ное взаимодействие и взаимоотношения в воинским коллективе допуская двойного трактования отдавать и принимать информа-
в повседневной деятельности, а также грамотно и лаконично не цию в интересах выполнения служебно-боевых задач.
Библиографический список
1. Суворов, А.В. Наука побеждать. — М., 1987; А.В. Суворов, П.А. Румянцев, М.И. Кутузов: документы и материалы. — Киев, 1974.
2. Драгомиров, М.И.. Военные заметки. - СПб., 1894.
3. Офицерская памятка: мысли и афоризмы ген. М. И. Драгомирова о воен. деле. - СПб., 1892.
4. Боровицкий, А.М. Роль коммуникативной культуры курсантов в профессиональной деятельности (на примере военного института
внутренних войск МВД РФ) // Профессиональное образование в современном мире. - 2013. - № 4(11).
5. Куницына, В.Н. Трудности межличностного общения. - СПб., 2009.
6. Трофимова, Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография. - Ижевск, 2012.
7. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М., 1991; Лукьянов, В.М. Педагогическое содействие самоопределению молодежи на военную профессию: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1999.
8. Лихачев, Б.Т. Педагогика. - М., 1998.
9. Матвеев, Д.Е. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза / Д.Е. Матвеев, В.А. Беловолов, А.И. Жданок // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1.
10. Левин, Е.М. Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «Профессиональная деятельность офицера внутренних войск» / Е.М. Левин, В.А. Беловолов, С.В. Бунин, С.П. Беловолова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 10.
11. Олейникова, О.Д. Образование и культура в развитии современного общества / О.Д. Олейникова, В.А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1.
Bibliography
1. Suvorov, A.V. Nauka pobezhdatj. — M., 1987; A.V. Suvorov, P.A. Rumyancev, M.I. Kutuzov: dokumentih i materialih. — Kiev, 1974.
2. Dragomirov, M.I.. Voennihe zametki. - SPb., 1894.
3. Oficerskaya pamyatka: mihsli i aforizmih gen. M. I. Dragomirova o voen. dele. - SPb., 1892.
4. Borovickiyj, A.M. Rolj kommunikativnoyj kuljturih kursantov v professionaljnoyj deyateljnosti (na primere voennogo instituta vnutrennikh voyjsk
MVD RF) // Professionaljnoe obrazovanie v sovremennom mire. - 2013. - № 4(11).
5. Kunicihna, V.N. Trudnosti mezhlichnostnogo obtheniya. - SPb., 2009.
6. Trofimova, G.S. Pedagogicheskaya kommunikativnaya kompetentnostj: teoreticheskiyj i prikladnihe aspektih: monografiya. - Izhevsk, 2012.
7. Lomov, B.F. Voprosih obtheyj, pedagogicheskoyj i inzhenernoyj psikhologii. - M., 1991; Lukjyanov, V.M. Pedagogicheskoe sodeyjstvie
samoopredeleniyu molodezhi na voennuyu professiyu: dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 1999.
8. Likhachev, B.T. Pedagogika. - M., 1998.
9. Matveev, D.E. Osobennosti professionaljnoyj podgotovki kursantov voennogo vuza / D.E. Matveev, V.A. Belovolov, A.I. Zhdanok // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 1.
10. Levin, E.M. Realizaciya v obrazovateljnom processe voennogo vuza integrativnogo speckursa «Professionaljnaya deyateljnostj oficera vnutrennikh voyjsk» / E.M. Levin, V.A. Belovolov, S.V. Bunin, S.P. Belovolova // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 10.
11. Oleyjnikova, O.D. Obrazovanie i kuljtura v razvitii sovremennogo obthestva / O.D. Oleyjnikova, V.A. Belovolov // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 1.
Статья поступила в редакцию 24.02.14
УДК 37.013.78
Magomedova A.N. THE SPECIFICS OF GENDER SOCIALIZATION IN THE CONDITIONS OF A FAMILY AND FAMILY DEPRIVATION. The article describes the problem spheres in gender socialization in a family and in conditions of family deprivation. The research is based on the analysis of theoretical aspects of the problem under research. Key words: gender socialization, orphanage, family deprivation, boarding school, family, family relationships.
А.Н. Магомедова, канд. пед. наук, доц. Дагестанского гос. педагогического университета, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ
В статье, на основе анализа теоретических аспектов исследуемой проблемы, обосновываются проблемные области в гендерной социализации в условиях семьи и в условиях семейной депривации.
Ключевые слова: гендерная социализация, сиротство, депривация, интернатное учреждение, семья, семейные отношения.
Усвоение детьми-сиротами социальных ролей затруднено и требует специального педагогического воздействия, что объясняется формированием иных механизмов, при помощи которых они приспосабливаются к жизни в детских домах. Это происходит не столько вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью, сколько потому, что жизнь в интернатном учреждении не требует той функции, которую она выполняет или должна выполнять в условиях семьи.
Современная семья - это не стабильное инстуциональное образование, а лишь проект, ответ на «вызовы» развивающегося постиндустриального общества, который отличается высокой степенью неопределенности семейных отношений. В ней каждый стремится удовлетворять свои индивидуальные стремления при одновременном отсутствии норм гендерного взаимо-
действия, которые были четко прописаны в традиционной семье и фиксировали гендерные границы (экономический вклад мужчины в семью, неоплачиваемый домашний труд женщины, семейное главенство мужчины, обязанности женщины по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми и т.д.). В такой семье все является объектом обсуждения - родительство, сексуальность, распределение домашней работы, финансы. С одной стороны, это способствует хрупкости и гендерной конфликтности отношений в семье; с другой - большей проницаемости гендерных границ.
Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны для становления его индивидуальности, так как именно на эти годы приходятся «сенситивные пики» развития, закладываются основы личности - память, интеллект, речь, мышление, эмоции, харак-
тер, познавательная активность. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я». Семья, таким образом, осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни индивида, поэтому имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами. На процесс социализации ребенка в семье существенно влияют такие ее характеристики, как структура, стабильность, жизненный уровень, социальный статус, характер взаимоотношений в семье и т.д. Причем важные характеристики уровня развития ребенка определяются скорее не индивидуальными качествами родителей, а отношениями, сложившимися в семье в первые годы ее существования [1, с. 17].
Однако, согласно A.B. Мудрику, отсутствие родных родителей может не иметь фатальных последствий для социализации ребенка, если у него складываются тесные межличностные отношения с другими взрослыми, которые становятся для него субъективно значимыми [2, с. 28].
Наиболее близкие ребенку люди - это родители или лица, их непосредственно заменяющие и значимые для него. Родительство в целом - достаточно сложный феномен. Это, с одной стороны, «система взаимосвязанных явлений (родительские чувства, любовь, привязанность к детям)»; с другой - «специфические социальные роли и нормативные предписания культуры»; с третьей - «обусловленное тем и другим реальное поведение, отношения родителей к детям, стиль воспитания и т.д.».
Взаимодействие детей и родителей - стиль семейного воспитания - многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Это вырабатываемая на протяжении длительного времени целая система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в отношениях с ним, особенностей восприятия, понимания характера ребенка, его поступков.
На выбор родителями стиля семейного воспитания (сформированного под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка) оказывают влияние тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, освоенная ими научно-педагогическая литература. Стиль воспитания оказывает влияние на формирование модели поведения ребенка, проектирует тот или иной тип взаимодействия с окружающим миром, поляризует жизненные стремления, ценности и мотивы поведения как ребенка, так и родителя.
Стиль воспитания играет значительную роль в формировании эмоционального состояния детей и их нравственном развитии. Общение, основанное на уважении и доверии к детям, способствует появлению у них чувства собственного достоинства, развивает самостоятельность, доброжелательность к людям. «Приказной» стиль общения может спровоцировать появление у детей таких качеств, как скрытность, озлобленность, жестокость, низкий уровень человеческого достоинства, безынициативность, привычка к слепому подчинению, или вылиться в протест и полное неприятие авторитета родителей.
Если ребенок окружен постоянной любовью вне зависимости от того, «хороший» он или «плохой», это вызывает ощущение ценности собственного «Я», рождает выраженное чувство принадлежности семье, гордость за нее. Здесь дети осознанно или неосознанно отождествляют себя со своими родителями. Став взрослыми, они способны преданно любить в браке. При формализации отношений в семье, процессах обслуживания детей, подавлении личности ребенка или предоставлении ей излишней свободы, как правило, создается почва для развития эгоистической личности или личности с искаженным пониманием реальности. Когда же подобные индивиды сами создают семью, в ней сходятся два человека, отстаивающих каждый свое «Я», для которых высшая ценность - собственная свобода. Результат столкновения этих личностей - разрушение семьи.
Одна из особенностей развития современного западного общества - переход от «узкого» типа культурной социализации (с ориентацией на стандарт, жесткий норматив) к «широкому», предполагающему плюрализм, вариативность норм и поведенческих практик. Автор теории культурной социализации Дж. Арнетт утверждает, что «разные общества могут отличаться “вариативностью - унификацией” на всех уровнях социализации детей и взрослых (семья, сверстники/коллеги, ближайшее социальное окружение, школа/работа, СМИ, законодательство, идеология/религия)» [3, с. 57].
Отечественные социологи также отмечают переход к «индивидуализации жизненных стилей», в том числе, в России [4, с. 31-43].
Фактически, речь идет о последствиях того, что прежде называли «возрастанием личностного фактора». Переход к «широкому» типу социализации неизбежно связан с расширением возможностей для обоих полов.
Современная жизнь наглядно демонстрирует несостоятельность концепции социализации как довольно упрощенной процедуры включения природно-биологического индивида в социальную среду. Происходит процесс «либерализации» традиционной семьи: социализирующие воздействия транслируются не только от родителей к детям, но и от детей к родителям. Одновременно повышается автономия членов семьи, увеличивается разнообразие их связей с миром.
Теперь каждый из членов семьи современного типа стремится получить возможности для гораздо большей самореализации. В этом заинтересована не только семья, но и общество в целом (если иметь в виду демократическое общество). Авторитет старших ныне не «закрывает» собой мир, утверждая образец, которому предстоит следовать, а открывает возможности для свободного развития, поиска новых ценностей и идеалов, оставаясь при этом воплощением стабильности прежних. В общении старших и младших вырабатываются навыки критического отношения к противоречивым и конкурирующим нормам и ценностям, закладываются основы формирования самостоятельности, ответственности, осознанного отношения к своим поступкам.
В реальной практике социализации «узкий» и «широкий» типы «перемешаны», можно говорить лишь о преимущественном тяготении к тому или иному полюсу. При этом механизмы социализации, характерные для разных этапов исторической эволюции семьи, не только сосуществуют в современных семьях, но и «включаются» по мере прохождения отдельной семьей основных этапов ее жизненного цикла. В начале цикла (если принять за основу периодизации возраст детей) действуют в основном механизмы традиционной социализации, а безусловность родительского авторитета служит предпосылкой усвоения главных ценностей данной культуры. Затем, по мере взросления ребенка родители переходят от монологического к диалогическому общению, основная черта которого - равенство позиций воспитателя и воспитуемого, признание активной роли воспитанника в процессе социализации, необходимость для воспитателя видеть мир глазами ребенка, взаимное проникновение в эмоциональный мир друг друга. «Общение-диалог развивает у родителя и ребенка уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие к окружающим людям. И одновременно требовательность к ним, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их разрешения» [5, с. 6].
Безусловно, современная семья не бесконфликтна, однако она более, чем традиционная, способна сформировать у личности основы культуры разрешения конфликтов, культуры общения, которая предполагает гибкость, открытость, умение вести диалог и слушать собеседника. Родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение с ребенком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость; родители устанавливают правила и твердо проводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми - они прислушиваются к мнению ребенка, но не исходят только из его желаний.
Основы подобного воспитания пропагандировал еще Ж.-Ж. Руссо в «Эмиле»: «Никогда не приказывайте ему (ребенку - Е.Я.) - ничего на свете, решительно ничего! Не допускайте у него даже представления, что вы претендуете на какую-нибудь власть над ним... Пусть он видит эту необходимость в вещах, а не в капризе людей... Таким именно способом вы сделаете его терпеливым, ровным, безропотным, смирным, даже тогда, когда он не получит желаемого, ибо это лежит в природе человека - терпеливо переносить неизбежность вещей, но не сумасбродную волю другого» [6, с. 283]. К сожалению, автор «Эмиля» предлагал применять подобную педагогическую методику лишь к воспитанию представителей «сильной» половины человеческого рода.
Наиболее прогрессивным следует, видимо, считать тот тип семьи, который основан не только на эмоциональных отношениях между его членами, но и на чувстве ответственности за выполнение социальных функций. В такой семье роли устанавливаются не жестко, как в традиционной семье, а с учетом возможностей и особенностей каждого.
Взаимопомощь и взаимное доверие, совместное обсуждение семейных проблем, посильное участие в делах семьи - основные черты такого семейного коллектива. Выполнение домашних дел воспитывает у подростка чувство ответственности, дает возможность проявить заботу о других людях. Работая дома вместе со взрослыми, он чувствует себя полноправным членом коллектива. Одновременно с этим подросток приобретает навыки, необходимые для будущей семейной жизни.
Личность ребенка формируется преимущественно стилем его взаимодействия с родителями, а сам стиль - личностью последних, на которую влияет, в свою очередь, характер среды данного времени. Потому модели семейного взаимодействия образуются не только искусственно, но и вмещают в себе весь социально- исторический опыт родителей и их предков.
Этот опыт иногда помогает, а иногда и тормозит развитие отношений (вследствие так называемой негативной воспитательной преемственности, когда родители во взаимоотношениях с детьми бессознательно опираются на ту антипедагогику, которая господствовала в их семье). Чем выше уровень историкопсихологической зрелости родителей (т.е. тот уровень, которого достиг данный индивид к моменту рождения ребенка) и их общественная культура, тем полноценней будут их взаимоотношения с детьми [7, с. 121].
Современный социальный заказ общества на социализацию предполагает формирование человека свободного, широко и самостоятельно мыслящего, способного на интеллектуальный поиск и творческие решения, ориентированного на высшие духовные и гуманистические ценности. Общество нуждается в личности, которой, вне зависимости от пола, присущи активность, динамичность, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельность в принятии решений, чувство ответственности за выполняемые функции.
Семейное воспитание является таким фактором в процессе формирования личности, который вряд ли когда может быть заменен общественным воспитанием. Особенно это касается поло-ролевых отношений. Очевидно, что консервирование и воспроизводство традиционных мужских и женских ролей основано на устойчивых феноменах социализации. Возможно, самая главная сфера конструирования гендера - формирование личности ребенка. Люди творят новый гендер, изменяя отношения господства и подчинения в процессе рекрутирования социальных идентичностей. В этом контексте рассматривается влияние пола индивида на его/ее общее положение и статус, на представления о нормальном и отклоняющемся поведении для мужчин и женщин, а также на психологические качества, присущие тому или иному полу. Это, в свою очередь, актуализирует проблему первичной социализации, появляется необходимость выяснения механизмов, в результате действия которых катего-
Библиографический список
рии мужского и женского конструируются, поддерживаются и воспроизводятся.
Идея конструирования подчеркивает, прежде всего, деятельностный характер усвоения опыта.
Дети, воспитывающиеся в закрытом детском учреждении, ограничены в возможности наблюдать особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. Взрослых они видят в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей (воспитатель, учитель, врач, повар и пр.). Такой обедненный опыт отрицательно сказывается на формировании личности ребенка.
Дефекты в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии, отсутствие адекватных форм общения приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники детских учреждений интернатного типа оказываются значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно адаптироваться.
Существующие программы, методы и способы работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни: ограниченности конкретно-чувственного опыта, специфики контактов с взрослыми и сверстниками, неполноценного протекания основных видов деятельности (общение, игра, учебная деятельность), а также тех отрицательных последствий, к которым эти обстоятельства приводят. Однако даже изменение программ, существенное улучшение материального обеспечения и другие мероприятия организационного характера сами по себе не решат данной проблемы.
Теоретический анализ, проведенный нами, свидетельствует об актуальности исследования проблемы гендерной идентификации в процессе социализации детей.
Дети, воспитывающиеся в закрытом детском учреждении, ограничены в возможности наблюдать особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. Такой обедненный опыт, вкупе с особенностями детей-сирот, отрицательно сказывается на формировании личности и гендерной социализации ребенка.
Воспитанники детских учреждений интернатного типа с раннего возраста нуждаются в специально организованной психо-лого-педагогической помощи, обеспечивающей воспитание в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Осуществление ее возможно при условии постоянной работы в педагогическом коллективе учреждений интернатного типа психолога, который совместно с воспитателями и учителями будет способствовать оптимизации процесса психического развития детей.
1. Кован, Ф.А. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие 3-х летнего ребенка / Ф.А. Кован, К.П. Кован // Вопросы психологии. - 1989. - № 4.
2. Мудрик, A.B. Социализация и воспитание. - М., 1997.
3. Arnett, J.J. Broad and narrow socialization: the family in the context с cultural theory // Journal of marriage and the family. - 1995. - № 3.
4. Ионии, Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. - 1996. - № 3.
5. Петровская, Л. А. Воспитание как общение-диалог / Л.А. Петровская, Л.С. Спиваковская // Вопросы психологии. - 1983. - № 2.
6. Педагогическое наследие: Я. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци. - М., 1987.
7. Хоменко, И.А. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. - СПб., 2002.
Bibliography
1. Kovan, F.A. Vzaimootnosheniya v supruzheskoyj pare, stilj roditeljskogo povedeniya i razvitie 3-kh letnego rebenka / F.A. Kovan, K.P. Kovan // Voprosih psikhologii. - 1989. - № 4.
2. Mudrik, A.B. Socializaciya i vospitanie. - M., 1997.
3. Arnett, J.J. Broad and narrow socialization: the family in the context s cultural theory // Journal of marriage and the family. - 1995. - № 3.
4. lonii, L.G. Kuljtura i socialjnaya struktura // Sociologicheskie issledovaniya. - 1996. - № 3.
5. Petrovskaya, L. A. Vospitanie kak obthenie-dialog / L.A. Petrovskaya, L.S. Spivakovskaya // Voprosih psikhologii. - 1983. - № 2.
6. Pedagogicheskoe nasledie: Ya. Komenskiyj, D. Lokk, Zh.-Zh. Russo, I. Pestalocci. - M., 1987.
7. Khomenko, I.A. Filosofsko-psikhologicheskie modeli vzaimodeyjstviya deteyj i roditeleyj. - SPb., 2002.
Статья поступила в редакцию 25.02.14
УДК 378
Magomedova R.M. THE EFFECTIVENESS OF THE PROFESSIONAL WORK OF A TEACHER IN A MODERN HIGHER EDUCAITON SCHOOL IN THE CORRELATION “PREPAREDNESS FOR WORK! EFFECTIVENESS OF WORK”. The paper is based on the analysis of the results of the author's research that reveal the the conceptual approaches to the effectiveness of professional university of a teacher in a modern university as shown in the correlation «preparedness for work! effectiveness of work».