6. Слободской А. Л., Клементовичус Я.Я., Смирнова О. Д. Управление компетенциями. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ.
7. Boyatzis, R.E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. -New York: John Wiley & Sons, Inc. - 1982. / Цит. по Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003.
8. Jacobs R.Getting the Measure of Manedgement Competence // Personal Manegement. 1989.
9. Shroder H.M. Managerial Competence. The Key to Excelence. Iowa Kendall/ Hunt, 1989.
А.М. Коваленко
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДНО-МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
PEDAGOGICAL ESSENCE AND THE CONTENT OF PROCESS OF FORMATION OF COMMAND AND METHODICAL SKILLS AT CADETS OF THE HIGHEST MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация: в статье отражена педагогическая сущность и содержание процесса формирования командно-методических навыков у курсантов военно-учебных заведений.
Ключевые слова: военно-профессиональная подготовка, умения и навыки, командно-методические навыки, образовательный процесс, военно-учебное заведение, подготовка курсантов.
Abstract: in article the pedagogical essence and the content of process of formation of command and methodical skills at cadets of military schools is reflected.
Keywords: military vocational training, skills, command and methodical skills, educational process, military school, preparation of cadets.
Непосредственными целями военно-профессиональной подготовки курсантов военно-учебных заведений Российской Федерации является усвоение обучаемыми системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то, или иное умение или навык.
Психологической наукой выявлены закономерности трансформации знаний в навыки и умения: знания - начальные умения - простые навыки - сложные навыки -сложные умения. В представленной траектории основные элементы определяются следующим образом.
Знания - совокупность усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.
Начальные умения - самостоятельное первичное применение приобретенных знаний на практике.
© А.М. Коваленко, 2012
Простые навыки - несложные приемы и действия, совершаемые автоматизировано, с сохранением контрольной функции сознания (двигательные, сенсорные, умственные).
Сложные навыки - усвоенные, автоматизированные, двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро.
Сложные умения - способность творчески применять знания, навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях воинской деятельности [3].
Данная закономерность характерна, в том числе, и при формировании командно-методических навыков, которые являются составной частью общей подготовки курсантов в военно-учебном заведении и характеризуются практической направленностью. Соответственно, она может реализовываться в практических формах занятий, что, однако не исключает применение теоретических форм, необходимых для приобретения соответствующих знаний. В ходе занятий устанавливаются нервные связи в коре головного мозга, формируется ориентировочная основа действий. Происходит приращение знаний, дающих общую модель предстоящей деятельности. При этом активизируется мыслительная деятельность, повышается творческая активность обучаемых, формируются интеллектуальные аналитико-синтетические умения на базе овладения философскими и психолого-педагогическими знаниями о таких явлениях и процессах, как анализ, синтез, мышление, абстракция, обобщение, метод, простое, сложное, противоречие и т.п. На этой базе у курсантов развиваются эрудиция, управленческое мышление и другие компоненты их командной (управленческой) и педагогической (методической) культуры.
Программа военно-учебного заведения предусматривает формирование навыков будущего офицера по выполнению должностных обязанностей по специальности на первичных должностях в войсках в процессе управления подразделением в звене «взвод-рота». Организационно-методические указания по формированию командно-методических навыков [5] рекомендуют практические навыки у курсантов формировать исходя из следующей градации основных военно-профессиональных задач:
- организация жизнедеятельности подразделения;
- эксплуатация вооружения и военной техники;
- боевая подготовка подразделений;
- оспитание физической выносливости и психологической устойчивости личного состава.
Командно-методические навыки курсантов - это усвоенные, доведенные до известной степени совершенства интеллектуальные, сенсорные и двигательные действия, позволяющие правильно, быстро, с наименьшими затратами и эффективно выполнять командную и методическую деятельность по предназначению [5]. Сущностью процесса формирования командно-методических навыков у курсантов военно-учебных заведений является целенаправленный и систематический педагогический процесс поэтапного освоения, выработки, развития и совершенствования на основе имеющихся знаний, начальных умений и простых навыков качественно новых более сложных образований, позволяющих эффективно планировать, организовывать и выполнять обязанности по должностному предназначению. Данный процесс реализуется на основе целевой педагогической программы, предусматривающей исполнение курсантом функциональных обязанностей командира подразделения (в зависимости от курса обучения) как в рамках учебной работы под руководством преподавателей и командиров подразделений (на занятиях, при несении службы в суточном наряде, в период проведения практик и стажировок), так и в ходе мероприятий, предусмотренных распорядком дня во внеучебное время (тренировки и тренажи, методические занятия,
спортивно-массовая работа и культурно-досуговая работа, выполнение должностных обязанностей по управлению подразделениями в повседневной деятельности) и в результате преднамеренных и непреднамеренных воздействий среды, педагогов, коллектива курсантов и других факторов (за счет создания необходимой инфраструктуры в военной среде вуза). При этом обучаемые выступают активными участниками этого процесса как самоорганизующиеся и саморазвивающиеся личности, как субъекты подготовки к практической командной и педагогической деятельности.
Для подготовки курсанта к исполнению должностных обязанностей после выпуска из военно-учебного заведения в период его обучения в училище составляется широкий перечень умений и навыков, которыми он должен обладать. Командно-методические навыки, необходимые будущему для выполнения служебных обязанностей офицеров части можно условно разделит на три большие группы: общеуправленческие, специальные и методические.
1. Общеуправленческие командные навыки (навыки командно-организаторской деятельности) - действия командиров, способы командирской деятельности, обусловленные требованиями общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны и др., проявляющиеся в повседневной командирской деятельности всех офицеров, независимо от их воинской специальности, должности и воинского звания, а также опыта службы [2].
Данная группа навыков включает в свой состав следующие командные навыки;
- навыки организации, планирования и руководства деятельностью подчиненных;
- навыки разработки и организации выполнения требований нормативно-правовых актов, регулирующих и регламентирующих деятельность подчиненных;
- навыки анализа и оценки деятельности подчиненного личного состава при выполнении поставленных задач;
- навыки устной и письменной коммуникации в процессе общения и изложения результатов своей профессиональной деятельности;
- навыки отдачи приказаний, подачи команд, сигналов;
- навыки устранения замеченных нарушений;
- навыки стимулирования, контроля и помощи в работе с личным составом;
- навыки укрепления и сплоченности коллектива;
- навыки соблюдения вежливости и проявления выдержки;
- навыки доклада старшему начальнику и др.
2. Специальные командные навыки (навыки учебно-боевой деятельности) -действия командира, характеризующие уровень профессиональной подготовленности выпускников по должностному предназначению. В части командных навыков - это:
а) Командные навыки боевой деятельности: - командные навыки позволяющие выпускнику выполнять требования боевых уставов по организации и ведению боевых действий, управлению подразделениями в бою, управлением огнем своих и приданных подразделений в ходе боя.
- навыки организации управления подразделениями;
- навыки организации разведки, добывания, сбора, обобщения, изучение и оценки сведений об обстановке;
- навыки организации работы командира подразделения по подготовке боя (выполнении полученной задачи);
- навыки управления подразделениями в бою (при выполнении поставленной задачи) и после боя;
- навыки огневого поражения противника и управление огнем в ходе выполнения поставленной задачи;
- навыки организации защиты войск;
- навыки организации взаимодействия;
- навыки организации всестороннего обеспечения боя.
Командные навыки боевой деятельности формируются в ходе практических занятий по тактико-специальным дисциплинам и практических занятий по устройству вооружения и боевой техники, а так же при прохождении курсантами войсковых стажировок. Тематика этих занятий отражена в планах кафедр по формированию командно-методических навыков у курсантов.
б) Командные навыки повседневной деятельности:
- навыки управления отделением, взводом, ротой (организация боевой подготовки и службы войск, поддержание внутреннего порядка, проведение парково-хозяйственного дня, обслуживания вооружения и военной техники, и т. д.);
- навыки организации и управления поддержанием боевой и мобилизационной готовности, повседневной деятельностью подразделений;
- навыки организации и управления боевой подготовкой личного состава, развитию и совершенствованию учебно-материальной базы;
- навыки в организации службы войск и обеспечение безопасности военной службы (исполнение обязанностей разводящего, помощника начальника караула, начальника караула, дежурного по роте, дежурного по КПП, дежурного по парку, помощника дежурного по училищу и т. д.);
- навыки организации анализа подведения итогов состояния боевой подготовки, воинской дисциплины, безопасности военной службы и внутреннего порядка;
- навыки поддержания боевой и технической готовности вооружения и военной техники (организация подготовки, применения и эксплуатации, обслуживания вооружения и военной техники по профилю подготовки);
- навыки проведения воспитательной работы (поддержание правопорядка и воинской дисциплины, обеспечение морально-психологического состояния и социальной защиты военнослужащих и т.д.).
Командные навыки повседневной деятельности формируются как в ходе групповых и практических занятий, так и при несении службы в суточном наряде, при выполнении курсантом - стажером элементов распорядка дня. Тематика этих занятий отражена в планах кафедр по формированию командно-методических навыков у курсантов и в перспективных планах по формированию командно-методических навыков и навыков воспитательной работы начальников факультетов.
3. Методические и инструкторско-методические навыки (навыки в проведении занятий с подчиненными по предметам боевой подготовки, навыки боевого слаживания подразделений, навыки подготовки и проведения собраний, спортивно-массовых мероприятий, мероприятий правового характера, мероприятий по информированию личного состава и т.д.).
В совокупности общеуправленческие, специальные и методические навыки и умения составляют содержание командно-методических навыков курсанта, посредством которых он будет решать задачи по профессиональному предназначению. Содержательная сторона процесса формирования командно-методических навыков у курсантов военных вузов определяется характером будущей профессиональной деятельности выпускника и отражается в учебных дисциплинах, которые включены в программы обучения конкретного учебного заведения. Она определяется, с одной стороны, как целое для учебных заведений отдельного ведомства, с другой - как частное для изучения отдельных предметов. Первое отражается в ГОС ВПО и квалификационных требованиях, второе - в программах учебных дисциплин,
необходимых для подготовки военных специалистов определенной квалификации. И то и другое должно быть научно обосновано и носить системный характер.
Анализ процесса формирования командно-методических навыков у курсантов военно-учебных заведений, а так же анализ педагогической теории и практики разрабатываемой проблемы позволяет установить, что процесс формирования командно-методических навыков у курсантов военно-учебных заведений - это целостный педагогический процесс, поскольку он подчинен единым законам организации деятельности в целях образования, воспитания и полноценного развития личности курсанта и осуществляется в логике организации деятельности взаимодействующих в нем субъектов. Процесс формирования командно-методических навыков у курсантов военно-учебных заведений предполагает такую организацию жизнедеятельности курсантов, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям, оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю и др., то есть ставила бы курсанта не только в позицию субъекта учебной деятельности, но и самоорганизующегося сознательного выбора и принятия военной профессии как предметной жизненной ценности.
Процесс формирования командно-методических навыков проходит в своем развитии четыре стадии. Первая стадия характеризуется как аналитико-синтетическая, в ходе которой происходит «освоение» и «выработка» навыков. При этом «освоение» означает полное овладение чем-либо в ходе работы или практического действия. Вторая стадия характеризуется «отработкой». При этом отработка представляет собой выполнение упражнений на чем-нибудь или над чем-нибудь. Третья стадия представляет собой самостоятельное освоение навыков. При этом применяется термин «развитие» как переход навыков в более совершенное состояние. Четвертую стадию целесообразно рассматривать как совершенствование навыков и умений, придание им определенной формы [1].
Формирование командно-методических навыков у курсантов осуществляется на основе различных концепций (среди них основополагающее место занимает проблемно-деятельностная) и подходов (поисковый, исследовательский и др.). Также для обучения используются метод моделирование ситуаций. Таким образом, процесс формирования у курсантов военно-учебных заведений умений и навыков командной и методической деятельности обеспечивает подготовку курсантов к профессиональной деятельности в войсках. Он представляет собой единый педагогический процесс формирования у курсантов общеуправленческих, специальных и методических умений и навыков, позволяющих выпускнику успешно решать задачи подолжностному предназначению.
Литература
1. Архимчук А.Н. Педагогические условия формирования у курсантов вузов ВМФ навыков и умений управления корабельным подразделением: Автореф. Дис. ... канд. пед. наук. - С-Пб., 2002. С.4-5.
2. Биочинский И.В. Формирование командирских качеств у студентов: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1984. С.48.
3. Военная педагогика: учеб. пособие под общ. Ред. А.А. Башлакова. - М.: Издательский дом «Красная звезда», 2008. С.152-153.
4. Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении. Приложение к сборнику методических рекомендаций. Изд. Ген. Штаба. - М., 2003. - С. 90.
5. За основу концептуального подхода к сущности навыка взята точка зрения кафедры педагогики Военного университета. См.: Военная педагогика высшей военной школы / Под общ. ред. А.В. Барабанщикова. - М., 1966.