Создать в каждом подразделении дееспособный коллектив (группу) художественной самодеятельности».
В целях активизации самодеятельного художественного творчества будущих офицеров регулярно организуются смотры художественной самодеятельности, выставки произведений живописи и художественного ремесла, публикуются литературные произведения. Этим достигается массовость и непрерывность творческой работы будущих офицеров, ее тесная связь с задачами частей и подразделений, повышается идейно-художественный уровень их творчества.
Несомненно, что будущий офицер, обладающий военно-эстетическими потребностями и имеющий возможности их удовлетворять, способен качественно и на высоком уровне профессионализма выполнять поставленные перед ним задачи.
Работа по военно-эстетическому воспитанию будущих офицеров ведется в различных формах, многообразными средствами и приемами воздействия. Она помогает им лучше и глубже осознать величие воинского долга, выработать в себе правильное отношение к воинской службе, способствует всестороннему развитию личности, формированию высоконравственного поведения.
Список литературы
1. Лшев, Г. Л. Культура воинской деятельности. — М.: Воениздат, 1976.
2. Волкогонов, А. Л. Воинская этика. — М.: ВПА, 1984.
3. Городов, П. Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. — М.: ВПА, 1990.
4. Михайлов, В. Г. Проблемы развития военного образования. — М.:ВАД 1995.
5. Неменский, Б. М. Мудрость красоты. — М., 1981.
УДК 378.1 Р. В. Стрельцов*
Программа учебной дисциплины «Конфликтологическая культура» как содержание воспитания конфликтологической культуры у курсантов военного вуза
В данной статье рассматриваются вопросы подготовки курсантов военного вуза по воспитанию конфликтологической культуры у личного состава, раскрывается сущность понятия «конфликтологическая культура», а также представлено содержание учебной дисциплины «Конфликтологическая культура».
Ключевые слова: конфликтологическая культура; конфликт; педагогика; военнослужащий; воспитание; образовательный процесс; рабочая программа дисциплины.
R.V. Streltsov*. Program discipline “Conflict Management Culture” as the content of education conflictological culture among students of military high school. The article is focused on problems of military students training in some aspects of conflict management among servicemen to be developed. The term “conflict culture” is defined here, and the curriculum of the subject discipline “Conflict of culture” is given.
Keywords: conflict; culture of conflicts; pedagogy; servicemen; development; teaching and learning process; curriculum.
Мы рассматриваем вопрос профессиональной подготовки курсантов военного вуза по воспитанию конфликтологической культуры у личного состава сквозь призму проблемы, связанной с зарождением, развитием конфликтов и конфликтных ситуаций между военнослужащими.
Не секрет, что неразрешенный конфликт может привести к пагубным последствиям, а т.к. современный армейский социум является пространством повышенного напряжения, неумение военнослужащих конструктивно выходить из конфликтных ситуаций, как правило, и приводит к таким последствиям.
В последнее время на конфликт смотрят, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, ибо наличие конфликтов есть показатель нормального процесса развития. В системе образования высших военных учебных заведениях не уделяется должное внимание процессу воспитания конфликтологической культуры, о чем свидетельствуют наши исследования.
* Стрельцов, Роман Вячеславович, адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 614030, г. Пермь, ул. Янаульская 14 кв. 102. E-mail: [email protected]
* Streltsov, Roman Vyacheslfvovich, post graduate student of the Perm Military Institute of Interior Army of the Home Affairs Department of the Russian Federation. Address: Russia, 614030, Perm, street Yanaulskia 1 4—102. E-mail: [email protected]
© Стрельцов Р.В., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Педагогика
Курсантам первого курса ПВИ ВВ МВД России был предложен тест-опросник по определению уровня развития конфликтологической культуры, разработанный О.И. Щербаковой. Диагностическая методика содержит 12 пар суждений, отражающих различные стороны данного личностного образования как в конфликтных ситуациях, так и в связи с решением проблем межличностного взаимодействия. Содержание суждений касается саморегуляции эмоционального состояния личности в конфликте, понимания состояния и переживаний оппонента. Мы выявили стремление будущих офицеров к позитивным отношениям, умение решать проблемы с учетом интересов обеих сторон, желание предотвращать ухудшение во взаимоотношениях между военнослужащими. Проверка надежности теста производилась на основе метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Для вычисления надежности и точности по обеим шкалам использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности—согласованности — формула Спимена-Брауна и формула Кронбаха. Все показатели свидетельствуют о высокой надежности тестовых шкал. С учетом медианы и среднего квадратичного отклонения ориентировочные нормативы данного теста характеризуются следующими показателями конфликтологической культуры:
— 0—43 балла — низкий уровень;
— 44—63 балла — средний уровень;
— 64—84 балла — высокий уровень.
Мы получили в результате исследования 43,38 балла, что характеризует низкий уровень конфликтологической культуры курсантов.
В процессе исследования были проанализированы обзоры об осуждении солдат и сержантов
внутренних войск МВД России с 2003 по 2010 гг. За данный период осуждено 4278 человек, в том
числе 1086 за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, что составляет 25,4 % от общего числа происшествий.
Состояние конфликтологической культуры военнослужащих требует переосмысления процесса подготовки будущих офицеров в вузе. Сегодня профессиональная конфликтологическая подготовка в вузовском образовании осуществляется в двух видах: обязательная, предусмотренная государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (для специалистов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Социальная работа»), и контекстная в процессе психолого-педагогической подготовки. Данная подготовка будущих офицеров способствует гуманизации межличностных отношений между субъектами профессиональной деятельности, т.к. отражены вопросы, связанные с взаимоотношениями в воинском коллективе, раскрывается психология конфликта. Однако конфликт не рассматривается как возможность общественного и личностного развития. Не уделяется внимание конфликтологической культуре как виду профессиональной культуры офицера в качестве цели профессиональной конфликтологической подготовки.
Существует настоятельная необходимость приобретения курсантами знаний о конфликтологической культуре в максимально возможной полноте.
В целях более эффективной подготовки будущих офицеров к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры нами разработана рабочая программа дисциплины «Конфликтологическая культура», которая внедряется в образовательный процесс в качестве учебной дисциплины на выбор согласно федеральному образовательному стандарту третьего поколения.
Данная дисциплина изучается в вариативной части гуманитарного и социально-экономического циклов. Она преподается в течение двух семестров и рассчитана на 72 часа. Из них 16 часов лекционных, 8 — семинарских занятий и 14 — практикумов.
В результате освоения дисциплины частично формируются компетенции ОК-2 (способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики), ОК-6 (способность к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения, способность логически верно и аргументировано вести устную речь), 0К-10 (способность к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; способность к толерантности, уважению и принятию другого мнения, к социальной мобильности; к работе в многонациональном и многоконфессиональном коллективе), ПК-1 (способность применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций), ВПК-30 (способность проводить мероприятия морально-психологического обеспечения в подразделениях инженерного и инженерно-технического обеспечения).
Основой в осмыслении курсантами нашей проблемы является лекционный курс. Конфликтологическая культура рассматривалась как интегральное личностное образование, ведущими характеристиками которого являются: наличие научных знаний о сущности конфликтологической культуры; способность осуществлять внутреннюю саморегуляцию в конфликте; проявление данного личностного образования в практике предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов с целью гармонизации межличностных отношений. Дается понятие межличностного конфликта как одного из видов социального конфликта. Он рассматривается как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Наиболее очевидными его проявлениями выступают взаимные обвинения, споры, нападки и защита. При этом каждый участник конфликта стремится самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих целей. По сферам существования межличностные конфликты делятся на деловые, творческие, семейные, бытовые, имущественные, педагогические и др.
Рассматривая педагогический конфликт как закономерное следствие воспитательного процесса, мы видим в нем средство выявления направленности личности военнослужащего и формирования его нравственного опыта.
Изучая проблему конфликта в социально-психологических и педагогических науках, курсанты знакомятся с основными идеями ученых и мыслителей о конфликте в качестве естественного состояния общества. Взгляды М. Вебера, Э. Дюркгейма, М. Парсонса, Р. Дарендорфа, Л. Козера и др. стали методологической основой исследований по проблеме предупреждения и разрешения социальных конфликтов.
Знакомясь с идеями российских ученых в области конфликтологии, будущие офицеры углубляли представления о социальной природе конфликтов, их роли в общественном развитии и способах ослабления напряженности в различных социальных сферах и в армии, в частности. До сознания курсантов доводилась мысль о том, что в процессе становления самостоятельной комплексной науки конфликтологии сформирована основная идея: конфликты не должны игнорироваться; необходимо уменьшать или устранять их разрушительное влияние и максимально использовать их позитивные возможности.
Осмысливая сущность и структурные компоненты конфликтологической культуры, будущие офицеры рассматривали ее как часть культуры личности в целом, которая способствует гармонизации межличностных отношений. Структура данного личностного образования имеет три компонента: когнитивный (объем теоретических знаний о психолого-педагогической природе конфликта, его структуре и динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения), эмоциональный (эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия в конфликте) и поведенческий (наличие системы практических умений и навыков по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов).
Ознакомившись с диагностикой исследования, курсанты определили содержательные характеристики уровней конфликтологической культуры. Эти знания позволят будущим офицерам определять уровень данного личностного образования у подчиненных. Мы выделили 5 уровней конфликтологической культуры и разработали соответствующие показатели. Выделены уровни: «примитивный», «формальный», «соблюдение нейтралитета», «адекватный», «оптимальный» (табл. 1).
Показатели каждого уровня свидетельствуют о сформированности конфликтологической культуры личности военнослужащего и определяют технологию воспитательного процесса, который опирается на соответствующие принципы воспитания данного личностного образования. Основные из принципов: гармонизация отношений личности и командного состава в процессе разрешения конфликтов; разрешение конфликтов на основе признания нравственных ценностей гражданского общества; самореализации личностного потенциала в процессе разрешения конфликтов; обеспечение социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности военнослужащего; формирование воспитывающей среды; ценностной ориентации и т.д.
Учитывая особенности конфликтного взаимодействия военнослужащих, курсанты учились анализировать эмоциональные и поведенческие реакции личного состава на ситуацию конфликта с учетом внутренних предпосылок, способствующих возникновению конфликтного поведения, а также с учетом влияния акцентуации характера личности.
Темы учебной дисциплины «Методы воспитания конфликтологической культуры военнослужащего», «Организационные формы воспитания конфликтологической культуры» и «Воспитательные технологии формирования конфликтологической культуры» вооружили будущих офицеров инструментарием по воспитанию у личного состава данного интегрального образования. Курсанты знакомились с методами убеждения, разъяснения, педагогического требования; учились создавать воспитывающие ситуации, ситуации успеха; моделировали конфликтные ситуации, конфликт в его полной динамике; осваивали проектную деятельность, овладевали методами самовоспитания. Такие формы, как консультация, инструктаж, тренинг, откровенный диалог, переговоры, арт-упражнения и др. осваивались как воспитательные формы, отражающие внешнее выражение процесса по формированию конфликтологической культуры военнослужащего.
Педагогическая технология как продуманная в деталях модель педагогической деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов осваивалась в процессе знакомства курсантов с технологией педагогического общения и установление педагогически целесообразных взаимоотношений, технологией педагогического воздействия, технологией оценочной деятельности и т.д.
В процессе обучения анализировались условия, способствующие процессу эффективного воспитания у военнослужащих конфликтологической культуры. Обращалось особое внимание на гуманизацию воспитывающей среды, организацию воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей военнослужащего, организацию военной службы с учетом предыдущих этапов жизни, а также на создание ситуаций успеха как средства формирования личностного достоинства.
Освоив дисциплину «Конфликтологическая культура» курсант должен знать: 1) основные признаки конфликта; 2) сведения из педагогики, психологии, социологии, культурологи, этики и т.д., способствующие осознанию значимости сформированной конфликтологической культуры у человека, в частности, у военнослужащего; 3) о содержании понятия «конфликтологическая культура» как интегральном личностном образовании; 4) об основных принципах воспитания у личного состава конфликтологической культуры; 5) исследовательские методы изучения уровня конфликтологической культуры у личного состава; 6) критерии и показатели измерения уровня конфликтологической культуры; 7) об этапах формирования конфликтологической культуры у военнослужащих; 8) о путях воспитания конфликтологической культуры у подчиненных (технологиях, методах, средствах, формах).
Уметь: 1) осуществлять диагностику уровня конфликтологической культуры военнослужащего; 2) использовать систематизированные теоретические и практические знания о конфликтологической
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Педагогика
культуре при обучении личного состава предупреждать и конструктивно разрешать конфликты; 3) осуществлять педагогическое общение в системе «командир — подчиненный».
Владеть: 1) прогностическими умениями по анализу, оценке и предвосхищению динамики развития у личного состава конфликтологической культуры; 2) конструктивно — организаторскими умениями по руководству жизнедеятельностью личного состава, способного предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.
Преподаватели должны обеспечить в процессе преподавания методическое обеспечение. Лекционное изложение материала должно осуществляться на уровне современных знаний о конфликтологической культуре с опорой на принципы научности и доступности обучения. Лекция должна носить проблемный характер. Методика проведения семинарских занятий предусматривает заслушивание и обсуждение подготовленных сообщений, учебную дискуссию. Практические занятия предполагают отработку необходимых умений и технологий. Отдельные вопросы лекционных и семинарских занятий могут быть изменены в связи с поступлением актуальных материалов.
В целях успешного усвоения содержания дисциплины необходимо предложить курсантам ознакомиться с основными литературными источниками, включая источники интернета по обновляемым сайтам. Для связи теории и практики перед выходом курсантов на войсковую стажировку следует дать исследовательские задания по проблеме конфликтологической культуре военнослужащего. Результаты исследования целесообразно обсудить в процессе изучения дисциплины. Учитывая, что подготовка курсанта к воспитанию у личного состава конфликтологической культуры является частью целостного педагогического процесса, необходимо внести изменения в их теоретическую подготовку путем отбора знаний о конфликтологической культуре в курсах психолого-педагогических и общественных наук.
Итак, осуществление процесса подготовки курсантов военного вуза по воспитанию конфликтологической культуры у подчиненных с ориентацией на ценность человеческой личности, на фактор личностного и общественного развития позволит обеспечить позитивные изменения в профессиональной подготовке будущих офицеров, которые будут способны реализовывать главные нравственные принципы в своей служебно-профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Анцупов, А. Я., Шиптов, А. И. Конфликтология : учебник. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
2. Ъондаревская, Е. В. Ценностные основания гуманистического личностно ориентированного воспитания / / Педагогика. — № 4. — 1995.
3. Гришина, Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.
4. Козер, Л. Функции социального конфликта / пер. с англ. — М., 2000.
5. Boulding, Kenneth Ewart. Conflict and Defence. — 1962.
6. Dahrendorf, Ralf Gustav. Soziale Klassen und Klassenkonflikt in der industriellen Gesellschaft. — 1957.
УДК 378.225 Л.Б. Эрштейн*
Противоречия и условия эффективности научного руководства соискателями в процессе подготовки диссертационных квалификационных работ
В статье проанализированы основные противоречия, связанные с процессом научного руководства квалификационными работами. Показано что разрешение этих противоречий является условиями эффективности научного руководства. Доказывается необходимость наличия стандарта научного руководства. Построена модель эффективности научного руководства.
Ключевые слова: научное руководство, эффективность научного руководства, модель эффективности научного руководства, педагогические стандарты, стандарты научного руководства.
L.B. Ershteyn*. Contradictions and conditions for effective scientific leadership candidates in preparation of dissertation qualifying works. The article analyzes the basic contradictions associated with the process of scientific management qualification work. It is shown that the resolution of these contradictions is the terms of the efficiency of scientific management. We prove the need for a standard scientific management. A model of the effectiveness of scientific leadership.
Keywords: Scientific management, efficiency of scientific management, scientific management model of efficiency, educational standards, the standards of scientific management.
* Эрштейн, Леонид Борисович, доцент кафедры информационных и управляющих систем (ИиУС) института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected].
*Ershteyn, Leonid B., assistant professor of information and control systems (IiUS) North-West Institute of Printing Arts of St. Petersburg State University of technology and design. E-mail: [email protected].
© Эрштейн Л.Б., 2012