Научная статья на тему 'Формирование военно-профессиональных компетенций курсантов в воспитательной деятельности в военном вузе'

Формирование военно-профессиональных компетенций курсантов в воспитательной деятельности в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCE / MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотов А. А., Соломатин Е. В.

В работе представлены основные проблемы формирования военно-профессиональных компетенций курсантов в военном ВУЗе внутренних войск, с учётом необходимости учёта изменений, связанных с внедрением в обучение компетентностного подхода, выступающего методологическим фундаментом образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотов А. А., Соломатин Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCES OF CADETS IN THE EDUCATIONAL PROCESSING A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with essential problems related to the development of military professional competences of cadets in military educational institutions of Russian Internal Troops. The issues are considered with regard to necessity for the changes connected with the introduction of competence approach treated as the methodological basis of the educational process.

Текст научной работы на тему «Формирование военно-профессиональных компетенций курсантов в воспитательной деятельности в военном вузе»

Попытались найти множество точек его контура, чтобы затем по ним начертить план поля на листке бумаги и в определённом масштабе (чем больше точек мы нанесём, тем точнее будет план). Ввели понятие «диаметр участка» (диаметром участка называется отрезок, концами которого являются самые отдаленные точки его контура). Например, на рис.5 диаметром участка является отрезок АВ.

Провели на местности диаметр АВ и отрезки В1С1, В2С2, ....В5С5 с концами на контуре поля и перпендикулярные диаметру в точках А1, А2, А5.

Измеряя длины соответствующих отрезков поля, получили следующие результаты: АВ=900м, АА1=100м, А1А2=200м, А2Аз=250м, АзА4=150м, А4А5=80м, А5В=120м, АіВі=300м, АіСі=І50м,

А2В2=400м, А2С2=180м, АзВз=450м, АзСз=140м, А4В4=200м, А4С4=130м, А5В5=180м и А5С5=110м.

Задание 3. Составление плана садового поля и определение его площади (в классе).

Изображаем длины найденных отрезков на местности на плане (на листке бумаги), заменяя 10 м длины отрезком длиной в 1 мм, т.е. в масштабе 1/10000. Тогда длины отрезков на плане будут: АВ=90мм, АА1=10мм, А1А2=20мм, А2А3=25мм, А3А4=15мм, А4А5=8мм, А5В=12мм, А1В1=30мм, А1С1=15мм, А2В2=40мм, А2С2=18мм, А3В3=45мм, А3С3=14мм, А|В4=20мм, А4С4=13мм, А5В5=18мм и А5С5=11мм.

План поля изображён на рис. 13 (при построении плана использовали угольник и линейку с делениями). Для вычисления площади плана поля уберем внутренние линии на нем. С этой целью снимем копию плана (под копирку) обведя его по контуру (рис. 14). Наложив палетку на план поля на рис. 14, получим площадь плана, которая состоит из 134 полных квадратов и из 47 неполных. Учитывая площадь одного квадратика палетки - 25мм2 для площади ^) фигуры на плане имеем: S1 = (134+47/2)25 мм2 = 3937,5 мм2

По нашему масштабу 1мм2 на плане соответствует 10м10м = 100 м2на местности. Следовательно, площадь ^) садового поля на местности будет: Э = 3937,5 мм2і00м2 = 39га.

Из изложенного следует, что составление плана земельного участка является очень тонкой работой (тут существенную роль играет каждый миллиметр измерения). Поэтому при использовании угольника и линейки с делениями, а также при снятии копии плана требуется больше внимательности.

Библиографический список

1. Сефибеков, С.Р Внеклассная работа по математике: кн. для учителя. Из опыта работы. - М., 1988.

Bibliography

1. Sefibekov, S.R. Vneklassnaya rabota po matematike: kn. dlya uchitelya. Iz opihta rabotih. - M., 1988.

Статья поступила в редакцию 24.12.13

УДК 378

Zotov A.A., Solomatin E.V. DEVELOPMENT OF MILITARY PROFESSIONAL COMPETENCESOF CADETS IN THE EDUCATIONAL PROCESSIN A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION. The article deals with essential problems related to the development of military professional competences of cadets in military educational institutions of Russian Internal Troops. The issues are considered with regard to necessity for the changes connected with the introduction of competence approach treated as the methodological basis of the educational process.

Key words: competence approach, competence, military professional competence, military education.

А.А. Зотов, преподаватель каф. военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: zotov-1978@list.ru; Е.В. Соломатин, канд. пед. наук, заместитель начальника каф. военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: solomatin.evgeniy@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В работе представлены основные проблемы формирования военно-профессиональных компетенций курсантов в военном ВУЗе внутренних войск, с учётом необходимости учёта изменений, связанных с внедрением в обучение компетентностного подхода, выступающего методологическим фундаментом образовательного процесса.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенции, военно-профессиональные компетенции, военное образование.

Введение в Российской Федерации образовательных стандартов третьего поколения, подтверждает продолжение поиска Российским образованием, в том числе и военным, оптимальных путей реализации компетентностного подхода, ориентированного на подготовку специалиста, отвечающего современным требованиям. Государство остаётся главным заказчиком будущих офицеров внутренних войск, выполняющих задачи, связанные с обеспечением «безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств» [1].

История Болонских реформ в России ведёт своё начало с присоединением в 2000 году к Лиссабонской конвенции 1997 года «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе», на которой была утверждена концепция международного признания результатов образования и выдвинуто требование к академическому сообществу о выработке общепонятных критериев такого признания. Уже позднее, в ходе Болонского процесса стали активно разрабатываться различные версии подобных критериев, впоследствии получивших название компетентностного подхода.

Поскольку компетентностный подход напрямую связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания индивида не только в качестве специалиста, профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и социума, он является гуманитарным в своей основе. Целью гуманитарного образования является, как известно, не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие кругозора, способности к индивидуальным новым решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей.

Военные ВУЗы внутренних войск организуют образовательный процесс согласно следующей нормативной базе:

- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

- Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

- Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».

- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 82 «Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования».

- Приказ МВД России от 14 января 2005 г. № 22 «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 39 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»).

Согласно квалификационных требований, которые являются дополнением к федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» цель обучения и воспитания - формирование военно-профессиональных компетенций выпускника по военно-учетной специальности путём получения обучаемыми комплекса знаний, умений и навыков по руководству подразделениями в современном общевойсковом бою и в мирное время, в условиях вооруженного конфликта, режима чрезвычайного положения и при проведении контртеррористической операции в сочетании с проведением мероприятий морально-психологического обеспечения образовательного процесса в учебное и во внеучебное время.

Под определением сущности военно-профессиональной компетенции (ВПК) квалификационные требования ГКВВ МВД России понимают способность и готовность применять знания, умения, навыки и личностные качества военнослужащего для успешной деятельности по военно-учетной специальности [2].

Выпускник в воспитательной деятельности должен обладать следующими военно-профессиональными компетенциями: способен формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому долгу и Военной присяге, патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества (ВПК-26);

способен постоянно проводить с подчинёнными индивидуальную работу по воинскому воспитанию, принимать меры по сплочению воинского коллектива (ВПК-27);

готов планировать морально-психологическое обеспечение в подразделении (ВПК-28);

готов проводить воспитательную работу с личным составом подразделения с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего (ВПК-29);

способен воспитывать у личного состава подразделения бдительность, умение хранить государственную тайну (ВПК-30);

готов проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений среди личного состава подразделения, а также воспитательную работу по предотвращению наркомании среди военнослужащих (ВПК-31);

готов организовывать в подразделении общественно-государственную подготовку (ВПК-32);

готов проводить правовое воспитание личного состава подразделения (ВПК-33);

способен воспитывать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы, обобщать и распространять положительный опыт работы в подразделении по обеспечению выполнения этих требований (ВПК-34);

способен осуществлять информирование личного состава подразделения о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и служебно-боевой деятельности войск (ВПК-35);

способен осуществлять защиту личного состава от информационно-психологического воздействия противника при выполнении служебно-боевых задач (ВПК-36);

способен анализировать состояние воинской дисциплины, причины преступлений, происшествий и грубых дисциплинарных проступков, вести учет дисциплинарных проступков в подразделении (ВПК-37);

способен подводить итоги боевой подготовки подразделения, состояния воинской дисциплины и внутреннего порядка, внутренней и караульной служб, а также безопасности военной службы (ВПК-38);

готов организовывать досуг личного состава (ВПК-39);

готов проводить правовое обучение личного состава подразделения (ВПК-40);

способен проводить консультирование личного состава по военно-социальным вопросам (ВПК-41);

способен принимать меры по разрешению обоснованных обращений (предложений, заявлений или жалоб) военнослужащих, поддерживать связь с их родными и близкими (ВПК-42).

Внимательное знакомство с опытом исследователей работающих над выявлением и описанием основных компетенций в других отраслях знаний, позволит нам сформировать собственное гуманитарное видение в рассмотрении и применении на практике компетентностного подхода, который можно будет скорректировать в новом поколении государственных образовательных стандартов высшего образования в сфере военного образования.

И.А. Зимняя, в развитии компетентностного подхода выделяет три этапа:

1. Первый этап (с 1960 по 1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетентность (компетенция).

2. Второй этап (с 1970 по 1990 гг.) характеризуется использованием в теории и практике обучения категорий компетентность (компетенция). Для разных видов деятельности зарубежные и отечественные исследователи выделяют различные компетентности (компетенции).

3. Третий этап (с 1990 по 2001 гг.) характеризуется активным использованием категории компетентность (компетенции) в образовании [3].

Исходя из активной исследовательской работы в области компетентностного подхода, и попыток усовершенствовать формирование основных (ключевых) компетенций, можно выделить 4 этап (с 2001 по настоящее время). Он заключается в активном внедрении исследователями порядка сформированности компетенций.

Анализ материалов, опубликованных по проблеме модернизации военного образования показывает, что компетентности и компетенции являются основными компонентами её содержания.

А.В. Хуторской отмечает, что образовательная компетенция предполагает не только усвоение обучающимися отдельных знаний и умений, а овладение ими комплексной процедурой, состоящей из совокупности образовательных компонентов. Главной особенностью педагогических целей по развитию компетенций является то, что они формируются не в виде действий преподавателя, а в виде результатов деятельности обучаемого, т.е. его развития в процессе усвоения определенного социального опыта [4].

Обобщая результаты поисковых исследований, определяемся сосмыслообразующими понятиями модернизации военного образования.

Компетентностный подход в военном образовании - это своего рода приоритетная ориентация на обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.

В словаре по педагогике их сущность определена следующим образом:

Компетентность - 1. Личные возможности должностного лица и его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определённого круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков. 2. Уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.

Компетенция (от лат. Competere - добиваться, соответствовать, подходить) - 1. Совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций; 2. Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа, а также закрепляется в положениях по отделам и в должностных инструкциях или в иных нормативных актах [5].

Квалификационные требования ГКВВ МВД России, устанав-ливаютследующие виды профессиональной деятельности офицера по военно-учетной специальности: командная, педагогическая, воспитательная, военно-техническая, административнохозяйственная.

Для выпускника, заканчивающего военный ВУЗ внутренних войск МВД России, квалификационные требования Главнокомандующего внутренними войсками МВД России в сфере воспитания чётко определяют необходимость овладения следующими военно-профессиональными компетенциями:

способен формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому долгу и Военной присяге, патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества (ВПК-26);

способен постоянно проводить с подчинёнными индивидуальную работу по воинскому воспитанию, принимать меры по сплочению воинского коллектива (ВПК-27);

готов планировать морально-психологическое обеспечение в подразделении (ВПК-28);

готов проводить информационно-воспитательную работу с личным составом подразделения с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего (ВПК-29);

способен воспитывать у личного состава подразделения бдительность, умение хранить государственную тайну (ВПК-30);

готов проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений среди личного состава подразделения, а также информационно-воспитательную работу по предотвращению наркомании среди военнослужащих (ВПК-31);

готов организовывать в подразделении общественно-государственную подготовку (ВПК-32);

готов проводить правовое воспитание личного состава подразделения (ВПК-33);

способен воспитывать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы, обобщать и распространять положительный опыт работы в подразделении по обеспечению выполнения этих требований (ВПК-34);

способен осуществлять информирование личного состава подразделения о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и служебно-боевой деятельности войск (ВПК-35);

способен осуществлять защиту личного состава от информационно-психологического воздействия противника (негативного информационно-психологического воздействия) при выполнении служебно-боевых задач (ВПК-36);

способен анализировать состояние воинской дисциплины, причины преступлений, происшествий грубых дисциплинарных проступков, вести учет дисциплинарных проступков в подразделении (ВПК-37);

способен подводить итоги боевой подготовки подразделения, состояния воинской дисциплины и внутреннего порядка, внутренней и караульной служб, а также безопасности военной службы (ВПК-38);

готов организовывать досуг личного состава (ВПК-39); готов проводить правовое обучение личного состава подразделения (ВПК-40);

способен проводить консультирование личного состава по военно-социальным вопросам (ВПК-41);

способен принимать меры по разрешению обоснованных обращений (предложений, заявлений или жалоб) военнослужащих, поддерживать связь с их родными и близкими (ВПК-42) [5].

Требования основной образовательной программы федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» сужают компетенции воспитательной деятельности:

- морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности воинской части (подразделения): работа по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка; информационно-воспитательная работа; социально-психологическая работа; военно-социальная работа; культурно-досуговая работа; снабжение техническими средствами МПО и организация их эксплуатации [6].

В каком направлении необходимо двигаться педагогическому коллективу военного ВУЗа внутренних войск, для улучшения образовательного процесса в воспитательной деятельнос-

ти? Мы должны понять, что компетентностный подход не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает комбинированный опыт решения жизненных проблем, выполнения компетенций, ключевых функций, социальных ролей. При этом предметное знание из структуры образованности не исчезает, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль.

Рассматривая воспитательную деятельность военного ВУЗа через призму компетентностного подхода, выдвигаем на первое место не информированность курсанта, а умение разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

- при освоении современной военной техники и технологии;

- во взаимоотношениях с военнослужащими, при оценке собственных поступков;

- в повседневной жизни при выполнении социальных ролей гражданина, начальника (подчинённого), члена семьи;

- при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора образа жизни.

- профессиональной деятельности, связанной с обучением и воспитанием подчинённых;

- выполнении поставленных служебно-боевых задач, включая условия проведения контртеррористических операций.

Провозгласив основой содержания военного образования не знания, а более сложную культурно-дидактическую структуру -целостную компетентность можно сформулировать несколько вопросов. Не сведется ли все содержание образования лишь к перечисленным в нормативно-правовых актах компетенциям? Как будет выглядеть структура содержания военного образования? Как будет выглядеть сам учебный процесс, если его основу составит не цепочка логически связанных идей и понятий, а некие области деятельности и концентры социокультурного опыта?

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Подразумевается, что будущий офицер сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного человека не удается. Интеграция в содержании образования понятий, способов человеческой деятельности, творческого потенциала, опыта проявления личностной позиции, осуществляется в процессе создания обучающимся на основе всех этих видов своего собственного опыта, который, в свою очередь, должен стать предметом рефлексии, исследования, оценки.

Библиографический список

Компетентностный подход в сфере военного образования -новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.

На сегодняшний день очевидно, переход на новую ступень нельзя осуществить путём «скоропостижных» действий. Предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования военно-образовательных систем в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки военных кадров, формирования нового мышления в офицерском сообществе.

Первые шаги к построению компетентностной модели военного образования необходимо делать уже сегодня. В качестве первоочередных предпосылок обозначим основные.

- Первая - расширить в структуре учебных программ по социогуманитарным дисциплинам межпредметный компонент, т.е. включить в содержание учебных программ по военной и гуманитарным дисциплинам, учебный материал из других областей научного знания и практики с указанием возможностей использования.

- Вторая означает создание принципиальной схемы введения компетентностных элементов во все военно-образовательные области учебного плана. Это будет своего рода набор требований, т.е. образовательный стандарт для построения учебного предмета, ориентированного на компетентность, а не на «воспроизведение материала».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Третьей, организационной формой должно стать введение в программу обучения дополнительно военно-педагогического курса, который предполагает учёт дидактических закономерностей компетентностного образования и вариативных путей реализации образовательных возможностей будущего офицера.

Выполнение этих первоочередных задач невозм ожно без творческого сотрудничества военных специалистов и педагогов, профессорско-преподавательский состав, привлекаемый с гражданских высших учебных заведений, разрабатывающих содержание образования, от инновационных поисков которых и их встречных инициатив в значительной мере зависит успех модернизации военной образовательной системы.

1. Федеральный закон от 06.02.97 № 27-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013) «О внутренних войсках министерства внутренних дел Российской Федерации»

2. Квалификационные требования к военно-профессиональной (специальной) подготовке выпускников федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России по военно-учетной специальности 370300 «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск». Приложение 1 Приказа ГКВВ МВД России № 220 от 16.06.2011 года.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.

4. Хуторский. А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5.

5. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Ростов-на-Дону, 2005.

6. Приказ ГКВВ МВД России № 220 от 16.06.2011 года «Об утверждении квалификационных требований к военно-профессиональной (специальной) подготовке выпускников и основной образовательной программы федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России» Приложения 1, 2.

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon ot 06.02.97 № 27-FZ (red. ot 02.07.2013 s izmeneniyami, vstupivshimi v silu s 01.09.2013) «O vnutrennikh voyjskakh ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii»

2. Kvalifikacionnihe trebovaniya k voenno-professionaljnoyj (specialjnoyj) podgotovke vihpusknikov federaljnogo gosudarstvennogo kazennogo voennogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya vnutrennikh voyjsk MVD Rossii po voenno-uchetnoyj specialjnosti 370300 «Sluzhebno-boevoe primenenie soedineniyj, voinskikh chasteyj i podrazdeleniyj vnutrennikh voyjsk». Prilozhenie 1 Prikaza GKVV MVD Rossii № 220 ot 16.06.2011 goda.

3. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5.

4. Khutorskiyj. A.V. Klyuchevihe kompetencii: tekhnologiya konstruirovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 5.

5. Kodzhaspirova, G.M. Slovarj po pedagogike / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - Rostov-na-Donu, 2005.

6. Prikaz GKVV MVD Rossii № 220 ot 16.06.2011 goda «Ob utverzhdenii kvalifikacionnihkh trebovaniyj k voenno-professionaljnoyj (specialjnoyj) podgotovke vihpusknikov i osnovnoyj obrazovateljnoyj programmih federaljnogo gosudarstvennogo kazennogo voennogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya vnutrennikh voyjsk MVD Rossii» Prilozheniya 1, 2.

Статья поступила в редакцию 10.12.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.