Научная статья на тему 'Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен'

Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATION / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровицкий А. М., Беловолов В. А.

Материалы, представленные в статье, рассматривают сущностные характеристики развития и совершенствования коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России, основное внимание сосредоточено на уточнении сущности и компонентов коммуникативной культуры курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боровицкий А. М., Беловолов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CULTURE OF A CADET OF A MILITARY INSTITUTE OF INTERNAL SECURITY TROOPS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A PSYCHOPEDAGOGICAL PHENOMENON

The materials presented in the article consider the essential characteristics of the development and improvement of the communicative culture of cadets in a military institute of internal troops of Ministry of Internal Affairs. The research makes a focus on clarification of the basics and components of the communicative culture of cadets.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен»

Центральную роль в обеспечении и регулировании качества профессиональных образовательных услуг играет личность вузовского педагога, как он целенаправленно изменяет независимые переменные величины, с тем, чтобы добиться желаемого качественного и количественного подхода.

В связи с реализацией двухуровневой системы подготовки в системе высшего профессионального образования, особенности деятельности преподавателя связаны с расширением профессиональных функций по организации учебно-воспитательного процесса.

По мнению российских и зарубежных специалистов в области высшего образования, общие компетенции преподавателя технического вуза составляют три основных направления, реализующихся на четырех уровнях:

• 1 уровень - репродуктивный (компетенции, характеризующие человека как личность; компетенции, обеспечивающие взаимодействие человека и социально сферы; компетенции, обеспечивающие деятельность человека);

• 2 уровень - концептуальный (компетенции самосовершенствования, компетенции в общении, профессиональные компетенции и др.);

• 3 уровень - продуктивный;

• 4 уровень - интерактивный (умение осуществлять все профессиональные функции). Анализ современных тенденций развития инженерного образования показывает, что качество подготовки специалистов зависит от полноты и эффективности реализации преподавателем своих профессиональных функций, представленных на рис. 4.

Компьютер не сможет заменить преподавателя в аудитории, как отмечают специалисты в области 1Т-технологий: «Как только у компьютера появятся эмоции, придет конец человечеству!».

Наши исследования не решают все вопросы, но формирует основу для изучения других проблем формирования ценностных ориентаций обучаемых как элемента повышения качества инноваций в образовании в целом на всех стадиях непрерывного обучения в системе «школа - вуз - производство-бизнес».

Правильное распределение элементов мотивации будущего персонала и выбранные соотношения привлекательных сторон работы на железнодорожном транспорте, должны учитываться при проведении эффективной кадровой и социальной политики. Довузовская подготовка учащихся в железнодорожных техникумах и профильных классах, подготовка резерва, уровень качественного состава кадров по категориям, обучение и повышения квалификации кадров, невозможно без сотрудничества с образовательными центрами (ВУЗами, центрами довузовского образования, институтами повышения квалификации кадров, центрами сертификации, университетами корпоративного управления и т.д.) [5]. Здесь следует отметить длительный и положительный опыт сотрудничества в этом направлении с региональным центром корпоративного управления Западно-Сибирской железной дороги. Знание и понимание пути по «ступенькам служебной лестницы» позволяет формировать профессиональное развитие личности, а это есть основной фактор успешной работы учащихся и студентов в профессиональной области в будущем, а значит можно говорить о высоком качестве инноваций в образовании.

Дальнейшее совершенствование качества образования возможно лишь на основе анализа проблем оценки, управления и накопленного опыта. Формула эффективного педагогического менеджмента это сумма всех факторов, определяющих целостность образовательного процесса через повышение качества организации научно-педагогической работы в высшей школе.

Библиографический список

1. Ануфриева, Ю.В. Особенности мотивации студентов и учащихся старших классов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1.

2. Ануфриева, Ю.В. Подготовка кадров в образовательной системе «школа-вуз» // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 11.

3. Ануфриева, Ю.В. Формирование социальной ответственности у студентов экономического профиля // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2.

4. Ануфриева, Ю.В. Педагогические основы повышения качества инновационного образования // Экономические аспекты логистики и качества работы железнодорожного транспорта. - Омск, 2013.

5. Глушков, В.Ф. Педагогика во временном аспекте / В.Ф. Глушков, Ю.В. Ануфриева // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск.

- 2004. - № 2.

Bibliography

1. Anufrieva, Yu.V. Osobennosti motivacii studentov i uchathikhsya starshikh klassov // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 1.

2. Anufrieva, Yu.V. Podgotovka kadrov v obrazovateljnoyj sisteme «shkola-vuz» // Uchenihe zapiski Rossiyjskogo gosudarstvennogo socialjnogo universiteta. - 2009. - № 11.

3. Anufrieva, Yu.V. Formirovanie socialjnoyj otvetstvennosti u studentov ehkonomicheskogo profilya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012.

- № 2.

4. Anufrieva, Yu.V. Pedagogicheskie osnovih povihsheniya kachestva innovacionnogo obrazovaniya // Ehkonomicheskie aspektih logistiki i kachestva rabotih zheleznodorozhnogo transporta. - Omsk, 2013.

5. Glushkov, V.F. Pedagogika vo vremennom aspekte / V.F. Glushkov, Yu.V. Anufrieva // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - Novosibirsk. -2004. - № 2.

Статья поступила в редакцию 24.02.14

УДК: 37.03,378

Borovitsky A.M., Belovolov V.A. COMMUNICATIVE CULTURE OF A CADET OF A MILITARY INSTITUTE OF INTERNAL SECURITY TROOPS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A PSYCHOPEDAGOGICAL PHENOMENON. The materials presented in the article consider the essential characteristics of the development and improvement of the communicative culture of cadets in a military institute of internal troops of Ministry of Internal Affairs. The research makes a focus on clarification of the basics and components of the communicative culture of cadets.

Key words: communicative culture, communication, cadets.

A.М. Боровицкий, подполковник, адъюнкт адъюнктуры Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected];

B.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф. каф. военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КУРСАНТА ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Материалы, представленные в статье, рассматривают сущностные характеристики развития и совершенствования коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России, основное внимание сосредоточено на уточнении сущности и компонентов коммуникативной культуры курсантов.

Ключевые слова: коммуникативная культура, коммуникация, курсанты, военный вуз.

В истории человечества явно выражен факт, что любое цивилизованное общество для защиты своей территориальной целостности и государственного управления во все времена опиралось на собственные силовые структуры, в частности на оснащенную профессиональную армию, стержнем которой во все времена является офицерский корпус. Активное становление и развитие офицерства в России протекало в XIX- нач. XX вв. В развитии офицерского корпуса и сильных организованных войсковых формирований в целом неоценимую роль сыграли великие военные деятели, полководцы тех лет: М.И. Драгомиров, М. И. Кутузов, Г. А. Леер, П. А. Румянцев, А.В. Суворов, М.Д. Скобелев и др.

Развивая военно-педагогические знания и практически применяя их в мирное время и на поле боя А.В. Суворов (17301800) считал неуместным разделение военно-профессионального обучения и нравственного воспитания воинов, составлявших основу системы подготовки профессионального войска. Выдающийся полководец обязательным пунктом включал в обязанности каждого офицера изучение индивидуальных качеств воина, знание его способностей, уровня знаний и умений их применять на практике и передавать сослуживцам. Офицерам всех чинов предписывалось с первых дней прибытия молодого пополнения в подразделение «внушать солдатам любовь и привязанность к полку», укреплять в сознании позицию, что боевая слава и честь полка зависит от свершений каждого солдата и прибывает с ним постоянно и в ратном деле и на поле боя [1]. В учении А.В. Суворова красной нитью проходит идея воспитания и обучения солдат на личном примере офицера, доказывающим словом и делом свою преданность Отчизне, верности присяге и заботой о подчиненных.

Генерал М.И. Драгомиров (1830-1905), продолжая развитие военно-педагогических знаний в России в конце XIX века, ввел в систему профессиональной подготовки в армии сочетание и взаимное дополнение обучения и воспитания офицерских кадров и войск. Обучение войск, согласно взглядам М. И. Драгоми-рова, основывалось на научении знаниям, пригодным на войне; необходимости и осмысленности обучения; систематичности личного примера позволяющего упрочить передаваемые навыки связанные с практикой войск [2]. М.И. Драгомиров требовал от своих офицеров избегать «книжных слов», повседневно общаться и отдавать распоряжения наиболее доступным языком, на учебных занятиях и в боевой обстановке воспитывать веру солдат в боевой дух русского воина и его оружие, формирование сноровки в преодолении любых препятствий местности и т.д. Одним из основных убеждений М.И. Драгомирова считалось высказывание «кто не бережет солдата, тот недостоин чести им командовать» [3].

В современной России офицерские кадры для внутренних войск МВД России воспитываются в ведомственных высших военных учебных заведениях. С учетом современных задач, стоящих перед внутренними войсками, необходимо адекватно им совершенствовать профессиональную подготовку офицерских кадров. Особое внимание уделяется формированию коммуникативной культуры курсантов как будущих офицеров. За период прохождения обучения в военном институте внутренних войск МВД России курсант обязан, помимо овладения профессиональными навыками, развить в себе умения четко, грамотно, и объективно передать собеседнику (командиру, подчиненному или сослуживцу) информацию, необходимую для успешного выполнения поставленной служебно-боевой задачи [4].

В связи с возрастающими требованиями к офицерским кадрам осуществляется гуманизация образовательного процесса в военных образовательных учреждениях внутренних войск МВД России, позволяющая курсантам наряду с овладением будущей профессией реализовать личностный потенциал по развитию и совершенствованию коммуникативной культуры.

Под коммуникативной культурой В.Н. Куницына, прежде всего, понимает «культуру человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность», которая в свою очередь «... проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и которое сочетается с быстротой установления контактов» [5].

Т.Е. Ковина, А.К. Колеченко и И.И. Агафонов выделяют в коммуникативной культуре умения реализовывать на практике личностно-ориентированные отношения в ситуациях профессиональной деятельности [6].

Приводимые выше определения коммуникативной культуры показывают неоднозначную трактовку данного понятия. С учетом определений «коммуникативной культуры», особенностями образовательного процесса в военном институте коммуникативная культура курсанта рассматривается нами как умение установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с подчиненными и сослуживцами, предполагает наличие у курсанта военного института внутренних войск МВД России:

- стремления постоянно повышать уровень собственной профессиональной и коммуникативной культуры, проводить рефлексию, развитие внутренней ориентированности на выстраивание эффективного взаимодействия с гражданами и сослуживцами;

- ориентации на признание положительных качеств и значимости военнослужащего при выполнении поставленных задач, понимания и учета морально-психологического состояния каждого подчиненного в воинском коллективе, умения направлять подчиненный личный состав на совместную деятельность и достижения требуемого результата;

- совокупности коммуникативных знаний и стремление приобретать новые коммуникативные знания;

- конкретных коммуникативных умений применяемых в служебно-боевой деятельности в рамках установленных воинскими уставами правил взаимоотношения с соблюдением порядка подчиненности и социального статуса собеседника для грамотного и аргументированного донесения до последнего своего принятого решения;

- владение профессионально-нормативной речью, исключающей лексические, орфографические другие нарушения, искажающие восприятие и передачу профессиональной информации, умение предоставлять конструктивную обратную связь в процессе взаимодействия.

Важнейшим показателем успешного коммуникативного взаимодействия командиров и курсантов военного института внутренних войск МВД России является благоприятный моральнопсихологический климат в курсантских взводах и успешное освоение учебной программы военного вуза. Его признаками являются эмоционально-познавательная активность каждого субъекта учебно-воспитательного процесса; дух сотрудничества и взаимопомощи; культура профессионального (военного) и межличностного взаимодействия; взаимная удовлетворенность общением преподавательского состава (командиров) и курсантов военного института внутренних войск МВД России.

На наш взгляд, коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России выражается во внутренней ориентированности курсанта на выстраивание эффективного взаимодействия с гражданами и сослуживцами; умение выявлять для себя ценностный смысл в процессе взаимодействия; наличие совокупности коммуникативных знаний, стремление приобретать новые коммуникативные знания; эффективное владение коммуникативными умениями и навыками; принятие адекватного решения в складывающихся коммуникативных ситуациях; представление о себе как о субъекте взаимодействия, способном реализовать коммуникативный потенциал для развития личности самого офицера.

Структурными компонентами коммуникативной культуры курсанта военного института внутренних войск МВД России выступают: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный.

Мотивационно-ценностный компонент коммуникативной культуры курсанта военного института внутренних войск МВД России рассматривается как система присущих профессиональному военному кадру мотивов коммуникативной деятельности и связанных с ней ценностных отношений, установленных в рамках воинских уставов норм, личностных стремлений, интересов и установок; наличие у курсанта открытости и потребности в расширении новых контактов и толерантного отношения к сослуживцам в процессе взаимоотношений и взаимодействия.

Мотивационно-ценностный компонент также выражен в личной мотивации курсанта на выстраивании эффективных взаимоотношений и выявление ценностного смысла в процессе взаимоотношений; определение человека, как высшей ценности; поиск в предмете индивидуальной деятельности курсанта личностных интересов непосредственно значимых для него самого в его жизни [7]. Заявляемые курсантами потребности не всегда трансформируются в мотивы.

Формирование ценностного отношения к подчиненным и сослуживцам, как к ценности является одним из наиболее важных составляющих коммуникативной культуры курсанта военного института внутренних войск МВД России. Такая культура отношений курсанта военного института внутренних войск МВД России выходит на первый план коммуникативной культуры и акцентируется на установке на субъекта отношений, как ценности, на принятие позиции к другому.

Вместе с тем мотивационно-ценностный компонент способствует отображению общей культуры личности курсанта достижении им гармонии с окружающим миром и жизненным самоопределением.

Когнитивный компонент коммуникативной культуры курсанта военного института внутренних войск МВД России проявляется в совокупности приобретаемых знаний, установленных общевоинскими уставами норм, правил, приемов и методов общения их потенциала для достижения наиболее эффективного взаимоотношения и взаимодействия с подчиненными, сослуживцами и различными категориями граждан в складывающихся ситуациях в ходе выполнения служебно-боевых задач. Когнитивный компонент коммуникативной культуры курсанта включает:

- знание организации выстраивания эффективного взаимоотношения и взаимодействия в социуме с различным категориями граждан, сослуживцами и подчиненными основанных на общекультурных познаниях и установленных обществом правилах поведения;

- знание организации профессионально-значимого взаимодействия и передачи накопленного передовой опыта успешного выполнения служебно-боевых задач в ходе повседневной деятельности;

- изучение психического состояния подчиненных, анализ причинно-следственных связей поведения, неадекватности реакций, бытовых условий;

- изучение подчиненного как ценности в воинском коллективе, осознание подчиненного как уникальность, как личность, связанную с другими субъектами отношений.

Таким образом, обобщая многообразие получаемых знаний курсантами можно сказать, что коммуникативные знания позволяют субъектам взаимоотношений и взаимодействий обмениваться информацией с целью обогащения своей культуры и передачи собственных ценностей, в том числе и профессиональных другим культурным общностям, тем самым, воспитывая гуманистическое отношение к человеку, восприятию современного мира и принятие наиболее адекватного решения в возникающих коммуникативных ситуациях с повседневной жизнедеятельности.

Когнитивный компонент коммуникативной культуры курсанта ориентирован на постоянное развитие у курсанта способности гибкого использования различных видов информации; с умением эффективно конструировать ментальные образы, даже в том случае, если интерпретируемая информация неполна; с развитием способов познания действительности, познавательных способностей и познавательных потребностей личности; с формированием умений и навыков использования рациональных приемов овладения разными видами деятельности.

Деятельностный компонент коммуникативной культуры курсанта военного института внутренних войск МВД России характеризует способность курсанта использовать полученные коммуникативные умения и навыки в ходе образовательного процесса для решения возникающих коммуникативных задач и различных коммуникативных ситуаций при выполнении конкретных служебно-боевых задач. Данный компонент позволяет курсанту военного института внутренних войск МВД России анализировать результаты своей коммуникативной деятельности, выявлять причины отклонений в подчиненном воинском коллективе и принимать превентивные меры для их устранения. Курсант военного института внутренних войск как будущий офицер и наставник для подчиненных в своей профессиональной деятельности должен всесторонне знать специфику своей повседневной деятельности, глубоко вникать в требования нормативно-правовых актов, уметь применять на практике методы психологического воздействия и мобилизовать внутренние способности подчиненных для выполнения поставленных задач, в совершенстве обладать методиками воспитания и обучения профессиональным навыкам личный состав.

Деятельностный компонентом коммуникативной культуры курсанта военного института внутренних войск МВД России включает также умением руководить любой коммуникативной ситуацией вне зависимости от времени и место происходящего взаимодействия с подчиненными и сослуживцами. Коммуникативные ситуация появляется лишь при осуществлении взаимоотношений между общающимися людьми. Суть подобных отношений, складывается от их внутренней готовности к акту общения и внешних условий влияющих на сторон взаимодействия. Любую коммуникативную ситуацию возможно моделировать на занятиях курсантов. Е.И. Пассов обусловливает подобные ситуации как систему, включающую определенные компоненты: цель, коммуниканты, интеракция, время, место. Ситуация - это система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Объективные элементы - совокупность элементов среды или фрагмент среды на определённом этапе жизнедеятельности индивида. К субъективным элементам относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания.

Ситуация как совокупность взаимосвязанных отношений не возникает спонтанно. В процессе обучения курсантам необходимо моделировать различные коммуникативные ситуации и складывающаяся обстановка в следствии этого проявится и будет действовать на курсантов таким образом мотивирую их чтоб они постоянно были заняты поиском оптимального коммуникативного решения для эффективного выхода из складывающейся ситуации для успешного выполнения служебно-боевых задач. Итак, ситуация - это универсальная форма функционирования процесса общения, существующая как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отражённая в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся [8].

Рефлексивный компонент коммуникативной культуры курсанта военного института внутренних войск МВД России включает в себя умения производить самопознание выполняемой профессиональной деятельности, правильно оценивать и понимать индивидуальные коммуникативные возможности и способности. Адекватная оценка результатов своей коммуникативной деятельности способствует пониманию курсантом складывающихся в повседневной жизнедеятельности поведенческих ситуаций вне зависимости от социального и служебного статуса субъекта взаимодействия. Подобная работа дает понимание о характере выстраиваемых в воинском коллективе взаимоотношений, прогнозировании дальнейшей совместной работы и моделированию процесса общения между курсантами военного института внутренних войск МВД России, как будущими офицерами и подчиненным личным составом. Рефлексивный компонент характеризует владение общей и профессиональной культурой, самопознание и саморазвитие курсанта военного института внутренних войск МВД России в ходе образовательного процесса.

В целом рассмотренная сущность и структура коммуникативной культуры курсанта военного института внутренних войск МВД России отображает специфику подготовки будущих офицерских кадров, которая обязывает курсанта выстраивать эффектив-

ное взаимодействие и взаимоотношения в воинским коллективе допуская двойного трактования отдавать и принимать информа-

в повседневной деятельности, а также грамотно и лаконично не цию в интересах выполнения служебно-боевых задач.

Библиографический список

1. Суворов, А.В. Наука побеждать. — М., 1987; А.В. Суворов, П.А. Румянцев, М.И. Кутузов: документы и материалы. — Киев, 1974.

2. Драгомиров, М.И.. Военные заметки. - СПб., 1894.

3. Офицерская памятка: мысли и афоризмы ген. М. И. Драгомирова о воен. деле. - СПб., 1892.

4. Боровицкий, А.М. Роль коммуникативной культуры курсантов в профессиональной деятельности (на примере военного института

внутренних войск МВД РФ) // Профессиональное образование в современном мире. - 2013. - № 4(11).

5. Куницына, В.Н. Трудности межличностного общения. - СПб., 2009.

6. Трофимова, Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. - Ижевск, 2012.

7. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М., 1991; Лукьянов, В.М. Педагогическое содействие самоопределению молодежи на военную профессию: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1999.

8. Лихачев, Б.Т. Педагогика. - М., 1998.

9. Матвеев, Д.Е. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза / Д.Е. Матвеев, В.А. Беловолов, А.И. Жданок // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1.

10. Левин, Е.М. Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» / Е.М. Левин, В.А. Беловолов, С.В. Бунин, С.П. Беловолова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 10.

11. Олейникова, О.Д. Образование и культура в развитии современного общества / О.Д. Олейникова, В.А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1.

Bibliography

1. Suvorov, A.V. Nauka pobezhdatj. — M., 1987; A.V. Suvorov, P.A. Rumyancev, M.I. Kutuzov: dokumentih i materialih. — Kiev, 1974.

2. Dragomirov, M.I.. Voennihe zametki. - SPb., 1894.

3. Oficerskaya pamyatka: mihsli i aforizmih gen. M. I. Dragomirova o voen. dele. - SPb., 1892.

4. Borovickiyj, A.M. Rolj kommunikativnoyj kuljturih kursantov v professionaljnoyj deyateljnosti (na primere voennogo instituta vnutrennikh voyjsk

MVD RF) // Professionaljnoe obrazovanie v sovremennom mire. - 2013. - № 4(11).

5. Kunicihna, V.N. Trudnosti mezhlichnostnogo obtheniya. - SPb., 2009.

6. Trofimova, G.S. Pedagogicheskaya kommunikativnaya kompetentnostj: teoreticheskiyj i prikladnihe aspektih: monografiya. - Izhevsk, 2012.

7. Lomov, B.F. Voprosih obtheyj, pedagogicheskoyj i inzhenernoyj psikhologii. - M., 1991; Lukjyanov, V.M. Pedagogicheskoe sodeyjstvie

samoopredeleniyu molodezhi na voennuyu professiyu: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1999.

8. Likhachev, B.T. Pedagogika. - M., 1998.

9. Matveev, D.E. Osobennosti professionaljnoyj podgotovki kursantov voennogo vuza / D.E. Matveev, V.A. Belovolov, A.I. Zhdanok // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 1.

10. Levin, E.M. Realizaciya v obrazovateljnom processe voennogo vuza integrativnogo speckursa «Professionaljnaya deyateljnostj oficera vnutrennikh voyjsk» / E.M. Levin, V.A. Belovolov, S.V. Bunin, S.P. Belovolova // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 10.

11. Oleyjnikova, O.D. Obrazovanie i kuljtura v razvitii sovremennogo obthestva / O.D. Oleyjnikova, V.A. Belovolov // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 1.

Статья поступила в редакцию 24.02.14

УДК 37.013.78

Magomedova A.N. THE SPECIFICS OF GENDER SOCIALIZATION IN THE CONDITIONS OF A FAMILY AND FAMILY DEPRIVATION. The article describes the problem spheres in gender socialization in a family and in conditions of family deprivation. The research is based on the analysis of theoretical aspects of the problem under research. Key words: gender socialization, orphanage, family deprivation, boarding school, family, family relationships.

А.Н. Магомедова, канд. пед. наук, доц. Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье, на основе анализа теоретических аспектов исследуемой проблемы, обосновываются проблемные области в гендерной социализации в условиях семьи и в условиях семейной депривации.

Ключевые слова: гендерная социализация, сиротство, депривация, интернатное учреждение, семья, семейные отношения.

Усвоение детьми-сиротами социальных ролей затруднено и требует специального педагогического воздействия, что объясняется формированием иных механизмов, при помощи которых они приспосабливаются к жизни в детских домах. Это происходит не столько вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью, сколько потому, что жизнь в интернатном учреждении не требует той функции, которую она выполняет или должна выполнять в условиях семьи.

Современная семья - это не стабильное инстуциональное образование, а лишь проект, ответ на «вызовы» развивающегося постиндустриального общества, который отличается высокой степенью неопределенности семейных отношений. В ней каждый стремится удовлетворять свои индивидуальные стремления при одновременном отсутствии норм гендерного взаимо-

действия, которые были четко прописаны в традиционной семье и фиксировали гендерные границы (экономический вклад мужчины в семью, неоплачиваемый домашний труд женщины, семейное главенство мужчины, обязанности женщины по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми и т.д.). В такой семье все является объектом обсуждения - родительство, сексуальность, распределение домашней работы, финансы. С одной стороны, это способствует хрупкости и гендерной конфликтности отношений в семье; с другой - большей проницаемости гендерных границ.

Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны для становления его индивидуальности, так как именно на эти годы приходятся «сенситивные пики» развития, закладываются основы личности - память, интеллект, речь, мышление, эмоции, харак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.