Научная статья на тему 'Основные ориентиры подготовки курсантов военных вузов в культурологической парадигме образования'

Основные ориентиры подготовки курсантов военных вузов в культурологической парадигме образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / КУРСАНТЫ / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ / ВОЕННЫЕ ВУЗЫ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломийченко Людмила Владимировна, Милютин Юрий Владимирович, Аникин Алексей Владимирович

В статье рассматривается феномен культуры профессионального общения курсантов военных вузов, открывающий широкие возможности для изучения духовного наследия, представленного в лучших традициях офицерского корпуса. Обосновывается актуальность развития данного личностного образования у будущих офицеров, раскрывается образовательный потенциал и функции социальной культуры в подготовке курсантов. Определяются технологические аспекты развития культуры профессионального общения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломийченко Людмила Владимировна, Милютин Юрий Владимирович, Аникин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic reference points of preparation of military students of the military institutes in culturalogical paradigm of education

The article looks into the phenomenon of the culture of professional dialogue of military students of the military institutes, opening the ample opportunities for studying of the spiritual heritage presented in the best traditions of the officer corps. The urgency of development of the given personal formation at the future officers is proved, the educational potential and functions of the social culture in preparation of military students is revealed. The technological aspects of development of the culture of professional dialogue of military students are revealed.

Текст научной работы на тему «Основные ориентиры подготовки курсантов военных вузов в культурологической парадигме образования»

занятиях по предмету «физическая культура», во время обучения в вузе должна быть направлена на сохранение и укрепления здоровья, а также потребности в систематических занятиях дополнительно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf. (дата обращения 26.11.2015).

2. Горелов, А.А. Исследование отношения студентов к ценностям физической культуры / А.А. Горелов, С.В. Скляров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 28-32.

3. Зиновьев, Н.А. Двигательная активность студентов в соблюдении принципов здорового образа жизни / Н.А. Зиновьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 73-77.

4. Лубышева, Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева. - М. : Теория и практика физической культуры, 2009. -168 с.

5. Сивас, Н.В. Двигательная активность - основа повышения качества жизни студентов / Н.В. Сивас // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 155-158.

REFERENCES

1. A long-term concept of socio-economic development of the Russian Federation in the period up to the year 2020 //URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006/pdf (the reference date: 26.11.2015).

2. Gorelov, A.A. and Sklyarov, S.V. (2008), "Research on students' attitude to Physical Education values", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 44, No. 10, pp. 28-32.

3. Zinoviev, N.A. (2012), "Physical activity of students in connection with sticking to healthy lifestyle principles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 73-77.

4. Lubysheva, L.I. (2009), Sportization at comprehensive school, Theory and practice of Physical Education, Moscow 2009.

5. Sivas, N.V. (2011), "Physical activity as the base for improvement of the students' life quality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 155-158.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.01.2016

УДК 378

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Людмила Владимировна Коломийченко, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Владимирович Милютин, адъюнкт, Алексей Владимирович Аникин, адъюнкт, Пермский военный институт внутренних войск МВД России (ПВИ ВВ МВД России),

Пермь

Аннотация

В статье рассматривается феномен культуры профессионального общения курсантов военных вузов, открывающий широкие возможности для изучения духовного наследия, представленного в лучших традициях офицерского корпуса. Обосновывается актуальность развития данного личностного образования у будущих офицеров, раскрывается образовательный потенциал и функции социальной культуры в подготовке курсантов. Определяются технологические аспекты развития культуры профессионального общения курсантов.

Ключевые слова: культурологическая парадигма образования, культура профессионального общения, курсанты, будущие офицеры, военные вузы, внутренние войска.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p106-111

BASIC REFERENCE POINTS OF PREPARATION OF MILITARY STUDENTS OF

THE MILITARY INSTITUTES IN CULTURALOGICAL PARADIGM OF

EDUCATION

Lyudmila Vladimirovna Kolomiychenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yuri Vladimirovich Miliutin, the graduated in military academy, Aleksey Vladimirovich Anikin, the graduated in military academy, Perm Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia

Annotation

The article looks into the phenomenon of the culture of professional dialogue of military students of the military institutes, opening the ample opportunities for studying of the spiritual heritage presented in the best traditions of the officer corps. The urgency of development of the given personal formation at the future officers is proved, the educational potential and functions of the social culture in preparation of military students is revealed. The technological aspects of development of the culture of professional dialogue of military students are revealed.

Keywords: culturalogical paradigm of formation, culture of professional dialogue, military students, future officers, military institutes, internal troops.

Обогащение сфер взаимодействия представителей разных стран в условиях политического, экономического, профессионального диалога, динамичное развитие экономики, расширение спектра межкультурного общения, актуализируют проблемы формирования культурных ценностей на разных уровнях отечественной системы образования, в том числе - в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров в интересах внутренних войск МВД России.

Социальный заказ в системе военно-профессионального образования определяется - подготовкой будущих офицеров к современным жизненным реалиям, творчеству, способности решать проблемы различного характера, стоящие перед человечеством. Достичь эту цель поможет культурологическая парадигма образования, обеспечивающая осмысленное освоение военнослужащими ценностей национальной, отечественной, и мировой культуры на основе свободного межличностного диалога.

По мнению Е.В. Бондаревской, И.А. Бердяева, О.С. Газмана, Н.Б. Крыловой, и др. культурологическая парадигма образования содействует развитию человека и его духовному становлению, где основой выступают индивидуальные свойства, которые определяют меру ее культуротворчества, толерантности, духовности, гуманности и свободы.

В культурологической парадигме образования культура составляет целевую, содержательную и технологическую основу педагогического процесса. Она является первичной по отношению к образованию, создает систему общественного воспитания, определяя в нем основные ценностные ориентации. Процесс личностного развития человека осуществляется благодаря его приобщению к культуре, интериоризации общекультурных ценностей, культуротворчеству [4]. По мнению С.И. Гессена, образование есть не что иное, как «культура индивида». Поэтому центральной идеей образования и основной его целью должно быть приобщение человека к разным видам культуры [3].

Образовательный потенциал культуры предопределяется ее функциями:

- человекотворческая (гуманистическая), проявляющаяся в том, что в процессе человеческой жизнедеятельности происходит развитие социального творческого потенциала;

- гносеологическая (познавательная), способствующая познанию или самопознанию человеком и обществом ценностей культуры;

- информационная, связанная с передачей социального опыта и связи между поколениями;

- коммуникативная, обеспечивающая адекватное взаимопонимание;

- ценностно-ориентационная, задающая систему жизненных ценностей, в которых существует и ориентируется человек;

- нормативно-регулирующая, опосредующая значение культуры как средства социального контроля за поведением человека.

Реализация обозначенных функций предопределяет эффективность образовательного потенциала культуры в решении многочисленных и разносторонних задач подготовки будущих офицеров к воинской службе и, в первую очередь, в развитии культуры профессионального общения. В силу особенного характера совместной повседневной, учебно-образовательной, служебной и культурно-досуговой деятельности курсантов, их последующей службы в условиях массовых социальных коммуникаций особое значение приобретает знание средств и методов взаимодействия с людьми, обеспечивающих диалоговое общение, норм и правил этикета, характерных для культурных традиций, что в свою очередь составляет основу эффективных профессиональных отношений.

Культура профессионального общения является основой подготовки всех категорий военнослужащих, открывает широкие возможности для изучения духовного наследия, представленного в лучших традициях офицерского корпуса, ориентирует в жизни современного общества, определяет вектор интересов и мировосприятия личности. Культура профессионального общения будущих офицеров войск правопорядка без сомнения будет оказывать и в дальнейшем непосредственное влияние на воспитание и обучение подчиненных им воинских коллективов, на формирование в этих вертикальных подразделениях высокой воинской дисциплины, взаимного доверия между военнослужащими, уважения, национальной и религиозной толерантности, межнационального и межконфессионального общения, составляющие основу воинской службы.

По мнению Р.А. Алексюк исторически сложившееся многообразие средств и функций объединяется понятием «культура», регулирующая разнообразные стороны общения военнослужащих в коллективе [2]. Специфика воинской службы такова, что общественные и личные взаимосвязи командиров и подчиненных строятся в соответствии с требованиями определенных норм и правил. К ним относятся нормы правового характера, постановления органов государственной власти и военного управления, приказы и распоряжения командиров (начальников), воинские уставы, инструкции, в том числе этические нормы и правила.

Изучению феномена общения во внутренних войсках и системе МВД России посвящены исследования С.Е. Кораблева, В.Я. Кикотя, А.Ф. Караваева, Т.Г. Луковой, Н.В. Вороновой.

Исследователи проблемы межличностных отношений в воинском коллективе (А.Я. Анцупов, В.В. Федотов) считают, что их система весьма многообразна и может проявляться в разных видах общения:

- официальное общение в курсантском коллективе (проявляется в процессе решения учебных и служебных задач в соответствии со служебным положением и требованиями воинских уставов);

- неофициальное общение (разнообразные межиндивидуальные связи, которые складываются на основе симпатии или антипатии, общности увлечений, психологической совместимости и других факторов, обусловливающих расположение или неприязнь членов коллектива друг к другу) [1].

Профессиональная культура военнослужащего включает в себя овладение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи, политическую культуру и воинский этикет. Специальные навыки приобретаются курсантами в процессе профессиональной подготовки в военном вузе, а культура поведения формируется в соответствии с этическими нормами общества.

Анализ литературных источников позволяет нам определить, что культура профессионального общения курсантов военных вузов внутренних войск представляет собой интегративное личностное образование, проявляющееся в наличии знаний о ценностях и смыслах бесконфликтного диалогового взаимодействия внутри воинских коллективов, представителями взаимодействующих органов и силовых структур, гражданским населением, необходимости их соблюдения и приумножения; в наличии устойчивой потребности соблюдения этических норм и правил, принятых в документах, регламентирующих воинскую службу, в общественно значимых мотивах их выполнения; в наличии способов взаимоотношений адекватных этим нормам, в наличии рефлексивных умений связанных с оценкой и прогнозированием своего поведения.

К функциям культуры профессионального общения можно отнести:

- функцию трансляции (передачи) социального опыта, и суть которой заключается в способности культуры выступать единым механизмом передачи социального опыта, накопленного людьми от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, (многие из традиций, «образцов поведения» передаются в наших вооруженных силах на протяжении столетий);

- познавательную (гносеологическую) функцию (культура профессионального общения сосредоточивает в себе лучший социальный опыт разных поколений армии и флота);

- регулятивную (нормативную) функцию связанную, прежде всего, с установлением (регулированием) отношений внутри воинского коллектива (культура профессионального общения оказывает влияние на поведение военнослужащих и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей);

- ценностную (аксиологическую) функцию, отражающую систему значимых, имеющих определенные смыслы в профессиональной деятельности, ценностных потребностей и ориентаций.

Проблеме профессионального общения или готовности к профессиональному общению посвящены многочисленные научные исследования, отражающие различные стороны подготовки военных кадров. Авторами данных работ культура речи, служебные отношения и профессиональное общение рассматриваются как первостепенные профессионально-личностные качества будущих офицеров. Но вместе с тем, имеющийся богатый опыт решения данной проблемы позволяет констатировать локальность научного поиска, а поэтому, вопросы развития культуры профессионального общения, в контексте культурологической парадигмы образования остаются по-прежнему актуальными.

Согласно культурологическому взгляду Е.Н. Шиянова на воспитание его программно-целевая и технологическая сторона «обеспечивается системой наивысших ценностей и отношений, выявленных и проверенных на практике современной культурой и развернутых в их теоретическом значении аксиологией» [6]. В рамках данного подхода обозначается ряд основополагающих позиций:

- отношение к воспитанию как к процессу, обеспечивающему приобщение к культурным ценностям, их освоение, усвоение и интериоризацию;

- отношение к педагогу как к посреднику между субъектом образования и культурой; отношение к субъекту как к субъекту жизнедеятельности, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;

- признание развития личности в онтогенезе как культурного феномена; отношение к образовательному учреждению как к целостному культурно-образовательному пространству, (Е.В. Бондаревская, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн, Л.С. Выготский, С.И. Гессен, Н.Е. Щуркова, и др.).

Стратегическая цель развития культуры профессионального общения курсантов военных вузов в контексте культурологической парадигмы образования рассматривается как процесс и результат ценностно-смыслового отношение к предстоящей служебной де-

ятельности.

Технологические аспекты развития культуры профессионального общения курсантов военных вузов предопределяются реализацией следующих принципов: учета их индивидуальных (в том числе - национальных) особенностей; ориентации на социально-ценностные отношения в анализе, организации межличностного общения курсантов, их взаимодействия с преподавателями, командирами, гражданским населением представителями взаимодействующих органов и силовых структур; субъектности, предопределяющей активное включение будущих офицеров в постижение ценностей социальной культуры, в развитие их способностей быть субъектом собственного поведения, деятельности, жизни; быть способными не только познавать, но и творить культуру; сотрудничества, предусматривающего бесконфликтное взаимодействие; организации совместной жизнедеятельности; диалога культур, опосредующего взаимосвязь ценностей и смыслов взаимодействия между людьми как по горизонтали (различные культуры, существующие в едином пространстве времени), так и по вертикали (различные культуры, существовавшие в разные временные периоды); ценностно-смысловой ориентации в усвоении и интериоризации элементов культуры каждым курсантом, в обретении им личностных смыслов в процессе приобщения, творчества и трансляции культуры [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, А.Я. Проблемы межличностных отношений в воинском коллективе / А.Я. Анцупов, В.В. Федотов. - М. : [б. и.], 1992. - 15 c.

2. Алексюк, Р.А. Основные принципы моделирования процесса формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов / Р.А. Алексюк // Молодой ученый. - 2014. - № 5. - С. 463-466.

3. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен ; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

4. Коломийченко, Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования : монография / Л.В. Коломийченко ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 2008. - 500 с.

5. Милютин, Ю.В. Технологические аспекты развития культуры профессионального общения курсантов военных вузов внутренних войск МВД России посредством традиций офицерского корпуса / Ю.В. Милютин // Психология и педагогика: методология, теория и практика : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2015. - Часть 2. - С. 1720.

6. Шиянов, Е.Н. Аксиологические основания процесса воспитания / Е.Н. Шиянов // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 33-38.

REFERENCES

1. Antsupov, A.J. and Fedotov, V.V. (1992), Problem of interpersonal relations in military collective, Moscow.

2. Aleksjuk R.A. (2014), "Main principles of modelling of process of formation of the value meaning semantic relation to military service at cadets of military high schools", Young scientist, No. 5, pp. 463-466.

3. Giessen, S.I. (1995), Basis of pedagogics. Introduction in applied philosophy, School-press, Moscow.

4. Kolomijchenko, L.V. (2008), Social development of children of preschool age in a cultural urologicalparadigm of formation: monography, Ekaterinburg.

5. Milyutin Yu.V. (2015), "Technological aspects of development of culture of professional dialogue of cadets of military high schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of traditions of the officer case", Psychology and pedagogics: methodology, the theory and practice: the Collection of articles of the International scientifically-practical conference, Chelyabinsk, part 2, pp. 17-20.

6. Shijanov, E.N. (2007), "Axiological bases of the process of education", Pedagogics, No. 10, pp. 33-38.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.