 14,29% 04,85% 09,15% 10,00% 07,89% 10,00% 09,15%
Затрудняюсь ответить 16,22% 11,33% 13,56% 22,50% 10,09% 10,00% 13,56%
Таким образом, на основании проведенного анализа авторами определены критерии и уровень формирования коммуникативной компетенции курсантов «на основе использования интерактивных методов обучения» [14]. Результаты исследования представлены в таблице 3.
В результате выявлены уровни развития коммуникативной компетентности [15] у курсантов: высокий, средний и низкий.
Высокий - коммуникативные навыки наиболее развиты по всем критериям. Курсанты,
имеющие высокий уровень развития - осознают важность коммуникативного взаимодействия в своей будущей профессии и полностью владеют технологиями общения, методами коммуникативной деятельности, активно и в «нужное» время и в «нужном» месте используют систему приемов и техники делового общения.
Средний - определяется достаточным уровнем знаний о коммуникативной компетенции. Курсанты, обладают необходимыми навыками и умениями и применяют их избирательно в воен-
Таблица 3
Уровень формирования коммуникативной компетенции курсантов
Высокий конкурс Низкий конкурс В среднем 1 курс 3 курс 5 курс В среднем
Низкий 72,20% 63,11% 67,25% 76,25% 63,16% 64,44% 67,25%
Высокий 25,10% 33,66% 29,75% 20,63% 32,46% 34,44% 29,75%
Средний 02,70%% 02,27% 02,46% 01,88% 04,39% 00,56% 02,46%
00,00% 00,97% 00,53% 01,25% 00,00% 00,56% 00,53%
но-профессиональной деятельности в зависимости от собственных интересов.
Низкий - определяет наличие у курсантов слабых знаний о коммуникативной компетенции; этот уровень характеризуется отсутствием интереса к коммуникативной деятельности; коммуникативные качества - выражены слабо [16].
Анализ данных, представленных в таблице 3, говорит о том, что в среднем 67,25 % курсантов не коммуникативные и не компетентные (76,25 % на первом курсе и 64,44 % на пятом). Невзирая на то, что к пятому курсу процент «знающих» вырос почти на 12 % относительно первого курса, тем не менее, можно предположить, что почти 65 % выпускников не обладают знаниями и навыками в вопросах профессионального поведения и общения.
Иными словами они не могут правильно сформулировать профессиональную задачу для своих
подчиненных, соответственно, неправильно поставленная задача и принятое на основании этого неправильное управленческое решение (приказ) могут привести к нештатным последствиям в период военно-профессиональной деятельности будущих офицеров.
Таким образом, теоретико-эмпирическое обоснование проблемы развития коммуникативной компетентности, в образовательном процессе курсантов военных вузов, основанном на применении интерактивных методов обучения выявил потенциал последних на этапе совершенствования и формирования коммуникативной компетенции будущих офицеров.
Включение курсантов в активную позицию обеспечивают интерактивные методы обучения при решении учебных и военно-профессиональных задач, что существенно повышает уровень выраженности коммуникативной компетенции и качества обучения в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 21 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34.
3. Зимняя И.А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результат современного образования // Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование): материалы 16 науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 130 с.
4. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Психологические аспекты организационно-педагогического управления в военных вузах [Электронный ресурс] // Синергия. 2016. № 5 (7). С. 7-12. URL: http://vepi.ru/ upload/iblock/2c8/2c8984f86e25edaacdc57b334443933c.PDF (дата обращения: 14.05.2018).
5. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Особенности организации деятельности офицера- преподавателя в условиях военного вуза [Электронный ресурс] // Междисциплинарный научно-практический журнал «Территория науки». 2017. № 3. С. 42-47. (дата обращения: 14.05.2018).
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Рос. газ. Федеральный выпуск № 5976 (303) 2012, 31 дек. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovame-dok.html (дата обращения: 10.05.2018).
7. Шубкина О.Ю. Формирование коммуникативной компетенции студентов технического направления подготовки: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Красноярск, 2016. С. 58-59.
8. Бордовская Н., Реан А. Педагогика: [Электронный ресурс] // Бордовская Н., Реан А. Образование и культура как способ вхождения человека в мир науки и культуры 2016-2017. URL: https://gumer.info/bibliotek_Buks/ Pedagog/Bordo/03.php (дата обращения: 17.05.2018).
9. Шубкина О.Ю. Формирование коммуникативной компетенции студентов технического направления подготовки: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Красноярск, 2016. С. 57-83.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования специальности 11.05.02 «Специальные радиотехнические системы» [Электронный ресурс] // Справочник кодов общероссийской классификации «КлассИнформ.ру». URL: http://classinform.ru/fgos/11.05.02-spetcialnye-radiotekhnicheskie-sistemy.html (дата обращения: 04.05.2018).
11. Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н. Влияние способности личности на межличностные отношения в воинских коллективах [Электронный ресурс] // Сб. трудов по материалам III-ей Международной, научно-практической конференции «Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности» (Мадейра, Португалия, 03-04 августа 2015 г.). Воронеж: ООО ИПЦ «Научная книга», 2015. С. 29-31 // Междисциплинарный научно-практический журнал «Территория науки». 2017. № 3. С. 4247. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25361403 (дата обращения: 14.05.2018).
12. Вилинская О. Как научить сотрудников слушать друг друга: [Электронный ресурс] // Кадровое дело. 2014. № 2. URL: https://kdelo.ru/art/377079-red-kak-nauchit-sotrudniko...i-ponimat-drug-druga (дата обращения: 16.05.2018).
13. PLAM.RU [Электронный ресурс] // Офицер - руководитель процесса обучения и воспитания военнослужащих. URL: https://plam.ru/ucebnik/voennaja_pedagogika/p6.php (дата обращения: 10.05.2018).
14. Мамедова А.В. Компетентность^ подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 29-33. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/21/1881/ (дата обращения: 04.06.2018).
15. Шолудякова А.В. Формирование коммуникативной компетентности у будущих менеджеров в процессе изучения экономических дисциплин в вузе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Йошкар-Ола, 2011. 24 с.
16. Зорина О.С. Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Нижний Новгород, 2016. 221 с.
REFERENCES
1. Zimnyaya I. A. Key competences as a result-target basis of competence approach in education. Moscow, Research Center for Quality Problems in Training Specialists, 2004. 21 p.
2. Zimnyaya I.A. Key competences - a new paradigm of the result of education. Higher education today, 2003. no. 5. p. 34.
3. Zimnyaya I.A. Personality and activity orientation of competence as a result of modern education. Competence and problems of its formation in the system of continuous education (school - university - postgraduate education): materials 16 scientific-method. Conf. "Actual problems of the quality of education and ways to solve them." Moscow, Research Center for Quality Problems in Training of Specialists, 2006. 130 p.
4. Machulskaya I.A., Belyaev R.V., Mashin V.N. Psychological aspects of organizational and pedagogical management in military high schools. Electronic scientific and practical journal "Synergy". 2016. no. 5 (7). pp. 7-12. URL: http:// vepi.ru/upload/iblock/2c8/2c8984f86e25edaacdc57b334443933c.PDF (accessed 14 May 2018).
5. Machulskaya I.A., Belyaev R.V., Mashin V.N. Features of the organization of the activity of an officer-teacher in the conditions of a military higher educational institution. Interdisciplinary scientific and practical journal "Territory of Science". 2017. no. 3. pp. 42-47. (accessed 14 May 2018).
6. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource] // Ros. gas. Federal issue No. 5976 (303), 2012, 31 Dec. Available at: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (accessed 14 May 2018).
7. Shubkina O.Yu. Formation of communicative competence of students in the technical direction of training: Diss. PhD Ped. Sci., 13.00.08. Krasnoyarsk, 2016. pp. 58-59.
8. Bordovskaya N., Rean A. Pedagogy. Education and culture as a way of entering a person into the world of science and culture, 2016-2017. Available at: https://gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/03.php (accessed 14 May 2018).
9. Shubkina O.Yu. Formation of communicative competence of students in the technical direction of training: Diss. PhD Ped. Sci.: 13.00.08. Krasnoyarsk, 2016. pp. 57-83.
10. Federal state educational standard of higher education specialty 11.05.02 "Special radio engineering systems" [Electronic resource] // Handbook of codes of the all-Russian classification "KlassInform.ru". Available at: http:// classinform.ru/fgos/11/05/02-spetcialnye-radiotekhnicheskie-sistemy.html (accessed 14 May 2018).
11. Machulskaya I.A., Belyaev R.V., Mashin V.N. Influence of a person's ability to interpersonal relations in military collectives [Electronic resource] // Coll. works on the materials of the III International Scientific and Practical Conference "Anthropocentric Sciences: An Innovative Perspective on Education and Personal Development" (Madeira, Portugal, August 03-04, 2015). Voronezh, LLC "Scientific Book" Scientific Book, 2015. pp. 29-31 // Interdisciplinary Scientific and Practical Journal "The Territory of Science". 2017. no. 3. pp. 42-47. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25361403 (accessed 14 May 2018).
12. Vilinskaya O. How to teach employees to listen to each other. Staffing. 2014. no. 2. Available at: https://kdelo.ru/ art/377079-red-kak-nauchit-sotrudniko...i-ponimat-drug-druga (accessed 14 May 2018).
13. PLAM.RU [Electronic resource] // The officer - the head of the process of training and education of servicemen. URL: https://plam.ru/ucebnik/voennaja_pedagogika/p6.php (accessed 14 May 2018).
14. Mamedova A.V. Competence approach as a basis for diagnosing the communicative competence of a specialist // Theory and practice of education in the modern world: materials of the International. sci. Conf. (St. Petersburg, February 2012). St. Petersburg: Renome, 2012. pp. 29-33. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/21/1881/ (accessed 14 May 2018).
15. Sholudyakova A.V. Formation of communicative competence among future managers in the process of studying economic disciplines in the university: author's abstract. Diss. PhD Ped. Sci. Yoshkar-Ola, 2011. 24 p.
16. Zorina O.S. Forming the communicative competence of future engineers: Diss. PhD Ped. Sci., Nizhny Novgorod, 2016. 221 p.
Информация об авторах Мачульская Ирина Анатольевна
(Россия, Воронеж) Младший научный сотрудник научно-исследовательского центра ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Жуковского Н.Е. и Ю.А. Гагарина» E-mail: е68Ш@таИ.ш
Машина Анжелика Вячеславовна
(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук Научный сотрудник научно-исследовательского центра
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Жуковского Н.Е. и Ю.А. Гагарина» E-mail: е68Ш@таИ.ш
Машин Валентин Николаевич
(Россия, Воронеж) Доцент, кандидат педагогических наук, начальник отдела научно-исследовательского центра ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Жуковского Н.Е. и Ю.А. Гагарина» E-mail: е68Ш@таИ.ш
Григоров Андрей Юрьевич
(Россия, Воронеж) Кандидат технических наук, заместитель начальника отдела научно-исследовательского центра ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Жуковского Н.Е. и Ю.А. Гагарина» E-mail: е68Ш@таИ.ш
Information about the author
Irina A. Machulskaya
(Russia, Voronezh)
Junior Researcher of the Research Center The Zhukovsky - Gagarin
Air Force Academy E-mail: [email protected]
Angelica V. Machina
(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences
Scientific employee of the Research Center The Zhukovsky - Gagarin
Air Force Academy E-mail: [email protected]
Valentin N. Mashin
(Russia, Voronezh)
Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Head of the Research Center The Zhukovsky - Gagarin Air Force Academy E-mail: [email protected]
Andrey Yu. Grigorov
(Russia, Voronezh) PhD in Technical Sciences, Deputy Head of the Research Center The Zhukovsky - Gagarin
Air Force Academy E-mail: [email protected]