Научная статья на тему 'Коммуникативная культура курсантов военных вузов как междисциплинарный феномен'

Коммуникативная культура курсантов военных вузов как междисциплинарный феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / COMMUNICATIVE CULTURE / CADETS OF MILITARY ACADEMY / METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машин Валентин Николаевич, Свиридов Алексей Алексеевич

Рассмотрена проблема развития коммуникативной культуры курсантов военных вузов. Анализ работ, посвященных коммуникативной культуре, позволил выявить, что исследуемый феномен активно используется в различных сферах научного знания, в т. ч. в педагогике и психологии. Рассмотрены концептуальные положения основных методологических подходов формирования данного феномена в деятельности курсантов военных вузов, где существует определенная специфика. Особое внимание уделяется личности «гражданского» специалиста, которая формируется с учетом гуманитаризации образования, ориентации на развитие творческих способностей студентов в широком диапазоне знаний, свободы выбора деятельности в условиях рыночных отношений, динамики различных средств и способов обучения, в т. ч. таких как дистанционное образование, интегральное образование, варьирование специализаций в процессе обучения, предметного и проблемного обучения и т. д. Проведенный теоретический анализ позволил обнаружить ряд исследований, посвященных изучению проблемы формирования коммуникативной культуры у курсантов военных вузов. Учитывая сложность феномена «коммуникативная культура курсантов военных вузов», существование его «на границах» различных отраслей научного знания, методологические направления к его изучению можно объединить в несколько подходов: структурный, аксиологический, личностный, деятельностный и др. Отмечается, что коммуникативная культура – часть профессиональной культуры офицера, совокупность знаний в области общения, опыта реализации профессиональных умений по организации оптимального взаимодействия, опыта творческого общения в сотрудничестве с другими субъектами военно-профессиональной деятельности и определенных ценностных качеств для успешного профессионального развития. Представленные подходы образуют единый методологический комплекс, ориентированный на разработку концепции формирования коммуникативной культуры курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Машин Валентин Николаевич, Свиридов Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CULTURE OF MILITARY UNIVERSITIES CADETS AS INTER-DISCIPLINE PHENOMENON

The problem of development of communicative culture of cadets of military higher education institutions are considered. The analysis of works devoted to the communicative culture and presented in the work allowed disclosing that the research phenomenon is actively used in different spheres of scientific knowledge including pedagogy and psychology. The conceptual provisions of methodological approaches formation of this phenomenon in the activities of the cadets of military schools, where the certain specificity presents, are scrutinized. A special attention is given to the individual “civil” specialist, which is formed by taking into account the humanization of education, focus on the development of creative abilities of students in a wide range of knowledge, freedom of choice of activity in market conditions, the dynamics of different means and ways of learning, including such as distance education, integral formation, varying specializations in learning, focused and problem-based learning, etc. The theoretical analysis allowed us to detect a number of studies on the problems of formation of communicative culture of the cadets of military schools. The complexity of the phenomenon of “communicative culture of cadets of military schools” is given, its existence “at the boundaries” of the various branches of scientific knowledge, methodological orientations to its study can be grouped into several approaches: structural, axiological, personality, activity, etc. It is noted that communicative culture is a part of the professional culture of the officer, a body of knowledge in the field of communication, the experience of implementation of professional skills for organizing optimal interaction experience of creative communication in cooperation with others, professional military activity and certain valuable qualities for a successful professional development. The presented methodological approaches form a single complex focused on the development of the concept of formation of communicative culture of cadets of military high school.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура курсантов военных вузов как междисциплинарный феномен»

УДК 355.232

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ФЕНОМЕН

© Валентин Николаевич МАШИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, докторант, кафедрa социально-культурной деятельности, e-mail: vmashin@bk.ru © Алексей Алексеевич СВИРИДОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедрa социально-культурной деятельности, e-mail: vmashin@bk.ru

Рассмотрена проблема развития коммуникативной культуры курсантов военных вузов. Анализ работ, посвященных коммуникативной культуре, позволил выявить, что исследуемый феномен активно используется в различных сферах научного знания, в т. ч. в педагогике и психологии. Рассмотрены концептуальные положения основных методологических подходов формирования данного феномена в деятельности курсантов военных вузов, где существует определенная специфика. Особое внимание уделяется личности «гражданского» специалиста, которая формируется с учетом гуманитаризации образования, ориентации на развитие творческих способностей студентов в широком диапазоне знаний, свободы выбора деятельности в условиях рыночных отношений, динамики различных средств и способов обучения, в т. ч. таких как дистанционное образование, интегральное образование, варьирование специализаций в процессе обучения, предметного и проблемного обучения и т. д.

Проведенный теоретический анализ позволил обнаружить ряд исследований, посвященных изучению проблемы формирования коммуникативной культуры у курсантов военных вузов. Учитывая сложность феномена «коммуникативная культура курсантов военных вузов», существование его «на границах» различных отраслей научного знания, методологические направления к его изучению можно объединить в несколько подходов: структурный, аксиологический, личностный, деятельностный и др. Отмечается, что коммуникативная культура - часть профессиональной культуры офицера, совокупность знаний в области общения, опыта реализации профессиональных умений по организации оптимального взаимодействия, опыта творческого общения в сотрудничестве с другими субъектами военно-профессиональной деятельности и определенных ценностных качеств для успешного профессионального развития. Представленные подходы образуют единый методологический комплекс, ориентированный на разработку концепции формирования коммуникативной культуры курсантов военного вуза.

Ключевые слова: коммуникативная культура; курсанты военных вузов; методологические подходы.

На современном этапе развития государства и продолжающейся модернизации Вооруженных сил РФ, несомненно, особое внимание уделяется формированию всесторонне развитой личности офицера, повышению его качественных характеристик как профессионала своего дела. Одним из актуальных направлений в профессиональном становлении будущего офицера является развитие коммуникативной культуры у курсантов в период их обучения в военных вузах.

Специалисты отмечают, что коммуникативная культура является условием формирования, развития и реализации профессиональной компетентности и занимает центральное место в общей и профессиональной культуре любого специалиста, оказывая существенное влияние на все компетентност-ные и квалификационные характеристики.

В современных условиях идея и практика развития коммуникативной культуры изучается в самых различных направлениях, содержание и сущность которых зависит от научных традиций и теоретико-методологической базы исследований.

Так, согласно представлениям М.Г. Рудь, коммуникативная культура может быть представлена как:

- способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими, принятию и восприимчивости другого, подбору и предъявлению аргументов, выдвижению альтернативных объяснений, обсуждению проблемы, пониманию и уважению мнений других и на основе этого к регулированию отношений для создания общности обучающихся в достижении единой цели деятельности;

- потребность в другом, в расширении границ коммуникаций, сопоставлении точек зрения, умение стать на позицию обучающихся;

- готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим, к рефлексивной деятельности, к проектированию коммуникативных умений и применению их в новой ситуации [1].

О.П. Кравчук определяет коммуникативную культуру как интегративное, динамическое, структурно-уровневое образование, представленное совокупностью потребност-но-мотивационного, личностного, рефлексивного, практико-действенного компонентов и определяющее характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалогического общения [2].

А.С. Руденский рассматривает коммуникативную культуру личности как систему ее качеств, включающую: 1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества); 2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция); 3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; 4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т. д.); 5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению; 6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) [3].

З.А. Побежимова под коммуникативной культурой понимает профессионально значимое качество личности, интегрирующее коммуникативные умения, ценности и опыт, которые позволяют достигать взаимопонимания субъектов, проявляющееся в ситуациях межличностного взаимодействия, актуализирующих коммуникативные знания и умения организации процесса коммуникации, и включает коммуникативную компетентность, коммуникативную направленность и коммуникативную гибкость [4].

Определяя рассматриваемый феномен как интегративное духовно-гуманистическое качество коммуникации, Л.А. Аухадеева указывает, что коммуникативная культура (культура коммуникативной деятельности) является сложноорганизованной социальной и индивидуально-личностной системой, ведущей характеристикой которой является гуманистический вектор развития. Автор рассматривает коммуникативную культуру как системообразующий компонент общей и педагогической культуры, интегральную составляющую профессиональной компетентности, указывая, что ее формирование является приоритетным направлением личностного развития и профессиональной подготовки будущего специалиста. При этом коммуникативная культура выступает как инвариантный компонент целостного педагогического процесса, основа, средство, условие взаимодействия, сотрудничества и реализации всех функций и задач педагогической деятельности и личностно-профессионального развития, что определяет индивидуально-личностную, профессиональную и общественную значимость целенаправленного формирования коммуникативной культуры в процессе вузовской подготовки [5].

Анализ работ, посвященных коммуникативной культуре, выявил, что исследуемый феномен активно используется в различных сферах научного знания, в т. ч. в педагогике и психологии. Коммуникативная культура трактуется как ведущее требование современного образования (Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Белоусова, В.А. Кан-Калик, В.А. Сласте-нин, В.Т. Фоменко, И.Д. Чечель, Е.Н. Шиянов и др.), важнейший компонент профессиональной и общей культуры специалиста (Г.В. Звездунова, Г.П. Максимова, М.Г. Рудь, О.В. Фролушкина и др.), существенный критерий социализированности человека (А.В. Мудрик), качество личности специалиста (М.А. Лимонова, А.В. Мудрик, В.В. Соколова и др.).

Однако в отношении формирования данного феномена в деятельности курсантов военных вузов существует определенная специфика. Дело в том, что личность «гражданского» специалиста формируется с учетом широкой гуманизации и гуманитаризации образования, ориентации на развитие творческих способностей студентов в широком

диапазоне знаний, свободы выбора деятельности в условиях рыночных отношений, максимальной самостоятельности в процессе обучения, динамики различных средств и способов обучения, в т. ч. таких как дистанционное образование, интегральное образование, варьирование специализаций в процессе обучения, предметного и проблемного обучения и т. д. Не отрицая значимости этих факторов в образовательном процессе военного вуза, необходимо при формировании показателя оценки деятельности курсанта исходить из того, что эта деятельность существует в условиях достаточно жесткого государственного заказа, узкой специализации будущих офицеров, чрезвычайно насыщенной военно-специальными дисциплинами программы обучения, особых субординационных отношений, специфических условий жизнедеятельности военного вуза и других факторов военно-профессиональной деятельности.

Проведенный теоретический анализ позволил обнаружить ряд исследований, посвященных исследованию проблемы формирования коммуникативной культуры у курсантов военных вузов.

Так, Г.А. Анохина рассматривает коммуникативную культуру курсанта как компонент профессиональной культуры его личности, представляющий собой систему регу-лятивов, несущих в себе комплекс общекультурных знаний, способностей, совокупность умений и навыков общения, культуру речи, которые формируются в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении при наличии определенных ценностных установок [6].

В.С. Чернявская под коммуникативной культурой курсанта понимает интегральное личностно-профессиональное качество будущего специалиста, структурно выступающее как система, которая задается вектором гуманности, и, определяясь духовными способностями человека, проявляется в его ценностных ориентациях в области общения, а также в субъектной, когнитивной, эмоциональной составляющих [7].

В.С. Романюк определяет коммуникативную культуру курсантов как качество личности, интегрирующее коммуникативные знания, ценности и опыт, которые позволяют достигать взаимопонимания между субъек-

тами деятельности, проявляющееся в ситуациях процессуального характера, актуализирующих коммуникативные знания и умения профессионального характера [8].

Тем не менее, не все указанные исследования, хотя и являются показателем растущего интереса к феномену коммуникативной культуры в условиях военного вуза, являются исчерпывающими и отвечающими на все запросы теории и практики военного образования.

Учитывая сложность феномена «коммуникативная культура курсантов военных вузов», существование его «на границах» различных отраслей научного знания, методологические направления к его изучению можно объединить в несколько подходов: структурный, аксиологический, личностный, деятельностный и др. Считаем, что они содержат возможности понимания не только содержания, но и сущности, механизмов и детерминант коммуникативной культуры курсантов военных вузов. Рассмотрим некоторые их конструктивные идеи и положения.

Структурный подход предполагает рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Х.А. Долл, Р.И. Фей-джин). Структурный подход позволяет представить коммуникативную культуру как совокупность личностных качеств и свойств, проявляющихся в типах и формах организации взаимодействия на разных уровнях развития творческих сил и способностей субъекта (И.Ю. Елькина); как единство когнитивномотивационных, деятельностных и риторических знаний, качеств и умений (Н.О. Митро-ва); определить в структуре коммуникативной культуры этико-аксиологическую и процессуально-деятельностную подсистемы, компоненты которых могут быть представлены в виде преемственных уровней (В.П. Сморчкова) и т. д.

Аксиологический подход исходит из представления, что культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». Он предполагает, что не всякий результат деятельности может называться достоянием культуры и потому сужает сферу культуры, относя к ней лишь

ценности. Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, культуру как феномен чаще всего определяют именно через ценностные ориентации. «Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща», - отмечал Ф. Дюмон. В современных социально-философских и психолого-педагогических постижениях культуры основательно актуализируется ее аксиологическая природа.

Аксиологический подход к изучению коммуникативной культуры позволяет ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентируя ее креативное (продуцирующее, творческое) начало.

Аксиологическая составляющая общения, выражающаяся в отношениях, с нашей точки зрения, является основополагающей для всей коммуникации. Ведь именно ценности человека определяют смыслы его существования, представления о должном, это, прежде всего, относится к общению. Человек является ведущей ценностью личностно-ориентированной педагогики, это задает вектор гуманности общению в личностно-ориентированном образовании.

Различные аксиологические аспекты формирования и развития коммуникативной культуры рассматриваются в работах

В.А. Григорьевой-Голубевой, Ю.В. Казакова, Л.Ю. Конниковой, Л.И. Нугис, М.С. Хлебниковой, С.В. Чусовляновой, С.А. Щербачевой и др.

Личностный подход утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Представление о социально-деятельной сущности личности, обретающей свое «Я» в процессе совместной деятельности и общения, в процессе сотрудничества с миром людей и продуктами культуры, привлекает внимание к порождаемым в ходе жизни личности в обществе личностным смыслам и смысловым установкам, регулирующим деятельность и поступки в разных проблемно-

конфликтных ситуациях нравственного выбора (А.Н. Леонтьев).

В контексте настоящего исследования личностный подход предполагает смещение акцентов в учебной деятельности курсанта на овладения знаниями, умениями, навыками коммуникативной культуры, а также развитие личностного потенциала будущего офицера. Приоритетные задачи в контексте данного подхода предполагают не столько освоение представлений о коммуникативной культуре, механизмов и закономерностей ее развития, сколько раскрытие личностных детерминант коммуникативной культуры, развитие личностных ресурсов и потенциалов. Пути реализации данного подхода представлены в исследованиях Л.С. Выготского,

В.В. Давыдова, Б.Г. Мосалева, К. Роджерса и конкретизированы применительно к коммуникативной культуре в работах И.Ю. Ель-киной, Н.О. Митровой, Е.В. Семухиной, Р.М. Фатыховой и др.

Деятельностный подход в изучении коммуникативной культуры имеет методологической основой иерархию диспозиционных образований, рассматриваемую с социальнопсихологических позиций. Первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (поведенческий акт), второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях, третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением; наконец, четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность. Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий «жизненный план», важнейшим элементом которого выступают жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека - в области познания, труда и общественной жизни.

Рассмотрению коммуникативной культуры в контексте учебной деятельности посвящено достаточное количество работ (Л.А. Аухадеева, С.В. Дмитриева, Е.В. Шевцова, Т.Б. Старостина и др.), в т. ч. рассматриваются и некоторые аспекты формирования и развития коммуникативной культуры курсантов (В.Е. Акинтьева, Г.А. Анохина, Е.В. Белосевич, В.С. Чернявская и др.).

Конечной целью анализа коммуникативной культуры курсанта в рамках деятельностного подхода является оценка его культурного потенциала как субъекта учебной деятельности через количество и качество усвоенных знаний, умений и навыков, и через те личностные творческие, креативные «вставки», которые курсант делает, реализуя себя в процессе учебной деятельности.

Компетентностный подход основан на усилении личностного аспекта, на обеспечении развития субъектности, формировании активной профессиональной и жизненной позиции личности.

А.В. Хуторской отмечает, что компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [9].

Исследованию психологических аспектов компетентности как основания для разработки представлений о коммуникативной культуре посвящены работы Г.К. Борозенец,

О.Н. Васичкиной, Г.Н. Ковалевой, Е.М. Кузьминой, О.В. Михайловой, С.И. Обушак,

С.С. Савичева, Г.Г. Сечкаревой, Г.А. Сидоренко, М.В. Уманской, Ф.З. Якушевой и др.

Коммуникативная компетентность представляет собой способность использовать язык в качестве средства общения (коммуникации), что подразумевает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям курсантов. О коммуникативной компетентности курсанта можно судить по тому, насколько стилистически «подходящими» к ситуации оказываются выбранные им языковые средства, по тому, насколько ясно и последовательно он излагает свою мысль, приводит доводы, умеет построить тексты самого разного жанра. Поскольку признаком того, что субъект овладел деятельностью, является тот факт, что он управляет этой деятельностью, осознавая себя в ней, то в основе компетенции лежит самоуправление. И если компетенция предполагает эффективное использование внут-

ренних и внешних ресурсов, а речь представляет собой внутренний для человека ресурс, то особую актуальность для будущего офицера приобретает проблема управления собственной речью и, в определенной мере, речью других субъектов военно-профессиональной деятельности. Способность к осуществлению такого управления и будет являться компетентностью.

Коммуникативная культура - часть профессиональной культуры офицера, совокупность знаний в области общения, опыта реализации профессиональных умений по организации оптимального взаимодействия, опыта творческого общения в сотрудничестве с другими субъектами военно-профессиональной деятельности и определенных ценностных качеств для успешного профессионального развития. Необходимым являются специальные компетенции, которые формируются на основании личностных особенностей и сфер индивидуальности (О.С. Гребенюк): концептуальная (научная), предполагающая понимание теоретических основ профессии; интерактивная - способность применять научные положения на практике; контекстуальная - понимание социальных, экономических и культуральных особенностей среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность; адаптивная - умение предвидеть изменения, важные для профессиональной деятельности, и быть готовым к ним; компетенция в межличностной коммуникации.

По мнению Н.В. Кузьминой, А.А. Майер, А.К. Маркова, А.И. Мищенко, И.М. Пав-лютенкова, И.И. Рыданова, В.В. Серикова, перечисленные компетенции являются компонентами коммуникативной компетенции -одной из общих компетенций, на основе которой строится профессиональная компетентность педагога [10].

Таким образом, коммуникативная культура как форма активности курсантов военных вузов есть системное образование, содержащее структурные и функциональные компоненты, которые обладают интегрированными свойствами. Рассмотренные методологические подходы образуют единый методологический комплекс, позволяющий проводить исследование по разработке концепции формирования коммуникативной культуры курсантов военных вузов.

1. Рудь М.Г. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999.

2. Кравчук О.П. Формирование коммуникативной культуры младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2002.

3. Руденский Е.В. Социальная психология. Москва; Новосибирск, 1997.

4. Побежимова З.А. Драматизация как средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога: автореф. дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007.

5. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2008.

6. Анохина Г.А. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры личности курсанта образовательных учреждений

UDC 355.232

COMMUNICATIVE CULTURE OF MILITARY UNIVERSITIES CADETS AS INTER-DISCIPLINE PHENOMENON

Valentin Nikolayevich MASHIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Candidate for Doctoral Degree, Socio-cultural Activity Department, e-mail: bumerang-61 @mail.ru

Aleksey Alekseyevich SVIRIDOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: bumerang-61@mail.ru

The problem of development of communicative culture of cadets of military higher education institutions are considered. The analysis of works devoted to the communicative culture and presented in the work allowed disclosing that the research phenomenon is actively used in different spheres of scientific knowledge including pedagogy and psychology. The conceptual provisions of methodological approaches formation of this phenomenon in the activities of the cadets of military schools, where the certain specificity presents, are scrutinized. A special attention is given to the individual “civil” specialist, which is formed by taking into account the humanization of education, focus on the development of creative abilities of students in a wide range of knowledge, freedom of choice of activity in market conditions, the dynamics of different means and ways of learning, including such as distance education, integral formation, varying specializations in learning, focused and problem-based learning, etc.

The theoretical analysis allowed us to detect a number of studies on the problems of formation of communicative culture of the cadets of military schools. The complexity of the phenomenon of “communicative culture of cadets of military schools” is given, its existence “at the boundaries” of the various branches of scientific knowledge, methodological orientations to its study can be grouped into several approaches: structural, axiological, personality, activity, etc. It is noted that communicative culture is a part of the professional culture of the officer, a body of knowledge in the field of communication, the experience of implementation of professional skills for organizing optimal interaction experience of creative communication in cooperation with others, professional military activity and certain valuable qualities for a successful professional development. The presented methodological approaches form a single complex focused on the development of the concept of formation of communicative culture of cadets of military high school.

Key words: communicative culture; cadets of military Academy; methodological approaches.

МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2007.

7. Чернявская В.С. Формирование коммуникативной культуры в структуре профессионального образования курсантов морского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владивосток, 1999.

8. Романюк В.С. Формирование коммуникативной культуры курсантов образовательных учреждений МВД: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008.

9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.

10. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994.

Поступила в редакцию 19.08.2013 г.

б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.