по средствам связи и автоматизации / Стародубцев М.П., Бабич И.И. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 10 (140). - С. 172-175.
8. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71433920/. - Дата обращения 01.12.2016.
9. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016) "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/71368610/. - Дата обращения 01.12.2016.
REFERENCES
1. Grachev, Ya.A. and Starodubtsev, M.P. (2015), "Problems of forming professional competencies in educational institutions of the MIA of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 22-27.
2. Damanik, L.V. (2011), Formation of military-professional competence offuture officers, dissertation, Kazan.
3. The Ministry of internal Affairs order of 30.07.2012 № 741 "About the statement of Qualifying requirements to professional knowledge and skills necessary for the performance of duties on military posts to the military personnel of internal troops of the MIA of Russia", available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70116052/.
4. Order of the Minister of defense of the Russian Federation dated 06.08.2012 No. 2195 "About measures for implementation in the Armed Forces of the Russian Federation resolution of the Government of the Russian Federation of 29 December 2011 No. 1198", available at: http://base.garant.ru/70232098/..
5. Saksonova, L.P. (2006), Conformity of technical education, Samara.
6. Simonenko, I.B. (2011), Professional Military training of specialists on the basis of civilian and military universities, dissertation, St. Petersburg
7. Starodubtsev, M.P. and Babich, I.I. (2016), "Pedagogical conditions of formation of militaryprofessional competence of cadets of military educational institutions of higher education in the classroom for communication and automation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 10, pp 172-175.
8. Federal law of 03.07.2016 No. 226-FZ "About the army national guard of the Russian Federation", available at: http://base.garant.ru/71433920/
9. The decree of the President of the Russian Federation from 05.04.2016 No. 157 (ed. by 30.09.2016) "Questions of Federal service of national guard troops of the Russian Federation", available at: http://base.garant.ru/71368610/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.12.2016
УДК 796.422:61
ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ
ПРОЦЕССЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА МЕДЛЕННОВОЛНОВОЙ АКТИВНОСТИ ГОЛОВНОГО
МОЗГА
Сергей Михайлович Струганое, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Николаевич Толстихин, доцент, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГКОУ ВО ВСИМВД России), г. Иркутск
Аннотация
В последнее время появилось много научных исследований об эффективности регистрации w-потенциала с коры головного мозга для определения функционального состояния корковых процессов центральной нервной системы. Метод регистрации «Омега-потенциала» для диагностики адаптации организма к физическим и психоэмоциональным нагрузкам в состоянии оперативного покоя дает возможность экспресс-оценки устойчивости организма к стрессовым ситуациям и осуществлении ранней диагностики дезадаптации. На основании полученных данных появляется возможность корректировать учебно-тренировочный процесс и адекватно планировать физическую
нагрузки спортсменов согласно функциональных и психических состояний, а также своевременно проводить восстановительные мероприятия, упреждая срыва адаптационных процессов организма.
Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, w-потенциал, омегаграмма, физическая нагрузка, психоэмоциональная нагрузка, адаптационные процессы, функциональное состояние.
PLANNING OF PHYSICAL ACTIVITY IN EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF RUNNERS ON AVERAGE AND LONG DISTANCES BY MEANS OF THE ANALYSIS OF SLOWLY WAVE ACTIVITY OF BRAIN
Sergey Mikhailovich Struganov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Nikolaevich Tolstikhin, the senior lecturer, The East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk
Annotation
Recently there were many scientific researches about the efficiency of registration of w-potential from a cerebral cortex for definition of the functional condition of cortical processes of the central nervous system. The registration method "Omega potential" for diagnostics of adaptation of the organism to physical and psychoemotional activities in the condition of operational rest gives the chance of the express assessment of resistance of the organism to stressful situations and implementation of early diagnostics of disadaptation. On the basis of the obtained data there is an opportunity to correct the educational and training process and to plan adequately the physical loads for the athletes according to the functional and mental states, and also in due time to hold the recovery events, anticipating failure of adaptation processes of the organism.
Keywords: educational and training process, w-potential, omegagramma, physical activity, psy-choemotional loading, adaptation processes, functional state.
Большую роль в спорте высших достижений играют не только физическая подготовленность и функциональные возможности организма спортсменов, но и их психологическое и психическое состояние. Поэтому большое значение в ансамбле систем, которые отвечают за физическую работоспособность, отводится центральной нервной системе (ЦНС) и ее взаимодействии с висцеральными системами, которая отвечает за физическую работоспособность. Над этой проблемой, в этой области, заключающейся в мед-ленноволновой активности головного мозга, занималось много отечественных ученых, где большую роль следует отметить исследования А.Д. Сычева (1980), В.А. Илюхина (1982), З.Г. Хабаева (1984), П.Д. Перепелкина и В.М. Клименко, (1988), О.Н. Московчен-ко (1996) и др.
Их результаты легли в основу создания метода функциональной диагностики «Омега-потенциал». Этот метод, в процессе медицинского обследования при регистрации параметров потенциалов сверхмедленной активности головного мозга, показывает интегральную оценку адаптивных возможностей организма спортсмена к физической и соревновательной нагрузкам. На основании этих данных появляется возможность эффективно и рационально планировать учебно-тренировочный процесс, своевременно внося соответствующие корректировки, упреждая состояние синдрома перетренировки (СПТ) и срыва адаптации.
Функциональная диагностика спортсменов с помощью метода «Омега-потенциала» проводилась в центре медико-биологических исследований Иркутского национального исследовательского технического университета под руководством врача высшей категории В. Л. Сивохова. В исследовании принимали участие ведущие спортсмены Иркутской области по легкой атлетике специализирующиеся в беге на средние, длинные и сверхдлинные дистанции.
Метод регистрации «Омега-потенциала» заключается в фиксации разности потенциалов с поверхности головы и тела человека. Он проводится как в состоянии покоя, так и после незначительной «возмущающей» нагрузки (два приседания) в положении сидя в течение 7 минут. При исследовании определяется функциональное состояние корковых процессов центральной нервной системы (рисунок 1): качество и адекватность адаптив-
ных систем головного мозга; устойчивость нервной системы к физическим и психоэмоциональным нагрузкам (функциональный резерв); уровень бодрствования.
I .............. ыБ 80 70
50
: лЛг
д 30
10
1 2 Э 4 5 0 1 г а « 5 в
1
Параметр Результат | Норна
поп I за.в Го-«
Бремя Знача им
0,5 ни 43.0
ЦО и>к 41,5
15 пни И.в
2.0 НИН 15.0
3.0 ши 41,3
4,0 У 43,1
5.0 них 40.5
в.О ыян 44.3
7,0 ы*н «.в
ВЫЯВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ КОРРЕЛЯНТЫ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ
1. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА:
1)Ада-"1Пнии* раасцки системы адеватнь».
b) Хороши устойчивость ■ фщшдесыц V пснжчйспм нагрузхаы.
c) Оптииальии! уроннь бсдрстюыни.
г СИСТЕМА ГАЗООБМЕНА И КРОВООБРАЩЕНИЯ.
Пор м ал ы*ое фумщноиюоинм.
3. СИСТЕМА ДЕЗИНТОКСИКАЦИИ
Уиречнал ареаггманостъ.
ГИПОТАЛАМОТИПОФИЗЛРЬО+^АДПОЧЕЧПИКОВАЯ СИСТЕМА.
Норияпьное фуксине нирсеаин*.
Рисунок 1 - Омегаграмма анализа медленноволновой активности головного мозга
При проведении анализа медленноволновой активности головного мозга обращается внимание на такие параметры регистрации ■-потенциала как базовый потенциал оперативного контроля, динамика ■-потенциала на однократную нагрузку и динамика ■потенциала в процессе учебно-тренировочных занятий.
Базовый потенциал оперативного контроля. Делится на три уровня, где определяется уровень активного бодрствования и адаптивных функциональных резервов, так например, при показателях на омегаграмме:
- от 0 до 20 мВ означает, что у спортсмена происходит снижение адаптационных резервов и истощение психических и физических функций организма;
- от 20 до 40 мВ - информирует хорошую устойчивость организма к тренировочной нагрузке и высокие показатели психических и физических функций организма;
- от 40 до 60 мВ - показывает психическое и физическое истощение, а также на состояние психоэмоционального напряжения, высокую устойчивость к нагрузкам, где снижены функциональные резервы и адаптивные реакции организма.
Динамика ■-потенциала на однократную нагрузку или адаптационный тест дополняет информацию о функциональном состоянии спортсмена на однократную физическую нагрузку (два приседания), где фиксируется разграничение оперативного покоя и ответное развертывание во время деятельности адаптивных систем. При проведении теста выделяют три временных зоны адаптации: 1 зона - от 0 до 1 мин. 30 с; 2 зона - от 1 мин. 30 с до 3 мин. 30 с; 3 зона - от 3 мин. 30 с до 7 мин.
Первая зона адаптации - отражает хемообменные процессы, связанные с доставкой и потреблением кислорода тканями (транспорт кислорода). Косвенно отражает функциональное состояние сердечно-сосудистого, дыхательного и ферментативного комплекса систем. Здесь оцениваются адаптивные возможности организма, обеспечивающие срочную адаптацию.
Вторая зона адаптации - это нейрогуморальные механизмы, отвечающие за дезин-токсикационные процессы в организме. Они косвенно отражают функциональное состо-
яние висцеральных органов, участвующих в гуморальной регуляции (печень, почки, желудочно-кишечный тракт) и позволяют выявить наличие метаболического ацидоза.
Третья зона адаптации - отражает нейрогормональные механизмы регуляции функций гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. В спортивной медицине это звено имеет наибольшее значение, так как эффективность гормональной регуляции в значительной мере обеспечивает работу на выносливость и создает предпосылки к долгосрочной адаптации.
Прогностическое значение для оценки срочной и долговременной адаптации на функциональную нагрузку считается адекватной, если омегаграмма сохраняется во всех 3 зонах адаптации. Эталонная омегаграмма характеризуется координированностью межсистемных взаимодействий в организме, указывая на сохранность регуляции адаптивных систем хемообменных, гуморальных и гормональных процессов, отсутствие «слабых звеньев» адаптации. Изменение омегаграммы в течение учебно-тренировочного процесса на 20% от исходного значения означает высокую работоспособность спортсмена. Постоянное снижение '-потенциала на омегаграмме информирует, что на нарушение хемообменных процессов. Спортсмены с такими показателями сильно реагировали на неблагоприятные метеоусловия, природные факторы, смену часового пояса, тренировки на высокогорье, в результате этого отмечалась эмоциональная неустойчивость, нарушались координационные способности, во время соревнований проявлялась низкая мобилизация, которая сказывалась на спортивных результатах.
Изменения в омегаграмме во второй зоне адаптации в основном связаны с дезадаптацией внутренних органов (стресс органа) или наличие метаболического ацидоза, который означает, что у спортсмена в настоящий момент слабые восстановительные процессы организма. Для ликвидации данных нарушений необходимо проводить дополнительные обследования внутренних органов, использовать педагогические методы, восстановительные и фармакологические средства, разрешенные в спортивной медицине.
Показания в третьей зоне адаптации указывают на состояние механизмов регуляции гормонального звена и снижение нейрогормональных механизмов регуляции функции надпочечников, которые в циклических видах спорта в значительной мере обеспечивают работу на выносливость, оценка значений в третьей зоне адаптации омегаграммы означают:
- снижение '-потенциала до 20% от исходного значения означает ослабление функции надпочечников в результате длительных объёмных тренировок. Эти изменения следует относить к функциональному характеру, если после восстановительных мероприятий происходила положительная динамика значений '-потенциала выше исходного;
- снижение '-потенциала от 20 до 25% от исходного значения указывала на признак гипофункции, вследствие которой физическая нагрузка на выносливость переносилась очень тяжело;
- снижение '-потенциала от 25% и более считается как неблагоприятный фактор, указывающий на истощение регуляторных механизмов функции надпочечников. Если после восстановительных мероприятий динамика '-потенциала повышалась до исходного значения и выше, то такие изменения также оценивались как функциональные, и спортсмену разрешалось дальше продолжать выполнять запланированную учено-тренировочную программу. Если положительный эффект не наступал, то восстановительные мероприятия предлагалось продолжить.
На протяжении всего учебно-тренировочного процесса при получении необходимых данных о спортсменах проводилась корректировка физической нагрузки, как по объему, так и по интенсивности. В случае ежедневного снижения '-потенциала на 25^40%, показывало на отрицательный признак, который свидетельствовал о стабильном истощении регуляторных механизмов функции надпочечников и немедленном применении восстановительных методов и фармакологических средств, разрешенные в спортив-
ной медицине. Если восстановительные мероприятия не давали определенного эффекта на улучшение функционального состояния спортсмена, то дальнейшее нарастание физической нагрузки сопровождалось снижением работоспособности, снижением результатов и частыми простудными заболеваниями и травмами.
Вывод. Таким образом, анализ медленноволновой активности головного мозга методом регистрации w-потенциала показал свою большую эффективность при проведении оперативного контроля за функциональным состоянием организма спортсменов. Знание значений w-потенциала позволяло своевременно проводить восстановительные мероприятия упреждая состояние синдрома перетренировки и срыва адаптации в течение не только учебно-тренировочного процесса, но и в соревновательный период при подготовке к ответственным соревнованиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сивохов, В.Л. Современные методы функциональной диагностики в спорте / В.Л. Сивохов, Е.Л. Сивохова // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2007. - № 1. - С. 68-73.
2. Стародубцев, В.В. Индивидуализация спортивной тренировки бегунов на средние и длинные дистанции на основе критериев специальной подготовленности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Стародубцев В.В. - Омск, 1999. - 200 с.
3. Струганов С.М. Рациональное планирование тренировочного процесса на этапе специальной подготовки высококвалифицированных бегунов-марафонцев : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Струганов С.М. - Улан-Удэ, 2007. - 192 с.
4. Струганов, С.М. Управление учебно-тренировочным процессом спортсменов в циклических видах спорта с использованием инновационных технологий / С.М. Струганов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 185-190.
REFERENCES
1. Sivokhov, V.L. and Sivokhova, E.L. (2007), "Modern methods of functional diagnostics in sport", Messenger of the Krasnoyarsk pedagogical university of V. P. Astafyev, No. 1, pp. 68-73.
2. Starodubtsev, V.V. (1999), Individualization of a sports training of runners on average and long distances on the basis of criteria of special readiness, dissertation, Omsk.
3. Struganov, S.M. (2007), Rational planning of training process at a stage of special training of highly skilled runner's marathoners, dissertation, Ulan-Ude.
4. Struganov, S.M. (2015), "Management of educational and training process of athletes in cyclic sports with use of innovative technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 185-190.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.12.2016
УДК 378
ПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Валерий Петрович Сущенко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Антон Владимирович Ворожейкин, соискатель, Калининградский пограничный институт ФСБ России, Калининград
Аннотация
В статье выявлены показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности. К ним относятся: высокий уровень методической подготовленности к обучению приемам рукопашного боя; хорошее знание особенностей