Научная статья на тему 'Конфликтологическая культура курсанта военного вуза как основа предупреждения межнациональных конфликтов'

Конфликтологическая культура курсанта военного вуза как основа предупреждения межнациональных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / CADET / ETHNIC CONFLICT / CONFLICTOLOGICAL CULTURE / INTERNATIONAL COMMUNICATION / EDUCATIONAL PROCESS / CONFLICT PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильев Александр Александрович

В статье отражена проблема необходимости воспитания у будущих офицеров конфликтологической культуры с целью предупреждения межнациональных конфликтов. Необходимо, чтобы курсант умел преодолевать трудности во взаимодействии с членами разных этнических общностей, а также чтобы будущий офицер был способен адекватно оценивать свои поступки и действия, а также своего оппонента в конфликте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the problem of the need for education of future officers conflictological culture to prevent ethnic conflicts. Necessary that the student was able to overcome the difficulties in cooperation with members of different ethnic communities, as well as to future officer was able to adequately assess their deeds and actions, as well as his opponent in the conflict

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая культура курсанта военного вуза как основа предупреждения межнациональных конфликтов»

УДК 378

Васильев Александр Александрович

адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования

Пермский военный институт внутренних войск МВД России, Пермь, Россия,

e-mail: [email protected]

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ

КОНФЛИКТОВ

Aleksandr A. Vasilev

military post-graduate student of the Theory and Methods of Professional Education Department

Perm Military Institute of Interior Forces for Home Affairs Department of Russia,

Perm, Russia, e-mail: [email protected]

CONFLICTOLOGICAL CULTURE CADETS AT THE UNIVERSITY AS A FRAMEWORK FOR THE PREVENTION OF ETHNIC CONFLICTS

Аннотация. В статье отражена проблема необходимости воспитания у будущих офицеров конфликтологической культуры с целью предупреждения межнациональных конфликтов. Необходимо, чтобы курсант умел преодолевать трудности во взаимодействии с членами разных этнических общностей, а также чтобы будущий офицер был способен адекватно оценивать свои поступки и действия, а также своего оппонента в конфликте.

Ключевые слова: курсант; межнациональный конфликт; конфликтологическая культура; межнациональное общение; воспитательный процесс; предупреждение конфликтов.

Abstract. The article reflects the problem of the need for education of future officers conflictological culture to prevent ethnic conflicts. Necessary that the student was able to overcome the difficulties in cooperation with members of different ethnic communities, as well as to future officer was able to adequately assess their deeds and actions, as well as his opponent in the conflict.

Key words: cadet; ethnic conflict; conflictological culture; international communication; educational process; conflict prevention.

Проблема межнациональных отношений, резко проявившаяся в последние годы, вызывает напряженность и в армии, становясь причиной множественных конфликтов. В рамках нашего исследования, посвященного

© Васильев А.А., 2014

предупреждению конфликтов между курсантами различных национальностей в военном вузе, была выявлена неготовность будущих офицеров к их предупреждению и конструктивному разрешению.

Исследование выявило низкий уровень конфликтологической культуры курсантов, которая лежит в основе предупреждения межнациональных конфликтов. Под конфликтологической культурой личности в межнациональном общении мы понимаем интегративное личностное образование, составляющими которого являются следующие компоненты: знания о сущности межнациональных отношений в условиях конфликта и путях предупреждения конфликтных ситуаций на основе межнациональных разногласий; умение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях; способность гармонизировать межнациональные отношения в практике предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов. Критерием определения уровня конфликтологической культуры является сформированность структуры отношения как интегративного психологического образования, состоящего из тех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Данные компоненты имеют содержательные характеристики, которые соответствуют тому или иному уровню конфликтологической культуры в межнациональном общении.

Анкетное исследование выявило низкий уровень знаний курсантов, касающихся базовых терминов. 86 % респондентов не имеют представления о ксенофобии, 29 % курсантов не ответили на вопрос «что такое межкультурная толерантность», 85 % опрошенных не смогли объяснить понятие «духовный плюрализм», 81 % имели затруднение в продолжении предложения «Поликультурная среда - это....?». У курсантов отсутствуют знания о национальных особенностях однокурсников.

Эмоциональный компонент отношения характеризуется низким уровнем эмпатии к курсантам других национальностей, пренебрежительным отношением к их чувствам. Многим свойственна нетерпимость к чужому мнению, нередко проявляется немотивированное чувство обиды.

Диагностика коммуникативных качеств В.Ф. Ряховского позволила определить уровень общительности и способности взаимодействовать с людьми. 30 % респондентов избегают диалоговое общение с курсантами различных национальностей, 26 % редко общаются с однокурсниками другой нации.

Конструктивные действия в межнациональном конфликте готовы осуществить только 13 % опрошенных. Используя методику К. Томаса, были определены стили поведения курсантов в конфликтах и их личностная предрасположенность к конфликтному поведению. В табл. 1 представлены результаты исследования по данной методике.

Таблица 1

Результаты экспериментальной и контрольной групп по методике

Типы поведения в конфликтных ситуациях ЭГ КГ

Соревнование 30 % 29 %

Избегание 26 % 26 %

Приспособление 20 % 19 %

Компромисс 14 % 15 %

Сотрудничество 10 % 11 %

Для определения характера социального взаимодействия курсантов в условиях групповой деятельности мы использовали социометрическое исследование. При составлении социометрической анкеты вопросы были ориентированы на выявление особенностей взаимоотношения в служебно-боевой и учебной деятельности, а также во время отдыха курсантов.

Индекс групповой сплоченности был рассчитан по формуле:

(Сп- показатель групповой сплоченности, К - общее число взаимных выборов в группе, N - число членов группы).

Индекс сплоченности в экспериментальной группе составил:

Индекс сплоченности в контрольной группе составил:

Итак, исследование показало, что в коллективе курсантов экспериментальной и контрольной групп преобладает число изолированных курсантов. Взаимоположительные выборы имеют место у курсантов одинаковой национальности, а отрицательные выборы относятся к представителям другой национальности.

С целью изучения ценностных составляющих этнических автостереотипов использовалась методика «Культурно-ценностный дифференциал» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). Для определения степени выраженности ценностных ориентаций использовался коэффициент выраженности Х, который исчислялся по формуле:

Х=1/6*(300 - 3*х1 - х2+ х3 + 3*х4). Полученные данные отражены в табл. 2.

Таблица 2

Суммарные результаты экспериментальной и контрольной групп по методике «Культурно-ценностный дифференциал»

Ценностные ориентации ЭГ КГ

Ориентация на группу:

Взаимовыручка 60,1 59,3

Верность традициям 55,7 54,2

Подчинение 23,2 25,4

Ориентация на власть:

Дисциплинированность 40,4 39,2

Уважение власти 58,0 56,0

Законопослушность 55,0 54,1

Ориентация друг на друга:

Миролюбие 63,3 60,9

Сердечность 70,8 65,7

Уступчивость 35,5 33,4

Ориентация на изменения:

Открытость 55,4 53,2

Склонность к риску 20,7 25,0

Устремленность в будущее 46,4 48,2

Методика КЦД подтвердила наличие межнациональных и межкультурных различий в ценностных ориентациях в многонациональных коллективах курсантов. Полученные данные позволяют говорить о том, что в данных подразделениях присутствуют представители различных национальностей, которые придерживаются различных традиций, в связи с чем и происходят межнациональные конфликты.

На констатирующем этапе эксперимента были изучены средние групповые показатели социальной дистанции (шкала Богардуса). С помощью данной методики в контрольной и экспериментальной группах мы определили степень близости или отчужденности курсантов различных национальностей, представители которых проходят службу в данных подразделениях. Результаты отражены в табл.3.

Проведя анализ полученных данных, мы видим, что как в контрольной, так и экспериментальной группе наблюдается самое минимальное значение дистанции со своим народом, с представителями славянских народов значение несколько снижено, а наибольшая дистанция - с народами Северного Кавказа.

Таблица 3

Среднегрупповые показатели социальной дистанции_

Груп- Социаль- Социальная дистанция с представителями народов

па ная дистанция со своим народом Аварцы Азербайджанцы Армяне Башкиры Даргинцы Казахи Кумыки Лезгины Марийцы Ногайцы Русские Рутульцы Табасаранцы Татары Удмурты Украинцы Чеченцы Чуваши

ЭГ 1,3 4,9 4,7 5,0 4,3 5,0 4,5 5,1 5,2 4,2 5,1 2,2 4,9 5,4 4,4 4,5 3,3 5,5 4,2

КГ 1,4 4,8 4,6 5,0 4,4 4,9 4,5 5,3 5,0 4,0 5,0 2,4 4,8 5,2 4,4 4,3 3,5 5,3 4,3

Для определения валентности этнических стереотипов участников эксперимента был использован метод стереотипов Д. Катца и К. Брели. Полученные результаты отражены в табл. 4.

Таблица 4

Положительные и отрицательные качества, приписываемые однокурсникам своей и других национальностей, %_

Валент- Гетеростереотип

ность с ы

стереотипов и т о е р е н с о т в а Аварцы Азербайджанц Армяне Башкиры Даргинцы Казахи Кумыки Лезгины Марийцы Ногайцы Русские Рутульцы ы ц н а р с а б а Т Татары Удмурты Украинцы Чеченцы Чуваши

Позитив- 95 30 28 27 54 25 55 32 25 46 34 75 24 22 40 48 44 19 50

ная

Неопреде- 3 24 22 25 18 18 13 15 20 24 21 10 19 29 18 25 18 20 15

ленная

Негатив- 2 46 50 48 28 57 32 53 55 30 45 15 57 58 42 27 38 61 35

ная

Полученные результаты свидетельствуют о том, что этнические автостереотипы по своей валентности позитивны, а гетеростереотипы отличаются негативными характеристиками. Курсанты в своих однокурсниках видят больше отрицательных качеств чем положительных и относятся к представителям другой национальности с настороженностью.

Итак, полученные результаты исследования свидетельствуют о низком уровне конфликтологической культуры курсантов. Организация воспитательного процесса, ориентированного на предупреждение межнациональных конфликтов в коллективе курсантов военного вуза, будет способствовать положительной динамике формирования у будущих офицеров данного личностного образования. Процесс воспитания должен быть направлен на обогащение обучающихся знаниями о культуре, традициях и обычаях других

21

народов, на формирование уважительного и толерантного отношения к иным точкам зрения и ценностям, отличным от собственных. Важно, чтобы курсант умел преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами разных этнических общностей. Не менее важно, чтобы будущий офицер был способен адекватно оценивать свои поступки и действия, а также своего оппонента в конфликте.

Таким образом, предусматривается позитивный и толерантный опыт в межнациональных контактах и взаимодействиях военнослужащих различных национальностей, что позволяет быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах курсантского сообщества.

Список литературы

1. Васильев А.А. Сущность конфликтологической культуры личности в межнациональном общении // Педагогическое образование и наука. -2014. - № 4. - С. 100-104

2. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. - М.: Акад. Проект, 2001. - 384 с.

3. Рогожникова Р.А., Стрельцов Р.В. Диагностическая программа изучения уровня конфликтологической культуры курсанта военного вуза // В мире научных открытий. - 2011. - № 5 (17).

4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - С. 104.

5. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Психология межэтнических отношений. -М., 2010. - С. 95-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.