Научная статья на тему 'Исследование формирования инженерно-технической компетенции у курсантов командных факультетов в период обучения их в военных институтах вв МВД России'

Исследование формирования инженерно-технической компетенции у курсантов командных факультетов в период обучения их в военных институтах вв МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ССЛЕДОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУРСАНТ / КОМАНДНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВВ МВД РОССИИ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Владимир Борисович, Багишаев Зайнулла Абдулгалимович

Статья посвящена исследованию формирования инженерно-технической компетенции у курсантов командных факультетов в период обучения их в военных институтах ВВ МВД России. Определены компетенции, предъявляемые к курсантам федеральными государственными стандартами, составлена матрица и разделена по разделам. Проведены анализы: офицеров курсов повышения квалификации, отчеты командиров воинских частей, курсантов в области инженерно-технической компетенции в оборудовании войсковых объектов комплексом инженерно-технических средств охраны. Разработана педагогическая система формирования инженерно-технической компетентности курсантов командного факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреев Владимир Борисович, Багишаев Зайнулла Абдулгалимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the formation of engineer-technician competence among the cadets of the command faculties in the period of their training in military institutions of the MIA of Russia

The article is devoted to the research of formation of engineer-technician competence among the cadets of the command faculties in the period of their training in the military institutions of the MIA of Russia. It defines the competences required from the students under the Federal state standards. The authors composed the matrix and divided it into sections. The analysis have been done involving the officers of the training courses, the reports of commanders of military units, the cadets in the field of engineering and technical competence in equipment of the army targets with the complex of the engineering and technical means of protection. The pedagogical system for formation of the technical and engineering competence among the students of the command faculty has been developed.

Текст научной работы на тему «Исследование формирования инженерно-технической компетенции у курсантов командных факультетов в период обучения их в военных институтах вв МВД России»

2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. - М. : Академия, 2003. -

256 с.

3. Колесникова, И.А. Основы технологической культуры учителя / И.А. Колесникова. -СПб. : Дрофа, 2003. - 285 с.

4. Методическая деятельность, словарь-справочник / под ред. Е.В. Титовой. - Пермь : [б. и.], 1990. - 92 с.

5. Титова, Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики : дис. ... д-ра пед. наук / Титова Е.В. - СПб., 1995. - 311 с.

REFERENCES

1. Adamski, M.J. and Janowickie, E.V. (2000), Vast didactics and 1000 small things in the multi-level training, Valerie SPD, St. Petersburg.

2. Kraevsky, V.V. (2003), General principles ofpedagogy, Academy, Moscow.

3. Kolesnikova, I.A. (2003), Fundamentals of teachers of technological culture, Drofa, St. Petersburg.

4. Ed. Titova E.V. (1990), Methodological work, dictionary-directory, Perm.

5. Titova, E.V. (1995), Technique of education as a phenomenon of pedagogical science and practice, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.02.2016

УДК 378

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ КОМАНДНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ИХ В ВОЕННЫХ ИНСТИТУТАХ ВВ МВД РОССИИ

Владимир Борисович Андреев, старший преподаватель, Зайнулла Абдулгалимович Багишаев, доктор педагогических наук, профессор, Саратовский военный институт ВВ МВД России, Саратов

Аннотация

Статья посвящена исследованию формирования инженерно-технической компетенции у курсантов командных факультетов в период обучения их в военных институтах ВВ МВД России. Определены компетенции, предъявляемые к курсантам федеральными государственными стандартами, составлена матрица и разделена по разделам. Проведены анализы: офицеров курсов повышения квалификации, отчеты командиров воинских частей, курсантов в области инженерно-технической компетенции в оборудовании войсковых объектов комплексом инженерно-технических средств охраны. Разработана педагогическая система формирования инженерно-технической компетентности курсантов командного факультета.

Ключевые слова: исследование, формирование, инженерно-техническая компетенция, курсант, командный факультет, военный институт ВВ МВД России, компетенции, педагогической системы формирования инженерно-технической компетентности курсантов командного факультета.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p24-31

STUDY OF THE FORMATION OF ENGINEER-TECHNICIAN COMPETENCE AMONG THE CADETS OF THE COMMAND FACULTIES IN THE PERIOD OF THEIR TRAINING IN MILITARY INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Vladimir Borisovich Andreyev, senior lecturer, Zaynulla Abdulgalimovich Bagishayev, doctor of pedagogical sciences, professor, Saratov military Institute of internal troops of Russia

Annotation

The article is devoted to the research of formation of engineer-technician competence among the cadets of the command faculties in the period of their training in the military institutions of the MIA of

Russia. It defines the competences required from the students under the Federal state standards. The authors composed the matrix and divided it into sections. The analysis have been done involving the officers of the training courses, the reports of commanders of military units, the cadets in the field of engineering and technical competence in equipment of the army targets with the complex of the engineering and technical means of protection. The pedagogical system for formation of the technical and engineering competence among the students of the command faculty has been developed.

Keywords: study, formation, engineering and technical competence, cadet, command faculty, military Institute of the MIA of Russia, competences, pedagogical system of formation of technical and engineering competence of students of the command faculty.

В век бурного развития техники остро стоит вопрос по подготовке классного специалиста. В свете новых положений федерального государственного стандарта, за сравнительно короткий срок необходимо сформировать общеевропейское пространство высшего образования и повысить уровень системы высшего образования на мировой арене. Создать систему четких и сопоставимых степеней за счет введения данных о полученной квалификации, уровень квалификации, содержание программы обучения и результаты -компетентным категориям. Переходу к многоуровневой системе подготовки: бакалавр, магистр, докторант. Доступ к следующему уровню предполагает успешное завершение предыдущего.

Введения систем зачетных баллов по типу ECTS (европейской системы зачетных баллов), обеспечивающую прозрачность, сопоставимость объема изученного материала и возможность академического признания квалификаций и компетенций.

Не исключением стало и военное образование. Военно-профессиональная подготовка выпускников военных образовательных организаций высшего образования внутренних войск МВД России является основой для дальнейшего профессионального образования в военных образовательных организациях высшего образования Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, в которых офицеры приобретают высшую военную оперативно-тактическую и высшую военную оперативно-стратегическую подготовку.

Главная задача учебных заведений внутренних войск МВД России - подготовка высококвалифицированных офицеров, способных выполнять служебно-боевые задачи в сложных, а иногда и критических ситуациях, как в мирное, так и в военное время. Формирование военно-профессиональной направленности выпускников институтов является основным звеном решения данной задачи и обеспечивается всем образовательным процессом на основе реализации квалификационных требований, тематических планов и рабочих программ.

Поэтому особую актуальность приобретает подготовка высококвалифицированных, интеллектуальных и компетентных в своих вопросах специалистов. На сегодняшний день возникло множество противоречий, ряд которых пытаемся решить, а именно:

- происходящей смены политического мировоззрения и возможности применения смелых силовых решений в области правоохранительной деятельности, улучшением финансирования внутренних войск МВД России и образованием выпускников;

- изменением статуса военнослужащего, переход на контрактную систему формирование войск;

- потребностью образовательного процесса, связи с постоянным развитием науки в повышении уровня компетентности в инженерно-техническом направлении курсантов и недостаточной разработанностью теоретических и практических вопросов связанных с этой проблемой в условиях совершенствования требований к военному образованию.

Особое значение имеет формирование инженерно-технической компетенции у курсантов командного факультета. По своей специализации выполнения служебных задач, они не являются специалистами в области инженерно-технического обеспечения

подразделений. Но реальность нашего времени, в преддверии развития инженерной мысли требует определенный уровень знаний, умений, навыков. Исходя из этих положений, мы решили разрешить данную проблемную ситуацию создать систему четких и сопоставимых степеней за счет введения данных о полученной квалификации, уровень квалификации, содержание программы обучения и результаты - компетентным категориям.

Изучив общие компетенции, предъявляемые к курсантам федеральными государственными стандартами, составили матрицу и разделили их по разделам:

- ОК - обще культурные;

- ВПК - военно-профессиональные компетенции;

- ПСК - профессионально-специализированные компетенции.

Определили объекты профессиональной деятельности выпускника командного факультета по военно-учетной специальности в инженерно-техническом направлении курсантов:

- использование, эксплуатация и сохранность вооружения, военной техники и другого имущества подразделения;

- ведение ротного хозяйства;

- обеспечение безопасности военной службы.

По видам профессиональной деятельности выпускника по военно-учетной специальности:

- командная;

- педагогическая;

- воспитательная;

- военно-техническая;

- административно-хозяйственная.

Задачи профессиональной деятельности выпускника по военно-учетной специальности:

В командной деятельности - управление подразделением при выполнении слу-жебно-боевых задач в мирное и военное время.

В педагогической деятельности - обучение личного состава.

В воспитательной деятельности - морально-психологическое обеспечение слу-жебно-боевой деятельности воинской части (подразделения): работа по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка, информационно-воспитательная работа, социально-психологическая работа; военно-социальная работа, культурно-досуговая работа, снабжение техническими средствами морально-психологического обеспечения и организация их эксплуатации.

В военно-технической деятельности - использование, эксплуатация и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества подразделения.

В административно-хозяйственной деятельности:

организация повседневной деятельности подразделения;

обеспечение безопасности военной службы.

Рассматривая изучаемую дисциплину «Инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войск» определили компетенции, которые курсант командного факультета должен знать, уметь, владеть.

На базе выделенных по предмету компетенций составили матрицу.

Всего компетенции в масштабе военного института с 8 зачетными единицами по ИО СБД составило ПК-2, ВПК-14 компетенций.

В период разработки матрицы компетентности был проведен анализ служебно-боевой деятельности выпускников Саратовского военного института ВВ МВД России. Проводилась работа с офицерами прибывающих на курсы повышения квалификации с войск, опрос и изучались материалы по улучшению их подготовки. Как правило, на курсы прибывают выпускники военно-образовательных заведений внутренних войск с пер-

вичных по выпуску должностей.

Таблица 1

_Компетенции по ИО СБД_

номер Компетенция Знать Уметь Владеть Курс

ПК способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства, применяемые в деятельности правоохранительного органа, по линии которого осуществляется подготовка специалистов назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство и способы применения инженерных средств, состоящих на вооружении воинских частей внутренних войск 3-5

ПК способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач цели, задачи и мероприятия инженерного обеспечения служебно-боевого применения воинских частей и подразделений внутренних войск, привлекаемые силы и средства для их выполнения в различных условиях обстановки организовывать инженерное обеспечение, производить необходимые расчёты по выполнению задач инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности подразделений внутренних войск в различных условиях обстановки 3-5

ВПК способностью к руководству подразделением при участии войск совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения содержание и последовательность работы командира подразделения по организации выполнения основных задач инженерного обеспечения организовывать инженерное обеспечение, производить необходимые расчёты по выполнению задач инженерного обеспечения служебно-боевой деятельности подразделений внутренних войск в различных условиях обстановки 2-5

и т.д.

По результатам ежегодных отчетов (требования руководящих документов), которые поступают в военные институты с мест выполнения своих обязанностей выпускников и анализа в работе с офицерами КПК (курсов повышения квалификации). В отчетах отражались вопросы - уровень подготовки деятельности офицеров во внутренних войсках МВД России, которые оценивается по критериям. По этим отчетам можно оценить профессионализм выпускников на конкретной должности по выполнению служебно-должностных обязанностей, то есть их компетентность. В ходе проведенного анализа компетенции выпускника рассматривались вопросы.

Умение: - организовать и руководить боевой службой войсковых нарядов; - самостоятельно выработать и принять решение, отдать приказ; - организовать эксплуатацию технических средств и проводить их обслуживание.

Знание и соблюдение мер безопасности при обращении с оружием, техникой при несении боевой службы. Требовательность к подчиненным по этим вопросам. При этом уровень подготовки по специальности и уровень личной подготовки (оценивается: отл., хор., удовл., неуд.) представлен в диаграммах.

По данным отчетам можно определить степени готовности офицеров к выполнению своих обязанностей по первичной по выпуску должности.

По уровню личной подготовки офицеров можно судить о багаже знаний полученных в образовательном учреждении. Наиболее низкий результат у нас получается в сфере военно-технической деятельности.

76 74 72 70 68 66 64 62 60 58 56

□ 1 ш2 ш3 ш4 ш5 □ 6 ш7 ш8 ш9

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ ТПВВ ПИТП ПМет.подг. ПУВС □ Строевая ПФП ПОП Диаграмма 2. Уровень личной подготовки

Выпускник в этой области:

1) способен организовывать своевременное получение, правильную эксплуатацию вооружения, военной техники и другого военного имущества подразделения, проверять их наличие, состояние и учет, документировать результаты осмотра (проверки) вооружения, военной техники и боеприпасов;

2) способен проверять подготовку вооружения и военной техники подразделения перед каждым выходом на занятия (учения), а также их наличие по возвращении с занятий (учений), принимать меры по предупреждению поломок вооружения и военной техники и катастроф, аварий с ними;

3) готов организовывать изобретательскую и рационализаторскую работу в подразделении;

4) способен лично владеть вооружением, автомобильной, бронетанковой и специальной техникой, стоящими на вооружении подразделения.

На основании проведенного анализа у офицеров курсов повышения квалификации и отчетов командиров воинских частей, постоянно вызывают вопросы в области инженерно-технической компетенции в областях оборудовании войсковых объектов комплексом инженерно-технических средств охраны.

Развитие технических средств охраны, эксплуатируемые военнослужащими за период их обучения и службы:

- средства охранной сигнализации -34%;

- средства сбора и отображения информации - 87%;

общий показатель

Диаграмма 1. Подготовка по специальности

показатели

- средства управления доступом - 68%;

- средства обнаружения запрещенных к проносу (провозу) предметов (материалов) - 43%;

- средства охранного телевидения -57%

По данным опроса руководителей, предприятий осуществляющих поставку оборудование во внутренние войска, такие мероприятия вызвали на 70% дополнительную потребность в квалифицированных специалистов, способных эксплуатировать появившееся технологическое оборудование.

С Целью повышения уровня сформированной инженерно-технической компетенции у курсантов командного факультета военных институтов внутренних войск и офицеров, прибывающих на курсы повышения квалификации в институты, была сформирована рабочая программа и тематический план изучения дисциплины. С целью апробации разработанной нами системы формирования инженерно-технической компетенции у будущих офицеров внутренних войск МВД России, был проведен педагогический эксперимент [1].

Для эксперимента были выбраны четыре экспериментальные (ЭГ1 (25 чел.), ЭГ2 (27 чел.), ЭГ3 (26 чел.), ЭГ4 (25 чел.)) и четыре контрольные группы (КГ1 (25 чел.), КГ2 (26 чел.), КГ3 (25 чел.), КГ4 (25 чел.)) у офицеров по одной на каждый период.

Для удобства работы деление на группы производилось по взводам, т.е. каждой группе соответствует учебный взвод курсантов. Таким образом, исследованием был охвачен весь батальон курсантов (100% обучаемых), что обеспечивает репрезентативность выборки.

Обучение экспериментальных групп проводилось по апробируемой методике, реализующей условия разработанной комплексной системе формирования, а контрольных групп по традиционной. Обучение экспериментальных и контрольных групп проводилось преподавателями, имеющими высокую компетентность в области инженерно-технической компетентностью с применением различных средств и оборудования. Основной базой эксперимента явилось оборудование Саратовского военного института ВВ МВД России.

Для проведения эксперимента мы разработали следующие ориентировочные характеристики уровней сложности задач, применяемых для формирования компетентности курсантов:

1 уровень - репродуктивные задачи, включающие формирование базовых знаний о структуре инженерно-технических средств и умение с ними работать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 уровень - репродуктивные задачи с элементами самостоятельного применения знаний и умений, использовать для решения служебно-боевых задач.

3 уровень - задачи прикладного характера, формирующие умения творчески применять инженерные средства для решения задач в условиях быстро меняющейся обстановки.

Оценка эффективности предлагаемых авторских подходов и методических решений проводилась по критериям, позволяющих провести продуктивный педагогический мониторинг качества подготовки курсантов в области формирования инженерно-технической компетенции и тем самым констатировать эффективность теоретических положений, разработанных в предварительном исследовании.

Мы оценивали их по следующей методике:

- вначале проводилась оценка соответствия уровня курсантов каждому из приведенных выше критериев в отдельности;

- затем определялись общие уровни готовности курсантов к применению инженерно-технических средств;

- собирались данные по практической работе в ходе войсковых стажировок, в период проверки знаний офицеров-выпускников на первичной должности в войсках.

Эксперимент включал три этапа: констатирующий, промежуточный и формирующий.

Нами было учтено, что в экспериментальных и контрольных группах за период педагогического эксперимента, по различным причинам (отчисления, переводы) происходило изменение количества курсантов экспериментальных и контрольных групп (взводов). Кроме того, производилось перемещение курсантов из одного взвода в другой, что внесло некоторые погрешности в результаты измерений, однако незначительно повлияло на общую динамику процесса в целом.

Для изучения и разработки системы формирования инженерно-технической компетентности была проведена дополнительная работа:

- разработаны критерии оценки инженерно-технической компетентности курсантов военных вузов ВВ МВД России;

- определены условия формирования инженерно-технической компетентности курсантов.

На основании Инструкции об организации и проведении войсковой стажировки, практики курсантов, были организованы войсковые стажировки курсантов, в ходе которой проводилось диссертационное исследование их по вопросам инженерно-технической компетенции.

Проанализировав вопросы диссертационного исследования на войсковой стажировке курсантов, для распространения их в обучения курсантов военного института. Провели эксперименты с целью изучений уровня инженерно-технической компетентности курсантов и комплексы психолого-педагогических условий оптимизирующих процесс подготовки специалистов (будущих офицеров внутренних войск).

Для проведения анализа были:

- определены группы (экспериментальные и контролируемые);

- критерий оценок (уровни знаний);

- категории;

- периоды проверок.

Можно сделать следующий вывод.

В ходе работы:

- определены сущность, содержание и структура инженерно-технической компетентности у курсантов командного факультета военных вузов ВВ МВД РФ;

- разработана педагогическая система формирования инженерно-технической компетентности курсантов командного факультета;

- разработаны критерии оценки уровня инженерно-технической компетентности, которые систематически анализируются и изучаются;

- выявлен комплекс психолого-педагогических условий оптимизирующих процесс подготовки будущих офицеров внутренних войск.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инженерно-техническая компетентность курсантов военных институтов ВВ МВД России [электронный ресурс] / Г.Т. Адырбекова, А.Н. Жылысбаева, Р.А. Исаева, В.Б. Андреев, З.А. Багишаев // Актуальные вопросы развития науки : Сборник статей Международной научно-практической конференции 14 февраля 2014 г. Уфа // URL : http://libed.ru/konferencii-tehnicheskie/345602-1-aktualnie-voprosi-razvitiva-nauki-sbornik-statev-mezhdunarodnov-nauchno-prakticheskoy-konferencii-fevralya-2014-ch.php. - Дата обращения 10.02.2016.

REFERENCES

1. Adyrbekova G.T., Zhylysbayev A.N., Isaev R. A., Andreyev V. B. and Bagishayev, Z.A. (2014), "Technical competence of cadets of the Interior Ministry Troops military institutes of Russia", Topical issues of development of science: Collection of articles of the International scientific and practical conference on February 14, 2014 Ufa, available at: http://libed.ru/konferencii-tehnicheskie/345602-1-

aktualnie-voprosi-razvitiya-nauki-sbornik-statey-mezhdunarodnoy-nauchno-prakticheskoy-konferencii-fevralya-2014-ch.php

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.02.2016

УДК 796.9

ПОРОГИ МЫШЕЧНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЕТЕЙ В ШКОЛЫ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Владимир Александрович Апарин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Алексей Николаевич Николаев, доктор психологических наук, профессор Псковский государственный университет (ПсковГУ), Псков

Аннотация

В статье отражены результаты эмпирического исследования мышечной чувствительности детей старшего дошкольного возраста.

Исследование посвящено поиску ответа на вопрос о значении мышечной чувствительности в процессе начального обучения двигательным навыкам, а так же, о целесообразности использования порогов мышечно-двигательной чувствительности в качестве критериев отбора детей для их занятий фигурным катанием на коньках. Здесь приводятся результаты изменения точности движений у фигуристов 5-6 лет за испытательный период, взаимосвязь показателей точности выполнения движений с качества выполнения элементов фигурного катания, результаты сравнительного анализа быстроты овладения детьми основными техническими приемами,

В исследовании принимали участие фигуристы 5-6 лет экспериментальной группы, с высокими порогами мышечной чувствительности и контрольной группы.

Ключевые слова: пороги мышечной чувствительности, приемы повышения мышечной чувствительности, двигательный навык, соревновательные условия, элементы фигурного катания.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p31-36

THRESHOLDS OF MUSCULAR SENSITIVITY AS CRITERIA FOR SELECTION OF CHILDREN TO THE SCHOOLS OF OLYMPIC RESERVE

Vladimir Aleksandrovich Aparin, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Alexey Nikolaevich Nikolaev, the doctor of psychological sciences, professor,

Pskov State University

Annotation

The article reflects the results of the empirical study of muscular sensitivity of children of senior preschool age. The study focuses on the search for the answer to the question about the importance of muscular sensitivity in the process of initial learning to motor-skills, as well as, about the advisability of using the thresholds of muscular-motor sensitivity as criteria for selection of children for their figure skating lessons. Here are the results of changing the precision of the movements of the skaters aged 5-6 years for the probationary period, the correlation between the indicators of accuracy of performance of movements with quality of implementation of elements in figure skating, the results of the comparative analysis of the speed of children mastering basic skills. The study involved the skaters aged 5-6 years of the experimental group, with high threshold muscle sensitivity and control groups.

Keywords: thresholds of muscular sensitivity, methods for increasing muscle sensitivity, motor skills, competitive conditions, elements of figure skating.

Как известно, точность выполнения элементов техники в любом виде спорта находится в зависимости от мышечно-двигательной чувствительности (МДЧ) спортсменов. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.