Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования на занятиях по средствам связи и автоматизации'

Педагогические условия формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования на занятиях по средствам связи и автоматизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович, Бабич Игорь Иванович

В статье рассмотрены особенности формирования военно-профессиональных компетенций на занятиях по средствам связи и автоматизации, определены педагогические условия их формирования. Рассмотрены особенности компетентностного подхода при подготовке специалистов для войск Национальной гвардии РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович, Бабич Игорь Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article regarded the features of formation of military-professional competencies during the classes on the communication and automation; the pedagogical conditions of their formation have been determined. The features of the competence approach in training the troops of the Russian Federation of the National Guard have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования на занятиях по средствам связи и автоматизации»

5. Fonarev, D.V. (2014), "Introduction of the federal state educational standard of the main general education in practice of physical training", News of the Tula state university. Physical culture. Sport, No. 4, pp. 60-64.

6. Cherepov, E.A. (2014), "Increase in efficiency of the third physical education class on the basis of introduction of the modular training program of sports orientation", Physical Culture: upbringing, education, workout, No.6, pp. 6-8.

Контактная информация: dmitriy.solomennikoff@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2016

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СРЕДСТВАМ СВЯЗИ И АВТОМАТИЗАЦИИ

Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Иванович Бабич, старший преподаватель, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

В статье рассмотрены особенности формирования военно-профессиональных компетенций на занятиях по средствам связи и автоматизации, определены педагогические условия их формирования. Рассмотрены особенности компетентностного подхода при подготовке специалистов для войск Национальной гвардии РФ.

Ключевые слова: военно-профессиональные компетенции; педагогические условия; ком-петентностный подход; подготовка специалистов для войск Национальной гвардии РФ.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCE

FORMATION OF CADETS AT MILITARY INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION DURING COMMUNICATION AND AUTOMATION CLASSES

Michael Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Igor Ivanovich Babich, the senior teacher, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation

Annotation

The article regarded the features of formation of military-professional competencies during the classes on the communication and automation; the pedagogical conditions of their formation have been determined. The features of the competence approach in training the troops of the Russian Federation of the National Guard have been analyzed.

Keywords: military and professional competence, pedagogical conditions, competence-based approach, and training of the troops of the Russian Federation of the National Guard.

Одним из направлений совершенствования обеспечения национальной безопасности является подготовка высококвалифицированных военных кадров. В связи с принятием и вступлением в силу федеральных образовательных стандартов третьего поколения в деятельности организаций высшего образования акцент сместился на компетенцию выпускников как основной результат деятельности вуза. В военных организациях высшего образования выпускник должен обладать сформированными военно-профессиональными компетенциями. В современных условиях возрастает роль информационной сферы, которая представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отно-

шений. Информационная сфера является системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. В целях защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России необходимо повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну [2].

Соответственно, будущие офицеры должны обладать способностью обеспечивать интересы страны в информационной сфере. Занятия по связи и автоматизации направлены на формирование военно-профессиональных компетенций, в том числе и в сфере обеспечения информационной безопасности.

Сбалансированное развитие войск Национальной гвардии предполагает подготовку и службу офицерских кадров, готовых к действиям с учетом новых угроз и вызовов современности. Данная задача может быть решена с помощью подготовки офицеров на основе компетентностного подхода. Данный подход отражает современные тенденции образования, заключающиеся в направленности на обучающегося, способного по выпуску из образовательного учреждения к непосредственному выполнению должностных обязанностей, готового к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Выпускники военных образовательных организаций высшего образования, при этом, должны обладать сформированными военно-профессиональными компетенциями. Основными направлениями деятельности войск Национальной гвардии являются поддержание общественной безопасности и общественного порядка, участие в контртеррористических операциях, борьба с терроризмом и экстремизмом, охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения [4]. Для успешного выполнения данных задач необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, способных действовать в любых обстоятельствах, умеющих эффективно применять новейшее вооружение и средства связи. С учетом постоянного совершенствования материально-технического обеспечения и вооружения возрастает значение формирования различных составляющих военно-профессиональных компетенций с помощью отдельных дисциплин. Одной из важнейших составляющих военно-профессиональных компетенций является умение использования современных средств связи и автоматизации. Офицерам необходимо осуществлять управление подразделением, которое, как правило, в боевых условиях осуществляется именно с помощью средств связи. Занятия по связи и информатизации направлены на формирование навыков использования средств связи, но, наряду с этим, они направлены на формирование военно-профессиональной компетенции будущих офицеров.

В Санкт-Петербургском военном институте войск Национальной гвардии Российской Федерации занятия по средствам связи и автоматизации проводятся, прежде всего, в рамках дисциплин по выбору вариативной части профессионального цикла «Связь», объем которой составляет 5 зачетных единиц и «Эксплуатация автоматизированных систем специального назначения», объем которой составляет также 5 зачетных единиц. Обучающиеся могут выбрать одну из этих дисциплин, их изучение предусмотрено со второго

по девятый семестр и заканчивается сдачей зачета с оценкой. Такая протяженность изучения дисциплины во времени позволяет постоянно актуализировать и закреплять ранее полученные знания, кроме того дает возможность преподавателям и обучающимся изучать новинки техники связи и автоматизации, поступившие на вооружение к этому времени.

Занятия по связи и автоматизации направлены на поэтапное формирование военно-профессиональных компетенций, которые в конечном итоге выражаются в готовности военного специалиста к решению своих профессиональных задач. Под военно-профессиональной компетентностью понимают интегральную характеристику специалиста, позволяющую ему решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей [3].

Успешное выполнение боевых задач частями и подразделениями войск Национальной гвардии в современных условиях зависит не только от количества и качества сил и средств вооруженной борьбы, но и от наличия устойчивого, непрерывного, оперативного и скрытного управления ими. Основой управления является система связи. Для обеспечения работы системы связи необходимы силы и средства связи. Кроме этого, должны быть определены конкретные правила применения этих сил и средств и правила, которые позволяют заблаговременно продумать их применение. Отсюда следует, что командиры подразделений должны уметь эксплуатировать средства связи, работать с личным составом в вопросах умения работать и грамотно эксплуатировать средства связи, и знать правила применения сил и средств связи для выработки наиболее целесообразных решений по организации связи. Вполне очевидно, что командиры подразделений должны знать теоретические положения, используемые ими в процессе прохождения службы то есть основы организации связи. Это фундамент профессиональной подготовки для достижения высоких результатов в практической деятельности [1].

В целом компетентностный подход, в настоящее время очень востребованный, требует все большей социальной активности и адаптивности специалиста в современных условиях, что отвечает требованиям профессиональной деятельности в войсках Национальной гвардии РФ. При этом компетенция это совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественного и продуктивного действия в отношении определенного круга предметов и процессов, а компетенция это владение специалистом определенной компетенцией, основанное на его личностном отношении к компетенции и предмету деятельности. По нашему мнению, целью современного военного образования является формирование профессионала, способного к быстрой адаптации к меняющимся обстоятельствам, в том числе способного к освоению нового вооружения и техники связи и автоматизации. Таким образом, занятия по связи и автоматизации напрямую направлены на формирование военно-профессиональных компетенций. В ходе данных занятий наряду с индивидуальной работой отрабатываются навыки слаженной работой внутри коллективов. Одним из основных видов деятельности выпускников офицеров является организационно-управленческая деятельность. Под ней понимается организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач. Отработка задач по связи направлена в первую очередь на формирование компетенций, связанных с организационно-управленческой деятельностью. Управленческая компетенция является основным элементом военно-профессиональной компетентности в связи с тем, что деятельность офицера в войсках направлена на эффективное выполнение боевых задач с помощью коллективов. Организационно-управленческая деятельность является отдельным видом человеческой деятельности, основанном на субъект-субъектном подходе, взаимодействии подчиненного и командира. В современных условиях жизнь человека является наивысшей ценностью. Особенно зримо данная константа проявляется в условиях военных действий, контртеррористических операций, ко-

гда жизнь самого командира зависит от действий его подчиненных и наоборот. Структура организационно-управленческих компетенций состоит из когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностно-креативного компонентов. Занятия по связи и автоматизации направлены на формирование данной компетенции и в целом военно-профессиональной компетентности.

Таким образом, педагогическими условиями формирования военно-профессиональных компетенций курсантов военных образовательных организаций высшего образования на занятиях по средствам связи и автоматизации являются:

- непрерывность изучения средств связи и автоматизации в течение всего периода обучения.

- отработка теоретических знаний о средствах связи и автоматизации на практике в период стажировок и практик.

- использование в процессе формирования военно-профессиональных компетенций единого образовательного пространства военных организаций высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабич, И.И. Дисциплина "Связь" в вопросах и ответах : учебное пособие / И.И. Бабич, В.В. Стариков ; Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России. - СПб. : [б.и.], 2012. - 88 с.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/182535/. -Дата обращения 01.10.2016.

3. Доломанюк, Л.В. Формирование военно-профессиональной компетенции будущих офицеров : дис. ... канд. пед. наук / Доломанюк Л.В. - Казань, 2011. - 224 с.

4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/773527/. - Дата обращения 01.10.2016.

REFERENCES

1. Babich, I.I. and Starikov V.V. (2012), Discipline "Communication " questions and answers: textbook, Saint-Petersburg military Institute of internal troops of the MIA of Russia, St. Petersburg.

2. The doctrine of information security of the Russian Federation (N Pr-1895 is approved by the Russian President of September 9, 2000), available at: http://base.garant.ru/182535/.

3. Dolomanik, L.V. (2011), Formation of military-professional competence of future officers, dissertation, Kazan.

4. Federal law of 03.07.2016 No. 226-FZ "About troops of National Guard of the Russian Federation", available at: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/773527/.

Контактная информация: pfanmp@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.10.2016

УДК 796.82

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫСТУПЛЕНИЙ СТРАН-УЧАСТНИЦ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ НА XXXI ОЛИМПИЙСКИХ ИГРАХ

Артур Борисович Таймазов, аспирант, трехкратный олимпийский чемпион, Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты анализа выступлений стран-участниц по трем видам спортивной борьбы на XXXI Олимпийских играх. Установлено, что в число призеров Олимпиады

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.