Научная статья на тему 'Особенности формирования профессионально-деловых качеств офицера в педагогическом процессе военного вуза'

Особенности формирования профессионально-деловых качеств офицера в педагогическом процессе военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1212
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЛУЖБА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ / КОНТРОЛЬ / ДИСЦИПЛИНА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрин Александр Сергеевич

Предметом обсуждаемой статьи являются профессионально-деловые качества офицера. В данной статье рассматривается специфика формирования профессионально-деловых качеств офицера в процессе обучения в военном институте. Авторы показывают, какие факторы оказывают существенное влияние на содержание понятия профессионально-деловых качеств офицера. Рассматриваются цели и задачи формирования профессионально-деловых качеств офицера в современном развитии внутренних войск, условия для наиболее эффективного развития данных качеств. Обоснован комплекс требований к содержанию формирования этих личностных качеств, которые должны быть сформированы у офицера. Кроме этого, авторами проанализированы основные проблемы формирования профессионально-деловых качеств офицера. Раскрыты основные профессионально-деловые качества которые необходимо сформировать у офицера. Даны некоторые рекомендации по стимулированию и совершенствованию развития организации учебного процесса. На основе анализа содержания данных теорий делается вывод об особом положении организации учебного процесса в формировании личности офицера и, как следствие, особом характере его профессионально-деловых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шадрин Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессионально-деловых качеств офицера в педагогическом процессе военного вуза»

УДК 37.03

Шадрин Александр Сергеевич

Адъюнкт адъюнктуры Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии Яковлева И.К МВД России, [email protected], Новосибирск

особенности формирования профессионально-деловых

качеств офицера в педагогическом процессе военного вуза

Аннотация. Предметом обсуждаемой статьи являются профессионально-деловые качества офицера. В данной статье рассматривается специфика формирования профессионально-деловых качеств офицера в процессе обучения в военном институте. Авторы показывают, какие факторы оказывают существенное влияние на содержание понятия профессионально-деловых качеств офицера. Рассматриваются цели и задачи формирования профессионально-деловых качеств офицера в современном развитии внутренних войск, условия для наиболее эффективного развития данных качеств. Обоснован комплекс требований к содержанию формирования этих личностных качеств, которые должны быть сформированы у офицера. Кроме этого, авторами проанализированы основные проблемы формирования профессионально-деловых качеств офицера. Раскрыты основные профессионально-деловые качества которые необходимо сформировать у офицера. Даны некоторые рекомендации по стимулированию и совершенствованию развития организации учебного процесса. На основе анализа содержания данных теорий делается вывод об особом положении организации учебного процесса в формировании личности офицера и, как следствие, особом характере его профессионально-деловых качеств.

Ключевые слова: формирование, организация, образование, служба, учебный процесс, воспитание, контроль, дисциплина, компетенции, профессионально-деловые качества.

Shadrin Alexander Sergeevich

Post-graduate student in a Novosibirsk Military Institute of Internal forces of the Army General Yakovlev IK Ministry of Internal Affairs Russian, [email protected], Novosibirsk

features of the formation of professional and business an officer in the pedagogical process of military university

Abstract. The subject of the article under discussion is a professional-quality business officer. This article discusses the specifics of the formation of the professional and business qualities of the officer in the course of training at the Military Institute. The authors show which factors have a significant influence on the content of the concept of vocational and business skills officer. We consider the goals and objectives of the formation of the professional and business qualities of the officer in the modern development of the internal troops. What conditions must be created for the most effective development of these qualities. Grounded set of requirements to the content of the formation of these personality traits, which are to be formed at the officer. In addition, the authors analyzed the main problems of formation of professional and business qualities officer. Disclosed the basic professional business skills to be formed at the officer. Some recommendations to encourage the development and improvement of the educational process. On the basis of analyzing the content of these theories is concluded that the special situation of the educational process in shaping the personality of the officer and, as a consequence, the special nature of its professional and business qualities.

Keywords: formation, organization, education, service learning process, training, supervision, discipline, competence, professional and business skills.

В современном мире ученому сообществу, занимающемуся изучением субъекта труда, необходимо выявить особенности

требований профессии к определяющим качествам сотрудника, что в дальнейшем позволяет определить степень пригодного со-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ответствия человека к данной профессии.

Анализ литературы показал, что специфика профессии офицера такова, что при отсутствии у него необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих профессионально-деловых качеств, даже при наличии хорошо сформированных профессиональных знаний, умений и навыков, он не в состоянии полноценно выполнять свои служебные обязанности. Больше того. Поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические служебно-боевые задачи, связанные с безопасностью конституционного строя Российской Федерации и общества в целом, то такой человек может стать причиной трагедии [1; 4; 5; 6].

С учетом особенностей профессиональной деятельности офицера особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Деятельность офицера происходит в воинском коллективе, и от профессионально-деловых качеств офицера зависит не только результат его деятельности, но и общая атмосфера в коллективе [9].

В военном институте акцент в образовательном процессе ставится на формирование у курсантов компетенций определенных приказом от 24 декабря 2010 г. №2048 в главе V. «Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста» [7]. Методику использования в службе и обучении полученных знаний. Но недостаточное внимание оказывается на овладение курсантами психолого-педагогической стороны, которая на первый взгляд незрима и проявляется на протяжении определенного времени, процессов протекаемых в сознании военнослужащих. Дружный коллектив благоприятная психологическая атмосфера в воинском коллективе способствует качественному выполнению задач в любых экстремальных условиях. И тот офицер, который контролирует этот процесс, добивается наилучших результатов в обучении и особенно воспитании. Такой офицер воспитывает в подразделении взаимоуважение, взаимовыручку в сочетании с высокой дисциплиной и делают воинский коллектив неуязвимым. [8].

Для того чтобы офицер обладал такими профессионально-деловыми качествами, необходимо их формировать в процессе об-

учения в военном институте. В настоящее время для исправления данного положения дел предложена гуманизация образования, где основной акцент делается на формировании личности курсанта. При такой форме обучения в курсантском коллективе не будут жесткой конкуренции и соперничества друг с другом, будет здоровый дух соревнования, отношения сотрудничества, оказания помощи сослуживцам не только в учебное, но и в повседневной жизнедеятельности [9].

Совместная деятельность в процессе обучения, в атмосфере доброжелательного общения формирует качества уважения к себе и окружающим, способствует формированию навыков коммуникабельного социального общения, в результате которого в воинском коллективе возникают доверие друг к другу, дружеские отношения между военнослужащими [10].

Проблеме формирования профессионально-деловых качеств специалиста уделялось значительное внимание в работах военных педагогов и психологов Б. Г. Ананьева,

A. В. Барабанщикова, А. В. Карпова, Н. И. Калакова, П. А. Корчемного, Е. А. Климова, В. С. Мерлина, В. Д. Небылицина, Б. М. Теплова, В. Г. Звягинцевой, В.Д. Ша-дрикова. Процесс формирования деловых качеств специалиста исследовался такими педагогами и психологами, как Г. В. Еню-тина, В. Л. Марищук, В. Г. Михайловский,

B. Ф. Перевалов, В. Н. Селезнев, Г. В. Зи-бров, Н. Ф. Феденко, А. Ф. Шикун, и д.р.

В качестве профессионально-деловых качеств могут выступать не только психические, но и конституциональные, типологические, соматические, нейродинамические и другие свойства субъекта.

Профессионально-деловые качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнять и некоторые внеп-сихические свойства субъекта - соматические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. [7].

Профессионально-деловые качества -это способности работника выполнять опре-

деленные функции с учетом имеющихся у него психологических квалификационных и предприимчивых качеств [2].

Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию, они есть симбиоз (сожительство, помощь одного другому) двух составляющих: компетентности и организаторских способностей.

К деловым качествам относятся: развитый интеллект, высокая интеллектуальная работоспособность, аналитический склад ума, умение проводить квалифицированный анализ ситуации и разбираться в сложной обстановке, умение определять содержание действий, требуемых для разрешения возникающих проблем; умение выделить главное, последовательно достигать всё более значимых целей, расчетливость, хозяйственность, развитая интуиция, умение прогнозировать события, высокий уровень развития концентрации, устойчивость и распределение внимания, хорошо развитая речь, активное восприятие, развитое воображение, гибкое, логическое мышление, способность к творческому решению задач, находчивость; оригинальность, оперативная, образная и словесно-логическая память, легкообучаемость, предприимчивость и инициативность, энергичность, активность, целеустремленность, упорство при выполнении работы, способность к саморазвитию и самообразованию, коммуникабельность, социальная активность, пунктуальность, тактичность, воспитанность; терпеливость, способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения [2; 3; 7; 8; 9; 10].

Деловые или профессиональные качества индивида противопоставлены личным или личностным качествам. Профессиональные качества личности соответствуют требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствуют успешному овладению этой профессией. К профессиональным качествам относятся: обладание разносторонними общими и глубокими профессиональными знаниями, умениями, навыками и опытом в сфере своей деятельности, легко адаптируется к месту работы, ориентирование на профессиональную деятельность с реальными проблемами в реальных ситуациях, владение большим набором хорошо работающих методов, удачных шаблонов, способность создать новый метод

под конкретную задачу и др. [2; 3; 7; 9].

Профессиональные качества офицера идентифицируют его из общественной деятельности и от представителей своей же профессии. К данным качествам относится: точное восприятие предписаний вышестоящих руководителей, умение работать в команде и действовать по установленному плану, обладание лидерскими способностями, умение ясно ставить задачи перед подчиненными и осуществлять эффективный контроль их исполнения; способность к последовательному и инициативному обеспечению их выполнения; ответственность, способность заниматься несколькими проблемами одновременно, уметние оперативно принимать обоснованные и наиболее результативные решения; способность находить кратчайший путь к достижению цели, действовать напористо при решении практических задач и доводить дело до конца, обладание высокой мотивацией достижения успеха, профессиональные педагогические и психологические знания, иметь нервно-психологическую устойчивость (стрессоустойчивость), терпимость и физическую выносливость, уметь хранить тайну [2; 3; 7].

Для воинской службы является актуальным выделение помимо качеств соответствующих выполнению деятельности в нормальных условиях, и тех качеств, которые необходимы в сложной или экстремальной обстановке. Это объясняется тем, что воинская служба, особенно в горячих точках связана повышенной опасностью и требуют от человека особых качеств и свойств, в отличии от качеств используемых в нормальных условиях.

Все эти качества являются предпосылкой успешной профессиональной деятельности в процессе которой они определяются, развиваются, совершенствуются, это оказывает положительное влияние на профессиональную востребованность и самоактуализацию человека [9; 10].

Существуют качества, снижающие профессиональные возможности: низкая работоспособность в том числе и умственная, сниженные познавательная активность и интеллект, неразвитое воображение, отсутствие творческих способностей, слабая память, безответственность, безнравственность, психическая и эмоциональная неурав-

_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_

Таблица 1. - Классификация основных профессионально-деловые качества офицера

№ п/п Основные профессионально-деловые качества офицера Определяющие критерии профессионально-деловых качеств офицера

I. Личностно-деловые качества

1. Нравственность Воинский долг служения Родине, патриотизм, честность, порядочность, надежность, принципиальность, справедливость.

2. Самоорганизованность Способность управлять собой, умение оптимально организовать свою работу, требовательность по отношению к себе. Стремится достигать совершенства, улучшать показатели эффективности своей работы.

3. Предусмотрительность Умение действовать до того, как его вынудят к этому обстоятельства, выделять и четко формулировать приоритетные и наиболее важные в каждой конкретной ситуации задачи в ближайшей и дальнейшей перспективе.

4. Инициативно сть Систематически планирует служебную деятельность, разбивая крупные задачи на подзадачи.

5. Работоспособность Способность к напряженной, продуктивной, творческой деятельности в течение длительного времени.

6. Упорство и целеустремленность Готов к неоднократным усилиям, чтобы преодолеть препятствие, постоянно ставит и корректирует краткосрочные задачи для достижения цели.

7. Творческие качества Способности к креативной деятельности. Склонность к новаторской, инновационной деятельности, связанной с поиском новых идей, лучших альтернатив и способов организации деятельности в условиях неопределенности и постоянных новшеств, способность к нетривиальным ходам и нестандартным решениям.

8. Дисциплинированность Соблюдение установленных правил работы и норм поведения. Чувство субординации.

9. Коммуникативность Умение легко устанавливать контакт с людьми, находить индивидуальный подход, для формирования положительных межличностных отношений. Способность разбираться в людях и адекватно оценивать их. Умение слушать и понимать людей. Умение использовать осторожные стратегии для влияния и убеждения людей.

II. Профессиональный опыт

10. Правовая компетентно сть Понимание интересов государства, общества, коллектива и отдельной личности. Руководство нормативно-правовыми документами.

11. Профессиональные знания Способность к самостоятельному мышлению и оперативному принятию обоснованных решений. Умение своевременно принимать аргументированные решения в соответствии с условиями действительности, обеспечение последовательного и планомерного их выполнения. Умение собирает информацию о складывающейся обстановке для своей информированности, использовать личные и деловые контакты как средство достижения целей. Способность отстаивать свою точку зрения.

III. Управленческие качества

12. Командирские качества Способность вести за собой людей. Умение организовать, координировать, направлять и контролировать деятельность подчиненных.

13. Требовательность, настойчивость Уметь своевременно обеспечивать выполнение принимаемых решений своими подчинёнными.

14. Стратегическое мышление Умение мыслить стратегически, способность видеть ключевую проблему, принимать правильные решения на основе понимания потребностей выполнения наиболее важных задач при складывающейся обстановке, умение выбирать правильную тактику для достижения цели.

15. Педагогические качества Обладание способностями воспитательного и образовательного воздействия.

новешенность, агрессивность, замкнутость, нерешительность, отсутствие склонности к работе с людьми, психопатические черты и свойства характера, эмоциональная неустойчивость, пассивность, избыточная мнительность, тревожность, низкий уровень физического развития [2; 10].

Между различными качествами образуются функциональные взаимосвязи в компенсирующих и взаимосодействующих формах. Такая система качеств выступает как универсальный симптомокомплекс субъектных свойств, специфичный для той или иной деятельности, того или иного человека. Он формируется у индивида в ходе занятия им данной деятельностью.

Из вышесказанного мы наблюдаем, что положительные профессионально-деловые качества офицера преимущественно относятся к познавательной или коммуникативной сферам личности, а отрицательные связаны прежде всего с эмоциональной сферой.

Рассмотрим теперь подробнее профессионально-деловые качества офицера. Важное место в профессионально-деловой деятельности офицера занимает законность, дисциплинированностью, оптимальность, планомерность, стратегичность, коммуникативность, созидательность, знания и опыт психолого-педагогической деятельности и носит ответственно-доверительный, духовно-нравственный и морально-волевые характер.

Офицер с сформированными профессионально-деловыми качествами не только более адаптирован к данной военной среде, но и приносит колоссальную пользу воинскому коллективу в котором он выполняет свои служебные обязанности.

Успешный офицер - это инициативный субъект военного общества, который активно актуализирует себя за счёт своевременного и качественного выполнения служебно-боевых задач, способный применит возможные инновации для усовершенствования и оптимизации своей деятельности.

Профессионально-деловая деятельность офицера может служить целевым ориентиром развития профессионально-деловых качеств офицера.

Подведя итог, можно сказать, что в формировании профессионально-деловых качеств офицера важнейшее значение имеют

командный и профессорско-преподавательский составы военного института, которые призваны формировать на всех занятиях помимо знаний и умений еще и мировоззрение у будущих офицеров. Воспитание высоконравственного, дисциплинированного поведения, которые достигается путем систематической пропаганды принципов морали, требований военной присяги и общевоинских уставов и формируются только в процессе повседневного выполнения учащимися предъявляемых к ним требований.

Уставная организация учебной и повседневной деятельности - важнейшие условия успешного формирования у будущих офицеров профессионально-деловых качеств и адаптационной способности к предстоящей деятельности.

Большое значение в формировании коммуникабельных качеств у будущих офицеров имеет курсантский коллектив, общественное мнение, который несет в себе важную для курсанта социально-психологическую информацию роль, влияющую на его действия и поступки [8].

Также в формировании профессионально-деловых качеств офицера важнейшее значение имеет самовоспитание. Задача перед командным и профессорско-преподавательским составом состоит в том, чтобы заинтересовать, научить и приучить их к самовоспитанию. После чего руководить и контролировать этим процессом.

Формирование профессионально-деловых качеств у офицера - длительная кропотливая работа, требующая проявления упорства и целеустремленности всех участников педагогического процесса.

Библиографический список

1. Алексюк Р. А. Анализ сущности традиций, их классификации и роли в жизни армии и общества //Педагогическое образование и наука. -2013. - №1. - С. 75-77.

2. Барабанщиков А. В. Психология и педагогика высшей военной школы. - М.: Воениздат, 1989. - 368 с.

3. Бархаев Б. П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. - М.: Воениздат, 2006. - 488 с.

4. Бобков О. Б., Бобкова Т. С. Профессиональное становление военного специалиста в период обучения в вузе в условиях модернизации военного образования // Сибирский педагогический

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

журнал. - 2011. - № 9. - С. 217-231.

5. Новожилов В. Ю. Использования интеграционных процессов для совершенствования образовательной деятельности в военных вузах // Педагогическое образование и наука. - 2013-№1. - С. 71-74.

6. Овечкин С. Л. Особенности модульно-рей-тинговой системы обучения в профессиональном образовании // Педагогическое образование и наука. - 2013. - №1. - С. 102-104.

7. Приказ Министерства образования и нау-

ки российской федерации от 24 декабря 2010 г. № 2048. - [Электронный ресурс]. - URL: http:// mmobr-altai.ru/index.php?catid=60 (дата обращения: 12.01.14).

8. Сапунова М. Вооруженные силы в социально-политической структуре общества // Государственная служба. -2007. - 4 (48). - С. 101-106.

9. Сорокун П. А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. - 312 с.

10. ШадриковВ. Д.. Профессиональные способности. - М.: Университетская книга, 2010. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.