Научная статья на тему 'Динамика становления коммуникативных компетенций как показатель готовности к осуществлению профессиональной деятельности сотрудника МЧС России'

Динамика становления коммуникативных компетенций как показатель готовности к осуществлению профессиональной деятельности сотрудника МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DYNAMICS OF FORMATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STUDENTS / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPONENT / REGULATORY AND COMMUNICATIVE COMPONENT / AFFECTIVE AND COMMUNICATIVE COMPONENT / COGNITIVE TENTATIVE STAGE / ACTIVITY STAGE / CREATIVE STAGE / ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КУРСАНТЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕГУЛЯЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / АФФЕКТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП / ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камышанов А. А., Климова Е. М.

В статье рассматривается динамика формирования коммуникативных компетенций курсантов командно-инженерного факультета Академии гражданской защиты МЧС России. Компетентность формируется на этапах (ступеньках) мотивов, явных знаний, начальных умений, простых и сложных навыков. Процесс становления коммуникативных компетенций специалистов для прохождения службы в МЧС России включает в себя три основных компонента: информационно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный, аффективно-коммуникативный. Были выделены этапы формирования коммуникативных компетенций: когнитивно-ориентировочный, деятельностный и творческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камышанов А. А., Климова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AS AN INDICATOR OF PREPAREDNESS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE EMPLOYEE EMERCOM OF RUSSIA

The article deals with the dynamics of formation of communicative competence of students Command-Engineering Academy of the Faculty of Civil Defence EMERCOM of Russia. Competence is formed in steps (steps) motives, explicit knowledge, the initial skills, simple and complex skills. The process of formation of communicative competence of experts to serve in the Russian Emergency Situations Ministry includes three main components: information and communication, regulatory and communicative, affective and communicative. stages of formation of communicative skills were identified: cognitive-indicative, activity and creativity.

Текст научной работы на тему «Динамика становления коммуникативных компетенций как показатель готовности к осуществлению профессиональной деятельности сотрудника МЧС России»

УДК 159.99

Камышанов А.А., Климова Е.М.

ДИНАМИКА СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА МЧС РОССИИ

В статье рассматривается динамика формирования коммуникативных компетенций курсантов командно-инженерного факультета Академии гражданской защиты, МЧС России. Компетентность формируется на этапах (ступеньках) мотивов, явных знаний, начальных умений, простых и сложных навыков. Процесс становления коммуникативных компетенций специалистов для прохождения службы в МЧС России включает, в себя, три основных компонента: информационно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный, аффективно-коммуникативный. Были выделены этапы формирования коммуникативных компетенций: когнитивно-ориентировочный, деятельностный и творческий.

Ключевые слова: динамика формирования, коммуникативные компетенции, курсанты, информационно-коммуникативный компонент, регуляционно-коммуникативный компонент, аффективно-коммуникативный компонент, когнитивно-ориентировочный этап, деятельностный этап, творческий этап.

Kamyshanov A.A., Klimova Е.М.

DYNAMICS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AS AN INDICATOR OF PREPAREDNESS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE

PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE EMPLOYEE EMERCOM OF RUSSIA

The article deals with the dynamics of formation of communicative competence of students Command-Engineering Academy of the Faculty of Civil Defence EMERCOM of Russia. Competence is formed in steps (steps) motives, explicit knowledge, the initial skills, simple and complex skills. The process of formation of communicative competence of experts to serve in the Russian Emergency Situations Ministry includes three main components: information and communication, regulatory and communicative, affective and communicative, stages of formation of communicative skills were identified: cognitive-indicative, activity and creativity.

Keywords: dynamics of formation, communicative competence, students, information and communication component, regulatory and communicative component, affective and communicative component, cognitive tentative stage, activity stage, creative stage.

Актуальность исследования обусловлена тем, что профессиональная деятельность специалиста МЧС тесно связана с людьми и осуществляется в процессе межличностных коммуникаций. При реализации своих профессиональных функций сотрудник МЧС России осуществляет различные виды деятельности: воспитательную, коммуникативную и др.

Одним из факторов профессиональной пригодности сотрудника МЧС являются коммуникативные компетенции. Коммуникативные компетенции — это способность человека взаимо-

действовать с другими людьми, адекватная интерпретация получаемой информации, а также правильная ее передача [2].

Различные нюансы коммуникации в системе профессиональной подготовки специалистов изучались в работах таких исследователей, как H.A. Аминова, A.A. Бодалев, В.В. Воронец-кий, A.A. Деркач, A.A. Жиляев, М.С. Каган, В.А. Кан-Калик, П.А. Корчемный, A.B. Муд-рик, H.H. Обозов, Л.А. Петровская, E.H. Рогов и других [1, 3, 6, 9, 10, 11, 12].

Формирование и развитие коммуникатив-

ных компетенций становится важной составляющей профессиональной подготовки на факультете руководящих) состава, командно-инженерном, инженерном и гуманитарном факультетах Академии гражданской защиты МЧС России.

Компетентность формируется на этапах (ступеньках) мотивов, явных знаний, начальных умений, простых и сложных навыков [7]. Процесс накопления компетентности (знаний, навыков, умений) проходит ряд (четыре) стадий (рисунок 1).

Рисунок 1 Процесс накопления компетентности

Первая бессознательная некомпетентность: у человека еще нет навыка, и он даже не знает о его отсутствии или вообще о возможном существовании такового.

Вторая сознательная некомпетентность: человек знает, что у него нет необходимого конкретного навыка. Само понимание собственной некомпетентности, с одной стороны, может мотивировать на приобретение недостающих) навыка, а с другой стороны, может породить чувства неуверенности и дискомфорта, мешающие обучению.

Третья сознательная компетентность: характеризуется появлением признаков самоосознания, началом осознанного обучения навыку. Как только человек переключается на отслеживание каких-либо фоновых факторов в процессе деятельности, он перестает замечать отдельные действия и операции, которые как бы уходят из-под контроля сознания в процессе выполнения спланированной деятельности,

контроль сознания за выполняемым действием уменьшается, а само выполнение действия ав-том атизируется.

Четвертая бессознательная компетентность: проявляется на заключительном этапе обучения, когда навык полностью интегрирован в поведенческий репертуар человека, когда бессознательное справляется с данным процессом самостоятельно, а сознание свободно для обучения новому навыку. Эта стадия обучения характеризует само мастерство [4,8].

Компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. В обычных повседневных условиях жизнедеятельности исполнителю вполне достаточно наличия компетентности, когда но ранее усвоенному алгоритму могут и вполне эффективно решаются встающие перед ним задачи.

Процесс становления коммуникативных компетенций специалистов для прохождения службы в МЧС России включает в себя

Камышанов А.А., Климова Е.М.

три основных компонента: информационно- коммуникативный (таблица 2), аффективно-коммуникативный (таблица 1), регуляционно- коммуникативный (таблица 3).

Таблица 1

Курс Информационно-коммуникативный компонент

1 курс способность к письменной и устной коммуникации в процессе профессионального общения и работы на русском и одном из иностранных языков.

2 курс способность к устной (публичной) и письменной форме изложения результатов своей профессиональной деятельности; способность обеспечивать речевое действие средствами языка, проявляющаяся в соблюдении произносительных, словообразовательных, грамматических норм и в правильном употреблении лингвистических, фонологических, морфологических, лексических, синтаксических форм (лингвистическая компетенция).

3 курс способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение общими специальными учебными умениями, способами и приёмами самостоятельной работы, в том числе с использованием новых информационных технологий (когнитивная компетенция).

4, 5 курс способность и готовность к применению приобретённых языковых знаний и речевых умений для решения иноязычных коммуникативных задач в сферах профессиональной деятельности (иноязычная коммуникативная компетенция); способность и готовность самостоятельно решать иноязычные речевые задачи, умение преодолевать лингвистические трудности общения при получении и передаче иноязычной информации и, во избежание нарушения коммуникации, использовать компенсирующие средства (перифраз, жест, поза, выражение глаз, мимика и др.) (стратегическая компетенция).

Таблица 2

Курс Регуляционно-коммуникативный компонент

1 курс способность контролировать свои эмоции и чувства, волю других людей в условиях опасности и риска, направить их на беспрекословное исполнение приказаний и предписаний в боевой обстановке и в мирное время.

2 курс способность организовывать и проводить занятия с личным составом по подготовке к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; способность проведения работы, направленной на поддержание в подразделении высокой боевой готовности подразделения, уставного внутреннего порядка и дисциплины.

3 курс способность видеть главное в работе, четко определять цели и проявлять настойчивость в их достижении, осуществлять подбор исполнителей и рационально распределять обязанности между ними, доводить начатое дело до конца, контролировать исполнение приказов и распоряжений подчиненными.

4, 5 курс способность руководить людьми и подчиняться с учетом моральных, этических, нравственных и правовых норм, обладать культурой межнационального общения; способность работать самостоятельно и в многонациональном коллективе, руководить людьми и подчиняться с учетом моральных, этических, правовых и нравственных норм, установленных прав и обязанностей.

Таблица 3

Курс Аффективно-коммуникативный компонент

1 курс способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе правовых и морально-нравственных норм, и исторически сложившихся отечественных воинских традиций; соблюдать принципы профессиональной этики.

2 курс способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению обязанностей военно-профессиональной деятельности в области обеспечения безопасности и защиты интересов личности, общества и государства.

3 курс способность взаимодействовать с подразделениями, воинскими формированиями и органами других войск Российской Федерации при совместном выполнении задач; способность к управлению подразделениями воинских спасательных формирований и организации выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

4, 5 курс- способность проводить лично мероприятия воспитательной работы и морально-психологичеекого обеспечения в подразделении с различными категориями военнослужащих (персоналом), обеспечить поддержание правопорядка и воинской дисциплины в подразделении; способность к кооперации с коллегами, в том числе при работе над междисциплинарными, инновационными проектами, в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в ситуациях риска и нести за них ответственность, применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Также были выделены этаны формирования коммуникативных компетенций у курсантов командно-инженерного факультета: когнитивно-ориентировочный, деятельноетный и творческий (рисунок 2).

Рисунок 2 Этапы формирования коммуникативных компетенций

По результатам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:

1) в процессе обучения происходит активное формирование коммуникативных и организаторских способностей у курсантов;

2) на каждом курсе у курсантов формируется компетентное поведение, что приводит к снижению зависимого и агрессивного поведения;

3) критерии общительности, логического мышления, эмоциональной устойчивости, чув-

Камышанов A.A., Климова Е.М.

ствительиости, независимости и самоконтроля возрастают на каждом курсе;

4) между 1 и 3 курсом наблюдаются: существенные различия по критериям коммуникативных способностей, организационных способностей; зависимость поведения, компетентность поведения, общительность, логическое мышление, эмоциональная устойчивость; между 2 и 4, 5 курсами наибольшие различия наблюдаются по критериям коммуникативных способностей, организационных способностей: компетентность поведения, общительность, логическое мышление, эмоциональная устойчивость, беспечность, независимость, самоконтроль, асоциальное поведение.

Таким образом, во время обучения специалистов для прохождения службы в МЧС Рос-

сии стоит уделить внимание развитию у них не только профессиональных умений,например, давать ответы на конкретно поставленные вопросы, но также и уделить внимание знанию принципов гуманитарных основ осуществления профессиональной деятельности. В процессе обучение необходимо научить их быть внимательным слушателем, уметь подбирать «язык» общения соответственно ситуации, умению создавать благоприятные условия для ситуации общения [5]. Обучение должно строиться на принципах активности, индивидуальности, профессиональной направленности и принципе проблемного обучения, а также использовать различные тренинги и кейс-технологии для развития коммуникативных навыков.

Литература

1. Давыдов Д.Г., Батищев В.Н., Чмыхова Е.В. Методика диагностики профессиональных компетенций // Кооперация в образовании, науке и инновациях. Сборник докладов международной конференции. 2015. С. 362-375.

2. Жиляев A.A., Жуков A.M. Психология управления: Учебное пособие. — Химки: АГЗ, 2013.

3. Жиляев A.A. Психологические аспекты управленческой деятельности офицера: учебное пособие для магистров.— М.: ВУ, 2015. — 208с.

4. Камышанов A.A., Аксёнов А.П. Проблема психологической компетентности офицеров воспитательных структур / / Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2014. № 2. http: //evestnik-mgou.ru/Articles/View/563

5. Камышанов A.A., Климова Е.М. Динамика становления коммуникативных компетенций как показатель готовности к осуществлению международной юридической деятельности // Человеческий капитал. 2016. № 4(88). С. 49-51.

6. Кишиков Р.В. R вопросу о стиле деятельности преподавателя вуза / / Педагогика и психология образования. 2010. №3. С. 53-64.

7. Климова Е.М. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на профессиональный выбор / / Вестник Российского нового университета. 2013. № 1. С. 49-54.

8. Корчемный П.А. Компетенции: психологические проблемы восприятия, принятия и реализации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013. № 2. С. 44-57.

9. Кузьмина Е.И., Ионкин В.Б. Психология военного управления. Уч. пособие для курсантов высших учебных заведений /под общ. ред. А.Г. Караяни. М.: Изд-во СГУ. 2009. 366с.

10. Орлова Е.А., Колесник П.Т. Развитие мотивации профессионального самоопределения студентов вуза // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 2 (6). С. 54-59.

11. Поручкина С.М. Характерологические особенности личности как фактор профессионализма педагога / / Педагогическое образование и наука. 2015. №6. С. 32-35.

12. Путивцев П.В. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности / / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 1. С. 114-122.

Рецензент: кандидат педагогических наук Кравцов О.И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.