Научная статья на тему 'Структура и содержание иноязычной профессионально - коммуникативной компетенции как элемент профессиональной подготовки военного летчика'

Структура и содержание иноязычной профессионально - коммуникативной компетенции как элемент профессиональной подготовки военного летчика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONALLY COMMUNICATIVE COMPETENCE / ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК / MILITARY PILOT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / LINGUISTIC COMPONENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / PROFESSIONAL COMPONENT / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рехлова Анжела Вячеславовна

Современный этап развития Вооруженных Сил предъявляет новые требования к выпускникам военных вузов, в том числе и в плане владения профессионально-ориентированным иностранным языком. Учитывая профессиональную направленность подготовки, автор считает целесообразным перенести акцент на формирование профессионально-коммуникативной компетентности, требующей специальных знаний и навыков в той или иной профессиональной сфере. Анализ исследований показал, что профессионально коммуникативная компетентность это сложное, интегральное качество. В его структуре выделяется ряд компонентов компетенций. Автор считает, что больший учет потребностей профессионального общения достигается при формировании иноязычной профессионально коммуникативной компетенции. В статье рассматривается структура и содержание иноязычной профессионально коммуникативной компетенции как элемент профессиональной подготовки военного летчика. Иноязычная профессионально коммуникативная компетенция военного летчика состоит из двух равнозначных составляющих: лингвистическая (профессионально ориентированные лингвистическая, социокультурная, прагматическая и стратегические компетенции) и профессиональная (профессиональные когнитивная и операционально-технологическая компетенции). Все компоненты, обогащаясь за счет соответствующих знаний, умений и навыков в процессе учебно-профессиональной деятельности курсантов, обеспечивают в дальнейшем успешную профессиональную деятельность военного летчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONALLY - COMMUNICATIVE COMPETENCE AS AN ELEMENT OF A MILITARY PILOT TRAINING

The modern stage of development of the Armed Forces is placing new demands on the graduates of military schools, including ownership of professionally-oriented foreign language. Given the professional orientation of training, the author considers it appropriate to shift the emphasis on formation of professional and communicative competence that requires special knowledge and skills in a particular professional field. Studies have shown that professionally communicative competence is a complex, integral quality. In its structure a number of components of competencies. The author believes that more consideration of the needs of professional communication is achieved by the formation of foreign language professional communicative competence. The article discusses the structure and content of foreign language professionally communicative competence as an element of training a military pilot. Foreign language professionally communicative competence of a military pilot consists of two equal components: linguistic (professionally oriented linguistic, socio-cultural, pragmatic and strategic competence) and professional (professional cognitive and operational-technological competence). All components, enriched by relevant knowledge and skills in the process of educational-professional activity of students, provide further successful professional activity of a military pilot.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание иноязычной профессионально - коммуникативной компетенции как элемент профессиональной подготовки военного летчика»

УДК 378

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА

© 2016

Рехлова Анжела Вячеславовна, аспирант кафедры «Педагогика и социальная работа» Ульяновского государственного педагогического университета, старший преподаватель кафедры иностранных языков Филиал Военного Учебно-Научного Центра Военно-Воздушных Сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в г. Сызрани (Россия)

Аннотация. Современный этап развития Вооруженных Сил предъявляет новые требования к выпускникам военных вузов, в том числе и в плане владения профессионально-ориентированным иностранным языком. Учитывая профессиональную направленность подготовки, автор считает целесообразным перенести акцент на формирование профессионально-коммуникативной компетентности, требующей специальных знаний и навыков в той или иной профессиональной сфере. Анализ исследований показал, что профессионально - коммуникативная компетентность это сложное, интегральное качество. В его структуре выделяется ряд компонентов - компетенций. Автор считает, что больший учет потребностей профессионального общения достигается при формировании иноязычной профессионально - коммуникативной компетенции. В статье рассматривается структура и содержание иноязычной профессионально - коммуникативной компетенции как элемент профессиональной подготовки военного летчика. Иноязычная профессионально - коммуникативная компетенция военного летчика состоит из двух равнозначных составляющих: лингвистическая (профессионально ориентированные лингвистическая, социокультурная, прагматическая и стратегические компетенции) и профессиональная (профессиональные когнитивная и операционально-технологическая компетенции). Все компоненты, обогащаясь за счет соответствующих знаний, умений и навыков в процессе учебно-профессиональной деятельности курсантов, обеспечивают в дальнейшем успешную профессиональную деятельность военного летчика.

Ключевые слова: профессионально-ориентированный иностранный язык, иноязычная профессионально -коммуникативная компетенция, военный летчик. профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, лингвистическая составляющая, профессиональная составляющая.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONALLY - OMMUNICATIVE COMPETENCE AS AN ELEMENT OF A MILITARY PILOT TRAINING

© 2016

Rekhlova Angela Vyacheslavovna, postgraduate student of the Department "Pedagogics and social work" of the Ulyanovsk State Pedagogical University, assistant professor of the Foreign department Military Educational-Research Centre of Air Force «Air Force Academy named after professor N.E.Zhukovsky and Y.A.Gagarin», branch in Syzran (Russia)

Abstract. The modern stage of development of the Armed Forces is placing new demands on the graduates of military schools, including ownership of professionally-oriented foreign language. Given the professional orientation of training, the author considers it appropriate to shift the emphasis on formation of professional and communicative competence that requires special knowledge and skills in a particular professional field. Studies have shown that professionally - communicative competence is a complex, integral quality. In its structure a number of components of competencies. The author believes that more consideration of the needs of professional communication is achieved by the formation of foreign language professional communicative competence. The article discusses the structure and content of foreign language professionally - communicative competence as an element of training a military pilot. Foreign language professionally - communicative competence of a military pilot consists of two equal components: linguistic (professionally oriented linguistic, socio-cultural, pragmatic and strategic competence) and professional (professional cognitive and operational-technological competence). All components, enriched by relevant knowledge and skills in the process of educational-professional activity of students, provide further successful professional activity of a military pilot.

Key words: professional foreign language, foreign language professionally - communicative competence, a military pilot. professional activities, professional training, linguistic component, professional component.

Современный этап развития российских Вооруженных Сил и проводимая военная реформа, предъявляют повышенные требования к офицерским кадрам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, психологическим, морально-боевым и другим качествам, выдвигают новые задачи по их обучению и воспитанию.

В подготовке военных специалистов возрастает роль иностранного языка. Это связано с развитием военного сотрудничества с зарубежными странами и расширением обмена информацией военного характера на взаимной основе. Совместные учения и маневры, миротворческие операции, партнерство в подготовке военных кадров порождают потребность в офицерах, свободно владеющих иностранными языками.

Понятие «коммуникативная компетентность» было введено американским лингвистом Деллом Хаймсом, а в отечественной педагогике - И.А. Зимней. По мнению Д. Хаймса, коммуникант должен обладать не просто лингвистической компетентностью, т.е. не просто владеть лексикой и грамматикой, но и знать как тот или иной язык используется другими носителями языка [1]. И.А. Зимняя определила коммуникативную компетентность как «актуальное формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и лич-ностно обусловленная социально профессиональная ха-

рактеристика человека, его личностное качество» [2 с. 35].

Учитывая профессиональную направленность подготовки в вузе, считаем целесообразным в данном исследовании перенести акцент с формирования коммуникативной компетентности, требующейся в обыденном общении на каком-либо языке, на формирование профессионально-коммуникативной компетентности, требующей специальных знаний и навыков в той или иной профессиональной сфере.

Исследования, связанные с формированием профессионально-коммуникативной компетентности, охватывают техническую, медицинскую, юридическую, педагогическую, экономическую и другие сферы деятельности человека.

Ю.В. Михайлюк считает, что профессиональная коммуникативная компетентность специалиста медицинского профиля является «интегральным понятием, включающим такие умения, как умение свободно владеть репертуаром профессиональных речевых жанров, умение четко выполнять свою социальную роль в профессиональном общении» [3 с. 90].

К.В. Фадеева представляет профессиональную коммуникативную компетентность студентов технического вуза как совокупность двух аспектов. Во-первых, меж-

личностное общение, обеспечивающее эффективную работу в команде. Во-вторых, коммуникации с техническими интеллектуальными системами в ходе производственной деятельности [4].

Л.М. Егошина рассматривает профессиональную коммуникативную компетентность как составляющую профессиональной компетентности и взаимосвязь лингвистических знаний, профессиональных и коммуникативных умений и навыков, необходимых для осуществления коммуникативной деятельности в рамках профессиональной сферы общения [5].

О.А. Желнова говорит о профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов как о единстве профессиональной культуры, профессионального знания, умения и компетенции [6].

О.С. Овчинникова понимает под профессионально-коммуникативной компетентностью учителя иностранного языка совокупность профессионально значимых знаний, умений, качеств и готовность к продуктивному коммуникативному взаимодействию на иностранном языке [7].

И.А. Матвеева рассматривает профессионально-коммуникативную компетентность военного летчика «как интегративное качество личности военного летчика, определяющее уровень его готовности к профессиональной деятельности и как системный компонент всех составляющих его профессионально-деятельностных функций» [8 с. 37].

Все исследователи едины во мнении, что профессионально - коммуникативная компетентность это сложное, интегральное качество и выделят в его структуре ряд составляющих компонентов - компетенций.

Понятие «компетенция» произошло от латинского слова compete - походить, соответствовать. Анализ определения понятия «компетенция», данного различными авторами [2, 9-14] позволяет говорить о компетенции как о системном проявлении знаний, умений, навыков, способностей, личностных качеств. Мы разделяем понимание компетенции как «совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению определенной деятельности на основе полученных знаний, навыков и умений» [15 с. 8] .

В 2010 году вузы Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) начали переход на подготовку специалистов по федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) - стандартам третьего поколения - и реализацию основных образовательных программ по уровням высшего профессионального образования.

Анализ составляющих ФГОС [16] позволил выделить в следующие составляющие профессионально-коммуникативной компетентности в подготовке военного авиационного специалиста:

- профессиональная компетенция;

- коммуникативная компетенция;

- иноязычная коммуникативная компетенция.

Под профессиональной компетенцией понимается система специальных знаний, коммуникативных умений и навыков, опыт выполнения профессиональных коммуникативных действий, а также совокупность личных качеств, определяющих способы выполнения профессиональных коммуникативных функций в профессиональной деятельности;

Коммуникативная компетенция - это общая способность к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности, формируемая дисциплинами гуманитарного цикла в условиях авиационного военного вуза на основе социокультурных, социолингвистических знаний, умений и навыков, и определяющая профессиональный потенциал личностного развития будущего специалиста военно-авиационного профиля;

Под иноязычной коммуникативной компетенцией понимается способность осуществлять профессиональ-

но-ориентированное общение посредством иностранного языка в профессиональной деятельности [8].

Формирование иноязычной профессионально - коммуникативной компетенции мы рассматриваем как элемент профессиональной подготовки военного летчика, по этому рассмотрим структуру компетенции более подробно.

Исследователи придерживаются позиции о многокомпонентном составе иноязычной коммуникативной компетенции [2, 9,13,17-25]. В то же время существует несколько подходов к определению структуры данной компетенции.

Говорят об Общеевропейском и Российском вариантах структурного состава иноязычной коммуникативной компетенции [26]. В Общеевропейском структурном составе иноязычной коммуникативной компетенции выделяют лингвистическую, социолингвистическую, дискурсивную, социокультурную, социальную, стратегическую компетенции. Российский вариант состава содержит языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебно - познавательную компетенции.

Лингвистическая (языковая) компетенция - это умение использоватьграмматически правильные формы и синтаксические построения и понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами иностранного языка. Лингвистическая компетенция является основным компонентом коммуникативной компетенции. Без знания слов и правил образования грамматических форм, структурирования осмысленных фраз невозможна вербальная коммуникация.

Социолингвистическая компетенция - это умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от ситуации, коммуникативной цели и намерения говорящего.

Дискурсивная (речевая) компетенция - это совершенствование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение [27 с. 84].

Социокультурная компетенция подразумевает знакомство с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка, с теми элементами социокультурного контекста, которые релевантны для порождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка: обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, страноведческие знания и т.д [8 с. 42].

Социальная компетенция проявляется в желании и готовности взаимодействовать с другими людьми, умении управлять ситуацией.

Стратегическая (компенсаторная) компетенция - это комплекс специальных умений и навыков, который позволяет компенсировать недостаточность знания языка при получении и передаче иноязычной информации.

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность общих и специальных учебных умений и навыков познавательной деятельности. Ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий [27 с. 85-86].

Хочется заметить, что многие отечественные методисты (Л. Е. Алексеева, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова и др.) предлагают привести перечень компонентов предметного содержания иноязычной коммуникативной компетенции в соответствие с общеевропейскими компетенциями.

Рассмотренные выше компетенции (лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная, социокультурная, социальная, стратегическая) относятся к разряду общих. Формирование этих компетенций происходит в вузе на первых курсах в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» и служит обучению использования языка в достаточно широко понимаемых ситуациях социального общения.

Больший учет потребностей профессионального общения достигается при формировании иноязычной профессионально - коммуникативной компетенции.

Проведенный анализ литературы по вопросам коммуникативной компетенции позволил сформировать собственное представление о ее составляющих. В своем исследовании мы придерживаемся структуры иноязычной профессионально - коммуникативной компетенции предложенной Э.Г. Крыловым [28]. Иноязычная профессионально - коммуникативная компетенция военного летчика состоит из двух равнозначных составляющих: лингвистическая (профессионально ориентированные лингвистическая, социокультурная, прагматическая и стратегические компетенции) и профессиональная (профессиональные когнитивная и операционально-технологическая компетенции).

Таблица 1- Компоненты лингвистической составляющей иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции военного летчика

Компоненты Описание в терминах знаний, умений и навыков

Лингвистическая компетенция знать фонетические, грамматические и лексические явления и закономерности языка радиообмена как системы и пользоваться этими знаниями; знать нормы языка радиообмена: орфоэпическую, орфографическую, лексическую, грамматическую и стилистическую и их применять; реализовывать коммуникативные компетенции в целях решения коммуникативной задачи общения в определенной сфере деятельности; знать основные речевые формы высказывания (повествование, описание, рассуждение, монолог, диалог) и уметь их применять;

Социокультурная компетенция знать национальные особенности носителей других культур, их привычки, традиции, нормы поведения и этикета и понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;

Прагматическая компетенция желание и психологическая готовность взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации, помогать другому поддержать общение, поставить себя на его место и способность справиться с ситуациями, возникающими в процессе непонимания партнеров по общению

Стратегическая компетенция в случае, если коммуникация не состоялась, использовать умения переспрашивать, задавать уточняющие вопросы, просить повторить, объяснить, выразить мысль иначе, то есть перефразировать сказанное, и других умений для достижения коммуникативной цели

Таблица 2 - Компоненты профессиональной составляющей иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции военного летчика

Компоненты Описание в терминах знаний, умений и навыков

Когнитивная компетенция иноязычные знание предметно-профессиональной области: профессиональная терминология и фразеология, коммуникативная культура деловой сферы, деловой этикет использования радиотелефонной связи экипажами военных вертолетов

Операционально-технологическая компетенция вести беседу в типичных ситуациях военно-профессионального общения; выступать с подготовленным сообщением по темам военно-профессиональной направленности; вести радиообмен в ситуациях условно-профессионального общения, максимально приближенных к реальным условиям использования радиотелефонной связи экипажами военных вертолетов

Все компоненты иноязычной профессионально -коммуникативной компетенции, обогащаясь за счет соответствующих знаний, умений и навыков в процессе учебно-профессиональной деятельности курсантов, обеспечивают в дальнейшем успешную профессиональную деятельность военного летчика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Hymes, D. On Communicative Competence. In J.B.Pride and J.Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972, pp. 269-293

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42

3. Михайлюк Ю.В. Коммуникативная компетентность специалиста медицинского профиля как составляющая его профессиональной деятельности// V Республиканский научно-практический семинар молодых ученых 28 ноября 2014 года Проблемы и перспективы современной науки: Минский университет управления, 2014. - С.88-92

4. Фадеева К.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Чебоксары, 2010, - 180 с.

5. Егошина Е.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза на основе билингвального сопоставления русского и английского языков): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08, 13.00.02: Йошкар-Ола, 2010, - 213 с.

6. Желнова О.А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов в условиях среднего профессионального учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Балашов , 2010, -210 с.

7. Овчинникова О.С. Развитие профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей

8. Матвеева И. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08: Самара, 2012. - 196 с.

9. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы//ИЯШ.— 2002.— № 2.— С. 11.

10. Hymes, D. On Communicative Competence. In J.B.Pride and J.Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972, pp. 269-293.

11. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М. Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 1977. - № 6. - С. 38-45.

Bachman, L. F. Fundamental Considerations in Language Testing / L. F. Bachman. - Oxford, 1990. - 118 p.

12. 162. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4. - С.9-15; №5 - С.17-22

13. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 58-64.

14. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.

15. Баграмова Н.В. Методика обучения иностранным языкам в свете теории глобализации образования // «Иностранные языки и технологии обучения в XXI веке»: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. СПб: СПбГУЭФ, 2001.- С.6-12.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 161002 «Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusacademedu.ru/dokumenty_

17. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Руссяз., 1989. - 279 с.

18. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 178-183.

19. Иващенко О.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов государственной службы по чрезвычайным ситуациям // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 20-23.

20. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.

21. Smimova E.V. Features of using the internet for implementation of foreign language informational and communication interaction // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 60-62.

22. Назмиева Э.И. Компоненты содержания иноязычной подготовки будущих специалистов гуманитарного профиля в контексте европеизации высшего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 51-55.

23. Сидакова Н.В. Основные тенденции и ориентиры в иноязычном образовании студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 113-116.

24. Дзюбенко И.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.

25. Ясаревская О.Н., Прелова Е.В., Ясаревская Д.П. Технология «языковой портфель» как средство развития языковых умений и компетенций студентов (направление подготовки 051000.62) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 118-122.

26. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

27. Тюрская Н.П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт/ Н.П. Тюрская// Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). - С. 8387

28. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе языка: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02: Екатеринбург, 2016, - 450 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.