Давыдов Денис Владимирович - адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних
войск МВД России.
614 112, г. Пермь, Ул. Гремячий лог, д. 1
Тел.: (342) 285-02-92 E-mail: don.davydoff2014@yandex.ru Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической
культуры.
Период обучения в военном учебном заведении является не только временем профессиональной подготовки будущего офицера, но и важным этапом социализации. В образовательном процессе интенсивно формируется нравственное сознание, вырабатываются ценностные ориентации и идеалы, динамично развивается коммуникативная сфера личности, накапливается опыт поведения в конфликтных ситуациях. Также необходимо понимать, что курсант в последующем - это офицер - а значит, руководитель, командир, воспитатель. Совершенно очевидно, что в процессе его повседневной деятельности и делового общения могут возникать разные, в том числе и негативные ситуации. Будущему офицеру придется работать с различными категориями подчиненных. Это могут быть и солдаты срочной службы, и военнослужащие по контракту. Некоторые из них могут быть значительно старше по возрасту. Кроме того, могут встретиться просто недисциплинированные и безнравственные люди. Офицеру, особенно начинающему, важно знать приемы и способы, которыми необходимо пользоваться при возникновении и разрешении конфликтных ситуаций. Более того, руководитель должен быть готов разобраться в обстановке, быстро найти единственно правильный способ преодоления деструктивной ситуации, не дав ей, перерасти в конфликт.
Военные вузы призваны воспитать в будущих офицерах позитивное отношение к конфликту как способу разрешения противоречий, сформировать умения своевременно и конструктивно урегулировать конфликтные ситуации
или трансформировать их в возможность самосовершенствования и оптимизации взаимоотношений с окружающими людьми. Но, как показывает практика, традиционные методы разрешения конфликтов, которые применяются в настоящее время - беседа, увещевание, наложение дисциплинарных взысканий -не дают позитивных результатов: одни курсанты реагируют агрессивно, другие стремятся избегать конфликтов, что зачастую ведет к примитивному приспособленчеству.
Современная педагогика располагает большим объемом знаний в области конфликтологии. В научных трудах раскрыта социально-психологическая природа конфликта, рассмотрен конструктивный потенциал конфликта, созданы гуманистические методики для позитивного разрешения конфликтов, описан механизм возникновения, развития и завершения конфликтных ситуаций. Изучены факторы, обуславливающие выбор того или иного способа поведения в конфликте, выявлен высокий воспитывающий потенциал конструирования учебных конфликтов с последующим поиском и оформлением способов их разрешения. Однако остаются неизученными многие аспекты теоретического и прикладного характера, в том числе, касающиеся сферы воспитания курсантов военного вуза. Не установлено единство теоретических идей, которые преподаются в курсах психолого - педагогических и общественных наук. Будущие офицеры недостаточно обучаются конструктивно-организаторским умениям, способствующим становлению у них конфликтологической культуры. Возрастные особенности курсанта являются благоприятными для формирования умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, ибо он способен осмыслить целостную систему знаний о конфликте, прогнозировать, предупреждать конфликт или цивилизованно взаимодействовать в конфликте, если он неизбежен.
Возникновение конфликтов в коллективе курсантов военного вуза во многом обусловлено спецификой военно-учебного заведения, а именно: наличие войсковой и вузовской организации; совмещение учебной деятельности со служебной нагрузкой (несение боевой службы с оружием, несение службы в
различных видах нарядов и т. д.); обязанность всех членов коллектива соблюдать субординацию, распорядок дня, служебную дисциплину и уставные отношения; ограничение выхода за пределы военного института - отсюда относительная социальная изоляция курсантского коллектива; проживание в казарменных условиях.
Конфликты, как правило, развиваются по формуле: конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент = конфликт. Конфликт будет разрешен, если удастся исчерпать инцидент и устранить конфликтную ситуацию. Данный процесс требует целенаправленного формирования у субъектов взаимодействия умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликт. Предупреждение конфликта предполагает разрешение противоречия, лежащего в его основе, до возникновения инцидента. Важно, чтобы личность умела прогнозировать развитие конфликта и обладала умениями урегулировать разногласия.
Процесс предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в коллективе курсантов военного вуза напрямую связан с уровнем развития конфликтологической культуры военнослужащего. Важнейшей составляющей конфликтологической культуры являются умения по предупреждению и разрешению конфликтов.
В нашем исследовании конфликтологическая культура рассматривается как интегративное личностное образование курсанта военного вуза, специфическими характеристиками которого являются в когнитивной сфере -осмысление конфликта как позитивной ценности, осознание необходимости предупреждать и конструктивно разрешать конфликты; в эмоциональной -осуществление внутренней саморегуляции в конфликте; в поведенческой -наличие умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.
В ходе исследования было выявлено пять уровней данного личностного образования: элементарный, формальный, соблюдения нейтралитета,
адекватный, оптимальный. Критерием для выделения уровней конфликтологической культуры выступает сформированность структуры отношения. Отношение имеет три структурных компонента: когнитивный,
эмоциональный и поведенческий. Каждый компонент характеризуется рядом показателей, которые свидетельствуют о сформированности той или иной стороны личностного образования.
Для выявления особенностей межличностных и межгрупповых отношений применялась социометрическая диагностика, которая определила социометрический статус каждого из членов коллектива, выявила, так называемые неформальные группы и их лидеров, а также позволила определить взаимную неприязнь, которая в конечном итоге может привести к конфликту. С помощью социометрии была определена степень сплоченности коллектива и выявлен индекс конфликтности группы. Количественная обработка результатов проводилась табличным и графическим способом. Были построены три социоматрицы по каждому виду деятельности (учебной, служебной и неформального общения) и суммарная социоматрица.
Результаты в экспериментальной группе: «лидеры» - 4 чел.,
«предпочитаемые» - 12 чел., «малопопулярные» - 9 чел., «отвергаемые или изолированные» - 6 чел. Коэффициент сплоченности группы составил - 1,37, индекс конфликтности - 0,7
Аналогичный социометрический анализ был проведен в контрольной группе. Получены следующие результаты: «лидеры» - 4 человека;
«предпочитаемые» - 7 человек; «малопопулярные» - 8 человек; «отвергаемые или изолированные» - 8 человек. Коэффициент сплоченности группы составил - 20,5 индекс конфликтности - 0,63.
В целях определения типа поведения в конфликте использовалась методика К. Томаса. По результатам исследования в экспериментальной группе получены следующие данные: тактику компромисса выбрали-11 курсантов; соперничества-10; избегания- 4; сотрудничества-4; приспособления-2 человека.
Для получения наиболее полного представления об особенностях характера, темперамента, отношениях в коллективе также были проведены исследования для выявления темперамента и личностных черт характера по методике Г.Айзенка, самооценки характера по методике Р.Кеттела, акцентуаций
характера по методике Шмишека. Нами была выявлена следующая взаимосвязь: курсанты, имеющие средний или чуть выше среднего уровень конфликтности, как правило, имеют умеренную экстраверсию по тесту Г.Айзенка; имеющие низкий или ниже среднего уровень конфликтности, показали значительную интроверсию. Кроме того, мы сравнили стратегию поведения в конфликте и акцентуацию характера по методике Шмишека. Курсантам выбирающим стратегию компромисса и сотрудничества как правило присущ гипертимный тип характера. Курсанты с застревающим типом характера, как правило, избирают тактику избегания. Эмотивный и экзальтированный тип характера чаще всего присущ курсантам выбирающим тактику соперничества.
Таким образом, проведенные исследования позволили получить достаточно полное представление об особенностях взаимоотношений в коллективе курсантов военного института ВВ МВД России. Проследить зависимость уровня конфликтности курсантов, типа поведения в конфликте от особенностей характера, личностных черт, темперамента и психологических особенностей личности. Проведенное исследование позволило перейти к реализации модели воспитательного процесса, ориентированного на формирование умений предупреждать и разрешать конфликты в коллективе курсантов военного института (таблица №1).
Цель исследования достигалась в процессе реализации модели воспитательного процесса. На начальном этапе осуществлялось педагогическое проектирование, разрабатывались основные направления предстоящей деятельности. В ходе проектирования воспитательного процесса учитывалась роль командного состава подразделений курсантов. Были разработаны практические рекомендации для командиров подразделений по формированию у курсантов умений предупреждать и конструктивно разрешать возникающие конфликты в повседневной деятельности.
Воспитательный процесс проектировался в соответствии с тремя типами структур: педагогической, методической и психологической.
В ходе воспитательного процесса мы исходили из убеждения, что воспитание должно носить системный, плановый характер. Содержание работы заключалось в организации коллективной, служебной и досуговой деятельности с целью формирования конфликтологической культуры и коррекции конфликтогенных факторов общения. Предполагалось проведение различных воспитательных форм (этических бесед, диспутов, тренингов конструктивного общения, моделирования конфликтнх ситуаций и т. д.).
Следующим этапом работы явилось создание методической структуры воспитательных мероприятий. В основу занятий легли разработки А.С. Прутченкова [3,4], В.И. Андреева [1], а также методические рекомендации военных психологов Е.В. Лапшина, Е.Е. Чапко [2]. В ходе реализации психологической составляющей воспитательного процесса учитывались данные, полученные по результатам социометрического исследования, уровень конфликтологической культуры курсантов, а также зависимость стратегии поведения в конфликте от особенностей характера и темперамента курсантов. Мы сочли целесообразным провести дополнительные занятия и тренинги с курсантами, имеющими низкий социометрический статус и положение так называемых «отверженных» в курсантском коллективе. Кроме того, особое внимание также уделялось курсантам, которые являются так называемыми «неформальными лидерами с отрицательной направленностью». Были даны практические рекомендации командирам курсантских подразделений для проведения индивидуальной воспитательной работы с этой категорией подчиненных.
Процесс реализации представленной модели осуществлялся поэтапно. Применение определенных форм и методов воспитания на каждом этапе было направлено на формирование у курсантов определенных знаний и умений, что позволило вывести их на новый, более высокий уровень конфликтологической культуры.
Таким образом, в практической деятельности была реализована модель воспитательного процесса, ориентированного на формирование умений предупреждать и разрешать конфликты в коллективе курсантов военного вуза.
Результаты исследования были проанализированы на конечном этапе экспериментальной работы. В целях определения стратегии поведения в конфликте был проведен сравнительный анализ по методике К.Томаса. На начальном этапе экспериментальной работы тактику сотрудничества выбрали 4 человека, на конечном - 5 человек. Компромисс - 11 и 13 соответственно. Тактику соперничества на начальном этапе работы выбрали 10 человек, на конечном - 5
В дальнейшем нам необходимо было выяснить, как изменились межличностные и межгрупповые отношения в коллективе курсантов и определить их динамику. Для этого применялась социометрическая диагностика. Курсантам, как и на начальном, констатирующем, этапе было предложено выбрать сослуживцев для осуществления трех различных видов совместной деятельности: учебной, служебной и неформального общения. Лимит выборов по каждому виду деятельности равнялся трем.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: лидеры - 7 человек; предпочитаемые - 12 человек; пренебрегаемые - 6 человек; изолированные - 4 человека. Коэффициент сплоченности составил -6,1., индекс конфликтности составил - 0,5.
Полученные данные позволили отметить положительную динамику межгрупповых и межличностных отношений. Так на начальном этапе экспериментальной работы в группу лидеров входило - 4 человека, на заключительном этапе - 7. В группу так называемых «изолированных» на начальном этапе входило 6 человек, на конечном этапе работы - 4 человека. В группе «пренебрегаемых» на начальном этапе было - 9 человек на конечном этапе экспериментальной работы данный показатель составил - 6 человек. В группе «предпочитаемых» показатель остался на прежнем уровне - 12 человек. Количество взаимных отрицательных выборов снизилось с четырех на
начальном этапе до двух на заключительном этапе экспериментальной работы. Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе сложился достаточно благоприятный психологический климат. Сформировано активное ядро коллектива, которое оказывает положительное влияние на членов коллектива. Курсанты овладели оптимальным уровнем конфликтологической культуры. Конфликтные ситуации редки или случайны, а возникающие разрешаются в мягкой форме и с минимальными издержками.
В контрольной группе на заключительном этапе экспериментальной работы были получены следующие результаты.
Лидеры - 4 человека, на начальном этапе - 4 человека;
Пренебрегаемые - 5 человек, на начальном этапе - 6 человек;
Предпочитаемые - 8 человек, на начальном этапе - 7 человек;
Изолированные - 10 человек, на начальном этапе - 8 человек.
Коэффициент сплоченности группы составил - 57,7
Индекс конфликтности составил - 0,85
Количество взаимных отрицательных выборов повысилось с одного на начальном этапе до четырех на заключительном этапе экспериментальной работы.
Результаты, полученные, в контрольной группе свидетельствуют о том, что за прошедший период межличностные и внутригрупповые отношения существенно не изменились, а по многим показателям ухудшились. Так, например количество курсантов, имеющих низкий социометрический статус, выросло с восьми человек на начальном этапе исследования, до десяти - на заключительном. Повысилось количество взаимных отрицательных выборов. Существенных изменений не произошло в кругу, так называемых, «лидеров» и «предпочитаемых». Все это говорит о том, что в данном коллективе курсантов сложились устойчивые микрогруппы, как с положительной, так и с отрицательной направленностью. Уровень сплоченности коллектива достаточно низкий, нет единого мнения по основным вопросам жизнедеятельности. Курсанты, имеющие низкий статус в коллективе, смирились со своим
положением «пренебрегаемых» или «изолированных». В межличностном общении, как правило, они выбирают тактику приспособления или избегания. В таком коллективе не исключаются конфликтные ситуации, которые могут перерасти в затяжные или острые конфликты.
Таким образом, разработанная модель воспитательного процесса позволила посредством поэтапного получения определенных знаний, формирования соответствующих умений и навыков воспитать курсанта военного вуза владеющего умениями предупреждать и конструктивно разрешать конфликты. Курсанты экспериментальной группы получили необходимые знания о конфликте, научились регулировать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать возникающие противоречия.
* * *
1. Андреев В. И., Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). — М.: Народное образование, 1995. — 208 с.
2. Лапшин Е.В., Чапко Е.Е. под общей редакцией Марьина М.И. Социальнопсихологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие - М.: ЦОКП МВД России, 2001. - 312 с.
3. Прутченков А.С., Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва, 1993.
4. Прутченков А.С. , Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. Москва 1993.