Научная статья на тему 'Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования'

Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4603
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / PHYSICAL TRAINING / CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA / PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Герасимов Игорь Викторович

В статье рассматриваются основные направления совершенствования физической подготовки и пути их реализации с учетом обеспечения практической направленности обучения в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баркалов Сергей Николаевич, Герасимов Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia: condition, problems and ways to improve

This article discusses key issues of improving physical training and ways to implement them with a view to ensure the practical orientation of training in educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования»

Баркалов Сергей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта Орловского юридического института МВД России

им. В.В. Лукьянова (тел.: +79606548035)

Герасимов Игорь Викторович

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта Орловского юридического института МВД России

им. В.В. Лукьянова (тел.: +79102009089)

Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России:

состояние, проблемы и пути совершенствования

В статье рассматриваются основные направления совершенствования физической подготовки и пути их реализации с учетом обеспечения практической направленности обучения в образовательных организациях МВД России.

Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты образовательных организаций МВД России, практическая направленность обучения.

S.N. Barkalov, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Head of a Chair of Physical Training and Sports of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79606548035;

I.V. Gerasimov, Master of Pedagogics, Deputy Head of a Chair of Physical Training and Sports of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79102009089.

Physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia: condition, problems and ways to improve

This article discusses key issues of improving physical training and ways to implement them with a view to ensure the practical orientation of training in educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia.

Key words: physical training, cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia, practical orientation of training.

Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России являет собой составную часть системы ведомственного образования, неразрывно связанную с процессами, происходящими в общественно-политической и социально-экономической жизни государства. Принципиальные изменения базисных характеристик современного общества, возрастание объема и усложнение задач, решаемых органами внутренних дел, изменение качественных параметров преступности обусловливают потребность уточнения достаточной готовности сотрудников к эффективной правоохранительной деятельности.

Сегодня специалисты отмечают низкий уровень такой готовности выпускников вузов МВД России и призывают к модернизации и повышению эффективности профессиональной, в том числе физической, подготовки [1, с. 84].

Опыт показывает, что недооценка значимости физической готовности личного состава часто приводит к неоправданным потерям и грубым профессиональным ошибкам. Зачастую причины такого положения дел кроются не только в недостаточной правовой подготовленности и защищенности сотрудников, но и в отсутствии у них твердых навыков применения боевых приемов борьбы, огнестрельного оружия и спе-

299

циальных средств, а также из-за беспечности, пренебрежения установленными правилами и несоблюдения безопасной тактики действий. В результате в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности некоторые сотрудники не способны быстро оценивать обстановку и мгновенно принимать правильное решение. С другой стороны, установлено, что уверенное владение табельным оружием и боевыми приемами борьбы, тактически грамотное их применение, знание и соблюдение требований личной безопасности в значительной степени снижает возможность возникновения таких ситуаций [1, с. 88-89].

В связи с этим специалисты отмечают реальную потребность в создании и внедрении активных технологий обучения, направленных на интенсификацию подготовки кадров для органов внутренних дел, максимальное приближение обучения к практическим нуждам. На это неоднократно обращало внимание руководство министерства, соответствующие требования получили свое отражение в решениях коллегий МВД России, в Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации, где четко обозначено приоритетное направление системы профессионального образования - усиление практической направленности преподаваемых дисциплин с максимальным приближением содержания образовательного процесса к специфике задач, выполняемых органами внутренних дел.

Реализация этих требований в контексте определения основных направлений совершенствования физической подготовки в системе высшего образования МВД России может выглядеть следующим образом.

1. Совершенствование содержания и форм физической подготовки с учетом специфики предстоящей служебной деятельности выпускников вузов МВД России. Это направление сегодня актуализировано проведением в стране реформ, направленных на успешное осуществление правоохранительной деятельности. Корректировка структуры и функций органов внутренних дел, модернизация их материально-технического обеспечения обусловливают изменение содержания, характера и условий служебной деятельности сотрудников. Современная структура ОВД настолько сложна и многогранна, что говорить о подготовке универсальных специалистов просто неуместно. Сегодня востребованы квалифицированные специалисты в конкретных областях деятельности - настоящие профессионалы в своем

деле. Сформированный для этих целей в системе высшего образования МВД России комплекс специальностей, специализаций и профилей подготовки (их перечень постоянно корректируется, появляются новые направления подготовки) обусловливает необходимость дифференцированного подхода в обучении, учитывающего весь спектр особенностей будущей служебной деятельности выпускников. В первую очередь, это связано со специфичностью профессиональных знаний, необходимых в разных сферах правоохранительной деятельности. Однако не вызывает сомнений и то, что каждая конкретная служебная деятельность зачастую специфична еще и по структуре, условиям службы, по предъявляемым требованиям к физическим и психическим качествам, психофизическим функциям организма, к двигательным умениям и навыкам. Поскольку многое из перечисленного достигается в процессе физической подготовки, то эта дисциплина справедливо составляет один из основных компонентов подготовки специалистов системы МВД России. Логично, если эта непременная составляющая образовательного процесса в вузах МВД России будет строиться с учетом специфики предстоящей служебной деятельности выпускников. Данное направление актуализируется также тем, что в последнее время ведомственные вузы переквалифицируются на профильную подготовку кадров. К примеру, Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова более пяти лет специализируется на подготовке специалистов для подразделений Госавтоинспекции, что, несомненно, требует определенной корректировки образовательного процесса.

2. Комплексирование средств физической, огневой и тактико-специальной подготовки на основе совершенствования межпредметных связей. Следует отметить, что, организуя указанные виды подготовки в образовательных организациях МВД России, необходимо не только формировать отдельные профессионально важные качества и навыки курсантов и слушателей, но и проводить специальную работу по их комплексному проявлению, что определяется содержанием профессиональной деятельности и, в частности, характерно для ситуаций самозащиты, преследования и задержания правонарушителей. Реализуя это направление, надо разрабатывать и использовать на занятиях научно обоснованные комплексные упражнения в рамках отдельных дисциплин, а также организовывать и проводить комплексные междисциплинарные занятия и/или специально организуемые интегративные спецкурсы.

300

3. Моделирование в ходе занятий по физической подготовке реальных условий и ситуаций службы. Это направление, прежде всего, предполагает изучение таких ситуаций и условий. Для дальнейшего моделирования в образовательном процессе отбираются наиболее типичные из них. Выделяют два взаимосвязанных подхода к подобного рода моделированию: первый - воспроизведение внешней картины с помощью приближения условий занятий к реальной обстановке оперативно-служебной деятельности; второй - максимальное приближение внутренних (психофизических) условий занятий к тем, что бывают на практике, для этого используются элементы риска, внезапности, быстрого изменения обстановки, противодействия и борьбы, упражнения выполняются с высокой скоростью и темпом, используется массированное воздействие других сбивающих факторов.

Нельзя сказать, что обозначенные проблемы являются принципиально новыми. Уже довольно продолжительное время некоторые из указанных направлений активно реализуются. Неоднократно предпринимались попытки изучения и учета тех или иных аспектов службы при разработке методик физической, огневой и тактико-специальной подготовки [2; 3]. Анализ практики применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия позволил специалистам определить структуру физической и огневой подготовленности, а также модельные характеристики сотрудников для эффективного силового пресечения преступлений и правонарушений [4; 5]. Ведется работа над научным обоснованием комплексных физических упражнений и упражнений стрельбы, выполняемых в нестандартных условиях на фоне физических и психических нагрузок [6, с. 44-48; 7, с. 138-140]. Разрабатываются программы, содержание и формы преподавания интегративных спецкурсов и дисциплин [8, с. 48-52]. Довольно широкое распространение получила практика моделирования в ходе занятий условий и ситуаций службы, проведения профессиональных тренингов, учений и ситуативно-ролевых игр [9, с. 99-108; 10, с. 131-134].

При исследовании служебно-боевой деятельности сотрудников ОВД специалистами установлено, что специфика этой деятельности связана с высоким нервно-эмоциональным напряжением, а также комплексным проявлением в достаточно короткий отрезок времени широкого спектра значимых для успешных действий в ситуациях непосредственного психологического воздействия и единоборства с правонарушителем двигательных навыков и качеств [1, с. 85-86;

10, с. 132]. Одним из перспективных направлений в решении обозначенной проблемы, на наш взгляд, является использование специальных комплексных средств обучения, позволяющих на основе межпредметного взаимодействия создавать достаточно высокий уровень нервно-эмоциональной напряженности посредством массированного использования различных сбивающих факторов: интенсивной физической нагрузки; элементов внезапности, опасности, риска, противоборства и соперничества; звуковых и световых раздражителей; различных воздействий, связанных с интенсивной нагрузкой на свойства внимания, памяти, мышления и т.п.

Наиболее эффективными в этом плане являются комплексные практические занятия на учебных полигонах, включающие в себя преодоление полосы препятствий, выполнение боевых приемов борьбы, стрельбу, рукопашный поединок, решение тактических задач по обеспечению личной безопасности, а также использование других средств усиления эмоциональной напряженности. Подобные занятия сейчас проводятся во многих вузах системы МВД России.

Основоположником их организации и проведения еще в Орловской средней специальной школе милиции («школе ГАИ») являлся доктор педагогических наук, профессор А.Ф. Калашников. Первоначально им была разработана, построена и апробирована специализированная полоса препятствий для сотрудников дорожно-патрульной службы. Она, помимо преодоления различных сооружений, включала в себя моделирование типичных служебных ситуаций: выполнение боевых приемов борьбы против правонарушителя, находящегося в автомобиле; осмотр транспортного средства; действия на макете места ДТП (оказание первой помощи, составление схемы ДТП, определение подлинности документов, регистрационных и маркировочных номеров, работа со средствами радиосвязи и усиления речи); стрельба из автомобиля с имитацией его движения; экстремальное вождение. Занятия проводились с участием преподавателей всех профильных дисциплин.

В дальнейшем в связи с произошедшими изменениями в системе ведомственного образования эта работа утратила свою системность. Тактико-специальная, огневая и физическая подготовка, ранее преподававшиеся на одной кафедре (цикле) и одними и теми же преподавателями, сейчас закреплены за разными кафедрами со штатом узкоспециализированных педагогов, как правило, из числа спортивных и военных специалистов. В результате между родственными дисциплинами был утрачен необ-

301

ходимый уровень взаимодействия. Физическая, огневая и тактико-специальная подготовка в настоящее время преподаются достаточно разрозненно, нет четкого представления, в какой последовательности, на каких этапах подготовки и каким образом должны интегрироваться эти дисциплины, не хватает квалифицированных специалистов, способных эффективно осуществлять межпредметное взаимодействие и комплексное обучение, отсутствует централизованная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации таких специалистов, не осуществляется в полном объеме материально-техническое и методическое обеспечение комплексных межпредметных занятий.

В Орловском юридическом институте МВД России им. В.В. Лукьянова сегодня комплексные занятия проводятся на каждом курсе обучения (в зависимости от объема пройденного материала) в рамках дисциплины «Физическая подготовка» и регламентируются ее рабочей учебной программой. Реализация межпредметного подхода в учебном процессе по физической подготовке, прежде всего, обеспечивается его поэтапным проектированием и организацией с учетом специфики каждого из этапов. Так, на начальном (базовом) этапе обучения (1-3 семестры) для достижения адаптации первокурсников к новому для них виду деятельности и успешного овладения ими программного материала в процессе физической подготовки используются разнообразные средства и методы, направленные на повышение разносторонней физической подготовленности и закрепление навыков выполнения комплекса базовых боевых приемов борьбы.

На этапе специальной подготовки (4-6 семестры) на фоне разносторонней физической подготовленности решаются задачи развития наиболее важных для сотрудников ОВД психофизических качеств и формирования служебно-прикладных двигательных навыков, преимущественно с использованием так называемого «метода проблемно-ситуационного упражнения» [1, с. 87].

Этап комплексной подготовки (7, 8, 10 семестры) предполагает построение физической подготовки с учетом междисциплинарных связей, результатом чего должно являться формирование целостной готовности выпускников к эффективному, в том числе правомерному, применению мер принуждения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Комплексные занятия в рамках этого этапа проводятся с приглашением специалистов по физической, огневой, тактико-специальной

подготовке и другим дисциплинам. Учебные вопросы отрабатываются в ходе выполнения специальных комплексных заданий, разрабатываемых на основе межпредметного взаимодействия. Однако четкой системы в этой работе пока не выстроено.

Одним из направлений совершенствования данного процесса является модульное построение содержания образования. При таком подходе преподавание ведется не в виде отдельных, нередко изолированных друг от друга предметов, а в виде целостных модулей, которые имеют междисциплинарную основу и обладают полнотой и законченностью. При этом необходимо пересмотреть глубоко укоренившиеся «предметные» стереотипы, еще раз обратиться к структурно-логическим схемам преподаваемых дисциплин, более детально прописать интеграцию учебных дисциплин относительно решения образовательных задач. Другими словами, целостная служебно-боевая готовность должна обеспечиваться на основе глубокой интеграции в рамках единой структурно-логической схемы обучения дисциплинам физической, огневой и тактико-специальной подготовки. При этом должны активно использоваться знания, умения и навыки, полученные курсантами и слушателями при изучении других учебных дисциплин [8, с. 50-51]. Системообразующей здесь должна являться тактико-специальная подготовка, интегрирующая в себе практическую правовую, профессионально-психологическую, физическую, огневую и другие стороны подготовки, которые обеспечивают результативность действий в экстремальных ситуациях, заключающуюся в умении оценить обстановку и принять оптимальное решение на действия, предусматривающие, с одной стороны, правомерное решение оперативно-служебной задачи, с другой - обеспечение личной безопасности [1, с. 88; 10, с. 133].

Конкретизируя сказанное, для усиления практической направленности обучения дисциплине «Физическая подготовка» представляется целесообразным:

1. Реализуя метод проблемно-ситуационного упражнения на стадии закрепления и совершенствования материала по физической подготовке, задания на занятиях отрабатывать в форме комплексного решения конкретных (наиболее типичных) служебно-боевых задач с правом выбора курсантом по своему усмотрению использовать те или иные действия для выполнения задания с последующей оценкой их эффективности и правомерности. Такой подход предполагает не просто выполнение

302

отдельных заданий как самоцели, а формирование установки на успешный выход сотрудника из различных ситуаций оперативно-служебной деятельности. В этой связи необходимо разработать комплекты таких контрольно-обучающих заданий с привлечением специалистов тактико-специальной подготовки, административного, уголовного права и других дисциплин.

2. В целях достижения более высокого уровня подготовленности на занятиях по физической подготовке использовать не только метод стандартного повторения, но и метод вариативного упражнения, формирующего навык выполнения двигательного действия в любой обстановке. Применительно к боевым приемам борьбы этот метод на стадии закрепления предполагает: использовать различные подготовительные действия для проведения приема; проводить прием из различных исходных положений; повышать скорость атакующих действий партнера и силу его сопротивления; проводить прием на партнерах разного роста и веса; выполнять прием в различных комбинациях с другими приемами; проводить поединки (против невооруженного противника, вооруженного имитационным ножом или палкой, один против двоих или троих и т.п.) по правилам, предусматривающим во избежание травм различные ограничения и использование защитной экипировки.

3. Создавать на занятиях относительно высокий уровень нервно-эмоциональной напряженности и комплексировать различные средства обучения, которые формируют не отдельно взятые профессионально-прикладные качества и навыки, а специально обеспечивают их комплексное проявление в ограниченное временя в условиях воздействия стресс-факторов.

4. Воспроизводить (моделировать) на занятиях ситуации и условия, максимально приближенные к реальным. Такая организация занятий предусматривает правовую оценку принимаемого решения, реализацию действий по тактике личной безопасности, преследование и задержание правонарушителя в различных условиях внешней среды: на местности, в том числе зимой, в помещении, автомобиле, в форменной одежде, в средствах бронезащиты и т.д.

5. Совершенствовать межпредметные связи посредством модульного построения со-

держания образования в рамках единой структурно-логической схемы обучения дисциплинам физической, огневой и тактико-специальной подготовки. Проводить межпредметные комплексные занятия (учения) и организовывать интегративные спецкурсы с целью формирования у курсантов и слушателей моделей эффективного, в том числе правомерного, применения боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия для решения служебных задач и обеспечения личной безопасности в экстремальных ситуациях.

6. Развивать учебно-материальную базу, использовать в ходе занятий возможности естественных и искусственных полигонов, обеспечивающих приближение внешних условий занятий к реальным условиям оперативно-служебной деятельности. С этой целью необходимо разработать современные нормативы централизованного материально-технического и финансового обеспечения дисциплин служебно-боевой подготовки.

7. Совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров с учетом межпредметного взаимодействия. Эффективнее использовать опыт практиков, привлекать к проведению занятий сотрудников подразделений, непосредственно осуществляющих задержание правонарушителей.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что рассмотренные направления совершенствования физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России в основном можно отнести к технолого-мето-дическим аспектам, но существуют и другие. Никакая методика не будет иметь положительного результата, если нет заинтересованного профессионального отношения профессорско-преподавательского состава к научно-педагогической деятельности, направленной на использование в учебном процессе инновационных образовательных технологий, последних достижений науки и практики; отсутствует современная материальная база, оснащенная необходимой аппаратурой, оборудованием и инвентарем; нет необходимого финансового, материально-технического, информационного и другого обеспечения.

1. Лавров В.Н. Высокий уровень физической и стрелковой подготовленности сотрудников как основа их личной безопасности // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Орел, 2010. Ч. 1.

1. Lavrov V.N. High level of physical training and shooting of employees as the basis of their personal safety // Improving physical, fire and tactical and special training for law enforcement: proc. of the All-Russian sci.-pract. conf. Orel, 2010. Pt. 1.

303

2. Баркалов С.Н., Баученков А.В., Хархардин О.В. Учет специфики служебной деятельности в огневой и физической подготовке сотрудников ОВД. Орел, 2006.

3. Калашников А.Ф. Проблема физической и психофизиологической подготовки специалистов для подразделений дорожно-патруль-ной службы Госавтоинспекции России. Орел, 1997.

4. Морев Д. Г. Методика боевой подготовки курсантов вузов МВД России в условиях ограниченного пространства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

5. Ноздрачев В. В. Методика совершенствования боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.

6. Купавцев Т. С. Интенсификация физической подготовки сотрудников МВД России на основе комплексных физических упражнений // Оптимизация учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2010.

7. Флусов Е.В. Комплексное применение физических упражнений в огневой подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Орел, 2010. Ч. 2.

8. Крысин М.В. Использование межпредметных связей в процессе преподавания дисциплины «Основы личной безопасности сотрудников ОВД» // Современные технологии физической культуры и спорта в профессиональной подготовке специалистов: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Хабаровск, 2010.

9. Роднов В.С., Унгуштаев О.П. Моделирование деятельности сотрудников правоохранительных органов по правомерному применению оружия и физической силы // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: материалы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2010. Т. 2.

10. Устюжанин Н.Н., Лукутин А.А. О перечне потенциально опасных ситуаций оперативно-служебной деятельности и их моделирование на занятиях по огневой, физической подготовке и основам личной безопасности // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Орел, 2010. Ч. 2.

2. BarkalovS.N., BauchenkovA.V., HarhardinO.V. Taking into account the specifics of performance in fire and physical training of law enforcement officers. Orel, 2006.

3. Kalashnikov A.F. The problem of the physical and psycho-physiological training specialists for the units of road police of Traffic Police of Russia. Orel, 1997.

4. Morev D.G. The technique of combat training of cadets of high schools of the Russian Interior Ministry in confined spaces: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Moscow, 2001.

5. Nozdrachyov V. V. The technique of improving the combat training of cadets of educational institutions of MIA of Russia: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Moscow, 2000.

6. Kupavtsev T.S. Intensification of physical training of employees of the Russian Interior Ministry on the basis of comprehensive exercise // Optimization of the educational and training process in educational institutions of higher education: proc. of the All-Russian sci.-pract. conf. Krasnoyarsk, 2010.

7. Flusov E.V. Integrated application of physical exercise in fire training cadets and students of universities of the Russian Interior Ministry // Improving physical, fire and tactical and special training for law enforcement: proc. of the All-Russian sci.-pract. conf. Orel, 2010. Pt. 2.

8. Krysin M.V. Using interdisciplinary connections in the process of teaching the subject «Fundamentals of the personal safety of law enforcement officers» // Modern technologies of physical culture and sports in the training of specialists: proc. of interuniv. sci.-pract. conf. Khabarovsk, 2010.

9. Rodnov V.S., Ungushtaev O.P. Modeling activities of employees of law-enforcement bodies lawful use of weapons and physical force //Improving of combat and physical training of cadets and students of educational institutions of law enforcement agencies: proc. of intern. sci.-pract. conf. Irkutsk, 2010. Vol. 2.

10. Ustyuzhanin N.N., Lukutin A.A. On the list of potentially dangerous situations operational performance and modeling in classes for the firing, physical training, and the basics of personal safety // Improving physical, fire and tactical and special training of law enforcement: proc. of the All-Russian sci.-pract. conf. Orel, 2010. Pt. 2.

304

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.