Научная статья на тему 'Медиация в контексте формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов'

Медиация в контексте формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHER'SCONFLICTOLOGICALCOMPETENCE / INTERPERSONALCONFLICTS / MEDIATION / TYPES AND TECHNIQUES OF MEDIATION / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ / ПОСРЕДНИЧЕСТВО / МЕДИАЦИЯ / ВИДЫ И ТЕХНИКИ МЕДИАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балыкина Т. В., Новичкова Н. М.

В статье поднимается актуальная проблема формирования конфликтологической компетентности будущего педагога, вожатого, которая необходима в их профессиональной педагогической деятельности в школе. Рассматривается медиация как способ решения спорных, конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Изложено авторское обоснование педагогических возможностей медиации для решения педагогических задач: воспитания, развития, обучения школьников. Раскрыты теоретические и концептуальные основания использования посредничества в формате медиации в образовательном процессе школы. Представлено содержание этапов экспериментальной работы по формированию готовности студентов к разрешению межличностных конфликтов в педагогическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION IN THE CONTEXT OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR DEALING WITH INTERPERSONAL CONFLICTS

The article raises a relevant problem of formation of conflictological competence of a future teacher, a leader, which is necessary in professional pedagogical activity at school. Mediation is considered as a way of solving disputable, conflict situations in the pedagogical process. The author substantiates the pedagogical possibilities of mediation for solving pedagogical problems: upbringing, development, and education of schoolchildren. Theoretical and conceptual grounds for using mediation in the format of mediation in the school’s educational process are disclosed. The contents of the stages of experimental work on the formation of studentss readiness to resolve interpersonal conflicts in the pedagogical process is presented.

Текст научной работы на тему «Медиация в контексте формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов»

Рис.7.Установкапрограмм вдистрибутиве "Alt Linux Centaurus"

ментами управления, панель будетавтоматическискрываться,покакурсор мыши не будет подведён к определённому участку экрана.

Таким образом, в результате анализа современных исследований в области применения компьютерных технологий в процессе коррекции различных нарушений развития у детей можно констатировать, что ИТ позволяют повыситьэффективностькоррекционно-развивающей работызасчет эффективного сочетания коррекционных и учебно-развивающих средств педагогического воздействия и учета закономерностей и особенностей психического развития детей.

Наиболее эффективным применение ИТ представляется, если в процессе оказания специальных образовательных услуг будет использовано «свободное» программное обеспечение, а с его помощью будет организована специальная электронная коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ, адекватная их индивидуальным психо-физическим и интеллектуальным особенностям. При этом дистрибутивы компании «Альт Линукс» как одни из представителей «свободного» программного обеспечения обладают рядом преимуществ перед традицонно используемой операционной системой «MS Windows» и могут быть успешно и эффективно использованы для организации такой развивающей среды специалистами при работе с детьми с ОВЗ.

Библиографический список

1. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России. Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. 2000; Выпуск 1.

2. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании. Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования ». 2003; 3.

3. Свободное программное обеспечение. Свободная энциклопедия «Википедия». Available at: https://ru.wikipedia.org/

4. Слыщенков В.А., Левин А.Е. Вопросы лицензирования открытого программного обеспечения. Правовые вопросы связи. 2009; 1.

5. Linux. Свободная энциклопедия «Википедия». Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Linux

6. Альт Линукс 7.0 Кентавр. Документация ALT Linux Team. Available at: http://docs.altlinux.org/archive/p7/centaurus/

7. Официальныйсайткомпании«А1Гипих». Availableat: http://www.altlinux.ru/

References

1. Malofeev N.N., Goncharova E.L. Pozlclya IKP RAO v ocenke sovremennogo 'etapa razvitiya gosudarstvennoj slstemy special'nogo obrazovanlya v Rossll. Al'manah Instituta Korrekcionnoj Pedagogiki RAO. 2000; Vypusk 1.

2. Kukushklna O.I. Primenenie informacionnyh tehnologij v speclal'nom obrazovanii. Special'noe obrazovanie: sostoyanie, perspektivy razvitiya. Tematicheskoe prilozhenie k zhurnalu «Vestnik obrazovaniya». 2003; 3.

3. Svobodnoe programmnoe obespechenle. Svobodnaya 'enciklopediya «Vikipediya». Avallable at: https://ru.wlklpedla.org/

4. SlyschenkovV.A.,Levln A.E.Voprosylicenzirovaniyaotkrytogoprogrammnogoobespecheniya. Pravovyevoprosysvyazi. 2009;1.

5. Linux. Svobodnaya 'enciklopediya «Vikipediya». Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Linux

6. Al't Linuks 7.0 Kentavr. Dokumentaciya ALT Linux Team. Available at: http://docs.altlinux.org/archive/p7/centaurus/

7. Oficial'nyjsajtkompanii«ALTUnux». Availableat:http://www.altlinux.ru/

Статья поступила в редакцию 24.10.18

УДК 378.1: 378.117.38

Balykina T.V., senior teacher, postgraduate, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State Pedagogical University n. a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),E-mail:[email protected]

Novichkova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State Pedagogical University n. a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]

MEDIATION IN THE CONTEXT OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR DEALING WITH INTERPERSONAL CONFLICTS. The

article raises a relevant problem of formation of conflictological competence of a future teacher, a leader, which is necessary in professional pedagogical activity at school. Mediation is considered as a way of solving disputable, conflict situations in the pedagogical process. The author substantiates the pedagogical possibilities of mediation for solving pedagogical problems: upbringing, development, and education of schoolchildren. Theoretical and conceptual grounds for using mediation in the format of mediation in the school's educational process are disclosed. The contents of the stages of experimental work on the formation of studentss readiness to resolve interpersonal conflicts in the pedagogical process is presented.

Keywords: teacher'sconflictologicalcompetence,interpersonalconflicts,mediation, types and techniques of mediation.

Т.В. Балыкина, ст. преп., аспирант каф. педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected]

Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический университет им.И.Н.Ульянова,г. Ульяновск,E-mail:[email protected]

МЕДИАЦИЯВКОНТЕКСТЕФОРМИРОВАНИЯГОТОВНОСТИБУДУЩЕГОПЕДАГОГА КУРЕГУЛИРОВАНИЮМЕЖЛИЧНОСТНЫХКОНФЛИКТОВ

В статье поднимается актуальная проблема формирования конфликтологической компетентности будущего педагога, вожатого, которая необходима в их профессиональной педагогической деятельности в школе. Рассматривается медиация как способ решения спорных, конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Изложено авторское обоснование педагогических возможностей медиации для решения педагогических задач: воспитания, развития, обучения школьников. Раскрыты теоретические и концептуальные основания использования посредничества в формате медиации в образовательном процессе школы. Представлено содержание этапов экспериментальной работы по формированию готовности студентов к разрешению межличностных конфликтов в педагогическом процессе.

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность педагога, урегулирование межличностных конфликтов, посредничество, медиация, виды и техники медиации.

Современное научное познание в исследовании проблем педагогического обеспечения образовательного процесса в школе ориентировано на объективно складывающийся заказ общества в формировании личности, способной продуктивно взаимодействовать с другими гражданами по поводу решения совместных общественных проблем в усложняющихся социальных отношениях.

В педагогическом аспекте особую значимость приобретает научная разработка посредничества как педагогического средства в конфликтных ситуациях в системе межличностных отношений, в частности, медиации как педагогического способа разрешения межличностного конфликта в образовательном процессе. Межличностное взаимодействие в образовательном процессе, которое призвано быть педагогичным на основе общения, требует от педагога умений проявлять гуманность, профессиональную ответственность, налаживать сотрудничество и партнерство, предотвращать или предупреждать конфликтные ситуации, разрешать возникающие конфликты на основе разумного посредничества [1, с. 128].

ФГОС основного общего образования предусматривает требования, которые сфокусированы в плоскости владения педагогом конфликтологической компетентностью, необходимой и для развития у школьников конфликтологических образовательных результатов: а) к педагогическим кадрам - их готовность обеспечивать становление таких личностных характеристик выпускника школы как уважение других людей, умений вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; б) к основным образовательным результатам - формирование в числе метапредметных умений коммуникативных умений, «работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов»; в) к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования - «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» (ФГОС ООО, 2013 г) [2].

Конфликтологическая компетентность связана в целом с коммуникативной культурой педагога, является компонентом общей профессиональной компетентности современного педагога, и требует исследования педагогического плана её формирования. Как отмечают исследователи, формирование коммуникативной культуры является объективной необходимостью современного педагога [3, с. 53].

Изучение педагогических условий, эффективно формирующих готовность студентов к урегулированию конфликтов в педагогическом процессе, остается актуальной проблемой педагогического познания, что связано, в частности, с необходимостью практической педагогической подготовки будущего учителя и вожатого, и достижения образовательного результата в виде конфликтологической компетентности. Значительные теоретические предпосылки для исследования педагогических условий эффективного формирования готовности студентов к предупреждению и разрешению межличностных конфликтов создают выводы психологов и педагогов, занимающихся изучением различных аспектов межличностных конфликтов. Теоретические аспекты социально-психологической и социально-педагогической природы конфликтов разработаны отечественными психологами и педагогами (В.И. Андреев, А.С. Белкин, П.П. Блонский, А.А. Бо-далев, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, Т.В. Драгунова, В.И. Журавлев, Н.В. Кро-гиус, А.А. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Е.С. Романова, М.М. Рыбакова, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский и др.).

Подготовке к разрешению межличностных конфликтов посвящены исследования психологов и педагогов (М.Б. Аппаев, А.Б. Белинская, Г.М. Болтунова, С.И. Григорьев, И.А. Зимняя, Т.Г. Киселева, О.Н. Лукашонок, В.Н. Покусаев,

B.А. Сластенин, Е.А. Сорочинская, М.В. Фирсов, Ю.Б. Шапиро и др.). Большинство авторов в качестве наиболее значимой стороны воспитательного взаимодействия выделяют характер педагогического общения (И.А. Зязюн, В.В. Игнатова, Т. А. Ковалев, В.А. Кан-Калик, Е. Мелибруда, Н.М. Михайлова, Л.А. Петровская,

C.Ю. Юсфин и др.).

В данной статье мы рассматриваем использование медиации как способа разрешения межличностных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Цель данной статьи заключается в рассмотрении медиации как технологии альтернативного урегулирования конфликтов и споров в педагогической практике бакалавров: будущих педагогов и вожатых.

Диссертационные педагогические исследования последних десятилетий содержат выводы о сущности, структуре и формировании конфликтологической компетентности педагога (ГС. Бережная, С.В. Романов, Н.В. Куклева), о готовности будущего учителя к конструктивному общению (Е.П. Хорошилова, Н.Р. Салимов, И.Н. Чуриков, С.С. Хапаева), о типах конфликтов между учителем и учеником и системе по их разрешению в школе (В.И. Митюк). Межличностные конфликты и их разрешение в педагогическом процессе изучены: на примере взаимоотношений младших школьников (Н.А. Гурьева, В.Н. Покусаев), в подростковом коллективе (ГИ. Григорьева, Т.В. Золотова, Н.В. Изюмова), в среде старших школьников (И.С. Полипец), курсантов военного вуза (А.В. Афанасов, А.Ю. Куликов).

Проблеме формирования конфликтологической компетентности будущих педагогов мы уделяем особое место в процессе подготовки вожатых к летней педагогической практике, которая является для студентов своего рода первой

профессиональной пробой, основанной на организации межличностного общения и взаимодействия во временном детском сообществе и коллективе, и в то же время отличающейся богатыми возможностями конфликтных ситуаций среди детей, среди детей и взрослых. В процессе педагогической практики в летних оздоровительных лагерях, а также в школе, студенты применяют свои знания и умения медиации, рефлексируют свои проблемные моменты, тренируются в многократном повторении (использовании) медиационных умений [4].

Исходя из понимания известных ученых в области конфликтологии сущности конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов в процессе межличностного взаимодействия [1, с.127], в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов: а) рассматриваем различные классификации конфликтов и их причины (разный уровень коммуникативной культуры; бытовые ресурсы; ревность; выяснение социальной значимости); б) выявляем динамику развития и структуру конфликтов; в) раскрываем сущность и значение функций педагогического конфликта: диагностика групповых отношений; уточнение социальных ролей; управление -разрушение нежелательных отношений, групп; отбор моделей поведения; создание новых отношений, социальных ролей, групп; г) характеризуем различные стратегии поведения участников конфликта.

В процессе педагогической подготовки будущих педагогов, вожатых для школы должное место уделяем усвоению ими теоретических и концептуальных оснований посредничества в формате медиации [5, с. 397], акцентируя внимание на созвучности её сущности, видов и техник, процедуры педагогической природе профессиональных действий педагогов. В спорных или конфликтных ситуациях, возникающих в педагогическом контексте образовательного процесса, роль такого посредника может выполнять именно педагог, владеющий знаниями о сущности, назначении медиации, а также процедурой медиации.

Остановим внимание на особенностях посредничества (mediation), как одном из универсальных способов конструктивного, продуктивного, успешного разрешения конфликтных ситуаций, заключающего в себе педагогические возможности. Используя определенную процедуру медиации, опыт психологичного взаимодействия с участниками конфликта, психолого-педагогические знания, медиатор способствует достижению конфликтными сторонами соглашения, которое является приемлемым для каждой из сторон.

Посредничество в виде медиации как модель разрешения межличностных конфликтов, отличается некоторыми чертами, свойственными для классической модели посредничества: наличие процедуры медиации, неформальность и гибкость, нейтральная позиция посредника, участие заинтересованных сторон в разрешении конфликта, конфиденциальность. Эти черты, на наш взгляд, вписываются в требования к педагогической деятельности и созвучны природе педагогических действий учителя, вожатого, которые направлены во благо развития личности школьника и осуществляются способами, побуждающими его к собственным усилиям, в частности, к разрешению конфликта, если таковой случается в педагогическом процессе.

Так медиация имеет определенную процедуру, которая реализуется при взаимном согласии сторон, когда стороны выражают свое желание прийти к компромиссу по имеющимся разногласиям. В педагогическом процессе имеют место ситуации или случаи, когда появляется необходимость в посредничестве: конфликтующие стороны не могут сами выйти из конфликта, вести для этого конструктивное общение, преодолеть возникающие «мешающие» эмоции, самостоятельно принять необходимое решение. В таких ситуациях педагог как нейтральный посредник может помочь конфликтующим сторонам встретиться, общаться с ними так, чтобы их не обвинять и не защищать, помочь соблюдать правила встречи, при этом ответственность за принимаемое решение возлагается на тех, кто нуждается в разрешении конфликта.

Нейтральная позиция педагога как посредника, а также его неформальность и гибкость, обуславливают статус посредника как человека независимого и нейтрального по отношению к каждой из спорящих или конфликтующих сторон, сохраняющего конфиденциальность общения при встрече, дающего возможность участникам спора самостоятельно и собственными усилиями (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми и пр.) прийти к соглашению, которое устраивает каждую из сторон.

В зарубежной литературе, посвященной аспектам посредничества, рассматриваются две модели, выделение которых осуществляется в зависимости от основной цели посредничества и процедуры, это - проблемная и развивающаяся (трансформационная) модели (В. Парето, Р Фишер, У. Юри) [6]. В проблемной модели посредничество ориентируется на успешное разрешение проблемы и завершается, соответственно, по мере ее разрешения (В. Парето). Развивающаяся модель ориентирована на личностный рост и трансформацию человека, (Р. Фишера и У. Юри). Данные модели характеризуют посредничество в его классическом виде. В существующих вариантах посредничества, которые являются неклассическими, медиатор может не занимать нейтральную позицию, а дать возможность спорящим сторонам признать их неправоту и взять на себя ответственность, что связано с неким терапевтическим эффектом и результатом в разрешении спора.

Сравнивая переговоры и медиацию как способы решения спора (конфликта), находим: а) общие аспекты: в споре стороны действуют с позиций интересов, соглашение достигается добровольно, этапы переговоров являются и

этапами медиации, «волшебные приемы» переговоров и медиации одинаковы; б) различие: в медиации участвует нейтральный посредник - медиатор, есть дополнительный этап - вступительное заявление медиатора, имеют место дополнительные возможности для соглашения с помощью медиатора. При этом процедура медиации, основанная на соглашениях, включает в себя, прежде всего, консультационный аспект и представляет собой совокупность этапов и волшебных приемов медиатора на каждом из них.

Согласно медиационной процедуре и инструментовке урегулирования межличностных конфликтов выделяют следующие виды и техники медиации: а) медиация, ориентирующая на решение проблем (школа Милуоки); б) трансформативная медиация (Р Буш и Д. Фолджер); в) нарративная медиация (Д. Монк и Д. Уинслэйд); г) экосистемная или семейно-ориентированная медиация (Л. Пар-кенсон); д) понимающая медиация (Г Фридман и Д. Химмельстайн); е) восстановительная медиация (Р.Р. Максудов); ж) оценочная медиация (Л. Рискин); з) онлайновая медиация (е. Кац, Ж. Рифкин).

Приведенные выше виды и техники медиации известны и популярны в практике разрешения конфликтов, и о них необходимо знать педагогу, владеть ими для решения определенного рода и характера задач, обусловленных той или иной конфликтной педагогической ситуацией. В подобных ситуациях субъектами спора или конфликта могут выступать учащиеся, ученик и учитель, ученик и вожатый, ученик и родитель, родитель и учитель. В процедуре медиации медиатор оказывает помощь конфликтующим сторонам в понимании сложившейся ситуации (в которой и есть проблемы), тем самым стремится выработать общее понимание конфликта и действовать в направлении урегулирования конфликтной ситуации.

Так, к примеру, в медиации, ориентирующей на решение проблем, внимание сосредоточивается на интересах конфликтующих сторон, позиция же при этом рассматривается как желательный исход конфликта. В этой медиации в сопровождении педагога как медиатора стороны излагают свои позиции, признают наличие общих интересов и потребностей, а также возможностей при решении проблемы, стоящей в центре спора или конфликта.

В трансформативной медиации медиатор проявляет активное слушание и слышание, общение же участников конфликта находится а в центре внимания для того, чтобы каждый из них смог взглянуть по-новому на ситуацию, услышать друг друга, пережить ситуацию не только умственно, но и эмоционально. Так участники переживают некую «трансформацию», в результате которой возможно взаимопонимание, признание и чуткое отношение.

При разрешении конфликтов, имеющих место в семейном воспитании, и для оздоровления семейных отношений педагог может использовать экосистем-ную или семейно-ориентированную медиацию, которая направлена в помощь разрешения семейных конфликтов между членами семьи, и применяется к конфликтам и спорам между людьми различного возраста.

Предварительное рассмотрение возникшей проблемы может быть организовано посредством онлайновой медиации, которая предполагает разрешение конфликтов с помощью интернет-технологий, когда участники удалены друг от друга в силу разных причин и не могут принимать непосредственное участие в процедуре урегулирования конфликта.

Характеризуя особенности посредничества, как механизма разрешения конфликтов в детской среде или в общении детей и взрослых, обратим внимание на то, что отличает его от других способов урегулирования конфликтов. Наиболее существенный отличительный признак - процедура вынесения решения, согласно которой решение выносится самими конфликтующими сторонами. Отличителен и характер контроля над ходом процесса: он осуществляется исключительно самими сторонами. Неформальный характер процесса также отличает посредничество. Посредничество - это обязательно негласная процедура при отсутствии каких бы то ни было правил разбирательства. Отличается и временной показатель проведения процедуры посредничества (не более трех недель).

Следующим отличительным признаком является характер отношений конфликтующих сторон, это - отношения сотрудничества; следовательно, отличен от остальных и принцип разрешения конфликта, так как в основе посредничества - принцип достижения соглашения, а не состязательности. В процедуре посредничества выражена ориентация на будущее, на «созидательную» перспективу в отношениях участников конфликта. Существенные различия находим и в результатах: достигается взаимовыгодное решение и снятие эмоционального напряжения, что также ориентирует стороны на дальнейшее сотрудничество.

В нашем педагогическом исследовании, где изучаются педагогические условия формирования готовности студентов к разрешению межличностных кон-

Библиографический список

фликтов в педагогическом процессе, в ходе формирующего эксперимента студенты осваивали роль медиатора в конфликтной ситуации в три этапа.

На первом этапе экспериментальные группы обучались методике ведения переговоров, цель которых - урегулирование возникающих конфликтов через возможные компромиссы. Студенты усваивают суть «переговорных процедур», овладеть умениями вести переговоры и находить компромиссы. Важно уметь находить источник или причину спора (конфликта), проявить эмпатию к конфликтующим сторонам, находить несколько способов урегулирования конфликта, предоставлять выбор, помочь прийти к соглашению. При этом студенты обучаются посредством следующих приемов: а) формулировка личных стремлений: «Я хочу это сделать потому, что...»; б) характеристика своих чувств: «Я испытываю...»; в) аргументированное пояснение своих переживаний: «Если этого не сделать, то...»; г) понимание переживаний и мотивов других; д) прогнозирование не менее трех вариантов разрешения конфликта.

На втором этапе студенты моделировали виды и техники медиации. Каждый из них мог продемонстрировать предложенные преподавателем виды и техники медиации, а затем провести анализ собственных действий с точки зрения их согласованности с процедурой медиации. Цель этого этапа состоит в усвоении процедуры процесса медиации, выработке практических рекомендаций по применению разных техник. Среди основных правил процесса медиации мы предлагаем следующие: а) формирование мотива к примирению у конфликтующих сторон; б) формулировка правил общения при урегулировании конфликта; в) подтверждение собственного статуса как гаранта соглашений.

На третьем этапе студенты отрабатывали навыки ведения медиации в ходе педагогической практики, по истечении которой будущие педагоги в отчетах предлагали описание урегулирования конфликтных ситуаций в роли посредника и медиатора. В результате 186 респондентов из 202 указали на педагогическую медиацию - как самый эффективный способ урегулирования межличностного конфликта. Среди профессионально значимых ценностей будущего педагога для разрешения межличностных конфликтов студенты выделили следующие: гуманное отношение к воспитанникам 202 (100%); индивидуальный подход и уважение личности каждого ребенка 200 (99%); широкий кругозор, умение находить контакт с детьми 198 (98%); любовь к детям и к своей профессии 197 (97%); разумная строгость в деятельности и требовательность к себе и окружающим 180 (89%).

Студенты заостряют внимание на оценивании значения саморефлексии и личностного саморазвития, многократно повторяется мысль о необходимости развивать у себя такие личностные качества, как толерантность, общительность, выдержка, терпение, спокойствие, и вместе с тем, говорят о стремлении исправлять качества, которые не способствуют организации медиации, среди которых чаще всего указывают на вспыльчивость, нетерпеливость, ранимость и неуверенность в себе. Анализ студенческих отчетов обнаруживает, что наиболее важными и ценными для себя, как для будущих педагогов, студенты считают те качества, которые важны и необходимы для формирования у них гуманистической направленности педагогического процесса. Именно это может стать залогом успеха в учебе и работе, базой для профессионального роста.

Используя медиативную технологию урегулирования конфликтов в профессиональной подготовке, мы констатируем ее значение в том, что студенты осознают роль посредничества в разрешении напряженной ситуации, формируют в себе способность к самообладанию и саморегуляции, отрабатывают коммуникативные навыки (слушание, задавание вопросов, резюмирование), развивают дипломатические задатки (умение видеть положительные намерения каждого участника напряженной ситуации, независимость оценки позиций участников) и ориентацию на сотрудничество.

Таким образом, медиация в контексте формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов представляет собой наиболее мягкий и педагогически целесообразный способ проявления посредничества в разрешении межличностного конфликта в педагогическом процессе. Педагогическая подготовка будущего педагога, вожатого требует формирования готовности будущего педагога к урегулированию межличностных конфликтов: понимания сущности посредничества и посреднической роли педагога в разрешении межличностных конфликтов; стремления будущих педагогов к готовности к предупреждению и урегулированию межличностных конфликтов и признания медиации одной из технологий альтернативного урегулирования конфликтов и споров, один из видов посредничества; овладения процедурой медитации как наиболее мягкого способа разрешения межличностных конфликтов в педагогическом процессе.

1. Балыкина Т.В., Тимошина И.Н. Изучение межличностных конфликтов в педагогическом процессе: эмоционально-ценностный аспект. Педагогическое образование и наука. 2004; 3: 126 - 129.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Available at: http://fgos.ru

3. Каримулаева Э.Н., Курбанова А.М. Коммуникативная культура как компонент общей профессиональной культуры педагога.Мир науки, культуры, образования, 2017; 6: 52 - 53.

4. Новичкова Н.М. Педагогическая практика как пространство профессионально-личностного становления будущего педагога. Дело его жизни: сборник научных статей. Чебоксары, 2008: 133 - 139.

5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. Москва: Эксмо, 2010.

6. Фишер Р, Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. Москва: Наука, 1992.

References

1. Balykina T.V., Timoshina I.N. Izuchenie mezhlichnostnyh konfliktov v pedagogicheskom processe: 'emocional'no-cennostnyj aspekt. Pedagogicheskoeobrazovanieinauka. 2004; 3: 126 - 129.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: http://fgos.ru

3. Karimulaeva 'E.N., Kurbanova A.M. Kommunikativnaya kul'tura kak komponent obschej professional'noj kul'tury pedagoga.M/r nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2017; 6: 52 - 53.

4. Novichkova N.M. Pedagogicheskaya praktika kak prostranstvo professional'no-lichnostnogo stanovleniya buduschego pedagoga. Delo ego zhizni: sbornik nauchnyh statej. Cheboksary, 2008: 133 - 139.

5. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Slovar'konfliktologa. Moskva: 'Eksmo, 2010.

6. Fisher R., Yuri U. Put' k soglasiyu, ili peregovory bez porazheniya. Moskva: Nauka, 1992.

Статья поступила в редакцию 08.10.18

УДК 159.9

Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pedagogy and Psychology Department, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tshinval), E-mail: [email protected]

Gassieva N.K., Cand of Sciences (Philology), senior lecturer, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tskhinvali, South Osetia), E-mail: azabesaeva64@ mail.ru

Djioeva A.A., senior teacher, Departament of Journalism, South-Ossetian State University n.a. A.Tibilov (Tskhinvali, South Osetia), E-mail: azabesaeva64@ mail.ru

ON THE GUESTION OF FORMATION ETHNIC IDENTITY. The article deals with a phenomenon of an identity, characterized by the process of formation from developing personality in secondary schools. The attention is drawn to the complexity and diversity of the process, in which an ethnic identity is a component part of multicultural education. It is concluded that the forming the ethnic identity is one of the primary tasks of the educational institution. It is concluded that in addition to the educational work aimed at ethnic identity, it is necessary to conduct parallel systematic and progressive work in the context of familiarizing students with different ethnic communities to prevent limitations of the world of their social contacts and to make maximum use of the possibilities for absorption of other languages and cultures. Among the priority tasks it is believed that any educational institution should define a form of work for every student how to develop his national identity, preservation of linguistic identity, cultural gene pool of tolerant attitude towards education representatives of other ethnic communities. Key words: ethnicity, identity, multicultural education, ethnic stereotype, educational institution, ethnos.

А.Г. Бесаееа. канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова», г. Цхинвал, E-mail: azabesaeva64@ mail.ru

Н.К. Гассиееа канд. филол.. наук, доц. каф. русского языка, ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова», г . Цхинвал, E-mail: azabesaeva64@ mail.ru

А.А. Джиоева ст. преп. каф. журналистики, ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А. Тибилова», г. Цхинвал, E-mail: azabesaeva64@ mail.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В статье рассматривается суть феномена этнической идентичности, характеризуется процесс его формирования у развивающейся личности в условиях общеобразовательной школы. Обращается внимание на сложность и многообразность данного процесса, в котором этническая идентификация представляет собой составную часть поликультурного воспитания и образования. Делается вывод о том, что помимо воспитательной работы, направленной на этническую идентификацию, необходимо параллельное проведение систематической и планомерной работы в контексте ознакомления учащихся с иными этническими общностями, чтобы не допустить ограничения мира их социальных контактов и максимально использовать возможности усвоения других языков и культур. В числе первостепенных задач любого образовательного учреждения следует определить работу по формированию у каждого учащегося национального самосознания, сохранению языковой самобытности, культурного генофонда воспитанию толерантного отношения к представителям других этнических общностей.

Ключевые слова: этническая идентичность, поликультурное воспитание, этнический стереотип, образовательное учреждение, этнос.

В условиях современной социокультурной ситуации, характеризующейся как фактами этнического самоопределения, так и интеграционными процессами, взаимодействием и взаимопроникновением культур, особенно актуализируются вопросы воспитания подрастающего поколения в контексте межэтнического контактирования с сохранением исторически обусловленной национальной неповторимости, национального достоинства, этнической идентичности, что призвано обеспечить формирование толерантных граждан, являющихся в то же время патриотами своего Отечества, своих национальных культур.

Под этнической идентичностью понимается представление человека о себе как о члене определённой этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.

Исходя из этого в структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента:

- когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик);

- аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) [1].

Процесс формирования этнической идентичности характеризуется, как утверждают ученые [2; 4], тремя этапами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом из них - в шести-семилетнем возрасте - осуществляется приобретение фрагментарных знаний о своей отнесенности к определенному этносу, основанной вначале на таких наглядных показателях, как внешность, цвет кожи, обычаи, язык.

На втором этапе - в восьми-девятилетнем возрасте - наблюдается уже более чёткая идентификация собственной личности с этнической общностью, для этого указываются такие основания, как принадлежность родителей к данной национальности, территория проживания, язык.

На третьем этапе - в возрасте десяти-одиннадцати лет - данный процесс достигает полного объема. Младшие подростки отмечают такие особенности разных этносов, как религия, историческая уникальность, самобытная бытовая культура, общность предков.

Как известно, нет в истории двух этносов с совершенно одинаковыми культурами. В то же время разные народы могут обладать единой религией или иными сходными элементами культуры и на этой основе характеризоваться общими нормами морали и правилами поведения, мировоззрения, типичными формами мировоззрения.

Нередко приходится констатировать наличие этнических стереотипов, свойственных представителям разных этнических общностей. Это устоявшиеся представления о типичных нравственных, интеллектуальных, физических признаках, характерных для представителей различных народов. Изучение и анализ мнений ученых [2; 3] позволяет прийти к выводу о выделении двух видов этнических стереотипов:

- автостереотипов;

- гетеростереотипов.

Первый выражается в устойчивых мнениях, суждениях, оценках индивидов в отношении своего этноса (чаще всего положительных).

Второй вид представляет устойчивые оценочные суждения людей о представителях других этносов, отличающиеся эмоциональной окрашенностью, обобщенностью, упрощенностью.

Они часто характеризуются недостаточной точностью, хотя и обладают в определенной мере зерном истины.

Основой усвоения индивидом социальных стереотипов в детском возрасте обычно служит, как известно, не собственный жизненный опыт, а информация, получаемая из СМИ, вторичные источники, чужие мнения и пр. Сохраняясь в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.