МОДЕЛИРОВАНИЕ ТИПОВЫХ СИТУАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ДВЮИ МВД РОССИИ К ЗАДЕРЖАНИЮ
ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ
MODELING TYPICAL SITUATIONS AS AN EFFECTIVE WAY OF FORMATION OF READINESS OF CADETS OF DUI OF THE MIA OF RUSSIA FOR THE DETENTION OF THE OFFENDER
УДК 796.835
С.О. ЦЕКУНОВ
(Дальневосточный юридический институт МВД России) [email protected]
S.O. TSEKUNOV
(Far Eastern Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation)
С.В. ШАПОВАЛОВ,
кандидат педагогических наук (Дальневосточный юридический институт МВД России) [email protected]
S.V. SHAPOVALOV,
candidate of pedagogical sciences (Far Eastern Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation)
М.В. КРЫСИН,
кандидат педагогических наук, доцент (Дальневосточный юридический институт МВД России) [email protected]
M.V. KRYSIN,
candidate of pedagogical sciences, associate professor (Far Eastern Institute of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation)
А.И. ТКАЧЕНКО,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина) [email protected]
A.I. TKACHENKO,
candidate of pedogodgical science (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: цель данного исследования - оценка физической готовности курсантов к силовому задержанию преступника. В результате проведенного исследования выявлены наиболее оптимальные средства проведения силового задержания.
Ключевые слова: силовое задержание, преступник, боевые приемы задержания.
Abstract: the purpose of this study - assessment of physical readiness of students to the power of the criminal detention. As a result of cis-sequence revealed the most optimal means of power of detention.
Keywords: forceful detention, criminal, detention fighting techniques.
В настоящее время в дальневосточном регионе намечены тенденции к росту преступности, а также участились случаи нападения и оказания сопротивления сотрудникам полиции. Выполнение своих служебных обязанностей сотрудниками полиции все чаще сопряжено с риском для жизни и здоровья. Это обусловлено, по нашему мнению, кризисом в экономике России и ростом правового нигилизма населения. В данных условиях требования к физической,психологической и правовой подготовке сотрудников полиции существенно повышаются, на первое место выходит профессионализм сотрудников органов внутренних дел и его готовность к профессиональной деятельности.
Определение предмета в системе подготовки обусловлено потребностями современного общенаучного интереса к деятельностным подходам к обучению, предусматривающим формирование готовности человека в целом к профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо постоянно помнить, что готовность к деятельности не есть арифметическая сумма физической, технической и психологической готовностей (такое разделение на виды подготовки производится условно и только в методических целях). В реальном педагогическом процессе - это целостное воздействие на человека с использованием межпредметных связей [1].
Формирование готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста достигается посредством профессионального образования, профессионального воспитания и профессионального обучения.
Для готовности к какой-либо деятельности нужны определенные знания, умения и навыки, а также способности, настроенность и мотивы к её выполнению. Значит, готовность человека к деятельности характеризуется целым комплексом качеств и признаков. Готовность выступает как ин-тегративный результат и итог подготовки по различным её составляющим, как определенное личностное качество специалиста.
В нашем исследовании мы акцентировали внимание на
готовности курсантов четвертых курсов Дальневосточного юридического института МВД России к задержанию преступника. Наш выбор на четвертый курс пал не случайно, ведь на пятом курсе они выходят на производственную (преддипломную) практику и будут нести службу практически в полном объёме. Следовательно, уровень их подготовки существенно скажется на выполнении ими служебных обязанностей и проведении задержаний, сопряженных с риском для жизни и здоровья.
Нами был разработан педагогический эксперимент, в котором принял участие 151 курсант четвертых курсов. Эксперимент проходил на загородной учебной базе ДВЮИ МВД России с 30.05.2016 года по 04.06.2016 года во время проведения занятий по дисциплине «Личная безопасность сотрудников ОВД». Было смоделировано несколько типовых ситуаций силового задержания правонарушителя в условиях ограниченного пространства. Задержание условного правонарушителя проводилось двумя сотрудниками полиции в трех вариантах:
1) пассивное неповиновение (правонарушитель не выполняет требования сотрудников полиции, не дает проводить захваты за руки);
2) активное неповиновение (правонарушитель активно сопротивляется задержанию, но не пытается наносить удары, скрыться с места происшествия);
3) активное сопротивление (правонарушитель активно сопротивляется задержанию, отталкивает сотрудников полиции, наносит удары, может скрыться с места происшествия).
В результате проведения эксперимента были
15.10% ■ рычаг руки вовнутрь
W 1 55,50%
■ рывком
17,50%
■ рычаг руки наружу
■ нырком
■ "броски, перевод на пол"
Рис. 1. Приемы, проведенные при пассивном неповиновении
Рис. 2. Приемы, проведенные при активном неповиновении
получены данные, представленные на рис. 1-3.
Как видно из представленных данных:
1. В случае пассивного неповиновения сотрудники полиции во всех случаях эффективно провели задержание. В 35,5 % случаях курсанты использовали «рычаг руки вовнутрь», в 20,9 % задержание проводилось «рывком», в 17,5 % -«рычаг руки наружу», в 13,1 % - «нырком», 11 % испытуемых провели броски или сваливания, выполнив задержание.
2. При активном неповиновении большинство курсантов, а именно 89,9 %, справились с задержанием правонарушителей. Однако роль приемов задержания значительно уменьшилась. С помощью приемов задержания эффективно ограничить свободу передвижения получилось в 38,4 % случаев. В случаях эффективного задержания чаще применялись боевые приемы борьбы (броски, удары, удушения), их применили 44,6 % курсантов, в остальных случаях (17 %) происходило противоборство и задержание проводилось силовым методом сваливания на пол и загибом руки за спину.
3. В случаях активного сопротивления с задержанием справились 64 % курсантов. В большинстве случаев (74,3 %) применялись боевые приемы борьбы (броски, удушения, удары, сваливания). Практически все задержания заканчивались с переводом условного правонарушителя на пол [2, 3].
Данные усложненные условия задержания показали недостаточную ситуационную подготовку курсантов, а также невысокую эффективность приемов задержания в случаях активного сопротивления. Исходя из нашего эксперимента, мы пришли к следующим выводам:
1. Приемы задержания в стойке эффективно проводить в случаях пассивного неповиновения, когда преступник не оказывает сопротивления и не пытается наносить удары.
2. При затруднениях при выполнении приемов задержания сразу переходить на применение боевых приемов борьбы (броски, удушения, удары, сваливания).
3. В случаях активного сопротивления и нанесения ударов мы рекомендуем применять боевые приемы борьбы (броски, удары,
сваливания), а также проводить задержание с переводом сопротивляющегося на землю. При активном сопротивлении и нанесении ударов, толчков схватить руку и провести задержание практически не представляется возможным.
4. В случаях взаимопомощи при задержании активно сопротивляющегося преступника высокую эффективность показали удушения сзади и броски с захватом двух ног спереди и сзади.
Таким образом, современную профессиональную, служебную и физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел необходимо организовывать, на наш взгляд, опираясь на наиболее прогрессивную методику использования специализированных комплексов профессионально прикладной направленности. Сущность предлагаемой методики заключается в применении на занятиях по физической подготовке и личной безопасности алгоритмов, наиболее востребованных практикой, эффективных и надежных действий, связанных с мерами принуждения, способных обеспечить достижение поставленных целей в любых оперативно-служебных ситуациях, а также методов ситуационного моделирования, сопряженного развития профессионально важных физических качеств при проведении занятий.
Рис. 3. Приемы, проведенные при активном сопротивлении
Проведенные нами исследования показывают, что для формирования готовности к обеспечению личной безопасности необходимо использовать знания, умения и навыки различных дисциплин подготовки (физическая подготовка, огневая подготовка, тактико-специальная подготовка). Становится понятным, что обеспече-
ние личной безопасности является сложным компонентом профессиональной готовности, включающим в себя различные составляющие. Это подтверждает необходимость использования междисциплинарного взаимодействия в процессе обучения вопросам обеспечения личной безопасности.
Литература
1. Крысин М.В., Цекунов С.О. К вопросу о повышении эффективности физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: материалы XVIII Международной научно-практической конференции 16-17 июня 2016 г. / отв. ред. Карнович С.А. - Иркутск: изд-во Восточно-Сибирского института МВД России, 2016. 408 с.
2. Гретчин Р.Н., Цекунов С.О. Актуальные проблемы применения сотрудниками ОВД физической силы и использование специальных средств / Интегральный подход в системе физического воспитания как фактор повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов: сборник материалов 2 Всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2012.
3. Цекунов С.О. К вопросу о силовом задержании преступников, находящихся в автотранспорте / Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов Всероссийского круглого стола. 30 июня 2016 г. Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. - Орел, 2016. 203 с.
= References =
1. Krysin, M.V., Tsikunov S.O. To the question of increase of efficiency of physical preparation of cadets of educational institutions of the MIA of Russia / Improvement of professional and physical training of cadets, listeners of educational institutions and employees of law enforcement agencies: materials of XVIII International scientific and practical conference June 16-17, 2016 / ed. edited by S. A. Karnovich - Irkutsk: publishing house of the East Siberian Institute of MIA of Russia, 2016. 408 p.
2. Gretchin R.N., Tsekunov S.O. Actual problems of the application by police officers of physical force and the use of special tools / Integrated approach in the system of physical education as the factor of increase of efficiency of professional activity of specialists: proceedings of the 2 all-Russian scientific-practical conference. - Khabarovsk: DUI of the interior Ministry of Russia, 2012.
3. Tsekunov S.O. To the question of law enforcement to apprehend criminals in vehicles the Perfection of physical training of law enforcement personnel: collection of materials of all-Russian round table. 30 June 2016 Orel law Institute of Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. - Orel, 2016. 203 р._
(статья сдана в редакцию 30.01.2017)
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 1'17 120