4. Sivakov, V.I (2015), Managing mental stress preschool children in the process of physical education, monograph, Chelyabinsk.
Контактная информация: vismaster62@mail.ru
Статья поступила в редакцию 15.12.2016
УДК 378
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ И
ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Иванович Бабич, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты проведённого анализа понятия военно-профессиональных компетенций, рассмотрены возможности их формирования при освоении образовательных программ в военных образовательных организациях высшего образования.
Ключевые слова: военно-профессиональные компетенции; федеральные государственные образовательные стандарты; компетентностный подход.
NATURE AND CONTENT OF PROFESSIONAL MILITARY COMPETENCES OF OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF RUSSIA AND WAYS OF
THEIR FORMATION
Michael Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Ivanovich Babich, the competitor, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation,
St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the analysis of the concept of the military-professional competences, it considers the possibility of their formation during the mastering the educational programs in the military educational institutions of higher education.
Keywords: professional military competence, Federal State educational standards, competence approach.
В настоящее время продолжаются изменения в структуре военных и правоохранительных органов Российской Федерации [8]. Созданная некоторое время назад Федеральная служба войск национальной гвардии РФ осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны [9]. Структурные изменения внутри страны сочетаются с усложнением внешнеполитической ситуации, возникновением новых вызовов и угроз. В этих условиях происходит усложнение сфер профессиональной деятельности, к которой готовят курсантов военных образовательных организаций высшего образования. Переход к компетентностной системе высшего образования предполагает овладение обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций. При этом, дискуссия по поводу определения и перечня профессиональных компетенций для различных специальностей и направлений подготовки не прекращается. В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать профессиональной компетентностью. По мнению Л.П. Саксоновой профессиональная компе-
тентность детерминирована уровнем образования, опытом, способностями человека, его мотивацией к непрерывному саморазвитию. По ее мнению, компонентами профессиональной компетентности являются:
- специальная компетентность, позволяющая планировать производственную деятельность,
- личностная компетентность, определяющая способность планировать свою трудовую деятельность, находить нестандартные решения,
- индивидуальная компетентность, которая определяет мотивацию движения, нацеленность на достижение результата, успеха,
- профессиональная экстремальная компетентность, позволяющая человеку работать в динамично, непредсказуемо изменяющихся условиях [5].
Государственные образовательные стандарты третьего поколения определяют виды деятельности, к которым готовится специалист по данному направлению подготовки, в рамках этих видов деятельности определяются профессиональные задачи, которые должен решать специалист. Затем выделяются конкретные профессиональные компетенции применительно к каждому виду деятельности. По мнению И.В. Симоненко и Ю.А. Грачёва в государственных образовательных стандартах третьего поколения, в отличие от стандартов первого и второго поколения, не выделяется время для проведения военной подготовки [1, 6]. При этом стандарты разработаны для всех категорий обучающихся (курсантов и студентов). В качестве примера можно рассмотреть федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности», который является основой для подготовки специалистов в военных образовательных организациях высшего образования национальной гвардии РФ. Данным стандартом для специалистов предусмотрены следующие виды деятельности - правотворческая; правоприменительная; экспертно-консультационная; правоохранительная; организационно-управленческая; научно-исследовательская; педагогическая.
На наш взгляд, к военно-профессиональным компетенциям, которые формируются при освоении данной образовательной программы можно отнести следующие компетенции в правоохранительной и организационно-управленческой деятельности:
- способностью обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства; способностью выявлять и предупреждать угрозы безопасности личности, общества и государства;
- способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
- способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства;
- способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности;
- способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач;
- способностью принимать оптимальные управленческие решения; способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (Ьйр://212.49Л12.154/шооШе/соигее/Мо.рЬр?1а=550).
Данные компетенции с некоторой долей условности можно отнести к категории военно-профессиональных компетенций, они в первую очередь направлены на правоохранительную деятельность, которая имеет значительную специфику. При анализе ве-
домственных нормативных актов, определяющих требования к офицерским кадрам, можно прийти к выводу, что нормотворчество в данной сфере идет по пути установления требований к уровню профессиональных знаний и к профессиональным навыкам [3, 4]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что образовательные стандарты закрепляют ком-петентностный подход к подготовке специалистов, а ведомственные нормативные акты по-прежнему придерживаются знаниевого подхода. Данного мнения также придерживается Л.В. Доломанюк. По его мнению, в высшем военном образовании сохранилась парадигма подготовки офицера с определенной суммой знаний, умений, навыков [2]. В этих условиях основную работу по организации формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов военных образовательных организаций высшего образования выполняют сами учебные заведения. В их задачу входит адаптация образовательного стандарта к необходимости выполнения требований ведомственных актов по формированию военно-профессиональных компетенций. Еще одной особенностью современного военного образования является то, что бюджет времени, отведенный на освоение образовательной программы, не предусматривает достаточного времени на освоение военно-профессиональных компетенций. В этих условиях возникает необходимость во введении во все дисциплины блоков тем, направленных на формирование военно-профессиональных компетенций. Особое значение при формировании военно-профессиональных компетенций имеют занятия по связи и автоматизации [8]. Эти занятия направлены в первую очередь на формирование способности управления современными средствами связи и автоматизации, используемыми в подразделениях. Кроме того, на этих занятиях оттачивается способность управления подразделением, которое осуществляется с помощью изучаемых средств связи и автоматизации.
Таким образом, правильное построение структуры дисциплины «Связь», использование современных приемов обучения на занятиях по связи и автоматизации позволит сформировать у курсантов военно-профессиональные компетенции, сделать из них офицеров, которые являются стержнем военного подразделения. От их подготовленности будет зависеть боеспособность подразделения, жизнь подчиненных и выполнение боевой задачи. С учетом того, что военное образование является наиболее затратным, возрастает необходимость его модернизации в соответствии с современными требованиями, а также существующими экономическими условиями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грачев, Ю.А. Проблемы формирования профессиональных компетенций в образовательных организациях МВД России / Ю.А. Грачев, М.П. Стародубцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 22-27.
2. Доломанюк, Л.В. Формирование военно-профессиональной компетенции будущих офицеров : дис. ... канд. пед. наук / Доломанюк Леонид Владимирович. - Казань, 2011. - 224 с.
3. Приказ МВД России от 30.07.2012 № 741 "Об утверждении Квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям военнослужащим внутренних войск МВД России" [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70116052/. - Дата обращения 01.12.2016.
4. Приказ Министра обороны РФ от 06.08.2012 № 2195 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1198" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70232098/. - Дата обращения 01.12.2016.
5. Саксонова, Л.П. Культуросообразность технического образования : монография / Л.П. Саксонова / Самар. гос. техн. ун-т. - Самара : [б.и.], 2006. - 491 с.
6. Симоненко, И.В. Военно-профессиональная подготовка специалистов связи на основе гражданских и военных вузов : дис. ... канд. пед. наук / Симоненко Иван Владимирович. - СПб., 2011. - 200 с.
7. Стародубцев, М.П. Педагогические условия формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования на занятиях
по средствам связи и автоматизации / Стародубцев М.П., Бабич И.И. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 172-175.
8. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71433920/. - Дата обращения 01.12.2016.
9. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016) "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71368610/. - Дата обращения 01.12.2016.
REFERENCES
1. Grachev, Ya.A. and Starodubtsev, M.P. (2015), "Problems of forming professional competencies in educational institutions of the MIA of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 22-27.
2. Damanik, L.V. (2011), Formation of military-professional competence offuture officers, dissertation, Kazan.
3. The Ministry of internal Affairs order of 30.07.2012 № 741 "About the statement of Qualifying requirements to professional knowledge and skills necessary for the performance of duties on military posts to the military personnel of internal troops of the MIA of Russia", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70116052/.
4. Order of the Minister of defense of the Russian Federation dated 06.08.2012 No. 2195 "About measures for implementation in the Armed Forces of the Russian Federation resolution of the Government of the Russian Federation of 29 December 2011 No. 1198", available at: http://base.garant.ru/70232098/..
5. Saksonova, L.P. (2006), Conformity of technical education, Samara.
6. Simonenko, I.B. (2011), Professional Military training of specialists on the basis of civilian and military universities, dissertation, St. Petersburg
7. Starodubtsev, M.P. and Babich, I.I. (2016), "Pedagogical conditions of formation of militaryprofessional competence of cadets of military educational institutions of higher education in the classroom for communication and automation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 10, pp 172-175.
8. Federal law of 03.07.2016 No. 226-FZ "About the army national guard of the Russian Federation", available at: http://base.garant.ru/71433920/
9. The decree of the President of the Russian Federation from 05.04.2016 No. 157 (ed. by 30.09.2016) "Questions of Federal service of national guard troops of the Russian Federation", available at: http://base.garant.ru/71368610/.
Контактная информация: pfanmp@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.12.2016
УДК 796.422:61
ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ
ПРОЦЕССЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА МЕДЛЕННОВОЛНОВОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО
МОЗГА
Сергей Михайлович Струганов, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Николаевич Толстихин, доцент, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО ВСИМВД России), г. Иркутск
Аннотация
В последнее время появилось много научных исследований об эффективности регистрации w-потенциала с коры головного мозга для определения функционального состояния корковых процессов центральной нервной системы. Метод регистрации «Омега-потенциала» для диагностики адаптации организма к физическим и психоэмоциональным нагрузкам в состоянии оперативного покоя дает возможность экспресс-оценки устойчивости организма к стрессовым ситуациям и осуществлении ранней диагностики дезадаптации. На основании полученных данных появляется возможность корректировать учебно-тренировочный процесс и адекватно планировать физическую