Научная статья на тему 'Структура дидактической системы инженерной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России'

Структура дидактической системы инженерной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курилов Алексей Владиславович

В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России. Предложены пути ее решения за счет применения дидактической системы инженерной подготовки. Раскрывается структура системы и условия повышения эффективности обучения курсантов инженерному обеспечению служебно-боевой деятельности внутренних войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курилов Алексей Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of the didactic system of the engineering training of the cadets of educational institutions of internal troops of the MIA of Russia

The article deals with the problem of professional training of the cadets of military institutes of the Russian interior Ministry forces. The author proposed the ways for its improvement through the application of the didactic system of engineering training. It reveals the structure and conditions of the cadets’ effective training in engineering maintenance of the combat service activity.

Текст научной работы на тему «Структура дидактической системы инженерной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России»

стов высокой квалификации : материалы III Всероссийской научно-практической конференции (2124 апреля 2015 г., Смоленск) / Смоленск. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск, 2015. - С. 146-158.

5. Biomechanical analysis of double poling in elite cross-country skiers / H.-C. Holmberg, S. Lindinger, T. Stöggl, E. Eitzlmair, E. Müller // Medicine and science in sports and exercise. - 1996. -Vol. 37. - Issue 5. - P. 807-818.

REFERENCES

1. Ermakov, V.V., Pirog, A.V. and Shevcov, V.S. (2007), Cross-country skiing technique, Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Tourism, Smolensk.

2. Kolykhmatov, V.I. (2013), "Double poling: the main mistakes and model parameters of modern cross-country skiing technique", The actual issues of highly qualified skiers training, Vol. 2, pp. 129135.

3. Kolykhmatov, V.I. (2009), "The modern aspects of biomechanical control in cross-country skiing", Skiing, pp. 33-38.

4. Kolykhmatov, V.I. (2015), "Comparative analysis of elite cross-country skiers' double poling in the classical sprint", The actual issues of highly qualified skiers and biathletes training, Vol. 3, pp. 146158.

5. Holmberg, H.-C., Lindinger, S., Stöggl, T., Eitzlmair, E. and Müller, E. (1996), "Biomechanical analysis of double poling in elite cross-country skiers", Medicine and science in sports and exercise, Vol. 37, Issue 5, pp. 807-818.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.11.2015

УДК 378

СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Алексей Владиславович Курилов, заместитель начальника кафедры, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России (СПВИ ВВ МВД России)

Аннотация

В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки курсантов вузов внутренних войск МВД России. Предложены пути ее решения за счет применения дидактической системы инженерной подготовки. Раскрывается структура системы и условия повышения эффективности обучения курсантов инженерному обеспечению служебно-боевой деятельности внутренних войск.

Ключевые слова: инженерная подготовка, дидактическая система, искусственный интеллект, курсанты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p109-114

STRUCTURE OF THE DIDACTIC SYSTEM OF THE ENGINEERING TRAINING OF THE CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF

THE MIA OF RUSSIA

Aleksey Vladislavovich Kurilov, the deputy head of the department, St. Petersburg Military Institute of the Russian Interior Forces Ministry

Annotation

The article deals with the problem of professional training of the cadets of military institutes of the Russian interior Ministry forces. The author proposed the ways for its improvement through the application of the didactic system of engineering training. It reveals the structure and conditions of the cadets' effective training in engineering maintenance of the combat service activity.

Keywords: engineering training, didactic system, artificial intelligence, cadets.

Требования Министра внутренних дел России и главнокомандующего внутренними войсками о решительном и качественном повышении уровня боевой подготовки воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России продолжают оставаться актуальными, и по сей день.

В настоящее время в условиях выполнения задач, связанных с антитеррористической деятельностью внутренних войск, в условиях активизации применения террористическими группами дистанционно управляемых взрывчатых веществ, самодельных взрывных устройств и террористов-смертников, возросли требования к специалистам инженерной службы, участвующим в специальных операциях по пресечению деятельности бандгрупп и незаконных вооруженных формирований.

Эти и другие обстоятельства требуют от командиров и начальников комплексного подхода к подготовке военнослужащих, выполняющих задачи по обезвреживанию взрывоопасных предметов и действиям в условиях минной опасности, а также по предотвращению гибели личного состава, участвующего в специальных операциях по пресечению действий бандгрупп и незаконных вооруженных формирований.

Повседневная деятельность офицера становится более информационной, творческой, с преобладанием в ней функций обработки информации, управления, контроля, быстрого принятия решений в экстремальных ситуациях, что требует от офицера высокого уровня военно-профессиональной подготовленности.

Качественная подготовка будущих офицеров внутренних войск - основная задача военных вузов [3, 4]. Поэтому, перед институтами внутренних войск МВД России поставлена приоритетная и ответственная задача по формированию личности будущего офицера - подготовка курсантов - будущих офицеров внутренних войск, высокий уровень профессионализма, боевой дух и морально-деловые качества, которых, позволили бы выполнять поставленные перед ними задачи в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями. При этом выполнение этих задач может сочетаться с деятельностью в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни, ограниченным временем и высоким уровнем ответственности, что, безусловно, требует от него высокой профессиональной подготовленности.

Совершенствование профессионального уровня военнослужащих внутренних войск осуществляется в системе боевой подготовки.

Боевая подготовка - это целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, предназначенный для формирования, поддержания и совершенствования требуемого уровня военно-профессиональной подготовки, морально-психологической устойчивости и физической выносливости личного состава, слаживания подразделений и воинских частей.

Одним из элементов системы боевой подготовки внутренних войск является инженерная подготовка, которая направлена на обучение личного состава воинских частей и подразделений выполнению задач и мероприятий инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России.

В военных институтах внутренних войск МВД России основы инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск курсанты изучают на занятиях по дисциплине «Инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войск (СБД ВВ)».

На этих занятиях курсанты изучают табельные инженерные средства, порядок их применения, приобретают навыки в организации инженерного обеспечения действий подразделений внутренних войск в соответствии с их служебно-боевым предназначением при выполнении служебно-боевых задач в повседневной деятельности, при возникновении чрезвычайных ситуаций, в районах чрезвычайного обстоятельства и чрезвычайного положения, участия в проведении КТО и локализации внутреннего вооружённого конфликта. Учатся организовать и контролировать выполнение основных задач инженерного

обеспечения в различных условиях обстановки. Изучают основы инженерного обеспечения при подготовке и ведении различных видов боевых действий вооружённых сил РФ [3].

В связи с изменением программ обучения курсантов и предъявлением более жестких требований к уровню их профессиональной подготовки решаются вопросы по совершенствованию учебно-материальной базы, внедрению смелых решений в применении инновационных технологий обучения, что оказывает существенное влияние на повышение эффективности обучения и качество получаемых курсантами знаний.

Одним из важных направлений повышения качества обучения курсантов в системе высшего профессионального образования является совершенствование системы инженерной подготовки. Таким образом, система образования во внутренних войсках должна ориентироваться на качественную подготовку курсантов, получение знаний, приобретение умений и навыков, позволяющих достойно выполнять обязанности по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств [5].

На современном этапе система инженерной подготовки, в связи с недостатком учебного времени и внедрением в войска сложного оборудования, требует ее совершенствования и не в полной мере позволяет качественно осуществлять обучение курсантов. Занятия по инженерной подготовке должны быть насыщенными по напряженности и трудностям, так чтобы курсант после проведенных занятий почувствовал уверенность в своих силах. Он должен быть уверенным в том, что, будучи офицером, оказавшись в тяжелой ситуации, он сумеет с использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков выполнить поставленную задачу и сможет поднять «боевой дух» вверенных ему солдат.

Необходимость повышения эффективности учебного процесса побуждает искать новые пути оптимизации обучения. В современной педагогике при обучении курсантов применяются различные методы обучения, к их числу относятся и инновационные.

Для реализации задач подготовки высококвалифицированных офицеров внутренних войск МВД России целесообразно применять дидактическую систему инженерной подготовки в обучении курсантов [1], способствующую качественно формировать уровень профессиональных и военно-профессиональных компетенций, что и определяет актуальность рассматриваемого вопроса.

Изучение состояния инженерной подготовки курсантов в вузах внутренних войск МВД России выявило ряд противоречий:

- между увеличивающимися требованиями к уровню инженерной подготовки курсантов в вузе внутренних войск МВД России и не полностью учитывающем это обстоятельство дидактической системой инженерной подготовки и организации образовательного процесса;

- между постоянно развивающимися компьютерными технологиями и отсутствуем структур в дидактической системе инженерной подготовки, позволяющих осваивать инновационные технические средства обучения.

Анализ состояния дидактической системы инженерной подготовки курсантов вузов внутренних войск свидетельствует о том, что в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем при обучении курсантов является неуверенность преподавателей в применении инновационных технологий. Поэтому, наряду с развитием компьютеризированных систем вытекают такие противоречия, как использование теории управления системами моделирования процесса обучения в дидактической системе инженерной подготовки и слабый уровень подготовленности преподавателей в области компьютерных технологий, место компьютера в учебном процессе и роль преподавателя в разработке и реализации электронных обучаемых программ.

Данный факт определяет дальнейшее развитие теоретических исследований в той области, в которой в качестве основного средства выступают теоретически идеальные объекты - модели [2].

Анализ педагогической деятельности преподавательского состава, особенно имеющего малый педагогический опыт, показал, что качество получаемого профессионального образования курсантами снижается из-за несоответствия части педагогов современным требованием, а именно,

- отсутствие инициативы и самостоятельности в работе над совершенствованием своего профессионального уровня;

- неумение развить у курсантов способности интуитивного восприятия учебного материала, развить память, воображение, активизировать мыслительные процессы;

- не могут научить курсантов концентрировать внимание на важном направлении деятельности, таким образом развить такие процессы в организме, которые позволяют человеческому мозгу без труда и за короткий промежуток времени «впитать» всю необходимую информацию.

Наличие этих обстоятельств вызывает такой аспект, как отсутствие синхронизации между приобретенными знаниями, умениями и навыками и современным темпом развития войск, при котором профессионализм выпускника в войсках имеет крайне большое значение.

Для повышения эффективности обучения курсантов в дидактической системе инженерной подготовки разработаны условия, которые включают:

- дидактические условия - условия, которые позволяют, используя активные инновационные методы обучения и, принимая во внимание индивидуальные возможности курсантов, подобрать соответствующую «Схему обучения» для каждого курсанта в соответствии с целями обучения, поставленными образовательными стандартами;

- организационные условия - обеспечение решения реверсивных задач оптимизации обучения курсантов в сочетании с практической отработкой учебных вопросов по взаимосвязанным военно-профессиональным дисциплинам;

- технологические условия - материально-техническое обеспечение вузов и инженерная подготовка педагогов, которые обеспечивают взаимосвязь своего предмета с практической деятельностью в войсках.

Оптимизация обучения дисциплине «Инженерное обеспечение СБД ВВ» трансформируется в практическую составляющую обучения. Курсанты углубляют знания и совершенствуют практические навыки на практических занятиях, которые проводятся в полевых условиях и условиях, приближенных к реальной боевой обстановке и в ходе проведения войсковой практики.

Одним из основополагающих направлений развития курсантов, направленных на повышение профессионализма и развитие нового качества подготовки будущих офицеров в области инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск, является использование современных технологий, связанных с использованием компьютерных систем, используемых в дидактической системе инженерной подготовки курсантов (рисунок 1).

Структура дидактической системы инженерной подготовки ориентирована на формирование специализированной образовательной среды.

В структуру дидактической системы инженерной подготовки курсантов вуза внутренних войск МВД России включены заказ, цели, образовательная программа под этот заказ, материально-техническое обеспечение, организация совместной деятельности преподавательского состава и курсанта, база контрольно-измерительных материалов.

Внедрение в образовательный процесс технологий обучения курсантов с использованием ЭВМ и методики преподавания с применением разработанных электронных обучающих программ существенно повышают уровень профессиональной подготовлен-

ности курсантов. Они позволяют в кратчайшие сроки и с высокой точностью протестировать широкий круг свойств когнитивных функций человека, например, внимания, памяти, уровня его интеллекта и позволяют провести диагностику его психологического состояния, а также провести оптимизацию работоспособности и эффективности мыслительных процессов.

Рис. 1. Структура дидактической системы инженерной подготовки курсантов

В технологии подготовки и диагностики состояния процесса развития курсанта в данной дидактической системе инженерной подготовки каждый курсант проходит свой индивидуальный маршрут, при котором он усваивает теоретический и практический материал. При диагностике состояния развития компетенций курсанта по окончании каждой темы используются базы контрольных вопросов.

Критерием эффективности предложенной дидактической системы инженерной подготовки курсантов являются качество военно-профессиональной подготовки при соответствии сформированных компетенций курсантов требованиям, предъявляемым образовательными стандартами.

В качестве критерия оптимальности обучения дисциплине «Инженерное обеспечение СБД ВВ» рассматривается повышение эффективности обучения курсантов при применении дидактической системы инженерной подготовки.

Таким образом, применение дидактической системы инженерной подготовки повысит уровень профессиональной подготовленности курсантов внутренних войск к выполнению задач и мероприятий инженерного обеспечения при выполнении служебно-боевых задач. При этом особое значение имеет применение новейших технологий в организации и методике обучения курсантов инженерной подготовке, при которой курсанты, приобретают знания, умения и навыки и оперативно принимают решения в моделируемой боевой обстановке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курилов, А.В. Совершенствование профессиональных качеств курсантов вузов внутренних войск МВД России / А.В. Курилов // Проблемы непрерывного профессионального

образования : сборник научных трудов по материалам межвузовской научно-практической конференции / под редакцией Л.Н. Бережновой. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. - С. 70-74.

2. Нечаев, Ю.И. Интеллектуальная система, функционирующая на основе мультиагентных технологий / Ю.И. Нечаев, А.В. Лютин // Искусственный интеллект. - 2009. - № 3. - С. 413-422.

3. Основная образовательная программа федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» [Электронный ресурс] // URL : https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.vfdvui.ru%2Fdocuments%2Foop_ponb.doc&na me=oop_ponb.doc&lang=ru&c=567eb27e290a. - Дата обращения 30.11.2015.

4. Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 14 января 2005 г. № 22 [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/12138764/. - Дата обращения 30.11.2015.

5. Федеральный Закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства Внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/10128200/. - Дата обращения 30.11.2015.

REFERENCES

1. Kurilov A.V. (2014), "Improvement of professional qualities of cadets of military institutes of the Russian interior Ministry forces", Problems of continuous professional education the collection of scientific works on materials of interuniversity scientific and practical conference, St. Petersburg, pp. 70-74.

2. Nechaev Y.I. and Liuting A.V. (2009), "The intellectual system functioning on the base of multiagent technologies", Artificial intelligence, No. 3, pp. 413-422.

3. The basic educational program, Federal state military educational institution of higher professional education of the Russian interior Ministry forces in the specialty 40.05.01 "Legal guarantees for national security", available at: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.vfdvui.ru%2Fdocuments%2Foop_ponb.doc&na me=oop_ponb.doc&lang=ru&c=567eb27e290a.

4. The statement in the organization at activity of the military educational institution of higher professional education of the Russian interior Ministry forces. The order of the Minister of the interior Affairs of Russian Federation January 14, 2005 No. 22, available at: http://base.garant.ru/12138764/.

5. Federal Law dated 06.02.1997, No. 27-FZ "About internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation ", available at: http://base.garant.ru/10128200/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.12.2015

УДК 796.412

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ГИМНАСТОК ГРУПП

НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Юлия Евгеньевна Куценко, аспирант, Любовь Викторовна Тарасова, доктор педагогических наук, доцент, Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),

Москва

Аннотация

Разработаны средства обучения гимнастическим упражнениям со скакалкой для девочек групп начальной подготовки. Проведена оценка прироста координационных способностей юных гимнасток, произведенных на основе учета допущенных ошибок, при выполнении упражнения. Разработаны критерии оценки работы со скакалкой юных гимнасток групп начальной подготовки.

Ключевые слова: художественная гимнастика, группа начальной подготовки,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.