Научная статья на тему 'Психолого-педагогический опыт формирования этнической толерантности курсантов в условиях военного вуза'

Психолого-педагогический опыт формирования этнической толерантности курсантов в условиях военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / TOLERANCE / INTER-NATIONAL RELATIONS CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Сергеева Е.

Представлен исторический анализ опыта воспитания этнической толерантности и культуры межнационального общения у будущих офицеров в советское время и на совре-менном этапе развития Вооруженных сил с учетом специфики социально-политической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the historical analysis of the experience concerning the edu-cation of interethnic tolerance and international relations culture of future officers during the soviet period and the present-day stage of the Armed Forces development taking into account the peculiarities of social and political situation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический опыт формирования этнической толерантности курсантов в условиях военного вуза»

Е. В Сергеева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ

ТОЛЕРАНТНОСТИ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

Ключевые слова: толерантность, культура межнационального общения. tolerance, international relations culture

Представлен исторический анализ опыта воспитания этнической толерантности и культуры межнационального общения у будущих офицеров в советское время и на современном этапе развития Вооруженных сил с учетом специфики социально-политической обстановки. The article represents the historical analysis of the experience concerning the education of interethnic tolerance and international relations culture of future officers during the soviet period and the present-day stage of the Armed Forces development taking into account the peculiarities of social and political situation.

Исторически сложилось так, что состав Вооруженных Сил России многонационален, и проблема интернационального воспитания военнослужащих, в том числе и курсантов, стоит достаточно остро. Естественным образом возникает проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к «иному» - облику, поведению, языку, в целом к другой культуре. И курсанты, и офицеры оказываются перед необходимостью терпимого восприятия такого социума, поскольку в современных условиях традиционный способ утверждения своей культуры, религиозных воззрений, традиций с позиции силы становится все менее приемлемым. Это порождает необходимость решения непростых задач по формированию дружественных, гуманистических отношений в воинском коллективе, развитию этнической толерантности военнослужащего, воспитанию культуры межнационального общения.

Формирование этнической толерантности рассматривается нами как педагогический процесс воспитания, в основе которого лежат передача и усвоение знаний, умений, навыков культуры межнациональных отношений.

Воспитание курсантов осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, воинских традиций, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, общечеловеческих ценностей, лучших образцов отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества [3].

Россия имеет богатейший исторический опыт работы с многонациональными воинскими коллективами. Обратим внимание на воспитание военнослужащих в советское время, когда особое значение приобретало интернациональное воспитание. В.И. Ленин утверждал, что «только громадная внимательность к интересам различных наций устраняет почву для конфликтов, устраняет взаимное недоверие, устраняет опасение каких-нибудь интриг, создает то доверие, без которого ни мирные отношения между народами, ни сколько-нибудь успешное развитие того, что есть ценного в современной цивилизации, абсолютно невозможны» [4]. Поэтому в воспитании и обучении курсантов первостепенное значение приобретает учет их национальных особенностей.

Хотя в советской педагогической науке термин «этническая толерантность» не встречается, как альтернатива ему широко используется понятие «дружба народов». В основе воспитания в духе дружбы народов лежало в первую очередь понимание личной ответственности военнослужащего любой национальности за вооруженную защиту своей

Родины. Опыт воспитания военнослужащих в советский период, несомненно, является полезным для формирования этнической толерантности у курсантов в настоящее время.

У личного состава формируются и развиваются такие качества, как верность воинскому долгу, любовь к службе и гордость за принадлежность к Советским Вооруженным Силам, высокая дисциплинированность, войсковое товарищество, мужество, отвага, героизм и др. [5].

«Наша армия, - подчеркивает Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, -особая армия и в том смысле, что она есть школа интернационализма, школа воспитания чувств братства, солидарности и взаимного уважения всех наций и народностей Советского Союза. Наши Вооруженные Силы - единая дружная семья, живое воплощение социалистического интернационализма» [1].

Курсанты проходят обучение в военном вузе, как правило, за пределами своей республики, края, области. Офицеры и преподавательский состав вуза стремится к тому, чтобы общение курсантов с населением, знакомство с культурой, бытом, обычаями и традициями способствовало формированию и углублению интернационалистского сознания обучаемых. В советский период перед системой учебной и воспитательной работы, организацией жизни многонационального воинского коллектива стоит главная задача - воспитание военнослужащих в духе нерушимой дружбы народов страны [2].

В советское время в качестве важнейшего фактора, влияющего на становление благоприятного климата в многонациональном воинском коллективе, которое возможно только путем формирования терпимого и уважительного отношения к представителям других национальностей, выступает идеологическое воздействие.

Идеологическое воздействие имеет неоспоримое значение в воспитании высоких моральных ценностей в коллективе, прежде всего принципиальности, взаимной требовательности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи, толерантности друг к другу. Поэтому идеологическая, массово-политическая работа направлены на формирование общественного мнения, всячески поддерживающего утверждение этих качеств в жизни воинского коллектива и делая их для каждого военнослужащего и подразделения в целом ориентирами поведения и деятельности [5]. С данной целью в советской армии организовываются различные мероприятия, направленные на воспитание военнослужащих в духе дружбы народов.

Важнейшим средством идеологической работы является партийная и советская печать. Большое значение имеет и устная пропаганда и агитация. Широко популяризуются примеры взаимовыручки военнослужащих различных национальностей. В рамках военнопатриотического воспитания и укрепления сплоченности между военнослужащими различных национальностей проводятся экскурсии в места исторических памятников и боевых сражений. Действенным средством воспитания в духе дружбы народов является художественная самодеятельность. В процессе совместного художественного творчества укрепляется сплоченность и дружба военнослужащих, развиваются их таланты и способности. Широкое развитие получает кинолюбительство, кружки музыкального и изобразительного искусства, литературные объединения. Активная творческая работа их участников помогает глубже раскрывать значение боевого товарищества военнослужащих различных национальностей [4].

В настоящее время воинская деятельность существенно изменилась. Ослаблено воздействие многих факторов, зачастую утрачены основные компоненты совместной деятельности, позволявшие ранее эффективно организовывать взаимодействие между военнослужащими: наличие единой цели и общей мотивации, разделение деятельности на функ-

ционально связанные составляющие и распределение ее между участниками, объединение индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение, наличие устойчивого управления и самоуправления, общих конечных результатов. Снижена объединяющая роль морально-политического (идеологического, мировоззренческого) единства как наиболее значимого элемента сплоченности войск. В связи с этим меняются цели и задачи воспитательной работы, проводимой в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации.

Так, Министерством обороны России разработана Концепция воспитательной работы с личным составом армии и флота, в основу которой заложены идеи российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы России. Также разработана Концепция военно-патриотического воспитания молодежи, утвержденная Координационным Советом при Президенте Российской Федерации по воспитательной работе в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах.

Осуществляется комплекс мероприятий по увековечению памяти о воинах, отдавших свою жизнь в борьбе за свободу и независимость Отечества, погибших при исполнении воинского долга в мирное время.

В целях сохранения боевых традиций армии и флота разработан проект Положения «О почетных наименованиях воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации».

В целях совершенствования работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовки ее к военной службе Министерство обороны РФ во взаимодействии с Минобразования России, Госкоммолодежи России и РОСТО оказывает постоянную помощь военно-патриотическим объединениям, поисковым формированиям в проведении учебных сборов, поисковых мероприятий, создании учебно-материальной базы.

При Министерстве создан Координационный совет организаций родительской общественности, одной из задач которого является содействие формированию в воинских частях, подразделениях, военных образовательных учреждениях атмосферы дружбы и сплоченности между представителями различных национальностей.

В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, в учебных планах и программах подготовки военных специалистов в военно-учебных заведениях МО РФ предусмотрено изучение вопросов, раскрывающих основы государственной политики, историю и духовное богатство народов России, их традиции и обычаи, с целью формирования у обучаемых необходимого уровня культуры межнационального общения.

Проводимая командным и преподавательским составом целенаправленная индивидуально-воспитательная работа, помощь в адаптации к службе, повышенная забота и внимание к воинам неславянских национальностей, обращение к историческому прошлому той или иной нации, их успехам в современном мире, рассказы и беседы о выдающихся деятелях, положительно воспринимаются всеми курсантами, способствуют повышению морально-психологического климата в коллективе. Кроме того, внимательное проведение индивидуальной воспитательной работы с курсантами неславянских национальностей, связь с их родителями, позволяют своевременно заменить дискомфортное психологическое состояние, своевременно предупредить их втягивание в конфликтную ситуацию.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, сложные процессы в сфере межнациональных отношений, резкое изменение демографической ситуации в стране, противоречивый характер отношений между отдельными республиками, возросшая активность неформальных общественных движений, организаций и групп, межнациональные распри и конфликты находят свое отражение в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В связи с этим одной из главных целей воспитательной работы в военно-учебном заведении является создание условий для развития этнически толерантной, высоконравственной, культурной, образованной, психически здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению в коллективе.

Таким образом, подводя итог, можно отметить, что раньше, в советское время, в отношениях наций в качестве важнейшей рассматривалась перспектива их сближения, которая часто трактовалась как ускоренный процесс слияния и достижения многонациональной общности воинского коллектива. Однако происходящие в настоящее время в нашей стране социальные перемены, сопровождающиеся усилением воли народов и наций к национальному самоопределению и, как следствие, обострением межнациональных конфликтов (в том числе, и в воинских коллективах), приводят к необходимости изменения концепции в данной области и формирования культуры межнационального общения в условиях Вооруженных сил России. Степень решения данной проблемы непосредственно влияет на сплоченность воинских коллективов, морально-психологическое состояние всего личного состава ВС РФ.

Литература

1. Брежнев, Л.И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик / Л.И. Брежнев // http://militera.lib.ru.

2. Муцынов, С.С. Коллектив и дисциплина: Вопросы и ответы / С.С. Муцынов. - М. : Воениздат, 1989. - 167 с.

3. Основы организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. - М.: М-во обороны РФ, Гл. упр. воспитат. работы Вооруж. Сил РФ, 2007. - 127 с.

4. Пляшкевич, В.И. Воспитание воинов в духе дружбы народов / В.И. Пляшкевич. - М., Воениздат, 1973. - 129 с.

5. Сорокин, А.И. Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР: учеб. пособие для высших военно-политических училищ / А.И. Сорокин. - М.: Воениздат, 1989. - 407 с.

© Е. В. Сергеева - препод. Ульяновского высшего военно-технического училища (военного института). Е-таП:коуаМокоуа@тай.ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.