Научная статья на тему 'Содержание и структура готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности'

Содержание и структура готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

CC BY
144
28
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ГОТОВНОСТЬ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ВУЗЫ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ / ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Татамиров Максим Николаевич

В статье представлены результаты исследований автора по разработке модели процесса формирования готовности у курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности. Данная модель раскрывает связь между педагогическими элементами процесса формирования готовности у курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности. Наличие тесного взаимодействия, а также органичной связи компонентов модели служит основанием для того, чтобы во взаимодействии с образовательной средой эта модель обладала качественной определенностью по формированию готовности у выпускников к военно-профессиональной деятельности. Содержание и структура готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России обусловливает условия и механизмы для эффективной военно-профессиональной деятельности.

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Татамиров Максим Николаевич,

Contents and structure of readiness of cadets of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to military professional activity

Results of researches of the author on development of model of process of formations of readiness among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to military professional activity have been presented in the article. This model opens correlation between pedagogical elements of process of formation of readiness at cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to military professional activity. Existence of close interaction, and also organic communication of components of model forms the basis in order that in interaction with the educational environment this model possessed qualitative definiteness on readiness formation at graduates to military professional activity. The content and structure of readiness of graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia causes conditions and mechanisms for effective military professional activity.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности»

деленных игровых амплуа необходимо развивать техническое и тактическое мастерство высокого уровня, что позволит эффективно осуществлять возложенные на них функции. Определение качества проведения ТТД игроками различных амплуа позволит объективно оценивать регистрируемые показатели соревновательной деятельности юных палестинских спортсменов, индивидуализировать подбор

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Л. Теория и методика детского и юношеского спорта I Л. Волков. -Киев : Олимпийская литература, 2002. - 290 с.

2. Кузнецов, А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 2 этап 11-12 лет I А. Кузнецов. - М. : Олимпия, 2008. - 122 с.

3. Лисенчук, Г. А. Управление подготовкой футболистов I Г. А. Лисенчук. - Киев : Олимпийская литература, 2003. - 271 с.

4. Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального техникотактического мастерства юных футболистов I А.В. Петухов. - М. : Советский спорт, 2006. - 230 с.

5. Шамардин, В Н. Система подготовки юных футболистов : учеб.-метод. пособие I В.Н. Шамардин. - Днепропетровск : Пороги, 2001. - 104 с.

REFERENCES

1. Volkov, L. (2002), Theory and methods of child and youth sports, publishing house “Olympic Literature”, Kiev, Ukraine.

2. Kuznetsov, A. (2008), Football. Handbook of Child coach Stage 11-12 years, publishing house “Olympia”, Moscow, Russian Federation.

3. Lisenchuk, G.A. (2003), Management training players, publishing house “Olympic Literature”, Kiev, Ukraine.

4. Petukhov A.V. (2006), Football. Laying the foundations of individual technical and tactical skills of young players, publishing house “Soviet Sport”, Moscow, Russian Federation.

5. Shamardin V.N. (2001), System of training young footballers, publishing house “Porogi”, Dnepropetrovsk, Ukraine.

Контактная информация: man_on_the_top@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.02.2013.

УДК 378

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Максим Николаевич Татамиров, адъюнкт,

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по разработке модели процесса формирования готовности у курсантов вузов внутренних войск МВД России к военнопрофессиональной деятельности.

Данная модель раскрывает связь между педагогическими элементами процесса формирования готовности у курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности. Наличие тесного взаимодействия, а также органичной связи компонентов модели служит основанием для того, чтобы во взаимодействии с образовательной средой эта модель обладала качественной определенностью по формированию готовности у выпускников к военнопрофессиональной деятельности. Содержание и структура готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России обусловливает условия и механизмы для эффективной военно-

профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагогическая модель; готовность; военно-профессиональная деятельность; курсанты; вузы внутренних войск МВД России; подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p183-189

CONTENTS AND STRUCTURE OF READINESS OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY

Maxim Nikolaevich Tatamirov, graduated in a military academy,

St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

Results of researches of the author on development of model of process of formations of readiness among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to military professional activity have been presented in the article.

This model opens correlation between pedagogical elements of process of formation of readiness at cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to military professional activity. Existence of close interaction, and also organic communication of components of model forms the basis in order that in interaction with the educational environment this model possessed qualitative definiteness on readiness formation at graduates to military professional activity. The content and structure of readiness of graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia causes conditions and mechanisms for effective military professional activity.

Keywords: pedagogical model, readiness, military professional activity, cadets, higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, preparation.

Готовность курсантов вузов внутренних войск МВД России к военнопрофессиональной деятельности представляет собой сложное образование. Изучение состояния готовности отражает важнейшие стороны будущей военно-профессиональной деятельности выпускников вузов внутренних войск МВД России. Формирование готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности зависит от эмоционально-волевых компонентов, определяющих активность курсантов. Поэтому большую роль в формировании готовности курсантов к военнопрофессиональной деятельности играет мотивация. Мотивация является важнейшим фактором для формирования у них готовности к военно-профессиональной деятельности [1-21].

Анализируя состояние научной разработанности теории и практики проблемы формирования готовности курсантов к военно-профессиональной деятельности необходимо отметить, что еще недостаточно учитываются особенности поведения выпускников вузов внутренних войск МВД России в напряжённых ситуациях.

Таким образом, актуальность данной проблемы определяется:

- высокими требованиями современных боевых действий к готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности;

- недостаточной готовностью выпускников вузов внутренних войск МВД России к действиям в напряжённых ситуациях, что требует разработки модели формирования их готовности к военно-профессиональной деятельности;

- трудностью создания оптимальных условий для решения ситуационных задач, определяющих действия курсантов в экстремальных ситуациях боевой обстановки;

- необходимостью создания оптимальных условий для повышения боеспособности выпускников вузов внутренних войск МВД России, включая подбор адекватных средств физической и специальной подготовки;

- недостаточной научной обоснованностью средств и методов обеспечения готовности выпускников вузов, внутренних войск МВД России, к предстоящей военнопрофессиональной деятельности.

Успешность решения боевой задачи выпускниками вузов внутренних войск МВД России в значительной мере зависит от профессиональных знаний и умений, обеспечивающих эффективность действий в различных условиях, а также от эмоциональноволевой устойчивости , от умения принимать правильные решения в условиях недостаточной информации, от умения управлять подчинёнными в ходе боевых действий.

Готовность выпускников вузов внутренних войск МВД России к военнопрофессиональной деятельности можно трактовать как кратковременное или особо длительное состояние. Готовность к определенному действию в боевой обстановке характеризуется мобилизацией всех психофизиологических систем военнослужащего и направлено на эффективное выполнение этого действия [1-21].

В связи с этим понятие готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности имеет несколько оттенков:

- владение необходимыми для успешного ведения боевых действий знаниями, навыками и умениями;

- готовность к экстренной реализации необходимой программы действий в ответ на действия противника на поле боя;

- эмоционально-волевой настрой на совершение боевых действий.

Таким образом, признаками кратковременной готовности выпускников вузов внутренних войск МВД России к ведению боевых действий являются: выполнение действий с проявлением наибольшей скорости реакций; длительное сохранение работоспособности в боевой обстановке; быстрота врабатываемости в боевую обстановку; адекватные реакции на внешние воздействия противника и угрозу смерти; устойчивость оптимальных эмоционально-волевых состояний и др.

Для формирования долговременной готовности к военно-профессиональной деятельности у курсантов к военно-профессиональной деятельности, необходимы [1-21]:

- осознание своих потребностей и воинского коллектива;

- осознание целей и задач военно-профессиональной деятельности;

- оценка условий военно-профессиональной деятельности;

- оценка своих возможностей в решении военно-профессиональных задач;

- мобилизация собственных сил в процессе обучения в вузе внутренних войск МВД России.

Формирование этих компонентов готовности курсантов к военнопрофессиональной деятельности происходит в вузе внутренних войск МВД России. Модель этого процесса представлена на рисунке 1.

Достаточная развитость и выраженность этих компонентов готовности и их целостного единства представляют собой показатель высокого уровня готовности курсантов вузов ВВ МВД России к военно-профессиональной деятельности. Недостаточная развитость и выраженность их свидетельствует о незавершенности формирования готовности к военно-профессиональной деятельности.

Большую роль в состоянии готовности курсантов вузов ВВ МВД России играют педагогические качества. Педагогические качества и способности выпускника вуза ВВ МВД России влияют не только на уровень работоспособности коллектива, но и на его личные достижения в области воспитания подчиненных. Они предполагают интерес и любовь к воспитательной работе: педагогическое воображение, мышление, память, педагогический такт, умение передавать знания, формировать у людей высокие моральные, деловые и психологические качества. Успех военно-профессиональной деятельности выпускника вуза ВВ МВД России зависит от умения реализовать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы.

Требования к выпускникам вуза ВВ МВД России

Образовательные

программы

Вузы ВВ МВД России

Преподаватели

Средства, формы, методы подготовки курсантов

Контроль:

- текущий

- промежуточный

- итоговый

Обеспечение учебного процесса в вузе

Профессиональная подготовка в вузе

Профессиональный отбор курсантов

Курсант

Командиры

Военно-техническая готовность

Специальная готовность

Физическая готовность

Морально-волевая готовность

Процесс подготовки в вузе ВВ МВД РФ

Готовность курсантов к военнопрофессиональной деятельности

Рис. 1. Педагогическая модель процесса формирования готовности у курсантов вузов ВВ МВД России к военно-профессиональной деятельности

Все эти качества и особенности выпускника вуза ВВ МВД России проявляются в связи с конкретными задачами. Целенаправленная тренировка для повышения эффективности и надежности действий курсантов в процессе военно-профессиональной деятельности должна включать следующие составляющие: формирование умения быстро оценивать обстановку с помощью оперативного мышления, отработку навыков рационального распределения внимания при резком изменении боевой обстановки, отработку двигательных навыков при преодолении препятствий, обучение тактическим действиям в усложненных условиях.

ВЫВОД. Содержание и структура готовности выпускников вузов ВВ МВД России обусловливает условия и механизмы для эффективной военно-профессиональной деятельности. Это требует построения соответствующей модели военно-профессиональной подготовки курсантов в вузах ВВ МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгаф-

та. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

3. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80).

- С. 185-187.

4. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.

5. Бурняшев, А. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.

6. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 1 (71). - С. 35-41.

7. Кайсин, А.С. Структурно-функциональная модель формирования профессионально-личностных качеств у курсантов танкового вуза / А.С. Кайсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 46-48.

8. Ключникова, Н.Н. Психолого-педагогическая технология формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза / Н.Н. Ключникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. -№ 8 (42). - С. 48-53.

9. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.

10. Сивак, А.Н. Организационно-педагогические условия необходимые для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления / А.Н. Сивак, И.Н. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 83-86.

11. Сивак, А.Н. Показатели готовности командиров курсантских подразделений, вузов внутренних войск МВД России к самообразованию в сфере физической подготовки и спорта / А.Н. Сивак, О.В. Сыромятников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 143-147.

12. Сивак, А. Н. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83). - С. 135-138.

13. Сивак, А.Н. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.Н. Сивак, Ю.Ю. Андреев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 133-136.

14. Сошкин, П.А. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности формирования ценностных ориентаций у офицерского состава к педагогической деятельности в военно-учебных заведениях / П.А. Сошкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 146-148.

15. Сошкин, П.А. Факторы, определяющие ценностные ориентации офицеров к

педагогической деятельности в военно-учебных заведениях I П. А. Сошкин II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 127-130.

16. Стародубцев, М. П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей I М.П. Стародубцев, А.П. Плаксин II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (8б). - С. 153-15б.

17. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли I Н.В. Титушина II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 51 (35). - С. 89-93.

18. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя I В. А. Чистяков, Г.В. Руденко II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-1б3.

19. Щеголев, В.А. Воспитание и развитие личностных качеств студентов средствами культуры и спорта I В. А. Щеголев II Актуальные вопросы физического воспитания студентов : сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского гос. техн. ун-та, 2011. - С. 154-159.

20. Щеголев, В.А. Физическая культура и спорт как средство профессиональноориентированного воспитания студенческой молодежи : монография I В. А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин ; С.-Петерб. гос. ун-т информ. технологий, механики и оптики. - СПб. : Изд-во СПб ГУИТМО, 2011. - 21б с.

21. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment I V.A. Chistyakov II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 200б. - Вып. 19. - С. 90-99.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.

2. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.

3. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A. (2011), "The pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.

4. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

5. Burnyashev, A.A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 45-49.

6. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.

7. Kaysin, A.S. (2011) “Structurally functional model of formation of professional and personal qualities at cadets of tank higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. б0-б3.

8. Kljuchnikova, N.N. (2008), “Psychological technology of formation of valuable orientations in the course of professional development of students of technical college”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 48-53.

9. Rudenko G.V., Chistyakov V.A. (2012), “Modeling characteristics of psychophysi-

cal readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.

10. Sivak, A.N. and Zyukin, I.N., (2012), “Organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of the professional formation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 90, No. 8, pp. 83-86.

11. Sivak, A.N. and Syromyatnikov, O.V. (2012), “Indicators of readiness of the cadet’s division’s commanders of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to self-education in the sphere of physical preparation and sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 143-147.

12. Sivak, A.N. (2012), “Psychology-pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of professional development of cadets of Internal Troops higher schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 135-138.

13. Sivak, A.N. and Andreev Y.Y. (2012), “Technology of application of means of physical preparation and sports for development of the positive interpersonal relations among the cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No.4, pp. 133-136.

14. Soshkin, P.A. (2012), “The pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of formation of valuable orientations at officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 146-148.

15. Soshkin, P.A. (2012), “Faktory defining valuable orientations of officers to pedagogical activity in military schools”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 127-130.

16. Starodubtsev, M.P. and Plaksin, A.A. (2012), “Pedagogical conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bodies to performance of official duties”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 153-156.

17. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.

18. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.

19. Schegolev, VA. (2011) "Education and development of personal qualities of students by means of culture and sports", Topical issues of physical training of students: collection of scientific works, publishing house Polytechnic University, St.-Petersburg, pp.154-159.

20. Schegolev, V.A. and Schedrin, Yu.N. (2011), Physical culture and sport as means professional the focused education of student's youth: monograph, publishing house “SPbSUCMO”, St.-Petersburg, Russian Federation

21. Chistyakov, V.A. (2006), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.

Контактная информация: sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2013.