Научная статья на тему 'Педагогическая система междисциплинарной интеграции в учебном процессе оперативно-боевой подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России'

Педагогическая система междисциплинарной интеграции в учебном процессе оперативно-боевой подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОПЕРАТИВНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / PEDAGOGICAL SYSTEM / INTEGRATION / INTERDISCIPLINARY TRAINING / OPERATIVELY-COMBAT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никоноров Е. А.

В статье обосновывается необходимость разработки педагогической системы междисциплинарной интеграции в учебном процессе оперативно-боевой подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никоноров Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SYSTEM OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN EDUCATIONAL PROCESS OPERATIVELY-COMBAT TRAINING CADETS AND LISTENERS OF HIGH SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In article necessity of working out is proved Pedagogical system of interdisciplinary integration in educational process operatively-combat training cadets and listeners of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система междисциплинарной интеграции в учебном процессе оперативно-боевой подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ А И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОПЕРАТИВНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Е.А. НИКОНОРОВ,

кандидат юридических наук, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России

e-mail: [email protected] Специальность: 13.00.08 - Теорияиметодикапрофессионального образования.

Аннотация. В статье обосновывается необходимость разработки педагогической системы междисциплинарной интеграции в учебном процессе оперативно-боевой подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России.

Ключевые слова: педагогическая система, интеграция, междисциплинарное обучение, оперативно-боевая подготовка.

PEDAGOGICAL SYSTEM OF INTERDISCIPLINARY INTEGRATION IN EDUCATIONAL PROCESS OPERATIVELY-COMBAT TRAINING CADETS AND LISTENERS OF HIGH SCHOOLS

OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

E.A. NIKONOROV

doctoral candidate ofthe Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In article necessity of working out is proved Pedagogical system of interdisciplinary integration in educational process operatively-combat training cadets and listeners of high schools ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: Pedagogical system, integration, interdisciplinary training, operatively-combat training.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, построение правового государства и открытого демократического общества и в то же время пока высокий уровень преступности требуют пересмотра и кардинального решения ключевых проблем подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшего профессионального образования МВД России. Служебная деятельность сотрудников ОВД предъявляет повышенные требования к их общей и специальной подготовке, прежде всего правильных и эффективных действий в ситуациях по пресечению правонарушений и преступлений.

Анализ результатов оперативно-служебной деятельности и чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников ОВД и гражданского населения, случайно оказавшихся в местах проведения спецопераций, свидетельствует о том, что в ряде случаев боеготовность личного состава ОВДне отвечает предъявленным требованиям. Анализ практической деятельности ОВД свидетельствует о том, что в ряде случаев сотрудники недостаточно подготовлены для эффективно-

го использования арсенала приемов и средств обезоруживания преступников с целью пресечения их противоправных действий. Они тактически неумело применяют оружие, прежде всего в экстремальных ситуациях. Об этом свидетельствуют нерешительное применение табельного оружия и боевых приемов борьбы, а также неумение правильно тактически и психологически действовать в экстремальных ситуациях [1].

Важность и ответственность задач, которые призваны решать сотрудники правоохранительных органов, обусловливает необходимость совершенствования системы оперативно-боевой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. Известно, что пути совершенствования оперативно-боевой подготовки сотрудников ОВД изучались рядом исследователей [2; 3; 4; 5, с. 36-41], которые в своих работах убедительно доказали о необходимости постоянного исследования учебного процесса курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России и внедрения в него эффективных технологий в области теории и методики оперативно-боевой подготовки.

24

Вестник Московского университета МВД России №11* 2010

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Под оперативно-боевой подготовкой понимается целостный педагогический процесс, характеризующийся единством и последовательностью изучения основных компонентов двигательных действий, развитие физических качеств, совершенствование навыков стрельбы из боевого оружия и эффективные тактико-технические действия при решении оперативно-служебных задач. Это единство проявляется при проведении спецопераций, прежде всего в экстремальных ситуациях. В теории и методике профессионального образования разрабатывались направления, основанные на обучении курсантов и слушателей специальным и прикладным дисциплинам, характеризующим разные направления оперативно-боевой подготовки. Однако, технологии, объединяющие эти учебные дисциплины в единый учебный процесс, позволяющие осуществлять комплексное междисциплинарное обучение курсантов, в настоящее время не разработаны и в научно-исследовательском плане не исследованы. В то же время практика подготовки курсантов вузов МВД России свидетельствует о необходимости научного обоснования системы оперативно-боевой подготовки, ее междисциплинарной интеграции с другими учебными дисциплинами. Необходимость разработки основ этой педагогической системы обусловливается противоречиями между:

• существующей практикой обучения курсантов и слушателей в системе оперативно-боевой подготовки с учетом многообразия специфики их будущей профессиональной деятельности;

• значительным объемом требуемых к освоению курсантами знаний, двигательных умений и навыков, ограниченными возможностями материально-технической базы и задач закрепления полученных знаний при существующих программах, сроках и методах обучения;

• наличием инновационных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс оперативно-боевой подготовки в образовательных учреждениях МВД России, и отсутствием разработанных и научно обоснованных подходов и технологий, их обеспечивающих;

• возможностью конверсии современных образовательных технологий в теорию и практику оперативно-боевой подготовки курсантов вузов МВД России.

Выявленные противоречия позволяют определить теоретико-методологические основы, принципы и условия использования педагогических технологий междисциплинарного взаимодействия оперативно-боевой подготовки слушателей вузов МВД России.

И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Разработка теоретических и методологических основ использования технологии интеграции междисциплинарного взаимодействия в учебном процессе курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России позволит выявить уровень оперативно-боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к их действиям в экстремальных условиях, оптимальные средства и способы интеграции педагогических направлений обучения и в статистически значимых пределах повысить эффективность оперативно-боевой подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России.

Для достижения цели по совершенствованию учебных дисциплин оперативно-боевой подготовки слушателей вузов МВД России необходимо решить следующие основные направления:

• разработка научно обоснованной системы междисциплинарного взаимодействия, позволяющая сформировать устойчивые профессиональные навыки слушателей вузов МВД России;

• экспериментально обосновать структурную модель распределения средств, методов и подходов междисциплинарного воздействия в учебном процессе по оперативно-боевой подготовке;

• внедрение в практику педагогической системы комплексного развития необходимых физических качеств, сформировании требуемых навыков стрельбы из огнестрельного оружия, элементов тактических взаимодействий подразделений при выполнении оперативно-служебных задач;

• научно обосновать экспериментальную программу междисциплинарной интеграции оперативно-боевой подготовки слушателей вузов МВД России.

Литература

1. Калашников А.Ф. Методика использования средств и методов физической подготовки в формировании и совершенствовании навыков дей-ствийвэкстремальныхусловиях. Орел, 1994.

2. Подлипняк Ю.Ф. Педагогические основы системы физической подготовки слушателей вузов МВД СССР: автореф. ... д-ра пед. наук. М., 1986.

3. Яншин В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД СССР: дис. ... канд. пед. наук. М., 1989.

4. Михеев П.П. Физическая подготовка сотрудников милиции с применением специальных и подручныхсредств. Брянск, 1997.

5. Носков Б.Н. О повышении уровня профессионализма кадров органов внутренних дел России // Пути повышения эффективности боевой подготовки слушателей учебных заведений МВД РФ. Орел, 1997.

Вестник Московского университета МВД России №11* 2010

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.