УДК 378.6 ББК Ч480.0
Милютин Ю. В.
Сущность и содержание культуры профессионального общения курсантов военных БУЗов внутренних войск
В статье рассматривается необходимость формирования культуры профессионального общения у будущих офицеров внутренних войск, раскрыты содержательные характеристики культуры профессионального общения, дано определение культура профессионального общения курсантов военных вузов внутренних войск.
Ключевые слова: культура, культура профессионального общения, воспитание, сущностные характеристики, профессионализм, внутренние войска.
«В истории нашего Отечества немало примеров истинного героизма и доблести, которые проявляли солдаты и офицеры внутренних войск. Мы всегда будем помнить тех, кто мужественно сражался на фронтах Великой Отечественной воины, в годину трудных и тяжелых для нашей страны испытаний, на деле доказывал верность присяге и воинскому долгу. Сегодня внутренние войска по праву являются одним из ключевых звеньев системы МВД России, обладают весомым кадровым и техническим потенциалом, серьезными оперативными возможностями, эффективно решают возложенные на них задачи - поддержание конституционного порядка, обеспечение интересов страны и безопасности граждан России. Убежден, что высокая выучка, профессионализм, умение грамотно действовать в самой сложной обстановке, верность замечательным традициям своих предшественников и впредь будут присущи внутренним войскам МВД России»[7].
Эти высокие слова благодарности, сказанные Верховным Главнокомандующим вооруженными силами Российской Федераций В.В. Путиным в адрес Главнокомандующего внутренними войсками генерала армии Рогожкина Н.Е. и подчиненного ему личного состава воинских частей и соединений внутренних войск, позволяют с твердой уверенностью говорить о том,
что внутренние войска являются одной из главных силовых составляющей системы национальной безопасности России.
Более двухсот лет на плечах солдат и офицеров войск правопорядка лежит огромная ответственность за охрану общественного порядка, важных государственных объектов и специальных грузов, локализации и нейтрализации вооруженных конфликтов, за борьбу с экстремизмом, сепаратизмом, бандитизмом и обеспечение внутренней безопасности и целостности государства. События последних лет свидетельствуют о том, что объем решаемых задач перед подразделениями внутренних войск из года в год растает, а их эффективное использование и применение невозможно без умелого и грамотного руководства высококвалифицированными военными кадрами.
В связи с этим значительно возрастает роль профессионализма военных кадров, ориентирующая преподавательский и командный состав военных вузов внутренних войск на качественно новые задачи по подготовке курсантов к будущей профессиональной деятельности офицера внутренних войск «способного с высокой эффективностью и мобильностью выполнять служебно-боевые задачи, решать их в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, ограниченным временем на принятие решения, высоким
Милютин Ю. В
уровнем ответственности как за свои действия, так и за действия подчиненных» [б].
Важнейшие направления качественной подготовки будущих офицеров внутренних войск лежат в плоскости таких социально -ориентированных категорий как среда воспитания, профессионализм обучения, высокая нравственность и культура профессионального общения.
В процессе обучения курсантов в военных вузах внутренних войск научно-преподавательским и командным составом особое внимание должно уделяться формированию будущих офицеров качеств высокой культуры профессионального общения и активизации стремления курсантов к полному взаимопониманию по отношению друг к другу в процессе их профессиональной подготовки, подчиненного (начальника), представителя полиции и гражданского населения.
Проблема формирования культуры профессионального общения в воинских коллективах имеет существенное значение, так как вся человеческая жизнедеятельность немыслима без общения друг с другом, а в силу особого характера совместной повседневной, учебно-образовательной, служебной, повседневной и культурно-досуговой деятельности курсантов она приобретает особую значимость и актуальность. Культура профессионального общения должна лечь в основу подготовки современного военного специалиста, так как она открывает широкие возможности для изучения духовного наследия, задает целевые ориентиры в жизни современного общества, определяет вектор интересов и мировосприятия личности.
Не вызывает сомнения, что культура профессионального общения будущих офицеров войск правопорядка и в дальнейшем будет оказывать непосредственное влияние на воспитание и обучение подчиненных воинских коллективов, в которых
они будут проходить воинскую службу, на формирование у них высокой воинской дисциплины и уставного правопорядка необходимого в подразделениях для успешного выполнения поставленных пред ними задач.
Теоретическую основу изучаемой проблемы составляют исследования социологических, психологических, педагогических аспектов культуры общения, представленные в работах: Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой,
A. A. Бодалева, С. К. Бондаревой, В. В. Давыдова, T. C. Выготского, И. С. Кона, Я. T. Ко-ломинского, Д.В. Колесова, A.A. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, A. B. Петровского, С. Л. Рубинштейна, A. B. Мудрика, А. П. Панфиловой, Л. А. Петровской, В. А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. В исследованиях В. Я. Кикотя,
B. C. Олейникова, В. Я. Слепова, В. И. Халь-зова поднимаются общие вопросы культуры профессионального общения сотрудников МВД России.
Анализ обозначенных исследований позволил конкретизировать понятие «культура профессионального общения курсантов военных вузов внутренних войск» и раскрыть его как интегративное личностное образование, проявляющееся в наличии знаний о ценностях и смыслах бесконфликтного диалогового взаимодействия, необходимости их реализации в повседневной деятельности и приумножения; в наличии устойчивой потребности соблюдения норм, принятых во взаимоотношениях с военнослужащими и гражданским населением, в общественно значимых мотивах их соблюдения; в наличии способов взаимоотношений, адекватных этим нормам, в наличии рефлексивных умений, связанных с оценкой и прогнозированием своего поведения.
Содержательные характеристики культуры профессионального общения курсантов военных вузов внутренних войск мы рассматриваем по следующим сферам: информационная, мотивационная, конативная, рефлексивная.
Пермский педагогический журнал (№ 6/ 2014)
Информационная сфера культуры профессионального общения курсантов военных вузов проявляется в наличии знании о нормах и правилах бесконфликтного взаимодействия, об их значении в успешном решении профессиональных задач, в умении использовать имеющуюся информацию в традиционных и нестандартных (критических) ситуациях.
Мотивационная сфера культуры профессионального общения курсантов военных вузов отражает интерес и потребность в бесконфликтном взаимодействии, социально значимые мотивы общения, их позитивную направленность.
Конативная сфера культуры профессионального общения включает в себя способы поведения курсантов, связанные с взаимодействием с другими курсантами в процессе их совместной повседневной, учебно-образовательной, служебной, повседневной и культурно - досуговой деятельности, взаимодействия с начальниками и подчиненными.
Рефлексивная сфера культуры профессионального общения курсантов военных вузов включает в себя: умение адекватно
список ЛИТЕРАТУРЫ:
воспринимать и познавать свое поведение и действия других; умение войти в образ своего партнера по общению, чувствуя его социально-психологическое состояние; умение наблюдать и понимать жестовые и мимические сигналы собеседника; умение быть услышанным и понятым другими; умение адекватно воспринимать и учитывать критику в свой адрес, делая правильные выводы и перестраиваться в своей дальнейшей воинской службе.
Уровень развития культуры профессионального общения во многом зависит от коммуникативных качеств личности: уважительность, внимательность, чуткость, справедливость, принципиальность и доброжелательность. Культура профессионального общения курсантов военных вузов является важнейшим показателем их интеллигентности, воспитанности и подразумевает такой уровень сформированное™ коммуникативных черт характера и навыков, которые позволят им компетентно и бесконфликтно взаимодействовать друг с другом, со старшим командиром (начальником) и гражданским населением, эффективно решая задачи военной службы.
1. Брычков А. Православные традиции и национальная безопасность России Ориентир. -2002. - № 4.
2. Грунтовский И. Высокое звание - российский солдат Ориентир. - 2001. - № 9.
3. Гуревич П. С. Культурология: элементарный курс: Учебное пособие. - М.: Гардарки, 2001.
4. Гуревич П. С. Культурология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1996.
5. Коломийченко Л. В., Суханов О. Б. Технологические аспекты формирования профессиональной компетентности командиров Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука». - 2013.
6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30 июля 2012 года № 741 «Об утверждении Квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям военнослужащим внутренних войск.
7. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».