Научная статья на тему 'К проблеме формирования готовности курсантов военных вузов к управленческой деятельности'

К проблеме формирования готовности курсантов военных вузов к управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ГОТОВНОСТЬ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / RELEVANCE / MANAGEMENT ACTIVITY / MANAGERIAL FUNCTIONS / READINESS / MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY / VOCATIONAL TRAINING / TROOPS OF NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровский Александр Владимирович, Ихтисанов Ильнар Ильдарович

В статье анализируется проблема формирования готовности к управленческой деятельности курсантов военных институтов. Современное развитие войск зависит от уровня эффективности управленческой деятельности его руководства. Одним из направлений повышения профессионализма будущих офицеров-управленцев является включение в образовательный процесс элементов предстоящей профессиональной деятельности, в частности управленческой. В целях решения данной задачи в высшем военном образовании мы планируем формировать готовность курсантов к управленческой деятельности посредством наполнения учебных дисциплин курсом лекций и практических занятий по основам управленческой деятельности в воинских частях и подразделениях. Выявлены основные понятия, связанные с готовностью курсантов к управленческим умениям и навыкам, применяемым в военно-профессиональной деятельности. Обозначены компоненты управленческой деятельности, осуществляемой в воинских коллективах. Раскрывается само понятие «готовности к управленческой деятельности курсантов военных институтов», этапы формирования в условиях современного высшего военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровский Александр Владимирович, Ихтисанов Ильнар Ильдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relevance formation of readiness of cadets of the military institute to administrative activity

In article the problem of forming of readiness for a management activity of cadets of military institutes of troops of national guard of the Russian Federation is analyzed. Modern development of troops depends on the level of efficiency of a management activity of its management. One of the directions of increase in professionalism of future officers-managers is inclusion in educational process of elements of the forthcoming professional activity, in particular managerial. For the purpose of the solution of this task in the higher military education we plan to create readiness of cadets for a management activity by means of filling of subject matters a course of lectures and a practical training on bases of a management activity in military units and divisions. The basic concepts connected readily cadets to use of the managerial skills applied in military professional activity are revealed. Components of the management activity performed in military collectives are designated. The concept of «readiness for a management activity of cadets of military institutes», forming stages in the conditions of modern higher military education reveals.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования готовности курсантов военных вузов к управленческой деятельности»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http ://naukovedenie.ru/vol8-6 .php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/119EVN616.pdf

Статья опубликована 23.12.2016

Ссылка для цитирования этой статьи:

Дубровский А.В., Ихтисанов И.И. К проблеме формирования готовности курсантов военных вузов к управленческой деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/119EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378

Дубровский Александр Владимирович

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Россия, Пермь

Профессор кафедры «Военной педагогики и психологии»

Доктор педагогических наук E-mail: general-1962@mail.ru

Ихтисанов Ильнар Ильдарович

ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», Россия, Пермь

Адъюнкт очного обучения E-mail: alfione83@mail.ru

К проблеме формирования готовности курсантов военных вузов к управленческой деятельности

Аннотация. В статье анализируется проблема формирования готовности к управленческой деятельности курсантов военных институтов. Современное развитие войск зависит от уровня эффективности управленческой деятельности его руководства. Одним из направлений повышения профессионализма будущих офицеров-управленцев является включение в образовательный процесс элементов предстоящей профессиональной деятельности, в частности управленческой. В целях решения данной задачи в высшем военном образовании мы планируем формировать готовность курсантов к управленческой деятельности посредством наполнения учебных дисциплин курсом лекций и практических занятий по основам управленческой деятельности в воинских частях и подразделениях.

Выявлены основные понятия, связанные с готовностью курсантов к управленческим умениям и навыкам, применяемым в военно-профессиональной деятельности. Обозначены компоненты управленческой деятельности, осуществляемой в воинских коллективах. Раскрывается само понятие «готовности к управленческой деятельности курсантов военных институтов», этапы формирования в условиях современного высшего военного образования.

Ключевые слова: актуальность; управленческая деятельность; управленческие функции; готовность; военно-профессиональная деятельность; профессиональная подготовка; войска национальной гвардии Российской федерации

В условиях возрастания новых угроз безопасности Российского государства, усложняющейся мировой обстановки, войска национальной гвардии России выступают гарантом стабильности и обеспечивают безопасность граждан, общества и государства,

защищают права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств1.

Одновременно с разработкой и внедрением в войска национальной гвардии России современных методов ведения боевых действий и высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники, все более пристальное внимание уделяется профессиональной подготовке офицерского состава.

Возникает необходимость усовершенствования системы профессиональной подготовки офицерских кадров в военных учебных заведениях, соответствующей современному облику и задачам войск национальной гвардии России, гарантирующую эффективное развитие профессиональных качеств офицеров, готовых квалифицированно выполнять любые служебно-боевые задачи по предназначению на протяжении всей военной службы с учетом потребности государства.

Среди основных профессиональных качеств выступает готовность курсантов военных вузов войск национальной гвардии России к управленческой деятельности, формированию которой уделяется особое внимание в образовательном процессе.

Готовность является весомым компонентом эффективной профессиональной деятельности офицеров - выпускников военных вузов. Возможности категории готовности как методологического средства, его универсальная применимость ко многим процессам и явлениям объективной действительности объясняются, прежде всего, общими закономерностями развития этих процессов [6].

С.И. Ожегов в своем толковом словаре русского языка понятие «готовность» определяет как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь [8]. Данное понятие включает в себя способность человека реализовать свои потенциальные возможности в любой момент времени.

В военно-профессиональной деятельности «готовность» связана со способностью офицеров немедленно выполнить заданные функции, от реализации которых во многом зависит эффективность выполнения боевой задачи как индивидуальной, так и коллективной (отделение, расчет, подразделение, воинская часть) [5].

Следовательно, возможно предположить, что результат, достигнутый в процессе целенаправленной подготовки курсантов военных институтов к осуществлению управленческих функций в воинских коллективах выразится аналогично как состояние готовности, а более конкретно - готовности к управленческой деятельности.

Управленческая деятельность офицера руководителя характеризуется: профессиональной коммуникабельностью; коллективностью и непосредственным взаимодействием военнослужащих в служебно-боевой деятельности; воспитанием и обучением подчиненных; экстремальными условиями выполнения должностных обязанностей; активным участием в управлении и организации труда подчиненных; единоначалием в управлении [3].

В настоящее время в войсках национальной гвардии России востребованы офицеры, обладающие высокими профессиональными качествами, умением точно, просто и кратко излагать свои мысли, ставить и доводить до подчиненных задачи. Мысль командира, его приказание и задача во всякой обстановке должны быть выражены настолько ясно и просто,

1 Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».

чтобы никто не мог их воспринимать двусмысленно, толковать двояко. Это умение должно вырабатываться им целенаправленно и постоянно.

Проанализировав отзывы о прохождении военной службы выпускниками в воинских частях, опросив старших офицеров и основываясь на личный опыт, мы сделали вывод, что при вступлении в должность молодые офицеры проявляют слабые знания и навыки при осуществлении управленческих функций в военно-профессиональной деятельности [7].

В связи с чем, проблема эффективной организации образовательного процесса по формированию готовности курсантов к управленческой деятельности становится одной из первостепенных задач деятельности военных институтов, а её исследование - актуальным направлением педагогических изысканий.

Однако необходимо обозначить, что данное направление исследований не является новым. Военная управленческая деятельность офицеров и курсантов были рассмотрены в работах Ю.В. Фененко, Н.Е. Рогожкина, И.И. Мельникова, С.П. Кирикова, Р.А. Гусева, Е.А. Бондаренко и других.

Мы планируем на основе анализа результатов теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы обосновать педагогическую модель и дидактические условия формирования готовности курсантов военных институтов к управленческой деятельности, а также определить основные пути повышения ее эффективности в современных условиях.

Проведя анализ научно-практических исследований (Маркулис С.Ю., Снигирева А.Л., Богомолова Г.С., Васильева С.Н. и др.) которые посвящены проблеме профессиональной компетентности, вопросам военно-профессиональной подготовки, а, так же, на основе анализа педагогических и методологических положений о моделировании, мы разработали модель формирования готовности курсантов военных вузов войск национальной гвардии России к управленческой деятельности. Структура данной модели представляет собой взаимосвязанную систему, наполненную интегративно взаимодействующими компонентами (целевой, содержательно-процессуальный, оценочный и результативный блок). На рисунке (Разработана автором на основе трудов Муралева А.А. [7]) ниже наглядно представлена модель формирования готовности курсантов военных вузов войск национальной гвардии России к управленческой деятельности.

Для полного представления модели формирования готовности курсантов военных вузов войск национальной гвардии России к управленческой деятельности у необходимо более подробно описать каждый из составных блоков.

Целевой блок. Целеполагание представляет собой начальный элемент формирования готовности курсантов вузов войск национальной гвардии России к управленческой деятельности. Целью является так называемый ответ военного вуза на государственный заказ по профессиональной подготовке будущего офицера. Так же в целевой блок входят задачи, определимые учебным учреждением, сформированные на основе компетенций, установленных во ФГОС ВО и квалификационных требованиях к специалистам.

Рисунок. Модель формирования готовности курсантов к управленческой деятельности

Под целью в педагогике понимается заранее осознанные и планируемые результаты предстоящей педагогической деятельности. Цель (целеполагание) являются начальными элементами всего процесса достижения намеченного результата в формировании готовности курсантов вузов войск национальной гвардии России к управленческой деятельности. В нашем случае цели можно разделить на две составляющие: первая носит общий характер и

определяется общественно-историческими условиями, возможностями выпускников и характером их будущей профессии и т.д.; вторая, более конкретизируется в аспекте учебно-воспитательного процесса вуза и включает деятельностные навыки, организационно-функциональные, личностные качества и степень сформированности готовности курсантов к управленческой деятельности.

Цели педагогической модели планируются как конечный результат учебно-познавательного и учебно-воспитательного процесса формирования готовности курсантов вузов войск национальной гвардии России к управленческой деятельности. Сложившаяся педагогическая практика выставляет определенные требования и конкретизацию основных педагогических целей, в которых должно быть определено какой уровень готовности к управленческой деятельности необходимо формировать у курсантов в процессе обучения в вузе. Кроме того, необходимо определить уровни сформированности компонентов готовности к управленческой деятельности на различных этапах ее формирования.

После определения целей и постановки задач необходимо выстроить содержание и приступить к процессу формирования готовности курсантов к управленческой деятельности, которые находят свое отражение в следующем блоке.

Содержательно-процессуальный блок является основой формирования готовности к управленческой деятельности. Основой данного блока являются педагогические принципы процесса формирования готовности к управленческой деятельности.

Функционирование любой педагогической модели должно основываться на определенных принципах, сущность которых наиболее ясно отражена в работах В.И. Загвязинского. Педагогический принцип в них представляется как «знание о сущности учебно-воспитательного процесса и его закономерностях, которые выражены в нормах деятельности и рекомендациях для практической реализации». Т.е. педагогические принципы - это практические рекомендации для достижения определенных целей в обучении. Любая педагогическая система построена на принципах обучения. Принципы обучения представляют собой определенные положения, отражающие закономерности протекания процесса обучения [9]. В проектируемой нами модели мы реализовали принципы последовательности, систематичности и практической направленности обучения, наглядности, объективности и определенности модели.

Таким образом, проведенное нами исследование показывает основные ценностные ориентиры и направления дальнейшего совершенствования проблем, выявленных в рассматриваемом сегменте готовности курсантов к управленческой деятельности. Формирование и совершенствование готовности курсантов военных вузов войск национальной гвардии России к управленческой деятельности повысит их навыки эффективного руководства и способность самостоятельно принимать целесообразные решения, а также обеспечит качественную подготовку курсантов - будущих офицеров к их дальнейшей самореализации в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабосов Е.М. Социология управления: учебное пособие для студентов вузов. Мн.: ТетраСистемс, 2002.

2. Военная педагогика / под ред. О.Ю. Ефремова. - Спб.: Питер, 2008.

3. Гусев Р.А. Педагогические условия формирования профессионализма управленческой деятельности офицеров внутренних войск МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009. №4 (44). С. 172-176.

4. Дубровский А.В. Физическая готовность выпускников военных кафедр вузов к профессиональной деятельности: Монография. - Пермский ГТУ, 2004.

5. Ефремов А.К. Военно-социальное управление: проблемы теории и практики / А.К. Ефремов, М.И Ломакин, А.А. Чертополох. - М.: Военный университет. -2001. - 246 с.

6. Ихтисанов И.И. Готовность курсантов военных институтов к управленческой деятельности / И.И. Ихтисанов, А.В. Петкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №7 (137). - С. 27-30.

7. Муралев А.А. Педагогическая среда и модель формирования документоведческой компетентности у курсантов // Современные проблемы науки и образования - 2015. - №6. - С. 383.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

Dubrovskiy Aleksandr Vladimirovich

Perm military institute of the national guard of Russian Federation, Russia, Perm

E-mail: general-1962@mail.ru

Ilnar Ildarovich Ihtisanov

Perm military institute of the national guard of Russian Federation, Russia, Perm

E-mail: alfione83@mail.ru

Relevance formation of readiness of cadets of the military institute to administrative activity

Abstract. In article the problem of forming of readiness for a management activity of cadets of military institutes of troops of national guard of the Russian Federation is analyzed. Modern development of troops depends on the level of efficiency of a management activity of its management. One of the directions of increase in professionalism of future officers-managers is inclusion in educational process of elements of the forthcoming professional activity, in particular managerial. For the purpose of the solution of this task in the higher military education we plan to create readiness of cadets for a management activity by means of filling of subject matters a course of lectures and a practical training on bases of a management activity in military units and divisions.

The basic concepts connected readily cadets to use of the managerial skills applied in military professional activity are revealed. Components of the management activity performed in military collectives are designated. The concept of «readiness for a management activity of cadets of military institutes», forming stages in the conditions of modern higher military education reveals.

Keywords: relevance; management activity; managerial functions; readiness; military professional activity; vocational training; troops of national guard of the Russian Federation

REFERENCES

1. Babosov E.M. Sotsiologiya's big money of management: Uchebn. benefit for students of higher education institutions. Мn.: TetraSystems, 2002.

2. Military pedagogics. - St.-Petersburg, 2008.

3. Gusev R.A. Pedagogical conditions of formation of professionalism of administrative activity Officers of Interior Ministry troops to Russia // Vestnik St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. 2009. №4 (44). pp. 172-176.

4. Dubrovsky A.V. Physical readiness of graduates of military departments of higher education institutions for professional activity: Monograph. - Perm GTU, 2004.

5. Efremov A.K. Military and social management: problems of the theory and practice / A.K. Efremov, M.I. Lomakin, A.A. Chertopolokh. - M.: Military university, 2001. 246 р.

6. Ihtisanov I.I. Ready сadets of military institute to administrative activity / I.I. Ihtisanov, A.V. Petkin // Scientific notes of the name PF University Lesgafta. 2016. №7 (137). рр. 27-30.

7. Muralev A.A. The pedagogical environment and model of forming of dokumentovedchesky competence at cadets // Modern problems of science and education. 2015. №6. P. 383.

8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. Dictionary of Russian language 80 000 words and idiomatic expressions // RAS. Institute of Russian Language. V.V. Vinogradov. - M.: Azbukovnik, 1999. - 944 p.

9. Slastenin V.A., etc. Pedagogics: Studies. Benefit for student. Vyssh. Ped. Studies. Institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; Under the editorship of V.A. Slastenin. - M.: Publishing center «Akademiya», 2007. - 576 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.