Научная статья на тему 'Классификация современных подходов к формированию профессиональной коммуникативной компетенции в вузе'

Классификация современных подходов к формированию профессиональной коммуникативной компетенции в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL LEXIS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Татьяна Васильевна

Статья посвящена современным подходам к формированию коммуникативной компетенции в вузе. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы; классификация; обобщение педагогического опыта. На основе проведенного анализа современных подходов к формированию коммуникативной компетенции в высшей школе предложена классификация подходов: лингвометодические, концептуальные выделяемые в зависимости от профессиональной группы, к которой принадлежат обучающиеся. Автор делает вывод о том, что выбор наиболее эффективного среди множества существующих подходов зависит от языка, которому обучаются слушатели (русскому или иностранному), от профиля подготовки студентов (педагогический, медицинский, технический, экономический, юридический и т.д.), а также от технологий, методов и приемов, которые выбраны для формирования профессиональной коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Modern higher education is focused on a specialist with a high level of communicative competence. The purpose of the work is to analyze modern approaches to the development of organization professional communicative competence in a higher education institution. For realization of research tasks the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical, methodical literature devoted to the matter; the analysis of educational standards, training programs, manuals and methodical materials; the synthesis of pedagogical experience. Based on the analysis of modern approaches to the development of professional communicative competence in a higher education institution the author suggests the classification of approaches: linguistic and methodical, conceptual which are classified according to students' professional group. The choice of the most effective approach among great variety depends on the language students learn (native or foreign), the students' major (pedagogical, medical, technical, economic, legal, etc.), also technologies, methods and techniques that were selected for the development of professional communicative competence in a higher education institution.

Текст научной работы на тему «Классификация современных подходов к формированию профессиональной коммуникативной компетенции в вузе»

в профессионально-педагогическом вузе, которое бы создало механизмы формирования внешней готовности, что в свою очередь способствовало бы запуску внутренних.

Необходимость разработки модели формирования у будущих бакалавров профессионального обучения готовности к инновационной деятельности в учреждениях СПО, ее концептуальные основы, конкретное содержание и экспериментальная проверка являются предметом наших дальнейших исследований.

1. Борисенков В. П. Проблемы подготовки педагогических кадров в современных условиях // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 2. С. 6-14.

2. Вирановская Е. В. Выпускная квалификационная работа бакалавра педагогического образования как фактор формирования готовности к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 382-389.

3. Гавриленко Л. С. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к инновациям в педагогической деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 2. С. 28-31.

4. Ганчеренок И. И. Инновационная деятельность и высшее образование: европейское видение до 2020года // Инновации в образовании. 2005. № 2. С. 5-8.

5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : Изд-во БГУ, 1976. 176 с.

6. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Инновационное утомление // Экономика образования. 2015. № 2. С. 54-59.

7. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. 2014. № 3(112). С. 3-21.

8. Карпычева А. А. К вопросу о готовности педагогов начального образования к инновационной деятельности / / Вестник Гуманитарного института Тольяттинского государственного университета. 2015. № 3(19). С. 25-27.

9. Крюкова Е. М. Исследование психологической готовности педагогов в контексте реализации в образовательном учреждении инновационной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 1. С. 25-30.

1 0. Лазарев В. С. К проблеме построения деятельностно-ориентированного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 56-64.

11. Лазарев В. С., Ставринова Н. Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности // Педагогика. 2006. № 2. С. 51-59.

12. Лазарев В. С. Модернизация механизмов инновационной деятельности образовательных учреждений // Педагогическое образование и наука. 2013. № 5. С. 6-16.

13. Лазарев В. С. Мотивация учителей к инновационной деятельности // Народное образование. 2012. № 4. С. 107-114.

14. Лазарев В. С. О национальной инновационной системе в образовании и задачах научного обеспечения ее развития // Педагогика. 2010. № 7. С. 12-22.

1 5. Лежнева Н. В., Воцкий А. З. Формирование готовности к инновационной деятельности у студентов вуза в рамках новых государственных стандартов // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 41-49.

16. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

17. Моисеев А. М. Стратегическое управление школой : словарь-справочник : в 3 т. Т.1. А-К / под ред. О. М. Моисеевой. М. : АСОУ, 2014 . 368 с.

УДК/UDC 378.147 Т. В. Никитина

T. Nikitina

КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ

CLASSIFICATION OF MODERN APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Статья посвящена современным подходам к формированию коммуникативной компетенции в вузе. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы; классификация; обобщение педагогического опыта. На основе проведенного анализа современных подходов к формированию коммуникативной

компетенции в высшей школе предложена классификация подходов: лингвометодические, концептуальные выделяемые в зависимости от профессиональной группы, к которой принадлежат обучающиеся. Автор делает вывод о том, что выбор наиболее эффективного среди множества существующих подходов зависит от языка, которому обучаются слушатели (русскому или иностранному), от профиля подготовки студентов

(педагогический, медицинский, технический, экономический, юридический и т.д.), а также от технологий, методов и приемов, которые выбраны для формирования профессиональной коммуникативной компетенции.

Modern higher education is focused on a specialist with a high level of communicative competence. The purpose of the work is to analyze modern approaches to the development of organization professional communicative competence in a higher education institution. For realization of research tasks the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical, methodical literature devoted to the matter; the analysis of educational standards, training programs, manuals and methodical materials; the synthesis of pedagogical experience. Based on the analysis of modern approaches to the development of professional communicative competence in a higher education institution the author suggests the classification of approaches: linguistic and methodical, conceptual which are classified according to students' professional group. The choice of the most effective approach among great variety depends on the language students learn (native or foreign), the students' major (pedagogical, medical, technical, economic, legal, etc.), also technologies, methods and techniques that were selected for the development of professional communicative competence in a higher education institution.

Ключевые слова: компетенция, компе-тентностный подход, коммуникативная компетенция, профессиональная лексика, высшее образование.

Keywords: competence, competence approach, communicative competence, professional lexis, higher education.

В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, основанные на компетентностном подходе, большое внимание начали уделять формированию результатов обучения, выраженных в компетенциях разного рода.

Проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции (ПКК] отражена во многих социальных, психологических, лингвистических исследованиях с разных точек зрения.

Исследования по разработке методологии и теории высшего профессионального образования доказывают, что сфера образования ориентируется на специалиста с высоким

уровнем коммуникативной компетенции, отвечающей современным требованиям.

Процесс формирования ПКК раскрывается в монографиях и диссертационных исследованиях. При анализе данных исследований все подходы были сгруппированы нами следующим образом: лингвометодические, концептуальные подходы и подходы, выделяемые в зависимости от профессиональной группы, к которой принадлежат обучающиеся. Остановимся на анализе каждой группы подробнее.

С точки зрения лингвометодики формирование ПКК может организовываться в двух направлениях: иноязычной и русскоязычной (рис. 1).

Первому направлению — проблемам формирования и развития ПКК в процессе обучения иностранному языку — посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых (И. А. Зимняя, Н. И. Гез, Е. И. Пассов, И. Л. Бим, Д. Хаймс, Д. Равен и др.). В отечественной науке существует большое количество определений иноязычной коммуникативной компетенции. Это свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы и указывает на наличие разночтений в понимании содержания этого термина. Иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК), по мнению отечественных исследователей, — способность и готовность к иноязычному общению с носителями языка, восприятию и пониманию партнеров, адекватному и своевременному выражению своих мыслительных намерений.

Можно говорить о двух вариантах компонентного состава ИКК: общеевропейском и российском. Сопоставление общеевропейского и российского вариантов показывает, что компоненты ИКК имеют много общего. Российский вариант: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. Общеевропейский вариант: лингвистическая, социолингвистическая, социокультурная, дискурсивная,стратегическая, социальная компетенции. Формирование и совершенствование ИКК происходит во всех ее составляющих.

Иноязычная компетенция рассматривается как компонент профессиональной компетентности, под ней понимается специфический вид деятельности, содержанием которого является обмен информацией между членами разных языковых сообществ.

В научной литературе представлены различные подходы к определению сущности понятия ИКК и ее структуре. Так, например, З. И. Коннова, О. Ю Искандарова при рассмотрении иноязычной компетенции ориентированы на формирова-

Формирование профессиональной коммуникативной компетенции

Иноязычной

Русскоязычной

Рис. 1. Лингвометодические подходы к формированию профессиональной коммуникативной компетенции в вузе

ние качественных интегративных характеристик личности, определяющихся суммой профессиональных языковых умений [9, с. 314]. О. В Фа-дейкина, И. И. Опешанская делают акцент на совокупности знаний, умений и навыков иноязычной речевой деятельности и степени профессионального мастерства [7, с. 91]. Н. С. Сахарова полагает, что иноязычную компетенцию необходимо рассматривать как результат профессиональной подготовки, направленный на формирование способностей к иноязычной деятельности в различных областях с учетом интересов будущего специалиста [17, с. 42].

Как показывает анализ, большое количество работ посвящено формированию именно профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции (ПИКК).

Авторы отмечают, что проблема формирования ПИКК особенно остро встает при увеличении роли иностранных языков, вызванном тенденциями глобализации и интернационализации. Основная цель обучения иностранному языку во всех его формах — развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста — участника профессионального общения на иностранном языке в научно-технической, производственной и образователь-

ной сферах деятельности.

Актуальной является и проблема эффективного профессионального общения на русском языке в различных сферах деятельности. В связи с этим второе направление формирования ПКК, основанное на лингвометодическом подходе, связано с формированием русскоязычной ПКК в высшей школе (Л. С. Зникина, О. М. Кося-нова, Е. В. Мельник, Р. Н. Ротар, Н. П. Тюменева и др.). Они учитывают научные исследования в области лингводидактики и с определенной корректировкой используются в методике обучения родному языку.

Авторы отмечают, что вопросы коммуникативного обучения русскому языку в системе профессионального образования приобрели особое значение в условиях организации подготовки специалистов нефилологического профиля, тех специальностей, для которых успешная коммуникация является одним из основных показателей профессионализма.

Формирование как русскоязычной, так и иноязычной ПКК зависит от профессиональной группы, к которой принадлежат обучающиеся (рис. 2).

В рамках данной классификации следует отметить, что все существующие исследо-

Медицинских специальностей

Педагогических специальностей

Туристских специальностей

Творческих специальностей

Силовых структур

Рис. 2. Классификация подходов к формированию профессиональной коммуникативной компетенции в вузе в зависимости от профессиональной группы

вания акцентируют внимание на особенностях обучения как студентов-филологов, так и нефилологов в отдельных направлениях языковой работы.

Формированию ПКК студентов языкового вуза посвятили свои работы исследователи: С. Н. Алиев, А. В. Гурвич, А. А. Воробьев, О. Ю. Ис-кандарова, Т. Г. Лукова, А. М. Машрабекова, Ю. Р. Овечкина, И. С. Роженцева, И. В. Савон, Э. Б. Соловьева, К. В. Шапошников и др.

Значительное количество исследований посвящено обобщенной категории нефилологов — студентов различных профилей и специальностей обучения. Исследования Г М. Андреевой, А. А. Бодалева, Н. К. Ващекина, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, Ю. Л. Ханина и другие, раскрывая роль общения в формировании личности, определили основные подходы к формированию коммуникативных умений различных специалистов.

Многие авторы проблему формирования коммуникативных способностей связывают с разработкой проблем общения в обучении. Пути формирования способностей, предложенные ими, в значительной степени ориентированы на политических лидеров, будущих преподавателей, журналистов, специалистов социально-культурной сферы.

В ряде монографий и диссертационных исследованиях также рассматривается определенная профильная направленность речевой коммуникации студентов:

1)технического вуза (Л. Н. Аксенова, М. В. Бернавская, И. В. Вяткина, Л. В. Голикова, И. А. Зайцева, К. В. Карпачева, Н. А. Кобзева, О. А. Минеева, И. В. Новгородцева, К. В. Фадеева);

2) экономических специальностей (О. Н. Васичкина, Л. С. Зникина, О. В. Кривцова, Л. С. Кузнецова, Т. А. Кукарцева, Л. В. Маренни-кова, С. Н. Озерская, Г. А. Петрова, И. В. Сагала-ева, А. К. Цагараева, И. В. Чичикин);

3) правовых специальностей (А. А. Воробьев, О. В. Климова, О. М. Косянова, Т. И. Маго-медова);

4) медицинского вуза (О. Ю. Искандарова, Р. Н. Ротар);

5) неязыковых факультетов педагогических вузов (Т. М. Аксиненко, А. О. Бударина, М. Е. Виговская, Е. В. Володина, Л. Н. Горобец, Н. Д. Колетвинова, О. И. Максимкина), а также педагогов-психологов с психологической точки зрения (Е. В. Мельник);

6) туристского вуза (Н. В. Бокарева, Т. Г Ло-бышева);

7) вузов культуры и искусств (Л. А. Жумае-ва, Е. П. Лукьянова, А. П. Хмелева);

8)курсантов вузов силовых структур: ФСИН России (Г А. Гиренок, И. Л. Кашинцева, Н. П. Тюменева, Т. П. Фролова); МВД (Т. Г Лу-кова); МЧС (И. В. Власова, Н. Г. Багрова); МО (Л. Н. Аксенова, Т. А. Кукарцева, Д. И. Новосе-лецкая, Р. Н. Ротар); ФСБ (О. Б. Волков).

Вышеназванные авторы говорят о формировании ПКК в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях общения с учетом особенностей профессионального мышления, иными словами, содержание обучения зависит от специфики будущей профессиональной деятельности. Именно в вузе в процессе обучения у будущего специалиста формируются основные представления о содержании и особенностях избранной профессии, происходит формирование и становление первичных профессиональных умений и навыков, а также развитие профессиональной направленности личности.

Третья, предложенная нами, классификация основывается на концептуальных подходах к формированию ПКК (рис. 3).

Проблема коммуникации в педагогике рассматривалась с разных точек зрения с учетом целей исследования. В связи с этим существует множество подходов к формированию ПКК в зависимости от выбора и обоснования процедур формирования, способа организации учебного процесса, типа деятельности обучающихся, используемой технологии, концепции, подхода. Остановимся на каждом из подходов подробнее.

Организация коммуникативной профессиональной деятельности — это выбор и обоснование процедур коммуникативного характера в профессионально значимых ситуациях, определяющих достижимость целей и эффективность деятельности через умение профессионального общения [8, с. 9].

Формирование ПКК с психологической точки зрения, где эмпатия выступает как необходимое личностное качество педагога-психолога, рассматривает Е. В. Мельник.

Необходимость формирования русскоязычной ПКК студентов-юристов в условиях полиязычия в своем диссертационном исследовании обосновывает Т. И. Магомедова. Кроме того, ею создана эффективная модель обучения русскому языку и культуре речи, согласно которой лингвистические и речевые явления обусловливаются полиязыковой ситуацией и конкретными профессионально коммуникативными ролями [15, с. 11].

Рис. 3. Концептуальные подходы к формированию профессиональной коммуникативной компетенции в вузе

О непрерывной языковой подготовке говорят М. В. Бернавская, О. А. Минеева и другие исследователи.

Формировать ПКК на основе интегра-тивного подхода предлагают А. А. Воробьева, Т. Н. Коротенко, О. М. Косянова, Т. А. Кукарце-ва и другие. Так, трактовку коммуникативной компетентности как интегративной категории, определяющей качество образования будущих юристов [12, с. 304], предлагает О. М. Косянова. Ею разработана концепция формирования ПКК, основанная на идее интеграции дисциплин речевого и правового циклов, а также вариативности содержания коммуникативной подготовки в зависимости от узкой специализации будущих юристов. Т. Н. Коротенко и Т. А. Кукарцева в качестве педагогических условий формирования ПКК также рассматривают осуществление междисциплинарных связей иностранного языка со специальными дисциплинами.

Использование технологии смешанного обучения в техническом вузе, как полагает К. В. Карпачева, предоставляет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами и методами преподавания профессионального иностранного языка: реализация принципа индивидуализации учебной и профессиональной деятельности; возможность получать быструю обратную связь; возможность наглядного представления учебного материала; самостоятельность, активность [10, с. 12].

К модульному подходу рейтинговой оценки качества сформированности профессиональной коммуникативной компетенции студентов вузов обращались А. А. Воробьев, Г А. Гиренок и другие исследователи.

Результативность процесса развития иноязычной познавательной компетенции в сфере профессионально ориентированного чтения достигается использованием потенциала меж-

предметных связей (Т. Н. Коротенко) [11, с. 7]. По мнению А. А. Воробьева, профессиональные коммуникативные умения будущих переводчиков сферы юриспруденции базируются на интеграции ряда модулей образовательного процесса для решения проблемных профессиональных коммуникативных задач в квазипрофессиональных и реальных ситуациях социального взаимодействия [5, с. 84].

И. А. Зайцева, М. А. Курлыкина, Р. Н. Ротар, Н. П. Тюменева и другие исследователи полагают, что использование индивидуального и дифференцированного подходов будет способствовать более успешному процессу обучения студентов. Дифференцированный подход выступает как стратегия и как принцип изучения и организации процесса формирования профессионально-коммуникативной направленности личности студента. Технология уровневой дифференциации способствует эффективному формированию ПИКК студентов и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

О формировании профессиональной коммуникативной компетенции на основе обучения различным видам речевой деятельности и разновидностям речи говорят Т. Г Агапитова, И. А. Зайцева, Л. А. Жумаева, Т. А. Ковалева, Н. Д. Колетвинова, Т. Н. Коротенко, Е. С. Надто-чева, Ю. Р. Овечкина, Е. В. Сердюк, О. В. Фрезе, Т. П. Фролова и др.

Авторская концепция Т. Г Луковой предполагает комплексный подход к формированию культуры профессионально-коммуникативного общения у слушателей, который будет способствовать совершенствованию их профессиональной деятельности на основе повышения содержательности учебного материала и применения активных методов обучения [14, с. 73].

По мнению ряда ученых, использование активных и интерактивных методов обучения способствует эффективному формированию профессиональной коммуникативной компетенции. При этом каждый исследователь предлагает свой набор методов. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Использование активных форм и методов работы по формированию ПКК студентов вуза предлагают В. Ф. Аитов, Е. В. Володина, Т. А. Грабой, Л. В. Голикова, А. В. Гурвич, О. В. Кривцова, Т. Г. Лобышева, Е. П. Лукьянова, Т. Г. Лукова, К. В. Фадеева.

К числу активных и интерактивных методов обучения О. В. Кривцова относит темы для дискуссий, разговорные темы, курс аудиолек-ций, проведение «кейс-стади» и прочее; Т. Г Ло-бышева — «кейс-стади» или анализ конкретной ситуации [13, с. 10]; Е. В. Володина — кейс-метод, метод проектов, исследовательский и дискуссионный методы, метод активизации мышления.

Проектную технологию обучения Л. В. Голикова понимает как интерактивную педагогическую технологию, в которой учебный проект является средством обучения студентов и несет основную нагрузку по реализации функции обучения, при этом преподаватель управляет средством обучения, а также стимулирует и координирует деятельность обучаемых [6, с. 114].

В качестве дидактических условий эффективности обучения ПКК Т. А. Грабой предлагает использовать проблемный подход к обучению.

На принципах интеграции проблемного и проектного подходов В. Ф. Аитовым разработан проблемно-проектный подход, выступающий методологической основой формирования ПИКК студентов, на основе сходства целей данных подходов, содержания, средств, способов и форм организации учебного процесса по иностранному языку в вузе [1, с. 264].

Развивающие технологии и адекватная система педагогической деятельности, по мнению Л. В. Маренниковой, развивают ПИКК будущих менеджеров в вузе.

В работах И. В. Бондаренко предлагается формировать ПКК через широкое использование тестовых заданий.

Ряд исследователей полагает, что ПКК формируется на основе информационно-коммуникационных технологий. Так, О. Н. Васичкина считает, что профессиональная коммуникативная компетентность на основе информационно-коммуникационных технологий включает: в соответствии с уровнем обученности и воспитанности — способность к взаимодействию в информационной среде; поиск и обработку информации, которые необходимы для достижения профессионально значимых целей; способность к межличностному общению с использованием современных коммуникационных технологий для качественного выполнения профессиональных задач; на основе информационных технологий — готовность к установке, поддержанию и развитию эффективной коммуникации с участниками различных процессов (образовательного, научно-исследовательского и производственного), которая необходима для

повышения квалификации и самореализации в профессиональной деятельности [4, с. 1 36]. Е. Б. Максимова выделяет в качестве основных три направления общения: направленное педагогическое, межличностное и с помощью новых информатизационных технологий (общение по сети Интернет), — которые называет равно-эффективными [16, с. 14].

Деловая игра в качестве интерактивной формы обучения обосновывается в научных трудах таких авторов, как В. Л. Бабурин, Я. М. Бельчиков, Н. В. Борисова, Д. Н. Кавга-радзе, М. М. Крюков, Л. И. Крюкова, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, В. П. Щедровицкий. В диссертационном исследовании Н. В. Бока-ревой учебная деловая игра рассматривается как форма обучения студентов ПКК [3, с. 7].

Профессионально-коммуникативная подготовка руководителей ГПС, МЧС России, как полагает Н. Г Багрова, обеспечивается применением обучающих игр, направленных на формирование навыков общения. А. О. Бударина в своем диссертационном исследовании обосновывает эффективность формирования ПКК средствами ролевой игры. А. П. Хмелева информационно-коммуникативные качества специалиста предлагает формировать средствами игрового моделирования. О. В. Климовой разработана методика на основе использования учебно-деловых игр, позволяющих интегрировать структурные компоненты коммуникативной компетенции посредством включения студентов в квазипрофессиональную коммуникативную деятельность. А. К. Цагара-ева доказывает необходимость обучения студентов диалогической речи в ходе проведения деловых и ролевых игр. Л. Н. Аксенова предлагает применение игровых методов обучения на основе делового сотрудничества в процессе самоподготовки курсантов. Теоретической основой формирования профессиональных коммуникативных умений, по ее мнению, является контекстно-диалоговый подход [2, с. 87].

Совершенствование процесса формирования ПКК К. В Шапошников предлагает осуществлять на основе контекстного подхода, предусматривающего организацию процесса подготовки специалистов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности [20, с. 18]. И. В. Сагалаева реализует контекстную направленность в развитии иноязычной профессионально-коммуникативной деятельности. Э. В. Соловьева и Л. А. Гаспарян процесс формирования ПКК связывают с использованием контекстно-ситуативного подхода к обучению.

Концептуальные модели формирования ПКК, в основу которых положено педагогическое проектирование, разработаны и реализованы Л. С. Зникиной и Д. И. Новоселецкой. Педагогическое проектирование понимается как совместная деятельность субъектов учебно-образовательного процесса в ходе планирования, мотивации, организации, контроля и развития межличностной коммуникации с целью создания оптимальных условий овладения обучающимися языковыми, межкультурными, профессионально-коммуникативными знаниями и умениями для развития языковой личности и обеспечения высокого уровня практико-ориентированного общения [18, с. 126].

Использование модели формирования ПКК проходит наиболее эффективно при опоре на культурологический подход к выбору содержания и методов формирования данной компетенции. Так, например, И. С. Роженцева культуросообразные технологии понимает как комплексную интегративную систему, включающую множество действий и операций, которые обеспечивают определение целей, содержания для усвоения систематизированных знаний, приобретения профессиональных умений и формирования личностных качеств обучаемых, в зависимости от целей обучения и национально-культурных особенностей, в которых они будут применяться. Типология куль-туросообразных технологий, предложенная автором, имеет различные основания: по стилю обучения, цели, субъекту деятельности, культурно-ценностной базе [19, с. 12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, различные подходы рассматриваются исследователями как концептуальная основа формирования профессиональной коммуникативной компетенции. Нами осуществлен обзор современных подходов к организации языкового образовательного процесса, предложены различные принципы классификации: лингвометодические, концептуальные подходы и подходы, выделяемые в зависимости от профессиональной группы, к которой принадлежат обучающиеся.

Неоспорим тот факт, что коммуникативное образование студентов вузов является неотъемлемой составляющей их профессиональной подготовки. Выбор наиболее эффективного среди множества существующих подходов зависит от языка, которому обучаются слушатели (русскому или иностранному), от профиля подготовки студентов (педагогического, медицинского, технического, экономического, юридического и т. д.), а также от технологий, ме-

тодов и приемов, которые выбраны для формирования профессиональной коммуникативной компетенции в вузе.

1. Аитов В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов) : дис. ... д-ра пед. наук. СПб, 2006. 362 с.

2. Аксенова Л. Н. Формирование профессиональных коммуникативных умений у курсантов военно-технических вузов : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 184 с.

3. Бокарева Н. В. Конструирование деловой игры как формы обучения студентов профессиональным коммуникативным компетенциям в образовательном процессе туристского вуза : дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 197 с.

4. Васичкина О. Н. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2009. 223 с.

5. Воробьев А. А. Развитие профессиональных коммуникативных умений будущих переводчиков сферы юриспруденции на основе проблемно-модульной технологии : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2012. 170 с.

6. Голикова Л. В. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыкового вуза на основе проектной технологии обучения : дис. . канд. пед. наук. СПб, 2005. 246 с.

7. Давыдова Л. Н. Слагаемые качества образования // Вестник высшей школы. 2004. № 11. С. 49-50.

8. Зникина Л. С. Профессионально-коммуникативная компетенция как фактор повышения качества образования менеджеров : дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2005. 406 с.

9. Искандарова О. Ю. Теория и практика формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности специалиста : дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2000. 376 с.

10. Карпачева К. В. Использование смешанного обучения в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов инженерного профиля // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 644-646.

11. Коротенко Т. Н. Развитие иноязычной познавательной компетенции в профессионально-ориентированном чтении у студентов неязыкового вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2013. 23 с.

12. Косянова О. М. Интегративный подход к формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов правовых специальностей : дис. . д-ра пед. наук. М., 2008. 517 с.

13. Лобышева Т. Г. Формирование профессиональных коммуникативных умений у студентов туристского вуза в процессе обучения терминологическому переводу : дис. ... канд. пед. наук. Сходня, 2003. 157 с.

14. Лукова Т. Г. Формирование профессионально-коммуникативной культуры у слушателей вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2002. 146 с.

1 5. Магомедова Т. И. Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 2009. 54 с.

16. Максимова Е. Б. Формирование коммуникативных компетенций студентов вуза : дис. . канд. пед. наук. М., 2007. 173 с.

17. Насиханова А. З., Давыдова Л. Н. К вопросу о сущности понятия «иноязычная компетенция» // Гуманитарные исследования. 2013. № 2(46). С. 41-45.

18. Новоселецкая Д. И. Педагогическое проектирование формирования профессионально-коммуникативной компетенции у курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012. 278 с.

19. Роженцева И. С. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов-лингвистов на основе культуросообразных технологий : дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2004. 207 с.

20. Шапошников К. В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков : дис. . канд. пед. наук. М., 2006. 216 с.

УДК/UDC 378.147 Н. Ю. Павлова

N. Pavlova

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FACTORS INFLUENCING THE EFFICIENCY OF STUDENTS MAJORING IN ECONOMICS' COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT WHILE LEARNING FOREIGN LANGUAGES

Статья посвящена проблеме формирования странного языка, рассматривает условия, при на-коммуникативной компетентности у студентов личии которых данный процесс будет успешным, экономического вуза в процессе изучения ино- и факторы, влияющие на его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.