Научная статья на тему 'Интеграция междисциплинарных знаний как основа развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России'

Интеграция междисциплинарных знаний как основа развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗНАНИЙ / КУРСАНТЫ / ВУЗЫ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович, Варенцов Михаил Александрович

В статье представлены основные результаты педагогического анализа теории и практики интеграции междисциплинарных знаний в контексте совершенствования подготовки офицерских кадров, развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. Практическая реализация интеграции междисциплинарных знаний в вузах внутренних войск МВД России может и должна осуществляться в процессе взаимодействия содержания всех циклов учебных дисциплин. Междисциплинарная интеграция знаний учебных дисциплин как внутри одного, так и между разными циклами позволяет формировать и развивать у курсантов внутренних войск все основные компетенции при обучении, способствуя организации междисциплинарных связей и формированию системного мышления современного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стародубцев Михаил Павлович, Варенцов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the multidisciplinary knowledge as a basis for the development of competence of cadets of military schools of the Ministry of internal Affairs of Russia

The article presents the main results of the pedagogical analysis of the history, theory and practice of the integration of interdisciplinary knowledge in the context of improving the training of the officers, military cadets competence development at the universities of the internal troops of Russia. Practical realization of the integration of the interdisciplinary knowledge in higher education institutions of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia can and has to be carried out in the course of interaction of the content of all cycles of subject matters. Interdisciplinary integration of knowledge of the subject matters both in one, and between different cycles allows to form and develop at cadets of the internal troops all main competences when training, promoting the organization of the interdisciplinary communications and formation of the system thinking of the modern expert.

Текст научной работы на тему «Интеграция междисциплинарных знаний как основа развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России»

ВЫВОДЫ

Разработанная структурно-функциональная модель урока физической культуры образовательно-тренировочной направленности включает в себя ряд взаимосвязанных структурных компонента, таких как целеполагание, содержательный, организационный, функциональный, результативный блоки, позволяющие целенаправленно воздействовать на учебно-воспитательный процесс с юношами на основе принципов спортивной тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 200б. - 111 с.

2. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта : учебник для студентов и преподавателей вузов физического воспитания и спорта / Л.В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 29б с.

3. Садыков, Р.И. Содержание уроков физической культуры образовательно-

тренировочной направленности / Р. И. Садыков, Н. И. Синявский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (8б). - С. 137-141.

4. Садыков, Р.И. Содержание уроков физической культуры образовательно-

тренировочной направленности с юношами на основе принципов спортивной тренировки : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Садыков Р.И. - Набережные Челны, 2013. - 24 с.

5. Синявский, Н.И. Развитие двигательных способностей у юношей на уроках физической культуры с образовательно-тренировочной направленностью / Н.И. Синявский, Р.И. Садыков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № б. - С. 7-11.

REFERENCES

1. Balsevich, V. K. (200б), Sports vector in physical upbringing in Russian school, Theory and practice in physical culture, Moscow.

2. Volkov, L.V. (2005), Techniques of children's and youthful sports: the textbook (for students and teachers of high schools of physical training and sports), Olympic literature, Kiev.

3. Sadykov, R.I. and Sinyavskiy, N.I. (2012), “The contents of physical training lessons of educational and training orientation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 8б, No. 4, pp.137-141.

4. Sadykov, R.I. (2013), The maintenance of lessons of physical culture of an educational and training orientation with young men on the basis of the principles of sports training, dissertation, Naberezhnye Chelny.

5. Sinyavsky, N. I. (2011), “The development of physical moving abilities of young men at Physical Education lessons of both educational and training orientation”, Physical education: upbringing, education, training, No. б, pp. 7-11.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.05.2014.

УДК 378

ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ЗНАНИЙ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД

РОССИИ

Михаил Павлович Стародубцев, кандидат педагогических наук, доцент,

Михаил Александрович Варенцов, соискатель, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье представлены основные результаты педагогического анализа теории и практики интеграции междисциплинарных знаний в контексте совершенствования подготовки офицерских

кадров, развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. Практическая реализация интеграции междисциплинарных знаний в вузах внутренних войск МВД России может и должна осуществляться в процессе взаимодействия содержания всех циклов учебных дисциплин. Междисциплинарная интеграция знаний учебных дисциплин как внутри одного, так и между разными циклами позволяет формировать и развивать у курсантов внутренних войск все основные компетенции при обучении, способствуя организации междисциплинарных связей и формированию системного мышления современного специалиста.

Ключевые слова: интеграция междисциплинарных знаний, курсанты, вузы внутренних войск МВД России.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p175-179

INTEGRATION OF THE MULTIDISCIPLINARY KNOWLEDGE AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF COMPETENCE OF CADETS OF MILITARY SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Mikhail Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Aleksandrovich Varentsov, the competitor,

The St. Petersburg Military Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

The article presents the main results of the pedagogical analysis of the history, theory and practice of the integration of interdisciplinary knowledge in the context of improving the training of the officers, military cadets competence development at the universities of the internal troops of Russia. Practical realization of the integration of the interdisciplinary knowledge in higher education institutions of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia can and has to be carried out in the course of interaction of the content of all cycles of subject matters. Interdisciplinary integration of knowledge of the subject matters both in one, and between different cycles allows to form and develop at cadets of the internal troops all main competences when training, promoting the organization of the interdisciplinary communications and formation of the system thinking of the modern expert.

Keywords: integration of interdisciplinary knowledge, cadets, universities of interior troops.

Актуальным направлением совершенствования учебно-воспитательного процесса подготовки офицеров внутренних войск является педагогический поиск современных основ развития компетенций курсантов вузов внутренних войск МВД России. Проведённый анализ показал, что одной из основ развития компетенций курсантов в вузе внутренних войск может и должна являться интеграция междисциплинарных знаний.

В целом интеграция определяется, как: состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, также процесс, ведущий к такому состоянию; процесс сближений и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Она понимается как объединение, взаимосвязь элементов, включение в целое в качестве составной части.

В современной история развития процессов интеграции знаний в системе образования можно выделить два основных этапа.

Первый этап - формирование теоретических основ межпредметных связей - охватывает 50-60-е годы ХХ века. В этот период обосновывается необходимость использования интегративных процессов в образовании. Интеграция знаний признается важным фактором в формировании мировоззрения учащихся, в развитии их творческих способностей. В дальнейшем происходит теоретическая и практическая разработка проблемы межпредметных связей с целью совершенствования учебного процесса.

Второй этап - этап собственно интеграции знаний - охватывает период с 80-х годов ХХ века, начинается с создания интегрированных учебных курсов.

Современные исследования интеграции знаний в учебно-воспитательном процессе военного вуза касаются проблем вида, форм, классификаций, структурных элементов, процедурных характеристик [1]. Компонентами педагогической интеграции являются

дисциплины, науки, знания, которые в условиях вуза выступают во взаимосвязи общего и профессионального образования, реализуются в межпредметных, межцикловых и внутрипредметных связях.

В процессе интеграции важную роль играют ее структурные компоненты, позволяющие связывать в систему, излагать учебный материал, обеспечивать связь теории с практикой. Из этого следует, что отбор материала следует проводить с учетом дифференциации.

Как показал анализ педагогической теории и практики, процессы интеграции, затрагивающие всю систему образования, должны найти свою реализацию и в системе военно-профессионального образования, подготовки офицерских кадров внутренних войск МВД России [2].

Установлено, что задачами интеграции в системе военно-профессионального образования в вузах внутренних войск МВД России является формирование целостной личности офицера внутренних войск, имеющего высокие адаптационные способности к меняющимся условиям среды, осуществляющим в своей деятельности решение профессиональных задач на основе не только специальных, но и общенаучных методов, военного специалиста с высоким уровнем социальной и профессиональной мобильности.

В учебно-воспитательном процессе вузов внутренних войск МВД России процессы интеграции призваны решить следующие противоречия:

- между современными потребностями общества, требованиями войск и целями и результатами вузовского образования;

- между узкой специализацией подготовки и необходимостью обеспечения высокой профессиональной мобильности выпускников вузов внутренних войск;

- между профессиональной направленностью образования и потребностями во всестороннем и гармоничном развитии личности будущего офицера внутренних войск МВД России;

- между темпами развития научных знаний и уровнем их внедрения в педагогическую практику вузов внутренних войск.

В процессе исследования автором на базе Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России был произведён анализ реализуемых с 2011-2012 учебного года основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки специалистов 030301 «Психология служебной деятельности» и 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности».

В соответствии с учебным планом военных институтов внутренних войск профессиональная подготовка курсантов включает изучение общегуманитарных, общенаучных и общеспециальных и военно-профессиональных дисциплин. Военно-профессиональные дисциплины, позволяющие погружаться в ситуации решения практических профессиональных задач, включают в себя тактические дисциплины, военно-специальную подготовку, общевоинские дисциплины, стажировки и разные виды практик.

Анализ образовательной программы по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности» позволяет определить, что она включает в себя несколько циклов: гуманитарный, социальный и экономический; информационно-правовой цикл, профессиональный, военно-профессиональный цикл, цикл физической подготовки, цикл учебной и производственной практики. В свою очередь, первые три цикла имеют базовые и вариативные части. Предметы каждого цикла изучаются на протяжении всего периода обучения, практика осуществляется на всех курсах.

В базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла входят иностранный язык, логика, русский язык в деловой документации и культура речи, профессиональная этика и служебный этикет, философия, политология, экономика, религиоведение, в вариативную часть цикла входят следующие дисциплины: военная педагогика, военная психология, военная история и история внутренних войск, организация мораль-

но-психологического обеспечения. Информационно-правовой цикл включает следующие базовые дисциплины: информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности, вариативная часть цикла: математические методы в профессиональной деятельности. Профессиональный цикл включает в себя следующие дисциплины: теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, история государства и права России, конституционное право, гражданское право, гражданское процессуальное право, административное право, трудовое право, уголовное право, уголовнопроцессуальное право, уголовно-исполнительное право, криминалистика, международное право, экологическое право, финансовое право, муниципальное право России, криминология, правоохранительные органы, основы теории национальной безопасности, юридическая психология, судебная медицина.

Военно-профессиональный цикл включает в себя: организация повседневной деятельности подразделений и обеспечение безопасности военной службы; военное законодательство; строевая подготовка; медицинское обеспечение; общевоинские уставы, методика и организация боевой подготовки, автомобильная подготовка, бронетанковое вооружение и техника, тактика, радиационная, химическая и биологическая защита, связь, разведка, огневая подготовка, инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войск, военная топография.

Исследование позволило определить, что интеграция знаний должна происходить как внутри между дисциплинами цикла, так и с дисциплинами других циклов, то есть взаимодополнения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла и дисциплин профессионального цикла.

Анализ образовательной программы по специальности 030301 «Психология служебной деятельности» позволяет определить, что она включает в себя несколько циклов: гуманитарный и социальный цикл; математический и естественнонаучный цикл, профессиональный, военно-профессиональный цикл, цикл физической подготовки, цикл учебной и производственной практики. В свою очередь, первые три цикла имеют базовые и вариативные части. Предметы каждого цикла изучаются на протяжении всего периода обучения, практика осуществляется на всех курсах.

В базовую часть гуманитарного и социального цикла входят иностранный язык, логика, профессиональная этика и служебный этикет, философия, политология, религиоведение, история, педагогика, социология, правоведение, культурология в вариативную часть цикла входят следующие дисциплины: военная психология, военная история и история внутренних войск. Математический и естественнонаучный цикл включает в себя следующие базовые дисциплины: математика, информатика и информационные технологии в психологии, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, антропология; в вариативную часть входят математическая статистика, основы информационной безопасности. Профессиональный цикл включает в себя следующие дисциплины: общая психология, экспериментальная психология, общий психологический практикум, история психологии, зоопсихология и сравнительная психология, психогенетика, психология личности, психодиагностика, математические методы в психологии, психология развития и возрастная психология, социальная психология, психология труда, клиническая психология, психофизиология, психология стресса и стрессоустойчивого поведения, психология безопасности, психологическое обеспечение служебной деятельности, психология кадрового менеджмента, методология и методы социально-психологического исследования, этнопсихология, психологическое консультирование, психологическая коррекция и реабилитация, морально-психологическое обеспечение СБД, психология толпы и массовых беспорядков, психология общения и переговоров, юридическая психология. Военно-профессиональный цикл включает в себя: организация повседневной деятельности подразделений и обеспечение безопасности военной службы; служебно-боевое применение; строевая подготовка; медицинское обеспечение; общевоинские уставы, ме-

тодика и организация боевой подготовки, автомобильная подготовка, бронетанковое вооружение и техника, тактика, радиационная, химическая и биологическая защита, связь, разведка, огневая подготовка, инженерное обеспечение служебно-боевой деятельности внутренних войск, военная топография.

Таким образом, интеграция междисциплинарных знаний в современном образовании является важным условием решения задач интеграции и оптимизации учебнопознавательной деятельности обучающихся, развития познавательного интереса и отношения обучающихся к изучаемым проблемам и явлениям, создание у обучающихся целостного представления о мире, органическое и целостное развитие личности, формирование целостного мировоззрения.

ВЫВОД. Исследование показало, что интеграция междисциплинарных знаний выступает важной основой развития компетенций курсантов военных вузов внутренних войск МВД России. Практическая реализация интеграции междисциплинарных знаний в вузах внутренних войск МВД России может и должна осуществляться в процессе взаимодействия содержания всех циклов учебных дисциплин. Междисциплинарная интеграция знаний учебных дисциплин как внутри одного, так и между разными циклами позволяет формировать и развивать у курсантов внутренних войск все основные компетенции при обучении, способствуя организации междисциплинарных связей и формированию системного мышления современного специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, Ким Джоп Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

2. Педагогическое проектирование в военном вузе : монография / под ред.

Л.Н. Бережновой. - СПб. : Изд-во СПб воеп. ин-та внутр. войск МВД РФ, 2011. - 190 с.

REFERENCES

1. Grigoriev V.I., Davidenko D.N., Chistjakov V.A. and Kim John Kil. (2011), “Competence approach to design of the individual educational trajectories of students' physical development”, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 35-41.

2. Ed. Berzhnova, L.N., Instructional design in military University, publishing house “SPVI”, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.05.2014.

УДК 004.9

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ БОДИБИЛДЕРОВ

Сергей Андреевич Хорошилов, аспирант,

Ульяновский государственный университет (УлГУ), г. Ульяновск

Аннотация

В статье представлены результаты особенностей разработки компьютерной программы для начинающих бодибилдеров. При ее разработке были учтены недостатки уже существующих компьютерных программ и приложений. Созданная компьютерная программа содержит базы данных физических упражнений для совершенствования телосложения спортсменов и алгоритм полного контроля тренировочного процесса начинающих бодибилдеров. Основываясь па успешных результатах проведенных исследований, проверки эффективности использования разработанной и созданной компьютерной программы, следует признать целесообразной практику использования компьютерных технологий начинающим бодибилдерам, а именно компьютерную программу «Muscle Training Systems».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.