АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ASPECTS OF PROFESSIONAL TRAINING
УДК 378.14 ББК 74.5
Алексей Михайлович Боровицкий,
подполковник, адъюнкт, Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И. К. Яковлева МВД России (630114, Россия, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2),
e-mail: bam2013@yandex.ru
Обогащение образовательного процесса военного института внутренних войск МВД России диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов как условие развития коммуникативной культуры курсантов
Статья посвящена раскрытию диалогического взаимодействия преподавателей и курсантов в ходе образовательного процесса военного института внутренних войск МВД России как одного из выявленных педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России. Это выражено в личностно ориентированном обучении, несущем в себе диалогичность, взаимопонимание и согласие обоих сторон данного процесса. На основе этого происходит переход от монолога к диалогу, от субъект-объектного ингибиторного отношения к фасилитативному, субъект-субъектному взаимодействию в направлении обогащения знаниями и развития рефлексии курсантами приобретённого коммуникативного опыта. В статье автор отражает актуальность выбора педагогических условий, методов и форм развития коммуникативной культуры курсантов в ходе образовательного процесса военного института внутренних войск МВД России с учётом специфики данного образовательного учреждения. Курсанты находятся в условиях ограниченного распорядком дня доступом к электронным поисковым системам, электронным библиотекам, содержащим гуманитарную и специализированную литературу, а также иным концентрированным объёмам общедоступной информации, расположенной во всемирной информационной сети Интернет В статье приводятся примеры решения «ситуационных заданий» как одной из форм диалогического взаимодействия преподавателя и обучаемого.
Ключевые слова: обогащение образовательного процесса, диалогическое взаимодействие, коммуникативная культура, курсанты, военный институт, внутренние войска МВД России, особенности, педагогические условия, эксперимент.
64
© А. М. Боровицкий, 2015
Aleksey Mikhailovich Borovitskiy,
Lieutenant Colonel, Postgraduate Student, Novosibirsk Military Institute of Interior Troops Named after the General of the Army I. K. Yakovlev, Ministry of Internal Affairs, Russia (6/2 Kluch-Kamyshenskoe Plato St., Novosibirsk, Russia, 630114),
e-mail: bam2013@yandex.ru
The Enrichment of the Educational Process of the Military Institute of Interior Troops of the MIA of Russia by Dialogic Interaction Between Teachers and Students as a Condition for the Development of Communicative Culture of Cadets
The article is devoted to the dialogic interaction between teachers and students in the educational process of the Military Institute of Interior Troops of the MIA of Russia as one of the revealed pedagogical conditions conducive to the development of the communicative culture of the cadets of this Institute. It is expressed in student-centered learning bearing a dialogue, mutual understanding and the consent of both parties in this process. Based on this, there is a transition from monologue to dialogue, from the subject-object relationship of inhibitor to the facilitating, subject-subject interaction in the direction of the enrichment of knowledge and development of acquired communicative experience reflection by the cadets. In the article, the author reflects the relevance of choice of pedagogical conditions, methods and forms of development of cadets' communicative culture in the educational process of the Military Institute of Interior Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia taking into account the specificity of the educational institution. Due to their special daily routine, the cadets are limited in access to electronic search engines, electronic libraries containing humanitarian and specialized literature, as well as other concentrated amounts of publicly available information located in the global computer network, the Internet. The article gives some examples of "case study" solutions as a form of dialogic interaction between a teacher and a student.
Keywords: enrichment of the educational process, dialogic interaction, communicative culture, cadets, military Institute, interior troops of the MIA of Russia, peculiarities, pedagogical conditions, experiment.
В рамках проводимой работы по изучению процесса развития коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России на основе системного, культурологического, аксиологического, деятельностного подходов, целостного, личностно ориентированного образования с учётом специфики служеб-но-боевой деятельности внутренних войск МВД России нами выявлен комплекс педагогических условий, необходимых для эффективного развития коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России [6].
Уточнённое нами определение понятия «коммуникативная культура курсантов военного института внутренних войск МВД России» и выстроенная структурно-функциональная модель обусловливают необходимость раскрытия комплекса педагогических условий, способствующих эффективному развитию изучаемого процесса:
- обогащение образовательного процесса военного института диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов;
- реализация в образовательном процессе военного института факультативного курса «Коммуникативная культура офицеров внутренних войск МВД России»;
- активное включение курсантов во внеаудиторную деятельность, проведение тренинга «Культура речи офицера»;
- практико-ориентированная направленность данного процесса в рамках войсковой стажировки.
При обогащении образовательного процесса военного института диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов мы, прежде всего, должны рассмотреть задачи, раскрываемые при изучении учебных дисциплин социально-гуманитарного и психолого-педагогического циклов обучения. На теоретических и практических занятиях по дисциплинам «Социология», «Философия», «Религиоведение», «Военная педагогика», «Военная психология» и другим курсанты военного института как будущие офицеры внутренних войск МВД России вооружаются комплексом взаимодополняющих знаний о мироздании и месте в нём человека;
о его духовной, социальной, религиозной и научной составляющей; о современных процессах, протекающих в социуме; о ценностях духовного развития постиндустриального общества (А. М. Новиков); о культуре взаимоотношений и взаимодействия; об особенностях коммуникативных связей между народами. Всё это способствует достижению цели исследуемого нами процесса развития коммуникативной культуры курсантов.
В психолого-педагогической литературе трактовка дефиниции «обогащение» раскрывается в контексте насыщения, по-
В рамках образовательного процесса военного института наше исследование по развитию коммуникативной культуры курсантов является личностно ориентированным. Курсант в этом процессе считается целью специально созданной образовательной программы, её объектом.
Исходя из этого, развитие коммуникативной культуры курсантов возможно лишь при наличии коммуникативной деятельности в социуме на диалоговой основе, базирующейся на научной диалоговой концепции М. М. Бахтина и В. С. Библера, в которой основой человеческого сознания выступает всеобщность диалога и диалоговых отношений [7].
В ходе обогащения образовательного процесса военного института диалогиче-
лезности, повышения значимости изучаемого процесса. Применение понятия «обогащение» используется в трудах М. А. Холодной, научных материалах Л. В. Поповой, в ходе проведения своих исследований -Л. В. Петровой и др. [12]. Так, практическая реализация педагогического условия выражена в насыщении диалоговыми методами передачи учебной профессионально значимой информации от преподавателя к курсанту в ходе образовательного процесса. Ниже показана коммуникативная составляющая материалов ряда учебных дисциплин гуманитарного цикла (см. табл.).
ским взаимодействием преподавателей и курсантов, согласно утверждению В. С. Библера, мы видим личностно ориентированное обучение, несущее в себе диалогич-ность, взаимопонимание и согласие обоих сторон данного процесса. На этой основе происходит переход монолога к диалогу, от субъект-объектного ингибиторного отношения к фасилитативному, субъект-субъектному взаимодействию в направлении обогащения знаниями и развития рефлексии курсантами приобретённого коммуникативного опыта.
На фоне идеи М. М. Бахтина о диало-гичности воспитания и обучения обогащение образовательного процесса диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов выглядит одним из наибо-
Таблица
Отражение коммуникативной составляющей содержания учебных дисциплин военного института
Название учебной дисциплины Содержание, способствующее развитию коммуникативной культуры курсантов
Военная педагогика Знакомство с вопросами развития коммуникативной культуры личности курсанта, изучение закономерностей, методов и форм обучения и воспитания личного состава. Овладение теоретическими основами педагогического мастерства. На практических занятиях курсанты получают необходимый опыт правильного изучения воинского коллектива и применения комплекса способов педагогического воздействия с целью воспитания и обучения сплочённого здорового коллектива, способного выполнить задачи любой сложности
Военная психология Социализация и развитие коммуникативных качеств личности. Коммуникативная направленность личности - содержание, структура, функции. Коммуникация в межличностных отношениях. Психология общения, её цели и средства, реализация основных принципов взаимоотношений. Природа конфликтов на почве неспособности выстраивания взаимоотношения в ходе взаимодействия
Философия Познание сущности образа мира, бытия и ценности жизни человека. Разнообразие связей в обществе. Взаимосвязь человека и природы. Взгляды философов на проблему развития общества и коммуникации между гражданами
Религиоведение Раскрытие основ мировых религиозных конфессий. Важность правильного выстраивания взаимоотношений с представителями различных религий, принятие и уважение ценностей других, их мировоззренческие взгляды, таинства, символы веры, а также образ жизни
Социология Формирование и развитие социальных групп, важность их влияния на процесс коммуникации в воинском коллективе. Изучение социометрии и применение её на практике в ходе войсковой стажировки
лее приемлемых педагогических условий развития изучаемого нами процесса. М. М. Бахтин в своей работе обозначает «Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т. п.» [5].
На основе утверждения авторов обогащение образовательного процесса диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов возможно при непосредственном совершенствовании диа-логичности всего учебно-воспитательного процесса; развитии внутреннего понимания, диалога, мотивации субъектов взаимодействия в выстраивании совместной деятельности; получении речевой практики в ходе активного освоения общеобразовательных и профессиональных дисциплин, а также включённости курсантов в служебно-боевую деятельность.
Используя представленные в работе В. П. Зинченко [8] взгляды о месте образования в сфере человеческой деятельности, обеспечение «живого знания»; предложенные в работе А. В. Хуторского [11] взгляды о дифференцированном подходе к взаимодействию с обучаемыми, опираясь на их личностные особенности и уровень готовности к диалогу, мы определяем важность обогащения образовательного процесса диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов как педагогического условия, способствующего достижению наиболее эффективного результата нашего исследования.
Одной из форм диалогического взаимодействия преподавателя и обучаемого в ходе образовательного процесса вышеуказанными авторами определяются «ситуационные задания», решение которых способствует формированию благоприятной обстановки на занятиях и выстраиванию эффективной коммуникации между её участниками, совместному поиску нового знания, целенаправленному обмену информацией между участниками диалога.
Опираясь на работу А. В. Хуторского, в которой автор трактует «ситуационные задания» как некую совокупность обстоятельств, влияющих на создание реальной обстановки, и мнение Б. Ф. Ломова, что «ситуация» есть система происходящих событий, мы в рамках формирующего эксперимента использовали ряд ситуаций, для реализации педагогического условия по обеспечению обогащения образовательно-
го процесса диалогическим взаимодействием преподавателя и курсантов, в развитии коммуникативной культуры курсантов внутренних войск МВД России [10; 11].
В целях приближения ситуаций к образовательному процессу военного института по развитию коммуникативной культуры курсантов нами разработаны специальные «ситуации», максимально приближенные к тематике занятий, проводимых в рамках учебных дисциплин «Военная психология», «Военная педагогика», «Религиоведение», «Политология», «Социология» и других, способных моделировать профессиональную деятельность офицера внутренних войск МВД России. Наиболее эффективными и продуктивными в плане развития коммуникативной культуры курсантов на практических занятиях вышеуказанных дисциплин нами выбраны следующие «ситуационные задания»: ситуация-проблема; ситуация-оценка; ситуация-упражнение.
Ситуация-проблема позволяла курсантам вникнуть в искусственно созданные профессиональные условия служебно-бо-евой деятельности офицера в период возникновения коммуникативных барьеров в решении поставленных командованием служебно-боевых задач. Курсанты в роли офицера-руководителя анализировали сложившуюся ситуацию-проблему, предлагали наиболее эффективные пути решения в рамках установленных ведомственных правил и норм взаимоотношений между сослуживцами и подчинёнными. В период диалога курсантов по обсуждению возникшей проблемы наблюдалось образование групп единомышленников и противников предполагаемых решений для выхода из сложившейся ситуации с выдвижением конкретных аргументов в свою пользу. Тем самым мы стимулировали когнитивную составляющую занятия и умение выстраивать эффективные взаимоотношения и взаимодействия с сослуживцами для решения общих задач.
Например: в ходе повседневной деятельности на занятиях по боевой подготовке один из военнослужащих отказывается выполнять упражнение во взаимодействии с сослуживцем. Курсант на начальном этапе, применяя командный ресурс и степень подчинённости военнослужащего, определяет, что в его подразделении таких ситуаций быть не может и военнослужащий под страхом наказания будет выполнять все
приказания вне зависимости причин, побудивших его к этому поступку. После оценки, данной преподавателем при анализе подобных действий курсанта, и группового обсуждения сложившейся ситуации-проблемы курсант в роли офицера-наставника пытается разобраться в причинах проявления негативного отношения военнослужащего к выполнению совместной деятельности; объясняет важность выполнения поставленной задачи не по частям и отдельно, а в комплексе и совместно; при необходимости происходит замена военнослужащих, работающих в паре или в группе. Подобные коммуникативные действия офицера-наставника приводят к положительным результатам и способствуют в дальнейшем минимизации конфликтных ситуаций при выполнении совместных задач.
В ходе реализации ситуации-оценки курсантам предлагалось произвести углублённый анализ уже завершённой коммуникативной ситуации и оценить принятые решения. В данном случае курсантами использовался разбор произошедшего события пошагово, с обсуждением взаимосвязи событий, приведших к полученному результату. Многие курсанты, используя коммуникативный опыт других, в том числе прошедших войсковую стажировку, высказывали возможное решение ситуации с наиболее приемлемой точки зрения. В подобной ситуации-оценке прослеживалось эмоциональное напряжение участвующих в диалоге курсантов и некоторое сопереживание участникам в сложившейся ситуации.
Например: в подчинённом воинском коллективе начало проявляться этническое расслоение при выполнении различных задач и т. д. Обучаемые курсанты в роли офицеров первоначально пытаются найти и покарать зачинщика подобных действий, чтобы на этом примере показать власть командира и жесткое соблюдение «заведённых им правил». Предвидев развитие подобных событий, преподаватель даёт указание на проведение оценки своей работы как командира и направление деятельности по установлению причин и недопущению появления подобных разногласий в коллективе. Тем самым преподаватель обучает будущих офицеров прогнозированию морально-психологического состояния воинского коллектива, повсеместно прививает подчинённым ценность межличностных взаимоотношений внутри воинского коллек-
тива; способствует толерантному отношению к сослуживцам, оказанию взаимопомощи и воспитанию гордости за причастность к единому слаженному подразделению, способному выполнить любые задачи вне зависимости от их сложности, тем самым создавая платформу невозможности появления межэтнического расслоения и нетерпимости к его проявлениям.
Использование ситуации-упражнения предполагает осуществление выбора курсантами из готовых вариантов выхода из сложившейся коммуникативной ситуации, реально существовавшей в воинских подразделениях, либо предложение и обоснование своего решения. Подобное занятие стимулировало проведение рефлексии собственного коммуникативного опыта. Курсанты, проведя анализ возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации с применением способов речевого воздействия, спрогнозировав развитие событий, совместно принимали решение о дальнейших коммуникативных адекватных обстановке действиях. В процессе использования ситуации-упражнения наблюдалось сплочение группы вокруг совместного поиска приемлемого решения, взаимодополнение решений других и поддержка в ходе реализации выбранных коммуникативных действий.
Например: при выполнении служебно-боевой задачи по удержанию опорного пункта в подчинённом подразделении начали появляться вопросы «Зачем это надо и стоит ли это таких усилий?». Как правило, курсанты, считая свои действия правильными, принимали решение об ограничении общения между военнослужащими и увеличении служебной нагрузки на каждого, тем самым якобы снимая проблемный вопрос. Открытый анализ принятого курсантами решения проводился преподавателем-наставником с приведением им примеров военнослужащих, отмеченных государственными наградами, опытом локальных войн и ретроспективы действий войск по сдерживанию противника в годы Великой Отечественной войны, что формировало иное представление курсантов и приводило к принятию нового решения. Такое упражнение сводится к проведению разъяснительной работы с подчинёнными и сослуживцами. При этом применяется весь арсенал приобретённых коммуникативных знаний, умений и навыков курсантов, направленных на формиро-
вание патриотизма, верности долгу, важности выполнения поставленной задачи их подразделением в масштабе действия войск по обеспечению общественной безопасности граждан и общества в целом.
Подобные ситуации апробированы на всех группах, с предоставлением решений других групп как исходного материала к действию. Тем самым курсанты, входящие в экспериментальную группу, исправляли, взаимодополняли и совершенствовали принятые предшественниками решения в складывающихся коммуникативных ситуациях. Вся группа получила практику взаимодействия, сплочения для решения конкретной задачи, создала задел рефлексии полученного коммуникативного опыта.
В ходе проводимой нами работы в рамках исследуемого процесса было отмечено, что развитие коммуникативной культуры курсантов становится возможным при:
- принятии идентичности каждого курсанта, находящегося на индивидуальном уровне развития изучаемого процесса [1; 2];
- выстраивании субъект-субъектных фасилитативных взаимоотношений между участниками образовательного процесса с учётом общих сформированных черт личности курсантов.
Во время исследования обогащение образовательного процесса диалогическим взаимодействием преподавателя и курсантов происходит при отработке учебных материалов. На занятиях преподавателем ставятся вопросы, затрагивающие актуальные проблемы и современный уклад деятельности войск. Это, в свою очередь, требует от курсантов при ответе включённости
в жизнь войск, проведения самостоятельного анализа складывающейся ситуации и стимулирования собственной когнитивной деятельности [3; 9].
На практических занятиях военно-профессиональных дисциплин в форме докладов с последующей углублённой дискуссией курсанты под руководством преподавателей поднимали наиболее значимые для войск правопорядка темы, в ходе которых они излагали друг другу своё видение проблемы [4]. После обсуждения вносилось сбалансированное, совместно выработанное курсантами решение, которое оценивалось преподавателем в рамках существующих ведомственных нормативно-правовых актов и постановлений военного совета Главного командования внутренних войск МВД России.
Оптимальными формами обучения, способствующими развитию коммуникативной культуры курсантов, становятся формы, в которых основное внимание уделяется выстраиванию взаимоотношений и взаимодействию курсантов в рамках решения общей задачи. Подобное возможно при проведении занятий, организованных в форме: тематического вечера, дискуссии, тренинга, конференции, семинара, круглого стола, «ситуационных заданий», «диалогических заданий» и др. Эффективность определённых нами педагогических условий, необходимых для развития коммуникативной культуры курсантов в ходе образовательного процесса военного института внутренних войск МВД России, подтверждается в ходе проведённого нами педагогического эксперимента.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Мысль, 1980. 281 с.
2. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1982. 365 с.
3. Барабанщиков А. В. Военная педагогика и психология. М.: Воениздат, 1986. 204 с.
4. Бархаев Б. П., Караяни А. Г., Перевалов В. Ф. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицеров. М.: Воен. изд-во, 2006. 488 с.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 5.
6. Боровицкий А. М. Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен // В мире науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 80-83.
7. Библер В. С. Культура: диалог культур // Вопр. философии. 1989. № 6. С. 23-41.
8. Зинченко В. П. Живое знание: психологическая педагогика. Самара, 1998. 296 с.
9. Корчемный П. А., Лаптев Л. Г., Михайловский В. Г Военная психология и педагогика: учеб. пособие. М.: Совершенство, 1998. 384 с.
10. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 214 с.
11. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 415 с.
12. Эрдынеева К. Г. Менталитет как социокультурный и психологический феномен // III Забайкальские социологические чтения: материалы конф. Чита, 2006. С. 57-69.
References
1. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti. M.: Mysl', 1980. 281 s.
2. Antsyferova L. I. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. M.: Nauka, 1982. 365 s.
3. Barabanshchikov A. V. Voennaya pedagogika i psikhologiya. M.: Voenizdat, 1986. 204 s.
4. Barkhaev B. P., Karayani A. G., Perevalov V. F. Psikhologiya i pedagogika professional'noi deyatel'nosti ofitserov. M.: Voen. izd-vo, 2006. 488 s.
5. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M., 1979. S. 5.
6. Borovitskii A. M. Kommunikativnaya kul'tura kursanta voennogo instituta vnutrennikh voisk MVD Rossii kak psikhologo-pedagogicheskii fenomen // V mire nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014. № 2 (45). S. 80-83.
7. Bibler V. S. Kul'tura: dialog kul'tur // Vopr. filosofii. 1989. № 6. S. 23-41.
8. Zinchenko V. P. Zhivoe znanie: psikhologicheskaya pedagogika. Samara, 1998. 296 s.
9. Korchemnyi P. A., Laptev L. G., Mikhailovskii V. G. Voennaya psikhologiya i pedagogika: ucheb. posobie. M.: Sovershenstvo, 1998. 384 s.
10. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii. M.: Nauka, 1984. 214 s.
11. Khutorskoi A. V. Didakticheskaya evristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya. M.: Izd-vo MGU, 2003. 415 s.
12. Erdyneeva K. G. Mentalitet kak sotsiokul'turnyi i psikhologicheskii fenomen // III Zabaikal'skie sotsiologicheskie chteniya: materialy konf. Chita, 2006. S. 57-69.
Статья поступила в редакцию 20.05.2015