ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 181038 2018, № 6 (июнь) УДК 37.012
Педагогический анализ становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в психолого-педагогической литературе
Архипова Татьяна Николаевна1
Военный университет, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Проблема формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов является одной из актуальных в системе высшего военного образования. В соответствии с положениями ФГОС ВПО последнего поколения выпускники военных вузов Российской армии должны владеть основами культуры деловой речи, способствующими формированию культуры делового общения и общей культуры военнослужащего в целом, что в дальнейшем обеспечит успешное осуществление их военно-профессиональной деятельности как офицеров. Цель статьи - дать обзор становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в отечественной психолого-педагогической литературе, сопоставить современный образовательный процесс в высшей военной школе с основами, заложенными в педагогике конца XIX - первой половины ХХ века, провести анализ научных исследований по указанной проблеме за последние десятилетия, с его помощью определить сущность, содержание и структуру процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, а также наметить пути и условия эффективного осуществления данного педагогического процесса. На основе теоретического анализа и обобщения научной литературы было отмечено, что процесс формирования культуры деловой речи с точки зрения его сущности, содержания и структуры рассматривался в работах современных отечественных ученых в разных аспектах: формирования культуры общения, речевой способности, навыков публичной речи, коммуникативной компетентности, становления речевой деятельности обучаемых как средних, так и высших образовательных учреждений. Результаты анализа психолого-педагогических исследований в высшей военной школе показали, что культурно-речевой аспект всегда был в центре внимания ученых и рассматривался при изучении разных проблем: от историко-педагогического анализа военного образования в России XVIII - начала XX века и его гуманизации до подготовки офицерского состава к достижению психологического и информационного превосходства над противником. Анализ разнообразных подходов исследователей к данной проблеме дал возможность обосновать авторский взгляд на сущность, содержание и структуру педагогического процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов и определить пути и условия его эффективной реализации. Наиболее перспективным путем представляется осуществление данного педагогического процесса на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, который обеспечивает его адекватность требованиям усложняющейся военно-профессиональной деловой коммуникации. Результаты и выводы проведенного исследования расширяют представление о таких понятиях, как «речевая деятельность», «деловая речь», «культура деловой речи и делового общения военнослужащих», и направлены на совершенствование образовательного процесса в военных вузах РФ в контексте коммуникативно-деятельностного подхода к обучению. Статья может представлять интерес для ученых, проводящих исследования как в сфере деловой коммуникации, так и в сфере военно-профессионального образования в целом.
Ключевые слова: процесс формирования культуры деловой речи, речевая деятельность, коммуникативно-деятельностный подход, фундаментальные психолого-педагогические и лингвистические исследования, курсанты военных вузов.
Поступила в редакцию Received 13.04.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.04.2018
Принята к публикации Accepted for publication 27.04.2018 Опубликована Published 29.06.2018
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Архипова Татьяна Николаевна, соискатель, преподаватель кафедры языкознания и литературы ФГКОУ «Военный университет», г. Москва, Россия
Введение
Современная политика в сфере высшего военного образования включает в себя факторы, способствующие наиболее эффективному формированию и воспитанию культурной, духовно развитой личности военного специалиста, способного к постоянному совершенствованию [1], творческому решению профессиональных задач, самостоятельному приобретению новых знаний и умений, развитию профессиональных компетенций [2], владеющего в совершенстве культурой деловой речи, способного эффективно организовать на основе коммуникативных, этических и нормативных знаний, умений и навыков культуры деловой речи управленческую, командную и другие виды военной деятельности.
В данном исследовании определено, что проблема формирования культуры деловой речи военных специалистов является актуальной в современной науке, так как ученые считают ее одним из существенных компонентов культуры военно-профессионального общения, выступающим необходимым условием профессионального становления и саморазвития личности офицера. Решение этой проблемы требует системных изменений в процессе обучения курсантов в высших военно-учебных заведениях (далее - военных вузах), приводящих все его компоненты в соответствие с современными требованиями к совершенствованию военно-профессиональной компетентности будущего офицера. Нам представляется, что наиболее перспективным является формирование культуры деловой речи курсантов на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, который обеспечивает ее адекватность требованиям усложняющейся военно-профессиональной деятельности.
Цель статьи - дать обзор становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в отечественной психолого-педагогической литературе, сопоставить современный образовательный процесс в высшей военной школе с основами, заложенными в педагогике конца XIX - первой половины ХХ века, провести анализ научных исследований по указанной проблеме за последние десятилетия, с его помощью определить сущность, содержание и структуру процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, а также наметить на их основе пути и условия, способствующие эффективности процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Исследуя процесс формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, мы обратились к анализу становления и развития данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
Большое влияние на теорию и практику исследуемого нами педагогического процесса оказали идеи отечественной педагогики конца XIX - начала XX века. В свое время еще К. Д. Ушинским была сформулирована концепция теории саморазвития ребенка, что невозможно без знания родного языка. Основатель антропологической педагогики в России считал, что слово является главнейшим средством человеческого развития, и придавал исключительное значение родному языку в воспитании и образовании. Изучение родного языка, по мнению К. Д. Ушинского, имеет значение не только как средство развития мышления учащихся; через него познается народная жизнь, мысли и чувства народа [3].
В дальнейшем идеи К. Д. Ушинского получили своё развитие в трудах С. И. Архангельского [4], Ю. К. Бабанского [5], Ф. И. Буслаева [6], В. В. Виноградова [7], Л. С. Выготского [8], Б. Н. Головина [9], Ю. Н. Караулова [10], М. Н. Кожиной [11], В. Г. Костомарова [12], А. Н. Леонтьева [13], С. И. Ожегова [14] и т. д. Особое внимание ученых было уделено формированию у обучаемых высокой культуры речи вообще и культуре деловой речи в частности, что предполагало умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами родного языка. При этом правильной исследователи назвали ту речь, в которой соблюдены нормы русского литературного языка, отмечая, что «разумный союз нормы и целесообразности обеспечивает культуру речи общества и отдельного человека» [15].
Анализ фундаментальных педагогических исследований по изучаемой нами проблеме показал, что в педагогике высшей военной школы культурно-речевой аспект всегда был в центре внимания фундаментальных педагогических исследований и рассматривался при изучении следующих проблем: историко-педагогический анализ военного образования в России XVIII - начала XX века и его гуманизация (И. А. Алёхин [16], В. Я. Гожиков [17], В. М. Коровин [18], А. Р. Полянин [19], В. А. Свиридов [20], Л. Н. Ховрина [21] и др.); развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов, теоретическое и технологическое обеспечение процесса военного образования, формирование гуманистических ценностей и нравственной культуры курсантов, совершенствование гуманитарной и правовой подготовки (А. В. Белошицкий [22], В. И. Вдовюк [23], В. Е. Голомин [24], Ю. М. Кудрявцев [25], А. А. Лукьянец [26], М. А. Лямзин [27], А. М. Мамчур [28], О. А. Мартыненко [29], В. Н. Новиков [30], Ю. С. Руденко [31], Т. С. Сливин [32], В. Е. Уткин [33] и др.); повышение эффективности индивидуального, комплексного, дифференцированного подходов к воспитанию курсантов в процессе обучения, повышение культуры общения в военно-педагогической деятельности (В. А. Акиндинов [34], А. А. Аронов [35],
A. В. Барабанщиков [36], И. В. Биочинский [37], А. К. Быков [38], В. Н. Гуляев [39],
B. П. Давыдов [40], В. П. Масягин [41], В. Д. Самойлов [42], В. Я. Слепов [43], Б. А. Феду-лов [44] и др.); подготовка офицерского состава к достижению психологического и информационного превосходства над противником (А. Г. Караяни [45], И. В. Сыромятников [46], И. В. Шаравов [47] и др.); реализация гуманитарной подготовки офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях развитых зарубежных государств (А. И. Афанасьев [48], Т. А. Карпова [49], И. Д. Ладанов [50], Н. Ф. Феденко [51], П. И. Фисенко [52], С. М. Фильков [53], Н. Г. Чумичев [54] и др.). Научные труды названных авторов позволили выявить психолого-педагогические тенденции зарождения, становления и развития гуманитарных и культурно-речевых аспектов профессиональной подготовки военнослужащих, дали возможность в нашем исследовании использовать эти научные и прикладные положения и применить их к современному процессу формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов.
Обратившись к научной литературе по теме нашего исследования, мы отметили, что во второй половине ХХ века ученые начинают особенно пристально изучать деловую речь и определяют ее как необходимый раздел лингвистики, характеризующий осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной, этически корректной эффективной деловой речи в заданных или смоделированных условиях делового общения [55].
В ходе дальнейшего исследования становления и развития указанной проблемы было отмечено, что процесс формирования культуры деловой речи и анализ его
сущности, содержания и структуры рассматривается в работах современных ученых в основном с точки зрения формирования культуры общения, речевой способности, навыков публичной речи, коммуникативной компетентности, становления речевой деятельности (Т. Г. Бирюкова [56], Р. К. Дроздов [57], Т. А. Ладыженская [58], Г. С. Трофимова [59] и др.). Активно разрабатывается направление, связанное с профессионально ориентированной языковой культурой педагога в контексте высшего педагогического образования, курсовой подготовки учителей-словесников, специальных педагогических классов общеобразовательных учебных заведений, среднего профессионального педагогического образования (Н. Г. Грудцына [60], И. С. Данилова [61], А. Н. Ксенофонтова [62], Е. И. Мычко [63] и др.). Отдельные исследования затрагивают проблемы формирования культуры деловой речи при изучении процесса профессиональной подготовки специалистов того или иного профиля (А. А. Аронов [64], К. И. Вайсеро [65], П. А. Корчемный [66], А. Д. Лазукин [67] и др.). Ряд научных работ содержит анализ формирования культуры деловой речи как профессиональной на родном и иностранном языках у студентов в целом (Л. Н. Горобец [68], С. В. Знаменская [69], М. В. Леушкина [70], И. В. Стрелкова [71] и др.) и у представителей определённых специальностей - юристов, менеджеров, социальных педагогов, различных технических профессий (С. Н. Бирюкова [72], И. И. Галимзянова [73], Ф. П. Мухадиева [74], В. П. Сморчкова [75] и др.). В некоторых исследованиях делается анализ культуры деловой речи студентов определенных учебных заведений - курсантов военных вузов (Л. Н. Лазуткина [76], Т. А. Пашкова [77], А. В. Почепаева [78] и др.), студентов колледжей туристического профиля, студентов технических лицеев и вузов (Н. Ф. Горбунова [79], Я. Е. Кузнецов [80], А. К. Опришко [81], О. К. Сазонова [82], Н. П. Соболькова [83] и др.) и т. д. Есть группа исследований, посвященных проблеме формирования культуры деловой речи и языковой культуры специалиста в системе непрерывного образования (В. В. Соколова [84], Н. Н. Соловьева [85] и др.).
Было отмечено, что за последние 20 лет проблема формирования культуры деловой речи была рассмотрена в некоторых диссертационных работах по следующим направлениям: обучение культуре деловой речи иностранных студентов юридических специальностей; методика формирования информационной культуры специалиста в процессе изучения курса «Культура деловой речи»; формирование у слушателей юридических вузов культуры письменной деловой речи; формирование культуры деловой речи учащихся в региональной системе ссуз; педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов; формирование военно-речевой культуры курсантов вузов ВВ МВД России на инте-гративной основе; обучение стилистике деловой речи на уроках русского языка в профильных классах; методика компьютерных речевых игр «Военная деловая речь» на занятиях по русскому языку в военном вузе; формирование готовности к профессиональному общению курсантов военного вуза; структурно-композиционные и лингвистические экспрессивные особенности устной деловой коммуникации и др.
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Одной из первых работ по исследованию процесса формирования культуры деловой речи можно назвать диссертационное исследование Ф. М. Кадыровой «Формирование деловой речи учащихся в языковом цикле ССУЗ», в котором деловая речь характеризуется как многоплановое явление, а сам педагогический процесс формирования культуры речи обучаемых средних специальных учебных заведений
рассматривается на основе понятия «интегративное качество личности», отражающегося в профессиональной и социокультурной сферах через коммуникативную деятельность в деловом общении [86].
В диссертации Н. Н. Соловьевой «Педагогическая система формирования языковой культуры специалистов в условиях непрерывного образования» дан анализ научных и прикладных положений феномена языковой культуры специалиста как педагогического явления, близкого к исследуемому нами понятию «процесс формирования культуры деловой речи». Языковая культура, по мнению Н. Н. Соловьевой [87], представляет собой упорядоченную совокупность языковых общих и профессионально ориентированных знаний и умений, универсальных и гуманистических способов познания и деятельности, является отражением зрелости и развитости всей системы социально значимых качеств личности, реализуется в индивидуальной речевой и коммуникативной деятельности, а также служит показателем качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и речевого поведения, функциональной грамотности, социальных чувств и эмоций. Несмотря на то что данное исследование характеризует языковую культуру личности в широком смысле слова, данная формулировка соотносима с культурой деловой речи военнослужащих и основные положения диссертационной работы Н. Н. Соловьевой применимы в том числе и для высшего военного образования.
В работе З. Н. Бетиной «Методика формирования элементов информационной культуры специалиста в процессе изучения курса "Культура деловой речи"» [88] исследуемый педагогический процесс соотнесен со степенью реализации комплекса лингвистических норм современного русского литературного языка в процессе делового общения военнослужащих и тесно связан с понятиями «информационная культура специалиста» и «интегративное качество личности». В работе дано определение культуры деловой речи как социокультурного качества личности, которое адекватно отражает общекультурную, профессиональную и личностную позицию будущего специалиста, являющегося средством адаптации к изменяющимся экономическим, политическим, социальным условиям жизни и профессиональной деятельности через коммуникативный, этический и нормативный аспекты в деловом общении. Ценным в исследовании нам представляется разработанный ученым курс «Культура деловой речи», предназначенный для преподавания в высших учебных заведениях.
В диссертационном исследовании С. В. Лычагиной «Формирование военно-речевой культуры курсантов вузов ВВ МВД на интегративной основе» [89] процесс формирования культуры речи офицеров МВД соотнесен с проявлениями в речевой деятельности физической, материальной и духовной составляющих культуры личности военнослужащего и всего общества в целом. С. В. Лычагина исследует речевую деятельность офицера, которая выполняет определенную функцию и обусловлена профессиональными потребностями личности военнослужащего в процессе его служебно-боевой и учебно-воспитательной деятельности. В работе сформулировано актуальное и для нашего исследования понятие процесса формирования культуры речи офицеров МВД как педагогического процесса по формированию основ военно-речевой культуры, являющейся базисным элементом в сфере военно-профессиональной коммуникации, что дало возможность представить его как целостную категорию педагогической науки и определить его роль как инструментария в педагогической практике.
В диссертации Л. Н. Лазуткиной «Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов» рассматриваемый нами педагогический процесс дан в контексте анализа речевой культуры военнослужащих в целом на основе блока гуманитарно-лингвистических дисциплин [90]. Для нас интересным представляется историографический анализ литературы по проблеме формирования культуры деловой речи в России и ее роли в культурно-речевом воспитании военнослужащих.
А. А. Счисленок в своем исследовании «Методика компьютерных речевых игр "Военная деловая речь" на занятиях по русскому языку в военном вузе» анализирует процесс формирования коммуникативной культуры военного специалиста, которая представляет собой взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного и дея-тельностного компонентов. Для осуществления данного педагогического процесса в военных вузах, по мнению А. А. Счисленок, необходимо создание организационно-педагогических, дидактических и психологических условий, а также использование активных методов (информационно-рецептивных, диалоговых, эвристических, исследовательских и др.) и форм проблемного обучения, одной из которых является разработка сценариев ролевых ситуаций или деловых игр [91]. Многие положения данной работы применимы к современному процессу формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов и могут быть соотнесены с его сущностью, содержанием и структурой, однако здесь внимание уделено в основном формированию коммуникативной культуры военнослужащих, что сближает эту работу с исследованиями, содержащими анализ культуры делового общения.
Так, например, и А. А. Шибаев отмечает, что регламентированность профессионального общения военных специалистов отражается в их речи, перечисляет этикетные формулы деловой речи и ее основные жанры (различные виды деловых документов, деловая беседа, совещание, деловой телефонный разговор и т. д.). Автор утверждает: чем более содержательной по объему является воинская деятельность, тем более многогранным, разнообразным выступает общение, то есть воинская деятельность предопределяет границы и способы общения навыками речевого искусства [92]. По мнению исследователя, карьера военного специалиста-профессионала во многом зависит от того, насколько он владеет культурой речи, от которой зависят образованность, воспитанность, интеллигентность, характер, темперамент, остроумие человека. Работа полностью посвящена профессиональному общению военнослужащих, что ничуть не снижает ее достоинства, но об интересующем нас процессе формирования культуры деловой речи курсантов сказано лишь фрагментарно.
Обращение к перечисленным работам позволило накопить достаточный материал для нашей работы, тем более что многие ученые рассматривали процесс формирования культуры деловой речи с точки зрения его сущности, содержания и структуры. Анализ разнообразных подходов исследователей к данной проблеме дал возможность определиться с выбором нашего технологического подхода и обосновать авторский взгляд на сущность, содержание и структуру педагогического процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов, а также определить пути и условия его эффективной реализации.
В нашем исследовании за основу была выбрана технология коммуникативно-деятельностного подхода к обучению курсантов культуре деловой речи. Основы коммуникативно-деятельностного подхода были заложены в трудах психологов И. А. Зимней [93], А. Н. Леонтьева [94], С. Л. Рубинштейна [95]; получили свое даль-
нейшее развитие в теории речевой деятельности, разработанной А. А. Леонтьевым [96], в работах по речеведению (М. Н. Кожина [97], Т. В. Шмелева [98] и др.), тексто-ведению (И. Р. Гальперин [99], А. И. Новиков [100], Ю. А. Сорокин [101] и др.), методике преподавания русского языка (Т. А. Ладыженская [102], Е. И. Никитина [103], Н. А. Ипполитова [104], В. И. Капинос [105], О. М. Казарцева [106] и др.). По мнению ученых, исследующих данный подход, он оказался в последние годы весьма востребованным современным обществом, переживающим кризис духовной и речевой культуры, жаждущим позитивных изменений [107]. Не исключением является и армейская среда, в которой происходят аналогичные процессы, свойственные всему современному российскому обществу.
Методологическая база исследования
Согласно выбранной в данном исследовании технологии коммуникативно-деятельностного подхода в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и профессиональных особенностей его личности, что актуально для процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов.
Методическим содержанием коммуникативно-деятельностного подхода являются способы организации учебной деятельности курсантов, связанные в первую очередь с широким использованием коллективных форм обучения, с решением проблемных задач, с сотрудничеством между преподавателем и курсантами [108]. Иногда такой подход в научной литературе понимается слишком узко: как использование на занятии различных ситуаций, в то время как суть коммуникативно-деятельностного подхода заключается в создании для курсантов условий, в которых они должны принимать активное участие в деятельности, а сама деятельность была бы значимой для них и осуществлялась в рамках конкретных жизненных и профессионально-служебных ситуаций. При этом в основе коммуникативно-деятельностного подхода лежит не столько реальность самих ситуаций, сколько реальность деятельности в предлагаемых ситуациях военно-профессионального и делового общения курсантов.
Данный подход, на наш взгляд, прежде всего ориентирует преподавателя уделять внимание потребности курсантов в военно-профессиональной деловой коммуникации и усвоении ценной для них учебной информации с помощью профессионально значимой речевой деятельности. При этом, с точки зрения ученых, рассматривающих коммуникативно-деятельностный поход в обучении культуре деловой речи в соотношении языка, речи и деятельности, коммуникация тесно связана с понятием «деятельность», где деятельностный аспект, по их мнению, играет опреде-ляюшую роль [109].
Педагогический анализ становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в психолого-педагогической литературе также показал, что понимание сущности феномена процесса формирования культуры деловой речи напрямую зависит от концептуальных позиций, занимаемых педагогами-исследователями. Во многих исследованиях процесс формирования культуры деловой речи с позиций его содержания, сущности и структуры рассматривается авторами преимущественно как переход с его одного качественного уровня на другой, где в основе градации лежит способ овладения знаниями, уровень самостоятельно-
сти обучающихся и др. Как правило, речь идет о двух уровнях в овладении речевой деятельностью: репродуктивном и продуктивном (П. Н. Пидкасистый [110]), т. е. об уровнях воспроизведения и продуцирования. М. Я. Алексеева [111] выделяет также творческий, Т. В. Збираник [112] - ситуативный, Е. О. Емельянова [113] - эвристический, исследовательский и т. д.
Интересным представляется мнение Т. В. Збираник, соотносимое с методологией нашего исследования. Ученый берет за основу процесс развития познавательной деятельности, который заключается в «движении учащегося от воспроизведения готовых знаний к открытию новых, от субъект-объектного взаимодействия педагога с учащимися к субъект-субъектному, при котором учащийся по мере все более активного, глубокого и самостоятельного осуществления процесса познания обретает и утверждает себя в качестве субъекта» [114]. Осуществить это, по мнению автора, возможно лишь при организации продуктивного типа обучения, основами которого являются принципы личностно ориентированного и проблемного обучения. Данное мнение коррелирует с исследованием процесса формирования культуры деловой речи курсантов на основе выбранного нами коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
Результаты исследования
Анализ понимания процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов актуализировал в рамках данного исследования необходимость обращения к общенаучному пониманию категории деятельности, а также к существующим версиям понимания сущности речевой деятельности и ее развития, сложившимся в педагогической теории и практике.
Ученые определяют речевую деятельность как объект, изучаемый лингвистикой и другими науками (психологией, педагогикой, лингвистикой, логикой, физиологией и т. д.). О необходимости рассматривать культуру речи в тесном контакте с речевой деятельностью во всем ее многообразии психолингвисты заявляли еще в середине 70-х годов XX века. Характеризуя взаимосвязь этих понятий, ученые отмечали, что для построения объективной, чуждой вкусовым оценкам теории культуры речи необходимо обращение к психолингвистике или к теории речевой деятельности.
Сопоставляя высказанную в свое время К. Д. Ушинским концепцию теории саморазвития ребенка с его же утверждением о стремлении учеников к деятельности, мы еще раз убедились в верности выбранной нами технологии обучения.
Благодаря проведенному анализу и обобщению педагогических позиций по данной проблеме мы смогли охарактеризовать процесс формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов как разновидность речевой деятельности, которая актуализируется специфическими действиями педагога и курсантов с целью выявления сущностных аспектов учебного материала в ходе обучения культуре деловой речи и осмыслением опыта этих действий по его овладению на чувственном, предметно-образном и смысловом уровнях.
Исследование различных подходов к изучаемой проблеме дало возможность обосновать авторское понимание педагогической сущности процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов как реализации спроектированной педагогом модели саморазвития речевой деятельности обучающихся. Содержание процесса формирования культуры деловой речи было представлено в виде поэтапной реализации системной совокупности организационно-мыслительных,
организационно-коммуникативных и организационно-деятельностных игровых проектов, коррелирующих с саморазвертывающейся логикой саморазвития речевой деятельности курсантов. Структура процесса формирования культуры деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению включает цели и задачи, соответствующие постнеклассическому уровню развития педагогической теории и практики; субъект-субъектные отношения; ранее обоснованные, а также выявленные в ходе исследования закономерности и зависимости, противоречия и принципы; технологию процесса формирования культуры деловой речи на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению; результат, выражающийся в формировании у курсантов способности к самоактуализации развития речевой деятельности в процессе формирования культуры деловой речи.
Анализ исследованности проблемы формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов в психолого-педагогической литературе подтвердил еще раз ее актуальность, а также обучающую и воспитательную значимость как необходимой составляющей профессионального общения будущих офицеров. Это дало нам возможность наметить дальнейшие пути и условия решения данной педагогической проблемы. Было высказано предположение, что ее решение возможно посредством обновления содержания процесса формирования культуры деловой речи у курсантов военных вузов с позиций проектирования технологии развития речевой деятельности курсантов и подготовки профессорско-преподавательского состава на основе коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.
Заключение
Результаты анализа философской, психологической, педагогической, лингвистической литературы по вопросам становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи дают возможность сделать вывод, что данная педагогическая проблема по-прежнему является актуальной в современной науке. Однако, несмотря на ее востребованность, она остается все еще недостаточно изученной, особенно по вопросам её педагогической сущности, структуры, содержания, педагогических путей и условий формирования в системе военного образования.
Ссылки на источники
1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.09.2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»» // Российская газета. - 2014. - № 298.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 39 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация («специалист»)». - URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/9/6/3/57.
3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - 13-е изд. - СПб., 1913. - Т. 1. - С. 149-150.
4. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. - 380 с.
5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. - 238 с.
6. Буслаев Ф. И. Историческая грамматика русского языка. - М.: Учпедгиз, 1959. - 624 с.
7. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М.: Высш. шк., 1972. - 616 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Избранные педагогические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 518 с.
9. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - 2-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1988. - 360 с.
10. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 264 с.
11. Кожина М. Н. К основаниям функциональной стилистики. - Пермь: Пермский госуд. ун-т им. А. М. Горького, 1968. - 251 с.
12. Костомаров В. Г. Культура речи и стиль. - М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1960. - 72 с.
13. Леонтьев А. Н. Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
14. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеол. выражений. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
15. Головин Б. Г. Основы культуры речи: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1980. - С. 19.
16. Алёхин И. А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XX века: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004. - 636 с.
17. Гожиков В. Я. Организационно-педагогические условия государственно-патриотического воспитания будущего офицера: дис. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2001. - 203 с.
18. Коровин В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: дис. ... д-ра пед. наук. -Воронеж, 2002. - 369 с.
19. Полянин А. Р. Гуманитарная подготовка будущих офицеров в военно-учебных заведениях Российской империи в XVIII - начале XX века: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2009. - 179 с.
20. Свиридов В. А. Становление и развитие военного образования в России во второй половине XIX - начале XX века: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006. - 411 с.
21. Ховрина Л. Н. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917 гг.: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1996. - 397 с.
22. Белошицкий А. В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе: дис. ... д-ра пед. наук. -Воронеж, 2009. - 373 с.
23. Вдовюк В. И. Формирование и развитие педагогического такта у советских офицеров: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1970. - 157 с.
24. Голомин В. Е. Педагогическая система совершенствования гуманитарной подготовки курсантов вузов: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2003. - 388 с.
25. Кудрявцев Ю. М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2003. - 464 с.
26. Лукьянец А. А. Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к работе по укреплению воинской дисциплины в подразделении: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 157 с.
27. Лямзин М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ВУ, 1997. - 435 с.
28. Мамчур А. М. Теоретическое и технологическое обеспечение гуманитаризации военного образования курсантов (слушателей) вузов: дис. ... д-ра пед. наук. - Тольятти, 2002. - 532 с.
29. Мартыненко О. А. Педагогические условия развития гуманитарной культуры курсантов высших военно-учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2011. - 199 с.
30. Новиков В. Н. Развитие теории и практики подготовки преподавателей высшей военной школы (на материалах ВУЗов РВСН): дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 418 с.
31. Руденко Ю. С. Совершенствование теории и практики обучения слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002. - 502 с.
32. Сливин Т. С. Педагогическая концепция правовой подготовки слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений ВС РФ: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 451 с.
33. Уткин В. Е. Проектирование и реализация системы подготовки будущих офицеров к военно-патриотическому воспитанию военнослужащих: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2010. - 417 с.
34. Акиндинов В. А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений МО РФ: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 453 с.
35. Аронов А. А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1990. - 53 с.
36. Барабанщиков А. В. Проблема единства теоретической и практической подготовки слушателей. - М. : ВПА, 1982. - 81 с.
37. Биочинский И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 1993. - 415 с.
38. Быков А. К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000. - 520 с.
39. Гуляев В. Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 302 с.
40. Давыдов В. П. Особенности воспитания курсантов различных курсов обучения. - М.: ВПА, 1983. - 87 с.
41. Масягин В. П. Повышение качества непрерывной военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России: автореф. дис. .. д-ра пед. наук. - М.: ВУ, 2006. - 56 с.
42. Самойлов В. Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров ВС РФ: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003. - 534 с.
43. Слепов В. Я. Морально-психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны: дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1973. - 415 с.
44. Федулов Б. А. Личностно-профессиональное развитие курсантов военно-учебных заведений (аксиологический подход): дис. ... д-ра пед. наук. - Барнаул, 2000. - 382 с.
45. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Введение в профессию военного психолога. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
46. Сыромятников И. В. Психология профессиональной субъектности офицеров ВС РФ: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2007. - 421 с.
47. Шаравов И. В. Коммуникация: ее роль и место в общественных отношениях // Иностранные языки и межкультурная коммуникация. - М., 1997. - 268 с.
48. Афанасьев А. И. Профессиональная подготовка унтер-офицерского состава вооруженных сил ФРГ: дис. ... канд. пед. наук. - М.: ГАВС, 1994. - 165 с.
49. Карпова Т. А. Педагогические основы гуманитарной подготовки офицерских кадров в высших военно-учебных заведениях США: дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВУ, 2000. - 252 с.
50. Ладанов И. Д. Современная буржуазная военная педагогика: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1972. - 229 с.
51. Феденко Н. Ф. Современная буржуазная военная психология: дис. ... д-ра псих. наук. - М., 1969. - 459 с.
52. Фисенко П. И. Система подготовки офицерских кадров Бундесвера в военно-учебных заведениях Федеративной Республики Германии: критический анализ: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1977. - 168 с.
53. Фильков С. М. Психолого-педагогическая теория и практика подготовки личного состава ВВС Великобритании: дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1990. - 156 с.
54. Чумичев Н. Г. Критический анализ системы подготовки офицерского состава Вооруженных Сил США: дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВПА, 1980. - 202 с.
55. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе: дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов н/Д, 2005. - С. 27.
56. Бирюкова Т. Г. Теоретические основы формирования речевой способности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук. - Елец, 2001. - 371 с.
57. Дроздов Р. К. Формирование навыков публичной речи в процессе обучения русскому языку: дис. ... канд. пед. наук. - Рязань, 2005. - 178 с.
58. Методика развития речи на уроках русского языка / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос и др.; под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
59. Трофимова Г. С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000. - 397 с.
60. Грудцына Н. Г. Научные основы обучения риторике в педагогических классах общеобразовательных учебных заведений: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1999. - 434 с.
61. Данилова И. С. Развитие коммуникативной компетенции в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2002. - 21 с.
62. Ксенофонтова А. Н. Теоретические основы становления речевой деятельности школьников в образовательном процессе: дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2000. - 370 с.
63. Мычко Е. И. Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога: дис. ... д-ра пед. наук. - Калининград, 2002. - 421 с.
64. Аронов А. А. Принципиальные подходы к определению содержания воспитания учащейся молодёжи -будущих защитников и строителей России // Патриотизм как тип мировоззрения в современных социокультурных трансформациях: сб. науч. тр. - М.: МГУКИ, 2005.
65. Вайсеро К. И. Психология социально-культурной деятельности в ВС РФ: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ВУ, 2003. - 409 с.
66. Корчемный П. А. Социальная коммуникация в современном мире. - М., 2004.
67. Лазукин А. Д. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей образовательных учреждений МВД России: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Академия управления МВД России, 2001. - 156 с.
68. Горобец Л. Н. Формирование профессиональных коммуникативно-речевых умений студентов-нефилологов: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1998. - 228 с.
69. Знаменская С. В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 26 с.
70. Леушкина М. В. Речевое общение как основа формирования культуры будущего специалиста: дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2005. - 295 с.
71. Стрелкова И. В. Формирование филологической культуры студентов в образовательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2004. - 168 с.
72. Бирюкова С. Н. Формирование коммуникативной культуры студентов технического вуза: на основе изучения курса «Русский язык и культура речи»: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2004. - 194 с.
73. Галимзянова И. И. Формирование языковой компетентности будущих менеджеров в процессе профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 187 с.
74. Мухадиева Ф. П. Формирование культуры профессиональной речи студента юридического факультета: дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2006. - 204 с.
75. Сморчкова В. П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 495 с.
76. Лазуткина Л. Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 462 с.
77. Пашкова Т. А. Формирование коммуникативной культуры военного специалиста в вузе в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2002. - 219 с.
78. Почепаева А. В. Формирование коммуникативной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис.....канд. пед. наук. - М., 2005. - 24 с.
79. Горбунова Н. Ф., Жуковская З. Д. Формирование коммуникативной культуры студентов технического вуза: монография. - М.: МО РАО; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Воронежский гос. технический ун-т, 2003. - 95 с.
80. Кузнецов Я. Е. Профессионально-языковая компетентность как фактор успешности учебной деятельности студентов технического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2005. - 174 с.
81. Опришко А. К. Формирование умений профессионально-личностной коммуникации у учащегося в образовательном процессе технического лицея: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2007. - 25 с.
82. Сазонова O. K. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2000. - 16 с.
83. Соболькова Н. П. Развитие коммуникативной культуры студентов колледжей туристического профиля: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 238 с.
84. Соколова В. В. Общедидактические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Чебоксары, 1999. - 41 с.
85. Соловьева Н. Н. Педагогическая система формирования языковой культуры специалиста в условиях непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед.наук. - М.: ВУ, 2011. - 49 с.
86. Кадырова Ф. М. Формирование деловой речи учащихся в языковом цикле ССУЗ: дис. ... канд. пед. наук. -Казань, 1995. - 213 с.
87. Соловьева Н. Н. Педагогическая система формирования языковой культуры специалистов в условиях непрерывного образования: дис. ... д-ра пед.наук. - М., 2011. - 550 с.
88. Бетина З. Н. Методика формирования информационной культуры специалиста в процессе изучения курса «Культура деловой речи»: дис. ... канд. пед. наук. - Тамбов, 2000. - 260 с.
89. Лычагина С. В. Формирование военно-речевой культуры курсантов вузов ВВ МВД России на интегративной основе: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 188 с.
90. Лазуткина Л. Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных вузов: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 540 с.
91. Счисленок А. А. Методика компьютерных речевых игр «Военная деловая речь» на занятиях по русскому языку в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 201 с.
92. Шибаев А. А. Формирование готовности к профессиональному общению курсантов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2007. - С. 159.
93. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
94. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл. Академия, 2005. - 352 с.; Основы теории речевой деятельности / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
95. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.
96. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. -М.: Едиториал УРСС, 2003. - С. 248.
97. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1993. - 222 с.
98. Шмелева Т. В. Семантический синтаксис. Текст лекций. - Красноярск: Красноярский ун-т, 1994. - 43 с.
99. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - Изд-е 4-е, стер. - М.: КомКнига, 2006. - 144 с.
100. Новиков А И. Семантика текста и ее формализация. - М.: Наука, 1983. - 158 с.
101. Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. - М.: Наука, 1985. - 168 с.
102. Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика русского языка. - М.: Просвещение, 1992. - 286 с.
103. Никитина Е. И. Связный текст на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1966. - 328 с.
104. Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 142 с.
105. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
106. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие. - 5-е изд. - М.: Флинта : Наука, 2003. - 495 с.
107. Болотнова Н. С. Новые походы к обучению русскому языку в современных условиях // Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы: материалы науч.-практ. конф. - Томск, 2001. - С. 5-10.
108. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
109. Коренева А. В. Деятельностно-прагматический и концептуальный подходы к определению содержания профессионально-ориентированного вузовского курса «Русский язык и культура речи» для студентов-нефилологов // Образование и наука. - 2008. - № 6(54). - С. 44.
110. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М.: Педагогика, 1972. - 183 с.
111. Алексеева М. Я. Развитие познавательной деятельности старшеклассников в процессе обучения истории на основе индивидуально-диагностической модели: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 210 с.
112. Збираник Т. В. Развитие познавательной деятельности старшеклассников гимназии в условиях малого северного города: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 244 с.
113. Емельянова Е. О. Познавательная деятельность учащихся в процессе обучения химии: дис. ... д-ра пед. наук. - Липецк, 2005. - 362 с.
114. Збираник Т. В. Развитие познавательной деятельности старшеклассников гимназии в условиях малого северного города: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - С. 191.
Tatyana N. Arkhipova,
Lecturer, Linguistics and Literature Chair, Military University, Moscow, Russia
Pedagogical analysis of establishment and development of business speech culture formation problem in psychological and pedagogical literature
Abstract. Business speech culture formation among cadets of military higher education institutions is one of the relevant problems in the system of higher military education. In accordance with FSES of higher professional education, the graduates of military higher education institutions of the Russian Army should know the principles of business speech culture, contributing to the formation of business communication culture and general culture of servicemen, that would ensure their successful military-professional activity as officers in future. The purpose of this article is to do a review of establishment and development of business speech culture formation problem in domestic psychological and pedagogical literature, to compare the modern educational process in higher military school with the foundations laid in pedagogics at the end of XIX - first half XX centuries, and to analyze scientific researches concerning this problem over the past decades, to define the essence, content and structure of business speech culture formation process among the cadets of military universities, as well as to identify ways and conditions for the effective implementation of this pedagogical process. On the basis of theoretical analysis and generalization of scientific literature, it was noted that business speech culture formation process from the point of view of its essence, content and structure was considered in the works of modern Russian scientists in different aspects: speech culture formation, speech skills, public speech skills, communicative competence, mastering speech activity of both secondary and higher educational institutions trainees. The results of psychological and pedagogical research analysis in higher military school showed that the cultural speech aspect has always been the focus of attention of scientists and it was considered in the study of various problems: from historical and pedagogical analysis of military education in Russia of XVIII-early XX century and its humanization to training officers for achieving psychological and information superiority over the enemy. The analysis of various approaches of researchers to this problem made it possible to justify the author's view on the essence, content and structure of the pedagogical process of business speech culture formation among cadets of military schools and to determine the ways and conditions of its effective implementation. The most promising way seems to be the implementation of this pedagogical process on the basis of a communicative-activity approach to learning, which ensures its adequacy to the requirements of complex military-professional business communication. The results and conclusions of this study expand the understanding of such concepts as "speech activity", "business speech", " business speech and business communication culture of military personnel" and are aimed at improving the educational process in military universities of the Russian Federation in the context of the communicative-activity approach to learning. The article may be interesting for scientists conducting research both in the field of business communication and in the field of military-professional education in general.
Key words: business speech culture formation process, speech activity, communicative-activity approach, basic psychological, pedagogical and linguistic researches, cadets of military higher educational institutions.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Архипова Т. Н. Педагогический анализ становления и развития проблемы формирования культуры деловой речи в психолого-педагогической литературе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - С. 436-448. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181038.htm.
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Архипова Т. Н., 2018
977230412018006