Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки: постановка проблемы'

Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОФИЦЕРЫ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА МВД / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCES / COMMUNICATIVE COMPETENCE / OFFICERS / COMBAT ACTIVITIES / INTERNAL TROOPS OF THE MIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варяница Сергей Юрьевич

На основе анализа специализированной литературы выдвинуто предположение о необходимости теоретического обоснования и разработки методики формирования коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки в военном институте внутренних войск МВД России с учетом специфики современных условий военной службы. Цель статьи заключается в обосновании актуальности и значимости формирования коммуникативной компетенции будущих офицеров по работе с личным составом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варяница Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AT FUTURE OFFICERS ON WORK WITH PERSONNEL IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING: STATEMENT OF THE PROBLEM

On the basis of the analysis of specialized literature the author makes the assumption of the need of theoretical justification and development of the technique of formation of communication competence at future officers on work with personnel in the course of vocational training at the Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia taking into account the specificity of modern conditions of military service. The purpose of the article consists in justification of the relevance and importance of formation of communicative competence of future officers on work with their personnel.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки: постановка проблемы»

УДК 355.23:316.6

С. Ю. Варяница

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. На основе анализа специализированной литературы выдвинуто предположение о необходимости теоретического обоснования и разработки методики формирования коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки в военном институте внутренних войск МВД России с учетом специфики современных условий военной службы. Цель статьи заключается в обосновании актуальности и значимости формирования коммуникативной компетенции будущих офицеров по работе с личным составом.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенции, коммуникативная компетентность, офицеры, служебно-боевая деятельность, внутренние войска МВД.

Актуальность исследуемой проблемы. В процессе реформирования Вооруженных Сил современной России системообразующее значение имеет вопрос эффектизации профессиональной подготовки будущих офицеров по работе с личным составом для внутренних войск МВД России. Современная социокультурная действительность в контексте трансформаций, происходящих в Российском государстве и, как следствие, в его Вооруженных Силах, определила необходимость внедрения в практику высшей военной школы масштабных передовых методологий, инновационных образовательных проектов, широкого многообразия образовательных и воспитательных методик.

Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили труды и научные разработки в области профессиональной подготовки курсантов - будущих офицеров по работе с личным составом, в частности, формирования у них профессиональных качеств, таких как коммуникативность. В процессе исследования проблемы были использованы следующие методы:

1) теоретические (анализ педагогической отечественной и зарубежной литературы, а также документальных источников и информационных ресурсов сети Интернет);

2) эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, методы опроса (беседа, анкетирование)).

Результаты исследований и их обсуждение. Для раскрытия вопросов формирования коммуникативной компетенции будущих офицеров по работе с личным составом с

© Варяница С. Ю., 2016

Варяница Сергей Юрьевич - адъюнкт кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20. 01.2016

учетом специфики современных условий службы во внутренних войсках прежде всего определимся с содержанием проблемного поля формирования компетентности курсантов военных вузов.

В условиях модернизации военной службы особое внимание следует уделять проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущих офицеров по работе с личным составом для внутренних войск МВД России. Современная социокультурная действительность, а также трансформации, происходящие в Российском государстве и, в частности, в его Вооруженных Силах, обусловили необходимость внедрения в практику высшей военной школы масштабных инновационных процессов, развития передовых педагогических проектов, использования многообразия педагогических технологий.

Обратим внимание, что в принятом Стратегическом плане роста качественных характеристик профессионального образования и профессиональной подготовки государственных гражданских служащих и военнослужащих МВД РФ особое внимание уделено тому обстоятельству, что современной армии нужны офицеры - подлинные профессионалы, обладающие лидерскими качествами и способные не только самостоятельно решать учебно-боевые задачи, но и ориентироваться в изменчивой социальной и войсковой действительности, решать трудные и многофункциональные задачи в ходе своей профессиональной деятельности.

При этом анализ качества профессиональной подготовки будущих офицеров по работе с личным составом в военном институте внутренних войск МВД России позволяет сделать заключение, что действующая сегодня образовательная модель, ориентированная на усвоение будущими офицерами заданного информационного массива в форме теоретических положений и практических методик, не дает гарантии достижения ведущей цели высшего военного образования, а именно подготовки компетентных военных специалистов. Традиционно должностные обязанности офицеров по работе с личным составом включают в себя комплекс действий по морально-психологическому обеспечению служебно-боевой деятельности, что предполагает некоторые виды социально-психологической, информационно-воспитательной и культурно-досуговой работы с подчиненным личным составом.

Поэтому мы полагаем, что умение позитивно взаимодействовать с воинским коллективом, свободное владение мастерством публичного выступления, навыками работы в группе и с группой и пр. непосредственно зависят от качества и эффективности профессиональной подготовки офицеров по работе с личным составом.

Стоит заметить, что сформированная в сфере высшего военного профессионального образования образовательная среда характеризуется разнообразием научных школ, многообразием подходов к подготовке военного специалиста (системный, проблемно-деятельностный, личностно ориентированный и т. д.). Однако на первое место, несомненно, выходит компетентностный подход, что обусловлено ростом необходимости адаптации будущих офицеров по работе с личным составом к непрерывным трансформациям социально-экономических, политических и социокультурных условий жизни российского общества [32]. Поэтому формирование необходимых специалисту компетенций представляется наиболее актуальной образовательной задачей на сегодняшний день.

Общие вопросы реформирования отечественной военной службы и профессионального военного образования в России отражены в работах В. И. Байденко [6], И. А. Алехина [1], В. В. Алтуниной [2], В. Я. Вершинина [11], Е. К. Гитмана [13], В. Н. Гребенькова [14], Н. В. Шестак [33], Н. А. Негуляевой [26] и др.

Отдельные аспекты подготовки будущих офицеров рассмотрены в работах Ю. И. Антонова [3], Е. С. Афанасьевой [4], А. В. Белошицкого [7], А. Н. Бельского [8], И. В. Биочинского [9], И. А. Бонченкова [10], Н. Т. Волкова [12], С. А. Головко [15] и некоторых других авторов.

Вопросы формирования готовности будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом в нестандартных ситуациях освещены С. П. Дергачевым [18]; проблема военно-профессиональной подготовки будущих офицеров-воспитателей раскрыта А. А. Довганенко [19]; подготовка курсантов высших военных учебных заведений к воспитательной деятельности с личным составом рассмотрена С. Г. Зубовым [20] и И. В. Шевченко [35]; вопросы проектирования системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими затронуты Ю. М. Кудрявцевым [23].

Процессы и технологии формирования профессиональной компетентности курсантов военных вузов раскрыты в научных исследованиях таких авторов, как С. В. Бабина [5], С. В. Горбачев [16], Л. В. Доломанюк [17], М. Д. Ильязова [21], В. Б. Капустин [22], К. А. Тебеньков [30], А. В. Шинкаренко [32] и др.

Общие вопросы коммуникативного взаимодействия изложены в работах В. Ш. Федотовой [37], М. Н. Филиппова [38], Е. И. Пассова [27], Л. А. Петровской [28], Э. П. Шубина [34], Г. П. Щедровицкого [36] и др.

Вопросы представления компетентностного подхода как основы формирования коммуникативной компетентности будущих офицеров по работе с личным составом рассмотрены в работах Л. Н. Лазуткиной [24] и А. В. Мамедовой [25]. Значительный вклад, на наш взгляд, в раскрытие вопросов формирования коммуникативной компетентности будущих офицеров внес М. М. Северин [29].

Итак, компетентностный подход прежде всего акцентирует внимание на образовательных результатах, представленных не в суммарном объеме усвоенной выпускником информации, а в способности молодого специалиста адекватным образом осуществлять профессиональную деятельность в различных ситуациях выбора [30]. Мы полагаем, что в условиях военной организации, каковой выступают внутренние войска МВД России, компетентностный подход обеспечивает возможность подготовки будущего офицера по работе с личным составом как высоконравственной личности и гражданина своего государства, способного осуществить правильную оценку обстановки и принять наиболее верное решение, тем самым обеспечив в максимально короткий срок и при минимальных потерях выполнение поставленной перед ним задачи. Кроме того, наличие у будущих офицеров по работе с личным составом общенаучных и профессиональных компетенций - залог успешной реализации ими определенного комплекса профессиональных задач.

Обратим внимание, что с введением федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения изменился сам подход к подготовке офицерских кадров. Согласно принятым ФГОС ВО необходимо спроектировать содержание предметных компетенций обучаемых и, как следствие, осуществить с этих позиций пересмотр содержания учебных дисциплин [31]. Таким образом, нами наблюдается изменение парадигмы итога высшего военного образования от определения степени достижения поуров-невых целей к качеству подготовленности выпускника.

Кроме того, компетентностный подход в рамках высшего военного образования предполагает переход на принципиально иной уровень подготовки офицерских кадров. Мы полагаем, что в свете преобразования внутренних войск МВД РФ, перехода системы прохождения военной службы на контрактную основу, стремительного развития и внедрения в прак-

тику профессионального образования комплекса технических и инновационно-информационных средств сопровождения служебно-боевой деятельности особое внимание в процессе профессиональной подготовки военного специалиста должно быть уделено формированию коммуникативной компетенции. Данный вывод вытекает из того обстоятельства, что внутренним войскам МВД России необходимы всесторонне образованные, критически мыслящие офицеры, способные самоактуализироваться в своей служебно-боевой и профессиональной деятельности, обрести профессиональную компетентность, личностный авторитет и статус. Однако анализ практической деятельности офицеров по работе с личным составом позволяет заключить, что в содержательной части профессиональной подготовки в военном институте основное место занимает формирование служебно-профессиональных компетенций, а проблеме коммуникативной компетенции практически не уделяется внимания.

Необходимо учитывать, что рост сформированности коммуникативной компетенции будущих офицеров напрямую связан с иными составляющими системы образования, в значительной степени влияющими на общий уровень готовности выпускника к своей профессиональной трудовой деятельности и к коммуникативной деятельности как одному из ее важнейших компонентов. Согласно требованиям образовательного стандарта деятельность компетентного офицера по работе с личным составом опирается на сформированную коммуникативную компетенцию при условии непрерывного развития ее структурных элементов, которые могут быть представлены в следующем виде:

- профессиональные качества (целеустремленность, правдивость и умение аргументированно доказывать свою точку зрения);

- эмоционально-волевые качества (самообладание, настойчивость, объективность и умение оказывать воздействие личным примером и словом);

- общекоммуникативные качества (активность, общительность, находчивость, информированность, решительность и пр.).

В контексте формирования коммуникативной компетенции будущих офицеров по работе с личным составом особое внимание должно быть уделено формированию нервно-психической устойчивости, уравновешенности и выдержанности выпускника, что выступает гарантом доброжелательного и порядочного отношения к окружающим людям.

Таким образом, прослеживается необходимость в осуществлении целенаправленной работы с курсантами по формированию у них коммуникативных умений, что является важной частью коммуникативной компетентности в целом. Сложившаяся ситуация требует от офицера по работе с личным составом не только владения в своей профессиональной деятельности необходимой суммой приобретенных навыков и полученных знаний, но и практических умений по организации информационно-воспитательной и психологической работы, осуществлению равноправного диалога субъектов, регулированию взаимоотношений, своевременному принятию ответственных решений [4].

Необходимо особо подчеркнуть, что изучение процессов и методик формирования коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом и их внедрение в процесс профессиональной подготовки курсантов будут способствовать росту готовности офицеров к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности.

В связи с этим вопросы формирования коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки актуальны и вызваны рядом объективно существующих противоречий, к числу которых относятся:

- противоречия между насущной необходимостью преобразования военной службы и неудовлетворительной профессиональной подготовкой будущих офицеров по работе с личным составом для внутренних войск МВД России;

- противоречия между качеством профессиональной подготовки будущих офицеров по работе с личным составом для внутренних войск МВД России и требованиями общества к компетенциям военного специалиста;

- противоречия между декларированием необходимости компетентностного подхода в профессиональной подготовке и низким качеством проработанности аспектов его реализации в действующих программах обучения, в том числе недостаточным научно-методическим обеспечением.

Резюме. Исходя из выявленных выше противоречий, можно выделить существенную проблему, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и разработки методики формирования коммуникационной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки в военном институте внутренних войск МВД России с учетом специфики современных условий военной службы.

Кроме того, несмотря на значительное количество научных изысканий различных отечественных и зарубежных авторов, вопросы формирования коммуникативной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом исследованы далеко не в полной мере. В частности, отсутствует детальная проработка теоретического и прикладного аспектов формирования коммуникативной компетенции в процессе профессиональной подготовки в военном учебном заведении внутренних войск МВД России, не разработана адекватная потребностям времени методика формирования коммуникативной компетенции офицеров по работе с личным составом.

Мы предполагаем, что формирование коммуникационной компетенции у будущих офицеров по работе с личным составом в процессе профессиональной подготовки в военном институте внутренних войск МВД России будет успешным, если:

- коммуникативная компетенция будет рассматриваться как важный составной компонент профессиональной компетентности военного специалиста;

- процесс формирования коммуникативной компетенции будущих офицеров по работе с личным составом будет организован в соответствии с разработанной и обоснованной автором методикой формирования коммуникативной компетенции будущих офицеров по работе с личным составом внутренних войск МВД России;

- при педагогической диагностике формирования профессиональной компетентности офицеров по работе с личным составом будет использоваться поуровневая оценка сформированности коммуникативной компетенции;

- в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих офицеров по работе с личным составом будут использоваться активные методы профессиональной подготовки и практико-ориентированные занятия и (или) факультативы.

Таким образом, мы полагаем, что необходимо дополнить сферу научного знания в части теории и методики профессионального образования, расширить основу для дальнейшей теоретической и практической проработки проблемы формирования коммуникативной компетенции будущих офицеров по работе с личным составом на основе компе-тентностного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехин И. А., Богуславский В. В., Егоров О. В. Педагогика высшей военной школы : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А. Н. Михалковой. - М. : Военный университет, 2001. - 171 с.

2. Алтунина В. В. Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Калининград, 2012. - 399 с.

3. Антонов Ю. И. Формирование управленческих умений у будущих офицеров-менеджеров : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Саратов, 2010. - 19 с.

4. Афанасьева Е. С. Педагогические пути повышения эффективности познавательной деятельности курсантов военных вузов в ходе изучения гуманитарных дисциплин : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - М., 2011. - 278 с.

5. Бабина С. B. Формирование компетентности профессионального саморазвития курсантов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - М., 2009. - 23 с.

6. Байденко В. И., ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. - М. : Исслед. центр проблем качества подг. спец., 2004. - 674 ^

7. Белошицкий А. В. Дифференцированное обучение курсантов военного вуза как фактор профессионального становления военных специалистов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08. - Воронеж, 2004. - 206 с.

8. Бельский А. Н. Формирование необходимых качеств офицера-воспитателя в процессе военно-профессиональной подготовки // Информационный бюллетень. - М., 2010. - С. 62-68.

9. Биочинский И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах сухопутных войск : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Казань, 1993. - 415 с.

10. Бонченков И. А. Подготовка курсантов военных вузов к построению гуманных отношений в воинском коллективе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Омск, 2009. - 24 с.

11. Вершинин В. Я. Организационно-педагогические условия совершенствования управления военно-профессиональным образованием : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - М., 2005. - 209 с.

12. Волков Н. Т. Личностно ориентированное обучение курсантов высшего военно-учебного заведения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Кострома, 2000. - 180 с.

13. Гитман Е. К., Тебеньков К. А. Инновационные преобразования в системе высшего военного профессионального образования // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 2. -С. 51-62.

14. Гребеньков В. Н. Проблемы интеграции высшей военной школы в образовательное пространство Российской Федерации (по опыту комплексной оценки деятельности военно-учебных заведений) // Соискатель. Приложение к научному журналу «Вестник Военного университета». - 2006. - № 2. - С. 15-17.

15. Головко С. А. Развитие профессионального самосознания будущих офицеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Саратов, 2009. - 23 с.

16. Горбачев С. В. Компетентностный подход в подготовке будущих офицеров к инновационной служебной деятельности [Электронный ресурс] // Научные исследования в образовании. - 2007. - № 6. -Режим доступа : http://cyberleninka.rU/article/n/kompetentnostnyy -podhod-v-podgotovke-budшchih-ofitserov-k-innovatsionnoy-sluzhebnoy-deyatelnosti.

17. Доломанюк Л. В. Формирование военно-профессиональной компетенции будущих офицеров : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Казань, 2011. - 224 с.

18. Дергачев С. П. Формирование педагогической готовности будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом в нестандартных ситуациях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Екатеринбург, 1999. - 187 с.

19. Довганенко А. А. Военно-профессиональная подготовка курсантов - будущих офицеров-воспитателей в военном вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - СПб., 2008. - 24 с.

20. Зубов С. Г. Подготовка курсантов высших военно-учебных заведений к воспитательной деятельности с личным составом подразделений сухопутных войск : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Казань, 2001. - 204 с.

21. Ильязова М. Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2010. - 283 с.

22. Капустин В. Б. Профессиональная компетентность офицерского состава (философско-социологический анализ) : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11. - М., 1992. - 20 с.

23. Кудрявцев Ю. М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Казань, 2003 - 464 с.

24. Лазуткина Л. Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2008. - 460 с.

25. Мамедова А. В. Компетентностный подход как основа диагностирования коммуникативной компетентности специалиста // Теория и практика образования в современном мире : материалы Между-нар. заочн. науч. конф. - СПб., 2012. - С. 29-33.

26. Негуляева H. Л.. Военное образование как неотъемлемая часть единого образовательного пространства России // Соискатель. Приложение к научному журналу «Вестник Военного университета». -2006. - № 2. - С. 21-25.

27. Пассов Е. И. Погружение в ... коммуникативность // Коммуникативная методика. - 2003. - № 4. -С. 50-51.

28. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М. : Изд-во МГУ, 1989. - 215 с.

29. Северин М. М. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-воспитателей [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rae.ru/forum2012/290/2079.

30. Тебеньков К. А. Реализация компетентностного подхода в подготовке офицерских кадров высшей квалификации // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 138-142.

31. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Законодательно-нормативная база проектирования и реализации : учебно -информационное издание. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов ; Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 100 с.

32. Шинкаренко А. В. Теоретический анализ компетентностного подхода к подготовке будущих офицеров // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 9. - С. 76-80.

33. Шестак Н. В. Компетентностный подход в свете Болонского процесса // Труды СГУ: Образование. Юриспруденция. Психология. Гуманитарные науки. Вып. 100. - М. : Изд-во СГУ, 2006. - С. 47-54.

34. Шубин Э. П. Языковая коммуникация и обучение языкам. - М. : Просвещение, 1999. - 350 с.

35. Шевченко И. В. Проблемы подготовки офицерских кадров в вузах внутренних войск МВД России. - Саратов : Издат-во Сарат. воен. ин-та ВВ МВД России, 1999. - 127 с.

36. Щедровицкий Г. П. Интеллект и коммуникации // Вопросы философии. - 2004. - № 3. -С. 170-183.

37. Федотова В. Ш. Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами // Общественные науки и современность. - 2004. - № 5. - С. 75-82.

38. Филиппов М. Н. Невербальные коммуникации в конфликтных личностных взаимоотношениях // Мир образования - образование в мире. - 2004. - № 1. - С. 12-17.

UDC 355.23:316.6

S. Yu. Varyanitsa

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AT FUTURE OFFICERS ON WORK WITH PERSONNEL IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING:

STATEMENT OF THE PROBLEM

St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

St. Petersburg, Russia

Abstract. On the basis of the analysis of specialized literature the author makes the assumption of the need of theoretical justification and development of the technique of formation of communication competence at future officers on work with personnel in the course of vocational training at the Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia taking into account the specificity of modern conditions of military service. The purpose of the article consists in justification of the relevance and importance of formation of communicative competence of future officers on work with their personnel.

© Varyanitsa S. Yu., 2016

Varyanitsa, Sergey Yuryevich - Adjunct, Department of Theory and Methods of Continuing Professional Education, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on January 20, 2016

Keywords: competence-based approach, competence, competences, communicative competence, officers, combat activities, internal troops of the MIA.

REFERENCES

1. Alehin I. A., Boguslavskij V. V., Egorov O. V. Pedagogika vysshej voennoj shkoly : ucheb. posobie dlja vuzov / pod obshh. red. A. N. Mihalkovoj. - M. : Voennyj universitet, 2001. - 171 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Altunina V. V. Koncepcija obrazovatel'noj dejatel'nosti vuza v uslovijah modernizacii vysshego profes-sional'nogo obrazovanija : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - Kaliningrad, 2012. - 399 s.

3. Antonov Ju. I. Formirovanie upravlencheskih umenij u budushhih oficerov-menedzherov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Saratov, 2010. - 19 s.

4. Afanas'eva E. S. Pedagogicheskie puti povyshenija jeffektivnosti poznavatel'noj dejatel'nosti kursantov voennyh vuzov v hode izuchenija gumanitamyh disciplin : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - M., 2011. - 278 s.

5. Babina C. B. Formirovanie kompetentnosti professional'nogo samorazvitija kursantov vuza : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - M., 2009. - 23 s.

6. Bajdenko V. I., van Zantvort Dzh. Modernizacija professional'nogo obrazovanija: sovremennyj jetap. -M. : Issled. centr problem kachestva podg. spec., 2004. - 674 c.

7. Beloshickij A. B. Differencirovannoe obuchenie kursantov voennogo vuza kak faktor professional'nogo stanovlenija voennyh specialistov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01, 13.00.08. - Voronezh, 2004. - 206 s.

8. Bel'skij A. N. Formirovanie neobhodimyh kachestv oficera-vospitatelja v processe voenno-professional'noj podgotovki // Informacionnyj bjulleten'. - M., 2010. - S. 62-68.

9. Biochinskij I. V. Organizacionno-pedagogicheskie osnovy podgotovki oficerskih kadrov v vysshih uchilishhah suhoputnyh vojsk : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - Kazan', 1993. - 415 s.

10. Bonchenkov I. A. Podgotovka kursantov voennyh vuzov k postroeniju gumannyh otnoshenij v voin-skom kollektive : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Omsk, 2009. - 24 s.

11. Vershinin V. Ja. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija sovershenstvovanija upravlenija voenno-professional'nym obrazovaniem : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - M., 2005. - 209 s.

12. Volkov N. T. Lichnostno orientirovannoe obuchenie kursantov vysshego voenno-uchebnogo zavedenija : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Kostroma, 2000. - 180 s.

13. Gitman E. K., Teben'kov K. A. Innovacionnye preobrazovanija v sisteme vysshego voennogo professional'nogo obrazovanija // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. - 2012. - № 2. - S. 51-62.

14. Greben'kov V. N. Problemy integracii vysshej voennoj shkoly v obrazovatel'noe prostranstvo Ros-sijskoj Federacii (po opytu kompleksnoj ocenki dejatel'nosti voenno-uchebnyh zavedenij) // Soiskatel'. Prilozhenie k nauchnomu zhurnalu «Vestnik Voennogo universiteta». - 2006. - № 2. - S. 15-17.

15. Golovko S. A. Razvitie professional'nogo samosoznanija budushhih oficerov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Saratov, 2009. - 23 s.

16. Gorbachev S. V. Kompetentnostnyj podhod v podgotovke budushhih oficerov k innovacionnoj slu-zhebnoj dejatel'nosti [Jelektronnyj resurs] // Nauchnye issledovanija v obrazovanii. - 2007. - № 6. - Rezhim dostupa : http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-podgotovke-buduschih-ofitserov-k-innovatsionnoy-sluzhebnoy-deyatelnosti.

17. Dolomanjuk L. V. Formirovanie voenno-professional'noj kompetencii budushhih oficerov : dis. . kand. ped. nauk : 13.00.08. - Kazan', 2011. - 224 s.

18. Dergachev S. P. Formirovanie pedagogicheskoj gotovnosti budushhih oficerov k vospitatel'noj rabote s lichnym sostavom v nestandartnyh situacijah : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Ekaterinburg, 1999. -187 s.

19. Dovganenko A. A. Voenno-professional'naja podgotovka kursantov - budushhih oficerov-vospitatelej v voennom vuze : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - SPb., 2008. - 24 s.

20. Zubov S. G. Podgotovka kursantov vysshih voenno-uchebnyh zavedenij k vospitatel'noj dejatel'nosti s lichnym sostavom podrazdelenij suhoputnyh vojsk : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Kazan', 2001. - 204 s.

21. Il'jazova M. D. Formirovanie invariantov professional'noj kompetentnosti studenta: situacionno-kontekstnyj podhod : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - M., 2010. - 283 s.

22. Kapustin V. B. Professional'naja kompetentnost' oficerskogo sostava (filosofsko-sociologicheskij analiz) : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk : 09.00.11. - M., 1992. - 20 s.

23. Kudrjavcev Ju. M. Proektirovanie sistemy podgotovki oficerov k vospitatel'noj dejatel'nosti s trud-nymi voennosluzhashhimi : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - Kazan', 2003 - 464 s.

Вестник ^TnY vm. H. H. Xmeneea. 2016. № 2(90)

24. Lazutkina L. N. Pedagogicheskaja koncepcija formirovanija i razvitija rechevoj kul'tury u kursantov voennyh komandnyh vuzov : dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.08. - M., 2008. - 460 s.

25. Mamedova A. V. Kompetentnostnyj podhod kak osnova diagnostirovanija kommunikativnoj kompe-tentnosti specialista // Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire : materialy Mezhdunar. zaochn. nauch. konf. - SPb., 2012. - S. 29-33.

26. Neguljaeva H. A. Voennoe obrazovanie kak neot''emlemaja chast' edinogo obrazovatel'nogo pro-stranstva Rossii // Soiskatel'. Prilozhenie k nauchnomu zhurnalu «Vestnik Voennogo universiteta». - 2006. -№ 2. - S. 21-25.

27. Passov E. I. Pogruzhenie v ... kommunikativnost' // Kommunikativnaja metodika. - 2003. - № 4. -S. 50-51.

28. Petrovskaja L. A. Kompetentnost' v obshhenii. Social'no-psihologicheskij trening. - M. : Izdatel'stvo MGU, 1989. - 215 s.

29. Severin M. M. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u budushhih oficerov-vospitatelej [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.rae.ru/forum2012/290/2079.

30. Teben'kov K. A. Realizacija kompetentnostnogo podhoda v podgotovke oficerskih kadrov vysshej kvalifikacii // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2013. - № 4. - C. 138-142.

31. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovanija. Zakonodatel'no-normativnaja baza proektirovanija i realizacii : uchebno-informacionnoe izdanie. - M. : Issle-dovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov ; Koordinacionnyj sovet uchebno-metodicheskih ob''edinenij i nauchno-metodicheskih sovetov vysshej shkoly, 2009. - 100 s.

32. Shinkarenko A. V. Teoreticheskij analiz kompetentnostnogo podhoda k podgotovke budushhih ofi-cerov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2012. - № 9. - C. 76-80.

33. Shestak N. V. Kompetentnostnyj podhod v svete Bolonskogo processa // Trudy SGU: Obrazovanie. Jurisprudencija. Psihologija. Gumanitarnye nauki. Vyp. 100. - M. : Izd-vo SGU, 2006. - S. 47-54.

34. Shubin Je. P. Jazykovaja kommunikacija i obuchenie jazykam. - M. : Prosveshhenie, 1999. - 350 s.

35. Shevchenko I. V. Problemy podgotovki oficerskih kadrov v vuzah vnutrennih vojsk MVD Rossii. -Saratov : Izdat-vo Sarat. voen. in-ta VV MVD Rossii, 1999. - 127 s.

36. Shhedrovickij G. P. Intellekt i kommunikacii // Voprosy filosofii. - 2004. - № 3. - S. 170-183.

37. Fedotova V. Sh. Kommunikacija i dialog v nauke i za ee predelami // Obshhestvennye nauki i so-vremennost'. - 2004. - № 5. - S. 75-82.

38. Filippov M. N. Neverbal'nye kommunikacii v konfliktnyh lichnostnyh vzaimootnoshenijah // Mir obrazovanija - obrazovanie v mire. - 2004. - № 1. - S. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.