H.К. Бахарева отмечает, что субъективное благополучие Мы рассматриваем субъективное благополучие как относи-
связано с психофизиологическими свойствами, в частности, тельно продолжительное личностное психическое состояние,
в вегетативном индексе, значения которого свидетельствуют спецификой которого является оценочно-отношенческий харак-
о симпатическом или парасимпатическом сдвиге (состоянии ак- тер субъекта к самому себе и окружающей действительности на
тивности или пассивности), это положение отражает естествен- основе нормативных субъективных представлений и связь
нонаучную основу психических состояний. с удовлетворенностью.
Библиографический список
I. Аргайл, М. Психология счастья. - СПб., 2003.
2. Бахарева, Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: дис. ...канд. психол. наук. - Хабаровск, 2004.
3. Бочарова, Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф... канд. психол.наук. - Саратов, 2007.
4. Виничук, Н.В. Представление о счастье: психосемантический анализ . - Владивосток, 2010.
5. Джидарьян, И. А. Представление о счастье в российском менталитете . - СПб., 2001.
6. Куликов, Л.В. Психология настроения. - СПб., 2002.
7. Панина, Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности: дис. ... канд. психол. наук. - Красноярск, 2006.
8. Психология состояний. Хрестоматия / составители Т.Н. Васильева, Г.Ш. Габдреева, А.О. Прохоров; под ред. проф. А.О. Прохорова. -М., 2004.
9. Пучкова, Г.И. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. канд. психол. наук. - Хабаровск, 2003.
10. Хащенко, В.А. Модель субъективного экономического благополучия // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 3.
11. Шамионов, РМ. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. - 2002. - № 2.
12. Степанов, С.В поисках душевного равновесия [Э/р]. - URL: http://psy.1september.ru/
Bibliography
1. Argayjl, M. Psikhologiya schastjya. - SPb., 2003.
2. Bakhareva, N.K. Subjhektivnoe blagopoluchie kak sistemoobrazuyuthiyj faktor tolerantnosti: dis. ...kand. psikhol. nauk. - Khabarovsk, 2004.
3. Bocharova, E.E. Vzaimosvyazj cennostnihkh orientaciyj, strategiyj povedeniya i subjhektivnogo blagopoluchiya lichnosti: avtoref... kand.
psikhol.nauk. - Saratov, 2007.
4. Vinichuk, N.V. Predstavlenie o schastje: psikhosemanticheskiyj analiz . - Vladivostok, 2010.
5. Dzhidarjyan, I. A. Predstavlenie o schastje v rossiyjskom mentalitete . - SPb., 2001.
6. Kulikov, L.V. Psikhologiya nastroeniya. - SPb., 2002.
7. Panina, E.N. Vzaimosvyazj suverennosti psikhologicheskogo prostranstva i subjhektivnogo blagopoluchiya lichnosti: dis. ... kand. psikhol.
nauk. - Krasnoyarsk, 2006.
8. Psikhologiya sostoyaniyj. Khrestomatiya / sostaviteli T.N. Vasiljeva, G.Sh. Gabdreeva, A.O. Prokhorov; pod red. prof. A.O. Prokhorova. -M., 2004.
9. Puchkova, G.I. Subjhektivnoe blagopoluchie kak faktor samoaktualizacii lichnosti: avtoref. kand. psikhol. nauk. - Khabarovsk, 2003.
10. Khathenko, V.A. Modelj subjhektivnogo ehkonomicheskogo blagopoluchiya // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2005. - T. 26. - № 3.
11. Shamionov, R.M. Psikhologiya subjhektivnogo blagopoluchiya (k razrabotke integrativnoyj koncepcii) // Mir psikhologii. - 2002. - № 2.
12. Stepanov, S.V poiskakh dushevnogo ravnovesiya [Eh/r]. - URL: http://psy.1september.ru/
Статья поступила в редакцию 13.12.11
УДК 37
SimakovA.A., Borodina V.N. ON THE FORMATION OF MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION CADETS OF MILITARY UNIVERSITY. The problem of formation of the military professional orientation of students at the military school. The peculiarities of formation and development of professional skills among students in the study of the psychological disciplines of the cycle.
Key words: military-professional orientation, military and professional qualities, skills, professional work.
A.А. Симаков, канд. воен. наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных и общенаучных дисциплин;
B.Н. Бородина, канд. психол. наук, доц. каф. гуманитарных и общенаучных дисциплин Филиала ВУНЦ СВ
«ОВА ВС РФ», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье рассматривается проблема формирования военно-профессиональной направленности у курсантов военного вуза. Обсуждаются особенности формирования и развития навыков профессиональной деятельности у курсантов при изучении дисциплин психологического цикла.
Ключевые слова: военно-профессиональная направленность, военно-профессиональные качества, навыки профессиональной деятельности.
Исследования и многолетний опыт отбора и обучения в Новосибирском высшем военном командном училище показывают, что значительное число кандидатов не имеют устойчивой и обоснованной направленности, представлений о военной деятельности. Часть абитуриентов отсеивается на вступительных экзаменах, другая зачисляется, но, к сожалению, в процессе обучения у них без определенных условий не появляется твердое желание приобрести офицерскую профессию. Не происходит осознания курсантами будущей деятельности, выражающейся в потребностях, мотивах, ценностных ориентациях, интересах, мировоззрении и жизненных целях по успешному овладе-
нию военной профессией, выполнению воинского долга перед Отечеством. Это приносит значительный материальный ущерб стране и имеет отрицательные социальные последствия.
Продолжающееся реформирование высшей военной школы предполагает качественные изменения в содержании и организации образования с целью повышения эффективности подготовки профессионалов высокой квалификации, способных в новых социально-экономических условиях продуктивно решать возникающие задачи.
В изучении проблем военно-профессиональной направленности как совокупности побудительных мотивов деятельности
военнослужащих специалисты выделяют ряд направлений. Прежде всего, имеются научные труды, посвященные изучению мотивационной сферы и качеству набора абитуриентов, поступающих в военно-учебные заведения (Анисимов В.М., Боенко А.В., Железняк Л.Ф., Ковалевский В.Ф., Панин И.Н., Феденко Н.Ф. и др.). Еще одно направление связано с изучением военно-профессиональной направленности курсантов, стимулированием их обучения, нацеленности на овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями (Полипонский А.Т., Кузнецова И.В., Кузьменко Б.В.). Важнейшим объектом научных исследований является военно-профессиональная направленность офицерского состава, побудительные мотивы их деятельности на различных этапах своей службы (Григорьев А.А., Сенокосова Ж.Т., Нечаев В.Я., Платенов К.К., Пономаренко Н.А., Шеляга В.В. и др.).
Недостаточный уровень подготовки военного специалиста, что выражается в разрыве между теоретическими знаниями курсантов и умениями, навыками их практического использования, отсутствии связи фундаментальных дисциплин с будущей профессиональной деятельностью приводит к тому, что не все курсанты в полной мере использовали имеющиеся знания, умения, навыки для организации морально-психологического обеспечения войск. Таким образом, наблюдается явное противоречие между требованиями к уровню подготовленности специалиста в современных условиях и уровнем приобретаемых курсантом умений и навыков за время учёбы в военном вузе. В то же время в последние годы усиливается противоречие между ролью военно-профессиональной направленности преподавания и тем фактом, что преподаванием дисциплин психологического цикла занимаются преимущественно гражданские педагоги, которые по объективным причинам не служили в армии и военно-профессиональную направленность преподавания дисциплин психологического цикла представляют умозрительно. В этой связи преодоление указанных противоречий потребовало не только выявление причин его порождающих, но и поиска путей, ведущих к повышению эффективности формирования умений, навыков военного специалиста.
Таким образом, налицо проблема повышения уровня профессиональной подготовки выпускника военного ВУЗа, вытекающая из противоречия между потребностью в военных специалистах, обладающих высоким уровнем профессиональных умений и навыков и существующими традиционными и стереотипными подходами в подготовке будущего специалиста.
Поэтому целью данного исследования является определение направлений и форм, с помощью которых реализуется военно-профессиональная направленность военно-педагогического процесса на кафедре психологии.
Военно-профессиональная направленность будущих офицеров - это «динамическое личностное образование, характеризующееся устойчивым повышением интереса к военной специальности под воздействием учебного и воспитательного процесса, который основан на осознании курсантами будущей деятельности и выражается в определяемых военной службой потребностях, преобладающих мотивах, мировоззрении и жизненных целях по успешному овладению военной профессией, обучению, воспитанию и руководству подчиненными, выполнении воинского долга перед Отечеством» [1, с. 5].
По мнению М.Ю. Петровой, структуру военно-профессиональной направленности можно представить в виде трех взаимосвязанных модулей:
- структурно-содержательный (ценностный компонент, по-требностный компонент, мотивационный компонент;
- операционно-результативный (социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направленности, оптимальное развитие военно-профессиональной направленности, импульсивное развитие профнаправленности, готовность к развитию военно-профессиональной направленности, военно-профессиональная дезориентация)
- регуляционно-функциональный (регуляционные механизмы самооценки, саморегуляции, самоактивизации, саморазвития) [2].
Военно-профессиональная направленность образовательного процесса в филиале Военного учебно-научного центра Сухопутных Войск «Общевойсковой академии ВС РФ» (г. Новосибирск) в основном обеспечивается за счет учебного времени, отводимого на блок военно-профессиональных дисциплин, а также за счет военно-профессиональной адаптации содержания учебных дисциплин ГОС ВПО. Формирование необходимых
военно-профессиональных качеств у выпускников обеспечивается всем образовательным процессом на основе реализации квалификационных требований, учебных планов и программ.
При проведении занятий по дисциплинам психологического цикла преподаватель формирует у курсантов навыки профессиональной деятельности. Можно выделить следующие навыки профессиональной деятельности, которые преподаватель формирует у курсантов в ходе изучения дисциплин психологического цикла:
- Основы общей психологии. Формируемый навык - использование результатов психологического анализа личности военнослужащих и воинского коллектива в интересах повышения эффективности деятельности подчиненных.
- Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Формируемый навык - использование данных о локализации высших психических функций в изучении и понимании истоков поведения военнослужащих.
- Психолого-педагогическая антропология. Формируемые навыки - проведение основных антропометрических измерений военнослужащих, дифференциация признаков представителей различных рас.
- Возрастная психология. Формируемый навык - изучение индивидуально-психологических особенностей личности военнослужащих.
- Психолого-педагогический практикум. Формируемый навык - моделирование психолого-педагогических ситуаций в подразделении.
- Методология и методы психолого-педагогических исследований. Формируемые навыки - планирование и проведение исследований в условиях воинской части, изучение личности военнослужащих в воинском коллективе.
- История психологии. Формируемые навыки - навыки работы с литературой, изложения сложного материала, ведения дискуссии.
- Психодиагностика. Формируемые навыки - изучение личности военнослужащих и социально-психологических явлений в воинском коллективе, навыки анализа и оценки состояния воинской дисциплины в подразделении.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования. Формируемый навык - определение иерархии ценностей личности и ролевых установок супругов.
- Психологическое консультирование Формируемые навыки - навыки активного слушания клиента, технология ведения консультативной работы с военнослужащим.
- Педагогическая психология. Формируемые навыки - анализ учебной деятельности военнослужащих, использование приемов и способов формирования учебных действий и положительной мотивации к учению у военнослужащих, применение оптимальных форм, методов, приемов и средств для развития и совершенствования учебного процесса в подразделении.
- Психотерапия. Формируемые навыки - проведение психодиагностических бесед, установление контакта между терапевтом и военнослужащим.
- Социальная психология. Формируемый навык - изучение личности военнослужащих и поведения в воинском коллективе.
- Методы активного социально-психологического обучения. Формируемые навыки - организация и проведение тренинговой работы, формирование у военнослужащих навыков эффективного делового общения.
- Этнология. Формируемый навык - анализ и учет заместителем командира по воспитательной работе многообразия эт-носферы в профессиональной деятельности.
- Клиническая психология. Формируемый навык - изучение личности военнослужащих и составление психологического портрета, анализ перспектив развития личности с патопсихологическим синдромом в воинском коллективе, проведение психо-лого-педагогических исследований в коллективе.
- Социальная педагогика и специальная психология. Формируемый навык - работа по укреплению воинской дисциплины, индивидуально-воспитательной работы, изучение личности военнослужащего.
- Психолого-педагогическая коррекция. Формируемые навыки - планирование и организация психодиагностического обследования личности военнослужащих и воинских коллективов, формулирование выводов и предложений должностным лицам.
- Психология труда. Формируемые навыки - научная организации своего учебного труда, диагностика уровня профессионализма специалиста, организация труда военных операторов.
С целью формирования вышеуказанных навыков профессиональной деятельности преподаватели используют следующие методические приемы: выполнение практических заданий с последующим обсуждением, реализация элементов психологического исследования, выступление с обзором литературы, подготовка и выступления с докладом, научным сообщением, анализ конкретных ситуаций, решение психолого-педагогичес-ких задач, практическое использование психологических методов, анализ и интерпретация полученных результатов, формулирование выводов, практических рекомендаций командирам и начальникам, выполнение практических заданий с последующим их обсуждением и выработкой единых методических подходов к организации начального этапа психотерапевтической работы с военнослужащим, практическое составление программы изучения социально-психологических особенностей личности военнослужащих различных категорий, выполнение практических заданий, демонстрация организации и проведения социально-психологического обучения с использованием групповых методов и другие.
При проведении занятий по дисциплинам психологического цикла преподаватели уделяют также большое внимание воспитательной работе с курсантами с целью:
- развития положительной мотивации к профессии вооруженного защитника Отечества;
- совершенствования позитивных личных качеств каждого обучаемого;
- приобщения к историческому опыту, традициям Вооруженных Сил, вуза;
Библиографический список
- воспитания трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной специальностью;
- развития психологической и эмоционально-волевой устойчивости к решению к решению повседневных задач, к трудностям военной службы;
- обеспечения высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе, уважение и исполнение законов, уставных норм жизни, воинской деятельности;
- заботы о развитии общей культуры, высоких моральнонравственных качеств и физического здоровья;
- формирования дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской чести и достоинства, мужества и отваги.
Основными направлениями оценки деятельности и эффективности работы с курсантами являются результаты деятельности курсантов по овладению теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной военной специальности, уровень развития морально-психологических, боевых и нравственных качеств, состояние воинской дисциплины и общественной активности.
Таким образом, формирование необходимых военно-профессиональных качеств у выпускников обеспечивается всем военно-педагогическим процессом на основе реализации квалификационных требований, учебных планов, программ с учетом обеспечения максимальной реализации воспитательных возможностей всех видов учебных занятий по преподаваемым дисциплинам психологического цикла.
1. Лосев, А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров: аЛосев А.Н. Формирование военно-профессиональной направленности будущих офицеров: втореф. дис... канд. пед. наук. - Тамбов, 2004.
2. Петрова, М.Ю. Социально-психологические особенности развития военно-профессиональной направленности курсантов: автореф. дис. канд. психол. Наук. - Москва, 2007.
Bibliography
1. Losev, A.N. Formirovanie voenno-professionaljnoyj napravlennosti buduthikh oficerov: avtoref. dis... kand. ped. nauk. - Tambov, 2004.
2. Petrova, M.Yu. Socialjno-psikhologicheskie osobennosti razvitiya voenno-professionaljnoyj napravlennosti kursantov: avtoref. dis. kand. psikhol. Nauk. - Moskva, 2007.
Статья поступила в редакцию 12.12.11
УДК 159
Sokolovsky I.E. IDENTIFICATION AS PROCESS OF FORMATION OF CONSCIOUSNESS OF RELIGIOUS YOUTH.
The modern position and belief of secular and religious youth through its valuable orientations, consciousness, moral principles, religiousness degree is considered.
Key words: identification of religious and secular youth, religious identity, formation of consciousness of religious youth, valuable orientations of secular and religious youth.
И.Э. Соколовская, канд. психо. наук, начальник отдела внутривузовского контроля качества, доцент кафедры «Социальная педагогика» педагогического факультета НОУ ВПО ««Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МОЛОДЖИ
Рассматривается современная позиция и убеждения светской и религиозной молодёжи через её ценностные ориентации, самосознание, нравственные устои, степень религиозности.
Ключевые слова: идентификация религиозной и светской молодёжи, религиозная идентичность, становление самосознания религиозной молодёжи, ценностные ориентации светской и религиозной молодёжи.
В России уже давно назрел кризис ценностной системы, выступающий в качестве падения морально нравственных норм, отсутствия четких правил, принципов и императивов, характеризующих направленность в действиях и поступках личности. Представления о ценностных ориентациях размыты, нет грамотного механизма формирования и способа становления самосознания и его воздействия на поведение личности молодёжи. Соответственно изменилось отношение к образованию, труду, близким, семье. Ломка ценностных ориентаций привела к падению
престижа общественно значимого труда, росту девиантного поведения, безразличия, социальной пассивности.
Особенно ярко снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности. Современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Это проявляется в обобщении, критическом анализе, выработке знаний на основе предшествующего опыта. Однако совре-