Научная статья на тему 'Роль куратора в воспитательной системе военного вуза войск национальной гвардии'

Роль куратора в воспитательной системе военного вуза войск национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУРАТОР / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВОЕННОГО ВУЗА / КУРСАНТ / РАБОТА КУРАТОРА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАДАЧИ КУРАТОРА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУРСАНТСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / CURATOR / EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL SYSTEM OF MILITARY INSTITUTE / CADET / CURATOR'S WORK / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / CURATOR'S TASK / EDUCATIONAL WORK / CADET DIVISION / PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свердев Роман Геннадиевич

В данной статье рассматривается проблема совершенствования воспитательной деятельности куратора подразделения в военном вузе войск национальной гвардии на примере Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Изучаются основы существующей воспитательной системы в военном вузе, и в частности деятельности кураторов подразделения, как связующего звена во взаимоотношениях курсанта с образовательной средой военного вуза. Проводится исследование проблемных вопросов, возникающих в работе кураторов курсантских подразделений, анализируются результаты деятельности кураторов курсантских подразделений в военном вузе войск национальной гвардии, изучается успешный опыт работы кураторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свердев Роман Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Curator''s Activity in the Educational System of Military Institute of National Guard Troops

This article deals with the issue of improvement curator’s educational activity at the military institute department on the example of Russia's National Guard Troops. The bases of the existing educational system in the military higher education institution, and in particular the activity of curators as a link in the relationship between the cadet and the educational environment of the military high school are studied. The study of problem issues arising in the work of curators is being conducted, the results of curators’ activities in cadets divisions in the military high school of the troops of National Guard are analyzed, and the successful experience of curators’ activity is studied.

Текст научной работы на тему «Роль куратора в воспитательной системе военного вуза войск национальной гвардии»

1УДК 378.147 ББК 74.00

РОЛЬ КУРАТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ВУЗА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Р. Г. Свердев

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема совершенствования воспитательной деятельности куратора подразделения в военном вузе войск национальной гвардии на примере Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Изучаются основы существующей воспитательной системы в военном вузе, и в частности деятельности кураторов подразделения, как связующего звена во взаимоотношениях курсанта с образовательной средой военного вуза.

Проводится исследование проблемных вопросов, возникающих в работе кураторов курсантских подразделений, анализируются результаты деятельности кураторов курсантских подразделений в военном вузе войск национальной гвардии, изучается успешный опыт работы кураторов.

Ключевые слова: куратор, воспитательная деятельность, воспитательная система военного вуза, курсант, работа куратора, воспитательные технологии, задачи куратора, воспитательная работа, курсантские подразделения., профессиональное мастерство.

CURATOR S ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF MILITARY INSTITUTE OF NATIONAL GUARD TROOPS

R. G. Sverdev

Abstract. This article deals with the issue of improvement curator's educational activity at the military institute department on the example of Russia's National Guard Troops. The bases of the existing educational system in the military higher education institution, and in particular the activity of curators as a link in the relationship between the cadet and the educational environment of the military high school are studied. The study of problem issues arising in the work of curators is being conducted, the results of curators' activities in cadets divisions in the military high school of the troops of National Guard are analyzed, and the successful experience of curators' activity is studied.

Keywords: curator, educational activity, educational system of military institute, cadet, curator's work, educational technology, curator's task, educational work, cadet division, professional skills.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии предназначены для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Опыт решения служеб-но-боевых задач показывает, что главную роль в решении вышеназванных задач принадлежит офицерскому корпусу войск национальной гвардии. Подготовка офицеров для войск национальной гвардии осуществляется в военных вузах: Санкт-Петербургском, Саратовском, Новосибирском, Пермском военных институтах войск национальной гвардии (далее - ВНГ) Рос-

сийской Федерации. В процессе воспитания будущих офицеров ВНГ формируются высокие деловые, профессиональные, общечеловеческие, морально-боевые и другие качества [1].

Следует отметить, что в настоящее время, в условиях становления ВНГ России, причинами возрастания роли воспитания военнослужащих являются сложная социально-экономическая и политическая обстановка в стране, ослабление системы духовных и нравственных ценностей в обществе [2, с. 12]. Особенности современного этапа развития образования, требования современного общества к офицерам ВНГ определяют вопросы, на которые системе военного образования необходимо дать соответствующие ответы [3].

В настоящее время в войсках национальной гвардии идет реформирование территориальной структуры, изменяются нормативно-правовые акты, регламентирующие их деятельность, повышаются требования, предъявляемые к выпускникам военных вузов. Все эти процессы приводят к необходимости перестройки системы воспитательной работы кураторов курсантских подразделений [4]. Наряду с гражданскими вузами и в военных вузах ВНГ существует институт кураторской работы. Изменения, происходящие в войсках национальной гвардии, требуют перестройки воспитательной системы военных вузов, в том числе и работы кураторов, как ее неотъемлемой части.

На основании ст. 331 приказа Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 22 марта 2007 г. № 106 «Наставление по морально-психологическому обеспечению слу-жебно-боевой деятельности внутренних войск МВД РФ» «преподаватели кафедр назначаются кураторами взводов курсантов» [5]. В этих условиях возникает противоречие между социальным заказом общества и уровнем воспитания будущих офицеров ВНГ. Предполагаем, что одним из направлений разрешения сложившегося противоречия является совершенствование деятельности кураторов курсантских подразделений. Рассмотрим организационную и содержательную сторону деятельности кураторов на примере Саратовского военного Краснознаменного института ВНГ РФ.

Целью исследования выступает изучение роли кураторов в воспитательной системе Саратовского военного Краснознаменного института ВНГ РФ. Исходя из цели, видится возможность постановки таких задач, как выявление проблемных вопросов в деятельности кураторов курсантских подразделений, определение основных путей совершенствования работы кураторов.

Новизной исследования является то, что вопросы деятельности кураторов курсантских подразделений военных вузов ВНГ в научной литературе рассмотрены не в полном объеме. Это, в первую очередь, связано с недавним появлением данной силовой структуры.

В качестве методов исследования кураторской работы в военном вузе ВНГ мы использовали теоретический анализ нормативно-правовых актов по деятельности кураторов, внеш-

нее наблюдение и анкетирование. В ходе исследования изучалась деятельность 37 кураторов курсантских взводов и 9 кураторов рот.

В военном институте создана воспитательная система, сочетающая деятельность кураторов по следующим направлениям: работа по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка, информационно-воспитательная работа, социально-психологическая работа, военно-социальная работа, культурно-досуговая работа и снабжение техническими средствами организации воспитательной работы. В соответствии с положениями, обозначенными в Наставлении по МПО [5], и практикой деятельности офицеров военного вуза к субъектам воспитательной системы военного вуза следует отнести командиров курсантских подразделений, управление военного института, профессорско-преподавательский состав, кураторов курсантских подразделений.

В педагогической литературе кураторам курсантских подразделений отводится ведущая роль в реализации инновационных и традиционных воспитательных технологий [6, с. 110]. Исходя из опыта кураторской работы, в воспитательной системе рассматриваемого военного вуза куратор является связующим звеном во взаимоотношениях «курсант-преподаватель».

В военном институте разработано Положение о деятельности кураторов курсантских подразделений. Исходя из требований Положения, куратор должен назначаться из числа наиболее подготовленных офицеров кафедр военного института. Несмотря на это в большинстве случаев назначаются кураторами начинающие преподаватели, не имеющие достаточного опыта организации воспитательной работы с курсантами.

В своей работе куратор руководствуется настоящим положением и отвечает за поддержание высокого уровня воинской дисциплины, сплоченности воинского коллектива, моральную и психологическую готовность военнослужащих к выполнению поставленных задач и качественное усвоение программы обучения в курируемом подразделении [7].

Традиционно в военном институте принято следующее закрепление кураторов за курсантскими подразделениями: кураторами курсантских батальонов выступают заместители начальника военного института, кураторами

рот - начальники кафедр, кураторами взводов - преподаватели кафедр. К основным задачам, решаемым кураторами, относятся: формирование у военнослужащих верности своей Родине - Российской Федерации, Военной присяге, способности стойко переносить трудности военной службы; воспитание военнослужащих в духе неуклонного соблюдения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, воинских уставов; формирование стремления овладевать военно-профессиональными знаниями, совершенствовать выучку и воинское мастерство, знать и содержать в готовности к применению вверенное вооружение и боевую технику; воспитание военно-профессиональных качеств: честности, дисциплинированности, разумной инициативы, храбрости в выполнении воинского долга, бдительности, войскового товарищества, уважения чести и достоинства сослуживцев; развитие личности военнослужащих, повышение их культурного уровня [7].

Перечисленные задачи находятся в компетенции куратора курсантского подразделения, но здесь возникают следующие проблемные вопросы, требующие разрешения в рамках воспитательной системы военного вуза. Зачастую преподаватели, назначаемые кураторами курсантских подразделений, элементарно не проводят учебных занятий в этих подразделениях,

что приводит к слабому знанию курируемого подразделения. Данный факт подтверждается проведенным опросом кураторов курсантских подразделений, в котором на вопрос «Проводите ли Вы занятия в курируемом взводе?» 67% опрошенных дали отрицательный ответ (рис.).

У части кураторов отсутствует личная заинтересованность в достижении задач кураторской деятельности, что связано с высокой учебной и служебной нагрузкой. Так, в процессе внешнего наблюдения за деятельностью кураторов заметно, что у 56% кураторов личная заинтересованность в результатах работы отсутствует (см. рис.). Для успеха в воспитании курсантов кураторам подразделений нередко приходится заниматься курируемыми взводами в предвыходные и выходные дни. Начинающий куратор, как правило, легко откликается на предложения курсантов. Он может пойти с ними в поход, на экскурсию, в театр, но крайне сложной является для него задача проведения собрания, диспута, конференции. Большие трудности начинающего преподавателя заключаются также в выборе методов взаимодействия с курсантами, в анализе и осмыслении возникающих ситуаций: как поступить, что делать, почему возник конфликт [8, с. 66-69].

Проведенное исследование проблемных вопросов в деятельности кураторов показывает, что на первых порах воспитание ассоциируется

80

70

60

50

40

30

20

10

I Пристутствует Отсутствует

Проведение Личная Привлечение в Трудности в

учебных занятий в заинтересованность выходные дни проведении

курируемой группе мероприятий

воспитания

0

Рис. Исследование проблемных вопросов деятельности кураторов курсантских подразделений 132 Наука и Школа № 4'2017

у молодых преподавателей с внеаудиторной работой, обязанностями куратора учебных групп. Зачастую они не отдают себе отчета в том, что каждое воспитательное действие по отношению к курсантам отражается в их личности. В этом находит отражение значимость построения и организации воспитательной деятельности [9]. Кураторы курсантских подразделений в практических ситуациях затрудняются соотнести свое поведение с достижением воспитательных целей и задач. В этих случаях необходимо кроме помощи должностных лиц использовать советы и рекомендации более опытных коллег, выступающих в качестве наставников в проведении воспитательной работы с курсантами.

Результаты воспитательной работы с личным составом, выводы и предложения отражаются в планах морально-психологического обеспечения образовательного процесса, разрабатываемых заместителями командиров по работе с личным составом, в личных делах курсантов и дневниках индивидуально-воспитательной работы в закрепленных подразделениях. Кроме того еженедельно куратор подразделения составляет рапорт на имя начальника военного института о состоянии дел и проделанной работе в курируемом подразделении.

Из опыта работы кураторов подразделений можно сделать вывод, что в воспитательной работе необходимо особое внимание обращать на женатых курсантов, курсантов, воспитывавшихся в неполных семьях, без родителей, в детских домах, допустивших нарушения воинской дисциплины, отстающих по программе обучения. Это связано с тем, что для этих категорий обучаемых характерны проблемы в адаптации, молодой человек сталкивается со многими довольно значительными ограничениями, запретами, изменениями привычных условий жизни, вытекающими из особой специфики обучения в военном вузе. Для достижения успеха в кураторской деятельности необходимо оказывать практическую помощь командирам подразделений в воспитании данной категории военнослужащих.

Так как курсантские подразделения обладают всеми качествами воинского подразделения, требуется особое внимание в своей работе уделять такой категории, как сержантский состав, постоянно обучать, воспитывать и контролиро-

вать их становление как младших командиров.

Соответственно, перечисленные требования к деятельности куратора курсантского подразделения предопределяют достаточно широкий набор компетенций, которыми должен владеть преподаватель, назначенный куратором. В этом случае возникает противоречие между уровнем подготовки куратора и требованиями, предъявляемыми к его деятельности, что в первую очередь, несомненно, подталкивает офицера-куратора заниматься самообразованием, но может и вынудить формально относиться к исполнению этих обязанностей. Основным направлением разрешения противоречия является разработка мер стимулирования деятельности кураторов курсантских подразделений.

Проводя сравнительный анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность кураторов в современных вузах, следует согласиться с мнением, что в условиях изменения приоритетных задач воспитания в современном вузе требуется дальнейшее научное осмысление места и роли института кураторства в вузе с целью создания оптимальных условий для саморазвития, самовоспитания и самоопределения личности.

Изучение роли кураторов в процессе воспитательной работы в военном вузе позволило вскрыть основные проблемы в подготовке будущих офицеров. Результаты проведенного исследования показали, что в воспитательной системе военного вуза присутствует некачественный подбор офицеров на должности кураторов, отсутствие личной заинтересованности в достижении результатов кураторской работы, отсутствие четкой системы в работе куратора, постоянное изменение требований, предъявляемых к выпускникам военных вузов. Деятельность куратора в военном вузе является связующим звеном во взаимоотношениях курсанта с образовательной средой военного вуза. От умения куратора наладить все направления деятельности курсантских подразделений во многом зависит успех подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военных образовательных организаций выс-

шего образования внутренних войск МВД России по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск». Приложение № 1 к приказу Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 17.06.2013 № 255.

2. Шевченко Т. В. Формирование военно-профессиональной направленности курсантов в процессе воспитательной работы в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пенза, 2008.

3. Теров А. А. Индивидуализация, тьюторская деятельность и реализация федеральных государственных образовательных стандартов // Бизнес, образование, право. Вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. - 2013. - № 1 (22). - С. 117-121.

4. Ястребова Г. А. Тьютор // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. - 2013. - № 1 (22). - С. 124-127.

5. Приказ Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 22 марта 2007 г. № 106 «Наставление по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД РФ».

6. Карсанов Э. Х. Инновации в военно-профессиональном воспитании курсантов в военных вузах: моногр. - СПб.: С.-Петерб. воен. ин-т внутрен. войск МВД России, 2015.

7. Положение о кураторах в военном институте внутренних войск МВД России. - Саратов: СВКИ, 2015.

8. Стародубцев М. П., Кириченко Р. В., Зюкин А. В., Кострикин С. Х. Основы педагогического мастерства и развитие профессиональной компетенции преподавателя вуза: науч.-метод. пособие. - СПб.: С.-Петерб. воен. ин-т внутрен. войск МВД России, 2014.

9. Бокова Т. Н. Развитие тьюторской системы в высших учебных заведениях США, Великобритании и России // Бизнес. образование. право. Вестн. Волгоград. ин-та бизнеса. -2013. - № 1 (22). - С. 121-124.

REFERENCES

1. Kvalifikatsionnye trebovaniya k voenno-profes-sionalnoy podgotovke vypusknikov voennykh ob-razovatelnykh organizatsiy vysshego obrazovaniya vnutrennikh voysk MVD Rossii po voenno-uchet-noy spetsialnosti 370300 "Sluzhebno-boevoe prim-enenie soedineniy, voinskikh chastey i podrazdele-niy vnutrennikh voysk". Prilozhenie No. 1 k prika-zu Glavnokomanduyushchego vnutrennimi voys-kami MVD Rossii ot 17.06.2013 No. 255.

2. Shevchenko T. V. Formirovanie voenno-profession-alnoy napravlennosti kursantov v protsesse vospi-tatelnoy raboty v voennom vuze. Extended abstract of PhD Dissertation (Education). Penza, 2008.

3. Terov A. A. Individualizatsiya, tyutorskaya dey-atelnost i realizatsiya federalnykh gosudarst-vennykh obrazovatelnykh standartov. Biznes, obrazovanie, pravo. Vestn. Volgograd. in-ta bi-znesa. 2013, No. 1 (22), pp. 117-121.

4. Yastrebova G. A. Tyutor. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestn. Volgograd. in-ta biznesa. 2013, No. 1 (22), pp. 124-127.

5. Prikaz Glavnokomanduyushchego vnutrennimi voyskami MVD Rossii ot 22 marta 2007 No. 106 "Nastavlenie po moralno-psikhologiches-komu obespecheniyu sluzhebno-boevoy dey-atelnosti vnutrennikh voysk MVD RF".

6. Karsanov E. Kh. Innovatsii v voenno-profes-sionalnom vospitanii kursantov v voennykh vu-zakh: monogr. St. Petersburg: S.-Peterb. voen. in-t vnutren. voysk MVD Rossii, 2015.

7. Polozhenie o kuratorakh v voennom institute vnut-rennikh voysk MVD Rossii. Saratov: SVKI, 2015.

8. Starodubtsev M. P., Kirichenko R. V., Zyukin A. V., Kostrikin S. Kh. Osnovy pedagogiches-kogo masterstva i razvitie professionalnoy kom-petentsii prepodavatelya vuza: nauch.-metod. posobie. St. Petersburg: S.-Peterb. voen. in-t vnutren. voysk MVD Rossii, 2014.

9. Bokova T. N. Razvitie tyutorskoy sistemy v vysshi-kh uchebnykh zavedeniyakh SShA, Velikobritanii i Rossii. Biznes, obrazovanie, pravo. Vestn. Volgograd. in-ta biznesa. 2013, No. 1 (22), pp. 121-124.

Свердев Роман Геннадиевич, адъюнкт очной адъюнктуры Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии России, майор e-mail: rsverdev@mail.ru

Sverdev Roman G., Full time post graduate military student, Saratov Military Red Banner Institute of Russian National Guard Troops, major e-mail: rsverdev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.