Научная статья на тему 'Особенности формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военного института войск национальной гвардии'

Особенности формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военного института войск национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / формирование / методика / подготовка / competence / formation / technique / preparation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. И. Бабич

Формирование военно-профессиональных компетенций будущих офицеров является важной задачей образовательного процесса в вузах войск национальной гвардии РФ. Процесс обучения курсантов трудно реализуем в отрыве от воспитательной деятельности как системного педагогического процесса. Военно-профессиональная компетентность в контексте обучения имеет большие потенциальные возможности для развития личности, профессионального роста и становления будущих офицеров. В статье отражены особенности формирования военно-профессиональных компетенций и представлена методика обучения курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. И. Бабич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE OF NATIONAL GUARD TROOPS

The Formation of military-professional competencies of future officers is an important task of the educational process in the universities of the national guard troops of the Russian Federation. The process of teaching cadets is difficult to implement in isolation from educational activities as a systemic pedagogical process. Military-professional competence in the context of training has great potential for personal development, professional growth and development of future officers. The article reflects the features of the formation of militaryprofessional competencies and presents a method of training cadets of military high school.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военного института войск национальной гвардии»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

И.И. Бабич, старший преподаватель

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10323

Аннотация. Формирование военно-профессиональных компетенций будущих офицеров является важной задачей образовательного процесса в вузах войск национальной гвардии РФ. Процесс обучения курсантов трудно реализуем в отрыве от воспитательной деятельности как системного педагогического процесса. Военно-профессиональная компетентность в контексте обучения имеет большие потенциальные возможности для развития личности, профессионального роста и становления будущих офицеров. В статье отражены особенности формирования военно-профессиональных компетенций и представлена методика обучения курсантов военного вуза.

Ключевые слова: компетенции, формирование, методика, подготовка.

Военно-профессиональная подготовка выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации является основой для дальнейшего профессионального образования в военных образовательных организациях высшего образования Вооруженных Сил Российской Федерации, в которых офицеры приобретают высшую военную оперативно-тактическую и высшую военную оперативно-стратегическую подготовку.

Главной задачей многообразного и сложного комплекса мер, необходимых для реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, является строительство силового блока государства с учетом современных геополитических интересов страны. Комплекс таких мероприятий предусматривает кардинальные реформы по изменению всей системы военной организации государства. На базе внутренних войск МВД было создано новое ведомство - Федеральная служба войск национальной гвардии РФ.

В современной образовательной системе военных вузов ключевым фактором, отражающим характер процесса образования и воспитания курсантов, выступает комплекс формируемых компетенций [1517]. Реализуются общекультурные, обще-

профессиональные и военно-

профессиональные компетенции через получаемые знания, прививаемые умения и формируемые навыки в основном в процессе проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся. Предъявляемые в процессе изучения учебных дисциплин требования к результатам их освоения должны лежать в основе используемых профессорско-преподавательским составом методик обучения, носить прикладную направленность в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Так как стандарты третьего поколения направлены преимущественно на формирование компетенций, уместно в процессе преподавания использовать методики их формирования [3-13]. Довольно часто участники образовательного процесса путают категории «компетенция» и «уровень обу-ченности». Весьма обоснованно могут возникнуть опасения, что используемые долгое время уровни знать, уметь, владеть, т.е. знания, умения и навыки, будут подменены общекультурными, профессиональными и военно-профессиональными компетенциями.

В рамках данного исследования авторами раскрываются научные и методологические основы формирования компетен-

ций в конкретной области знаний при подготовке военных специалистов. Причем роль компетентностного подхода в обучении будет рассматриваться с точки зрения, что результат такого процесса может заключаться в развитии способности человека действовать в различных проблемных ситуациях, оперируя умениями и навыками [1, с. 106]. Это зависит от видов военно-профессиональной деятельности, которые сможет выполнить выпускник вуза. Одной из дисциплин позволяющих развить подобную способность является «Связь». Данная дисциплина формируют у курсантов мышление, высокий уровень общей и военно-экономической культуры, способность ориентироваться в текущих проблемах связи. Развивают у будущих офицеров профессиональные качества и умения, необходимые для успешной командирской деятельности.

Представленная в статье методика предназначена для преподавателей ведущих занятия и курсантов. В ее основу положены требования государственного образовательного стандарта о высшем или среднем профессиональном образовании, квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников. Методика соответствует дидактическим принципам, обеспечивает систематичность, последовательность и комплексность обучения, возможность получения фундаментальных теоретических знаний. Способствует формированию профессиональных умений, навыков и деловых качеств, необходимых специалистам соответствующей квалификации, а также обеспечивает внутрипредметные и междисциплинарные связи с четко выраженной практической направленностью обучения. Кроме профессиональных умений и навыков - способности лично владеть и правильно эксплуатировать ТСС, состоящими на вооружении подразделения, способности руководить подразделением при выполнении ЗСБД в мирное и военное время по ШСС, каждый курсант на занятиях по дисциплине связь получает командные и методические навыки, такие как:

1. Строгое выполнение элементов строевизации занятий, этики деловых от-

ношений «начальник-подчиненный», неукоснительное выполнение требований воинских уставов.

2. Способность обеспечивать выполнение личным составом требований безопасности военной службы при несении боевой службы, проведении занятий, стрельб, учений, работ и других мероприятий повседневной деятельности.

3. Способность проводить учебные занятия с подчинённым и следить за их правильным обучением.

4. Навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики; критического восприятия информации, аргументированного изложения собственной точки зрения; владения методами анализа содержания социально-экономической политики государства и системы мер по социальной защите населения; выступление с информацией о событиях в стране и за рубежом.

В практической деятельности данная методика используется:

- для полного и качественного планирования проведения каждого вида занятия по преподаваемой дисциплине и единства понимания структуры учебного материала;

- для совершенствования процесса обучения и воспитания, передачи курсантам максимума научных и систематизированных знаний, выработки у них необходимых умений и навыков в минимально отведенное время;

- для сохранения преемственности в преподавании дисциплины и сокращения срока ввода молодых преподавателей в учебный процесс.

Методика разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации», с приказом Министра обороны РФ «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 15 сентября 2014 г. № 670, рекомендациями об организации учебного процесса и рабочей программой учебной дисциплины. Следовательно, выполняется условие соответствия образовательного процесса

требованиям военной науки, приказам и директивам директора ФСВ НГ РФ, уставам и наставлениям, а также документам, регламентирующими деятельность вузов ВНГ РФ.

Научные и методологические основы преподавания дисциплины связь связаны с принципами дидактики, подходами к процессу обучения, средствами и формами обучения, методами воспитания [12-14].

К принципам обучения, используемым в предложенной методике относятся:

- Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Доступность должна определяться уровнем подготовки обучающегося, его умственными и физическими возможностями.

- Принцип наглядности. Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

- Принцип систематичности и последовательности предполагает, чтобы изложение учебного материала преподавателем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

Реализация принципа систематичности и последовательности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между учебными дисциплинами, изучаемыми на разных курсах обучения, чтобы каждый раз, вновь изучаемый материал базировался на усвоенном обучающимися ранее.

- Принцип сознательности и активности. Одной из важнейших целей обучения является формирование у курсантов правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Сознательность в усвоении материала обучающимися во многом зависит от деятельности преподавателя, которому необходимо постоянно следить за

вниманием курсантов в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, а не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания учащихся.

- Принцип научности требует, чтобы содержание образования отвечало достижениям науки в соответствующей области знаний. Необходимо формировать познавательные интересы у курсантов, научить их владеть современными методами исследований, систематически привлекать к различным формам научных поисков, стимулировать интерес к таким видам деятельности.

- Принцип индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы с коллективом позволяет дифференцированно осуществлять процесс обучения, правильно формировать межличностные отношения, воспитывать учебную группу именно как коллектив, что и является одним из важнейших условий для активной работы каждого обучающегося.

Отношение ко всем учащимся должно быть ровным и доброжелательным, учитывая степень обучаемости или восприимчивость к учебе.

- Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками означает способность курсанта при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа.

- Принцип связи теории с практической деятельностью (профессиональной направленности). Главной особенностью этого принципа является то, чтобы обучающиеся, прежде всего, понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности. И, чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, отражая военно-практическую направленность. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний обучающихся.

Преподаватели на всех занятиях дисциплины должны шире использовать опыт войсковой практики, подкреплять теоретический материал конкретными примерами из воинского быта (Указ Президента Российской Федерации «О Военной доктрине Российской Федерации» от 25.12.2014 № Пр-2976, «Руководство по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 г. № 333), при решении практических задач ставить курсанта в роль начальника воинской части, заместителя командира в/ч по тылу, финансовому обеспечению, а при ответах курсантов - в роль руководителя занятия.

Для специалиста по специальности правовое обеспечение национальной безопасности эксплуатации технических средств связи и средств радиосвязи будет иметь значение управленческая, эксплуатационная, обучающая и воспитательная деятельность, которые заключаются в организации работы личного состава подразделения при выполнении различных служеб-но-боевых задач. Однако весь комплекс вышеуказанных действий указывает на производственный, технологический и управленческий характер совершаемых операций. Организационно-

управленческая деятельность направлена на организацию работы личного состава при выполнении основных мероприятий по службе войск.

Охарактеризованные выше дидактические принципы образуют органическое единство и несут в себе организующее начало совместной деятельности педагога и обучающихся в рамках учебного процесса.

Таким образом, реализуемые в процессе преподавания дисциплины связь принципы позволяют полностью раскрыть значение понятия «обучение», данное в федеральном законе «Об образовании в РФ» [2, ст. 2].

Полнота раскрытия методики формирования военно-профессиональных компетенций невозможна без методов и форм обучения.

Общими методами обучения в предложенной методики являются: рассказ, объ-

яснение преподавателя, беседа педагога с обучаемыми, лекция, иллюстрация, работа обучающихся с учебником, книгой, документом, проблемная ситуация, учебная дискуссия, опросно-ответный метод, зачетно-экзаменационный метод, самостоятельный поиск, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод и исследовательский метод. Методическая особенность преподавания связи заключается в максимальном использовании практико-ориентированных интерактивных форм обучения, на основе применения моделирующих, дидактических, деловых, ролевых игр и практикумов.

В процессе преподавания дисциплины связь накоплен определенный опыт использования мультимедийной и другой техники, который позволяет повышать информационную насыщенность излагаемого теоретического материала, системно отражать основные положения и содержательную часть учебного курса. Немаловажен в методике изложения категорий прием сопоставления, когда одно и то же явление анализируется в разных общественных условиях, на разных этапах развития общества. Например, способность к руководству подразделением при выполнении задач служебно-боевой деятельности в мирное и военное время.

Главным критерием качества подготовки кадров становится их компетентность, которая отражает не только владение необходимой системой знаний, умений и навыков, но и развитие личностного, социального, интеллектуального потенциала работника, его профессионально важных качеств, позволяющих и в будущем в соответствии с возрастающими требованиями работодателей, осуществлять профессиональную деятельность.

Выпускник должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям [ 19-21].

Современные условия диктуют необходимость подготовки, прежде всего, грамотных военных управленцев. Курсанты должны получать знания в области военного дела, сформировать необходимые

умения и профессиональные навыки, а вание занятий с дисциплинами тактика также иметь представление о роли связи, служебно-боевого применения подразде-не только в мирное, но и в военное вре- лений.

мя [18]. Вывод. Используемых в методике на-

Изучение дисциплины «Связь» осуще- учных и методологических основ (форм, ствляется в содержательно-методической средств, методов и подходов к обучению), взаимосвязи с военно-профессиональными следует отметить, что формируемые таким дисциплинами и разделом практики. В це- образом военно-профессиональные компе-лях повышения качества обучения и фор- тенции выпускников направлены на вос-мирования комплексного представления о питание профессионала, обладающего месте и роли дисциплины в деятельности собственным мнением, объемом умений и командира осуществляется комплексиро- навыков, а не только компетенциями.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации», статья 2.

2. Коркоценко М.Н. Многоаспектная модель формирования современного мышления: монография. Краснодар: Холидэй, 2014. - 106 с.

3. Стародубцев М.П. Формирование военно-профессиональных компетенций курсантов вузов войск национальной гвардии российской федерации на занятиях по средствам связи и автоматизации в условиях изменения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования / М.П. Стародубцев, И.И. Бабич // Научное мнение. 2017. № 5. С. 68-73.

4. Стародубцев М.П. Педагогические условия формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования на занятиях по средствам связи и автоматизации / М.П. Стародубцев, И.И. Бабич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 10 (140). С. 172175.

5. Ткачук В.Н. Компетентностный подход как основа подготовки руководителей Тка-чук В.Н., Стародубцев М.П. В сборнике: Социальные эффекты образования курсантов ВОУВПО внутренних войск МВД России 2012. С. 45-53.

6. Стародубцев М.П. Сущность и содержание военно-профессиональных компетенций офицеров войск национальной гвардии России и пути их формирования / Стародубцев М.П., Бабич И.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 12 (142). С. 120-123.

7. Стародубцев М.П. Воспитательные аспекты принципов обеспечения общественной безопасности в деятельности сотрудников полиции / Стародубцев М.П., Соколов М.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 263-268.

8. Terentyeva I.V. Assessment of state services quality and availability in the socio-cultural sphere /Terentyeva I.V., Starodubtsev M.P., Timonin A.I., Pugacheva N.B., Zykova N.N., Lunev A.N., Ezhov S.G., Starikova L.D. // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 1. С. 122-127.

9. Грачев Ю.А. Проблемы формирования профессиональных компетенций в образовательных организациях МВД России /Грачев Ю.А., Стародубцев М.П. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 3 (121). С. 22-27.

10. Стародубцев М.П. Воспитательные технологии обеспечения общественной безопасности в деятельности сотрудников полиции / Стародубцев М.П., Соколов М.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 8 (126). С. 156-163.

11. Стародубцев М.П. Развитие общекультурных компетенций сотрудников полиции как педагогическое условие решения задач обеспечения общественной безопасности / Стародубцев М.П., Соколов М.И. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 8 (126). С. 163-168.

12. СтародубцевМ.П. Педагогические технологии. XXI век Стародубцев М.П., Петров Д.А., Зюкин А.В., Кабаев И.Е. учебное пособие / Санкт-Петербургский институт внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург, 2014.

13. Стародубцев М.П. Основы педагогического мастерства и развитие профессиональной компетенции преподавателя вуза Стародубцев М.П., Петров Д.А., Кириченко Р.В., Кострыкин С.Х. Санкт-Петербург, 2014.

14. Кириченко Р.В. Гуманитарная сущность образовательной среды в учебном заведении / Кириченко Р.В., Стародубцев М.П. // В сборнике: Современные направления и образовательные технологии физической подготовки и спорта в профессиональной деятельности силовых ведомств Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермский военный институт ВВ МВД России, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказания России, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2014. С. 180-185.

15. Стародубцев М.П. Воспитание как функция формирования и становления российской традиции / Стародубцев М.П. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 158-164.

16. Стародубцев М.П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей / Стародубцев М.П., Плаксин А.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 4 (86). С. 153-156.

17. Стародубцев М.П. Концептуальные основы гуманитаризации образования в вузах МВД современной России / Стародубцев М.П. // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2012. Т. 2. С. 161-163.

18. Романенко Н.В. Компетентностный подход и государственные образовательные стандарты нового поколения / Романенко Н.В., Зюкин А.В., Стародубцев М.П. // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. 2008. № 3. С. 141-159.

19. Стародубцева О.М. Теоретические предпосылки педагогического сопровождения процесса профессионального становления молодых офицеров войск национальной гвардии Стародубцева О.М. Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2017. № 1 (1). С. 46-49.

20. Стародубцева О.М. Особенности воспитания профессионального правосознания у курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации / Стародубцева О.М. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (194). С. 226-231.

21. Стародубцева О.М. Воспитание профессионального правосознания в процессе формирования общекультурных компетенций будущих офицеров внутренних войск МВД России / Стародубцева О.М. // В сборнике: Современные проблемы науки и образования во внутренних войсках МВД России сборник научных трудов научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Санкт-Петербург, 2015. С. 231-235.

FEATURES OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE CADETS OF THE MILITARY INSTITUTE OF NATIONAL GUARD TROOPS

I.I. Babich, senior lecturer

St. Petersburg military institute of national guard troops (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The Formation of military-professional competencies of future officers is an important task of the educational process in the universities of the national guard troops of the Russian Federation. The process of teaching cadets is difficult to implement in isolation from educational activities as a systemic pedagogical process. Military-professional competence in the context of training has great potential for personal development, professional growth and development of future officers. The article reflects the features of the formation of militaryprofessional competencies and presents a method of training cadets of military high school. Keywords: competence, formation, technique, preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.