Научная статья на тему 'Образовательная среда как социально-педагогический феномен'

Образовательная среда как социально-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / КОМПОНЕНТЫ СРЕДЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS / MILITARY INSTITUTE / PEDAGOGICAL ENVIRONMENT / COMPONENTS OF THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беловолов В. А., Султанбеков Т. И.

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы понимания образовательной среды в современной педагогике, анализируются основные дефиниции понятия «образовательная среда». Рассматриваются представления научного сообщества о понятии «образовательная среда». Отмечается педагогическое значение, раскрываются особенности и специфика образовательной среды военного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

In the work the results of the theoretical analysis of a problem of understanding of the educational environment in the modern pedagogy are presented. The author analyzes definitions of the concept of «educational environment» and observes the views of the scientific community on the notion of «educational environment». The pedagogical importance and specific features of a military institute are noted.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как социально-педагогический феномен»

- определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность;

- учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности;

- осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается;

- привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

Интерактивные средства обучения уже доказали свою эффективность в учебном процессе. Предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, обеспечивая качественно новый уровень обучения.

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-36-01223

Библиографический список

1. Пекшева, А.Г. Использование средств ИКТ для интерактивной когнитивной визуализации учебного материала // Информатика и образование. - 2012. - № 10.

2. Помелова, М.С. Интерактивные средства обучения в инновационной образовательной среде // Вестник МГОУ. - 2011. - № 4. - Сер.: Педагогика.

3. Рабинович, П.Д. О техносфере нашей новой школы // Образовательная политика. - 2010. - № 11-12.

4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М., 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

Bibliography

1. Peksheva, A.G. Ispoljzovanie sredstv IKT dlya interaktivnoyj kognitivnoyj vizualizacii uchebnogo materiala // Informatika i obrazovanie. - 2012.

- № 10.

2. Pomelova, M.S. Interaktivnihe sredstva obucheniya v innovacionnoyj obrazovateljnoyj srede // Vestnik MGOU. - 2011. - № 4. - Ser.: Pedagogika.

3. Rabinovich, P.D. O tekhnosfere nasheyj novoyj shkolih // Obrazovateljnaya politika. - 2010. - № 11-12.

4. Podlasihyj, I.P. Pedagogika. Novihyj kurs: uchebnik dlya stud. ped. vuzov: v 2 kn. - M., 1999. - Kn. 1: Obthie osnovih. Process obucheniya.

Статья поступила в редакцию 13.02.14

УДК. 370.622

Belovolov V.A., Sultanbekov T.I. EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON. In the work the results of the theoretical analysis of a problem of understanding of the educational environment in the modern pedagogy are presented. The author analyzes definitions of the concept of «educational environment» and observes the views of the scientific community on the notion of «educational environment». The pedagogical importance and specific features of a military institute are noted.

Key words: educational environment, professional training of cadets, military institute, pedagogical environment, components of the environment.

В.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф. каф. военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск Министерства Внутренних Дел России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Т.И. Султанбеков, адъюнкт Новосибирского военного института внутренних войск Министерства Внутренних Дел России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы понимания образовательной среды в современной педагогике, анализируются основные дефиниции понятия «образовательная среда». Рассматриваются представления научного сообщества о понятии «образовательная среда». Отмечается педагогическое значение, раскрываются особенности и специфика образовательной среды военного института.

Ключевые слова: образовательная среда, профессиональная подготовка курсантов, военный вуз, педагогическая среда, компоненты среды.

Система военного образования России, по мнению многих авторов [1; 2], является уникальным социальным явлением. Именно для военного образования важным является бережное отношение к позитивным результатам военных реформ. Исследователи [3] полагают, что изучение отечественного опыта подготовки офицерских кадров, творческое использование таких его компонентов, как создание оптимальной сети военно-учебных заведений, мощного научно-педагогического потенциала, бережное использование военно-исторического наследия, многовекового служебно-боевого опыта, традиций военного образования, возможностей образовательной среды военного вуза являются важнейшими факторами, эффективной профессиональной подготовки военных кадров.

При рассмотрении профессиональной подготовки курсантов в военном вузе внутренних войск МВД России необходимо, прежде всего, осуществить теоретическое обоснование понятия «образовательная среда» как социально-педагогического феномена.

В рамках предмета нашего исследования представляют научный интерес труды зарубежных и отечественных ученых

(Л.Б. Буева, Г.А. Андреева, Я.А. Кан, П.А. Сорокин, В.А. Лекторский, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Дж. Равен, Ж.-Ж. Руссо, Э. Дюркгейм, Ю.С. Мануйлов и др.), в которых образовательная среда рассматривается как неотъемлемая часть общественной системы. Авторы отмечают связь образования и среды в различные исторические периоды.

В основе содержания термина «образовательная среда» лежит понятие «среда». С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в Толковом словаре русского языка дают следующее определение понятия «среда»: 1) вещество, заполняющее пространство, а так же тела окружающие что-нибудь; 2) окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; 3) окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных общностью этих условий [4].

В научной литературе понятие среды раскрывается через категории: пространство, окружение, условия.

Пространство понимается философами как форма бытия и ориентирует нас на взаимодействие как внутри пространства, так и вне его. Взаимодействие осуществляется через событие,

то есть устанавливается связь с категорией времени. Наряду с физическим пространством выделено биологическое и социальное пространство.

Термин «окружение» использовал социолог Т. Парсонс, вводя понятие «ситуационное окружение», понимаемое им как изменяемые и неизменяемые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых оно зависит [5].

В философском энциклопедическом словаре дано понятие «среда социальная», под которым понимается окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности [6].

П.А. Сорокин выделяет важные, на наш взгляд, две особенности в представлении среды как социального пространства. Первая из них - представление о пространстве взаимоотношений индивидов с возможностью для них перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях в соответствии с созданной иерархией. Вторая - многомерность, которая выражается в способности индивидов группироваться в разнообразные системы для взаимодействия [7].

Для теоретико-методологического обоснования изучаемого нами феномена важен подход социолога В.А. Лекторского о среде как совокупности условий и влияний, окружающих человека, а также совокупности людей, связанных общностью этих условий [8].

В психологии (В.В. Давыдов, Л.И. Божович, Е.Д. Божович,

A.Н. Леонтьев, В.В. Рубцов и др.) так же отводится особая роль проблемам изучения воздействия среды на личность, отношение и развитие личности в условиях среды. Так, В.В. Давыдов рассматривал социум в качестве взаимодействия индивида и среды, а точнее, как приспособления первого ко второй, как подготовки индивида к социальным институтам.

Для А.Н. Леонтьева среда - это, прежде всего то, что создано человеком, в том числе человеческое творчество и культура [9].

В.В. Рубцов отмечает, что для человека среда существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязях, коммуникации и других процессах и представляет собой некий мир [10].

Понимание содержания понятия «среда», предложенное Л.С. Выготским, придает ей определенный масштаб. Среда, в трактовке ученого-психолога, выступает в качестве источника развития по отношению к специфическим для человека свойствам и формам деятельности.

По мнению Н.Б. Крыловой, существует множество сред, в которых происходит социализация, индивидуализация и культурная идентификация ребенка, в том числе социокультурная, общеобразовательная, обучающая, информационная и непосредственно коммуникационная среда [11].

Многие исследователи применяют теорию систем при изучении социокультурной образовательной среды, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, самораз-вивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода и, в частности, синергетика (В.Г. Афанасьев, Н.Н. Моисеев,

B.П. Казначеев, Т. Парсонс, Ю.А. Урманцев, Э.Г. Юдин и др.). Синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, основными принципами существования которых являются самоорганизация и саморегуляция. Эти открытые системы осуществляют постоянное активное взаимодействие с окружающей средой. Синергетический подход основывается на равновесности случайного и необходимого в жизни сложных систем, которые взаимодополняют друг друга.

Средовый подход в воспитании как формально-логическая теория и технология опосредованного управления развитием и формированием личности рассматривается в работах Ю.С. Мануйлова [12].

Подводя итог описанным выше подходам, можно отметить, что все они доказывают факт зависимости поведения человека от широкого набора средовых характеристик, которые, в свою очередь, находятся в сложных взаимосвязях друг с другом.

Исходя из того, что объектом нашего исследования является именно образовательная среда военного института, перед нами встает задача проследить изменение концепций влияния образовательной среды на формирование, развитие человека, его потенциала в рамках педагогической науки.

Современные исследователи близки в понимании больших потенциальных возможностей, которыми обладает образовательная среда для развития и саморазвития личности (О.С. Газман,

Н.Б. Крылова, Г.А. Ковалев, Ю.С. Мануйлов, В.И. Слабодчико-ва, Л.Н. Седова, В.И. Ясвин и др.). Однако воспитательный потенциал среды ученые определяют по-разному. Одни полагают, что среда является способом преобразования внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова и др.); другие рассматривают среду, наполненную нравственно-эстетическими ценностями, которая дает способ жить и развиваться; создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С. Библер, Б.П. Юсов и др.). Третьи понимают среду как целостную социокультурную систему, которая способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает отношения (Ю.Г. Волков,

В.С. Поликарпов и др.). Ряд ученых считают, что среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых человеку для жизни (Л.П. Буева, Н.В. Гусева и др.).

А.А. Макареня приходит к выводу, что понятие среды в образовании неоднозначно, оно определяется объективным и субъективным отношением участников образовательного процесса к окружающей действительности, к способам ее отображения, к представлениям ее в виде учебной информации, к ее восприятию [13].

Как уже было отмечено, при средовом подходе доминантой воспитания предстает взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса и культурно-образовательной среды, в результате чего учащиеся овладевают духовно-нравственными ценностями. Исследователи (Н.В. Смирнова, С.Д. Дерябо, Т.В. Менг, В.А. Ясвин, Дж. Гибсон и др.) рассматривают образовательную среду как подсистему социокультурной среды, как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций; и как целостность специально организованных педагогических условий развития личности учащегося.

По мнению С.Д. Дерябо, образовательная среда является совокупностью всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных [14].

Согласно исследованиям Т.В. Менг, образовательную среду необходимо представлять как многомерное социально-педагогическое явление, связанное в единое целое различными коммуникативными механизмами и оказывающее ситуативное влияние на развитие ценностных ориентаций личности, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах освоения, потребления и распространения социокультурных ценностей [15].

В работах В.А. Ясвина образовательная среда выступает как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Понятие «образовательная среда» выступает как «родовое» для таких понятий как «семейная среда», «школьная среда» и т.п. [16].

Таким образом, анализ научной литературы показал, что существуют различные направления в определении сущности и свойств образовательной среды. Так, представители информационного направления (М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник и др.) ориентируются на создание образовательной среды, взаимодействующей с обучаемым на уровне присвоения знания, развития его практической, познавательной деятельности. Социально-психологическое направление средо-ориен-тированного подхода (Г.А. Андреева, Л.С. Выготский и др.) характеризуется тем, что в контексте изучения комплексного взаимодействия социальной, предметно-пространственной, информационной сред - образовательная среда рассматривается как средство, условие конструирования «собственной среды развития» обучаемого, что позволяет раскрываться индивидуальности. В концепции педагогического конструирования Н.В. Кузьминой предполагается возможность организации поддержки деятельности в процессе освоения учебной информации, что способствует его развитию и определяет индивидуальный познавательный стиль.

Для теоретико-методологического определения исследуемого нами феномена важно подчеркнуть, что образовательная среда военного вуза не существует изолированно от образовательной системы в целом. Она неразрывно связана с образовательным процессом, его спецификой и организацией [17; 18]. Приоритет выбора той или иной педагогической системы, построение взаимодействия обучающегося с образовательной средой, непрерывно

связан с нормативно-правовой базой функционирования и тенденциями развития системы отечественного образования, которая обеспечивает процесс подготовки специалистов.

Исключительно важным для нашего исследования является теоретико-методологический вывод о том, что образовательную среду высшего учебного заведения внутренних войск МВД

России целесообразно рассматривать: во-первых, как целостную систему, компоненты которой во взаимодействии друг с другом обеспечивают воспитательный и развивающий потенциал среды; во-вторых, с позиции взаимодействия индивида и среды, а в-третьих, в качестве неотъемлемого источника социализации личности, формирования и развития человека.

Библиографический список

1. Беловолов, В.А. К вопросу о формировании профессиональной компетентности у будущих офицеров внутренних войск МВД России в условиях знаково-контекстного обучения / В.А. Беловолов, С.В. Бунин, С.А. Куценко, А.Н. Нежельскои // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9.

2. Матвеев, Д.Е. Особенности профессиональной подготовки курсантов военного вуза / Д.Е. Матвеев, В.А. Беловолов, А.И. Жданок // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1.

3. Беловолова, С.П. Проблемные вопросы процесса адаптации курсантов первого курса к обучению в военных вузах внутренних войск МВД РФ / Беловолова С.П., Скворцов И.М., Бунин С.В., Беловолов В.А. // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М., 1996.

5. Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии / под ред. РК. Мертона, Л. Брума, Л.С. Котрелла. // Социология сегодня: проблемы и перспективы. - М., 1965.

6. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В.Г. Панова. - М., 1983.

7. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / под ред. А. Ю. Согомонова. - М., 1992.

8. Лекторский, В.А. Мультикультурализм и диалог культур // Тез. докл. XI Междунар. Лихачевских научных чтений. - СПб., 2011.

9. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - 1998. - № 1.

10. Рубцов, В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. - М., 2002.

11. Крылова, Н.Б. Очерки понимающей педагогики / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. - М., 2003.

12. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. - М., 2002.

13. Макареня, А.А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. - Тюмень, 1997.

14. Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: пособ. для учителя / под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997.

15. Менг, Т.В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели. - М., 2011.

16. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.

17. Беловолов, В.А. К вопросу о дистанционном обучении / В.А. Беловолов, Д.Ю. Янголь, С.П. Беловолова, С.А. Куценко // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10.

18. Левин, Е.М. Реализация в образовательном процессе военного вуза интегративного спецкурса «профессиональная деятельность офицера внутренних войск» / Е.М. Левин, В.А. Беловолов, С.В. Бунин, С.П. Беловолова // Сибирский педагогический журнал. - 2011.

- № 10.

Bibliography

1. Belovolov, V.A. K voprosu o formirovanii professionaljnoyj kompetentnosti u buduthikh oficerov vnutrennikh voyjsk MVD Rossii v usloviyakh znakovo-kontekstnogo obucheniya / V.A. Belovolov, S.V. Bunin, S.A. Kucenko, A.N. Nezheljskoi // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011.

- № 9.

2. Matveev, D.E. Osobennosti professionaljnoyj podgotovki kursantov voennogo vuza / D.E. Matveev, V.A. Belovolov, A.I. Zhdanok // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 1.

3. Belovolova, S.P. Problemnihe voprosih processa adaptacii kursantov pervogo kursa k obucheniyu v voennihkh vuzakh vnutrennikh voyjsk MVD RF / Belovolova S.P, Skvorcov I.M., Bunin S.V., Belovolov V.A. // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 10.

4. Ozhegov, S. I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vihrazheniyj / S.I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. - M., 1996.

5. Parsons, T. Obtheteoreticheskie problemih sociologii / pod red. R.K. Mertona, L. Bruma, L.S. Kotrella. // Sociologiya segodnya: problemih i

perspektivih. - M., 1965.

6. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod red. L.F. Iljichyova, P.N. Fedoseeva, S.M. Kovalyova, V.G. Panova. - M., 1983.

7. Sorokin, P. Chelovek. Civilizaciya. Obthestvo / pod red. A. Yu. Sogomonova. - M., 1992.

8. Lektorskiyj, V.A. Muljtikuljturalizm i dialog kuljtur // Tez. dokl. XI Mezhdunar. Likhachevskikh nauchnihkh chteniyj. - SPb., 2011.

9. Leontjev, A.N. Uchenie o srede v pedologicheskikh rabotakh L.S. Vihgotskogo // Voprosih psikhologii. - 1998. - № 1.

10. Rubcov, V.V. Proektirovanie razvivayutheyj obrazovateljnoyj sredih shkolih / V.V. Rubcov, T.G. Ivoshina. - M., 2002.

11. Krihlova, N.B. Ocherki ponimayutheyj pedagogiki / N.B. Krihlova, E.A. Aleksandrova. - M., 2003.

12. Manuyjlov, Yu.S. Sredovoyj podkhod v vospitanii. - M., 2002.

13. Makarenya, A.A. Kuljturotvorcheskaya sreda: status, struktura, funkcionirovanie. - Tyumenj, 1997.

14. Deryabo, S.D. Uchitelyu o diagnostike ehffektivnosti obrazovateljnoyj sredih: posob. dlya uchitelya / pod red. V.P. Lebedevoyj, V.I. Panova. -

M., 1997.

15. Meng, T.V. Issledovanie obrazovateljnoyj sredih: problemih, podkhodih, modeli. - M., 2011.

16. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Belovolov, V.A. K voprosu o distancionnom obuchenii / V.A. Belovolov, D.Yu. Yangolj, S.P. Belovolova, S.A. Kucenko // Sibirskiyj pedagogicheskiyj

zhurnal. - 2011. - № 10.

18. Levin, E.M. Realizaciya v obrazovateljnom processe voennogo vuza integrativnogo speckursa «professionaljnaya deyateljnostj oficera vnutrennikh voyjsk» / E.M. Levin, V.A. Belovolov, S.V. Bunin, S.P. Belovolova // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2011. - № 10.

Статья поступила в редакцию 04.02.14

УДК 371

Zhurakovskaya V. MODERNIZED PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF THE FORMATION OF INDIVIDUALITY OF A STUDENT. The authors proposes a classification of pedagogical technologies based on such features as a degree of novelty; such types as a modified technology, a combined technology, the innovative technology are distinguished; their contents is defined. The author gives a special attention to one of modified technologies - a game-involving technology that is used to form scientific notions. The stage of arranging a business game for formation of scientific notions is shown. The author gives an example of the business game «The production of air conditioners» and how it helps in forming of the notion of «manager».

Key words: pedagogical technology, technology of a modified type, business game, development of individuality of a student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.