УДК 355.232
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
© Валентин Николаевич МАШИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, докторант, кафедрa социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Отмечается, что проблема коммуникативной компетентности на сегодняшний день получила дополнительную теоретическую и прикладную привлекательность в связи с обучением в ряде военных вузов Министерства обороны РФ курсантов не только мужского, но и женского пола. Основное внимание уделяется проведенной диагностике коммуникативной компетентности курсантов военных вузов.
Коммуникативная социальная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру. Таким образом, можно говорить о наличии гендерных различий в уровне сфорсированности коммуникативной компетентности курсантов военных вузов. Как показали исследования, педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования коммуникативной компетентности у будущих офицеров в системе высшего образования, являются: осознание значимости коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности как курсантами, так и преподавателями; моделирование коммуникативных ситуаций в процессе обучения, обеспечивающее свободное вхождение курсантов в процесс общения; внедрение в учебный процесс спецкурса (факультатива) «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности офицера»; индивидуальный и дифференцированный подход к курсантам в процессе формирования у них коммуникативных способностей.
Ключевые слова: коммуникативная культура; коммуникативная компетентность; курсанты военных вузов.
Актуальность исследования связана, во-первых, с теми коренными изменениями, которые происходят в стране в условиях реформирования всех сторон жизни российского общества, в т. ч. и Вооруженных сил, во-вторых, с новыми требованиями к выпускнику военных учебных заведений, которому предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в армии, построенной на контрактной основе, в условиях, когда подчиненные старше офицеров по возрасту и имеют более богатый жизненный и профессиональный опыт. Все это обусловливает необходимость проведения целенаправленной работы с курсантами по формированию у них социально-коммуникативных умений, являющихся неотъемлемой частью коммуникативной компетентности. Современная ситуация требует от офицера не только владения суммой знаний, навыков в узкой сфере своей профессиональной деятельности, но и практических умений организации, психологической, информационно-воспитательной работы, принятия ответственных решений в экстремальных ситуациях, регулирования
взаимоотношений, осуществления равноправного диалога субъектов, ведения переговоров.
Анализ научной литературы показывает, что к настоящему времени вопросы общения, коммуникативного подхода в обучении и воспитании находятся в центре внимания многих исследователей. В частности, философско-методологические аспекты общения, межличностной коммуникации рассмотрены в работах К.А. Абульхановой, Л.П. Буевой, П. Вацлавика, М.С. Кагана, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна и др. Психолого-педаго-гический анализ коммуникативной деятельности личности нашел отражение в трудах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, М.Р. Битяно-вой, А.А. Бодалева, Ю.Н. Емельянова, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского,
В.Н. Куницыной, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, Л.А. Петровской и др. Вопросам изучения процесса формирования и развития коммуникативной компетентности специалиста посвящены исследования А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, М.И. Лукьяновой, И.И. Ревякиной, В.А. Сластенина, Н.В. Су-ловой, Н.Ф. Талызиной, В.А. Якунина. Одна-
ко, несмотря на то что в своей совокупности все вышеперечисленные работы имеют важное теоретическое и практическое значение, в них не ставится целью изучение проблемы формирования коммуникативных умений у офицеров, что и обусловило проведение настоящего исследования.
Коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных профессионально значимых характеристик будущего офицера, а развитие этой компетентности - как первоочередная задача высшего военного образования. Современный этап развития общества, новая парадигма образования наполняют эту проблему новым, более емким содержанием. Изучение сущности и структуры коммуникативной компетентности будущего офицера позволяет выделить два взаимосвязанных ее уровня: первый определяет проявление коммуникативной компетентности непосредственно в общении, поведении человека; второй - включает педагогические коммуникативные ценности, ориентацию и специфику профессиональной мотивации курсанта, его потребность в общении.
Исследованию психологических аспектов компетентности как основания для разработки представлений о коммуникативной культуре посвящены работы Г.К. Борозенец, О.Н. Васичкиной, Г.Н. Ковалевой, Е.М. Кузьминой, О.В. Михайловой, С.И. Обушак,
С.С. Савичева, Г.Г. Сечкаревой, Г.А. Сидоренко, М.В. Уманской, Ф.З. Якушевой и др. Следует отметить, что проблема коммуникативной компетентности на сегодняшний день получила дополнительную теоретическую и прикладную привлекательность в связи с обучением в ряде военных вузов Министерства обороны РФ курсантов не только мужского, но и женского пола.
Для диагностики проявлений коммуникативной компетентности были использованы: методика оценки коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), методика оценки уровня коммуникативного контроля (М. Шнайдер), методика экспресс-диагностики уровня личностной фрустрации (В.В. Бойко), методика оценки коммуникативной социальной компетентности (КСК).
Современное общество потребовало нового офицера, способного быть компетентным во всех вопросах, связанных с профес-
сиональной деятельностью, а следовательно, изменений в системе военного образования. Первоочередной задачей высшей военной школы становится личностное гуманистическое развитие будущего офицера, которое наиболее полно проявляется и выражает себя в коммуникативном аспекте воспитательной деятельности. В связи с этим коммуникативная компетентность выступает как одна из наиболее важных характеристик, а развитие этой компетентности - как особая задача профессионального становления личности будущего офицера [1].
Профессию офицера можно назвать «коммуникативной» профессией, поскольку общение тесно вплетено в контекст практической деятельности. Это профессия, успех которой в значительной мере зависит от коммуникативной компетентности офицера -компетентности в межличностном взаимодействии, межличностном общении, межличностном восприятии.
Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения, связанные с этим психические перегрузки создают напряженность в процессе общения. Высокий же уровень коммуникативной компетентности делает офицера более подготовленным и защищенным в условиях интенсивного межличностного общения.
Под коммуникативной компетентностью понимается: во-первых, совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание учебного процесса, ориентированность в различных ситуациях общения; во-вторых, система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения продуктивного и коммуникативного взаимодействия с военнослужащими различных категорий, членами их семей, гражданским персоналом [2].
Коммуникативная компетентность -ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [3].
О.М. Казарцева указывает, что коммуникативная компетентность - это не врожденная способность, а способность, формируе-
мая в человеке в процессе приобретения им социально-коммуникативного опыта. Коммуникативно-социальный опыт включает в себя, прежде всего, механизм переключения кодов, который выражается в стилистическом варьировании речи. В основе такого переключения лежит изменение ролевых отношений между участниками общения [4].
Как отмечает Т.С. Ковалева, стержневым коммуникативным умением, объединяющим все слагаемые коммуникативной компетентности будущего офицера, является умение находить оптимальные формы общения с партнерами, коллегами для эффективной реализации своего профессионального потенциала. Развитие и корректировка этого умения возможна при повышении уровня коммуникативных знаний, достижении курсантами высокого общего культурного и интеллектуального уровня; хорошей профессиональной подготовке; развитом самосознании; а также развитии таких коммуникативных умений, как умение управлять конфликтами, умение конструктивно критиковать и принимать критику, организаторские умения, умение вести монологическую речь, владение основами деловой коммуникации [5].
Проведенная в ходе исследования диагностика коммуникативной компетентности курсантов военных вузов позволила сделать следующие выводы.
Уровень коммуникативного контроля имеет наивысшие показатели среди курсан-тов-девушек (табл. 1). Они достаточно легко
управляют своими эмоциями, хорошо осведомлены о том, где и как себя вести. У кур-сантов-юношей отмечен средний и низкий уровень коммуникативного контроля, что характеризуется высокой импульсивностью в общении, открытостью, излишней прямолинейностью, непластичностью поведения в различных ситуациях.
Личностная фрустрация как один из факторов, в определенной мере влияющих на эффективность коммуникативной деятельности, обнаружила следующие тенденции (табл. 2). Наименьшие показатели личностной фрустрации отмечены у курсантов-юношей. Курсантам-девушкам в большей мере свойственен высокий уровень фрустрации, что свидетельствует об их эмоциональной привязанности к учебной деятельности, развитой эмпатии, тонкой психике.
Результаты диагностики уровня коммуникативной толерантности снова подтвердили наличие «слабых» мест в профессиональной подготовке курсантов-юношей - у них отмечен низкий уровень коммуникативной терпимости (табл. 3). Они склонны навязывать свое мнение, стремятся отгородиться от проблем окружающих, нетерпимы к инакомыслию. Курсанты-девушки обладают высокими показателями коммуникативной толерантности, что подтверждается их умением найти контакт с сослуживцами, командирами и преподавателями, оказать психологическую поддержку в трудных ситуациях.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня коммуникативного контроля
Категории респондентов Уровень коммуникативного контроля, %
высокий средний низкий
Курсанты-девушки 63,5 33,9 2,6
Курсанты-юноши 32,8 50,1 17,1
Таблица 2
Результаты диагностики уровня личностной фрустрации
Категории респондентов Уровень личностной фрустрации, %
высокий средний низкий
Курсанты-девушки 64,7 24,1 11,2
Курсанты-юноши 18,0 52,4 29,6
Также в ходе исследования были выявлены особенности сформированности коммуникативной социальной компетентности. Под коммуникативной социальной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная социальная компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.
Коммуникативная социальная компетентность - это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение, и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимо-
действия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.
Коммуникативная социальная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория, регулирующая систему отношений человека к самому себе, природному и социальному миру.
В ходе опроса было установлено, что курсанты-девушки обладают более высоким уровнем общительности, жизнерадостности, чувствительности, независимости и самоконтроля по сравнению с курсантами-юношами (табл. 4). При этом показатели общительности, жизнерадостности, самоконтроля и эмоциональной устойчивости находятся в высоком диапазоне сформированности, а показатели чувствительности, независимости, логического мышления - в среднем диапазоне. Это позволяет курсантам-девушкам быстрее адаптироваться в ситуациях нового общения, устанавливать контакты, они достаточно свободно владеют значительным кругом вербальных и невербальных средств общения.
Таблица 3
Результаты диагностики уровня коммуникативной толерантности
Категории респондентов У] зовень толерантности, %
высокий средний низкий
Курсанты-девушки 40,4 48,6 11,0
Курсанты-юноши 24,8 42,3 32,9
Таблица 4
Результаты диагностики коммуникативной социальной компетентности
Показатели Уровень проявления, баллы
курсанты-юноши курсанты-девушки
Общительность 12,0 13,5
Жизнерадостность 11,3 12,2
Чувствительность 6,8 10,2
Независимость 6,1 10,1
Самоконтроль 13,1 15,1
Логическое мышление 14,0 12,1
Эмоциональная устойчивость 14,6 13,1
Склонность к асоциальному поведению 14,4 10,4
Для курсантов-юношей характерен более высокий уровень развития логического мышления и эмоциональной устойчивости по сравнению с курсантами-девушками. Перечисленные показатели, а также уровень самоконтроля расположены в высоком диапазоне сформированности, показатели общительности и жизнерадостности характеризуются средним уровнем развития, а показатели независимости и чувствительности имеют низкую степень сформированности. Кроме того, курсанты-юноши демонстрируют большую склонность к асоциальному поведению.
Таким образом, можно говорить о наличии гендерных различий в уровне сформированности коммуникативной компетентности курсантов военных вузов. Курсанты-девушки обладают более высоким общим уровнем коммуникативной компетентности по сравнению с курсантами-юношами, что выражается в большей степени включенности кур-сантов-девушек в коммуникативную деятельность и определяет успешность их учебной деятельности по ведущим личностным образованиям (интерес, активность, самостоятельность) и формирующимся общекультурным и профессиональным компетенциям.
Как показали исследования, педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования коммуникативной компетентности у будущих офицеров в системе высшего образования, являются:
- осознание значимости коммуникативной компетентности в профессиональной
деятельности как курсантами, так и преподавателями;
- моделирование коммуникативных ситуаций в процессе обучения, обеспечивающее свободное вхождение курсантов в процесс общения;
- внедрение в учебный процесс спецкурса (факультатива) «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности офицера»;
- индивидуальный и дифференцированный подход к курсантам в процессе формирования у них коммуникативных способностей.
1. Белоусов Р.А. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности молодых офицеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2002.
2. Шашкин Н.Г. Формирование коммуникативной компетентности у будущих сотрудников органов внутренних дел в системе высшего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2005.
3. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. М., 2002.
4. Казарцева О.М. Культура речевого общения. М., 1999.
5. Ковалева Т.С. Формирование коммуникативной компетентности у курсантов вузов МЧС России в процессе изучения курса «Русский язык и культура речи»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009.
Поступила в редакцию 19.08.2013 г.
UDC 355.232
COMMUNICATIVE COMPETENCE AS COMPONENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF MILITARY UNIVERSITIES OF CADETS: GENDER ASPECT
Valentin Nikolayevich MASHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Candidate for Doctoral Degree, Socio-cultural Activity Department, e-mail: bumerang-61 @mail.ru
It is noted that the problem of communicative competence today receives the additional theoretic and applied attractiveness within training in some military universities of Ministry of Defense of RF both males and females. The main attention is paid to the conducted diagnostics of communicative competence of military universities cadets.
The communicative social competence involves adaptive values and freedom to own verbal and non-verbal means of communication and can be considered as a category of regulating the system of relations of man to himself, natural and social world. So one can talk about gender differences in the level of communicative competence formation of military cadets universities. The studies have shown that teaching conditions that ensure the efficiency of formation of communicative competence of future officers in the higher education system are understanding the importance of communicative competence in professional work as cadets and instructors; modeling of communicative situations in the learning process; providing free entry of cadets in the process of communication; introduction of a special course in the educational process (elective) “Co m-municative competence in officer’s professional work”, individual and differentiated approach to the cadets in the process of their communication skills.
Key words: communicative culture; communicative competence; cadets of military higher education institutions.