Научная статья на тему 'Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической культуры'

Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
КОНФЛИКТ В КОЛЛЕКТИВЕ КУРСАНТОВ / ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УРОВНИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА / МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КОНСТРУКТИВНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыдов Денис Владимирович

В статье анализируется характер взаимоотношений в коллективе курсантов военного вуза, выявляется уровень конфликтности, исследуется проблема формирования конфликтологической культуры у будущих офицеров внутренних войск, предлагается модель воспитательного процесса направленного на формирование умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в коллективе курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Давыдов Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической культуры»

Давыдов Денис Владимирович - адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования Пермского военного института внутренних

войск МВД России.

614 112, г. Пермь, Ул. Гремячий лог, д. 1

Тел.: (342) 285-02-92 E-mail: [email protected] Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической

культуры.

Период обучения в военном учебном заведении является не только временем профессиональной подготовки будущего офицера, но и важным этапом социализации. В образовательном процессе интенсивно формируется нравственное сознание, вырабатываются ценностные ориентации и идеалы, динамично развивается коммуникативная сфера личности, накапливается опыт поведения в конфликтных ситуациях. Также необходимо понимать, что курсант в последующем - это офицер - а значит, руководитель, командир, воспитатель. Совершенно очевидно, что в процессе его повседневной деятельности и делового общения могут возникать разные, в том числе и негативные ситуации. Будущему офицеру придется работать с различными категориями подчиненных. Это могут быть и солдаты срочной службы, и военнослужащие по контракту. Некоторые из них могут быть значительно старше по возрасту. Кроме того, могут встретиться просто недисциплинированные и безнравственные люди. Офицеру, особенно начинающему, важно знать приемы и способы, которыми необходимо пользоваться при возникновении и разрешении конфликтных ситуаций. Более того, руководитель должен быть готов разобраться в обстановке, быстро найти единственно правильный способ преодоления деструктивной ситуации, не дав ей, перерасти в конфликт.

Военные вузы призваны воспитать в будущих офицерах позитивное отношение к конфликту как способу разрешения противоречий, сформировать умения своевременно и конструктивно урегулировать конфликтные ситуации

или трансформировать их в возможность самосовершенствования и оптимизации взаимоотношений с окружающими людьми. Но, как показывает практика, традиционные методы разрешения конфликтов, которые применяются в настоящее время - беседа, увещевание, наложение дисциплинарных взысканий -не дают позитивных результатов: одни курсанты реагируют агрессивно, другие стремятся избегать конфликтов, что зачастую ведет к примитивному приспособленчеству.

Современная педагогика располагает большим объемом знаний в области конфликтологии. В научных трудах раскрыта социально-психологическая природа конфликта, рассмотрен конструктивный потенциал конфликта, созданы гуманистические методики для позитивного разрешения конфликтов, описан механизм возникновения, развития и завершения конфликтных ситуаций. Изучены факторы, обуславливающие выбор того или иного способа поведения в конфликте, выявлен высокий воспитывающий потенциал конструирования учебных конфликтов с последующим поиском и оформлением способов их разрешения. Однако остаются неизученными многие аспекты теоретического и прикладного характера, в том числе, касающиеся сферы воспитания курсантов военного вуза. Не установлено единство теоретических идей, которые преподаются в курсах психолого - педагогических и общественных наук. Будущие офицеры недостаточно обучаются конструктивно-организаторским умениям, способствующим становлению у них конфликтологической культуры. Возрастные особенности курсанта являются благоприятными для формирования умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, ибо он способен осмыслить целостную систему знаний о конфликте, прогнозировать, предупреждать конфликт или цивилизованно взаимодействовать в конфликте, если он неизбежен.

Возникновение конфликтов в коллективе курсантов военного вуза во многом обусловлено спецификой военно-учебного заведения, а именно: наличие войсковой и вузовской организации; совмещение учебной деятельности со служебной нагрузкой (несение боевой службы с оружием, несение службы в

различных видах нарядов и т. д.); обязанность всех членов коллектива соблюдать субординацию, распорядок дня, служебную дисциплину и уставные отношения; ограничение выхода за пределы военного института - отсюда относительная социальная изоляция курсантского коллектива; проживание в казарменных условиях.

Конфликты, как правило, развиваются по формуле: конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент = конфликт. Конфликт будет разрешен, если удастся исчерпать инцидент и устранить конфликтную ситуацию. Данный процесс требует целенаправленного формирования у субъектов взаимодействия умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликт. Предупреждение конфликта предполагает разрешение противоречия, лежащего в его основе, до возникновения инцидента. Важно, чтобы личность умела прогнозировать развитие конфликта и обладала умениями урегулировать разногласия.

Процесс предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в коллективе курсантов военного вуза напрямую связан с уровнем развития конфликтологической культуры военнослужащего. Важнейшей составляющей конфликтологической культуры являются умения по предупреждению и разрешению конфликтов.

В нашем исследовании конфликтологическая культура рассматривается как интегративное личностное образование курсанта военного вуза, специфическими характеристиками которого являются в когнитивной сфере -осмысление конфликта как позитивной ценности, осознание необходимости предупреждать и конструктивно разрешать конфликты; в эмоциональной -осуществление внутренней саморегуляции в конфликте; в поведенческой -наличие умений предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.

В ходе исследования было выявлено пять уровней данного личностного образования: элементарный, формальный, соблюдения нейтралитета,

адекватный, оптимальный. Критерием для выделения уровней конфликтологической культуры выступает сформированность структуры отношения. Отношение имеет три структурных компонента: когнитивный,

эмоциональный и поведенческий. Каждый компонент характеризуется рядом показателей, которые свидетельствуют о сформированности той или иной стороны личностного образования.

Для выявления особенностей межличностных и межгрупповых отношений применялась социометрическая диагностика, которая определила социометрический статус каждого из членов коллектива, выявила, так называемые неформальные группы и их лидеров, а также позволила определить взаимную неприязнь, которая в конечном итоге может привести к конфликту. С помощью социометрии была определена степень сплоченности коллектива и выявлен индекс конфликтности группы. Количественная обработка результатов проводилась табличным и графическим способом. Были построены три социоматрицы по каждому виду деятельности (учебной, служебной и неформального общения) и суммарная социоматрица.

Результаты в экспериментальной группе: «лидеры» - 4 чел.,

«предпочитаемые» - 12 чел., «малопопулярные» - 9 чел., «отвергаемые или изолированные» - 6 чел. Коэффициент сплоченности группы составил - 1,37, индекс конфликтности - 0,7

Аналогичный социометрический анализ был проведен в контрольной группе. Получены следующие результаты: «лидеры» - 4 человека;

«предпочитаемые» - 7 человек; «малопопулярные» - 8 человек; «отвергаемые или изолированные» - 8 человек. Коэффициент сплоченности группы составил - 20,5 индекс конфликтности - 0,63.

В целях определения типа поведения в конфликте использовалась методика К. Томаса. По результатам исследования в экспериментальной группе получены следующие данные: тактику компромисса выбрали-11 курсантов; соперничества-10; избегания- 4; сотрудничества-4; приспособления-2 человека.

Для получения наиболее полного представления об особенностях характера, темперамента, отношениях в коллективе также были проведены исследования для выявления темперамента и личностных черт характера по методике Г.Айзенка, самооценки характера по методике Р.Кеттела, акцентуаций

характера по методике Шмишека. Нами была выявлена следующая взаимосвязь: курсанты, имеющие средний или чуть выше среднего уровень конфликтности, как правило, имеют умеренную экстраверсию по тесту Г.Айзенка; имеющие низкий или ниже среднего уровень конфликтности, показали значительную интроверсию. Кроме того, мы сравнили стратегию поведения в конфликте и акцентуацию характера по методике Шмишека. Курсантам выбирающим стратегию компромисса и сотрудничества как правило присущ гипертимный тип характера. Курсанты с застревающим типом характера, как правило, избирают тактику избегания. Эмотивный и экзальтированный тип характера чаще всего присущ курсантам выбирающим тактику соперничества.

Таким образом, проведенные исследования позволили получить достаточно полное представление об особенностях взаимоотношений в коллективе курсантов военного института ВВ МВД России. Проследить зависимость уровня конфликтности курсантов, типа поведения в конфликте от особенностей характера, личностных черт, темперамента и психологических особенностей личности. Проведенное исследование позволило перейти к реализации модели воспитательного процесса, ориентированного на формирование умений предупреждать и разрешать конфликты в коллективе курсантов военного института (таблица №1).

Цель исследования достигалась в процессе реализации модели воспитательного процесса. На начальном этапе осуществлялось педагогическое проектирование, разрабатывались основные направления предстоящей деятельности. В ходе проектирования воспитательного процесса учитывалась роль командного состава подразделений курсантов. Были разработаны практические рекомендации для командиров подразделений по формированию у курсантов умений предупреждать и конструктивно разрешать возникающие конфликты в повседневной деятельности.

Воспитательный процесс проектировался в соответствии с тремя типами структур: педагогической, методической и психологической.

В ходе воспитательного процесса мы исходили из убеждения, что воспитание должно носить системный, плановый характер. Содержание работы заключалось в организации коллективной, служебной и досуговой деятельности с целью формирования конфликтологической культуры и коррекции конфликтогенных факторов общения. Предполагалось проведение различных воспитательных форм (этических бесед, диспутов, тренингов конструктивного общения, моделирования конфликтнх ситуаций и т. д.).

Следующим этапом работы явилось создание методической структуры воспитательных мероприятий. В основу занятий легли разработки А.С. Прутченкова [3,4], В.И. Андреева [1], а также методические рекомендации военных психологов Е.В. Лапшина, Е.Е. Чапко [2]. В ходе реализации психологической составляющей воспитательного процесса учитывались данные, полученные по результатам социометрического исследования, уровень конфликтологической культуры курсантов, а также зависимость стратегии поведения в конфликте от особенностей характера и темперамента курсантов. Мы сочли целесообразным провести дополнительные занятия и тренинги с курсантами, имеющими низкий социометрический статус и положение так называемых «отверженных» в курсантском коллективе. Кроме того, особое внимание также уделялось курсантам, которые являются так называемыми «неформальными лидерами с отрицательной направленностью». Были даны практические рекомендации командирам курсантских подразделений для проведения индивидуальной воспитательной работы с этой категорией подчиненных.

Процесс реализации представленной модели осуществлялся поэтапно. Применение определенных форм и методов воспитания на каждом этапе было направлено на формирование у курсантов определенных знаний и умений, что позволило вывести их на новый, более высокий уровень конфликтологической культуры.

Таким образом, в практической деятельности была реализована модель воспитательного процесса, ориентированного на формирование умений предупреждать и разрешать конфликты в коллективе курсантов военного вуза.

Результаты исследования были проанализированы на конечном этапе экспериментальной работы. В целях определения стратегии поведения в конфликте был проведен сравнительный анализ по методике К.Томаса. На начальном этапе экспериментальной работы тактику сотрудничества выбрали 4 человека, на конечном - 5 человек. Компромисс - 11 и 13 соответственно. Тактику соперничества на начальном этапе работы выбрали 10 человек, на конечном - 5

В дальнейшем нам необходимо было выяснить, как изменились межличностные и межгрупповые отношения в коллективе курсантов и определить их динамику. Для этого применялась социометрическая диагностика. Курсантам, как и на начальном, констатирующем, этапе было предложено выбрать сослуживцев для осуществления трех различных видов совместной деятельности: учебной, служебной и неформального общения. Лимит выборов по каждому виду деятельности равнялся трем.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты: лидеры - 7 человек; предпочитаемые - 12 человек; пренебрегаемые - 6 человек; изолированные - 4 человека. Коэффициент сплоченности составил -6,1., индекс конфликтности составил - 0,5.

Полученные данные позволили отметить положительную динамику межгрупповых и межличностных отношений. Так на начальном этапе экспериментальной работы в группу лидеров входило - 4 человека, на заключительном этапе - 7. В группу так называемых «изолированных» на начальном этапе входило 6 человек, на конечном этапе работы - 4 человека. В группе «пренебрегаемых» на начальном этапе было - 9 человек на конечном этапе экспериментальной работы данный показатель составил - 6 человек. В группе «предпочитаемых» показатель остался на прежнем уровне - 12 человек. Количество взаимных отрицательных выборов снизилось с четырех на

начальном этапе до двух на заключительном этапе экспериментальной работы. Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе сложился достаточно благоприятный психологический климат. Сформировано активное ядро коллектива, которое оказывает положительное влияние на членов коллектива. Курсанты овладели оптимальным уровнем конфликтологической культуры. Конфликтные ситуации редки или случайны, а возникающие разрешаются в мягкой форме и с минимальными издержками.

В контрольной группе на заключительном этапе экспериментальной работы были получены следующие результаты.

Лидеры - 4 человека, на начальном этапе - 4 человека;

Пренебрегаемые - 5 человек, на начальном этапе - 6 человек;

Предпочитаемые - 8 человек, на начальном этапе - 7 человек;

Изолированные - 10 человек, на начальном этапе - 8 человек.

Коэффициент сплоченности группы составил - 57,7

Индекс конфликтности составил - 0,85

Количество взаимных отрицательных выборов повысилось с одного на начальном этапе до четырех на заключительном этапе экспериментальной работы.

Результаты, полученные, в контрольной группе свидетельствуют о том, что за прошедший период межличностные и внутригрупповые отношения существенно не изменились, а по многим показателям ухудшились. Так, например количество курсантов, имеющих низкий социометрический статус, выросло с восьми человек на начальном этапе исследования, до десяти - на заключительном. Повысилось количество взаимных отрицательных выборов. Существенных изменений не произошло в кругу, так называемых, «лидеров» и «предпочитаемых». Все это говорит о том, что в данном коллективе курсантов сложились устойчивые микрогруппы, как с положительной, так и с отрицательной направленностью. Уровень сплоченности коллектива достаточно низкий, нет единого мнения по основным вопросам жизнедеятельности. Курсанты, имеющие низкий статус в коллективе, смирились со своим

положением «пренебрегаемых» или «изолированных». В межличностном общении, как правило, они выбирают тактику приспособления или избегания. В таком коллективе не исключаются конфликтные ситуации, которые могут перерасти в затяжные или острые конфликты.

Таким образом, разработанная модель воспитательного процесса позволила посредством поэтапного получения определенных знаний, формирования соответствующих умений и навыков воспитать курсанта военного вуза владеющего умениями предупреждать и конструктивно разрешать конфликты. Курсанты экспериментальной группы получили необходимые знания о конфликте, научились регулировать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать возникающие противоречия.

* * *

1. Андреев В. И., Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). — М.: Народное образование, 1995. — 208 с.

2. Лапшин Е.В., Чапко Е.Е. под общей редакцией Марьина М.И. Социальнопсихологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие - М.: ЦОКП МВД России, 2001. - 312 с.

3. Прутченков А.С., Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва, 1993.

4. Прутченков А.С. , Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. Москва 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.